Научная статья на тему 'Совершенствование программного обеспечения учебного процесса в инструментальном классе'

Совершенствование программного обеспечения учебного процесса в инструментальном классе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / АККОРДЕОН / ОБУЧЕНИЕ НА ДВУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / ЕДИНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аванесов Юрий Мелкумович

В статье раскрывается путь исследовательской мысли по созданию экспериментальной учебной программы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование программного обеспечения учебного процесса в инструментальном классе»

введение в психологию субъективности. М., 1995. С. 74.

2. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. С. 83.

3. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. С. 242.

4. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении: моногр. Киев, 1996. С. 86.

5. Петровский В. А. Личность в психологии ... С. 243.

I. V. ARTSIMOVICH. SANOGENAJA REFLECTION AS A FACTOR OF SUBJECTIVITY DEVELOPING OF ADOLESCENTS INCLINED TO DEVIANT BEHAVIOR

This article is dedicated to the role and influence of reflection upon the formation and developing of subjectivity of adolescents inclined to deviant forms of behavior.

Key words: sanogenaja reflection, subject, subjectivity, adaptability, adolescents with deviant behavior.

Ю. М. АВАНЕСОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ КЛАССЕ

В статье раскрывается путь исследовательской мысли по созданию экспериментальной учебной программы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне.

Ключевые слова: фортепиано, аккордеон, обучение на двух музыкальных инструментах, единая учебная программа.

В процессе многолетней музыкально-педа-гогической деятельности в классах фортепиано и аккордеона нам приходилось констатировать, что система начального профессионального музыкального образования, предусматривая освоение двух музыкальных инструментов (например, аккордеона как основного и фортепиано как дополнительного инструмента), не обеспечивает высоких результатов такого обучения. Несогласованность традиционных учебных планов и программ приводит к тому, что владение дополнительным инструментом по завершении начального музыкального обучения остается у большинства музыкантов на низком (любительском) уровне.

Размышления над данной исполнительско-пе-дагогической проблемой привели нас к решению поиска новых организационно-методических моделей обучения инструментальному исполнительству на двух музыкальных инструментах в реальных педагогических условиях - специальном учебном заведении. Базой наблюдения была выбрана Детская школа искусств им. М. А. Балакирева, классы фортепиано и аккордеона. Предмет экспериментального исследования составили общность и различия в структурно-со-держательной и методической организации учебных процессов в классах этих специальностей.

Таким образом, с октября 1994-го по май 1997 года нами осуществлялось лонгитюдное наблюдение в инструментальных классах детского специального учебного заведения с целью выявления возможностей организации процесса полиинструментального - параллельного - обучения игре на двух музыкальных инструментах (форте-

пиано и аккордеоне). Поставленная цель позволила выделить конкретные задачи экспериментального исследования:

- отметить положительные теоретико-мето-дические аспекты традиционного обучения игре на фортепиано и аккордеоне в целях сохранения прогрессивных музыкально-педагогических традиций;

- выявить слабые стороны в структуре и содержании процессов обучения игре на фортепиано и аккордеоне, требующие тематического и организационно-методического совершенствования;

- обобщить полученные данные сравнительного анализа двух учебных процессов в виде единой программы полиинструментального обучения.

Перечисленные задачи определили основные методы сбора эмпирических данных:

- панельное полевое включенное наблюдение в классах фортепиано и аккордеона;

- конспектирование тематического и методического содержания занятий в классах фортепиано и аккордеона, тезисное фиксирование педагогических и исполнительских результатов уроков;

- изучение аудиозаписей занятий, сделанных педагогами по нашей просьбе;

- сравнительный анализ структурно-тематичес-кого и организационно-методического содержания занятий в классах фортепиано и аккордеона;

- беседы с учениками и педагогами по заранее подготовленным темам и спонтанно возникшим вопросам в ходе наблюдения за процессом обучения;

- изучение вербальных и статистических документальных источников, отражающих сущность, структуру, содержание, результаты деятельности

и динамику развития интересующих нас музыкальных отделений специального учебного заведения (учебных программ, планов, методических рекомендаций, протоколов зачетно-экзаменационных проверок).

Анализ учебных планов и программ, а также результатов собственной педагогической деятельности показал, что основной базовый теоретический и практический материал закладывается в методические разработки, программы и планы первых пяти лет обучения.

В течение трех лет непосредственным экспериментальным наблюдением было охвачено 70 учащихся ДТТТИ с первого по пятый классы. Ученики, приглашенные к участию в эксперименте, обучались у различных педагогов. Таким образом, мы могли наблюдать и анализировать несколько учебных процессов в области фортепианного и аккордеонного исполнительских искусств, изучать различные педагогические стили, методические взгляды, варианты тематического построения учебных курсов в целом и каждого занятия в частности, оценивать индивидуальную реализацию музыкально-педагогической тактики и стратегии ведения занятий, сопоставлять содержание учебных программ, тематических планов и методических рекомендаций по обучению игре на фортепиано и аккордеоне.

Ведущие учебно-воспитательные задачи в классах фортепиано и аккордеона были идентичны:

- формирование музыкальной культуры, высоких художественных вкусов, потребности в приобщении к миру искусства, в осуществлении творческой музыкально-художественной деятельности на любительском и профессиональном уровне;

- развитие общих и специальных музыкальных способностей, творческих качеств, культурологических знаний, умений и навыков музыкального исполнительства;

- социокультурное коммуникативное становление личности в процессе индивидуальной и групповой работы с преподавателем, ансамблевого музицирования, концертной деятельности.

Контроль выполнения учебно-методических требований, успеваемости, общего и музыкального развития учащихся осуществлялся административной комиссией школы на зачетах, экзаменах, отчетных концертах фортепианного и народного отделений. Всего за период проведения эксперимента было осуществлено 30 контрольных проверок качества обучения (12 экзаменов, 12 зачетов на каждом отделении, 6 общих отчетных концертов).

В результате нами были составлены критерии оценки результативности обучения в классах фортепиано и аккордеона, позволяющие раскрыть основные теоретические, организационно-методические, технические и художественные аспекты подготовки музыкантов:

1) правильное расположение исполнителя и инструмента, организация исполнительского аппарата, знание конструкционных особенностей инструмента, владение широким спектром приемов звукоизвлечения;

2) исполнение гамм всех видов, коротких и длинных арпеджио каждой рукой отдельно и двумя руками вместе;

3) исполнение наизусть технических этюдов российских и европейских композиторов, народных песен, народных и классических танцев, пьес классических и современных российских и зарубежных композиторов, в которых раскрываются приобретенные навыки выполнения различных штрихов, тембродинамических оттенков, темпоритмических рисунков, а также выявляется умение раскрывать эмоциональную и художественно-образную сущность произведений;

4) грамотное осуществление анализа музыкальных произведений (тональность, размер, основная динамика темпоритмического рисунка и т. д.);

5) чтение с листа пьес и песенных мелодий, относящихся по техническому уровню к более раннему периоду обучения (двумя руками), а также пьес более сложного уровня отдельно каждой рукой;

6) подбор по слуху и транспонирование на заданный интервал песенных и танцевальных мелодий;

7) подбор аккомпанемента (простейшего - басов, а также сложного - на основе использования гармонических моделей) к исполняемой педагогом мелодии;

8) досочинение мелодии, аккомпанемента (уровни сложности - от одного заключительного такта до целых фраз);

9) навыки коллективного исполнительства (игра в ансамбле, аккомпанирование вокалистам и инструменталистам).

На экзамене после пятилетнего обучения итоговая оценка формировалась комплексно, с учетом общего уровня знаний, умений, навыков, способностей аккордеонистов и пианистов по перечисленным выше девяти критериям по традиционной пятибалльной шкале. Статистический анализ результатов всех контрольных проверок показал, что в фортепианном классе требуют совершенствования творческие виды исполнительской деятельности, а в аккордеонном классе - теоретический и технический исполнительский аспекты обучения. Сравнительный анализ общих результатов проверок успеваемости учеников фортепианного и аккордеонного классов по каждому критерию привел нас к гипотетическому выводу, что показатели могут выровняться при взаимодополнении двух процессов обучения, если выявить факторы высоких показателей (методы, формы, средства, содержание обучения) и экстраполировать их в другой процесс обучения.

В результате изучения учебно-методической литературы и проведения описанного аналитического наблюдения стало возможным составление единой программы полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне. При составлении единой программы учитывались следующие методологические, дидактические и психофизиологические факторы: методологическая логика и классические педагогические традиции построения учебного про-

цесса в области музыкального исполнительского искусства; дидактическая последовательность усложнения теоретического материала и практических заданий; соединение теоретико-методоло-гических и методических закономерностей и особенностей обучения фортепианному и аккордеонному искусствам в едином учебном процессе [1].

Разработанная единая программа полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне структурно представляет собой комплекс тезисно изложенных, систематизированных с учетом вышеперечисленных условий и факторов тематических блоков. Описание каждого тематического блока отражает содержание занятий по методической системе полиинструментального параллельного обучения в классе фортепиано и аккордеона. Следует также отметить, что большинство тем охватывают настолько большой объем научно-теоретической и практической информации, что их полное изучение происходит в течение одного или даже нескольких учебных лет, т. е. предполагается постоянное возвращение к теме в течение всего периода обучения. Практикующий педагог самостоятельно выбирает сочетание тем для каждого занятия в зависимости от методик, на которые он ориентируется в своей работе, а также от индивидуальных особенностей и возможностей ученика [2].

Каждому тематическому блоку присвоен порядковый номер.

1. Музыкальное знакомство (донотный период обучения). Музыка как вид художественной культуры. Немузыкальная и музыкальная природа звуков (естественные природные, антропогенные, механические, производственные шумы, музыкальные звуки - инструментальные и вокальные). Свойства звуков (связующие элементы): высота, длительность, сила, тембр.

2. Пение под аккомпанемент и а капелла для определения натурального певческого регистра. Выполнение ритмических танцевальных упражнений, работа с инструментом (игры на определение звуков, воспроизведение ритмических рисунков и т. д.) для раскрытия базовых способностей.

3. Музыкальные инструменты. Виды клавишных инструментов (фортепиано, рояль, синтезатор, аккордеон). История появления и распространения клавишных инструментов. Знаменитые мастера, композиторы, исполнители. Музыкальные жанры, доступные фортепиано и аккордеону. Роль и место названных музыкальных инструментов в жизни человека, в профессиональной и культурно-досуговой деятельности.

4. Слушание музыки. Определение направления, темпа, плавности движения мелодии. Характеристики звучания инструмента в различных регистрах, с различными жанровыми, динамическими, темпоритмическими, полифоническими особенностями. Художественные ассоциации: литературно-поэтические и изобразительные - пластические (танцевальные) и статические (живопись, графика, лепка, архитектура).

5. Мелодия как проявление композиторского мастерства сочетания звуков с определен-

ным набором их свойств. Художественные образы в музыке. Интонация как основа музыкальной речи, фразировки. Интонационный строй. Понятие артикуляции. Виды артикуляции: вербальная, невербальная (мимическая, пантомимическая), музыкальная. Основные артикуляционные приемы в фортепианном и аккордеонном исполнительстве.

6. Агогические оттенки (ускорение, замедление). Динамические оттенки: форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, фортиссимо, пианиссимо, увеличение и уменьшение звучания - крещендо, диминуэндо. Штрихи: нон легато, легато, стаккато (кистевое и пальцевое), портаменто, тенуто, маркато, акцентированное стаккато.

7. Музыкальная речь. Строение письменной и устной музыкальной речи. Фразировка. Период. Мотив. Предложение. Фраза. Цезура. Музыкальное дыхание. Мелодическая линия, мелодический рисунок. Движение мелодии. Приемы развития мелодии. Кульминация.

8. Изучение конструкции и исполнительских возможностей фортепиано и аккордеона: устройство фортепиано и аккордеона, механизм зву-коизвлечения на фортепиано и аккордеоне (показ, объяснение, пробы звукоизвлечения учеником). Педали фортепиано. Воздушный клапан, регистры аккордеона. Правила эксплуатации.

9. Положение исполнителя за фортепиано: правильное положение корпуса, ног, рук. Функции правой и левой руки на клавиатуре фортепиано. Формирование мелкой моторики исполнителя: упражнения за столом, с мелкими гимнастическими снарядами. Принципы извлечения звука на фортепиано. Фортепианные звуки различной длительности, в различных регистрах, с разными темпоритмическими рисунками, со счетом. Гимнастические упражнения для снятия мышечного напряжения, профилактики профессиональных заболеваний музыкантов.

10. Положение исполнителя при игре на аккордеоне. Правильное положение корпуса, ног, рук. Положение инструмента в процессе исполнения. Значение ремней. Функции правой и левой рук на клавиатурах аккордеона. Формирование мелкой моторики исполнителя. Гимнастические упражнения для снятия мышечного напряжения, профилактики заболеваний музыкантов.

11. Принципы и приемы меховедения на аккордеоне (без звука). Принципы работы воздушного клапана. Принципы извлечения звука на аккордеоне и их отличия от фортепиано. Извлечение звуков на правой клавиатуре аккордеона: различной длительности, с разными темпоритмическими рисунками, в различных регистрах, на обеих клавиатурах, со счетом.

12. Музыкальный звукоряд и его основные ступени. Клавиши клавиатуры фортепиано и правой клавиатуры аккордеона, соответствующие основным ступеням звукоряда. Названия клавиш. Октавы. Белые клавиши. Черные клавиши. Расположение нот в различных октавах на всей клавиатуре фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона.

13. Подбор мелодии знакомой песни (потешки, танца) на фортепиано и транспонирование ее по слуху на заданный интервал (подбор мелодии от других клавиш). Обсуждение изменений в характере мелодии, поиск художественных образных ассоциаций. Ансамблевая игра для демонстрации гармонических и полифонических возможностей инструмента.

14. Подбор мелодии знакомой песни (потешки, танца) на аккордеоне и транспонирование ее по слуху на заданный интервал (подбор мелодии от других клавиш). Обсуждение изменений в характере мелодии, поиск художественных образных ассоциаций. Ансамблевая игра для демонстрации гармонических и полифонических возможностей инструмента.

15. Понятие о ладе. Мажорный и минорный лады. Ступени мажорного и минорного лада. Устойчивые и неустойчивые звуки. Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Наклонение лада. Тональность. Мажорная и минорная пентатоники и лады народной музыки (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский).

16. Левая клавиатура аккордеона. Изучение устройства левой клавиатуры аккордеона. Постановка пальцев, кисти. Аппликатура в левой руке. Показ игры, способы, приемы звукоизвлечения. Первые пробы звукоизвлечения (нажатие кнопок ряда основных басов, затем мажорных и минорных трезвучий приемом нон легато).

17. Первый этап формирования аппликатурных навыков: позиционная игра (без перекладывания и подкладывания пальцев). Первые упражнения правой и левой рукой на фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона - в одной позиции, на белых клавишах, соблюдение последовательности клавиш и пальцев. Пофразовая и понотная игра обеими руками.

18. Завершение мелодической линии с сохранением заданного ритмического рисунка. Задания на завершение усложняются в количественном отношении - от 1 такта до нескольких музыкальных фраз.

19. Нотное письмо. Понятие ноты. Названия нот. Нотный стан. Расположение и обозначение нот на нотном стане. Ключи. Акколада. Нотная запись в скрипичном и басовом ключах. Штили. Добавочные линейки. Запись нот одной и той же октавы в разных ключах. Понятие паузы. Виды пауз.

20. Соотношение кнопок левой клавиатуры аккордеона и нот на нотном стане. Ряды основных басов, мажорных и минорных трезвучий. Вспомогательные ряды. Изучение условных обозначений басов и аккордов на письме для аккордеона.

21. Длительность звуков и пауз: четверти, половинные, целые, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые. Извлечение звуков различной продолжительности. Правила записи нот различной длительности и высоты. Правила записи пауз различной длительности. Знаки увеличения длительности нот и пауз: лига, точка, две точки, фермато. Исполнение нот в соответствии с их длительностью (счет вслух).

22. Размер. Размеры 2/4, 4/4, 3/4 (позже, по мере овладения теорией и практикой, - 2/2, 3/2, 4/2, 3/8, 6/8, 5/4, 7/4, 9/8, 12/8). Такт. Тактовая черта. Размещение в такте нот и пауз. Затакт. Переменный размер. Акценты.

23. Базовые ритмические остинато в сопровождении ритмических движений, пропевания попевок, декламации стихов: в размере 2/4 - две четвертные (первая четверть - бас); четверть (бас) и две восьмых; четверть (бас) и четвертная пауза (подобные модели в других размерах).

24. Альтерация: бемоль, диез, бекар (худо-жественно-образные ассоциации). Двойные знаки альтерации. Случайные знаки (не ключевые). Знаки перенесения записи нот на октаву вниз и вверх. Реприза и вольта - знаки сокращения нотного письма: фонарь, сеньо.

25. Обозначение звуков разных октав нотами и буквенным способом. Буквенная система записи нот для аккордеона (буквенные и цифровые обозначения басов и аккордов). Традиционные пары басов и готовых аккордов.

26. Игра с листа. Чтение нот по горизонтали и вертикали. Приемы, формы, средства, условия, принципы подбора материала.

27. Двухголосие. Типы. Гомофонно-гармоническое и подголосочное двухголосие. Двойные ноты. Самостоятельное развитие голосов.

28. Интервалы: понятие, функции. Виды интервалов. Способы построения. Обращения интервалов. Транспонирование на заданный интервал (от указанной клавиши). Исполнение интервалов - гармоническое и мелодическое.

29. Виды мажорного лада. Структура натуральной мажорной гаммы. Диезные и бемольные тональности. Мажорные гаммы: исполнение различными штрихами, начиная с нон легато; тетрахорды от любого звука в пределах октавы; расходящиеся гаммы; параллельные гаммы.

30. Виды минорного лада. Минорные гаммы: исполнение различными штрихами, начиная с нон легато; тетрахорды от любого звука в пределах октавы; расходящиеся гаммы; параллельные гаммы.

31. Параллельные тональности. Энгармонизм. Энгармонически равные звуки, тональности. Одноименные тональности. Ступени одноименных тональностей. Переменный лад. Определение тональности музыкального произведения. Выявление смены лада в мелодии по слуху.

32. Квинтовый круг мажорных тональностей. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей. Подбор и композиция в мажоре и миноре.

33. Арпеджио: короткие, длинные, ломаные, с различными длительностями. Хроматические гаммы: отработка размеренного и последовательного нажатия клавиш в нисходящем и восходящем направлениях. Диатоническая и хроматическая гамма: сравнение, определение. Расходящаяся гамма двумя руками. Параллельные гаммы в октаву, терцию, сексту, дециму. Гаммы на обеих клавиатурах. Одновременное исполнение двух нот различной длительности.

34. Аккорды: понятие. Виды. Четыре вида трезвучий: мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные (структура, состав). Трезвучия: построение, обращения (главные и побочные трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд, доминантсептаккорд, обращения -квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундак-корд). Септаккорды: построение, обращения. Нонаккорды: построение, обращения. Мажорные и минорные трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Гармоническое тяготение. Разрешение аккордов. Аккордовая техника.

35. Многоголосие. Типы («аккордовая вертикаль», «линеарная горизонталь»). Выдержанный голос (подголосок).

36. Смена позиций. Техника подкладывания и замены пальцев на фортепиано и аккордеоне. Упражнения на перемещение четвертого пальца по ряду основных басов аккордеона. Упражнения наперемещение позиций. Упражнения насамосто-ятельное определение аппликатуры. Чередование пальцев (двухголосные и аккордовые репетиции и фигурации с повторяющимися звуками). Перенос руки на клавиатуре. Скачки в правой руке на фортепиано и аккордеоне. Репетиции басов с аккордами на левой клавиатуре аккордеона. Исполнение на аккордеоне двойных нот. Скачки в левой руке на тон, на полтора тона, на полутон при исполнении басов основного ряда с готовыми аккордами одновременно. Одновременное исполнение гаммы на правой клавиатуре и основных трезвучий на левой клавиатуре.

37. Сменный бас. Сменный бас с минорными аккордами. Терц-басы. Кнопки (клавиши) с производными названиями. Извлечение баса и аккорда в разных поперечных рядах аккордеона. Диезные и бемольные клавиши (альтерированные звуки) на левой клавиатуре. Упражнения по переработке интервалов в аккорды, на гармоничное замещение аккорда его обращением (для переложения в дальнейшем фортепианной партии в аккордеонную в левой руке).

38. Модуляция. Общее понятие о модуляции. Родственные тональности. Ладовая и модуляционная альтерация. Виды модуляции. Осуществление модуляции.

39. Транспонирование по нотам. Упражнения по переложению. Перенос пассажей, трелей, фигураций, сложных мелодических оборотов и украшений из партии левой руки на фортепиано в

партию правой руки на аккордеоне в наиболее подходящий регистр.

40. Педализация на фортепиано (механизм, принципы, приемы, первые упражнения на запаздывающую педаль).

41. Завершение аккомпанемента по «фактурно-ритмическому» образцу. Сочинение вариаций с предварительным показом педагога и заданными фактурно-ритмическими схемами аккомпанемента и мелодии (несколькими вариантами).

42. Упражнения для аккордеона: аккорд-тре-моло, меховое тремоло, арпеджиато, глиссандо, трели, синкопы (четвертные и восьмые), морденты (простой, перечеркнутый), группетто, форшлаги (простой, короткий двойной), триоли (четвертные, восьмые, шестнадцатые). Квинтоль. Репетиция. Быстрая смена меха - ритмические вставки. Сравнение мордента и форшлага. Полиритмическая техника

43. Музыкальная форма. Одночастная форма. Период квадратной структуры. Каданс. Период повторного и неповторного строения. Период неквадратной структуры.

44. Простые двухчастные и трехчастные формы. Форма рондо. Вариационная форма.

45. Полифония. Полифонические формы. Полифония и гомофония. Имитационная и неимитационная полифония. Приемы имитационного письма. Полифонические формы.

Таким образом, на основании изучения практической реализации российских музыкальнопедагогических традиций, анализа существующих учебных программ, тематических планов и процессов практического обучения игре на фортепиано и аккордеоне была разработана экспериментальная программа полиинструментального параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне. В процессе многократной экспериментальной апробации нами были получены высокие практические результаты

- оптимизация процесса обучения двум музыкальным инструментам, существенное повышение качества инструментальной подготовки музыкантов.

Литература

1. Алексеев А. Творчество музыканта-исполните-ля. М., 1991.

2. ЦътинГ.М. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

YU. M. AVANESOV. THE MATTER OF PROGRAMMED IMPROVEMENT OF INSTRUMENTAL EDUCATION

The article is dedicated to the creation of experimental educational programme concerning poliinstrumental parallel piano and accordion training.

Key words: piano, accordion, two musical instruments training, integral educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.