Научная статья на тему 'МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА'

МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА / МУЗЫКА / ГРАНИЦА / ОПЫТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зусман Валерий Григорьевич, Сиднева Татьяна Борисовна

В статье раскрываются принципиальные характеристики метакомпаративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и пограничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAСOMPARATISTICS AS MUSIC

This article describes the fundamental characteristics metaсomparatistics as a methodological paradigm of the humanities. The substantial isomorphism of the metaсomparatistics and music is the main topic of the article.

Текст научной работы на тему «МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА»

жающие принципиально различные механизмы организации художественного языка [9, с. 47-48]. Фиксация классической и неклассической пара-дигмальной специфики в эстетике и поэтике открывает в изучении классификации и каталога широкие перспективы исследования.

Литература

1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

2. БранкаВ. Боккаччо средневековый. М.: Радуга, 1983. 400 с.

3. Власов В. Стили в искусстве: словарь. Т. 1: архитектура, графика, декор.-прикл. искусство, живопись, скульптура. СПб.: Лита, 1998. 672 с.

4. Грабарь-Пассек М., Гаспаров М. Эллинистическая литература III - II в.в. до н. э. // История всемирной литературы. В 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. С.408-419.

5. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

6. Лосев А. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 760 с.

7. Лотман Ю. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С.14-288.

8. Розова С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.

9. Сиднева Т. «Открытое произведение» Умбер-то Эко и проблема границы в искусстве // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. № 5 (21). С. 44-49.

10. Сунь Кэнлян. Несонатные циклические формы: к проблеме каталога в западноевропейской музыке первой половины ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2011. № 131. С. 300-310.

11. Тронский И. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988. 464 с.

12. Ярхо В. Греческая литература архаического периода // История всемирной литературы: в 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. Т. 1. С.312-316.

© Зусман В. Г., Сиднева Т. Б., 2014

МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА

В статье раскрываются принципиальные характеристики метаком-паративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и по-граничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки.

Ключевые слова: метакомпаративистика, музыка, граница, опыт, методологическая парадигма

Осознание мира в целом (равно как и феноменов его представляющих) во всей сложной объемности, нелинейности, подвижности естественно побуждает гуманитарное знание к применению новых методов исследования. На пути поиска адекватных «инструментов» познания все большее значение приобретает метакомпарати-вистика. Обратившись к определению смысла этой методологической парадигмы, находящейся на стадии самоопределения, попробуем выявить ее ключевые особенности, возможности, перспективы.

Как известно, знание — это информация, перешедшая в умения, компетенции носителя знания. Знание — примененная, прикладная информация, осмысленная личностно и конкретно.

Информация не принадлежит никому по отдельности. Знание принадлежит всегда конкретному лицу. Переход информации в знание означает ее одушевление.

Современное знание рождается на границах различных дисциплин. Категория «границы» — одна из центральных категорий компаративистики.

Зоны взаимоналожений и пересечений наук ведут нередко к размыванию частного знания и порождают метазнание, одновременно абстрактное и конкретное, фундаментальное и прикладное.

Востребованными оказываются те аспекты частных областей, которые устремлены к общему смыслу. Так, например, А. Ф. Лосев, характе-

ризуя принцип музыки, музыкальность, писал о «всеобщей и нераздельной слитости и взаимо-проникнутости» часто противоположных и «самопротиворечивых» частей» [12, с. 18].

Современная наука «метакомпаративисти-ка» исследует компаративистики отдельных наук в аспекте их «взаимопроникнутости» [15, S. 234]. Метакомпаративистику можно назвать также «компаративистикой дискурсов». Она изучает различные типы дискурсов, имеющие общий сюжет [подробнее об этом см.: 3, с. 8-22]. Метаком-паративистика музыкальна, так как нацелена на процессуальность, настоящее время сопоставляемых дискурсов.

«Метакомпаративистика» — обобщенный термин, фокусирующий внимание на сопоставлении сравнительных потенциалов разных наук. Метакомпаративистика — это методологический подход, нацеленный на сопоставление «мета-структур» гуманитарных наук, «метаязыка» описания частных компаративистик [6, с. 339; см. также: 14; 16].

Как известно, «метаструктура» — это структура, «...эмпирической реализации которой, возможно, и не существует.» [5, с. 12]. Метакомпаративистика изучает, таким образом, сверхэмпирические особенности сопоставления рядов гуманитарного знания.

Метакомпаративистика нацелена, с одной стороны, на исследование самих принципов сопоставления в гуманитарных науках. Это методология изучения диалектики сходств и отличий признаков (свойств) элементов разных уровней в гуманитарных науках. С другой стороны, мета-компаративистику интересует текучее настоящее противоречивых дискурсов, связанных единством сюжета.

Слово «мета-» многократно привлекало внимание исследователей. Мета- (с греч. цеха--между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование чего-либо за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Таким образом, метапроцесс музыкален по самой своей природе. Он весь растворен в настоящем времени, динамичен, подвижен, текуч.

В древнегреческом языке предлог цета (тей) и приставка цета- имеют значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между» [2]. Таким образом, это слово называет: 1) переход через некоторую границу; 2) абстра-гированность, приподнятость над эмпирической данностью определенного ряда; 3) перемену со-

стояния и превращение чего-либо во что-то иное. Переход через границу сигнализирует о компаративном статусе наблюдаемого явления. Все три смысловых аспекта — переход через границу, перемена состояния и приподнятость над некой эмпирической данностью взаимосвязаны. Переходя границу дискурса, то или иное ядро смысла превращается во что-то иное, приподнимаясь над предыдущей эмпирической данностью в пределах прежних границ.

Предлог «мета-» означает, кроме того, «саморефлексию» [13, S. 165]. По мысли Ю. М. Лот-мана, «метаязык» — это язык, «описывающий описания» [7, с. 323; 360], а «метафильм», например, — это «фильм о фильме»: «В фильме А. Вайды «Все на продажу» происходит перемещение «.одних и тех же кадров с уровня объекта на метауровень («кадр о кадре»).» [7, с. 303]. Рассуждения М. Ю. Лотмана свидетельствуют о том, что метаязык и «метафильм» усложняют и углубляют структуру повествования, отрывая рассказ от предмета рассказа и делая само рассказывание объектом наблюдения. Метаповествова-ние отделяет рассказ от «системы закрепленных текстов», выявляя экспрессию, заложенную в нарративе как таковом. Следовательно, акцент на «метаэлементах» всегда выявляет экспрессию объектов, специфику их художественной семантики, раскрывая рамочный смысловой потенциал «текста в тексте», «кадра в кадре», «фильма в фильме», «театра в театре» и т. д. Итак, «мета» — смысловая экспрессивная рамка, демонстрирующая условность обрамленных явлений.

Одновременно «мета-» означает выход за собственные границы в результате метаморфозы. В смысловом целом «мета-» процессуальность и динамика сочетаются с абстрагированностью и условностью.

Как следует из сказанного, для понимания метакомпаративистики и определения ее ключевых характеристик принципиальными являются категории «граница», «опыт», «музыка». Обратимся к данным категориям и сделаем попытку прояснения их значения для стратегии «мета-» подхода в гуманитарном знании.

В труде «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» М. М. Бахтин утверждает, что явления подлинной культуры могут быть только «феноменами границы»: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на

границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность» [1, с. 25]. В этом утверждении наряду с пониманием вездесущности и всепроникаемости границы заключено скрытое предостережение от использования данной категории как линейной и одномерной, а также со всей очевидностью обоснована необходимость исследования границы как вектора постижения жизненного пространства.

Современная культура не только осознает себя в чрезвычайной подвижности границ, но и меняет само понимание категории «граница». Если до недавнего прошлого ее определение было известно «по умолчанию» (как линия, черта, рубеж), то в настоящее время осознана объемность и нелинейность данного феномена. Как «культурная универсалия» (Ю. Лотман), граница основана на диалектике разделения и соединения, «изоляции» и «диалога» (М. Бахтин). Она одновременно является зоной упорядочивания (стабилизации) и зоной хаотизации (разрушения порядка). Характерная двунаправленность позволяет границе стать пространством поиска, эксперимента, творчества. Она определяет и особенности действия субъекта на участках, где происходит взаимодействие («прием-передача» информации разных культур с их суверенными законами и правилами). Искусство, по своей природе проявляющее повышенную чувствительность к «пределам», «рубежам», «сломам», «переходам», становится той сферой, в которой поведение границы раскрывается во всем многообразии и полноте. Метакомпаративистика, с ее пристальным вниманием к границам, неслучайно в художественном опыте находит наиболее притягательный предмет.

Особая острота и парадоксальность проблемы границы характерна для музыки. Этому причиной являются следующие факторы. Прежде всего сама музыка возникает из преодоления границы «тишина-звучание», поскольку воздействующая на весь организм человека, музыка обращена по преимуществу к слуху. Именно слух фиксирует границы перехода от молчания к «произнесению» звука, являясь наиболее существенным критерием определения музыкальной состоятельности звучания. Однако, как известно, существует и обратный процесс: превращение тишины в музыку. История искусства знает достаточно много примеров смыслового, «омузыкаленного» молчания:

от беззвучного заключительного аккорда пьесы «Паганини» из шумановского «Карнавала» до таких произведений как беззвучный «Траурный марш на смерть великого глухого» А. Алле (1897). В ХХ столетии проблема переосмысления границ тишины стала предметом специального художественного исследования, А. Михайлов называет молчание «новым явлением языка культуры». Беззвучную музыку композиторы включают как равноправное стилистическое средство, понимая переход к тишине как расширение территории звукового пространства. В этой связи характерными являются фортепианная пьеса Э. Шульхофа «In futurum», состоящая только из пауз (1919), тишина в партитуре «Механического балета» Д. Ан-тейла (1926), «Безмолвная молитва» Дж. Кейджа (так первоначально была названа композиция «4'33» созданная в 1952 г.), 13-я часть вокального цикла «Висельные песни» С. Губайдулиной (1996), представляющая собой «молчащие» жесты певицы, сочинение для инструментального ансамбля М. Андре «Пепел» (2005), в котором нет собственно музыкального звучания: слушателю предлагаются шорохи, шумы, тишина, характерные пластические движения исполнителей. Композиторы с принципиально разными эстетическими установками оказываются вовлеченными в художественное исследование сложных переходов к дематериализации звука, обретения им чистой, «неизреченной» духовности.

Не менее важна диалектика границы музыкального и немузыкального звучания. Естественным условием для музыки является ее «изоляция» от шума: музыкальный звук (независимо от культурно-типологических различий) создается под воздействием эстетических критериев, в этой связи В. Цуккерман писал о «презумпции приятности». В то же время поиск новой выразительности обусловливает непрерывный процесс проникновения в музыку шумовых эффектов. История изобилует примерами подобных «превращений». Суверенность «территорий» музыки и шума, обусловленная этическими, эстетическими, религиозными и другими содержательными критериями, с неизменным постоянством подвергается сомнениям.

Футуристические эксперименты начала ХХ века, декларированные и «благословленные» в многочисленных манифестах (Б. Прател-ла, Л. Руссоло) положили начало глобальному перевороту в сфере звука и разрушению слуховых «барьеров». Шум становится важным языковым средством в произведениях А. Мосолова, Д. Шостаковича, И. Стравинского, А. Онеггера,

Э. Сати, Э. Вареза, А. Шнитке и многих других композиторов. Создаются композиции для «немузыкальных» инструментов (среди огромного числа примеров — сюита Р. Либермана «Обмен» для 150 пишущих машинок, «Воображаемый пейзаж N0 4» Дж. Кейджа для 12 радиоприемников и т. п.). Логическим продолжением «реабилитации» природных, механических, промышленных шумов стали такие жанрово-стилистические явления, как «конкретная музыка», эмбиент, инда-стриал и др. [10, с. 30].

Среди сюжетов о пограничности музыки специального внимания заслуживают различение «территорий» мажора и минора, тональности и атональности, консонанса и диссонанса, горизонтали и вертикали, регламентации и импровизации, завершенности и открытости формы и т. д. Соответственно, на всех уровнях существования музыки эти оппозиции находят и «опровержение»: так, на определенном этапе своего развития музыка естественно приходит к «эмансипации диссонанса»; звуковысотность утрачивает доминирующее значение даже в западной традиции, «растворяясь» в пластах электронных звучаний; преодоление «заданности» текста находит свое воплощение в разных видах алеаторики, завершенность структуры уступает первенство «открытой» форме.

Обостренное состояние пограничности проявляется в диалектике рационального и иррационального в музыкальной композиции. Как тонко замечает В. Дильтей, «во всем мире искусства музыкальное творчество сильнее всего связано с техническими правилами и свободнее всех в душевном порыве» [4, с. 135-152]. Парадокс «стихии» и «системы» — непрерывной процессуальности и стройной архитектонич-ности — отражает природно присущее музыке «установление» барьеров (жесткость границ) и одновременно их преодоление (открытость перемене состояний).

Известная двунаправленность свойственна и внешним контактам музыки. Таковы ее отношения «изоляции» и «диалога» с повседневностью, с наукой, нравственностью, религией, политикой и другими формами культуры. «Музыка — такой вид искусства, который несет в себе необычайно глубокую правду о жизни, такую чистую и точную правду, как, может быть, никакие другие виды искусства. Но она обладает коварным свойством: как только попытаешься пересказать эту правду, она превращается в ложь» [цит. по: 11, с. 18]. Изреченное в 50-е годы ХХ в. суждение О. К. Эйгеса обращает нас к проблеме

границы имманентно музыкального (связанного с ее суверенной территорией смыслов) и мета-музыкального (жизненного, определяющего ее внешние контакты в пространстве культуры).

Данные факторы позволяют представить музыку как специфический опыт границы. Опыт здесь понимается как единство «памяти» («пред-заданности» оградительной силой традиции) и «эксперимента» (эвристического процесса, основанного на риске «пересечения» рубежей). Наряду со специфичностью музыкальный опыт открывает перспективы понимания «пограничного» сознания в целом.

В фундаментальном качестве погранично-сти опыта — особой чувствительности к рубежам, пределам, переходам, диалектики открытости и закрытости границ — заключается глубокая взаимосвязь музыки и метакомпаративистики.

В то же время, как отмечалось в начале статьи, метакомпаративистике свойственна аб-страгированность от опыта, приподнятость над эмпирической реальностью. Данное качество не является отрицанием музыкальной природы ме-такомпаративистики. Напротив, оно предстает весомым аргументом для дальнейшего обоснования принципиальности их связи.

В музыке сфокусирован сложнейший сплав эмпирического (слухового, психофизического) и надопытного (интуитивного, мистического) знания. Важным для понимания этого единства является полисемантичность категории «музыка». Известно, что представление о ней как виде искусства занимает лишь малый объем того, что по традиции определяется музыкой: она обозначает сферу, превосходящую и по объему и по значению пространство художественности.

С древнейших времен существует убежденность в способности музыки распространяться далеко за пределами звукового художественного опыта. Характерно, что на протяжении истории рефлексий о музыке утвердились и приобрели самостоятельное значение три сферы ее толкования. Вероятно самая ранняя (восходящая к древневосточным мистериям, пифагорейской космологической теории) — связана с пониманием музыки как метафизической стихии. «Чистая беспредметность», «всеобщая и нераздельная сли-тость и взаимопроникнутость», определенные А. Ф. Лосевым как исконные принципы музыки, отражают понимание ее онтологически-космической целостности.

Отдельная сфера определения музыки — пространство метафорического ее толкования, отражающее «слышание» музыкальных зву-

чаний в прозе, поэзии, живописи, театре, кино. Внутренняя «территория» различных видов художественного творчества открыта стихийности, процессуальности, гармоничности музыки, которая нередко в этих условиях понимается как «поэтическое», «мистическое» или как лосевское «чистое становление по принципу все во всем».

Единство метафизического, метафорического и имманентно-художественного аспектов музыки позволяет видеть в ней способность «схватывания» метапроцессов культуры.

Понятая как онтологическая стихия, отражающая диалектику рукотворного и нерукотворного, реального и ирреального, музыка раскрывает свою сверхэмпирическую природу. Безусловно, вне опыта нет музыки. Однако, как пишет Г. Орлов, «не вполне очевидно, что опыт это те единственные ворота, через которые открывается доступ к любому контакту с музыкой» [9, с. 3]. Ю. Холопов, говоря о трех путях постижения музыки, отмечал триединство чувственного опыта, музыкально-теоретической рефлексии и выхода к предвечным причинам бытия. Здесь же можно упомянуть метафорически емкое суждение Кречмара — героя романа Т. Манна «Доктор Фаустус»: «Таково сокровенное желание музыки: быть вовсе не слышимой, даже не видимой, даже не чувствуемой, а если б то было мыслимо, воспринимаемой уже по ту сторону чувств и разума, в сфере чисто духовной» [8, с. 60].

Особенное воплощение границы во всей совокупности ее качеств, сочетание опытного знания с приподнятостью над эмпирической данностью, нацеленность на процессуальность позволяют утверждать о музыкальности метакомпа-ративистики. Представляя собой квинтэссенцию «пограничности», музыка не только структурно подобна (изоморфна) метакомпаративистике: она может быть определена как ключ к выявлению перспектив данного научного подхода. Следовательно, можно предположить, что постижение музыки, наряду с освоением метакомпаративист-ской методологической парадигмы, способно открыть для познающего новое безграничное пространство развития активного и продуктивного мышления.

Литература

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

2. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. Гронская Н. Э., Зусман В. Г. Метакомпарати-вистика в контексте современного гумани-

тарного знания // Метакомпаративистика как интегрирующий подход в гуманитарных науках. Н. Новгород: Деком, 2014. С. 8-22.

4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4. С. 135-152.

5. Леви-Строс К. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора: сб. ст. / сост. Е. М. Мелетинский и С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1985.

6. Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры // Сравнительное литературоведение: хрестоматия: учебное пособие / отв. ред. Г. И. Данилина. Тюмень: Печатник, 2010. 400 с.

7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С.288-372; 323; 360.

8. Манн Т. Доктор Фаустус. Роман. Пер. Н. Ман, С. Апта. М.: АСТ, 2009. 576 с.

9. Орлов Г. Древо музыки. Washington (DC): H. Frager & Co; СПб.: Советский композитор, 1992. 410 с.

10. Сиднева Т. Б. Шум и музыка: логика взаимопревращений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2012. №146. С. 25-33.

11. Соколов О. В. Воспоминания о М. С. Пекели-се и О. К. Эйгесе // Имена музыкальной эпохи: сб. ст. / сост. и ред. Т. Б. Сиднева, Б. С. Ге -целев. Н. Новгород: ННГК, 2007. 188 с.

12. Тахо-Годи А. А. Алексей Федорович Лосев. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. C.5-30.

13. Neumann Birgit. Hybridität und Komparatistik // Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / Hrsg. v. Rüdiger Zymner, Achim Hölter. Stuttgart-Weimar, 2013.

14. Reinhard Kacianka. Komparatistik als vergleichende Metatheorie // Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / hrsg. v. Rüdiger Zymner, Achim Hölter. Stuttgart-Weimar, 2013.

15. Sabine Haupt. Interdisziplinäre Meta-Kompar-atistik // Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / hrsg. v. Rüdiger Zymner, Achim Hölter. Stuttgart-Weimar, 2013.

16. Zima Peter V. Komparativistische Perspektiven. Zur Theorie der Vergleichenden Literaturwissenschaft. Tübingen, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.