СПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ДИРИЖЁРА ВЕРОНИКИ ДУДАРОВОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
УДК 78:930.85
Т. Э. Батагова
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена творчеству выдающегося отечественного дирижёра Вероники Борисовны Дударовой (1916—2009), главного дирижёра и художественного руководителя двух столичных оркестровых коллективов — Московского государственного академического симфонического (1960—1989) и Симфонического оркестра России (1991—2009). Дирижёр широких репертуарных возможностей, Дударова одинаково убедительно интерпретировала сочинения эпохи барокко и венских классиков, романтиков и композиторов XX века. Музыкант была первой исполнительницей симфонических сочинений многих известных отечественных авторов. Трактовки дирижёра впечатляют отточенным чувством стиля и глубинным осмыслением авторского замысла. Дирижёрское искусство Вероники Дударовой знаменует расцвет отечественной музыкальной культуры, оно отличается обаянием и артистизмом, магнетической волей, ярким темпераментом. Ключевые слова: Вероника Дударова, музыкальная культура, дирижёр, дирижёрское искусство, симфонический оркестр, музыкальная интерпретация.
T. E. Batagova
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PERFORMING ARTS CONDUCTOR VERONICA DUDAROVA
IN THE RUSSIAN LITERATURE OF SECOND HALF OF XX CENTURY
The article is devoted to the work of the outstanding Russian conductor Veronika Dudarova (1916— 2009), chief conductor and artistic Director of the capital's two orchestras, the Moscow State Academic Symphony (1960-1989) and the Symphony orchestra of Russia (1991-2009). Being a conductor with wide repertoire capabilities, Dudarova equally convincingly interpreted the works of the Baroque and Viennese classics, romantics and composers of the XX century. The musician was the first performer of symphonic works of many famous Russian authors. Conductor's treatments impress with keen sense of style and deep understanding of the author's intention. The art of the conductor Veronika Dudarova marks the rise of national musical culture, it stands out for its charm and artistry, magnetic will, bright temperament.
Keywords: Veronika Dudarova, musical culture, conductor, conducting, orchestra, musical interpretation.
Небывалый расцвет отечественной музыкальной культуры второй половины XX века во многом связан с развитием музыкального исполнительства в целом и с достижениями школы русско-советского симфонического дирижирования в частности. Появляются дирижёры мирового
уровня, чья деятельность, наравне с творчеством великих русских композиторов, подтверждает выдвигаемый культурологами тезис о музыкальном искусстве как об универсальном «способе познания жизни человеческого духа» (М. Каган). В числе таких уникальных дирижёров осо-
БАТАГОВА ТАТЬЯНА ЭЛЬБРУСОВНА — доктор искусствоведения, профессор кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
BATAGOVA TATYANA ELBRUSOVNA - Full Doctor of History of Arts, Professor of Department of orchestral conducting, Faculty of musical arts, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: batagon@mail.ru © Батагова Т. Э., 2016
бое место занимает Вероника Дударова. Она вошла в историю исполнительского искусства как выдающийся интерпретатор сочинений композиторов-классиков и современных авторов, руководитель двух больших оркестровых коллективов, музыкант-долгожитель. Представительница одной из самых сложных музыкальных профессий, Дударова является практически единственной женщиной-дирижёром, в течение многих лет возглавлявшей один за другим два высококлассных больших симфонических оркестра. Почти тридцать лет, с 1960 год по 1989 год, музыкант являлась главным дирижёром и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра. В тяжелейшее для российской музыкальной культуры время, в 1991 году, она создала новый коллектив -государственный Симфонический оркестр России, которым руководила почти двадцать лет, до самой своей смерти в 2009 году.
Исполнительское искусство Вероники Дударовой жизнеутверждающе и оптимистично, в нём главенствуют высокий романтический дух и экспрессия, отточенное чувство стиля и глубинное осмысление авторского замысла. Широк репертуар дирижёра, которому одинаково близки сочинения доклассической эпохи, венских классиков и романтиков, музыка XX века. Среди наиболее значительных концертных программ и записей В. Дударовой те, в которых звучат произведения П. Чайковского и С. Рахманинова, А. Скрябина и И. Стравинского, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена, И. Брамса и Р. Вагнера, Р. Штрауса и Г. Малера, М. Равеля и К. Дебюсси, С. Прокофьева и Д. Шостаковича, Г. Свиридова и А. Эшпая...
Высочайший профессионализм, истовое служение музыке, феноменальное дарование, вбирающее редкую музыкальность,
впечатляющий артистизм, магнетическую волю и темперамент, интеллект и обаяние,
- всё это отличает дирижёрское искусство Вероники Дударовой, воспитавшей не одно поколение слушателей и музыкантов.
Вероника Борисовна Дударова (19162009) родилась в Баку в семье инженера нефтяных промыслов А. К. Дударова. Выпускник Петроградского технологического института, Асламбек Камбулатович Дударов был музыкально одарённым человеком, любила музыку и его супруга Елена Даниловна, поэтому все три дочери Дударовых - Тамара, Аматхан, Вероника
- получили музыкальное образование. Вероника рано проявила свою одарённость. Уже в три года стала самостоятельно подбирать на рояле по слуху все услышанные мелодии, а в четыре года начала учиться музыке. В шесть лет Вероника поступила в класс для одарённых детей при Бакинской консерватории. Окончив бакинскую школу, Вероника Дударова поступила на фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории в класс Павла Алексеевича Серебрякова (19331937). Здесь Вероника училась не только пианизму, но по-музыкантски взрослела и профессионально совершенствовалась. И всё же девушке не хватало рояля, чтобы выразить свои музыкальные эмоции, мысли и образы. Видимо, поэтому она стала посещать занятия симфонического дирижирования в классе профессора А. В. Гаука в Ленинградской консерватории.
После окончания училища Вероника Дударова переехала в Москву, где год проработала концертмейстером, аккомпанируя солистам-музыкантам и артистам балета. Молодой пианистке довелось выступать с такими прославленными исполнителями, как Д. Пантофель-Нечецкая, И. Козловский, М. Михайлов. В 1938 году В. Дударова поступает на дири-
жёрский факультет Московской консерватории, где учится у Лео Морицевича Гинзбурга. В классе профессора Л. М. Гинзбурга, выдающегося дирижёра и педагога, Дударова проучилась до 1941 года, а продолжила обучение уже после войны в классе профессора Николая Павловича Аносова (1945-1947). В студенческие годы Вероника начала свою самостоятельную дирижёрскую деятельность, дебют Дударовой состоялся в оркестре Центрального детского театра, куда она поступила работать в 1944 году. В следующем году студентка стала ассистенткой главного дирижёра Оперной студии Московской консерватории Н. П. Аносова.
Осенью 1947 года В. Б. Дударова была зачислена в штат Московского областного филармонического оркестра вторым дирижёром. Период самостоятельного творчества продолжился в нескольких удачных проектах. Одним из них стало открытие В. Б. Дударовой кафедры оркестрового дирижирования в Московском государственном институте культуры, где дирижёр проработала заведующей кафедрой в 1959-1960 годах. Ещё один творческий проект связан с работой преподавателем по классу оперно-симфонического дирижирования в Музыкальном училище имени Октябрьской революции в Москве.
В 1960 году Дударова приняла участие в декаде литературы и искусства СевероОсетинской АССР в Москве. Это была большая и серьёзная работа, которую приходилось делать в сжатые сроки. Вероника Борисовна стала фактическим музыкальным руководителем декады, поставила два музыкальных спектакля, вечер балетных фрагментов и заключительный концерт. Работая над опереттой «Весенняя песня» и оперой «Коста» X. Плиева, Дударова вместе с композитором корректировала партитуры, пересматривала оркестровку и темпы, предложила автору дописать
для оперы «Коста» ряд номеров. В результате были созданы сценически яркие, музыкально выразительные спектакли. Особенно важной была работа дирижёра над оперой об основоположнике осетинской литературы Коста Хетагурове. Благодаря первой осетинской опере, которой дирижировала Вероника Дударова, «в национальной театрально-кинематографической традиции сложился образ Коста — народного певца, демократа, трибуна. <...> Режиссёром В. Чеботаревым ("Ленфильм", 1959 год) был снят кинофильм "Сын Иристона" с В. Тхапсаевым в главной роли, музыкой И. Габараева, которой дирижировала В. Дударова» [2, с. 235].
Центральная пресса подчеркнула заслуги дирижёра: «Разговор об исполнителях музыкальных спектаклей декады хочется начать с дирижёра. Вероника Дударова показала себя умным, зрелым музыкантом, её увлечённое и темпераментное дирижирование сглаживало заметные порой недочёты и шероховатости в исполнении отдельных артистов. В трактовке Дударовой были чутко переданы и монументальные драматичные образы оперы "Коста", и комедийные -"Весенней песни"» [7].
В 1960 году В. Б. Дударова стала художественным руководителем и главным дирижёром Московского областного филармонического оркестра, который преобразила до неузнаваемости, превратив в «Московский государственный академический симфонический оркестр». Оркестр в пору рассвета - 1970-1980-е годы - называли «дударовским», подразумевая не только бессменность руководства, но и то, что коллектив был буквально «сотворён» Дударовой заново.
Вероника Борисовна Дударова «оттачивала» оркестр, поступая в соответствии с высказанным когда-то ею самой кредо: «Дирижёр один за всё в ответе».
Репертуар оркестра интенсивно пополнялся новыми сочинениями. Случалось, что сезонный репертуарный список включал свыше ста названий, из которых около трети было новых. Критики отмечали убедительность и свежесть дударов-ских трактовок музыки П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина.
С классической отточенностью, чистотой и в то же время современно, захватывающе по-новому звучали у Дударовой М. Глинка, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен. В масштабности, в высоком пафосе, в органичном сплаве интеллекта и темперамента слышали критики отличие дуда-ровских И.-С. Баха, И. Брамса, Р. Вагнера, Г. Малера. В дирижёрских интерпретациях романтиков - Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Штрауса - впечатляли «сила импровизационного порыва», «сила искреннего чувства»; в исполнении М. Равеля, К. Дебюсси - звукокрасочная изысканность и одухотворённость.
Подлинной страстью, точностью и глубиной прочтения авторского замысла отличались исполнения сочинений советских композиторов - от ставших классическими партитур С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, Т. Хренникова до произведений молодых композиторов, к которым дирижёр относилась с симпатией и интересом. Чутьё и профессионализм дирижёра помогали выявлять в новых партитурах самое лучшее.
Среди композиторов, чью музыку В. Б. Дударова впервые исполнила, записала на радио или грампластинки, а также пропагандировала в концертах, — В. Артёмов, В. Агафонников, А. Бузовкин, В. Бунин, К. Волков, А. Головин, С. Губайдулина, В. Золотарев, В. Калистратов, Л. Клиничев, М. Коллонтай, Е. Кожевникова, З. Левина, А. Луппов, И. Морозов, А. Рыбников, Г. Свиридов, И. Фролов, Е. Фирсова,
А. Хачатурян, А. Холминов, Т. Хренников, Н. Чайкин, А. Чайковский, Ш. Чалаев, Т. Чудова, А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Эшпай и многие другие.
Важной частью жизни оркестра была пропаганда музыкальной классики и воспитание подрастающего поколения через огромную филармоническую концертную работу для детей и юношества, аудиозаписи, выступления на телевидении, участие в различных фестивалях. Дударова со своим оркестром создавала активную музыкальную среду. И если учесть, что повседневная музыкальная «среда воздействует на людей, формируя их умы, культивируя определённые чувственные, моторные и прочие способности, точно так же как генетическая наследственность определяет их физическую структуру» [5, с. 243], то не будет преувеличением утверждение о том, что В. Б. Дударова воспитала несколько поколений музыкально образованных россиян.
Ежегодно коллектив выступал на музыкальных праздниках в СССР и за рубежом, в том числе на столь престижных, как «Русская зима», «Московские звёзды», «Варшавская осень», «Пражская весна», «Варненское лето». На таких музыкальных форумах, как, например, «Московская осень», «Янтарное ожерелье» в Калининграде, «Золотая осень» в Сочи, Волгограде, Московский симфонический оркестр под управлением В. Б. Дударовой бывал неоднократно и выносил на своих плечах основную часть исполнительской нагрузки. Вероника Дударова добилась того, что её оркестр был способен много и напряжённо работать, быстро разучивать новые сочинения, верно чувствовать и передавать различные стилистические направления, быть восприимчивым и к дирижёрским требованиям, то есть быть гибким, мобильным, высокопрофессиональным.
Коллектив много ездил по стране, местная пресса называла приезды Московского симфонического оркестра праздниками, газеты пестрели красноречивыми заголовками: «Наслаждение истинной красотой», «Подарок Вероники Дударовой», «Мастерство, вдохновение», «В атмосфере праздника», «Дарить людям радость»... В основе успеха москвичей лежали такие составляющие, как высокий уровень исполнения, интересные программы, притягательная сила молодости оркестра/дирижёра как единого организма. Оркестр обладал своим звучанием, запоминающимся звуковым обликом, его игру отличала свежесть, эмоциональность, эффект сиюминутности рождения музыки,что, впрочем, не вступало в конфликт с глубиной и убедительностью трактовок.
Подлинный триумф сопутствовал зарубежным гастролям оркестра. Вместе с В. Б. Дударовой Московский симфонический оркестр выступал в Германии, Польше, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Испании, Швеции, Норвегии, Иране, Турции, в странах Латинской Америки.
Вероника Дударова была не только прекрасным дирижёром-«симфонистом», но и замечательным дирижёром-«ансам-блистом». С ней с удовольствием выступали знаменитые музыканты, среди которых певцы И. Козловский, С. Лейферкус, Т. Милашкина, Т. Синявская, скрипачи И. Бочкова, Э. Грач, Г. Жислин, Л. Иса-кадзе, О. Каган, Л. Коган, Г. Кремер, В. Спиваков, В. Третьяков, виолончелистки Н. Гутман, М. Тарасова, пианисты В. Афанасьев, В. Виардо, В. Крайнев, Д. Крамер, Д. Мацуев, Т. Николаева, Н. Петров, М. Плетнёв, А. Слободяник, Г. Соколов и многие другие.
В 1991 году дирижёр создала Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой.
В 2003 году коллектив стал называться государственным Симфоническим оркестром России. Оркестр под руководством В. Б. Дударовой довольно быстро занял одно из ведущих мест среди отечественных исполнительских коллективов. Творческая жизнь нового оркестра вбирала в себя столичные концерты, гастроли по стране, за рубежом, в том числе в Мадриде, Барселоне, Кордове, Андорре, странах Латинской Америки — Аргентине, Перу, Эквадоре и Пуэрто-Рико. Знаменательными стали поездки в Тамбов на Международный фестиваль имени С. В. Рахманинова (1992, 1993), в Воткинск и Ижевск на фестиваль П. И. Чайковского (1993), Рязань (1993), Кострому на Дни славянской письменности и культуры (1996), в Минск на Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь (1995), Смоленск на фестиваль М. И. Глинки.
Государственный симфонический оркестр под руководством В. Б. Дударовой осуществил записи сочинений П. Чайковского, С. Рахманинова, В. Калинникова, А. Лядова, Н. Мясковского, Л. Книп-пера, Р. Глиэра, Д. Кабалевского на компакт-диски. О высоком уровне исполнения говорят положительные рецензии в таких изданиях, как "CD Review magazine". Например, журнал отметил в числе лучших записей 1992 года Шестую симфонию Н. Мясковского в исполнении В. Б. Дударовой и её оркестра.
Насыщенная творческая жизнь Вероники Дударовой стала важным аргументом в преодолении музыкантских стереотипов, утверждающих, что дирижирование является исключительной мужской профессией. Ломать эти стереотипы было нелегко, ибо, как утверждают учёные, «за общественным явлением ограниченной представленности женщин в ряде сфер общественной жизни и деятельности следует искать не только профессиональные,
то есть диктуемые требованиями профессии характеристики, но и выходящие за рамки профессии интересы» [3, с. 82].
Одна из отличительных особенностей дирижёрского искусства В. Б. Дударовой, связанная с силой её воздействия на музыкантов и слушателей, сродни магии, гипнотическому воздействию. На концерте, начиная свой диалог с музыкой, дирижёр вовлекает в общий музыкально-творческий процесс музыкантов и слушателей, включая всех в процесс подлинного коллективного вдохновения. Случалось, слушатели переживали после дударов-ского концерта эмоциональное потрясение сродни катарсису.
Теоретики, пытающиеся осмыслить феномен артистизма и исполнительского мастерства музыканта, называют такой магический дар способностью «вызывать у слушателей (зрителей/аудитории) эмоции заданного качества, способность понимать и управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями других людей» [6, с. 225].
Для дирижёров-практиков это качество определяется сочетанием техники и дара внушения. Так, Л. Гинзбург утверждает, что «в дирижировании проявление дара внушения <...> это своего рода псевдоязык, причём информация, кото-
рую он несёт, наиболее точна. Понимание этой псевдотехники дирижёра и является главным достоинством квалифицированного оркестранта, который обязан уметь выполнять не только тактировочные указания (аналог - словесная речь), но и учитывать все смысловые интонационные детали, характер звучания и артикуляции - словом, те тонкости исполнительской формы, которые, казалось бы, ни в нотах, ни как-либо иначе ничем не выражены, но безошибочно воспринимаются опытными оркестрантами» [4, с. 166].
Вероника Дударова при жизни стала легендой. По мнению великого дирижёра Евгения Светланова, В. Б. Дударова «буквально ошарашила весь музыкальный мир своей волей, неукротимым темпераментом и удивительно точным проникновением в исполняемую ею музыку» [цит. по: 1, с. 53]. Творчество Вероники Дударовой составляет целую эпоху в отечественном музыкальном искусстве. Имя дирижёра стало синонимом эталонного музыкального исполнительства. А такие черты исполнительского облика, как сочетание творческого долголетия с великолепной артистической формой и душевной молодостью, широты интересов - с постоянным художническим ростом и саморазвитием, стали залогом блестящей дирижёрской карьеры.
Примечания
1. Батагова Т. Э. Вероника Дударова. Москва : Музыка, 2001. 198 с.
2. Батагова Т. Э. Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2. С. 233-238.
3. Гертнер С. Л., Китов Ю. В. Гендерные интересы в современной российской культурной реальности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 80-85.
4. Гинзбург Л. М. Избранное: Дирижёры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. Москва : Советский композитор, 1981. 302 с.
5. Денисенко Г. В. Семиотические аспекты исследований музыкальной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 242-246.
6. Майковская Л. С., Буаттура Н.-Э. Артистизм музыканта-инструменталиста: сущность и структура // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 223-227.
7. Петрова К. Искусство Северной Осетии. Музыкальные спектакли // Музыкальная жизнь. 1960. № 17.
References
1. Batagova T. E. Veronika Dudarova. Moscow, Music Publ., 2001. 198 p.