Научная статья на тему 'КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОПЕРНАЯ СЦЕНА ТОМСКА 1900—1920 годов'

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОПЕРНАЯ СЦЕНА ТОМСКА 1900—1920 годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опера / оркестр / антрепренер / дирижер / Томск / конфессия / opera / orchestra / entrepreneur / conductor / Tomsk / denomenation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович, Ткаленко Ярослав Владимирович

В статье приведены результаты анализа деятельности оперных трупп, работавших в Томске в 1900-1920-х годах. Рассмотрен репертуар ведущих оперных антреприз. Авторами статьи сделан вывод о том, что оперная сцена города Томска являлась существенной частью музыкальной культуры города. Собранные материалы свидетельствуют об огромном влиянии интернациональной оперной музыки на межконфессиональную жизнь общества того времени. В Томске звучала музыка более чем тридцати оперных композиторов. Было поставлено более шестидесяти оперных спектаклей. Рассмотрены аспекты отношения представителей различных конфессий к оперным спектаклям. Приведены сведения о работе в Томске известных оперных певцов И. И. Березнеговского и В. С. Клопотовской. Статья иллюстрирована редкими иллюстрациями из частных собраний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional traditions and the opera stage of Tomsk in 1900—1920s

The article shows the results of analysis of the opera companies operated in Tomsk in the 1900-1920s. The repertoire of the leading opera enterprises is considered. The authors have concluded that the opera scene of Tomsk was an essential part of the town’s musical culture. The collected data show an enormous influence of international opera music on interdenominational society of that time. The music by more than thirty opera composers could be heard in Tomsk. More than 60 opera performances were put on stage. The aspects of different denominations representatives’ relation to opera performances are considered. Information on the work of Tomsk famous opera singers I. Bereznegovsky and V. Klopotovskaya is provided. The article is illustrated with rare images from private collections.

Текст научной работы на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОПЕРНАЯ СЦЕНА ТОМСКА 1900—1920 годов»

ВЕСТНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ № 3 (9) - 2015 УДК 78. 072. 2

С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОПЕРНАЯ СЦЕНА ТОМСКА 1900-1920 годов

ибирские города развивались как города интернациональные и многоконфессиональные. Эти особенности сказывались и на развитии музыкальной культуры.

В XVIII веке в Томске впервые появляются представители европейской музыкальной культуры. Это были пленные шведы, немцы, австрийцы. Первая треть XIX века и 1860-е годы стали временем появления в Томске ссыльных поляков и литовцев. А уже первое двадцатилетие ХХ-го века способствовало притоку в город чехов, румын, украинцев.

Именно в этот период музыкальная культура Томска явила яркий пример развития межконфессиональных традиций. Свидетельством этого стали гастроли многочисленных артистических трупп.

Томск в начале XX века был городом, в котором сосуществовали самые различные конфессии: православная, католическая, иудейская. Верующие всех основных конфессий имели свои молитвенные храмы, представлявшие красивые монументальные сооружения, возведенные по проектам известных зодчих.

Огромной архитектурной жемчужиной выделялся Троицкий собор. Его строительство было сопряжено с рядом трудностей: почти готовый собор в 1850 году обрушился. Был достроен окончательно к 1900 году и простоял до начала 1930-х годов, когда вновь не устоял перед натиском советской идеологии.

В Троицком соборе всегда был прекрасный хор, которым руководили самые опытные регенты Томска. В дни больших церковных праздников властной руке регента подчинялся хор из 700(!) человек.

© С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко, 2015

Католическая конфессия Томска была одной из самых активных организаций в Сибири не только как религиозная, но и как общественная организация. Еще в первой трети XIX века в Томске был построен польский костел.

В костеле за время его существования были установлены два органа: первый -домашнего типа и второй, комнатный орган, разрушенный в 1930-1940-е годы. В костеле часто проходили музыкальные собрания, участие в которых принимали не только члены римско-католической общины, но и православные музыканты.

Лютеране Томска также имели молитвенный храм - кирху, расположенную в самом центре города около входа в городской сад. В кирхе для богослужений и редких концертов использовалась фисгармония.

Постановки отдельных сцен из опер, отдельных актов опер и полных опер в Томске восходят к последней трети XIX века. Постоянных артистических трупп в городе тогда не было, как и не было театральных зданий. В 1870-е годы городские власти построили небольшой деревянный театр, который имел партер, ложи, балкон. После сноса ветхого здания этого театра оперы и драматические спектакли несколько лет шли в деревянном здании военного манежа, где были обустроены сцена и зрительские места.

В середине 1880-х годов было построено каменное здание на средства купца Евграфа Королева, который поначалу и распоряжался приглашением театральных трупп. Театр сгорел в результате пожара во время первых революционных событий 1905 года, и позднее для оперных спектаклей в основном использовалась сцена Общественного собрания (илл. 1). Это был довольно уютный зал на

С

Илл. 1. Общественное собрание города Томска (конец XIX века)

350 мест с небольшой сценой, но акустические свойства зала были не очень блестящими.

Иногда для оперных спектаклей, которые ставились силами местных профессионалов и любителями музыки, использовалась сцена в зале Народной бесплатной библиотеки (илл. 2).

В репертуаре доминировали, конечно, итальянекие оперы. Великий Джузеппе Верди был представлен девятью опера-

ми, среди которых были достаточно редко шедшие в России «Бал-маскарад» и «Сила судьбы». Почти все оперы Верди впервые прозвучали в Томске в конце XIX века.

Плодотворным был сезон 1899-1900 годов. Это был один из самых продолжительных сезонов: с августа по февраль, и он был насыщен премьерными для Томска постановками. Было исполнено 7(!) опер Д. Верди: «Аида», «Бал-маска-

Илл. 2. Народная бесплатная библиотека Томска (начало XX века)

Жидовка

^Р 5 Я 5,1 СД ЗА РА.

Илл. 3. Ноты арии Елеазара из оперы Л. Галеви «Жидовка»

рад», «Отелло», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Эрнани». Оперы «Отелло» и «Эрнани» были исполнены впервые. В репертуаре труппы, руководимой опытными дирижерами И. Г. Тиме и И. И. Балакшиным-Карским, были выдающиеся певцы, несшие всю тяжесть постановок: сопрано В. А. Ле-минская, А. А. Картавина, К. С. Нума-Соколова, тенор С. X. Эгиазаров, бас Ю. И. Шакуло, баритон Н. Шевелев.

Томичи смогли познакомиться с премьерами русских опер «Маккавеи» А. Рубинштейна, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Упомянутый сезон оказался настоящим пиршеством для любителей оперы: тридцать опер и более десяти оперетт. Подобная практика провинциальных трупп той поры легко объяснялась финансовыми проблемами. Наполняемость и сборы от продажи билетов были небольшими и приходилось это компенсировать разно-

образием репертуара: каждый день - новая опера. Разумеется, это шло в ущерб качеству спектаклей. Надо добавить сюда немногочисленные хоровые группы, усиленные по случаю местными певцами, неукомплектованные оркестры... И все же, трудно переоценить подвижническую деятельность оперных трупп начала XX века.

Отдельного разговора заслуживают сложные взаимоотношения между премьерами в труппе. Большинство дирижеров и певцов были представителями еврейской нации, что вызывало негативные рецензии и отзывы о спектаклях в томской прессе. Особенно характерен в этом отношении период, именуемый в историографии «реакцией» - с 1905 по 1909 годы.

Ставились также оперы Д. Россини, Г. Доницетти, Р. Леонкавалло, А. Пон-кьели. Все эти оперы были написаны композиторами-католиками. Их постановки поддерживались членами римско-католического сообщества Томска.

Музыка композиторов-лютеран была представлена именами Р. Вагнера и А. Лортцинга. Опера «Царь-плотник» А. Лортцинга была поставлена в 1910 году.

Французская опера была представлена в этот период произведениями композиторов Д. Мейербера, Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Сен-Санса, А. Тома, Ж. Бизе. Д. Мейербер и Ж. Массне были представлены каждый тремя операми. Творчество Ж. Массне было представлено операми «Наваррянка», «Вертер» и «Таис». Классик французской музыки Д. Мейербер явил свое творчество через оперы «Африканка», «Роберт-Дьявол» и «Гугеноты».

Известно, что опера Мейербера «Гугеноты» долгое время в России шла под другими названиями, так как Священный Синод не разрешал использовать намеки на религиозный смысл даже в названии этой оперы. В конце XIX века запрет уже игнорировался театральными деятелями, и конфессиональный текст оперы полностью явился перед слушателями. В Томске первое исполнение отдельных сцен из «Гугенотов» состоялось

в 1891 году, а полностью опера была исполнена в 1899 году. Исполнялась также опера Л. Галеви «Жидовка», которая в Томске всегда исполнялась под этим названием, несмотря на неодобрение церковных властей. Популяризации многих опер способствовали нотные издания, которые в изобилии имелись в музыкальном нотном магазине и в музыкальной библиотеке, принадлежавшим купцу П. И. Макушину (илл. 3-4).

Отечественная оперная классика в рассматриваемый период в количественном отношении была представлена слабее. Общее количество русских опер было почти в два раза меньше, чем зарубежных. На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что отечественные оперы были как бы более известны зрителю, и антрепренеры старались заинтересовать слушателей западными операми, включая не только классику, но и оперы молодых композиторов.

Тем не менее, постановки русских опер на героико-исторические сюжеты вызывали огромный интерес среди жителей города. Эти оперы занимают значительное место в творчестве Чайковского, Римского-Корсакова, Серова.

Первыми русскими операми, исполненными в Томске, стали «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского в конце

XIX века. Именно в этих операх зрителей привлекал конфессиональный подтекст: в первой опере это борьба православной Руси и католического мира. Во второй опере это конфликт христианства и язычества. В самом начале

XX века томичи смогли услышать оперы «Опричник», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста». Масштабные оперы «Хованщина», «Князь Игорь» были поставлены в 1912 году.

Анализ репертуара первого двадцатилетия XIX века показывает, что в рассматриваемый период томичи больше всего слушали «Руслана и Людмилу» М. И. Глинки, «Русалку» А. С. Даргомыжского, «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Евгения Онегина», «Мазепу» и «Пиковую даму» П. И. Чайковского,

«Дубровского» Э. Ф. Направника. Все рекорды побил «Евгений Онегин» - опера включалась в гастрольную афишу более десяти раз, затем шли «Борис Годунов» и «Пиковая дама» (по 8 раз), «Русалка» и «Дубровский» (по 5 раз). Оперы ♦Руслан и Людмила» и «Мазепа» значились в афишах по 3 раза. Обращает на себя внимание наличие в репертуаре оперных трупп таких сложных в постановочном отношении спектаклей, как «Руслан и Людмила» и «Борис Годунов», что свидетельствовало о высоком профессионализме и чувстве ответственности гастролеров. Отметим, что в весеннем сезоне 1912 года «Борис Годунов» прозвучал в Томске впервые.

В разные годы в этих пушкинских операх томичи слушали великолепных артистов: О. Асланову, Н. Ван-Брандт, К. Иорданскую (сопрано); А. Евгеньеву, Е. Платонову (меццо-сопрано); А. Бона-чича, Н. Гукасова, М. Дубровина, Г. Ко-

Риголетто

ла Мд1а лл

Баллада

йАпыкэ

Дм Вши.

Илл. 4. Ноты баллады Герцога из оперы Д. Верди «Риголетто»

МП

Хоръ Стракниковъ

„ТАНГЕЙЗЕРЪ"

ОГР Тфртепий А.тэ к: 1 л

Р&АГПЕРь

М

— РИд*г

1Шадпег,

-■ч.рт,

шма Г-1|Чв1_ыв.

ЫГь-Ки

Р. ± II и Г п г - . г ш па 1-

Илл. 5. Ноты хора пилигримов из оперы Р. Вагнера «Тангейзер»

миссаржевского, А. Корчмарева, А. Кос-таньяна, К. Лебедева, А. Секар-Рожан-ского (теноры), А. Бастьянова, Н. Мадае-ва, М. Максакова (баритоны); И. Берез-неговского, В. Гагаенко, М. Горяинова, А. Порубиновского (басы).

Количество опер, исполненных в Томске в эти годы, впечатляет. Всего за период 1900-1920-х годов томичи услышали более 60 опер. С довольно значительным перевесом преобладали оперы иностранных композиторов: их было исполнено около сорока.

Интересным оказался конец 1906 года для любителей музыки. В Томск приехала труппа под управлением известного провинциального антрепренера Н. А. Бубнова. Состав труппы был внушительным - около 100 человек. В газетах эти гастроли были поданы как «зимний оперный сезон». Выступления, действительно, более всего были таковыми: почти три месяца выступлений, около 25 опер и несколько

оперетт. В составе труппы особенно выделялись лирико-колоратурное сопрано Елена Викторовна Де-Вос-Соболева и бас-баритон Николай Петрович Чистяков. Их выступление в день открытия гастролей в спектакле «Аида» Д. Верди вызвало восторженное одобрение томской публики. Этот коллектив показал впервые в Томске оперу П. И. Чайковского «Черевички». Спектаклями дирижировали опытные дирижеры А. Э. Маргулян и Н. Н. Карташев. Проницательные томские критики, скрывшиеся под псевдонимами «Аккорд» и «Трезвучие», все же отметили малочисленность оркестра, отсутствие в его составе фагота и другие шероховатости.

Отмечая элементы межконфессиональности репертуара труппы, можно вновь подчеркнуть включение опер «Гугеноты» Д. Мейербера и «Жидовка» Л. Галеви. Неизменный интерес публики вызывали русские оперы с историческими сюжетами «Князь Игорь», «Царская невеста» и оперетта П. Шенка «Хаджи-Мурат».

Ярому критику Д. Мейербера Рихарду Вагнеру «везло» с постановками его опер в Томске гораздо меньше. Лишь две оперы Р. Вагнера прозвучали в Томске: «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

Опера «Тангейзер» была исполнена всего один лишь раз - 24 ноября 1912 года (илл. 5).

Это событие состоялось в осенний сезон, когда Томск посетила труппа под названием «Русская опера», руководимая М. К. Максаковым - выдающимся певцом-актером, режиссером, педагогом, организатором оперно-театрального дела. Для любителей оперы гастроли труппы были настоящим пиршеством. Вряд ли когда-нибудь другой оперный коллектив привозил в Томск такой богатейший репертуар. Шесть спектаклей были на сюжеты А. С. Пушкина - «Русалка», «Борис Годунов», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Дубровский». Сам Максаков был занят в 5 из этих 6 пушкинских опер. С подлинно трагической силой и страстью он рисовал муки Бориса и Кочубея. Был

интересным Томским. Дикая и наглая необузданная сила чувствовалась в его Троекурове. Интересным было исполнение им роли Евгения Онегина.

Практически без повторов прошли три десятка опер, из них три оперы были исполнены в Томске впервые («Садко», «Хованщина» и «Тангейзер»). «Тангей-зер» Р. Вагнера был выбран для бенефисного спектакля популярного драматического тенора А. В. Секар-Рожанского, который был одним из лучших исполнителей этой партии в России. Вместе с ним в спектакле партию Вольфрама исполнил сам антрепренер Максаков, у которого эта роль была в числе любимых. Спектакль был поставлен известным режиссером и певцом П. П. Рос-солимо. Дирижировал оперой опытный дирижер Борис Гесс.

Труппа М. Максакова была большой по составу: 24 солиста, собственный хор и оркестр по 30 человек. Особо реклама подчеркивала, что опера приехала со своими (I) париками, прическами и декорациями.

Состав труппы был интернациональным: немец Максаков, поляк Секар-Ро-жанский, русские певцы и певицы. Отметим, что в труппе Максакова в нескольких спектаклях выступал баритон Константин Ардатов, который впоследствии остался работать в Томске до начала 1920-х годов и был некоторое время директором Томского музыкального училища.

Выступления оперной труппы Максакова вызвали в Томске большой интерес, все спектакли получили одобрение местных музыкантов. Интерес вызвали постановки опер «Садко» Н. А. Римского-Кор-сакова и «Африканка» Д. Мейербера, в которой в одной из ведущих партий то-мичи услышали великолепное драматическое сопрано певицы Ольги Аслановой.

«Лоэнгрин» был исполнен в Томске лишь однажды - 31 июля 1914 года итальянской оперной труппой под руководством Ж. Гонсалеса.

В 1919 году силами интернированных в Сибири участников бело-чешского мятежа и с привлечением местных музыкантов была поставлена оперетта венгер-

Илл. в. Венгерский композитор Й. Хуска

ского композитора Й. Хуски (илл. 6) «Гюль-баба». Эта постановка лишний раз подчеркнула межконфессиональный характер музыки.

Специально для премьеры был издан на скромного качества бумаге буклет с изложением содержания оперетты (илл. 7). В постановке этой венгерской комической оперы участвовали, кроме уроженцев Австро-Венгрии, и чехи, и жители Сибири. Казалось, что в те дни военных и революционных битв музыка старалась объединить враждующие стороны.

Большой вклад в развитии межконфессиональных связей в Сибири внесли гастролирующие труппы украинских артистов. Достаточно сказать, что на рубеже веков в городе побывали до двадцати (!) трупп, то есть вплоть до революционных событий 1917—1920-х годов в Томске ежегодно проходили гастроли украинских артистов. Среди побывавших в городе артистов были довольно

МРИЕИЕУ (РИтЧ

пимпын ЩТП

■1-11. ¿'1гптл

*

Гастроль ансамбля артхсгоьъ

|.|1|| ' л I"' I 1г !1111111 ■ Л1ЙР1 -И

[|ЕИ|Ш I] Ш\\\ ||(|1Ш НЩ]Ш

Илл. 7. Буклет для спектакля «Гюль-баба»

знаменитые в артистических кругах России певцы и драматические артисты. Украинские артисты познакомили сибиряков с жемчужинами национальной украинской музыки. Среди них опера С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», опера П. И. Нищинского «Рид-звяны вечорницы» и опера Н. Лысенко «Наталка-Полтавка».

Обилие и разнообразие отечественных оперных спектаклей, которые привозили в Томск напористые и предприимчивые антрепренеры, тем не менее, не заслонили такой любопытный факт оперной жизни Томска и других зауральских городов как гастроли настоящих итальянских артистов. Речь идет о пребывании в России оперной труппы под руководством некоего Ж. Гонсалеца. В ряде источников этот коллектив именуется как «Миланская оперная труппа братьев Гонсалец».

Эта труппа проезжала суровую Сибирь в летние месяцы. В Томске итальянцы были в июле 1905 года, в апреле-мае 1906 года, затем был приезд в августе 1911 года, и в последний раз итальянские артисты посетили Томск в июле-августе 1914 года. В составе труппы было около 15 солистов — мужчины и женщины, небольшой хор и несколько музыкантов. Местные любители и музыканты-инстру-менталисты охотно приглашались для усиления состава. Но, несмотря на все принимаемые меры, гастролерам «доставалось» за неподготовленные спектакли.

В первый свой приезд итальянцы поставили 4 оперы Д. Верди, при этом «Травиата» шла дважды. Впервые в Томске была исполнена «Богема» Д. Пуччи-ни. Благоприятное впечатление, по отзывам прессы, произвело исполнение опер П. Масканьи «Сельская честь» и Р. Ле-онкавало «Паяцы». Был отмечен также и «Трубадур» Д. Верди.

Из певцов в труппе выделялись лирическое сопрано Рубини, тенор Антонелли и бас Диджулио. Состав труппы в последующие приезды несколько менялся, также как и немного изменялся репертуар. Оперный корифей Д. Верди был представлен всегда не менее чем четырьмя операми. Гастроли певцов с родины «бельканто» внесли «интернациональную» струю в оперную жизнь Томска.

Одним из важных элементов оперной жизни Томска в 1918—1920-х годах явились оперные постановки силами местных музыкантов. Имевшиеся музыкальные силы в городе сформировались за счет профессиональных преподавателей музыкального училища, его учащихся, а также участников оперных трупп, которые к этому моменту колесили по Сибири и Дальнему Востоку. В качестве инициаторов и режиссеров постановок опер выступили певцы И. И. Березнегов-ский и В. С. Клопотовская.

Иван Березнеговский снискал себе славу как солист Московской оперы С. И. Зимина, выступал в театрах Италии [6]. В Томске он провел несколько лет в качестве преподавателя частной музыкальной школы М. Л. Шиловской.

В начале 1920-х годов Березнеговский стоял у истоков создания Сибгосоперы, выступал в оперных спектаклях в Новосибирске. Березнеговский осуществил постановку в Томске опер «Русалка», «Борис Годунов». Все спектакли прошли успешно, вызвав огромный интерес у жителей города. Сам певец исполнял с блеском центральные партии в этих операх.

Вера Сотеровна Клопотовская также имела за плечами выступления в опере

Зимина, пела она и в одних спектаклях с Ф. И. Шаляпиным [6]. В Томске Клопотовская поставила оперу «Кармен» Ж. Бизе, выступив в главной партии.

Оперная сцена Томска в начале XX века представляла собой яркий пример интернационального и мультикон-фессионального музыкального процесса, в который были вовлечены представители разных стран и различных вероисповеданий.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вавилов С. П. Слушали Бетховена, Вагнера, Вебера // Сибирская старина. (Томск). 2006. -№ 25. - С. 22-23.

2. Вавилов С. П. Забытые оперные мелодии // Томский зритель. 1990. - № 8-9. - С. 14-15.

3.Вавилов С.П. Оперы Чайковского на томской сцене // Томский вестник. 1995. - № 231. -27 ноября. - С. 6.

4. Вавилов С. П., Прокопьева Н. В., Ельцов Ю. Г. Оперы на сюжеты А. С. Пушкина на томской сцене. Из истории оперных сезонов 1910-1920-х годов в Томске // Доклады 3-й Межвузовской научной конференции. -Томск, 1999. - С. 162-165.

5. Вавилов С. П. Оперные редкости на сценах старого Томска // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве (Материалы Сибирской открытой (межрегиональной) научно-практической конференции 6-7 апреля 2009 г. - Томск, 2010. - С. 293-297.

6. Вавилов С. П. Забытые партнеры Ф. И. Шаляпина // Музыкальная культура и образование: историко-теоретические аспекты и проблемы современности. Материалы открытой сибирской (VI межрегиональной) научно-практической конференции 23-24 апреля 2010 г. -Томск, 2011. - С. 115-122.

7. Меломан Томский. Французские оперы на томской сцене // Сибирская старина. (Томск). 2001. - №17. - С. 33-34.

References

1. Vavilov S. P. Slushali Bethovena, Vagnera, Vebera [Listened to Beethoven, Wagner, Weber] Sibirskaja starina [Siberian olden time]. No. 25, Tomsk, 2006, pp. 22-23.

2. Vavilov S. P. Zabytye opernye melodii [Forgotten Opera melodies] Tomskij zritel [Tomsk spectator]. No. 8-9, 1990, pp. 14-15.

3.Vavilov S. P. Opery Chajkovskogo na tomskoj scene [Tchaikovsky's operas on the Tomsk stage] Tomskij vestnik [Tomsk Bulletin], 1995, No. 231, November 27, p. 6.

4. Vavilov S. P., Prokopeva N. V., Elcov Ju. G. Opery na sjuzhety A. S.Pushkina na tomskoj scene. Iz istorii opernyh sezonov 1910-h-1920-h godov v Tomske [Operas on Pushkin's plots on the Tomsk stage. From the history of Opera seasons of 1910"s-1920"s]. Reports of the 3rd International Scientific Conference, Tomsk, 1999, pp. 162-165.

5. Vavilov S. P. Opernye redkosti na scenah starogo Tomska [Opera rarities on the stages of the old Tomsk] Tradicii i novatorstvo v sovremennom muzykal'nom iskusstve

(Materialy Sibirskoj otkrytoj (mezhregional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii 6-7 aprelja 2009 g. [Tradition and innovation in contemporary musical art (Materials of the Siberian open (interregional) scientific-practical conference, 6-7 April 2009)]. Tomsk, 2010, pp. 293-297.

6. Vavilov S. P. Zabytye partnery F. I. Shaljapina [Forgotten partners of F. Shalyapin] Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: istoriko-teoreticheskie aspekty i problemy sovremennosti. Materialy otkrytoj sibirskoj (VI mezhregional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii 23-24 aprelja 2010 g. [Musical culture and education: modern historical and theoretical aspects and issues. The proceedings of the Open Siberian (VI) Inter-Regional Scientific-Practical Conference, 23-24 April 2010]. Tomsk, 2011, pp. 115-122.

7. Meloman Tomskij. Francuzskie opery na tomskoj scene [Tomsk Melomaniac. French Operas on the Tomsk stage] Sibirskaja starina [Siberian olden time]. Tomsk, 2001, No. 17. pp. 33-34.

Конфессиональные традиции и оперная сцена Томска 1900-1920 годов

В статье приведены результаты анализа деятельности оперных трупп, работавших в Томске в 1900-1920-х годах. Рассмотрен репертуар ведущих оперных антреприз. Авторами статьи сделан вывод о том, что оперная сцена города Томска являлась существенной частью музыкальной культуры города.

Собранные материалы свидетельствуют об огромном влиянии интернациональной оперной музыки на межконфессиональную жизнь общества того времени. В Томске звучала музыка более чем тридцати оперных композиторов. Было поставлено более шестидесяти оперных спектаклей.

Рассмотрены аспекты отношения представителей различных конфессий к оперным спектаклям. Приведены сведения о работе в Томске известных оперных певцов И. И. Бе-резнеговского и В. С. Клопотовской.

Статья иллюстрирована редкими иллюстрациями из частных собраний.

Ключевые слова: опера, оркестр, антрепренер, дирижер, Томск, конфессия.

Confessional traditions and the opera stage of Tomsk in 1900—1920s

The article shows the results of analysis of the opera companies operated in Tomsk in the 1900-1920s. The repertoire of the leading opera enterprises is considered. The authors have concluded that the opera scene of Tomsk was an essential part of the town's musical culture.

The collected data show an enormous influence of international opera music on interdenominational society of that time. The music by more than thirty opera composers could be heard in Tomsk. More than 60 opera performances were put on stage.

The aspects of different denominations representatives' relation to opera performances are considered. Information on the work of Tomsk famous opera singers I. Bereznegovsky and V. Klopotovskaya is provided.

The article is illustrated with rare images from private collections.

Keywords: opera, orchestra, entrepreneur, conductor, Tomsk, denomenation.

Вавилов Станислав Платонович - кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

E-mail: baron@tpu.ru

Ткаленко Ярослав Владимирович - художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.

Stanislav Vavilov - PhD in Technology, Associate Professor at the Management Systems Optimization Dept. of the Computer Science Institute of the Tomsk National Polytechnic University.

E-mail: baron@tpu.ru

Yaroslav Tkalenko - Art Director and Chief Conductor of the Tomsk Academic Symphony Orchestra

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.