Научная статья на тему '"ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ" МУЗЫКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

"ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ" МУЗЫКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИНТЕЗАТОР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕМБР / ЭЛЕКТРОННАЯ АРАНЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щепара Антон Владимирович

Попытка авторского осмысления отдельных аспектов влияния развивающейся электронной технологии на музыкальную сферу в настоящее время, а также возможных путей дальнейшего развития электронной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ELECTRONIFICATION" OF MUSIC: MODERNITY AND PERSPECTIVES

The article aims at analyzing separate aspects of influence of the developing electronic technology on the sphere of music at present, and the possible ways of further development of electronic music.

Текст научной работы на тему «"ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ" МУЗЫКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

© Щепара А. В., 2013

«ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ.» МУЗЫКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Попытка авторского осмысления отдельных аспектов влияния развивающейся электронной технологии на музыкальную сферу в настоящее время, а также возможных путей дальнейшего развития электронной музыки.

Ключевые слова: электронно-музыкальная технология, синтезатор, музыкальный компьютер, электронный тембр, электронная аранжировка

Стремительно развивающийся научно-технический прогресс затронул различные сферы профессиональной и бытовой деятельности человека. Развитие электронной технологии, в частности, оказало огромное влияние на принцип создания музыкального материала, его записи и воспроизведения. Революция этого процесса связана в том числе с открывшимися способами электронного синтеза звука. Появившиеся возможности получения как принципиально новых тембров, не имеющих природно-звуковых аналогов, так и воссоздания реально существующих акустических звучностей, масса эффектов их обработки и звукозаписи дало возможность одному человеку манипулировать звуковой палитрой полноценного электронного «оркестра». Быстрота развития технологий такова, что уже сегодня в домашних условиях, при наличии современного компьютера, соответствующей звуковой карты и актуального программного обеспечения, пользователю представляются такие возможности, которыми еще лет десять назад не обладали даже профессиональные студии.

Данная статья предполагает обозначить некоторые аспекты влияния развивающейся электронной технологии на музыкальную сферу в настоящее время, а также предположить, спрогнозировать возможные пути дальнейшего развития музыкальной «электронизации».

На сегодняшний день электронное звуковое пространство более всего, пожалуй, затронуло массовые музыкальные жанры. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, процесс зарождения и развития электронно-музыкальной технологии шел практически параллельно эволюции массовых музыкальных жанров, а последняя, в свою очередь, опиралась на новейшие достижения в области звукозаписи и электронных СМИ. Взаимосвязь этих двух сфер прослеживает В. Конен в своем исследовании «Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века» [1]. Оба явления, таким образом, имели под собой одну почву, обусловившую их близость и органичное претворение электронных средств выразительности в массовой музыкальной культуре.

Вторая причина состоит в том, что звуковой облик массовых музыкальных жанров эволюционировал в сторону более плотного, порой даже жесткого тембрового звучания (особенно в рок-музыке). В основе этого, согласно концепции В. Конен, социально-психологический протест и желание самоутверждения молодого поколения, требующее, соответственно, экспрессивно-«кричащих» средств музыкального выражения. Отсюда и выбор ведущих инструментов рока ударных как шумовых с жесткой тембровой характеристикой и гитары, которая, кроме своей инструментально-

исполнительской «демократичности», а также предоставления музыканту относительной сценической свободы, предполагает тембр с сильной щипковой амплитудной атакой. Ее инструментальная специфика при этом дает возможность нетемперированного эмоционально-экспрессивного интонирования, подобно человеческому голосу. А электронные приставки distortion преобразовали гитарный звук в насыщенный гармониками тембр.

Третий момент в рассматриваемом феномене электронизации тембрового облика массовых музыкальных жанров связан в большей степени уже с поп-музыкой. Как справедливо отмечает А. Цукер [5], ее выразительные средства в большой степени основаны на мелодико-гармонических и формообразующих штампах, базирующихся, в основном, на барочно-классических оборотах (можно добавить, что иногда также применяются романтические терцовые сопоставления и натурально-ладовая гармония) и квадратных стереотипах формы. Поэтому в решении проблемы индивидуализации стереотипной мозаики штампов на помощь пришли как раз такие составляющие, как электронная аранжировка и тембр.

Богатство тембровых возможностей синтеза, варианты сочетания тембров между собой, экспериментирование с аранжиро-вочными моделями - все это обусловило широкое использование электронно-музыкальных технологий именно в поп-музыке. Малая индивидуализированность произведений этой сферы, их «стереотипич-ность» [3] оказались близки некоторой искусственности, синтетичности и технологичности процесса создания музыки с помощью электроники. Коммерческая же составляющая, лежащая в основе шоу-бизнеса, сделали электронную станцию своего рода станком для поточного производства музыкального поп-продукта.

Все это оказалось жизнеспособным также благодаря соответствию современному человеческому восприятию, которое из-за ускорившегося течения всех процессов жизни стало фрагментарным, а музыка оказалась при этом эмоционально-прикладным фоном существования.

Четвертый аспект вопроса также связан с психологической моделью восприятия в современную эпоху. Динамика развития общества неизбежно предполагает то, что человек сейчас постоянно ощущает неизбежное давление цивилизации во многих сферах жизни. Поэтому с целью самосохранения он стал придумывать искусственные барьеры зашиты от этого давления (яркие примеры этому - образ жизни хиппи, рок-культура). Электронная же музыка, от-

крывшая нереальные звуковые миры, дала возможность хотя бы на время перенести человека из гнетущих реалий бытия в иллюзорное пространство, где он ощущает себя свободным. Данное свойство релаксирую-щего воздействия на человеческую психику оказалось весьма специфичным для электронного звука и, наряду с другими вышеизложенными факторами, стало причиной востребованности электронной музыки массовым слушателем.

Следующая жанровая сфера применения электронной технологии - это такие пласты взаимодействующей музыки как хореографическая, театральная и экранная [2].

В известной степени театр, кино, Т^ хореографическое зрелище также принадлежат к массовой культуре - все они обращены к широкой зрительской аудитории. Очевиден здесь и уже упомянутый фоновый аспект использования музыки: она, главным образом, несет в себе дополнительную, сопровождающую функцию к визуальным событиям и человеческой речи. Поэтому часто композиторы, пишущие для театра, кино, или аранжировщики, делающие обработку для танцевально-хореографического коллектива, с учетом этих особенностей, вполне допускают использование электронных тембров с целью имитации акустического ансамбля или оркестра. Телевидение еще более органично соответствует применению электронной музыкальной технологии в озвучивании видеоряда, сопровождения рекламы и т. д. - такой вид композиторского творчества по аналогии с изобразительным искусством, можно назвать «музыкальным дизайном». В последнее время появилась еще одна разновидность взаимодействующей музыки - озвучивание компьютерных видеоигр. Эта сфера предполагает использование только компьютерного синтезированного звука.

Несколько сложнее говорить о применении электронных технологий в академической композиторской деятельности. Одна из проблем здесь связана с техническим освоением нового оборудования, его многочисленных возможностей. Очевидно, что на овладение всем этим багажом уходит большое количество времени, тем более, что со-

вершенствование техники происходит стремительно - а это требует постоянной работы над изучением все вновь и вновь появляющихся технологических процессов.

Наконец, самая важная - художественная сторона проблемы, связанная непосредственно с творчеством. Известно, что любой музыкант формирует свое эстетическое кредо в течение многих лет, начиная с детского возраста, когда в будущем творце чаще всего бессознательно закладываются те впечатления, переживания, предпочтения, которые впоследствии определят индивидуальные особенности творческого стиля. Этот стиль в своем эволюционном развитии совершенствуется, преобразовывается, модернизируется, - все это происходит постепенно, на основе уже накопленного опыта. Так, постепенно эволюционируя, хороший композитор приходит в своем творчестве к новым вершинам мастерства. И если в этой ситуации вдруг резко вырвать композитора из привычной для него звуковой акустической среды (а у подавляющего числа композиторов-современников творчество связано с «живым» инструментальным тембром) и заставить сочинять в неведомых доселе рамках совершенно иного тембрового поля - это скажется, скорее, негативно на его творческом развитии. Искусственный переход в новую сферу не будет иметь предпосылок, связанных с предварительным долгим процессом «впитывания» новой эстетики, «вживанием» в специфический тембровый мир.

Более того, резкое переключение композитора в эту область может затормозить и остановить творческий рост, так как многое придется начинать «с нуля». И это в то время, когда путь к мастерству в работе с акустическим материалом мог бы быть продолжен.

Видимо, поэтому большинство композиторов, работающих в области сугубо академической музыки, не спешат осваивать новые методы творчества, оставаясь приверженцами традиционного тембрового состава, а любые звуковые новаторства делаются ими на основе реально звучащих предметных тел или модернизации музыкальных инструментов (как пример - приготовленное фортепиано).

Последняя затрагиваемая проблема на пути композитора к сфере новых технологий - это нежелание в принципе иметь дело с «механическим» воспроизведением звука. Многие придерживаются мнения, что музыкальный материал должен быть донесен до слушателя посредством непременно «живого» исполнения, так как только реальный музыкант способен сохранить и передать в зрительный зал одухотворенность композиторской идеи - нечто рационально неуловимое, скрывающееся за формальным музыкальным текстом.

Из сказанного становится понятным преобладающее консервативное отношение современных «академистов» к сфере электронных технологий. Однако нельзя забывать, что рассматриваемая концепция электронизации музыкального языка - относительно молодое явление. Многофункциональная, но вместе с тем небольшая по габаритам и сравнительно доступная аппаратура появилась совсем недавно. Так что было бы справедливым перенести акцент на перспективу развития электронно-музыкальной сферы.

Как представляется, этому есть три основные предпосылки.

Первая - общий процесс дальнейшего техногенного развития общества, который еще больше затронет различные аспекты жизнедеятельности человека. Тенденция к объединению различных отраслей науки, техники, искусства, а также других сфер человеческого знания и практики, несомненно, будет расширяться. Не случайно уже сейчас набирают активность научные направления, связанные с синтезом ранее обособленных наук. Так возникли биофизика, биохимия, физическая химия, лингвистика с широким использованием в ней математических методов при моделировании языковых структур и т. д. Осознание человеком общности и взаимодействия всех явлений мироздания обусловлено в наше время необходимостью комплексного подхода к исследованию и восприятию природных явлений. И музыка как мощное средство воздействия на человека не может не включится в объективную динамику эволюционного процесса. Поэтому ее сближение не только со смежными

искусствами (идея синтеза искусств, как известно, в той или иной форме проявлялась всегда), но с более отдаленными научно-техническими областями оказывается весьма перспективным и органично встраивается в общую логику развития человеческой цивилизации. Возможно, уже в скором времени электроника позволит не только синтезировать и анализировать звук, но и совместно с достижениями акустики и психофизиологии моделировать слуховые процессы восприятия звука и влияние звуковых сигналов на организм.

Результаты этих исследований, безусловно, расширят границы музыкознания, которое на сегодняшний день исходит, в основном, из анализа музыкальной ткани самой по себе, не акцентируя внимание на то, почему человек по-разному воспринимает и осмысливает звуковые потоки разных ее типов.

Второй предпосылкой перспективы развития электронно-музыкальной технологии является то, что музыкально-звуковое пространство, постепенно вбирающее в себя синтезированные тембры, станет средой формирования последующих поколений музыкантов. Для них новые звуковые миры естественным образом составят часть общего музыкально-эстетического мировоззрения как базы для творчества. Универсализм мышления композитора будущего позволит ему с профессиональным совершенством оперировать всеми доступными звучностя-ми. Будет осознано то, что колебания электрического тока - это в такой же степени естественно-природное явление, как колеблющаяся струна, столб воздуха, мембрана и т.д. Синтезируемая музыка и музыка для акустического состава будут соотноситься так же, как сегодня, например, инструментальное и вокальное направление в музыкальном искусстве.

Третья тенденция связана с рассмотренным В. Конен феноменом влияния на академическую музыку массовой музыкальной культуры, вышедшей из сферы непрофессионального музицирования. Справедливо считая народное музыкальное творчество изначальным зерном и фундаментом профессиональной музыки, автор акцентирует его значение в эволюционном развитии

академического искусства. Согласно концепции В. Конен, именно диалектическое взаимодействие академической школы с народным искусством дает толчок музыкальной эволюции. Исходя из этой теории, с очевидностью можно прогнозировать ситуацию, когда массовые музыкальные жанры, давая в будущем «подпитку» академическому направлению, в немалой степени будут способствовать в том числе и тембровому переосмыслению его музыкального языка, прокладывая путь к широкому применению синтезированных звучностей.

Все вышеуказанное, однако, не означает, что синтезатор и компьютер вытеснят и заменят акустический инструментальный состав. Скорее всего, разные творческие задачи будут обуславливать специфику выбора композитором того или иного тембрового состава - акустического, синтезированного или смешанного.

Обогащение возможностей музыкального искусства посредством музыкальных технологий, возможно, предопределит трансформацию существующих жанров, стилей, форм и рождение новых. Например, принцип концертирования, основанный на диалогичном противопоставлении двух образно-тембровых сфер, сможет реализоваться в сочетании акустического и синтезированного музыкального материала.

Не исключено появление тембровой импровизации, когда исполнитель будет спонтанно рождать не только мелодическую основу, но и тембр ее воплощения. Сонатная форма приобретет возможность воплощения диалектического начала на основе новой тембровой драматургии и т. д.

Таким образом, равноправное сосуществование и взаимопроникновение акустической и электронной звуковых систем еще более расширят границы реализации творческой идеи, откроют перспективы нового музыкального мышления, а может быть, даже дадут возможность по-иному взглянуть на музыку как искусство.

Литература 1. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

2. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. 220 с.

3. Сыров В. Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире // Искусство ХХ века. Диалог эпох и поколений. Т. 2. Н. Новгород, 1999. 229 с.

4. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 209 с.

5. Цукер А. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство ХХ века. Диалог эпох и поколений. Т. 2. Н. Новгород, 1999. 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.