Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1860 - 1880-Х ГОДОВ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1860 - 1880-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щепакин Василий Михайлович

Освещаются полузабытые имена некоторых музыкальных критиков юга Российской империи 1860 — 1880-х годов. Акцентируется внимание на широте и многогранности проблематики цитируемых музыкально-критических работ, выходящих за региональные рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSICAL CRITICISM OF THE SOUTHERN RUSSIAN EMPIRE OF 1860S - 1880S

Half-forgotten names of some musical critics of the south of the Russian Empire of 1860s –1880s are taken up. The attention to the breadth and diversity of issues of cited musical and critical works, which go beyond the regional boundaries, is accentuated.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1860 - 1880-Х ГОДОВ»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ

©ЩЕПАКИН В. М., 2013

МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА ЮГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1860-1880-х ГОДОВ

В статье освещаются полузабытые имена некоторых музыкальных критиков юга Российской империи 1860-1880-х годов. Акцентируется внимание на широте и многогранности проблематики цитируемых музыкально-критических работ, выходящих за региональные рамки.

Ключевые слова: музыкальная культура юга России, музыкальная критика, И. Кузьминский, Л. Павлович, А. Шимков

Современная профессиональная деятельность музыкальных журналистов (критиков) и культурологов предполагает их качественную специальную подготовку не только как историков и теоретиков искусства, имеющих литературные способности, но и как специалистов, свободно оперирующих многочисленными печатными источниками недавнего и далекого прошлого и черпающих из них необходимую информацию. Среди таких источников — как по разнообразию и насыщенности информации о музыкальной жизни, так и по качеству ее освещения — дореволюционная периодика культурных центров юга России занимает одно из важнейших мест. К сожалению, эти поистине бесценные печатные документы, позволяющие полнее изучить музыкально-культурные процессы прошлого, проследить эволюцию концертной и оперно-театральной жизни, общие тенденции, характерные для большинства провинциальных центров, из-за сложностей доступа к ним, до последних десятилетий пребывали на периферии внимания большинства исследователей.

Актуализация обращения к таким документам позволяет полнее научно обобщить полученную информацию о культурных процессах, происходивших в разных регионах России, и на ее основе более объективно и целостно воссоздать картину музыкального быта тех времен.

В этом контексте особенно интересными являются публикации 1860-1880-х гг. Общая демократизация общественно-политической жизни, ставшая возможной после отмены в России крепостного права (1861 г.), явилась катализатором перехода ее экономики на ка-

питалистические рельсы, что способствовало и активизации музыкально-культурных процессов. Следствиями этих преобразований стали постепенная профессионализация в обучении музыки, проявившаяся в организации Русского музыкального общества, впоследствии ставшего императорским, открытии двух консерваторий в Петербурге и Москве и отделений общества в Киеве, Харькове, Одессе, и существенное оживление концертной и гастрольной практики. Музыкально-критические заметки, репортажи, статьи, фельетоны, эссе печатались во всех газетах культурных центров юга России. В Харькове такими изданиями были «Харьковские губернские ведомости» (газета существовала на протяжении всего рассматриваемого периода), «Харьков» (1878-1880 гг.), «Южный край» (с декабря 1880 г.). В Киеве — «Киевские губернские ведомости» (весь период), «Киевлянин» (с июля 1864 г.), «Заря» (1880-1886 гг.). В Одессе — «Одесский вестник» (все годы), «Ведомости одесского градоначальства» (с

1868 г.), «Новороссийский телеграф» (с

1869 г.), «Правда» (1877-1880 гг.), «Одесский листок» (с конца 1880 г.).

До нынешнего времени исследователями была более или менее полно проанализирована деятельность лишь небольшого числа музыкальных критиков юга Российской империи: Петра Петровича Сокальского (Одесса) [5, с. 9], его племянника Владимира Ивановича Сокальского [11], Ростислава Владимировича Геники [7] (Харьков), киевского музыкального критика Виктора-Роберта Антоновича Чечотта [6] и некоторых других. Большинство же имен провинциальных музыкальных

летописцев известно лишь немногим современным исследователям, а их музыкально-критические работы — еще более ограниченному кругу специалистов.

Объем статьи не позволяет даже просто перечислить музыкальных критиков тех времен и кратко охарактеризовать их публикации. Ее задачей является презентация нескольких музыкально-критических работ 1860-1880-х годов разной направленности, выходящих за рамки сугубо регионального интереса и, едва ли не впервые в провинциальной музыкальной хронике, поднимающих некоторые актуальные для своего времени музыкально-культурные проблемы.

Своеобразным манифестом деятельности провинциального музыкального критика стало выступление в одесской прессе одного из образованнейших музыкантов Одессы тех лет, выпускника-скрипача Брюссельской консерватории Ивана Михайловича Кузьминского (Кузминского), печатавшегося на страницах «Одесского вестника», «Новороссийского телеграфа» и «Одесского листка» в конце 1860 — 1880-х годов под псевдонимами «Бемоль», «К.» или «И. К-ский». В одной из первых своих статей «Несколько слов о музыкальной критике, провинциальной в особенности. Ее обязанности» (1869 г.) Кузьминский, подчеркивая «молодость музыкального дела вообще и музыкальной критики в России» [2], аргументирует необходимость деятельности провинциального музыкального критика, обрисовывая условия и задачи критики, заостряет внимание на обязанностях музыкального журналиста, работающего в провинции. Процитируем важнейшие отрывки этой статьи (оригинальные авторские слова и выражения во всех цитатах сохранены).

«<...> Теория изящного, прекрасного, высокого заждется на незыблемых данных, критериум которых остается всегда один и тот же. Рассматривая степень развития музыкальности в данной местности, следует, конечно, принимать в соображение средства, имеющиеся под рукой, — все дело в размерах их. Но окончательно освободить движение музыкальной деятельности от суда и контроля критики, — значит допустить полный произвол и хаос в искусстве, которое низойдет до степени фиглярства и театра марионеток. Где нет критики, там нет искусства, и наоборот: свободная, широкая, искренняя оценка музыкальной

культуры свидетельствует о здоровом прогрессивном ходе искусства. И возможно ли законы теории и вкуса подвести под какие-то местные, климатические условия, как того желают некоторые слишком снисходительные и невзыскательные меломаны? Если мы знаем, например, что наш театральный оркестр далеко не удовлетворяет эстетическим и гармоническим требованиям, то под какой градус широты и долготы вы его не завозите, он везде останется таковым. Тем не менее мы имеем полное право желать, чтобы в этом оркестре сидело, вместо двенадцати отличных (здесь и далее выделено в авторском тексте — В. Щ.) первых скрипачей (как в столицах), только пять хороших, и чтобы вместо пяти примадонн & саНеПо (картели из пяти примадонн. — В. Щ.), получающих каждая по 20 тысяч франков в месяц (как опять в столицах), наш театр имел только двух, которые бы слушались с удовольствием и выдерживали суд компетентных людей. Неразвитой, бездарный цеховой музыкант, теоретик и исполнитель, где бы он ни был, в Одессе, в Вене, в Париже, если иногда и выделится из толпы силою каких-нибудь благоприятствующих ему обстоятельств, то впоследствии непременно опять стушуется; честный, добросовестный, истинно преданный своему делу артист везде будет замечен, и займет в кружке специалистов место, соответствующее многочисленности и доброкачественности этого кружка. Каким же образом в Одессе фигурируют личности и дают даже концерты, настоящее место которых в элементарном классе музыкальной школы? Посредством какого процесса немец, мирно занимавшийся в своем фатерланде колбасным производством или печеньем очень вкусных пирожков, в Одессе превращается в учителя музыки и находит не только учеников, но и почитателей своего мнимого таланта? Обязанность провинциальной критики выставлять этих импровизированных педагогов и концертистов в настоящем их свете, разоблачать фальшь, стараться выдвигать вперед все достойное внимания. <...> Главное наше горе в том, что мы не любим выслушивать правду, иногда хотя и горькую; зверек-самолюбие грызет нас ежечасно и нашептывает сладкие любезности, поддерживаемые друзьями (чаще фальшивыми), любящими дешевенькие успехи <...>» [2].

Вся последующая многолетняя журналистская деятельность Кузьминского соответствовала этой его программной статье. Музыкальному критику в силу разных причин пришлось поменять три одесских издания, но в своих публикациях он, иногда несколько резкий в оценках отдельных исполнителей или музыкальных событий, оставался верен своим постулатам. В то же время его характеристики некоторых местных музыкантов с годами претерпевали существенные изменения. Это касается таких знаковых для Одессы и юга России личностей как Игнаций-Амадей Тедеско, Рудольф Рудольфович Фельдау (пианисты и педагоги), Эдуард Дементиевич Урбанек (аккомпаниатор). Характеристики их деятельности и оценка их как музыкантов эволюционировали от резкой, подчас нелицеприятной критики в конце 1860 — начале 1870-х годов, до постепенного признания их заслуг и более благосклонных (до хвалебных) отзывов о них же в 1880-х годах.

Как пример, приведем два отзыва Кузьминского о пианисте-чехе Э. Урбанеке, известном в городе аккомпаниаторе, выступавшем со многими местными и гастролирующими музыкантами — певцами и инструменталистами — около 40 лет (1870-1900-е гг.), сыне известного в городе кларнетиста-виртуоза. Первая из рецензий на концерт еврейского певца Эдуарда Даревского (1877 г.) интересна и тем, что кроме жесткой критики аккомпаниатора (понятие «концертмейстер» в XIX в. употреблялось только по отношению к оркестровым музыкантам, но не к пианистам), едва ли не впервые в провинциальной прессе ее автор сформулировал основные критерии, которым должен был соответствовать аккомпаниатор: необходимость хорошего знания и понимания исполняемой музыки, чуткость к нюансам солиста, способность при необходимости следовать за певцом или вести его за собою, вдумчиво относиться к аккомпанементу, уметь транспонировать фортепианную партию в разные тональности, исходя из темброво-тесситурных возможностей певца.

Возможно, не вполне осознанно, Кузьминский подходит тезису о том, что искусство аккомпанемента является самостоятельным видом музыкальной деятельности, требующим специфической подготовки и навыков. «<...> Исполнение было неопрятное, ошибки сыпались из рога изобилия <...>; аккомпаньемент

вышел совсем своеобразный, и творец этого безобразия был Э. Урбанек (сын). Он все и всем портил. О г. Урбанеке, давно уже свирепствующем на нашем музыкальном горизонте, в качестве профессионального акком-паньатера, я еще ни разу не говорил, хотя случаев указать на его многогрешную деятельность представлялось часто. Я все ожидал, что он подучится, попривыкнет к делу и вникнет, наконец, в сущность обязанности, принятой на себя, но теперь убеждаюсь, что он безнадежный. Аккомпаньемент — тоже искусство, требующее способности и изучения; в консерватории для него учреждены специальные классы. <...> Урбанек после первой же репетиции считает свой труд оконченным, уверяя вас, что все пойдет отлично, и, затем, выйдя на эстраду, вместо того, чтобы все внимание обратить на солиста, он, уткнувшись в свои ноты, начинает путать, то отставать или перегонять главную партию <...>, то пропускать ноты и целые фразы <...>, то, не осведомившись о перемене тона, берет вместо пяти диезов только два <...> и так ad infinitum. <...> Только один г. Урбанек остается доволен. <...> Одним словом, я не скажу новости, если признаю г. Урбанека за весьма плохого ак-компаньатера; помимо небрежного отношения к своему делу, он не имеет для того никаких данных, без которых аккомпаньемент обращается для солиста в кандалы. <...>» [3]. Однако уже в 1885 года в рецензии на концерт польского певца Владислава Мержвинского, которому аккомпанировал Урбанек, характеристика Кузьминским последнего существенно изменилась: «Аккомпанировал г. Э. Урбанек, который, как видно, по этой части сделал большие успехи. Он стал теперь внимательно следить за солистом и в местах полифонических рельефнее выводит голоса аккомпанье-мента» [4].

Содержательные музыкально-аналитические публикации все чаще начинают появляться и в харьковской периодике рассматриваемого периода. Показательна статья «Несколько общих мыслей о концерте г. Славянского» (1869 г.), посвященная проблемам изучения и пропаганды народной музыки славян и ее влияния на развитие музыкальных культур европейских стран. Судя по подписи (П. Л.), вероятный автор публикации — просвещенный харьковский музыкант-любитель, участник концертов камерной му-

зыки, доцент ветеринарного института Лукиан Осипович Павлович. Стимулом к написанию этой работы явились выступления ансамбля славянских певцов, созданного Д. А. Аг-реневым-Славянским после посещения им Чехии. Впоследствии этот его коллектив разросся до большой хоровой капеллы его имени и завоевал мировую известность.

Говоря о влиянии фольклора на творчество европейских композиторов, критик отмечал, что «...если и обогатилась музыка из народных источников запада, то мир славянский доселе остается почти нетронутым: музыкальная сторона его слишком мало известна и самим славянам. А между тем нелегко отыскать народ, который был бы так богат своею песенною поэзиею, как славяне, крупными миллионами разбросанные на громадном пространстве европейского материка, с поражающим разнообразием его природы. И сами неприветливые славянству иноземцы не решаются в этом отношении отнять от него пальму первенства своими народами. От первых древнейших известий о славянах до позднейшей поры историк встречает ряд нередко восторженных заявлений об их песенности, о любви к пению во всякое время, на всяком месте и при всяком душевном расположении. <...> Немногие опыты до сих пор сочувственного внимания к музыкальности славянской достаточно, однако, показали, насколько могучую и свежую струю внесли они в новейшую историю художественно-музыкальной композиции. К счастью, в этом отношении не может быть народного предубеждения, пристрастия, зависти и вражды, по крайней мере, в душе истинного художника; чувство возвышенной и задушевной мелодии одинаково захватывает дух и соплеменника и чужеродца — и знаменитый Моцарт не стеснялся придавать гениальность своим творениям, пользуясь материалом из музыкальнейших напевов чешского народа» [8].

Говоря о песнях разных славянских народов, автор статьи подчеркнул, что «при всем поразительном их разнообразии <...> наблюдатель без особенного труда отметит единство общего тона <...>, сходство во многих частностях — и с полным правом воспользуется этим материалом для определения свойств исконного характера и особенностей душевного настроения отдельной своей национальности». Призывая к изучению песенного

фольклора, Павлович подчеркнул, что «...этот источник едва тронут наукою и вовсе незнаком в нашей общественной жизни, хотя по существу своему он наиболее относится к ней. Г.[осподин] Славянский со своим пока малочисленным хором первый с определенной программой, с отчетливым и настойчивым выполнением вводит ее прямо в русскую общественную среду и дает ей возможность, через верное знакомство с музыкой Сербов, Чехов, Словаков, Хорватов, Болгар и Хорутан (словенцев. —В. Щ.), восстановить порванное сознание родственности с ними русского народа и <...> духовной и исконной связи между раздельными членами некогда единой семьи. Не г. Славянскому принадлежит почин у славян в проведении в жизнь этой важной задачи. Она исполняется довольно давно нашими соплеменниками на западе и юге, ча-стию опередившими нас в образовании, как Чехи, частию вызванными на это тяжелыми жизненными опытами, указавшими им назначение всестороннего самосознания и на святую важность сохранения духовной своей самобытности. Где неустанная борьба за дорогие свои начала, выработанные целыми веками самостоятельной народной жизни, где больше опасности утратить что-либо из них, в угоду и в замене насильственно врывающимся, чуждым началам духа, там быстрее совершаются движения и самой жизни народной, скоро придумываются и средства к самосознанию, становящемуся надежнейшим орудием самосохранения и самозащищения. И несколько лет тому назад развились так называемые певческие общества у наших соплеменников, образовавшие собою как бы новую сеть, покрывшую и связавшую области Чехов, Мораван, Словаков, Сербов с Хорватами и Хорутанами. Г. Славянскому принадлежит благотворная заслуга привязать к этой сети новый узел и захватить в него Россию <...>» [8].

В провинциальной прессе периодически разгоралась полемика, касающаяся преобладания иностранных музыкантов в специальных и общеобразовательных учебных заведениях юга России. Показательной представляется дискуссия, развернувшаяся в «Южном крае» (1880 г.). А. П-кий (установить авторство не удалось) в рубрике «Музыкальные очерки», обвиняя в отсутствии патриотизма, упрекал руководителей Харьковского отделе-

ния Императорского русского музыкального общества в том, что они приглашали педагогов из западноевропейских стран, пренебрегая выпускниками Петербургской и Московской консерваторий. «Странная вещь, — писал А. П-кий, — тогда как преподавание всякого другого предмета вверяется людям, знание и специальность которых заведомо известны, преподавание музыки ничего другого не требует, как лишь чешской или немецкой фамилии учителя» [1]. Отвечая оппоненту, профессор физики Харьковского университета, известный в городе публицист и меломан Андрей Петрович Шимков подчеркнул: «По поводу авторитетного значения чешских и немецких фамилий музыкантов в сравнении с русскими, как говорит г. А. П-ий <...>, я замечу, что в деле музыкального общества не эти патриотизмы следует противопоставлять между собой, и иметь лишь музыкальный (выделено в оригинале — В. Щ.) патриотизм; для названного общества важна музыка, а не национальность музыканта, и посредственного музыканта из русских вряд ли следует предпочитать хорошим музыкантам, хотя бы немцам или чехам» [10].

Немало выходцев из Западной Европы было и среди выступавших на страницах местных изданий в качестве музыкальных журналистов. Только в Одессе в рассматриваемый период печатались капельмейстер итальянской оперы, известный музыкальный педагог Л. Джервази, вокальный педагог, бывшая оперная певица, обрусевшая немка А. А. Сантагано-Горчакова (в девичестве Ме-зенкампф), выходец из Австрии, организатор концертов многих гастролеров Р. Фельдау, яркий пианист, педагог и композитор, еврей из Чехии И.-А. Тедеско и другие.

Лучшие публикации провинциальных музыкальных журналистов свидетельствуют об их общей высокой культуре, ярких литературных способностях, понимании музыкально-культурных процессов тех времен, хорошей ориентации в классической, современной западноевропейской и российской музыке разных жанров, широкой эрудиции в вопросах музыкальной педагогики и в общеевропейских тенденциях музыкального воспитания. Обращение к подобным музыкально-критическим работам позволит исследователям осуществить более полный анализ особенностей музыкально-культурного развития от-

дельных регионов и России XIX — начала XX вв. в целом, а современным музыкальным культурологам и журналистам — готовить свои устные и печатные выступления с учетом глубокого знания истории развития отечественной музыкально-критической мысли.

Литература

1. А. П-кий. Музыкальные очерки / А. П-ий // Южный край. 1880. 17декабря.

2. Бемоль. Музыкальная хроника. I. Несколько слов о музыкальной критике, провинциальной в особенности. Ее обязанности / И. М. Кузьминский // Новороссийский телеграф. 1869. 9 марта.

3. Бемоль. Современная летопись. Концерты г. Даревского / И. М. Кузьминский // Одесский вестник. 1877. 22 октября.

4. Бемоль. Театр и музыка. Концерт г. Мержвинского / И. М. Кузьминский // Одесский вестник. 1885. Юоктября.

5. Карышева Т. И. Петр Сокальский: Жизнь и творчество / Т. И. Карышева. М.: Сов. композитор, 1984. 200 с. нот. ил.

6. Кулик Р. Музыкальный летописец Киева / Р. Кулик // Советская музыка. 1979. №2. С.139-140.

7. ЛинникМ. С. Из музыкально-исследовательского наследия Р. В. Геники: «История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы с изображением старинных инструментов. Ч. 1. Эпоха до Бетховена. М., 1896 г.» / М. С. Линник // Вюник Харювсько! державно! академи дизайну \ мистецтв. 2010. № 1. С. 217-219.

8. П. Л. Часть неофициальная. Несколько общих мыслей о концерте г. Славянского / П. Л. // Харьковские губернские ведомости. 1869. 1 июля.

9. Сокалъсъкий П. П. Вибраш статп та рецен-зи / Упор., вступи, ст. та прим1тки Р. Кулик. Кшв : Музична Украша, 1977. 173 с.

10. Шимков А. Несколько слов о харьковском отделении музыкального общества / А. Шимков // Южный край. 1880. 23 декабря.

11. Юферова 3. Б. Выдающийся деятель украинской музыкальной культуры композитор и критик В. И. Сокальский (1863-1919). Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / 3. Б. Юферова. Киев, 1971. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.