Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации полиинструментального обучения на начальной ступени профессионального музыкального образования'

Некоторые аспекты организации полиинструментального обучения на начальной ступени профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации полиинструментального обучения на начальной ступени профессионального музыкального образования»

практике данные стадии тесно взаимосвязаны, а их реализация является прерогативой индивидуально-личностного профессионального творчества каждого учителя-музыканта.

Успешное решение обозначенных выше художественно-коммуникативных задач обеспечивается специальными художественно-коммуникативными умениями и способностями, которые в своей совокупности составляют содержание художественно-исполнительского компонента художественно-коммуникативной деятельности. Специально проведенный нами анализ показал, что продуктивность художественно-коммуникативной деятельности,

направленной на формирование этнокультурной толерантности школьников, обусловливается, прежде всего, таким качеством личности, как артистизм (2). Именно оно аккумулирует в своем содержании наиболее значимые стороны художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта.

Таким образом, специально проведенное исследование и многолетний опыт практической работы позволяет нам утверждать, что художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта является необходимым условием формирования этнокультурной толерантности школьников в процессе музыкальных занятий.

Примечания

1. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции //Советская музыка. 1980. 1975. №1.

2. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 — Музыкальное образование. - Изд. 2-е, допол. М.: МГУКИ, 2005. 68 с.

Ю.М. Аванесов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время наиболее ярко проявляется тенденция к слиянию фортепианного и аккордеонного искусства на концертно-ис-полнительском уровне. В настоящее время в исполнительской среде наблюдается большое количество музыкантов, самостоятельно осваивающих одновременно фортепиано и аккордеон. Многие профессиональные исполнители и педагоги в равной степени владеют и фортепианным, и аккордеонным искусством, что свидетельствует об идентичности их основных характеристик и функций. Однако традиционная система российского начального профессионального музыкального образования не обеспечивает таких результатов. Традиционное сосуществование в учебных планах музыкальных школ и школ искусств курсов «Основной инструмент» и «Дополнительный инструмент», в результате, приводит к тому, что владение дополнительным инструментом по завершении начального музыкального обучения остается у большинства музыкантов на низком любительском уровне.

Конкретизация проблемы позволяет выдвинуть гипотезу: с помощью инструментария системного подхода и с учетом межпредметных связей возможно создание методической системы полиинструментального обучения, которая позволит музыкантам осваивать одновременно два инструмента, что будет способствовать достижению универсального профессионального мастерства, расширению исполнительских и педагогических возможностей музыкантов-инструменталистов.

На этапе теоретико-методической подготовки к проведению обучающего эксперимента были сформулированы принципы формирования содержания и тематической структуризации теоретического и практического учебного материала для организации процесса полиинструментального обучения (параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне):

1) принцип исторической обусловленности (тематическое содержание и структура обучения обусловлены историей развития

музыкального искусства, логикой общей педагогической науки, классическими музыкально-педагогическими традициями, результатами многолетней педагогической и исполнительской практики);

2) принцип научности формирования методического содержания учебного процесса (опора на ведущие философско-ме-тодологические концепции воспитания, развития личности, организации социально значимых процессов, общепедагогические дидактические принципы обучения);

3) принцип фундаментальности образования (органичное включение музыкально-теоретических дисциплин в процесс практического обучения для формирования фундаментальных знаний законов музыкальной науки);

4) принцип всестороннего развития личности (формирование общей музыкальной культуры, широкого эстетического кругозора для подготовки профессиональных музыкантов, обладающих энциклопедическими знаниями, универсальными способностями, умениями и навыками);

5) принцип гуманизма (предоставление широких возможностей для творческого роста, самообразования, дальнейшей профессиональной и социальной самореализации, успешной адаптации в социуме);

6) принцип актуализации получаемых знаний (соответствие современнымтенден-циям в сферах культуры, искусства, социокультурной деятельности, требованиям профессионального образования);

7) учет авторского личностного вклада в педагогику и исполнительство (учет профессионального педагогического и исполнительского опыта, анализ эмпирического материала, результатов экспериментальной деятельности).

Таким образом, данная методическая система опирается на историю изучения музыкального искусства и методологию научного педагогического знания, устоявшиеся (ставшие уже классическими) теоретические концепции видных российских ученых прошлого и современности, многократно проверенные на практике традиционные методы обучения, результаты многолетней научно-исследовательской, методической, поисково-экспериментальной авторской деятельности.

Апробация достоверности выдвинутой гипотезы и педагогической состоятельности идеи полиинструментального обучения в классе фортепиано и аккордеона была нами осуществлена в процессе обучающего эксперимента в Детской школе искусств им.

М.А. Балакирева (Россия, г. Москва) в течение 5 лет (в 1997 - 2002 годы). Летом 1996 года был объявлен набор детей в возрасте семи лет, желающих обучаться игре на двух музыкальных инструментах. В сентябре, в начале учебного года, экспериментальный класс составили 10 детей 7-летнего возраста. Для достижения однородности исходных данных было выполнено следующее условие при формировании экспериментального класса: в класс были приняты школьники, ранее не посещавшие музыкальные учебные заведения, не владеющие музыкальной грамотой и исполнительским искусством, принявшие самостоятельное решение осваивать два музыкальных инструмента, мотивируя данный выбор интересом к обоим музыкальным инструментам.

Обучение аккордеонному исполнительству велось на компактных облегченных (около 2-х кг) школьных моделях «Юность-2», называемых четвертушками. Диапазон правой клавиатуры составляет две полных октавы - от Си малой октавы до До третьей октавы. Состав левой клавиатуры: 5 рядов по 12 кнопок в каждом. Таким образом, диапазон школьных моделей аккордеона позволяет включать в репертуарный перечень произведения любых жанров, стилей, форм.

Анализ педагогической эффективности апробации экспериментальной методической системы осуществлялся с помощью методов наблюдения за ходом и результатами обучения, ведения индивидуальных поурочных дневников, позволяющих наблюдать динамику технического и творческого развития каждого ученика в отдельности, контролировать степень успеваемости учеников, а также в процессе самонаблюдения и самодиагностики результативности собственной экспериментальной педагогической деятельности, бесед с учениками экспериментального класса, педагогами, наблюдавшими за ходом экспериментальной деятельности, состоявшими в комиссиях, оценивавших эффективность полиинструментального обучения на зачетах, экзаменах и отчетных концертах.

Занятия с экспериментальным классом проводились три раза в неделю по 30 минут каждое занятие. Таким образом, сохраняя совокупную временную нагрузку, существенно увеличивается частота общения и работы педагога и ученика за инструментами, сокращаются перерывы между занятиями, а следовательно, во время каждого последующего урока педагогу и ученику требуется отводить меньше времени на то,

чтобы вспомнить материал прошлых занятий. При проведении трех уроков в неделю однодневные перерывы позволяют поддерживать на определенном уровне такие психические процессы, как узнавание и воспроизведение, интерес и желание к познанию, стимулируют мотивацию к обучению, а значит, на каждом последующем занятии позволяют продвигаться вперед.

В зависимости от содержания темы, поставленных педагогических целей и задач каждого конкретного занятия ученики за одну встречу занимались либо на обоих музыкальных инструментах, либо на одном из них (по решению преподавателя согласно плану обучения). При определении порядка работы с инструментами мы логично руководствовались универсальным принципом исторической последовательности развития музыкального искусства и музыкальных инструментов. Так, например, знакомство с клавиатурой проводилось в таком порядке: клавиатура фортепиано - правая клавиатура аккордеона, акцентируя, таким образом, внимание ученика на конструкционном заимствовании, произошедшем в результате эволюции гармони.

Количество учебных часов, фактически затраченных в педагогическом эксперименте на изучение каждой темы, невозможно указать, так как содержание многих тем (например, принципы и приемы правильного звукоизвлечения, средства художественной выразительности) изучается и практически осваивается на протяжении всех лет обучения. Кроме того, в процессе обучения учитывались индивидуальные возможности каждого ученика в отношении изучения теоретических тем и освоения двух инструментов. Сравнительный анализ индивидуальных поурочных дневников, составлявшихся на каждого из наших учеников, привел нас к выводу о целесообразности доминирования индивидуального подхода при составлении учебно-тематических планов. В зависимости от целого комплекса внешних условий и личностных факторов ученика педагогу необходимо выбирать индивидуальный темп прохождения учебного теоретического и практического материала, распределяя поурочно и интегрируя при необходимости содержание различных тематических блоков учебной программы полиинструментального обучения.

В отличие от тематического содержания, внутренняя организационная структура каждого занятия более стабильна и в большинстве случаев выглядела следующим образом:

1. Музыкальная разминка (ритмические игры, попевки, игры с музыкальными фразами из элементов гамм и арпеджио, гаммами, аккордами, арпеджио, двойными нотами с использованием различных штрихов (легато, стаккато, нон легато) в различных темпах).

2. Работа над произведением (отработка технических навыков, раскрытие художественного аспекта звукоизвлечения (тем-бродинамические оттенки, внешняя эстетика исполнительства за инструментом, артикуляция в различных темпах, аппликатура).

3. Теоретический материал (новая тема, повторение пройденного, практические примеры и задания на теоретический материал).

4. Слушание музыки, беседы о музыке, пение.

5. Повторение пройденных произведений, творческие виды деятельности.

6. Домашнее задание (объяснение, разбор в классе).

В перерывах между различными видами учебной работы непременно должны проводиться физические разминки и психоэмоциональные разгрузки (прослушивание музыки, активные игры, упражнения на расслабление мышц, беседы, музыкальные игры). Планируя структуру и содержание каждого занятия, мы руководствовались мнением ведущих психологов о принципах организации процесса обучения детей младшего школьного возраста: любая учебная деятельность (интеллектуального и физического характера) должна быть организована на основе игровых сюжетов, игровых форм и приемов, а также с учетом механизма активизации непроизвольного внимания, памяти, заинтересованности детей. На музыкальных занятиях учебный материал должен искусно вплетаться педагогом в ткань игры, при этом объем информации должен возрастать постепенно, относительно учебным успехам и силе заинтересованности учеников.

Главныморганизационно-методическим условием становится соблюдение динамичного развития сюжета занятия на всем его протяжении, регулярная смена видов и форм деятельности, в структуре урока, соответствующая возрастным особенностям развития и психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста, поочередная активизацияраз-ных видов мышления, восприятия, чувств, различных типов нагрузок и расслаблений, чередование которыхравномерно выстраивается

в течение учебного часа и позволяет сохранить здоровый режим работы психических, интеллектуальных и физических систем детского организма.

С этой целью в структуре занятия выделяются три основные блока: 1) физический подвижный; 2) интеллектуальный развивающий; 3) эмоциональный творческий. Все виды и формы деятельности, методы, приемы, средства педагогического воздействия и взаимодействия распределяются по трем блокам, в зависимости от характера их содержания и действия. В течение занятия каждые 3-10 минут (в зависимости от возраста, степени подготовленности и индивидуального развития ребенка) происходит динамичная смена видов деятельности, по своим характеристикам принадлежащих к различным блокам. Таким образом, динамика занятия становится органична внутренней динамике психофизиологических процессов большинства детей младшего школьного возраста, у которых внимание на одном и том же предмете (явлении, процессе) концентрируется именно в пределах указанного временного периода и в то же время не бывает периодов физического и творческого бездействия.

Для реализации возможности проведения сравнительного анализа при определении степени эффективности педагогической деятельности в экспериментальном классе нами были приглашены к участию в формирующем эксперименте 10 учащихся семилетнего возраста фортепианного и народного отделений, составившие две контрольные группы - фортепианную и аккордеонную. Условия отбора участников контрольных групп идентичны условиям формирования экспериментальной группы -нулевой уровень теоретической и практической музыкальной подготовки. Обучение детей контрольных групп проходило в соответствии с традиционными учебными программами в обычном режиме, то есть 2 занятия в неделю по 45 минут. Результаты обучения в контрольных группах фиксировались во время проведения контрольных срезов - на зачетах, экзаменах, отчетных концертах.

Всего за пять лет проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольных группах было осуществлено 75 контрольных проверок (30 экзаменов, 30 зачетов, 15 отчетных концертов).

Оценка результативности обучения в экспериментальной и контрольных группах осуществлялась с учетом девяти критериев:

1) правильное расположение исполнителя и инструмента, организация исполнительского аппарата, знание конструкционных особенностей инструмента, владение широким спектром приемов звукоизвлечения;

2) исполнение гамм всех видов, коротких и длинных арпеджио каждой рукой отдельно и двумя руками вместе;

3) исполнение наизусть технических этюдов российских и европейских композиторов, народных песен, народных и классических танцев, пьес классических и современных российских и зарубежных композиторов, в которых раскрываются приобретенные навыки выполнения различных штрихов, тембродинамических оттенков, темпоритмических рисунков, а также выявляется умение раскрывать эмоциональную и художественно-образную сущность произведений;

4) грамотное осуществление анализа музыкальных произведений (тональность, размер, основная динамика темпоритми-ческого рисунка и т.д.);

5) чтение с листа пьес и песенных мелодий, относящихся по техническому уровню к более раннему периоду обучения (двумя руками) и более сложного уровня отдельно каждой рукой;

6) подбор по слуху и транспонирование на заданный интервал песенных и танцевальных мелодий;

7) подбор аккомпанемента (простейшего - басов, а также сложного - на основе использования гармонических моделей) к исполняемой педагогом мелодии;

8) досочинение мелодии, аккомпанемента (уровни сложности - от одного заключительного такта до целых фраз);

9) навыки коллективного исполнительства (игра в ансамбле, аккомпанирование вокалистам и инструменталистам).

Перечисленные критерии позволили адекватно оценивать знания, умения, навыки, уровень реализации способностей участников обучающего эксперимента по традиционной пятибалльной шкале.

Сравнительный анализ обобщенных результатов 75 контрольных проверок успеваемости учащихся экспериментальной и контрольных групп позволил нам сделать следующие выводы:

1) система полиинструментального обучения позволяет достичь высокого уровня теоретической и практической инструментальной подготовки учащихся, соответствующего требованиям учебного заведения (большинство оценок в экспериментальной группе - 4 и 5);

2) система полиинструментального обучения позволяет ликвидировать пробелы в теоретической, технической исполнительской подготовке и профессионально-творческом развитии, выявленные у учеников фортепианного и аккордеонного классов, обучающихся по традиционным системам;

3) в процессе экспериментального обучения и анализа результатов контрольных проверок удалось выявить устойчивую взаимосвязь таких показателей, как уровень чтения с листа, способности к аккомпанированию и транспонированию, определить зависимость развития данных способностей и навыков от уровня сформированнос-ти зрительно-слухо-моторных связей исполнительского аппарата музыканта, а также констатировать повышение эффективности их развития в результате синтеза методов, форм и средств фортепианного и аккордеонного обучения.

Таким образом, за одинаковый временной период (пять лет) обучавшиеся по разработанной экспериментальной системе достигли при параллельном изучении двух музыкальных инструментов того же технического уровня, что и ученики традиционных классов, обучавшиеся игре лишь на одном инструменте.

Уровень теоретических познаний, показатели выполнения заданий по созданию, подбору, исполнению аккомпанемента, вариаций, сочинению у участников экспериментальной группы оказались выше, чем у учеников контрольной группы фортепианного

отделения за счет изучения музыкально-теоретического материала, традиционно обязательного в процессе аккордеонной подготовки. У участников экспериментального класса наблюдалось также быстрое развитие гармонического слуха в целом, беглая ориентация на клавиатуре.

Таким образом, результаты проведенного в Детской школе искусств им. М.А. -Балакирева обучающего эксперимента позволили нам констатировать качественное превосходство организации полиинструментального обучения (параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне). Дальнейшая профессиональная и социальная деятельность наших учеников подтвердила социокультурную значимость предлагаемой методической системы.

Внедрение разработанной системы полиинструментального обучения позволяет решить актуальные проблемы современной системы музыкального образования: расширить профессиональную компетенцию выпускников специальных учебных заведений, повысить их профессиональную востребованность, ликвидировать тематическую несогласованность родственных дисциплин и курсов, отсутствие профессионально значимых тем, дублирование форм учебно-творческой работы, оптимизировать преподавание дополнительного инструмента в системе профессионального музыкального образования, обеспечивая высокие конечные результаты обучения на двух музыкальных инструментах.

Т. Т. Щеглова

КОНСТРУКТИВНАЯ И ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Курсу фортепиано, издавна существующему в музыкальных учебных заведениях страны, принадлежит значительная роль в учебно-воспитательном процессе. Новые требования, предъявляемые к профессиональному облику музыкантов, должны найти свое отражение в усовершенствовании методики занятий по фортепиано, в оптимизации процесса обучения. Под оптимизацией процесса обучения в современной дидактике понимается «такой принцип построения учебного процесса, при котором из ряда возможных вариантов содержания, методов, форм и средств обучения осознанно избирается

наилучший, кратчайшим путем ведущий к решению поставленных задач и обеспечивающий максимальный результат в пределах времени, предусмотренного учебной программой».

Разветвленная система целей и задачкур-са фортепиано в вузе, многогранность учебного репертуара - жанровое и стилистическое богатство звучащей на уроках музыки, направленность всех компонентов педагогического процесса на общее и профессиональное развитие студента, наконец, разнообразие форм работы, неведомое, пожалуй, ни одной другой дисциплине, - все это предъявляет особые требования к педагогу курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.