Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА ДОН ЖУАНА'

ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА ДОН ЖУАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОН ЖУАН / АРХЕТИП / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МОЦАРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбачева Наталья Сергеевна

В статье выявляется специфика музыкальной интерпретации феномена Дон Жуана, который трактуется как архетип, поскольку отвечает всем параметрам архетипического. Рассматривая взаимосвязь музыки и слова в контексте музыкальных интерпретаций, автор приходит к выводу, что именно в музыке открывается перспектива наиболее полного и адекватного претворения архетипических свойств Дон Жуана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF DON JUAN

The article reveals the specifics of musical interpretation of the phenomenon of Don Juan. The latter is treated as an archetype, because he possesses all the archetypal features. Considering the relation between music and lyrics in the context of musical interpretations, the author comes to a conclusion that nothing else but music opens the prospect of the most complete and adequate implementation of the archetypal characteristics of Don Juan.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА ДОН ЖУАНА»

МУЗЫКА В ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ

И ВЗАИМОСВЯЗЯХ

© Горбачева Н. С., 2013

ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕТИПА ДОН ЖУАНА

В статье выявляется специфика музыкальной интерпретации феномена Дон Жуана, который трактуется как архетип, поскольку отвечает всем параметрам архетипического. Рассматривая взаимосвязь музыки и слова в контексте музыкальных интерпретаций, автор приходит к выводу, что именно в музыке открывается перспектива наиболее полного и адекватного претворения архетипических свойств Дон Жуана.

Ключевые слова: Дон Жуан, архетип, музыка, музыкальная интерпретация, Моцарт

Отражение в зеркале музыкального искусства одного из самых антиномичных и неоднозначных в культурном наследии человечества героев, имя которому Дон Жуан, представляется исследовательскому взору не менее загадочным, противоречивым, многомерным. На первый взгляд, музыкальная донжуаниана не имеет той же плодотворности и интенсивности, что и литературная история донжуановской интерпретации. Тирсо де Молина, Мольер, Байрон, Пушкин, Э. Т. А. Гофман, А. К. Толстой, Ленау, Бодлер, Б. Шоу, А. Блок, М. Фриш, М. Цветаева, Н. Гумилев - даже неполный ряд знаменитых создателей драм, комедий, поэм, стихотворений, вдохновленных именем Дон Жуана, существенно превосходит соответствующий список известных композиторских рецепций: Глюк, Моцарт, Даргомыжский, Чайковский, Р. Штраус. И все же именно в музыкальном произведении - моцартовском шедевре - рассматриваемый герой получает фундаментальную кульминационную трактовку, что в эволюционном развитии устойчивых художественных констант, честь открытия которых в мировой культуре отдана литературе, является беспрецедентным случаем.

Итак, есть количественный критерий оценки музыкальной биографии Дон Жуана, исходя из которого, первенство в истории донжуановских рецепций следует от-

дать литературному творчеству, и есть связанный с оперой Моцарта качественный показатель недосягаемой глубины и непревзойденного художественного совершенства интерпретации Дон Жуана в искусстве звуков. Неразрешимость противоречия между названными подходами к четырехсотлетней судьбе Дон Жуана в художественной культуре побуждает пристально всмотреться в своеобразие донжуановского «отражения» в музыкальном искусстве.

Как известно, С. Кьеркегор в работе «Или-Или», впервые оценивая с философ-ско-эстетической точки зрения музыкальные потенции архетипа Дон Жуана1, приходит к выводу, что только музыка, извечный объект которой - эротико-чувственная гениальность, способна естественно и совершенно воплотить безудержную силу, заключенную в фигуре севильского обольстителя [4]. Для Кьеркегора Дон Жуан не являлся отдельным индивидом, личностью, а олицетворял самостоятельную стихийную силу, демоническое начало, идею чувственно-эротической гениальности. В этом можно убедиться, приняв во внимание то, что имя героя философ преимущественно связывал с понятием идеи. В своей интерпретации Кьеркегор выступал «певцом» подлинно романтических умонастроений. В самом понимании сущности Дон Жуана на первый план в представлении датского мыслителя выдвигались характерные для трактовки рассматриваемого архе-

типа в XIX веке апологетическое и демоническое начала.

Кьеркегор признал, что восхищен Дон Жуаном («...он так прекрасен, что луна остановилась в небесах, вспоминая былую любовь, так прекрасен, что каждая девушка дорого бы дала, чтобы украдкой убежать из дома и, пока луна скрылась в облаках, поцеловать его» [5, с. 336]). Знаменательно и наличие в рассуждениях философа сравнения Дон Жуана с Фаустом - показательная тенденция для романтизма. По Кьеркегору, «Фауст и Дон Жуан - средневековые титаны и гиганты.» [5, с. 324]. Отличие их состоит в том, что Дон Жуан представляет демоническое начало, определяемое как чувственное, а Фауст - как духовное. Развивая изложенную философом мысль, отметим, что первый, как натура непосредственная, движимая страстью, а не разумом, не задумывается о своем демонизме, тогда как второй, рационально осмысливающий источник наслаждения, есть «рефлексированный Дон Жуан» [1, с. 186].

Сопоставляя как сами идеи, так и «кривую» их развития в художественной культуре, Кьеркегор пришел к следующему выводу: причина столь бедной, по сравнению с Фаустом, предыстории кроется в том, что «в идее Дон Жуана изначально была заключена какая-то загадка, которая не могла разрешиться, пока не пришло сознание того, что надлежащим средством её выражения является музыка» [5, с. 325].

Данный опыт осознания специфики музыкальной интерпретации образа Дон Жуана показывает, что феномен донжуа-новской рецепции в искусстве звуков имеет сложную и противоречивую природу -даже в пределах одного способа понимания. Однако таких способов - множество. Многоступенчатый подход в оценке и понимании феномена предполагает как минимум диахронический, типологический и семантический уровни в его изучении. И поскольку, как уже отмечалось, литературе принадлежит историческое первенство в осмыслении неизведанных глубин архетипа Дон Жуана, то и своеобразие донжуа-новской музыкальной биографии правомерно осознавать лишь в параллелях и сравнениях со словесным творчеством.

Начиная с ретроспективного взгляда на специфику музыкальной интерпретации Дон Жуана, обратимся к литературоведению, в котором ни одно системное диахроническое исследование эволюции легенды о Дон Жуане на материале прозаических и поэтических произведений не обходится без указаний на оперу Моцарта как на этапный момент периодизации. В частности, французский литературовед Ж. Мас-сен выделяет два значимых периода в развитии сюжета [8]:

1. Барочная фаза: от Тирсо де Моли-ны к опере Моцарта

2. Романтическая фаза: произведения, созданные после Моцарта

Более точную и детализированную по этапам эволюцию, представленную как процесс трансформации легенды в миф, предлагает испанская исследовательница К. Бесерра Суарес, также апеллирующая к знаменитой оперной интерпретации [7]:

1. «Базовая драма» (пьеса Тирсо де Молина - переходный этап от легенды к мифу)

2. Становление мифа:

- итальянская комедия дель арте и версия Мольера

- опера Моцарта - переходный этап к романтической фазе

3. Эволюция мифа в романтическую эпоху, характеризующаяся его ремифика-цией (принципиальным переосмыслением)

4. Миф о Дон Жуане в XX веке - период демификации (разрушения).

Приведенные периодизации призваны подтвердить ту мысль, что в восприятии и оценке исторической картины, сложившейся в художественной практике донжуанов-ских рецепций, музыкальная интерпретация существует как ключевой поворотный момент, «узловой пункт» (Г. Чичерин), непосредственным образом определяющий «кривую» развития рассматриваемого образа в культуре и искусстве. Опера «Дон Жуан», а именно она по праву может считаться не только «сверхтемой творчества Моцарта» (Е. Чигарева), но и сверхтемой мировой донжуанианы, с момента своего появления притягивала взоры поэтов, прозаиков, философов, композиторов, обра-

щавшихся к фигуре Дон Жуана. Приведем характерное, наполненное восторгом, пронзительное по своей эмоциональности высказывание С. Кьеркегора: «Слушай оперу «Дон Жуан» - если ты, слушая, не сможешь представить себе Дон Жуана, то ты никогда не представишь его себе. Слушай, как начинается его жизнь; подобно молнии из тьмы грозового облака, прорывается он из глубины серьезного, быстрее и непостижимее молнии, и в то же время соблюдая ритм и такт; слушай, как он стремительно включается в многообразие жизни, как он прорывает ее прочную плотину, слушай легкие танцевальные звуки скрипки, слушай первый намек радости, слушай восторг сладострастия, слушай блаженство наслаждения; слушай его дикий бег, его поспешное убегание от самого себя, все быстрее, все неудержимее, слушай страсть необузданного вожделения, слушай, как втягивает водоворот обольщения, слушай тишину мгновения - слушай, слушай, слушай оперу «Дон Жуан»» [2, с. 176].

Следует заметить, что в исследовательской литературе уже предпринимались попытки дать ту или иную формулу смысла, где полно и адекватно было бы «схвачено» художественное своеобразие и исключительность моцартовской трактовки архетипа Дон Жуана, выделяющие ее на фоне других донжуановских прочтений. Так, в работе К. Зенкина «Музыка в истории слова о Дон Жуане» ставился ключевой для понимания специфики рассматриваемой оперы вопрос: «почему Моцарт для характеристики столь неприглядного героя написал музыку, полную красоты и обаяния, следствием чего стало оправдание Дон Жуана романтической культурой?» [3].

С точки зрения исследователя, за исключительной мощью и неповторимостью интерпретации Дон Жуана Моцартом скрыта классицистская доктрина, представляющая собой процесс концентрирования в частном внеиндивидуального и всеобщего (будь то идея, типический аффект, ситуация и т. д.). Согласно К. Зенкину, «для Моцарта стояла задача создать музыкальный портрет Дон Жуана вовсе не в его внутренней психологической уникально-

сти, неизбежно включившей бы и моральную оценку, а как воплощение стихии чувственного наслаждения, сочетающегося с постоянным предвкушением новизны» [3]. В контексте подобных рассуждений закономерен вывод о том, что именно музыка, отмеченная светом подлинной красоты, не скованная барьерами понятийной логики, «ставшая совершенно самодостаточной и полностью пришедшая к себе, так же, как и стихия наслаждений, самодостаточна и не признаёт ничего вне себя» [3], явилась в трактовке Моцарта выражением внемо-рального внеличностного чувственно-эротического переживания, впервые обращенного в фигуру Дон Жуана. В результате сложился колоссальный художественный парадокс, который сделал выдающимся моментом творчества австрийского композитора оперную характеристику Дон Жуана.

Заметим, что представленная в работе К. Зенкина исследовательская концепция -это лишь один из полюсов парадокса. Второй, на наш взгляд, заключается в том, что негативное отталкивающее начало архетипа Дон Жуан, успешно репрезентируемое в слове, не находит преломления в музыкальной материи. И здесь уместно вспомнить высказывание О. Соколова, согласно которому порочная, отталкивающая сторона архетипа Дон Жуана, не получая в партитуре Моцарта никакого отражения, рождает «явное противоречие между словом-действием и музыкой» [6, с. 35]. Природу данного противоречия О. Соколов предлагает понимать, исходя, во-первых, из исторической ситуации, сложившейся в искусстве звуков на момент написания оперы: «музыка XVIII века еще не выработала специфических средств для воплощения этически отрицательных образов» [6, с. 35]; во-вторых, из индивидуального замысла композитора, который до сих пор остается загадкой для нас.

Однако во всех последовавших за творением Моцарта музыкальных интерпретациях архетипа Дон Жуана, а именно в опере «Каменном госте» А. Даргомыжского, в Симфонической поэме «Дон Жуан» Р. Штрауса, в балетах «Каменный гость»

Б. Асафьева, «Дон Жуан» Л. Фейгина и т. д., конфликт слова и музыки сохранялся, несмотря на смену культурно-исторических контекстов и творчески-оценочных позиций авторов к фигуре Дон Жуана. Иными словами, в музыкальной биографии севильского обольстителя на сегодняшний день нет прецедентов его отрицательной звуковой характеристики. Вероятно, в этом кроется одна из тайн музыки, в которой Дон Жуану открылась перспектива наиболее адекватного претворения архетипических свойств.

Рассмотрение типологического аспекта феномена, затрагивающего проблему жанровых разновидностей музыкальной интерпретации донжуановского архетипа, также апеллирует к вопросу о взаимоотношении литературы и музыки. Фактически претворение фигуры Дон Жуана в зеркале искусства звуков осуществляется в области «взаимодействующей» музыки2, где музыкальное начало прибывает в художественном синтезе с внемузыкальными факторами. Тогда как в жанрах, реализующих имманентные возможности музыкального языка, таких как симфония или соната, изучаемый архетип не получает преломления.

Таким образом, экстраполяция архетипа Дон Жуана, изначально оформившегося в литературном творчестве, на иной культурный модус (модус музыкального искусства) является значимым в историческом, типологическом и семантическом отношении процессом. В искусстве звуков архетип Дон Жуана получает возможность наиболее естественного и полного воплощения атрибутивных архетипических качеств, врожденная же амбивалентность, сосуществование в фигуре севильского обольстителя положительного и отрицательного начал отражается в антиномии слова и музыки.

Примечания 1 В современной гуманитарной науке, ори-

ентированной на выявление смысловых и общекультурных универсалий, присутствующих в языке, разных сферах искусства и литературе, для обозначения устойчивых повторяющихся художественных констант исследователи все чаще апеллируют к категории «архетип». Придерживаясь данной тенденции, автор статьи считает наиболее целесообразным рассматривать сложную и многоаспектную фигуру Дон Жуана в контексте идеи архетипического, полагая, что понятие «вечный» образ, которое нередко фигурирует в научной литературе, затрагивающей донжуановскую проблематику, своей условностью и размытостью уступает термину «архетип».

Термин О. Соколова — «взаимодействующая» музыка, применяемый для обозначения области музыкальных жанров, построенных на синтезе музыки с другими видами искусства.

Литература

1. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора. М., 2007. 248 с.

2. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997. 495 с.

3. Зенкин К. В. Музыка в истории слова о Дон Жуане // Израиль XXI [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.21israel-music.com/Don-Juan.htm

4. Кьеркегор С. Или-Или. М., 2011. 832 с.

5. Кьеркегор С. Непосредственно эротические стадии, или Музыкально-эротическое начало // Миф о Дон Жуане: Новеллы, стихи, пьесы. СПб., 2000. 370 с.

6. Соколов О. В. Два образа Дон Жуана // Из Болдинских чтений. Нижний Новгород, 2007. С. 32-41.

7. Becerra Suárez C. Mito y literatura (Estudio comparado de Don Juan). Vigo: Universidad de Vigo, 1997. 230 р.

8. Massin J. Don Juan. París: Éditions Complexe, 1993. 415 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.