Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ - СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ'

НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ - СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАЦИЯ / НОВЫЕ ПРИЕМЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И НОТАЦИИ / КЛАСТЕР / "ПРЕПАРИРОВАННЫЙ" РОЯЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перепелица Александ Александрович

Автор рассматривает современные формы нотации, в частности кластерную технику и формы записи, связанные с расширением «пространства» инструмента: игру на педалях, использование корпуса фортепиано (внутри и снаружи) в качестве ударного инструмента, игру на струнах, формы записи связанные с «препарированным» роялем и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF NOTATION - A METHOD TO REFLECT ADEQUATELY THE EMOTIONAL AND IMAGINATIVE CONTEXT IN PIANO MUSIC

The author examines contemporary forms of notation, in particular clustering technique and notation forms related to the expansion of the "space" of the instrument: playing the piano pedals, using the piano case (inside and outside) as a percussion instrument, playing the piano strings, notation forms associated with "preparing" the piano, etc.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ - СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ»

2. Блок А. Интеллигенция и революция // Собрание сочинений в 8т. М.—Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. 556 с.

3. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990. № 1. С. 181-191.

4. Музыка французской революции ХУШ века. Бетховен. М., 1967. 442 с.

5. Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. СПб., 1993. 302 с.

6. Сабинина М. Шостакович-симфонист. М.: Музыка, 1976. 477 с.

7. Чудинов А. Французская революция: история и мифы. М.: Наука, 2006. 310 с.

© Перепелица А. А., 2013

НОВЫЕ ФОРМЫ НОТАЦИИ — СПОСОБ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО КОНТЕКСТА В ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ

Автор рассматривает современные формы нотации, в частности кластерную технику и формы записи, связанные с расширением «пространства» инструмента: игру на педалях, использование корпуса фортепиано (внутри и снаружи) в качестве ударного инструмента, игру на струнах, формы записи, связанные с «препарированным» роялем и т. п.

Ключевые слова: нотация, новые приемы фортепианного исполнительства и нотации, кластер, «препарированный» рояль

Музыка ХХ-ХХ1 веков — явление, по степени инновационности не имеющее себе равных в истории. Огромный скачок, совершенный в музыке в этот период, сравним со скачком, который немного ранее был совершен в технике, когда от лошадиной тяги человечество перешло к двигателю внутреннего сгорания.

Вся история музыки как искусства представляет собой, в частности, поиск адекватных форм записи. Процесс становления и развития нотации европейской музыки шел непрерывно на протяжении многих веков и зависел от возрастания сложности музыкальной фактуры, необходимости более точной фиксации звукового материала, а в конечном счете — от расширения эмоционально-образного контекста. При этом нужно признать, что развитие нотной записи происходит достаточно медленно и переход от одного качественного состояния к другому длится порой веками.

Вместе с тем начало нового этапа духовного развития всегда сопровождается изменениями в нотной записи. Классический вид музыкальная нотация получила в XVII-XVIII веках, но затем продолжала и продолжает усовершенствоваться вплоть до настоящего времени. Современная музыка второй

половины XX — начала XXI века находится на пороге нового духовного этапа, являя миру бесчисленное множество нотационных форм, систем и способов. Для этой музыки характерно привлечение образов всего окружающего нас звучащего, движущегося и живущего мира. В связи с этим происходит чрезвычайное усложнение музыкального материала: появляются новые атональные звуковые системы, усложняются ритмические структуры, применяются новые формы звукоизвлечения и способы игры, связанные со специфическими особенностями инструментария. В фортепианной музыке это, например, игра кластерами, игра на «подготовленном» фортепиано, струнах, педалях, в том числе с помощью нитей, палочек и других предметов. В сольном исполнительстве применяется электроника. Все это приводит к модернизации нотной записи и использованию специфических форм нотации для отражения в тексте особых приемов исполнения и эффектов звучания [1-8].

Фортепиано обладает фиксированным количеством клавишей и, соответственно, тонов, однако в традиционной нотации, основанной на 7-ступенной диатонике и равномерной 12-тоновой темперации октавы, тон каждой клавиши, как известно, может нотиро-

ваться по-разному (до = си-диез = ре-дубль-бемоль и т. д.). В классической музыке, отмечает Ю. Гонцов в своей монографии [2, с. 13], где существует понятие «тональность», развитие музыкального материала относительно спокойное, при ключе выставляется определенное количество диезов или бемолей, определяющих основную ладо-модальность произведения. В романтической музыке поток модуляций становится нескончаемым, появляется огромное количество случайных знаков альтерации, которые значительно затрудняют чтение нот.

Однако по мере увеличения тональных «блужданий» и тем более при исчезновении тональности в традиционном понимании и примерно равном использовании всех 12 тонов октавы, явление альтерации 7 «белых» клавиш теряет свой первоначальный смысл. Ключевые знаки начинают скорее мешать, чем помогать чтению нот — поэтому практически вся современная музыка фиксируется в ключах без знаков, где последние выписываются перед каждой нотой.

При этом, вместе с исчезновением ключевых знаков постепенно выходят из употребления и знаки двойной альтерации — дубль-бемоли и дубль-диезы — как усложняющие чтение нот. Мелодические и в особенности аккордовые тоны в музыке нашего времени все чаще нотируются не по правилам гармонии, а по принципу «удобочитаемости». Простота восприятия нотного текста, адекватность графической символики акустическому результату, экономность — вот основные параметры, на которые опираются современные композиторы при фиксации своих произведений. Эти факторы имеют немаловажное значение и для исполнителей, через которых музыка приходит к слушателю.

С другой стороны, желание композиторов выразить свой замысел с максимальной точностью и убедительностью нередко ведет к усложнению записи. В фортепианной музыке это касается, например, ритмики, которая может быть выражена очень изощренно и прихотливо, как, например, в Пьесе для фортепиано VII (Klavierstück VII) Карлхайнца Шток-хаузена:

Пример 1

Карлхайнц Штокхаузен. Пьеса для фортепиано VII (Karlheinz Stockhausen. Klavierstück VII)

Karlheinz Stockhausen, Klavierstück VII es. i>

(© Universal Edition, Wien)

J-40

Ф ~T E ,f>J J ,

-Ш—^tf- 'Л а -1 t "__rJlU - v PPP sfx ' S _------ — P-S-,-;-« |-—--7ТГ--------- .

У-^^ ppp p p : r* 1 pp 1 •j;:-r -—— p

l.E___

В указанном отрывке мы видим запись в чистом ключе, черные клавиши обозначены знаками альтерации перед нотами, отсутствует тактовое деление и размер, к тому же изощренно выписан ритм. Композитор тщательно фиксирует как ритмическую структуру, так и нюансировку.

Стремление к наглядной фиксации в нотации звучащей материи, более точному отражению в ней пространственно-временного характера музыки ведет композиторов к отказу от записи штилей отдельных нот и к применению разных типов «ребер», объединяющих отдельные ноты в группы.

Пример 2

Кармелла Цепколенко. Вечерний пасьянс

espressivo

eantubile

[1,5-2,5"]

±Р=

тр

-L

IT

р

mf

Одним из наиболее известных приемов является применение многообразных видов кластеров. Еще в начале прошлого века известный американский композитор Генри Коуэлл широко использовал новоизобретенную технику игры на фортепиано, названную

tone cluster (гроздь звуков). Он же первым предложил и условные обозначения для записи кластеров, т. е. звуков, которые ударяются или нажимаются ребром ладони, кулаком, локтем или другими способами.

Пример 3

Гертруд Майер-Денкманн. Свежий бриз (Gertrud Meyer-Denkmann. Frische Brise)

Eb>-r I lla-ríte- Wirbel.

р b ^ ль f f> ^

> г * , »Jf 3= ъ

^—< f....... f

L. -1

Tremolo «i'it- FingenClustev 10 RiigerCfuei -Н-о_цо(а.Ьгр/(еп ^acanto •FinjeyCÍLisíe.-r

We-lLenb-recherr ^«wE^elte. K-rtzue>c¿w&U.en Leichtes L¿iftchen^

f~y RH . ,

i . F /у- A

oimTfíll í II ir1* Д* - ^ x\ -L-ß-£-i—---

tvO^f" dvuvfcer u^oi drubef yvi\t -R^^t Cfitsfca-r

Пример 4

Оскар Кармона. «Лебедь X-l» (Oscar Carmona. "Cygnus X-l") для фортепиано и магнитной ленты

Произведение Оскара Кармоны примечательно тем, что в нем используется помимо партии фортепиано электроакустическая музыка, записанная на электронном носителе («магнитная лента» (tape)). Это, ставшее традиционным, обозначение применяется сейчас к электронной записи, создаваемой, как правило, с помощью компьютера и воспроизводимой одновременно с «живым» исполнением. В реальном звучании партия электроники и партия фортепиано должны совпадать. Вступления фортепиано ритмически очень сложны и без дирижера практически не исполнимы. Поэтому его роль в этом произведении выполняет «электронный метроном»,

сигнал которого через наушник подается в ухо исполнителя.

Современные композиторы, стремясь наиболее полно использовать все возможности инструмента, по-новому используют его конструктивные части. Например, фортепианные педали используются не только для создания особой тембральности, но и в качестве специфического ударного инструмента (резко отпущенная после нажатия педаль ударяет по корпусу инструмента). Случаи, когда композиторы используют педали для достижения особого ударного эффекта, также нашли свое выражение в условной нотной записи:

Пример 5

Кармелла Цепколенко. Вечерний пасьянс

&

9

I I * *

i L i i

7-

\_л

При расширении «пространства» инструмента кроме описанного выше приема игры на педалях используется корпус фортепиано (внутри и снаружи) в качестве ударного инструмента. Корпус фортепиано приспособлен для демонстрации малейших оттенков ударности: можно извлекать звуки подушечками и костяшками пальцев по корпусу рояля как внутри, так и снаружи.

Также хорошо известен прием игры на струнах фортепиано. Игра ладонью по струнам, подушечками пальцев или ногтями, удар

кулаком или ладонью по струнам в нижнем регистре, разного рода тремоло, глиссандо стали уже обычной для Новой музыки формой фортепианного исполнительства. Однако при отображении игры на струнах в нотной записи композиторы в каждом конкретном случае изобретают свои символы и дают к ним пояснения. Например, Тодорос Андониу к своим обозначениям дает еще список пояснений (кстати, те символы, которые композитор придумал сам, обязательно расшифровываются в конце произведения):

Пример 6

Тодорос Андониу (Theodore Antoniou). Слоги. V. Aphairesis 9

Adagio

1) Слегка шснутьсн струны ноггем

2) Играть пальцем.

3} Беззвучно нажать клавиши, 4) Glissando по струнам

Яаи Ряэтс для обозначения игры на струнах использует особого рода значки.

Пример 7

Яаи Ряэтс (Jaan Rääts). Прелюдия F-dur

con moto

—=-

О: О: J-

м—ш ^ij jзга1

Для обозначения обертонового эффекта используют,к примеру,такого рода запись:

Пример 8

Павел Блатии (Pavel Blatny). Этюд для фортепиано

■^(бепвучно нажать все нижние клавиши)

Очень часто композиторы в структуру может обозначаться группой звуков, записан-своих произведений вводят элементы импро- ных более мелким шрифтом и зачастую без визационности, например, свободная ритмика штилей:

Пример 9

Тодорос Андониу (Theodore Antoniou). Слоги. II. Anagramme Allegro (§о schncll wie mdgtich)

-Jt* . >7

t : PSlg

b- ?

/

Sf

>

sf

>

mz ,!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

ЧЙй, *

Seô,

Запись выдержанных нот решена в со- Длящиеся ноты обозначаются прямыми

временной нотописи достаточно просто. линиями, тянущимися до того момента, когда

они должны сниматься:

Пример 10

София Губайдулииа. Музыка для клавесина и ударных инструментов

Piatti ciñese

> f M: y 15" | -foï-

L =H s-:—!

S

Следующим шагом в трактовке рояля как инструмента с новыми возможностями у композиторов авангардного направления было создание ранее неизвестных звуковых эффектов. Так возник «подготовленный» или «препарированный» рояль, изобретателем которого стал выдающийся американский композитор Джон Кейдж. Суть препарации (приготовления) фортепиано заключается в следующем: на демпферы наклеиваются кнопки, между струнами вставляются различные предметы, что существенно меняет тембр и нейтрализует звуковысотность. В арсенале дополнительных средств препарирования — различные шурупы, болты, гайки, полоски металла, картон, бумага, скрепки и т. п. В результате рояль «превращается» в особый ударный инструмент.

Еще один прием, широко используемый современными композиторами, — это немануальные способы звукоизвлечения. Их можно разделить на две группы: профессиональные средства удара и непрофессиональные. К профессиональным относится различная атрибутика ударника — всевозможные палочки, колотушки, коробочки, треугольники, колокольчики и многое другое. Ко второй — принадлежит все, что угодно: это могут быть листы бумаги, гребешки, свистки, гвозди и т. п.

Перечисление примеров с образцами современной нотации и описание новых способов звукоизвлечения можно продолжать до бесконечности. Нотная графика является «живым языком» и видоизменяется в ходе практики. Постоянно вносятся новые элементы, они заменяют или вытесняют старые формы и укореняются в традиции или же исчезают в ходе неотвратимой эволюции.

Важно отметить, что новые формы записи отражают те изменения, которые произошли в музыке, вырвавшейся из оков традиции и ставшей сонорной, додекафонной, пуанти-листической, алеаторической и т. п. Композиторы бесстрашно, часто вопреки существующим правилам нотации, меняют способы написания штрихов, ритмических группировок, избегают тактовых черт, ключей, знаков альтерации при ключах и т. п. Многие композиторы снабжают свои произведения новыми нотными символами и дают подробные расшифровки этих символов в текстовых комментариях.

Подводя итоги можно отметить, что современная нотная запись запечатлевает все многообразие художественных проявлений современных композиторов, которые передают в своей музыке сложнейшие образы социальной действительности, природы, Космоса, Мирового пространства, философские идеи и другие жизненно-контекстные слои окружающего мира.

Размышляя над новыми формами нотации, некоторые исследователи, обобщая исполнительские приемы, которые вошли в обиход современной музыки, делят их на несколько типов. Так, известный украинский композитор и исследователь Виктор Мужчиль в своей работе «Особенности исполнения современной фортепианной музыки и ее графические символы» [6, с. 240-241] выделяет три типа новых исполнительских приемов на фортепиано: кумулятивный, альтернативный (или парадигмальный) и мультипарадигмальный.

К кумулятивному типу относятся разнообразные средства выразительности в рамках традиционного клавиатурного канона: они основаны на модернизации уже известных приемов фортепианной техники; на неординарных способах организации звуковой материи, связанных с музыкальными направлениями XX века; на доминировании звуковысот-ности над тембральностью.

К альтернативному или парадигмально-му типу относятся все необычные, экзотические, авангардные средства выразительности. Это, к примеру, игра на струнах фортепиано, а также используемые в качестве ударных инструментов корпус и педали фортепиано. Материальной субстанцией этого звукомира является уже не звуковысотность, а тембр. Это принципиально иной взгляд на способы звукоизвлечения, революционный прорыв в новую звуковую реальность.

К мультипарадигмальному способу относятся изобретения, связанные с «подготовленным» или «препарированным» роялем, с мануальными и немануальными способами звукоизвлечения на препарированном инструменте.

Как отмечает В. Мужчиль, эти типы развития исполнительских приемов на фортепиано относятся не только к средствам выразительности, но и к трактовке самого фортепиано как матрицы, на которой возможно выращивание новых звуковых культур.

Литература

1. Википедия. Статья «Музыкальная нотация» // Электронный ресурс. Режим доступа: http ://ru.wikipedia. org/wiki

2. Гонцов Ю. Некоторые особенности нотации в музыке XX столетия. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2005. 164 с.

3. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. 208 с.

4. Дубинец Е. А. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации. Киев, 1999. 313 с.

5. Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Сов. композитор, 1976. Вып. 2. С. 68-104.

6. Мужчиль В. С. Особенности исполнения современной фортепианной музыки и ее графические символы // Музична осв1та в Украшк теор1я i практика: зб1рка статей / Науковий вюник Нацюнально1 музично! академи îm. П. I. Чайковського. Вип. 29. К., 2003. С. 219-243.

7. Тарасти Э. Музыка как знак и как процесс // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. М., 1999. С. 61-78.

8. Meyer-Denkmann, Gertrud. Körper — Gesten — Klänge: Improvisation, Interpretation und Komposition neuer Musik am Klavier. Saarbrücken: PFAU-Verlag, 1998. 167 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.