ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Инновационные формы работы дирижёра со студенческим камерным оркестром консерватории (из личного опыта)
Имамов У. З.
Имамов Улугбек Зуннунович /Imamov Ulugbek Zunnunovich - профессор, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается работа дирижёра со студенческим оркестром. На личном опыте автором показываются инновационные формы работы с учащейся молодёжью республики.
Abstract: the article deals with the work of the conductor with the student orchestra. On a personal experience of the author demonstrates innovative ways of working with young students of the republic.
Ключевые слова: обучающийся, обучаемый, оркестр, инновационные формы, дирижёр.
Keywords: the student, the student orchestra, innovative forms, conductor.
Художественное руководство и дирижирование студенческим исполнительским коллективом являются наиболее сложным видом творческой деятельности педагога-музыканта. Она всегда, в сущности, инновационна, так как предполагает неустанный поиск нового. Особенно показательна в этом отношении работа с камерными коллективами, где каждый исполнитель является солистом, яркой индивидуальностью. При этом специфика коллективного музыкального исполнительства заключается в том, что все индивидуальности, входящие в состав исполнительского коллектива, являются частью единого целого, управляемого дирижёром.
Что касается руководства студенческим камерным оркестром Государственной консерватории Узбекистана, то личный многолетний опыт автора этих строк подтверждает, что оно всегда было направлено на поиск новых путей в науке, тенденций, отвечающих образовательным требованиям и эстетическим запросам слушателя. Состав участников оркестра формируется из талантливых музыкантов, лауреатов республиканских и международных концертов. Каждому оркестранту предоставляется возможность выступать в качестве солиста. Это принципиально важный момент в организации деятельности оркестра. В соответствии с личностными особенностями исполнительских индивидуальностей студентов формируется репертуар, способствующий реализации творческих возможностей каждого участника коллектива. Такая форма работы с оркестром является инновационной в своей основе и даёт прекрасный художественный результат.
Студент в итоге получает возможность проявить свою индивидуальность как в качестве солиста, так и ансамблиста, участника оркестра. Наиболее ярко и многообразно инновационные формы работы с оркестром проявляются в выборе репертуара, где раскрывается творческое мышление дирижёра, его художественный вкус и интеллект.
Репертуар студенческого камерного оркестра формируется на основе идейно -художественных и дидактических принципов, предполагает разнообразие тематики, жанров, стилей. Он должен заинтересовать и увлечь студентов своей перспективой, пробудить их воображение и творческую фантазию.
Учебно-педагогический и концертный репертуар складывается из следующих параметров:
• мировая музыкальная классика;
• узбекская и современная зарубежная музыка.
Стремление отойти от стереотипов, открыть слушателям новый звуковой мир требует от художественного руководителя и дирижёра не только глубоких знаний, но и творческой инициативы, а также интуиции, подсказывающий ему выбор тех или иных сочинений для работы с оркестром.
В этом смысле из поистине необъятного океана музыкальной продукции всех эпох и народов дирижёру надлежит сделать выбор и остановиться на чём -то одном, конкретном и найти свой собственный индивидуальный путь исполнительской интерпретации.
«Современный дирижёр, - подчёркивает Артур Лазер, - в первую очередь -исполнитель. Он должен обладать индивидуальностью, способностью субъективного истолкования произведения, свойственной виртуозам (на сольных инструментах). Он - «виртуоз ансамбля» и должен блистательно владеть «техникой дирижирования» во всех её тонкостях и деталях, иначе он не сможет беспрепятственно проявить себя как исполнитель [1, с. 201].
В непосредственном общении со студентами руководитель коллектива устанавливает взаимовлияние, планомерно строит коммуникативные процессы. «Психологической основой, «цементирующим» материалом, - пишет Г. Ержемский, -объединяющим в единую систему деятельности дирижёра и оркестр, является взаимопроникающее влияние руководителя и коллектива» [2, с. 43].
Создание творческого контакта между дирижёром и студенческим оркестром обеспечивает успешность инноваций, их реализацию в соответствии с интересами и запросами музыкантов.
Руководитель коллектива обязан быть инициативным, уметь находить репертуар художественно ценный и интересный студентам.
«Дирижерская профессия, - по утверждению Кирилла Кондрашина, - требует от исполнителя большой мобильности» [3, с. 13].
Мобильность руководителя является залогом успешной деятельности коллектива. Находить уникальные партитуры и обновлять учебный и концертный репертуар - это одна из главных задач руководителя оркестра.
Так, благодаря моей личной инициативе, стало возможным первое исполнение в Узбекистане таких замечательных сочинений как Шестая симфония Иоганна Христиана Баха, Третья соната для струнных инструментов Джоаккино Россини, Четвёртый концерт для скрипки с оркестром Анри Вьетана, Романс для камерного оркестра Сергея Рахманинова и другие.
Безусловно, первое исполнение произведения всегда является инновацией. В числе исполнительских инноваций студенческого камерного оркестра консерватории следует назвать и такие премьеры, как «Кол Нидрей» для виолончели и оркестра Макса Бруха, солист - лауреат международных конкурсов Ойбек Имамов. Первый концерт для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса, солист - Улугбек Имамов. Среди инновационных проектов, осуществлённых мною с данным коллективом, невозможно не упомянуть такие премьеры как Камерная симфония Дмитрия Шостаковича - обработка Восьмого струнного квартета Рудольфа Баршая, цикл пьес «Марш деревянных солдатиков», «Зимнее утро», «Нянина сказка», «Старинная французская песенка» из фортепианного «Детского альбома» Петра Чайковского в оркестровке Рудольфа Баршая.
Исполнение всех вышеперечисленных произведений вызвало большой интерес музыкальной общественности, и было горячо встречено широкой слушательской аудиторией. Разработки инновационных проектов, сочетающих образовательные и просветительские цели и задачи, имеют огромное значение в творческом развитии молодёжи, повышении общегуманитарной культуры и интеллекта.
Инновационные формы работы - это гибкий, подвижный механизм, сущность которого заключается в способности идти в ногу со временем, опережать своё время и
находить новые пути дальнейшего развития музыкального искусства, облагораживающего души и формирующего сознание слушателя.
Литература
1. Лазер А. Современный дирижёр // Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. С. 194-202.
2. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М.: Музыка, 1988. 80 с.
3. Кондрашин К. П. Мир дирижёра. Ленинград: Музыка, 1976. 192 с.
Инструментальные концерты Рустама Абдуллаева: обновление жанра Галущенко И. Г.
Галущенко Ирина Георгиевна / Galushenko Irina Georgiyevna - кандидат искусствоведения,
профессор, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена пропаганде инструментальных концертов известного в Узбекистане композитора Рустама Абдуллаева. На конкретных примерах показана его роль в подготовке подрастающего поколения. Abstract: the article is devoted to the promotion of instrumental concertos the composer known in Uzbekistan Rustam Abdullayev. On concrete examples of its role in the training of the younger generation is revealed.
Ключевые слова: композитор, концерт, инновационные формы, жанры. Keywords: composer, concert, innovative forms, genres.
Инструментальный концерт, являющийся одним из сложнейших жанров музыкального искусства, привлекает узбекского композитора Рустама Aбдуллаева своей инновационной природой, соревновательностью, взаимодействием солиста и оркестра, возможностью поиска новых форм концертирования. Композитору принадлежит ряд концертов для различных инструментов с оркестром, с большим успехом исполняющихся в Узбекистане и за рубежом.
Художественная ценность инструментальных концертов Aбдуллаева заключается в образных сферах, которые в них раскрыты. «Восприятие музыки, - по глубокому наблюдению Мстислава Смирнова, - основано на активном пробуждении в слушателе его эмоций, его мыслей, его миропонимания» [1, c. 8]. Именно на это направлена драматургия инструментальных концертов Aбдуллаева. Aктивная энергетика и медитативная рефлексивность музыки концертов воспринимаются как отражение многообразия окружающей жизни, токкатность бега неумолимого времени, внутренних душевных движений.
Инструментальные концерты Aбдуллаева характеризуются глубокой национальной почвенностью, получающей яркое выражение в мелодике, ритмике, ладовой организации музыкального материала, фактуре, оркестровке, формообразовании. Претворение в сочинениях широкого круга источников -инструментальных наигрышей, речевых интонаций художественно обогащают их образно-эмоциональную сферу. Переосмысливая жанры узбекского национального наследия, композитор подчиняет их воплощению концептуальной идеи, раскрытию образно-эмоционального содержания музыки.