Научная статья на тему 'Страницы музыкальной жизни Орла конца XIX-начала XX вв'

Страницы музыкальной жизни Орла конца XIX-начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1135
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / OREL BRANCH OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY / ОРЛОВСКОЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / OREL PHILHARMONIC SOCIETY / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / MUSIC CLASSES / КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ОРЛА КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ / CONCERT LIFE OF OREL CITY OF END ХIХ-EARLY ХХ CENTURIES / ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО / THE ART OF THE PIANO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дугина Л.И.

В статье на основе музыкально-краеведческих и биографических источников воссоздаётся картина музыкальной жизни провинциального Орла конца XIX начала XX, в которой свой след оставили выдающиеся русские композиторы и пианисты С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, Н.Г. Рубинштейн и другие творческие деятели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGES OF MUSICAL LIFE OF OREL THE END OF THE XIX - THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURIES

On the basis of music history and biographical sources the author recreates the picture of musical life in the provincial Orel of end ХIХ-early ХХ centuries, in which outstanding Russian composers and pianists S.V. Rachmaninov, N.K. Metner, N.G. Rubinstein and other creative workers left their mark.

Текст научной работы на тему «Страницы музыкальной жизни Орла конца XIX-начала XX вв»

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.03(470.319) Л.И. ДУГИНА

профессор, декан, факультет художественного творчества, кафедра фортепиано, Орловский государственный институт искусств и культуры E-mail: ogiik@orel.ru

UDC 78.03(470.319) L.I. DUGINA

Professor, Dean, faculty of art creativity, Department of piano, Orel State Institute of Arts and Culture E-mail: ogiik@orel.ru

СТРАНИЦЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОРЛА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX вв.

PAGES OF MUSICAL LIFE OF OREL THE END OF THE XIX - THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURIES

В статье на основе музыкально-краеведческих и биографических источников воссоздаётся картина музыкальной жизни провинциального Орла конца XIX - начала XX, в которой свой след оставили выдающиеся русские композиторы и пианисты - С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, Н.Г. Рубинштейн и другие творческие деятели.

Ключевые слова: Орловское отделение Императорского Русского музыкального общества, Орловское филармоническое общество, музыкальные классы, концертная жизнь города Орла конца Х1Х-начала ХХ веков, фортепианное искусство.

On the basis of music history and biographical sources the author recreates the picture of musical life in the provincial Orel of end ХГХ-early ХХ centuries, in which outstanding Russian composers and pianists - S.V Rachmaninov, N.K. Metner, N.G. Rubinstein and other creative workers left their mark.

Keywords: Orel branch of the Imperial Russian Musical Society, Orel Philharmonic Society, music classes, concert life of Orel city of end ХГХ-early ХХ centuries, the art of the piano.

На рубеже XIX и XX столетий культурная жизнь Орла была полна ярких страниц, связанных с музыкальными и художественными событиями, проходившими в городе, с жизнью и творчеством выдающихся музыкальных деятелей, педагогов, исполнителей и композиторов.

Местные газеты и журналы того времени: «Орловский вестник», «Орловские вести», «Исторический вестник» ярко отражали в своих критических статьях, рецензиях и заметках деятельность Орловского филармонического общества, Орловского отделения Русского музыкального общества (с 1868 года - Императорского Русского музыкального общества), «музыкальных классов», переименованных впоследствии в музыкальную школу.

Филармоническое общество г. Орла, начавшее свое существование с 1861 года, объединяло и поддерживало организацию концертных выступлений в концертных залах города знаменитых русских и иностранных музыкантов, в том числе и пианистов с мировым именем. Так, 2 октября 1877 года в актовом зале военной гимназии Бахтина состоялся концерт замечательного русского пианиста Н.Г. Рубинштейна. В эту же осень пианист выступил в г. Ельце, а в 1879 году в г. Ливны Орловской губернии.

Музыкальная жизнь Орла на рубеже двух веков связана с приездом в наш город выдающегося пианиста и композитора С.В. Рахманинова. Как утверждает орловский краевед П.В. Сизов в своей книге «Музыкальная Орловщина», первый концерт С.В. Рахманинова в Орле

© Л.И. Дугина © L.I. Dugina

состоялся в канун 1893 года. «Тогда, в канун нового, 1893 года, - пишет П. Сизов, - великий музыкант исполнил в нашем городе полонез и вальсы Шопена, несколько фантастических пьес Шумана, 12-ю рапсодию Ф. Листа, фантазию на мотивы из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского - Пабста, пять своих собственных фортепианных произведений» [9, с. 106]. Однако документального подтверждения концерта С.В. Рахманинова в Орле в декабре 1892 года до сих пор нет. В Орловском областном архиве, к сожалению, не сохранились газеты «Орловские вести» и «Орловский вестник» того периода, в которых постоянно печатались отклики на художественные события города.

О намерении С. В. Рахманинова выступить с концертом в Орле свидетельствует письмо к его другу, певцу М.А. Слонову. Сообщая о своем приезде в г. Харьков, С.В. Рахманинов пишет 14 декабря 1892 года: «Мой приезд зависит от Орла, куда меня пригласили играть, чем раньше будет там концерт, тем раньше я приеду в Харьков» [7, с. 205].

По своему географическому положению Орел находится на пересечении гастрольных музыкальных маршрутов центральной части России. На пути в Харьков у Рахманинова была возможность остановиться в Орле и выступить с концертом. Но отсутствие подлинных документов, на основании которых можно было бы утверждать о выступлении Рахманинова в Орле, ставит под сомнение его концерт в нашем городе в декабре 1892 года.

География концертного сезона Рахманинова 1913-1914 годов широка и разнообразна: 36 концертов в городах России и 8 концертов в Англии. Среди городов России, в которых выступал пианист, есть и Орел. Впервые программу сольного концерта С.В. Рахманинова, составленную из собственных сочинений, Орловская публика услышала в зале Дворянского Собрания в октябре 1913 года.

Концертная жизнь города того времени интересна еще и тем, что в зале Дворянского собрания выступали пианисты друзья и коллеги С. В. Рахманинова. В архивных документах, сохранившихся на сегодняшний день, о деятельности Орловского отделения императорского русского музыкального общества есть сведения о приглашении местной дирекции выступить с концертами в Орле пианистов Н.К. Метнера и Л.А. Максимова. Известно, что С.В. Рахманинов был дружен с Н.К. Метнером и высоко ценил талант своего друга-пианиста и композитора, утверждая, что « про Рахманинова уже все забудут и его перестанут исполнять, Метнер же будет в полной славе» [1, с. 253]. В личном архиве Е.А. Кубарева - преподавателя Орловской городской детской музыкальной школы № 1 им. В.С. Калинникова имеется фотокопия «Отчета Орловского отделения императорского русского музыкального общества» за период с 1 сентября 1900 года по 1 сентября 1901 года с программой концерта пианиста Н.К. Метнера.

В зале Дворянского Собрания 11 марта 1901 года Н. К. Метнер исполнил следующие произведения: Шопен «Фантазия фа минор», «Полонез ми-бемоль минор», Лист «Концертный этюд», Скрябин «Этюд ля-бемоль мажор», а также вместе с виолончелистом Е.Я. Белоусовым была исполнена «Соната» Бетховена «ре мажор (соч. 102) для виолончели и фортепиано».

В фондах Орловской областной библиотеки им. И.А. Бунина находится подлинный документ - «Отчет Орловского отделения императорского русского музыкального общества» за период с 1 сентября 1902 года по 1 сентября 1903 года, в котором сообщается о концерте в Орле Л.А. Максимова - профессора Музыкально-драматического училища при Московском Филармоническом обществе, Л. Максимов выступал в Орле 17 января 1903 года со следующей программой: С. Рахманинов «Баркарола», Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», Лист «12-я Рапсодия». Вместе с С.В. Рахманиновым он был воспитанником и учеником известного московского педагога Н.С. Зверева. В консерваторских концертах С. Рахманинов и Л. Максимов нередко выступали в ансамбле, исполняя произведения для двух фортепиано в четыре руки. Л. Максимов в свои сольные программы часто включал сочинения С. Рахманинова.

К участию в экстренном концерте камерной музыки, который состоялся 23 октября 1902 года был приглашен композитор А.С. Аренский - учитель С.В. Рахманинова по классу свободного сочинения. В этот вечер был исполнен «Квинтет ре мажор (соч. 51)»

А.С. Аренского. Партию фортепиано исполнял автор. В честь А.С. Аренского 24 октября 1902 года было устроено ученическое утро. В исполнении учащихся музыкальных классов прозвучали фортепианные и вокальные сочинения композитора. Дирекция отделения в своем отчете отмечает также, что выступление в концертах А.С. Аренского, Д. А. Максимова и других исполнителей было «по большей части безвозмездное» (6, с.3).

В Орле начал свою творческую биографию талантливый пианист И. Левин - друг и коллега С.В. Рахманинова. Он родился в Орле 1 декабря 1874 года. Его успешная концертная деятельность началась с пятнадцати лет, когда знаменитый Антон Рубинштейн обратил внимание на юное дарование.

Среди учеников Московской консерватории И. Левин отличался богатой музыкальной одаренностью, большими пианистическими возможностями, которые позволяли уже в первые годы учебы выступать публично с сольными и ансамблевыми программами. В первом студенческом концерте, состоявшемся 17 октября 1891 года, С. Рахманинов исполнил вместе с И. Левиным свою «Русскую рапсодию». Впечатлениями по поводу этого концерта делится в воспоминаниях А.В. Оссовский: «Ярким памятным впечатлением было исполнение Рахманиновым его юношеской «Русской рапсодии» для двух роялей на одном из ученических концертов осенью 1891 года совместно с блестящим пианистом, учеником консерватории Иосифом Левиным. «Рапсодия», остававшаяся в рукописи, недавно издана Музгизом; незрелость этой музыки, неустойчивость стиля, расшитость формы теперь очевидны, но тогда заразительная талантливость композитора, молодой задор и пыл обоих исполнителей покрыли все недочеты, успех был чрезвычайный, и только местами возникали опасения, выдержат ли струны роялей напор темперамента пианистов» [1, с. 353].

Об исполнении «Русской рапсодии» в концерте-соревновании вспоминает А.Б. Гольденвейзер: «Помнится, это был какой-то концерт в пользу кого-то из товарищей... Рахманинов и Левин играли эту вещь на двух фортепиано; в конце там была октавная вариация то у одного, то у другого, и каждый поддавал темпу, и все ждали - кто кого переиграет - у обоих кисть была феноменальная, но я помню, что «переиграл» все-таки Рахманинов» [7, с. 505]. Оба пианиста окончили Московскую консерваторию в числе лучших учеников: Рахманинов - с большой золотой медалью, Левин - с малой золотой медалью.

В дальнейшей исполнительской деятельности продолжалось творческое содружество двух музыкантов. В списке концертов сезона 1913-1914 годов, проходящих в России и за рубежом, есть концерт, который состоялся 1 марта 1914 года в Москве. Рахманинов выступил в качестве дирижера, а солистом был И. Левин.

Блестящая техника одного из самых феноменальных виртуозов своего времени И. Левина запечатлена в ряде записей на «вельте-миньон». В течение своей

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

жизни И. Левин вместе с исполнительской, концертной деятельностью занимался педагогической работой. Ее успешное начало связано с преподаванием в Тифлисском музыкальном училище. С 1902-1906 годы И. Левин -профессор Московской консерватории, а с 1919 года -профессор Джульярдской школы в Нью-Йорке.

Итогом педагогической и исполнительской деятельности стала книга И. Левина «Основные принципы игры на фортепиано», которая вышла в Америке в 1924 году. Не являясь теоретиком пианизма, И. Левин в своей книге предлагает советы практика, знающего свое дело, прекрасно владеющего ремеслом, воспитанника русской пианистической школы.

Педагогические принципы и традиции И. Левина продолжила его жена Розина Левина, пережившая своего мужа на тридцать два года, воспитавшая в Джульярдской школе немало пианистических дарований. Среди ее учеников - знаменитый американский пианист, лауреат I Международного конкурса им. П. И. Чайковского Ван Клайберн.

В трех томах «Литературного наследия» С.В. Рахманинова представлена его переписка с молодым композитором из Орла А.В. Затаевичем, охватывающая период с 1896 по 1914 годы. Как человек, глубоко неравнодушный к таланту, С.В. Рахманинов заметил композиторское дарование А. В. Затаевича, искренне поддерживал его, содействовал изданию его сочинений.

Музыкант-этнограф, композитор А.В. Затаевич родился в 1869 году в г. Болхове Орловской губернии. Военная служба была его основной профессией. Он дослужился до генеральского чина. В письме от 26 декабря 1913 года С.В. Рахманинов пишет своему другу: «Милый друг Александр Викторович, и глубоко мной уважаемое Ваше превосходительство. Спешу Вас поздравить с наступающим праздником, а так же с получением столь высокого и столь Вами заслуженного генеральского чина. Конечно, Ваше превосходительство на этом не остановится, а пойдет еще выше и глубже по лестнице. Не позабудьте тогда меня, маленького человека» [8. с. 63].

Еще обучаясь в военной гимназии в Орле, А. В. Затаевич проявил незаурядные музыкальные способности и пробовал сочинять. Военная служба не помешала его самостоятельным занятиям композицией, его активной деятельности как музыкального критика. В композиторских опытах ему помогал С. В. Рахманинов, о чем свидетельствует их переписка.

С.В. Рахманинов познакомился с А.В. Затаевичем в г. Лодзи 7 ноября 1895 года, где Сергей Васильевич выступал с концертами. Во время встречи Затаевич подарил Рахманинову свои первые фортепианные пьесы - «Две мазурки» (соч.1), в свою очередь Рахманинов посвятил своему орловскому коллеге «Шесть музыкальных моментов» (соч. 16), о чем он пишет в письме от 7 декабря 1896 года: «В этом месяце до 20-го числа я должен написать 6 фортепианных пьес. (Какие бы они не вышли, но я сделаю на них печальную отметку Вам)» [7, с. 253]. «Музыкальные моменты» (соч. 16) были опу-

бликованы в 1897 году издательством Юргенсона с посвящением А. В. Затаевичу.

Оценив в А. В. Затаевиче композиторский талант, С.В. Рахманинов старался знакомиться с каждым новым, присланным ему сочинением. «Я Вам говорил всегда, что я с удовольствием и с большой охотой их просматриваю - Вы мне пишите, что для меня каторга смотреть Ваши вещи. Я Вас считал всегда талантливым человеком» [7, с. 331].

Поддерживая лучшее в пьесах молодого композитора, Рахманинов вносил в них собственные коррективы, советовал и даже по-доброму требовал изменить отдельные фрагменты пьес. Критикуя молодого композитора, Рахманинов находит нужный тон искренней поддержки и заинтересованности, не умаляя композиторского дарования своего друга. В письме к Затаевичу от 7 апреля 1903 года Рахманинов искренне удивлен: «Неужели я также не сказал Вам ни одного «поощрительного слова», как Вы пишете? Это неправильно с моей стороны, и я спешу сейчас же извиниться, в этих вещах так же, как и в Ваших прежних, я видел красивые и оригинальные места, за которые не только поощрить, но надо просто хвалить, я же точно придрался к тому, что эти места или недостаточно чисто сцеплены с предыдущим, или имеют неправдоподобную каденцию, позабыл хвалить красивую середину и стал ругать неудачные концы» [7, с. 330].

Общение Рахманинова с Затаевичем и письма пронизаны удивительным отношением Сергея Васильевича к творческому труду и трудолюбию. Он всегда приветствовал целенаправленную, творческую, систематическую работу музыканта. В этом отношении Рахманинов был всегда требователен как к себе, так и к своим близким друзьям. Заметив, что Затаевич мало уделяет внимания композиции, он пишет в письме от 18 ноября 1902 года: «Вы ужасно мало занимаетесь и что от таких занятий композиторская техника будет у Вас скорее пропадать, чем увеличиваться и, прибавлю Вам совершенно чистосердечно, что мне это очень жаль. Мое мнение все то же; Вы можете хорошо писать, но Вы не хотите работать!» [7, с. 323]. Письма Рахманинова к Затаевичу 1896-1906 годов являются настоящими уроками композиции, данными учителем С.В. Рахманиновым ученику А.В. Затаевичу.

Как музыкальный критик А.В. Затаевич опубликовал более 1000 статей-рецензий о творчестве русских, польских, западно-европейских композиторов и исполнителей. В письме из Дрездена от 30 марта/12 апреля 1908 года Рахманинов назвал «хвалебным гимном» рецензию Затаевича на исполнение в Варшаве его «2-ой Симфонии» 14 марта 1908 года [7, с. 445].

А.В. Затаевич вошел в историю музыкальной культуры как собиратель и исследователь казахского фольклора и других народов бывшего СССР. В своей книге «Музыкальная Орловщина» П. Сизов пишет, что «труд нашего земляка по своей антологической грамотности, глубине научно-теоретических выводов, практической ценности и культурно-исторической значимости не имеет себе равных в музыкальной фольклористике» [10, с. 175].

Одна из выпускниц музыкальных классов 1916 года города Орла Вера Владимировна Владимирова (урождённая Титкова) - талантливая пианистка, концертмейстер Московской филармонии, преподаватель музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Она родилась в Орле в семье музыканта-скрипача, дирижера, руководителя Орловского симфонического оркестра Владимира Леонтьевича Титкова. Репетиции и концерты симфонического оркестра под руководством В.Л.Титкова проходили в здании бывшей мужской Алексеевской гимназии, которая находилась на улице Салтыкова-Щедрина, и в зале Дворянского собрания. В доме Титковых на Московской улице собирался кружок любителей музыки, объединявший музыкальные семьи города.

В 1908-1910 годах В.Л.Титковым был создан струнный квартет, в состав которого кроме руководителя входили видные орловские музыканты: Белов Петр Васильевич - скрипка; Зика Франц Вацлович - чех, преподаватель класса скрипки, окончивший Пражскую Академию музыки и оставшийся после гастролей работать в г. Орле; Горелик Соломон Борисович

- виолончель.

Начальное музыкальное образование В. Владимирова получила в классе преподавателя фортепиано М.Ф. Зика

- жены Ф.В. Зика. Ярким свидетельством успешных концертных выступлений В. Владимировой того времени являются сохранившиеся в личном архиве орловского музыканта-краеведа Е.А. Кубарева подлинники программ ученических вечеров за 1906-1917 годы Орловского отделения императорского музыкального общества, а также отзывы на концерты орловской пианистки профессоров Петербургской консерватории С.И. Савшинского и А.К. Глазунова.

Первое публичное выступление В. Титковой в родном городе состоялось 4 декабря 1913 года на ученическом вечере, где юная пианистка исполнила «Яоп^пеИо» Келлера. У преподавателя фортепиано М.Ф. Зика был большой класс, включающий учеников низкого, среднего и высшего уровня обучения.

Сольное выступление В.Титковой в публичном концерте ученического вечера состоялось в конце программы, что свидетельствует о высоком профессиональном исполнительском уровне молодой пианистки.

Успешно окончив Ленинградскую консерваторию по классу профессора С. Савшинского, В. Владимирова вскоре заняла видное положение среди лучших концертмейстеров-пианистов. Она выступала в ансамбле с такими вокалистами, как А. Пирогов, М. Максакова, В. Давыдова, С. Лемешев, П. Лисициан.

В Большом зале Московской консерватории 24 декабря 1955 года состоялся концерт, посвященный 35-летию артистической деятельности пианистки В. Владимировой. На протяжении долгих лет работы в Московской государственной филармонии В. Владимирова вела огромную работу по пропаганде новых произведений отечественных композиторов, многие из которых вошли в концертный репертуар, благодаря ее блестящему мастерству. Умерла В. Владимирова в 1969 году в Москве и похоронена на Введенском кладбище в Лефортово, о чем свидетельствует некролог, опубликованный в газете «Советская культура» от 19 июня 1969 года.

Провинциальный Орел по праву гордится именами великих пианистов и композиторов Х1Х-ХХ столетий, творчество которых оставило заметный след в истории музыкальной культуры Орловского края.

Библиографический список

1. Воспоминания о Рахманинове. Т. I. М.: Музыка, 1974. 479 с.

2. Воспоминания о Рахманинове. Т. II. М.: Музыка, 1974. 574 с.

3. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 74 с.

4. Оссовский А.В. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1971. 372 с.

5. Отчет Орловского отделения Императорского Русского музыкального общества с 1 сентября 1900 года по 1 сентября 1901 года. Год первый. Орел, 1901. 45 с.

6. Отчет Орловского отделения Императорского Русского музыкального общества с 1 сентября 1902 года по 1 сентября 1903 года. Год третий. Орел, 1903. 48 с.

7. Рахманинов С.В. Литературное наследие. Т. I. М: Советский композитор, 1978. 647 с.

8. Рахманинов С.В. Литературное наследие. Т. I. М: Советский композитор, 1980. 583 с.

9. Рахманинов С.В. Литературное наследие. Т. II1. М: Советский композитор, 1980. 573 с.

10. Сизов П. Музыкальная Орловщина. Тула: Приокское книжное издательство, 1980. 255 с.

References

1. Memories of Rachmaninov. Vol. I. M.: Music, 1974. 479 p.

2. Memories of Rachmaninov. Vol. II. M.: Music, 1974. 574 p.

3. Levin I. Basic principles of playing a piano. M.: Music, 1978. 74 p.

4. OssovskyA.V. Musical critiques. L.: Music, 1971. 372 p.

5. Report of the Orel office of Imperial Russian musical society from September 1, 1900 to September 1, 1901. The first year. Orel, 1901. 45 p.

6. Report of the Oryol office of Imperial Russian musical society from September 1, 1902 to September 1, 1903. The third year. Orel, 1903. 48 p.

7. Rachmaninov S. V. Literary heritage. Vol. I. М: Soviet composer, 1978. 647 p.

8. Rachmaninov S. V. Literary heritage. Vol. I. М: Soviet composer, 1980. 583 p.

9. Rachmaninov S. V. Literary heritage. Vol. II1. М: Soviet composer, 1980. 573 p.

10. Sizov P. Musical Orel region. Tula: Prioksky book publishing house, 1980. 255 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.