DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14009
Ю. Б. МАШИН
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ИЗ ИСТОРИИ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО КОНКУРСА ДИРИЖЁРОВ ОРКЕСТРА
РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (К ПРОБЛЕМЕ ДИРИЖЁРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
■I ф и
В 2005 году в российском музыкальном образовании произошли события, которые сильно повлияли на всю систему подготовки дирижёров в музыкальных училищах. С введением новых образовательных стандартов количество часов по дисциплине «Дирижирование» было резко сокращено, государственный экзамен отменён и, как следствие, ликвидирована выпускная квалификация «Дирижёр оркестра русских народных инструментов». Сама дисциплина была насильственно переведена в ранг второстепенных и, в определённой мере, стала быстро терять привлекательность для большого числа студентов вузов. Именно в этот тяжёлый период Южно-Российский конкурс дирижёров сыграл значительную роль в деле пропаганды дирижёрской профессии и повышения её престижа в среде молодых музыкантов.
1-й конкурс дирижёров оркестра русских народных инструментов для учащихся музыкальных училищ был организован в 1997 году по инициативе кафедры народных инструментов РГК им. С. В. Рахманинова под руководством зав. кафедрой Л. В. Варавиной. Членами жюри в разное время были преподаватели кафедры народных инструментов: Л. В. Варавина, К. Д. Хурдаян, О. В. Зубченко, Ю. Б. Машин, Г. Ю. Толстенко. Некоторые участники конкурса после окончания училища поступали в консерваторию и продолжали своё обучение в классах дирижирования преподавателей кафедры.
В то время предмет «Дирижирование» для учащихся училищ и студентов вузов был обязательным. Многочисленные оркестры русских народных инструментов в музыкальных школах и дворцах культуры, училищах и консерваториях нуждались в руководителях, и существующая в стране система подготовки кадров обеспечивала эти коллективы профессиональными специалистами. Всеобщее дирижёрское образование для исполнителей на русских народных инструментах было вполне обосновано, поскольку все вышеупомянутые инструменты являются оркестровыми, а воспитание оркестрового музыканта есть важнейшая цель всей системы образования
музыкантов-народников. «Оркестровый человек,
- по словам дирижёра Марка Горенштейна, -это особая профессия» [4]. Однако стать профессиональным оркестрантом, способным в полной мере понимать требования дирижёра оркестра, можно лишь приобретя собственный опыт в постижении основ дирижёрского мастерства. Курс дирижирования, как обязательный предмет в подготовке исполнителя-народника, позволял на практике изучить лучшие образцы мировой музыкальной культуры, расширить кругозор учащихся, подняв их на более высокий профессиональный уровень, соответствующий современному образу исполнителя. «В современной музыке для оркестра народных инструментов,
- писала И. Д. Дунаева, - стали использоваться необычные средства композиторского письма... Поэтому подготовка высококвалифицированного руководителя оркестра . осуществлялось на базе широкого общего музыкального образования» [3, с. 79].
Южно-Российский конкурс молодых дирижёров охватывал все музыкальные училища Юга России. Он проходил раз в два-три года, ставя своей целью выявление талантливых учащихся, проявляющих интерес к дирижёрской профессии. Поскольку до 2005 года курс дирижирования завершался государственным экзаменом, то преподаватели и руководство училищ были заинтересованы как в постоянной качественной подготовке конкурсантов, так и в положительных конечных результатах. Хотя и тогда проблем было предостаточно. В 1986 году Ю. Е. Гуров писал: «В деле подготовки дирижёров оркестра русских народных инструментов достигнуто уже немало, но, вместе с тем, здесь, как и в любой другой, сравнительно молодой отрасли, имеется множество нерешённых проблем. Это и недостаточная теоретическая подготовка, проблема репертуара, небольшой объём практики работы с оркестром и многое другое.» [2, с. 104].
По положению конкурса участник готовил одно произведение, которое дирижировал в первом туре в сопровождении двух роялей, а во втором туре - с оркестром консерватории. Обязательным условием было исполнение му-
зыкального произведения в собственной инструментовке. Последнее служило активным стимулом для преподавателя по дисциплине, с одной стороны, а с другой - являлось крайне важным фактором в общем образовании дирижёра, так как оркестр русских народных инструментов всегда испытывал дефицит репертуара, дающего возможность наиболее полно раскрывать богатейшие возможности оркестра.
Со временем стало ясно, что не все произведения, представленные на конкурс, соответствуют тем стилевым и художественным критериям, которые предъявлялись членами жюри. Появление различных эстрадных и псевдоджазовых обработок, неуместных в формате данного конкурса, потребовало изменений в Положении о конкурсе - к произведению по выбору конкурсантов было добавлено обязательное произведение. В разные годы в обязательный список входили: «Посиделки» А. Кусякова, «Экзотический танец» С. Скотта в инструментовке преподавателя кафедры Г. Ю. Толстенко, а также «Грустная плясовая» Э. Денисова и «В подражание Альбе-нису» Р. Щедрина в инструментовке преподавателя РУИ О. А. Машиной. Включение данных сочинений в обязательную программу позволило расширить репертуарные границы конкурса лучшими образцами советской музыки и дать направление участникам и их преподавателям в творческом репертуарном поиске.
В одном из конкурсов (У1-й) жюри посчитало возможным внести ещё одно изменение в Положение и предложило провести практический обмен опытом: к работе с оркестром были приглашены сами педагоги участников состязания. Большинство преподавателей восприняло новшество с большим интересом. Самыми яркими в заключительном концерте стали выступления О. Машиной (г. Ростов-на-Дону), Ю. Кисеева (г. Таганрог), Н. Беляевой (г. Новороссийск), где в союзе с лауреатами педагоги продемонстрировали как своё профессиональное мастерство, так и оригинальные оркестровки.
В 2006 году в РГК им. С. В. Рахманинова произошло знаковое событие: по инициативе ректора консерватории профессора А. С. Данилова и народного артиста СССР профессора С. А. Когана была создана кафедра оркестрового и опер-но-симфонического дирижирования, которую и возглавил С. А. Коган. В условиях перехода высшего музыкального образования к новым стандартам кафедра оркестрового дирижирования должна была решать возникшие проблемы дирижёрского образования на Юге России. И роль дирижёрского конкурса в сложившейся ситуации была весьма значительна.
Новые реалии педагогического процесса показали всю сложность и неоднозначность учебных реформ. То, что на бумаге чиновникам казалось усовершенствованием, на деле обернулось разрушением сложившихся традиций всего дирижёрского образования. Система подготовки дирижёров в несколько этапов создавалась десятилетиями. Появившаяся в консерватории новая специальность «Дирижёр оркестра русских народных инструментов» оказалась без должной поддержки со стороны начального этапа обучения в училищах. И как результат - недостаток абитуриентов в вузах. А введение второго высшего образование на коммерческой основе отсекло возможность получения новой специальности у значительной части опытных музыкантов.
Сегодня образовательный процесс постепенно реанимируется. И все это благодаря неустанной деятельности преподавателей-энтузиастов, в сложных условиях находящих талантливых молодых музыкантов и работающих с ними по данному направлению подготовки.
Новые исторические условия заставили и организаторов конкурса адаптировать Положение о конкурсе к изменившейся ситуации. VШ-й конкурс 2017 года убедительно доказал необходимость гибкого подхода к организации всех конкурсных мероприятий. Во-первых, учитывая сложности финансирования проезда участников и, приняв во внимание возможности современных интернет-технологий, было решено проводить 1-й тур по видеозаписям. Это значительно расширило количество участников и дало им большую свободу в выборе конкурсных произведений. Во-вторых, была добавлена вторая категория конкурсантов, и к учащимся училищ и колледжей присоединились студенты, магистры и аспиранты вузов. И, в-третьих, конкурсантам, прошедшим во второй тур, для работы с оркестром консерватории было предложено выбрать пьесу по жребию из списка обязательных произведений, который они получили за два месяца до начала второго тура. VШ-й конкурс прошёл динамично, показав, что изменения в Положении и репертуаре принесли свои плоды. Расширилась и география конкурса: были представлены не только учебные заведения Юга России (Ростов на Дону, Краснодар, Таганрог, Майкоп, Шахты, Минеральные Воды, Новороссийск), но и других регионов (Москва, Казань, Белгород). Список конкурсных произведений был составлен из сочинений советских композиторов: Д. Шостаковича, Г. Фрида, М. Матвеева, П. Три-одина, музыка которых принадлежит золотому репертуарному фонду оркестра русских народных инструментов. Впоследствии лауреаты
младшей возрастной категории конкурса стали студентами консерваторий и успешно продолжили своё обучение. Лауреаты старшей возрастной категории работают дирижёрами в различных городах России (Ростове-на-Дону, Москве, Казани, Белгороде).
Однако конкурс обнажил и ряд проблем, существующих сегодня в учебном процессе. В первую очередь, это равнодушие педагогов многих учебных заведений к дирижёрскому образованию, частью которого является конкурс дирижёров. Можно сослаться на объективные причины - это отсутствие государственного экзамена и малое количество часов. И всё же многое зависит от работы конкретных людей. Часто инертность и нежелание преподавателей прилагать усилия в этом вопросе объясняются отсутствием поддержки и понимания со стороны коллег. В условиях «лауреатомании» в инструментальном исполнительстве педагоги-дирижёры сталкиваются с активным нежеланием педагогов-инструменталистов тратить время своих учеников на что-либо ещё кроме специальности. Хотя сами они в своё время получили весь дирижёрский образовательный комплекс и в музыкальном училище, и в консерватории. Естественно, что под таким прессингом и в условиях однобокого музыкального воспитания, учащиеся 16-17 лет неохотно занимаются дирижированием. Конечно, участие в конкурсе дирижёров ещё не гарантия того, что студент станет дирижёром. Но даже мимолётное прикосновение к этой профессии, несомненно, оставит большой след в его памяти, повлияв на общее музыкальное образование и будущую карьеру. Энтузиастами в этой ситуации продолжают оставаться коллективы Ростовского и Краснодарского колледжей искусств, планомерно готовящих своих учеников для участия в конкурсе.
Сегодня регион участников состязания дирижёров расширился до масштабов всей страны, и конкурс получил статус 1-ого Всероссийского (1Х-ого Южно-Российского) открытого конкурса дирижёров оркестра русских народных инструментов. К двум категориям молодых дирижёров
добавлена третья: «без возрастных ограничений». Организаторы надеются, что конкурс будет интересен не только учащимся музыкальных колледжей, студентам вузов, но и их преподавателям, а также практикующим дирижёрам оркестра русских народных инструментов.
Как каждый растущий организм, оркестр русских народных инструментов (его второе название «русский оркестр») прошёл несколько этапов в своём развитии. В начале ХХ1-го века закончился начальный «детский» период его жизни с характерным желанием всё узнать и попробовать. На смену эпохи самодеятельных коллективов с их пёстрой программой пришёл этап профессионализма с большим количеством русских оркестров во многих филармониях страны. Технические и художественные возможности русского оркестра сделали доступными для исполнения все известные стили, направления и жанры оркестровой музыки. Однако на всём протяжении истории оркестра народных инструментов важнейшей проблемой оставался репертуар. Любой перекос в этом направлении вредит как имиджу дирижёра, так и профессиональной репутации оркестра. «Проблема развития репертуара, - отмечает Ю. Н. Шишаков, - всегда была и будет актуальной, ибо репертуар является проводником идей, которые, в конечном счете, определяют основу существования данного вида искусства» [5, с. 7]. Формат 1-ого Всероссийского конкурса предполагает академическое направление, как единственно возможное для эволюции оркестра от первых шагов любительского ансамбля к профессиональному концертному коллективу, способному успешно решать самые высокие художественные задачи в контексте современной российской музыкальной культуры. «Формы социального бытования музыки, одной из которых является оркестр русских народных инструментов, - пишет В. Д. Биберган, - должны отражать наше время, и, следовательно, современную духовную жизнь человека, иначе эти формы окажутся устаревшими, искусственными, не отвечающими запросам новых поколений» [1, с. 74].
ЛИТЕРАТУРА
1. Биберган В. Размышления композитора об эволюции оркестра русских народных инструментов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Том 207. С. 74-80.
2. Гуров Ю. Развитие внутреннего слуха начинающего дирижёра // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дири-
жёра: сборник трудов. Вып. 85. М.: ГМПИ, 1986. С. 104-111.
3. Дунаева И. Из истории дирижёрского образования в России // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижёра: сборник трудов. Вып. 85. М.: ГМПИ, 1986. С. 79-103.
4. Марк Горенштейн: «Оркестровый человек - особая профессия». URL: https://www. classicalmusicnews.ru/interview/gorenstein-orkestrovyi-chelovek-osobaja-prafessija/.
5. Шишаков Ю. Основные тенденции развития репертуара для русского народного оркестра // Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: сборник трудов. Вып. 85. М.: ГМПИ, 1986. С. 7-14.
REFERENCES
1. Bibergan V. Razmyshleniya kompozitora ob ehvolyucii orkestra russkih narodnyh instrumentov [Reflections of the Composer on the Evolution of the Orchestra of Russian Folk Instruments] // Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2015. Vol. 207. P. 74-80.
2. Gurov Yu. Razvitie vnutrennego sluha nachinayushchego dirizhera [The Development of Internal Hearing of a Novice Music Conductor] / Orkestr russkih narodnyh instrumentov i problemy vospitaniya dirizhera: sbornik trudov. Vol. 85. Moscow: Gnessin Musical Pedagogical Institute Press, 1986. P. 104-111.
3. Dunaeva I. Iz istorii dirizherskogo obrazovaniya v Rossii [From the History of Music Conductor Education in Russia] / Orkestr russkih
narodnyh instrumentov i problemy vospitaniya dirizhera: sbornik trudov. Vol. 85. Moscow: Gnessin Musical Pedagogical Institute Press, 1986. P. 79-103.
4. Mark Gorenshtejn: «Orkestrovyj chelovek -osobaya professiya. [Mark Gorenstein: "Orchestral man is a special profession"]. URL: https://www. classicalmusicnews.ru/interview/gorenstein-orkestrovyi-chelovek-osobaja-professija/.
5. Shishakov Yu. Osnovnye tendencii razvitiya repertuara dlya russkogo narodnogo orkestra [The Main Trends in the Development of the Repertoire for the Russian Folk Orchestra] / Orkestr russkih narodnyh instrumentov i problemy vospitaniya dirizhera: sbornik trudov. Vol. 85. Moscow: Gnes-sin Musical Pedagogical Institute Press, 1986. P. 7-14.
ИЗ ИСТОРИИ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО КОНКУРСА ДИРИЖЁРОВ -- ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ--
Оркестр русских народных инструментов, как никакой другой, развивался с начала ХХ-го века невероятно стремительно, постоянно совершенствуя свои технические и художественные возможности. Огромная роль в этом принадлежит композиторам, которые создавали свои оригинальные сочинения для данного типа оркестра, а также дирижёрам, сумевшим воплотить их творческие замыслы, и, конечно, орке-стровщикам, постоянно обогащающим учебный и концертный репертуар. В связи с этим сложившаяся в России система образования дирижёров оркестра прошла за последние десятилетия сложный, тернистый путь. Для подготовки профессиональных дирижеров, способных решать такие сложные задачи, была создана двухэ-тапная система образования: училище - вуз, где музыканты-народники получают необходимые
знания и навыки. Неоценимый вклад в эту систему образования вносят конкурсы дирижеров, как творческий стимул в развитии молодых музыкантов. Южно-Российский конкурс дирижёров оркестра русских народных инструментов, основанный в 1997-м году в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, продолжает лучшие традиции российского дирижёрского образования. Расширенный и усовершенствованный сегодня он назван Всероссийским открытым конкурсом дирижёров оркестра русских народных инструментов и пройдёт 11-12 марта 2019 года в Ростове на Дону.
Ключевые слова: Южно-Российский конкурс дирижёров, оркестр русских народных инструментов, дирижёр оркестра, дирижёрское образование.
FROM THE HISTORY OF THE SOUTH-RUSSIAN COMPETITION OF RUSSIAN FOLK MUSICAL INSTRUMENTS ORCHESTRA CONDUCTORS (TO THE PROBLEM OF MUSIC CONDUCTOR EDUCATION)
The orchestra of Russian folk instruments, like no other, has been developing since the beginning of the 20th century incredibly rapidly, constantly improving its technical and artistic capabilities. A huge role in this process belongs to the composers who created their original compositions for this type of orchestra, as well as to the conductors who were able to embody their creative ideas, and, of course, to the orchestrators who constantly enrich the educational and concert repertoire. In this regard, the education system of orchestra conductors that has developed in Russia has gone through a difficult, thorny path in recent decades. For the training of professional conductors capable of solving such complex tasks, a two-stage education system was created: the college is a university
where the musicians get necessary knowledge and skills. A really great contribution to this educational system is made by conductor competitions as a creative stimulus in the development of young musicians. The South-Russian Competition of Conductors of the Russian Folk Orchestra, founded in 1997 in Rachmaninov Rostov State Conservatory continues the best traditions of Russian music conductor education. Today the Competition, advanced and improved, is called the All-Russian Open Competition of Conductors of the Orchestra of Russian Folk Instruments. The nearest one will be held on 11-12 March, 2019 in Rostov-on-Don.
Key words: South-Russian Competition of Conductors, Russian Folk Orchestra, orchestral conductors, music conductor education.
Машин Юрий Борисович
композитор, дирижёр заведующий кафедрой оркестрового и оперно-симфонического дирижирования Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Yuri B. Mashin
composer, conductor Head of the Department of Orchestra and Opera-symphony Conducting Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]