Научная статья на тему '"24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВСЕВОЛОДА ЗАДЕРАЦКОГО'

"24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВСЕВОЛОДА ЗАДЕРАЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
600
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЛЮДИЯ / ФУГА / ШОСТАКОВИЧ / ЩЕДРИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Седельников Евгений Игоревич

Статья посвящена циклу Всеволода Петровича Задерацкого «24 прелюдии и фуги». В статье рассматриваются некоторые моменты создания этого цикла, характерные черты гармонического, полифонического языка, особенности тематизма прелюдий и фуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"24 PRELUDES" AND FUGUES BY VSEVOLOD ZADERATSKY

The article focuses on Vsevolod Zaderatsky’s cycle “24 pleludes and fugues”. Some moments of creation, features of harmonic and polyphonic style and thematic sources are examined in the article.

Текст научной работы на тему «"24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВСЕВОЛОДА ЗАДЕРАЦКОГО»

Fioretti тшюаН: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. М.: Научно-издательский

центр «Московская консерватория», 2011. 288 с. 6. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1999. 429 с.

© Седельников Е. И., 2013

«24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ.» ВСЕВОЛОДА ЗАДЕРАЦКОГО

Статья посвящена циклу Всеволода Петровича Задерацкого «24 прелюдии и фуги». В статье рассматриваются некоторые моменты создания этого цикла, характерные черты гармонического, полифонического языка, особенности тематизма прелюдий и фуг.

Ключевые слова: Задерацкий, прелюдия, фуга, Шостакович, Щедрин

При обращении к творчеству таких персон, как Всеволод Петрович Задерацкий, закономерно возникает вопрос их места в контексте эпохи. И у Задерацкого этот вопрос решается весьма сложно. В 1929 году композитор активно участвует в музыкальной жизни Москвы. Он входит в АСМ (Ассоциация современной музыки), деятельность которой заключалась в ознакомлении общественности с европейской современной музыкой, произведениями Шёнберга, Берга, Хиндемита и т. д. Но в 1932 году с образованием Союза композиторов АСМ фактически прекращает своё существование: «Главные идеологические противники АСМ -"пролетарские" композиторы, объединённые в Российскую ассоциацию пролетарской музыки (РАПМ), - были адептами музыки массовой и общедоступной. Но если в 20-е годы АСМ и РАПМ могли дискутировать о путях развития советской музыки, то к началу 30-х ни о какой дискуссии уже не могло быть и речи. В созданном в 1932 году Союзе композиторов к власти пришли вчерашние РАПМовцы» [2, с. 7]. А с конца 30-х годов Задерацкий становится «парией в обществе», и многие музыковеды, в частности, его сын Всеволод Всеволодович Задерац-кий, говорят о намеренном «удалении из истории» и о том, что он «не существовал даже для своей профессиональной среды» [там же, с. 6]. И подобная ситуация повторяется со многими композиторами, не только репрессированными (А. Мосолов, А. Веприк,

М. Вайнберг), но и оклеветанными (А. Локшин), и не понятыми публикой (Г. Уствольская).

Жизненный путь Всеволода Петровича Задерацкого трагичен. Аресты, уничтожение его сочинений, ссылки, переезды - причиной этому послужили его связи с царской семьёй1, а также пребывание в составе Белой гвардии (армия Деникина). После освобождения из СевВостЛага2 в 1939 году, куда он был заключен в 1937 году, композитор получил «волчий паспорт»3 с рядом запретов: он не имел права проживать в столицах и крупных городах, кроме того, был наложен запрет на публикацию его сочинений и упоминание его имени в справочных и энциклопедических изданиях. Запрет этот длился долгое время: первое издание его сочинений появилось только в 1970 году уже после его смерти4. А в Музыкальной энциклопедии на фамилию «Задерацкий» есть только крохотная статья, посвящённая его сыну - известному музыковеду, педагогу и общественному деятелю5. Информация о Задерацком-старшем попадается в ряде электронных энциклопедических ресурсов, в книжных же изданиях материалов обнаружить не удалось.

Безусловной вершиной творчества композитора В. П. Задерацкого является написанный им в годы заключения в СевВост-Лаге цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано. Сейчас известен лишь факт его существования и некоторые обстоятель-

ства истории создания. Но сама музыка цикла практически не звучит. Между тем это грандиозное полотно, заслуживающее не просто упоминания, но, возможно, научного исследования.

Как было сказано, цикл создавался в годы заключения Задерацкого в лагере. Как вспоминает Всеволод Всеволодович Заде-рацкий, в лагере Всеволод Петрович слыл неподражаемым рассказчиком: его истории касались самых разных тем - от античности до юриспруденции. И среди его слушателей были, очевидно, не только заключённые, но и охранники. Так как режим в лагере был сравнительно щадящим, он мог оставаться в бараке в часы смены, мог сказаться больным, но самое главное, он смог раздобыть бумагу и карандаш. «Он сумел убедить своих охранников, что будет писать только ноты, а не слова. Вспоминая об этом позже, он очень сожалел, что у него тогда не было ластика, поэтому ему приходилось писать сразу набело, «без права на ошибки». <...> Бумага, которую он раздобыл, была стопка бланков для телеграмм, тоненький блокнот (9,5 на 19,5 см) и несколько отдельных листов в клетку размером 14 на 20,5 см» [1, с. 81]. Вспоминается аналогичная ситуация - Оливье Мессиан, создавший в фашистском концлагере свой «Квартет на конец Времени». Хотя Мессиан всё-таки находился в иных условиях: у него была нотная бумага, пишущие принадлежности, музыканты, возможность репетировать и исполнить своё сочинение публично [3]. Задерацкий мог об этом лишь мечтать.

Обратимся собственно к музыке прелюдий и фуг6.

Как известно, родоначальником большого полифонического цикла был Иоганн Себастьян Бах, однако его открытие в Европе продолжили немногие . В XX веке к форме «24 прелюдии и фуги» обращались самые разные, в основном отечественные композиторы: Шостакович, Щедрин, Слонимский, Флярковский, Капустин и др. За-дерацкий в этом ряду имён, как правило, не упоминается, хотя его опус стал первым образцом интерпретации барочного цикла в отечественной музыке. Эту историческую несправедливость мы постараемся исправить.

Говоря о своеобразии рассматриваемого опуса, необходимо подчеркнуть его композиционную оригинальность: в отличие от Баха, у которого прелюдии и фуги в «ХТК» расположены в порядке восходящей хроматической гаммы, Задерацкий строит свой цикл по кварто-квинтовому кругу . Также обращает на себя внимание трактовка многих музыкально-выразительных сфер (тема-тизм, полифония, ладогармоническая сторона), о которых будет сказано ниже.

Ряд характерных черт проявляется на уровне тематизма прелюдий и фуг. Для прелюдий более свойственно «развёртывание» основного мотива, но вместе с этим основа прелюдий не барочная. Развитие мотивов вырастает в оформленные темы, которые помещаются в рамки современных структур периода, трёхчастной формы, рондо и т. д. Разумеется, с темами фуг дело обстоит несколько иначе. Они различны по протяжённости, но преобладают структуры развёрнутые. В среднем они составляют 1012 тактов, что не характерно для классических фуг (можно вспомнить лаконичность тематических структур «Хорошо темперированного клавира»). Так же в темах присутствует ряд элементов риторически-барочного характера. Повторения нот, речитативный тип интонирования, секвентность развития, островыразительные ходы на уменьшённые и увеличенные интервалы -всё это типичные черты барочной стилистики, трактованной в современном Задерацко-му контексте и в ряде случаев достаточно причудливо комбинированной (см. пример 1 в приложении к статье). Приведённый пример содержит в себе признаки полифонического тематизма, характерного для композитора. Это позволяет связать его стилистику с эпохой барокко.

Подлинным открытием композитора можно назвать тематические связи между частями диптиха. Развернутость этих связей различна. Это могут быть как и отдельные интонационные обороты, проведённые сквозь части малого цикла (как в прелюдии и фуге С^ш"), так и введение целых фрагментов прелюдии в фугу, за счёт чего в двухчастном цикле фактически намечается полноценная трёхчастная композиция (ма-

лые циклы b-moll и Es-dur). Приёмы эти заново переосмыслили Шостакович (интонационные аллюзии и прямые тематические связи в ряде его прелюдий и фуг) и Щедрин (повторение материала прелюдии после фуги). Едва ли Шостакович и Щедрин были знакомы с опусом Задерацкого, т. к. на момент создания обоих циклов его музыка не была известна. Нововведения Задерацкого были открыты ими заново.

Так же очень интересен полифонический язык «24 прелюдий и фуг». Композитор идёт несколько по иному пути, нежели Бах и авторы, создававшие подобные циклы после него. С точки зрения формы фуги За-дерацкий в известной степени классичен. В подавляющем большинстве фуги его цикла трёхчастны, со сжатой стреттной репризой, иногда к репризе подводит напряжённый доминантовый предыкт. Большинство фуг однотемные, некоторые написаны на большее количество тем (es-moll, As-dur, g-moll) и выстроены в соответствии с правилами сложной фуги. Однако при подобной классичности имеется ряд важных особенностей, на которые необходимо обратить внимание. При создании циклов прелюдий и фуг принято указывать количество голосов и придерживаться этого количества. Всеволод Петрович намеренно этого не делает. Количество голосов в его фугах не прописано, его можно высчитать только в контексте, оно постоянно варьируется. Кроме того, для фактуры его фуг является нормой многократное удвоение голосов, фактически приводящее к гомофонно-гармоническому звучанию (см. пример 2). Возможно, что эти особенности составляют черты полифонического стиля Задерацкого, это - не необарочная, а скорее романтизированная модель строгого полифонического жанра. Частичный отход от линеарности в фуге был характерен для произведений, в которых фуга была составной частью большого сонатного цикла (Бетховен, Сонаты № 29 и 31). И подобное привнесение черт крупного, лапидарного письма свидетельствует об укрупнении ранга фуги, она трактована не как составная часть малого цикла, а как предполагаемая часть более крупной формы.

Гармонический язык Задерацкого

очень многообразен и сложен. Некоторые его сочинения, например, «Тетрадь миниа-

9

тюр» , построены на принципе сонорности, основной структурой в них является не тональность, а интервал или аккорд (как правило, диссонирующий). В «Прелюдиях и фугах» композитор использует достаточно традиционный для своего времени гармонический язык. Тональность у Задерацкого расширена, обогащена рядом побочных тонов, сложными мажоро-минорными связями. То есть Задерацкий отходит от классической диатоничности, характерной для Баха, но это и не полный отказ от традиционной тональности, как у Щедрина, в чьём аналогичном цикле тональность сводится только к некоему финалису, трезвучию с побочными тонами в конце фуги. Особенно часто Всеволод Петрович пользуется приёмом обогащения тонического органного пункта сложными гармоническими звучаниями. Основаны эти гармонии на полифонической трактовке вертикали, когда разные гармонические пласты идут в разном направлении и часто хроматизируются. В качестве примера можно привести окончания фуг С^шг и ^то11 (см. примеры 3 и 4). Усиление коды придаёт малым циклам За-дерацкого черты масштабности, даже сим-фоничности. «Рахманиновские» колокольные звучания выступают здесь как некая дань традиции русского романтизма рубежа Х1Х-ХХ столетий.

Таким образом, цикл Всеволода Заде-рацкого «24 прелюдии и фуги» представляет собой интереснейший пример со всех точек зрения. И с позиций стиля, и с позиций полифонического и гармонического мышления перед нами предстаёт образец, сочетающий на первый взгляд несовместимое: полифонию и гомофонную фактуру, обострённые сложные гармонии и ясную тональность, механистичность, навеянную советским авангардом, и явные аллюзии на рахмани-новские мотивы. Но эти элементы не смотрятся эклектично, а напротив, предстают в некоем органичном единстве, что позволяет сделать вывод: «24 прелюдии и фуги» Заде-рацкого - уникальное произведение не только отечественной, но возможно, мировой фортепианной музыки. И если бы оно

стало достоянием общественности в свое время, то вполне вероятно, что история русской и советской академической музыкальной культуры пошла бы по иному пути.

Фактически, сегодня открыт и продолжает открываться целый пласт советской музыки, «вырванный» из своих временных рамок. Только сейчас начинают исполняться произведения той эпохи, органично вписывающиеся в контекст современной музыкальной культуры. И Всеволод Петрович Задерацкий - яркий представитель этой плеяды.

Примечания

1 В 1915-1916 годах Задерацкий обучал музыке цесаревича Алексея.

2 СевВостЛаг (Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь) - структурная единица системы исправительно-трудовых лагерей ОГПУ - НКВД - МВД СССР, расположенный на территории «Дальстроя» на северо-востоке Советского Союза.

3 По Ушакову: волчий паспорт или билет (дореволюц. разг.) - свидетельство, паспорт с отметкой о неблагонадёжности, закрывавший доступ на государственную службу, в учебные заведения и т. п.

4 Задерацкий Всеволод Петрович. 24 прелюдии для фортепиано. Киев: Муз. Украина, 1970 (данные приведены согласно элек-

тронному каталогу Российской государственной библиотеки).

5 См. : Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. М.: Советская Энциклопедия, 1974. Т. 2. С. 425.

6 Ноты цикла были любезно предоставлены автору статьи Всеволодом Всеволодовичем Задерацким.

7 Пожалуй, единственный пример обращения к циклу прелюдий и фуг - Карл Черни «Школа игры фуги» ("Die Schule des Fugenspiels") ор. 400.

8 Что напоминает построение цикла прелюдий Шопена ор. 28 и заставляет задуматься о присутствии здесь романтической составляющей.

9 Опубликована в сборнике «Всеволод Заде-рацкий. Избранные произведения для фортепиано» (М.: Дека-ВС, 2004).

Литература

1. Задерацкий В. В. Потерявшаяся страница культуры // Музыкальная академия. 2005. №3. С. 75-83.

2. Калужский М. М. Репрессированная музыка. М.: Классика-XXI, 2007. 56 с.

3. Немцов Я. «Я давно уже умер». Композиторы в ГУЛАГе: Всеволод Задерацкий и Александр Веприк. URL: http://shalamov.ru/research/61/14.html (дата обращения: 11.06.2013).

Приложение

Пример 1. Тема фуги G-dur

Пример 2. Фуга G-dur, тт. 60-65

Пример 3. Фуга С^шг, окончание

Пример 4. Фуга ^то11, тт. 97-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.