МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA
DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-11014
М. В. СИКСИМОВА
ГБУК «Волгоградская филармония»
Е. В. СМАГИНА
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЦАРИЦЫНА - СТАЛИНГРАДА - ВОЛГОГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ОПЕРНОЙ АНТРЕПРИЗЫ
■I --»» 0 II
История музыкального театра Волгограда - города-героя, известного во всем мире своей ключевой ролью в Великой Отечественной и Второй мировой войнах, складывалась непросто, подчас драматично. В этой связи следует отметить объективные - историко-политические факторы, повлиявшие на сложный путь культурного развития города. Известный под тремя историческими именами как Царицын (с 1589 года - момента основания), Сталинград (с 1925) и Волгоград (с 1961), он пережил длительный период экономического и культурного застоя (с XVI до середины XIX века), трагические события гражданской войны и Сталинградской битвы, трудности послевоенного времени (возрождён буквально из руин и пепла). Укажем и основные векторы социально-экономического развития города: торгово-промышленный - до революции 1917 года, индустриальный -в советское время. Во многом именно поэтому формирование музыкальных традиций, в том числе и связанных со сферой классической музыки и оперным театром как её средоточием, происходило затруднённо, сопровождалось нарушением историко-культурной преемственности.
Несмотря на особую значимость музыкального театра для культурной жизни города на разных этапах его исторического разви-
тия, вопрос о появлении в нем стационарного оперного театра, рассматриваемый в данной публикации впервые, никогда не становился предметом изучения отечественной музыкально-исторической науки. Объектом исследования в статье является процесс формирования оперно-театральных традиций в музыкальной культуре Царицына - Сталинграда - Волгограда, а его предметом - начальный этап (первое десятилетие) творческой деятельности Волгоградской оперной антрепризы, в рамках которого был заложен прочный фундамент оперных традиций в истории музыкальной культуры города.
Становление театральных традиций в уездном Царицыне, входящем в XIX веке в состав Саратовской губернии, начинается сравнительно поздно: лишь в 1872 году в исторических документах встречается упоминание о деятельности труппы антрепренера А. Астапова1. Первые оперные постановки на царицынской сцене, организованные силами гастролирующих антрепризных трупп - товариществ русских артистов, появляются еще позднее -в 1890-х - начале 1900-х годов2.
Возникновение местного оперного театра в Царицыне связано с именем Владимира Михайловича Миллера - купца-миллионера, успешного промышленника, антрепренёра и певца. В 1905 году он создаёт оперную антре-
призу, просуществовавшую на стационарной основе в течение десяти сезонов (до 1915 года). Благодаря его успешной деятельности на сцене сначала арендуемого, а с 1905 года приобретённого им каменного театра «Конкордия» шли многие шедевры русской и зарубежной оперной классики; выступали выдающиеся отечественные артисты: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, солисты Петербургской Императорской Ма-риинской оперы М. и Н. Фигнеры.
В оперных спектаклях участвовал и сам Миллер, выступавший под псевдонимом Богатырев. К примеру, известно об успешном исполнении им партий Радамеса в «Аиде» Дж. Верди, а также Трике и Германа в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского [1, с. 327]. Обладая сильным драматическим тенором, он брал уроки пения у талантливого музыканта, выпускника Московской консерватории, оперного певца и любимца царицынской публики А. А. Серебрякова, работавшего в его театре.
По завершении дореволюционного - царицынского (или «миллеровского») периода в оперной истории города - наступает долгая пауза продолжительностью свыше четверти века.
Возрождение музыкального театра после драматических событий гражданской войны было связано с началом деятельности Сталинградского театра музыкальной комедии, открытого в 1932 году на базе действовавшего с конца 1920-х годов Нижневолжского театрального объединения. Преобладающим жанром в его репертуаре стали оперетты, но в истории театра остались также отдельные примеры оперных и балетных постановок. Так, в 1947 году шли опера «Любовь Яровая» В. Энке и балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева; спустя десятилетие - оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, балеты «Красный цветок» Р. Глиэра и «Эсмеральда» Ц. Пуни [6, с. 4].
Новая глава в оперной истории Волгограда открывается лишь в 1992 году - благодаря подвижничеству небольшой группы музыкантов Волгоградского театра музыкальной комедии, в определенный момент осознавших важность создания в городе-«миллионнике» оперного театра как самостоятельной творческой и организационной единицы. Единственно возможным тогда шагом для воплощения этой идеи стало обращение её инициаторов к модели ан-трепризной оперной труппы.
Инициатором, душой нового театра - Волгоградской оперной антрепризы стал опытный дирижёр, заслуженный деятель искусств
РФ Вадим Николаевич Венедиктов (в настоящее время - главный дирижёр Волгоградского музыкального театра). К началу 1990-х годов музыкант прошёл замечательную профессиональную школу: окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории по классу профессора, народного артиста СССР, выдающегося советского дирижера Н. Г. Рах-лина; работал с симфоническими оркестрами Татарстана, Омска, Йошкар-Олы (республика Марий Эл).
Примечательно, что Вадиму Венедиктову принадлежит заслуга постановки в 1990 году на сцене Волгоградской театра музкомедии первой в его современной истории оперы -«Травиаты» Д. Верди. Именно она не только наметила кардинальный перелом в творческой судьбе театра, открыв для него более широкие репертуарные перспективы, но и предвосхитила рождение нового театрального коллектива3.
История Волгоградской оперной антрепризы делится на два периода. Первый - начало пути (с 1992 года), этап становления; второй - с 2004 года - время обретения самостоятельности, первых творческих взлетов. Только в 2004 году, спустя десятилетие работы в трудных условиях без собственной сцены и постоянного оркестра, театр в статусе государственного учреждения культуры получил новое имя «Царицынская опера» и разместился на постоянной основе в здании бывшего Дворца культуры имени Ленина металлургического завода «Красный Октябрь».
Наряду с дирижером В. Венедиктовым, в труппу нового творческого коллектива вошли известные артисты, ставшие первыми солистами театра: заслуженная артистка РФ Татьяна Тесля (сопрано), народный артист РФ Валентин Вржесинский (баритон), Эльдар Маградзе (тенор), а также молодые вокалисты - Александр Сиксимов (тенор), Лариса Асеева (сопрано) и Наталья Семёнова (меццо-сопрано). Среди основоположников антрепризы отметим также приглашённого хормейстера, заслуженного артиста РФ Леонида Пономарёва, балетмейстера Наталью Макееву и директора Юрия Пятакова.
Организованный в 1992 году антрепризный коллектив, работая на контрактной основе со сборными составами труппы и приглашёнными специалистами - режиссёрами-постановщиками, дирижёрами, балетмейстерами, в течение своих первых сезонов выступал на сцене Центрального концертного зала. Не имея своего оркестра, новый театр активно сотрудничал с Волгоградским симфоническим оркестром
(художественный руководитель - народный артист РФ Эдуард Серов).
Началом творческой жизни Волгоградской оперной антрепризы стала постановка оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, премьера которой состоялась 20 февраля 1993 года. Она была осуществлена приглашённым режиссёром Валерием Раку (Казань) в содружестве с дирижёром В. Венедиктовым. В заглавной роли блистательно выступила Татьяна Тесля.
Это событие вызвало бурную реакцию общественности. Газеты пестрили восторженными отзывами о премьере нового волгоградского театра, долгожданного и оправдавшего надежды с первого же спектакля. «Горожанам предложили добротную режиссуру, высокопрофессиональный оркестр, слитно отработавший со всеми исполнителями, прекрасный вокал обеих примадонн и Александра Сикси-мова, обладателя яркого и сильного тенора, которому не "страшно" фортиссимо оркестра <...> Людям подарили неподдельный праздник <... > - свидание с серьёзным искусством, заведомо не делая скидок на нашу "провинциальность" и не снижая планки строгой требовательности к труппе и оркестру», - читаем в статье «С миру по нитке - городу опера!» критика Ю. Беледина, члена Союза журналистов России [3, с. 4].
Вторая премьера (4 июня 1993 года) - оперетта Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», которую сам автор называл лирической оперой, была призвана доказать способность коллектива работать в различных музыкально-театральных жанрах. Режиссёр-постановщик спектакля Валерий Раку отмечал в одном из интервью: «Приехав в Волгоград, я столкнулся с забытым для меня явлением: <... > такого энтузиазма я не встречал уже давно. Это напоминало атмосферу студийности. Репетиции проходили удивительно легко и интересно» [4, с. 3].
В спектакле, наряду с солистами антрепризы (Виолетта - Т. Тесля, Мадлен - Л. Асеева, Рауль - Э. Маградзе, Марсель - А. Сиксимов, Анри - П. Усков, генерал Фраскатти - В. Врже-синский), участвовали также студенты хорового отделения Волгоградского училища искусств им. П. А. Серебрякова и музыкального отделения педагогического училища.
В целом первый театральный сезон (19921993) Волгоградской оперной антрепризы прошел под знаком «бури и натиска». Нельзя забывать, что создание антрепризы в Волгограде пришлось на сложный и полный противоречий «перестроечный» период в стране, когда
социально-бытовые проблемы в жизни населения стояли чрезвычайно остро, а в культурной жизни региона, как и государства в целом, наблюдалось доминирование масс-культуры при упадке общественного интереса к классике. В этом свете успех премьерных спектаклей нового театра, воспринимавшихся публикой как крупные события в культурной жизни города, представляется особо примечательным явлением.
Далее в течение первого десятилетия Волгоградская антреприза выпустила целый ряд спектаклей. Среди них: оперы П. И. Чайковского («Иоланта» - 1993; «Евгений Онегин» - 1995; «Пиковая дама» - 2000), Ф. Пуленка («Человеческий голос» - 1994), Дж. Россини («Севиль-ский цирюльник» - 1994), Р. Леонкавалло («Паяцы» - 1995), Ж. Бизе («Кармен» - 1996), Дж. Пуччини («Тоска» - 1997), Н. А. Римского-Корсакова («Царская невеста» - 1999).
Для профессионального развития молодого волгоградского театра (в 1996 году он получил название «Музыкальный театр - Волгоградская оперная антреприза») огромное значение имел опыт творческого сотрудничества с целым рядом талантливых мастеров оперной сцены.
Так, постановку «Иоланты» П. И. Чайковского, премьера которой состоялась 11 декабря 1993 года (это был третий по счёту спектакль нового театра, приуроченный к 100-летию со дня смерти великого русского композитора), осуществили приглашённые из Петербурга режиссеры Вадим Милков и Галина Пономарева. Среди солистов, исполнявших «Иоланту», наряду с волгоградскими вокалистами (Иоланта - Т. Тесля / Л. Асеева, Водемон - А. Сиксимов / Э. Маградзе, Эбн-Хакиа - В. Вржесинский), в спектакле принимали участие приглашённые артисты из Астрахани (Рене - А. Антонов, Роберт - В. Белюсенко).
Премьера оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» (1995) стала яркой кульминацией среди оперных постановок первого пятилетия творческой жизни театра. Спектакль был поставлен известным российским режиссёром - народным артистом СССР Владимиром Акимовичем Курочкиным. Заметим при этом, что волгоградской публике представилась уникальная возможность сравнить постановочные трактовки двух актёрских трупп - Волгоградской оперной антрепризы (Канио - А. Сиксимов, Недда - Т. Тесля / Л. Асеева, Сильвио - В. Врже-синский) и Пермского театра оперы и балета (Канио - заслуженный артист УССР, народный артист Узбекистана Г. Ханеданьян; Недда- заслуженная артистка РФ Л. Марзоева, Тонио -
народный артист Грузии А. Шомахия), исполнявших оперный шедевр поочерёдно в два дня - 15 и 16 февраля 1995 года.
Премьеру «Пиковой дамы» П. И. Чайковского (2000) осуществили приглашённые из Москвы режиссер Константин Балакин, заслуженный художник РФ Нина Гапонова и волгоградский дирижёр-постановщик Анатолий Смирнов. Дирижировал спектаклем Михаил Аркадьев (Москва), ставший в 2003 году главным дирижёром театра.
В ряду творческих работ оперной антрепризы особым явлением представляется также постановка оперы «Риголетто» Дж. Верди, осуществлённая в 2001 году в рамках совместного театрального проекта, реализованного волгоградским театром, Волгоградским симфоническим оркестром и артистами московского театра «Геликон-опера». Художественным руководителем спектакля стал главный режиссёр «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, дирижёром-постановщиком - Владимир Стачинский. Режиссуру осуществил С. Куница (ученик Д. Бертмана, на тот момент - выпускник Российской академии театрального искусства). В главных ролях выступили солисты театра «Геликон-опера» Алексей Косарев (Герцог) и заслуженная артистка РФ Татьяна Куинджи (Джильда); заглавную роль исполнил приглашённый артист из Киева Леонид Завирюхин.
Анализ рецензий, появившихся на верди-евский спектакль антрепризы, показал, что модернистское оформление спектакля и нетрадиционная сценография совместной постановки двух театров вызвали сенсационный резонанс у волгоградской публики; а критики определили стилистику спектакля как «смесь из комикса, фильма ужасов и философской сказки» [5, с. 4].
Сотрудничество оперной антрепризы с приглашёнными музыкантами способствовало не только профессиональному росту волгоградских артистов; оно приобщало их к традициям различных оперных и симфонических школ, обогащало бесценным постановочным опытом, имевшимся в стационарных театрах России и зарубежных стран.
2004 год, ставший рубежным для истории театра (в этот год он получил свое новое имя - «Царицынская опера»), был ознаменован новым творческими работами, а также организацией и проведением первого в Волгограде (и регионе в целом) международного оперного фестиваля «Царицынские оперные традиции». В рамках фестиваля прошла премьера комической оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (27 и 29 февраля 2004 года). В спектакле, поставленном заслуженным деятелем искусств РФ Валерием Раку, приняли участие народный артист СССР, ведущий солист Саратовского оперного театра Л. Сметанников в роли Фигаро, а также заслуженный артист РФ В. Григорьев - Бартоло (Саратов), Е. Мосолова - Розина (Нижний Новгород), С. Шамшин - Альмавива (Самара). Рассматривая творческую деятельность театра в исторической перспективе, отметим, что сотрудничество Царицынской оперы с В. Раку, начавшееся ещё в первый год создания антрепризы в Волгограде (1992), продолжается и до настоящего времени. Свидетельством тому - недавняя премьера оперы «Алеко» С. В. Рахманинова, состоявшаяся 8 декабря 2017 года.
Суммируя сказанное выше, отметим, что сегодня волгоградский театр «Царицынская опера» может гордиться своим профессиональным авторитетом и достижениями в области музыкально-театрального искусства, сформированными за четверть века своей истории. Предполагая дальнейшее ее изучение, подчеркнём, что Волгоградская оперная антреприза, появившаяся в 1992 году, по сути, воспроизвела организационный феномен своей исторической предшественницы - царицынской антрепризы В. М. Миллера. Функционируя в этой форме в течение первых десяти лет (до момента переименования в «Царицынскую оперу»), театр сумел объединить лучшие артистические силы региональной академической музыкальной элиты, заложив прочную основу для дальнейшего развития оперных традиций в Волгограде, одном из крупнейших городов Юга России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Информация об этом содержится в донесении полицмейстера Царицына губернатору Саратова [2, с. 110].
2 К примеру, в летний сезон 1895 года опе-
реточная труппа антрепренера М. Е. Максимова ставила на царицынской сцене оперы Дж. Верди «Трубадур» и «Травиата» [1, с. 326]. Первая оперная труппа - антрепренера Н. И.
Собольщикова-Самарина выступила в Царицыне в 1902 году, показав «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Демона» и «Купца Калашникова» А. Г. Рубинштейна [2, с. 111].
3 Показательно, что уже во второй половине 1990-х и 2000-х годах репертуар театра муз-комедии, позднее - Волгоградского муници-
пального музыкального театра включал такие замечательные образцы русской и европейской оперной классики как оперы С. В. Рахманинова («Алеко»), В. А. Моцарта («Свадьба Фигаро») и Д. Россини («Севильский цирюльник»), Г. Доницетти («Любовный напиток»), Д. Пуччини («Богема»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова Г. Летопись театральной жизни Царицына // Стрежень: научный ежегодник. Волгоград: Издатель, 2008. Вып. 6. С. 318-336.
2. Арутюнов Д., Смагина Е. Музыкальный театр дореволюционного Царицына: страницы истории // Проблемы музыкальной науки. 2009, № 2 (5). С. 108-112.
3. Беледин Ю. С миру по нитке - городу опера! // Молодой ленинец - курьер. 1993. 26 февр. С. 4
4. Волгоградская государственная оперная антреприза представляет: Буклет / Сост. и ред. М. Колмакова. Волгоград: Офсет, 1993. 16 с.
5. Ганчикова В. Верди, Бертман, Родина-мать! // Новая газета. 2001. 7 февр. С. 4.
6. Театру музыкальной комедии - 25 лет // Сталинградская правда. 1958. 24 дек. С. 4 (Библиотека государственного архива Волгоградской области).
REFERENCES «
1. Andrianova G. Letopis' teatral'noi zhizni Tsaritsyna [Chronicles of Tsaritsyn's theater life] // Strezhen': nauchnyi ezhegodnik [scientific annual]. Volgograd: Izdatel', 2008. Iss. 6. P. 318-336.
2. Аrutyunov D., Smagina E. Muzykal'nyi teatr dorevoliutsionnogo Tsaritsyna: stranitsy istorii [Musical theatre of pre-revolution Tsaritsyn: history chapters] // Problemy muzykal'noi nauki [Music Scholarship]. 2009. № 2 (5). P. 108-112.
3. Beledin Iu. S miru po nitke - gorodu opera! [Every little bit helps - for the city's opera] // «Molodoi leninets - kur'er». Volgograd. 1993. February, 26. P. 4.
4. Volgogradskaia gosudarstvennaia opernaia antrepriza predstavliaet: Buklet. [Volgograd State Opera Enterprise presents: Booklet]. Sost. i red. M. Kolmakova. Volgograd: Ofset, 1993. 16 p.
5. Ganchikova V. Verdi, Bertman, Rodina-mat'! [Verdi, Bertman, the Motherland Calls!] // «Novaia gazeta». Volgograd. 2001. February, 7. P. 4.
6. Teatru muzykal'noi komedii - 25 let [25 years of Musical Comedy Theatre] // «Stalingradskaia pravda». Stalingrad. 1958. December, 24. P. 4 (Library of State Archive of Volgograd Oblast).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЦАРИЦЫНА -
СТАЛИНГРАДА - ВОЛГОГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ОПЕРНОЙ АНТРЕПРИЗЫ
Авторами статьи впервые в музыкознании рассматриваются основные этапы формирования оперных традиций в музыкальной культуре Царицына - Сталинграда - Волгограда. Особо выделены вопросы о создании и начальном этапе функционирования первого в городе стационарного оперного театра - Волгоградской оперной антрепризы, развернувшей свою деятельность в 90-е годы XX века. Опираясь на новые, в том числе и архивные материалы, исследователи освещают творческую деятельность театра «Конкордия» В. М. Миллера
в Царицыне (1905-1915); оперные и балетные постановки Сталинградского театра музыкальной комедии (в 1940-е - 1950-е годы). Подробно охарактеризована история возникновения первой оперной труппы, работавшей в Волгоградской оперной антрепризе в 1992-2004 годах. Впервые представлен ее состав (Т. Тесля, В. Вржесинский, А. Сиксимов, Н. Семёнова и др.), подчеркнута творческая инициатива по созданию оперного театра дирижёра В. Вене-диктова. Отражен богатый опыт творческого сотрудничества молодого волгоградского
театра с целым рядом ведущих российских мастеров оперной режиссуры: Д. Бертманом и М. Панджавидзе (Москва); В. Милковым (Санкт-Петербург); В. Раку (Казань) и другими. Исследователями проанализирован репертуар первых театральных сезонов Волгоградской оперной антрепризы, дано освещение в прессе отдельных спектаклей. В целом, творческая
деятельность театра трактована в аспекте создания фундамента для дальнейшего развития оперного и балетного жанров на театральной ниве Волгограда.
Ключевые слова: оперная антреприза, театр «Конкордия», В. Миллер, В. Венедиктов, Т. Тес-ля, В. Вржесинский, А. Сиксимов.
MUSIC THEATER OF TSARITSYN -STALINGRAD - VOLGOGRAD: ON THE HISTORY OF OPERA ENTERPRISE
The authors are the first among musicology experts to examine main stages of opera traditions development in the musical culture of Tsaritsyn -Stalingrad - Volgograd. Special emphasis is put to issues of setting up and initial functioning stages of the first permanent opera theater in the city, Volgograd Opera Enterprise started in the 1990s. Relying upon new documents, including newly emerged archive records, the authors cover creative activities of the V. M. Miller's «Konkordia» theater in Tsaritsyn in the years 1905 to 1915; opera and ballet productions of Stalingrad Music Comedy Theater (between 19040s and 1950s). The story of the first opera company working in Volgograd Opera Enterprise since 1992 to 2004 is detailed. For the first time the exact list of its members is given (T. Teslia, V. Vrzhesinsky, A. Siksimov, N. Semenova etc), emphasizing the
creative initiative of V. Venediktov in setting up an opera theater. An consistent report is given on the vast experience of the young Volgograd theater's cooperation with a number of leading masters of the Russian opera directing: D. Bertman and M. Pandzhavidze (Moscow); V. Milkov (St. Petersburg); V. Raku (Kazan) and others. The research analyzes the repertoire of the first theater seasons of Volgograd Opera Enterprise and the media exposure of several productions. In general, the creative activities of the theater is interpreted within the view of creating further groundwork for opera and ballet genres development in the theater life of Volgograd.
Keywords: opera enterprise, «Konkordia» theater, V. Miller, V. Venediktov, T. Teslia, V. Vrzhesinsky, A. Siksimov.
Смагина Елена Владимировна
доктор искусствоведения, профессор Волгоградский государственный институт искусств и культуры Россия, 400001, Волгоград e-mail: evsmagina@yandex.ru Elena V. Smagina Doctor of Sciences (Musicology), Professor Volgograd State Institute of Arts and Culture Russia, 400001, Volgograd e-mail: evsmagina@yandex.ru
Сиксимова Марина Васильевна
начальник отдела творческого планирования ГБУК «Волгоградская филармония»
Россия, 400131, Волгоград e-mail: marinasiks@rambler.ru Marina V. Siksimova Head of Creative Planning Department at Volgograd Philharmonic Society
Russia, 400131, Volgograd e-mail: marinasiks@rambler.ru