Научная статья на тему 'О реализации профессионального мастерства специалиста широкого музыкального профиля в процессе обучения детей вокальному и инструментальному исполнительству'

О реализации профессионального мастерства специалиста широкого музыкального профиля в процессе обучения детей вокальному и инструментальному исполнительству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МУЗЫКЕ / НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ПЕНИЯ / ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черватюк Анна Петровна

Статья раскрывает современные подходы к обучению и воспитанию школьников, принципы организации вокально-инструментальных ансамблей, некоторые аспекты начального обучения музыке школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации профессионального мастерства специалиста широкого музыкального профиля в процессе обучения детей вокальному и инструментальному исполнительству»

№ 1 (30), 2009

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России "

А. П. ЧЕРВАТЮК

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТА ШИРОКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОМУ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ

Статья раскрывает современные подходы к обучению и воспитанию школьников, принципы организации вокально-инструментальных ансамблей, некоторые аспекты начального обучения музыке школьников и студентов.

Ключевые слова: обучение детей музыке, начальные навыки пения, вокально-инструментальный ансамбль.

Современный специалист, пришедший в общеобразовательную среднюю школу, самую массовую по своему составу, всегда может найти творческое применение в любой специализации многогранного музыкального искусства. Школа дает возможность для проведения полноценных уроков музыки, руководства творческими коллективами, преподавания в классе оркестровых музыкальных инструментов, а также фортепиано, баяна, аккордеона и классической шестиструнной гитары.

Воспитание подрастающего поколения - одна из первоочередных государственных задач сегодняшнего дня, грамотное решение которой не терпит отлагательства. Отметим, что подготовка, воспитание, обучение и развитие участников профессиональных и самодеятельных творческих коллективов - творческая задача с едиными требованиями, она должна решаться одинаково серьезно и профессионально. Специалисту музыкальной сферы нельзя быть на пределе своих знаний, творческих умений и навыков, он должен иметь значительно больший запас творческих возможностей, чем требует выполняемая им профессиональная деятельность. Это определяет критерий необходимого мастерства специалиста широкого музыкального профиля.

Специфически одаренных детей, как правило, начинают обучать игре на скрипке или фортепиано с самого раннего возраста, на других музыкальных инструментах - несколько позже (с 8-10 лет). При этом нельзя допускать неоправданного разрыва между приобретением навыков игры и усвоением детьми музыкальной грамоты, а также, что очень важно, курса сольфеджио, где закрепляются все ранее полученные теоретические знания и приобретаются новые практические навыки в сфере музыки, ее вокального исполнения.

При обучении детей музыке необходимо тщательно выстраивать содержательную часть музыкального произведения, последовательность изложения материала и использовать эффективную методику его усвоения. На первых уроках следует объяснить детям, что такое музыка, кто ее создает, почему одни произведения веселые, а другие - грустные. Для этого дети слушают записи му-

зыкальных произведений, а также их «живое» исполнение. Далее необходимо сообщить, что весь музыкальный звукоряд делится на девять частей, которые называются октавами и имеют свои конкретные названия. Для записи музыки используются знаки (ноты). Звуки человеческого голоса при пении расположены в малой, первой и второй октавах.

Затем на нотном стане детям надо показать отрезок музыкального звукоряда, который следует изучить в первую очередь. Пояснить, что доступный музыкальный звукоряд для голоса и детей, и взрослых совпадает с наиболее употребительным диапазоном классической шестиструнной гитары . На фортепиано этот звукоряд располагается в средней части клавиатуры, что удобно при игре.

Необходимо отметить, что изучение музыкального искусства без занятий на одном из музыкальных инструментов является весьма проблематичным и едва ли может иметь желаемый успех. В процессе разучивания на инструменте музыкальных произведений учащиеся получают широкую практическую подготовку в сфере музыкального искусства. Программа, которая предлагается для изучения, должна быть разнообразной, соответствовать возрасту, интересам ребенка. При этом необходимо, чтобы она была выстроена в порядке нарастающих трудностей. Без творческого интереса учащегося вряд ли можно говорить об успешных занятиях в классе музыки.

Наиболее распространенными являются классические музыкальные инструменты: фортепиано, гитара, баян, аккордеон. Они имеют наибольшую популярность в системе профессионального и дополнительного образования. Игра на них позволяет музыканту петь под свой аккомпанемент, что является неоспоримым и наиболее эффективным средством в эстетическом воспитании обучающихся. Достойное применение находят и другие музыкальные инструменты - духового, народного и симфонического оркестров, которые к тому же широко применяются в вокально-инструментальных ансамблях, где встречаются самые различные их сочетания. В их составе могут быть скрипки, саксофоны альт и тенор, кларнеты, трубы, тромбоны, гитары соло, ритм и бас, аккордеон, рояль, синтезатор и, конечно, все ударные инструменты.

^ "Культурная жизнь Юга России "

№ 1 (30), 2009

Этот состав ансамбля имеет широкое распространение на концертной эстраде в России и за рубежом. Ему посильна любая творческая задача, особенно в сочетании с двумя-тремя певцами, а иногда и целой вокальной группой. Существует много мини-оркестров со своими глубокими творческими традициями и сложившимся художественным репертуаром. Такие вокально-инструментальные ансамбли вызывают большой интерес у подростков и молодежи, поэтому в школе, кружках и других творческих коллективах их надо всячески поощрять и развивать. Именно они способны стать основой эстетического воспитания и обучения музыкальному искусству детей в общеобразовательных школах и коллективах.

Исходя из вышесказанного, мы еще раз убеждаемся, что для организации такой сложноком-понентной музыкально-педагогической деятельности нужен специалист широкого музыкального профиля, обладающий многогранным профессиональным мастерством в сфере музыкального искусства, подготовка которого должна осуществляться на музыкальных факультетах педагогических вузов, а также вузов культуры и искусств.

Специалист такого ранга должен уметь работать с академическим хоровым коллективом, обучать хористов практическому певческому мастерству, пополнять их знания в сфере музыкально-теоретических дисциплин, совершенствовать и развивать навыки и умения игры на классических музыкальных инструментах, проводить занятия в классе сольного пения и с коллективами вокально-инструментальных ансамблей. Наряду с этим выпускник вуза должен уметь выполнять функции дирижера духового, народного и симфонического оркестров, хорошо знать все музыкальные инструменты и уметь обучать игре на них участников оркестровых коллективов.

Игру на классических музыкальных инструментах следует совмещать с практикой обучения детей исполнению песен под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре, аккордеоне или баяне. Этот вид творческой работы с детьми наиболее эффективно влияет на их эстетическое воспитание, повышает мотивацию к обучению музыкальному искусству, интенсивно способствует духовному и творческому развитию, всегда находит достойное применение и поддержку в обществе. Исполнение голосом музыкальных произведений требует от учащихся хорошей дикции, над которой необходимо работать постоянно и тщательно. Особое внимание должно уделяться правильному распеву слов, их музыкальной выразительности и нюансировке. Нельзя исполнять музыку на инструменте или голосом, произнося текст и музыкальные фразы в одной силе звучности. Это неизменно приводит к монотонности исполнения музыкального произведения и вызывает у слушателя, да и у самих обучающихся, творческое неудовлетворение .

Технические трудности в музыке, связанные с исполнением отдельных ритмических пассажей, должны преодолеваться в нарастающей степени сложности, и лишь после того, как отработан до-

ступный для учащегося музыкальный материал -фраза, мотив, предложение, следует переходить к отработке более сложного фрагмента. Если в этой технической работе упустить момент последовательности отработки сложных мест музыкального произведения, то у учащегося может возникнуть сомнение в своих возможностях, разочарование, и тогда он прекратит заниматься на музыкальном инструменте. Вера в свои силы, одухотворенность - вот те основные движущие рычаги, которые приведут ученика к достижению больших творческих успехов в занятиях музыкой.

При исполнении песен и романсов все аккорды сопровождения звучат в определенном порядке, в соответствии с логикой развития мелодии музыкального произведения, и прежде чем сыграть тот или иной аккорд, его надо уметь правильно прочесть. Мелодия и аккорды являются основой музыкального произведения. Творческая работа над ними осуществляется музыкантом любого ранга, и ощутимый успех всегда приносит исполнение музыкальных произведений голосом.

В рамках нашей исследовательской работы, на страницах учебных пособий, мы приводим примеры песен, предлагаемых для изучения в классе музыки с детьми на начальном этапе обучения. Наши рекомендации основываются на собственном опыте и исследованиях различных авторов по этому вопросу, а также пожеланиях составителей учебных программ.

Разучивая песни, следует обратить внимание детей на их происхождение, так как наряду с народными музыкальными произведениями детям предлагается музыка, сочиненная композиторами. Необходимо ознакомить детей с их жизнью и творчеством. Изучение авторской музыки следует организовывать на материале русских и зарубежных классиков, а также современных композиторов. При ознакомлении детей с музыкой, ее разучивании в классе пения целесообразно больше использовать фольклор.

В раннем возрасте, когда дети только начинают обучаться писать и читать, усвоение нот предлагается осуществлять при помощи нарисованных восходящих и нисходящих ступенек и различных картинок. Например: лягушка - нота «ля», домик - нота «до», синичка - нота «си» и т. д. Авторы такой методики считают, что это весьма эффективный метод. Далее детям все же приходится изучать нотный стан, добавочные линейки, длительности нот и др. [1].

Наблюдая за процессом обучения, мы приходим к выводу: чем раньше дети приступят к знакомству с нотной грамотой, тем успешнее и интенсивнее будет их музыкальное совершенствование. Изучение нотного стана приближает детей к понятию интервала между нотами (широкого и узкого - тона и полутона). Пять линеек нотного стана даны в высотном порядке, легко запоминаются детьми после изучения нот, расположенных на ступеньках лестницы. С применением нотного стана дети наглядно видят расположение нот и между линейками, которые как бы должны были располагаться между ступеньками лестницы.

№ 1 (30), 2009

"Культурная жизнь Юга России " ^

Недостатком этой системы, по нашему мнению, является то, что между ступеньками нет возможности это показать.

Обучение музыке детей возможно, как известно, с раннего возраста. При первом знакомстве ребенка с музыкой в возрасте одного-двух лет слушание происходит непроизвольно. Позже, к трем-четырем годам, дети не только слушают музыку, но и активно стремятся познать ее практически, изучают ноты, обучаются игре на фортепиано или каком-либо другом доступном для них музыкальном инструменте. В этом возрасте ребенок обычно посещает дошкольные учреждения, в которых интенсивно осуществляется музыкальное воспитание. Старшую выпускную группу детского сада активно готовят к обучению в первом классе начальной общеобразовательной школы. Многие дети до поступления в школу уже знают ноты и имеют некоторые первые практические навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра или фортепиано, скрипке. Учитывая наличие у детей начальной музыкальной подготовки, в первом классе общеобразовательной школы на уроках музыки необходимо переходить к широкому серьезному музыкальному воспитанию, так как в этом возрасте дети уже имеют достаточную прилежность к занятиям и обладают возможностью обучаться музыке на более серьезном уровне. Они ждут от взрослых конкретного разговора о музыке и способны понимать профессиональные объяснения и практические показы, но в доступной для них форме.

Дети быстро приобретают необходимые практические умения и навыки, весьма интенсивно развиваются творчески. Это означает, что наступила пора профессионального творческого общения детей и взрослых. Они принимают участие в различных детских концертах, увлеченно и самоотверженно трудятся в классе музыки, познавая и усваивая все новые и новые теоретические знания и практические навыки, вырабатывают необходимые умения. В раннем детстве профессиональное мастерство музыканта закладывается независимо от того, обучается ли ребенок для себя («для общего развития») или он будет в дальнейшем профессиональным музыкантом.

Таким образом, обучение музыке в начальной школе должно носить достаточно серьезный характер и быть профессиональным, независимым от планов родителей, которые чаще всего и определяют дальнейшую музыкальную судьбу своих детей, хотя часто бывает и наоборот.

При обучении детей музыке большое значение имеют аккорды. Однако некоторые из них в плане усвоения на слух содержат весьма существенные трудности. Например, увеличенные трезвучия в мажоре и миноре, а также их обращения (секстаккорды и квартсекстаккорды), которые определяются на слух только с наличием разрешения, т. е. перехода в консонирующие аккорды, трудны для восприятия. Сложность возникает и при усвоении на слух уменьшенного септаккорда и его обращений (квинтсекстаккорда, терцквартаккорда и секундаккорда) [2].

Проблема заключается в научной неразработанности усвоения на слух этих сложных аккордов. Это происходит в силу их энгармонизма, дающего одинаковое звучание при разном названии и написании. К таким аккордам относятся увеличенные трезвучия и их обращения - секстаккорды и квартсекстаккорды, а также уменьшенный вводный септаккорд с обращениями - квинтсекс-таккорд, терцквартаккорд и секунд аккорд.

Так, увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций (б. 3 + б. 3), между крайними звуками - интервал увеличенная квинта. Строится увеличенное трезвучие на VI ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора. Эти трезвучия имеют два обращения. В мажоре в этих аккордах неустойчивым звуком является прима, а в миноре - квинтовый тон, которые требуют разрешения (перехода) в устойчивый звук тоники. Энгармонизм этих аккордов обеспечивается наличием в каждом из них уменьшенной кварты, которая звучит как большая терция, а потому все они и звучат одинаково.

Увеличенное трезвучие в мажоре разрешается в тонический квартсекстаккорд, нижний диссонирующий звук увеличенного трезвучия (прима) идет на ступень вниз, в квинтовый тон тонического аккорда, а в миноре увеличенное трезвучие разрешается в тонический секстаккорд, верхний диссонирующий звук увеличенного трезвучия (квинтовый тон) идет на ступень вверх, в приму тонического аккорда.

Увеличенный секстаккорд в мажоре разрешается в тоническое трезвучие, верхний диссонирующий звук увеличенного секстаккорда идет на ступень вниз, а в миноре увеличенный секстаккорд разрешается в тонический квартсекстаккорд, средний диссонирующий звук увеличенного секстаккорда идет на ступень вверх.

Увеличенный квартсекстаккорд в мажоре разрешается в тонический секстаккорд, средний диссонирующий звук увеличенного квартсекс-таккорда идет на ступень вниз, а в миноре увеличенный квартсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, нижний диссонирующий звук увеличенного квартсекстаккорда идет на ступень вверх.

Следовательно, в мажоре и в миноре увеличенный аккорд содержит диссонирующий тон - один звук, а два остальных устойчивые, они входят в тонический аккорд и при разрешении остаются на месте. Чтобы определить на слух увеличенные трезвучия и обращения в мажоре и миноре, надо слушать разрешение неустойчивого звука и делать вывод, в какие аккорды в мажоре и миноре произошло разрешение.

Другим энгармоническим аккордом является уменьшенный вводный септаккорд и три его обращения. К наиболее распространенным септаккордам (с их обращениями) относятся четыре вида: доминантсептаккорд, уменьшенный, малый и минорный септаккорды. Однако мы рассматриваем уменьшенный септаккорд и его обращения, которые являются энгармоническими аккордами. Происходит это потому, что в их составе имеется

"Культурная жизнь Юга России "

42 —

№ 1 (30), 2009

увеличенная секунда, которая звучит одинаково с малой терцией.

Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII вводной ступени гармонического мажора и гармонического минора и поэтому получил название вводного (в тонику). Он состоит из трех малых терций (м. 3 + м. 3 + м. 3), между крайними звуками - интервал уменьшенная септима, отсюда и полное его название - уменьшенный вводный септаккорд, его полное обозначение - ум. БУШ, что подчеркивает выполнение доминантовой функции.

При разрешении основного вводного септаккорда и его обращений в тонические аккорды голоса идут следующим образом: прима - на ступень вверх, в приму тонического аккорда; терцовый тон вводного аккорда - на ступень вверх, в терцовый тон тонического аккорда; квинтовый тон вводного аккорда - на ступень вниз, в терцовый тон тонического аккорда; септима вводного аккорда - на ступень вниз, в квинтовый тон тонического аккорда.

Разрешается основной вид уменьшенного вводного септаккорда (ум. БУШ) в полное тоническое трезвучие (мажорное или минорное) с удвоенным терцовым тоном (при элементарном виде в унисон). Первое обращение - квинтсекс-таккорд - разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным внизу терцовым тоном (унисон). Второе обращение - терцквартаккорд - разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным терцовым тоном в крайних голосах аккорда (нижнем и верхнем). Третье обращение - секундаккорд -разрешается в тонический квартсекстаккорд с удвоенным вверху терцовым тоном (в унисон).

Звучат все уменьшенные вводные аккорды (основной септаккорд и его обращения - ум. БУШ, БУП6/5, ОVI14/3. БУШ), как уже отмечалось, одинаково. Это происходит из-за того, что во всех обращениях этого аккорда имеется интервал увеличенная секунда, которая по количеству тонов, а также и по звучанию равна малой терции. Чтобы определить уменьшенные аккорды на слух, надо следить за их разрешением, и по удвоению терцового тона в тоническом аккорде, а также по его виду определять, какой был вид уменьшенного аккорда.

Следовательно, методика определения на слух уменьшенного вводного септаккорда и его обра-

щений, построенных в элементарном виде, которая разработана и предложена нами, гласит, что надо слушать, где звучит удвоенный терцовый тон тонического аккорда, т. е. следует учитывать ряд закономерностей:

- при разрешении основного вида уменьшенного вводного септаккорда, расположенного в элементарном виде - тоническом трезвучии (в мажоре и миноре), терцовый тон удваивается в середине трезвучия;

- уменьшенный вводный квинтсекстаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным терцовым тоном внизу (унисон);

- разрешая уменьшенный вводный терцквартаккорд, в тоническом секстаккорде терцовый тон удваивается в крайних голосах (внизу и вверху);

- уменьшенный вводный секундаккорд разрешается в тонический квартсекстаккорд с удвоенным терцовым тоном вверху (унисон).

Такая теория, методика и практика усвоения энгармонических аккордов должна осуществляться при подготовке специалиста в вузе, и данной проблеме надо уделять большое внимание, так как подобные сложные вопросы музыкального искусства являются узловыми. Благодаря энгармонизму эти аккорды широко используются в практике, особенно при осуществлении в музыкальном произведении модуляций из одной тональности в другую (даже отдаленную).

Общая теоретическая подготовка музыканта, его профессиональное мастерство складываются из суммы знаний, практических умений и навыков, которые необходимо постоянно совершенствовать и развивать. Одновременно при подготовке специалиста широкого музыкального профиля в вузе необходимо формировать художественный репертуар.

Итак, обучение детей музыкальному искусству в классе пения - один из эффективнейших способов воспитания подрастающего поколения, а это, как явствует из директив Министерства образования и науки РФ, одна из первоочередных государственных задач сегодняшнего дня.

Литература

1. Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. М., 1993.

2. ЦыпинГ.М. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2001.

A. P. CHERVATYUK. ABOUT SOME PROBLEMS OF REALIZATION THE PROFESSIONAL SKILLS OF SPECIALIST DURING THE TEACHING VOCAL AND INSTRUMENTAL MUSICAL ART

The article is dedicated to modern approaches to musical education of children, organization of vocal-instru-mental ensembles, some aspects of music teaching.

Key words: music teaching of pupils, first vocal skills, vocal-instrumental ensembles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.