Научная статья на тему 'СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА'

СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЕР / СИМФОНИЗМ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / СЕМАНТИКА / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галкин Андрей Анатольевич

В статье предпринимается попытка описания симфонического творчества Густава Малера как семантической системы. Предлагаемый в статье подход отличен от широко распространенного в отечественном музыкознании метода анализа симфоний Малера, в основу которого легла концепция «интонационной фабулы» (И. А. Барсова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUSTAV MAHLER'S SYMPHONIES AS A SEMANTIC SYSTEM

The article attempts to describe Gustav Mahler's Symphonic works as a semantic system. The proposed approach in the article differs from the wide spread in the national musicology analysis method of Mahler's symphonies, which is based on the concept of “intonation plot”.

Текст научной работы на тему «СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

© Галкин А. А., 2013

СИМФОНИИ ГУСТАВА МАЛЕРА КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В статье предпринимается попытка описания симфонического творчества Густава Малера как семантической системы. Предлагаемый в статье подход отличен от широко распространенного в отечественном музыкознании метода анализа симфоний Малера, в основу которого легла концепция «интонационной фабулы» (И. А. Барсова).

Ключевые слова: Малер, симфонизм, музыкальный язык, семантика, система

«Голос» Малера прозвучал «финальным аккордом» эпохи романтизма, возвестив закат великой австро-немецкой симфонической традиции. Практически весь арсенал выразительных средств, используемых композитором, был сформирован на класси-ко-романтической почве. Это говорит о ре-троспективности как об одном из наиболее характерных качеств композиторского мышления. Многие современники обвиняли Малера в эклектичности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в его сочинениях сосуществуют два, казалось бы, взаимоисключающих музыкальных пласта - высокий и низкий. Эти пласты не просто сосуществуют, а прекрасно уживаются в его музыке.

Современники, прежде всего видевшие в Малере выдающегося дирижёра, пренебрежительно аттестовали его композиторское творчество как «капельмейстерскую музыку». На протяжении своей длительной карьеры (Малер посвятил дирижёрской деятельности 30 с лишним лет своей жизни), композитор «вживался» в лучшие образцы классического и романтического музыкального искусства, что, конечно же, оказало огромное воздействие на его формирование.

К моменту окончательного созревания Малера-композитора музыкальная академическая традиция уже обладала устойчивой системой выразительных средств, составными частями которой выступали стойкие семантические стереотипы - некие структуры, имеющие знаковую функцию1 [1, с. 103]. Сознательно или нет, Малер в своих симфониях постоянно апеллирует к отдельным элементам этой системы. Мы считаем, что такая позиция была избрана совершенно сознательно. Малер, будучи по своей при-

роде художником-мыслителем, не рассматривал проблему уникальности музыкального языка как первостепенную. Для него гораздо важнее было выстраивание философской концепции произведения.

В отечественном малероведении наиболее известен метод анализа предложенный И. А. Барсовой. Центральное понятие её концепции - «интонационная фабула». Главными элементами интонационной фабулы являются темы симфоний, которые в процессе развёртывания музыкальной ткани определяют основные сюжетные линии симфонической драмы. Сюжетные линии, в свою очередь, формируют симфоническую концепцию. Темы уподобляются персонажам драмы, выступая в роли главного организующего начала действия. Подход И. А. Барсовой - динамический, так как внимание здесь концентрируется именно на процессе, на драматургической составляющей. Подход, предлагаемый в настоящей статье, можно определить как статический. От подхода И. А. Барсовой он отличается тем, что интерес сосредоточен на строении элементов музыкального языка и их месте в контексте целого, а не на их поведении.

Создавая симфоническую картину мира, композитор оперирует системой антитез. Такой принцип организации материала является у Малера закономерным и проходит красной нитью через всё его симфоническое творчество. Здесь уместным будет использование термина бинарная оппозиция. Термин этот получил самое широкое распространение во всех областях знания, начиная от философии и заканчивая лингвистикой. Бинарная оппозиция - универсальное средство описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных поня-

тия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое - отрицает. В произведениях этот принцип, как правило, реализуется при помощи сопоставления двух контрастных сфер. Сферы эти образуют пары,

Семантическую систему организуют четыре уровня, направленных от общего к частному. Главным качеством данной системы является иерархичность: её можно представить в виде многоуровневой струк-

Единство организующих элементов даёт основание говорить о наличии системы. Наиболее общий семантический уровень -эстетическая категория - включает в себя подуровень - образную сферу. Они могут быть объединены в один крупный блок по принципу родства. Эти уровни организуют только идеальный аспект содержания, не получая конкретной материализации в звуках. В связи с этим имеет смысл определить их как некие универсалии, фигурирующие не только в творчестве Малера и - даже шире - не только в музыке, но и в других видах искусства: в литературном жанре трагедии, в пасторальных мотивах живописи и т. д.

Ещё более узкий уровень - семантический комплекс - переходит в частные семантические фигуры, замыкающие собой всю систему. При этом все уровни определяет смысловое единство, взаимосвязь. Другим важным качеством системы является движение от идеального к материальному. Если первые два уровня составляют сферу

начиная от самых общих сфер добра и зла, высокого и низкого, и заканчивая противопоставлением более частных - трагического и комического, земного и небесного, природного и суетного и т. д.

туры, охватывающей самые разные по своему масштабу пласты содержания, начиная с общеэстетических категорий и заканчивая семантическими фигурами, в которых эти категории материализуются.

идеального, то третий и четвёртый фиксируют это идеальное в материальном. В случае с третьим уровнем это языковые комплексы, а в случае с четвёртым - ритмически-интонационные формулы. Третий и четвёртый уровни системы, по аналогии с первым и вторым, также могут быть объединены в один блок по качественному признаку - их чёткой структурной оформленности.

Первый уровень охватывает основные эстетические категории, получившие наиболее широкое распространение в симфониях Малера. Конечно, предлагаемый ряд не исчерпывает всех категорий, существующих в эстетике, но затрагивает те из них, которые встречаются во всех симфониях, в большинстве случаев определяя симфоническую концепцию. Среди них следует выделить возвышенное, трагическое и комическое.

Второй уровень включает образные сферы, через которые эти эстетические категории реализуются. По сравнению с первым он более развит, являясь его производным.

Схема 1. Система оппозиций

Высокое Низкое

Небесное Земное

Природа (пасторальное) Социум (суетное, тщетное)

Вечное Преходящее

Схема 2

I. Эстетическая категория

II. Образная сфера_

III. Семантический комплекс

IV. Семантические фигуры

Созерцательная Религиозная Пасторальная Экстатическая

Фантастическая (Карнавальная)

Quasi-народная_

Гротескная Траурная Сфера борьбы

Некоторые из образных сфер сочетают в себе признаки двух эстетических категорий, обладая синтетической природой. К ним относятся:

Сфера гротескного. Гротеск - понятие широкое, которое часто трактуется как одна из модификаций общих эстетических категорий. Мы же будем рассматривать этот термин именно в образном ключе. Эта сфера рождается в сочетании признаков двух противоположных по своей природе эстетических категорий - комического и трагического, возвышенного и низменного. Наличие гротеска - один из определяющих для Малера моментов.

Сфера фантастического. Под фантастическим, как правило, понимается нечто ирреальное, то, что отсутствует в окружающей нас действительности. При этом фантастическое обладает рядом сходных с реальным качеств. Здесь уместной будет аналогия с карнавальными действами, атрибуты которых выступают яркой иллюстрацией фантастического начала. Эти действа создавались как раз с расчётом на то, чтобы спровоцировать в сознании участников переживание чувства ирреального, погружение в особую атмосферу фантастического. Одно из главных условий реализации карнавального действа - наличие игрового элемента [см. об этом: 3]. Этот элемент часто приобретает комическую окраску. Но в связи с тем, что фантастическое также выражает нечто идеальное, в ценностном понимании, оно относится и к возвышенному. Игровое начало проявляется в акте перевоплощения. Участники карнавала, будучи реально существующими лицами, в процессе перевопло-

щения в персонажей сказок, мифов и легенд становятся представителями уже совершенно иной фантастической реальности. Музыка, в отличие от других видов искусства, не оперирует конкретными образами, её природа не визуальна, как в живописи, и не описательна, как в литературе. Главным характеризующим моментом здесь выступают качественные изменения тем.

Остальные образные сферы примыкают только к одной из эстетических категорий. К возвышенному относятся: созерцательная, пасторальная и экстатическая, к комическому - quasi-народная, к трагическому - траурная и сфера борьбы.

Образную сферу формируют семантические комплексы, которые материализуются в виде многосложных звуковых моделей. Отличаясь сложностью организации, семантический комплекс представляет собой неоднородную структуру. Его составляющими могут быть самые различные элементы, начиная от отдельных исполнительских приёмов, инструментальных тембров, фактурных образований и заканчивая жанровыми моделями. Предлагаемый здесь ряд неполон, фиксируя только самые очевидные, часто встречающиеся в нотном тексте примеры. Одни и те же элементы могут участвовать в организации разных семантических комплексов. В связи с этим все элементы, составляющие семантические комплексы, можно условно разделить на две группы: стабильные и мобильные. Степень условности определяется тем, что в элементах одного ряда эти качества могут проявляться с разной степенью интенсивности.

Стабильные элементы Мобильные элементы

Жанровая модель Тембровый состав

Фактурные образования Композиционная логика

Исполнительские приёмы Темп

Трактовка инструмента Лад

Жанр может проявлять себя в завуалированном виде, вплоть до намёка, так что в некоторых случаях приходится говорить о выраженных в большей или меньшей степени жанровых признаках. Семантические комплексы, принадлежащие к разным образным сферам, могут содержать сходные элементы, например: тембры валторн входят как в комплекс, характеризующий сферу трагического, так и сферу комического или возвышенного; тембры деревянных духовых и струнных инструментов также могут быть составной частью самых различных комплексов (их природа универсальна). Проявление признаков жанра, напротив, более устойчиво и незамедлительно рождает ассоциацию с определённой сферой образности. Элементы семантического комплекса обладают разной степенью универсальности, характеризуя ту или иную образную сферу. Принадлежность комплекса к конкретной образной сфере определяет то, что его различные элементы являются только частями целого и только в совокупности составляют этот содержательный уровень. Семантический комплекс, будучи синтетичен по своей природе, не является обособленной единицей и может быть воспринят и распознан только в контексте целого. При значительной мобильности составляющих его элементов природу семантического комплекса определяет только конкретное их сочетание.

Музыкальный словарь Малера формируется на основе семантических стереотипов классико - романтической традиции. Эти универсальные языковые модели в разные периоды развития музыки носили различные наименования: риторические фигуры, топосы, семантические фигуры. Речь идёт о системе общих мест, получающих конкретное структурное оформление в виде интонационно-ритмических формул [см. об этом: 4, с. 3-7]. Е. И. Чигарёва [5] определяет общие языковые формулы как семантические фигуры. Эти единицы, выступая в

качестве носителей информации, «имеют более широкий радиус действия, не ограничивающийся рамками одного сочинения». На этом уровне прослеживается наиболее тесная связь с традицией, уходящей своими корнями в эпоху становления феномена музыкальной риторики. Уместным здесь будет сравнение семантических фигур с генетическим кодом, сохранявшим своё значение, свою семантическую нагрузку на протяжении многих столетий, не зависимо от смены музыкальных направлений и авторских стилей. Это даёт основание рассматривать семантические фигуры как наиболее стабильные элементы системы. Облик семантических фигур определяется музыкальным контекстом, в который они помещаются композитором. Некоторые параметры семантических фигур могут варьироваться, но при этом сохраняется «ядро», т. е. отличительный признак, определяющий их индивидуальный облик. В качестве ядра могут выступать ритмические формулы, типы мелодического движения, интонационные обороты и даже тембры.

Сегодня композиторский гений Малера общепризнан, тогда как при жизни вокруг фигуры композитора велись ожесточённые споры. Одни видели в нём прогрессивного новатора, закладывающего фундамент искусства будущего, другие - бездарного эклектика. Реакция на его творчество была самой разной - от крайне неприязненной до восторженной. Сам Малер считал, что его симфонии очень сложны по структуре и требуют «вживания» в материал даже от опытного слушателя: «Конечно, одного прослушивания недостаточно, и даже самый опытный и способный слушатель должен сперва отыскать связь отдельных тем произведения друг с другом: лишь затем для него откроется значение целого» [2, с. 377]. Настоящую статью можно рассматривать как одну из попыток такого «вживания».

Примечания 1 М. Г. Арановский в уже упоминавшейся статье относит к семантическим стереотипам также «...структуры типа знаков того или иного законченного авторского стиля». «Образование сферы излюбленных сюжетов, тем, проблем, настроений ведёт нередко к появлению стойких семантических стереотипов [1, с. 103].

Литература 1. Арановский М. Мышление, язык, семантика. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. 336 с.

2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975. 482 с.

3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

4. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 3. М.: Композитор, 2007. 376 с.

5. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 280 с.

© Соколова Е. Ю., 2013

ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ АРНОЛЬДА ШЁНБЕРГА «ПЕЛЛЕАСИМЕЛИЗАНДА»

В статье рассматривается лейтмотивная система в симфонической поэме Арнольда Шёнберга «Пеллеас и Мелизанда». Анализируются ключевые лейтмотивы произведения и способы их развития.

Ключевые слова: «Пеллеас и Мелизанда», Шёнберг, Ме-терлинк, лейтмотивная система

Симфоническая поэма «Пеллеас и Ме-лизанда» была сочинена Арнольдом Шёнбергом под впечатлением от одноимённой пьесы Мориса Метерлинка, написанной в 1892 году. Кроме Шёнберга музыкальные произведения, вдохновленные пьесой Ме-терлинка, создали еще несколько композиторов: Клод Дебюсси, Ян Сибелиус, Габриэль Форе, Уильям Уоллас.

«Пеллеас и Мелизанда», первая редакция которой была закончена в 1903 году, относится к раннему этапу творчества Шёнберга, ко времени становления молодого композитора. В этот период Шёнберг изучает музыку своих предшественников, переживает увлечённость Р. Вагнером, Й. Брамсом, Р. Штраусом, чьи программные симфонические поэмы «Жизнь героя», «Так говорил Заратустра», «Смерть и просветление», «Дон Жуан» оказали большое влияние на «Пеллеаса и Мелизанду».

Исследователь творчества Шёнберга Н. Власова отмечает: «Его симфоническая поэма очень похожа на оперу - без пения и

без сценического действия, но с хорошо прослушиваемым сюжетом, воплотившемся в последовательности «сцен». Если в «Просветленной ночи» Шёнберг объединяет жанры симфонической поэмы и струнного секстета, то «Пеллеас» представляет собой единственное в своем роде сочетание симфонической поэмы - жанра уже самого по себе синтетического - и вагнеровской музыкальной драмы» [1, с. 108].

Аналогии с оперой Вагнера возникают благодаря развернутой системе лейтмотивов, которые характеризуют персонажей, их отношения и тяготеющие над ними силы. Термины лейтмотив и лейттема по отношению к «Пеллеасу и Мелизанде» применяются самим Шёнбергом [1], а также Альбаном Бергом в путеводителе к поэме, написанном в 1918 году [5].

Лейтмотивы Шёнберга в некоторых случаях очень схожи с вагнеровскими - это краткие, рельефные, запоминающиеся темы-знаки (например, тема судьбы, смерти). Композитор пользуется и вагнеровским ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.