Научная статья на тему 'МУЗЫКА ХАНСА ЦИММЕРА В ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО'

МУЗЫКА ХАНСА ЦИММЕРА В ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНС ЦИММЕР / КИНОМУЗЫКА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ВАЛЬС / ТЕМБР / ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / КОМПОЗИТОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Темников М.В.

Творчество Ханса Циммера занимает видное место в современной киномузыке Голливуда. Его работы отмечены многочисленными наградами и представляют интерес для изучения с точки зрения оригинальности подхода к созданию киномузыки. Данная статья знакомит с творчеством композитора, рассматривая некоторые особенности его творческой биографии и стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HANS ZIMMER’S MUSIC IN A HOLLYWOOD MOVIE

Hans Zimmer’s creative activity occupies a prominent place in contemporary Hollywood music. His works have got numerous awards and are of great interest for a research work from the point of view of their original approach and film music making. The given article acquaints us with the composer’s creations, examining some peculiarities of his creative biography and style.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА ХАНСА ЦИММЕРА В ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО»

МУЗЫКА В ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ

И ВЗАИМОСВЯЗЯХ

© ТемниковМ. В., 2013

МУЗЫКА ХАНСА ЦИММЕРА В ГОЛЛИВУДСКОМ КИНО

Творчество Ханса Циммера занимает видное место в современной киномузыке Голливуда. Его работы отмечены многочисленными наградами и представляют интерес для изучения с точки зрения оригинальности подхода к созданию киномузыки. Данная статья знакомит с творчеством композитора, рассматривая некоторые особенности его творческой биографии и стиля.

Ключевые слова: Ханс Циммер, киномузыка, массовая культура, вальс, тембр, этническая музыка, композитор

В настоящее время киномузыка вызывает к себе все больший интерес как со стороны зрителей, так и со стороны исследователей. Свидетельством этого являются такие события, как серия ежегодных фестивалей киномузыки в Кракове, фестивали музыки кино в Сочи и Тенерифе в 2010 году, международная научная конференция «Закадровое искусство: история и теория киномузыки» (Москва, 2012), не говоря уже о многочисленных ежегодных кинофестивалях, кинопремиях, отмечающих лучшие достижения в киномузыке, и существовании Международной академии саундтреков (г. Гент, Бельгия). Наряду с этим огромный массив интернет-ресурсов посвящен киномузыке: это и специализированные страницы, и всевозможные форумы, «фан-сайты», официальные страницы кинокомпозиторов, социальные сети и т. д. В данной статье мы обратимся к творчеству Ханса Циммера — одного из самых востребованных кинокомпозиторов так называемого «коммерческого» кинематографа США.

Безусловно, такая категория кинематографа характеризуется чертами массового искусства: отсутствием или упрощенностью философских концепций и психологической глубины, наличием штампов. С другой стороны, нельзя однозначно отнести голливудский кинематограф к этой категории, отказав ему в художественной ценности и ставя клеймо второсортного искусства. Дело в том, что с самого начала существования киномузыки (1930— 1940) ее создатели в своем творчестве ориентировались на высоко профессиональные тра-

диции академической музыки. Многие из них придерживались стилистики неоромантизма, что соответствовало их эпохе и способности зрителя к восприятию такой музыки (это относится и к сегодняшнему дню). То есть они ориентировались на традиции Брамса, Чайковского, Вагнера, Малера и т. д., создавая тем самым «буфер между массовым и элитарным искусством» (Т. К. Егорова). Примером может служить музыка Дмитрия Тёмкина к фильмам Фрэнка Капры. Таким образом, в американской киноиндустрии при всем внимании к кассовым сборам и успеху в прокате прослеживается стремление создать фильмы, не лишенные близости к образцам высокого искусства, в чем можно увидеть и просветительское начало.

Цель данной статьи — привлечь внимание к личности известного американского кинокомпозитора Ханса Циммера, рассмотрев некоторые особенности его творческой биографии и стиля.

Особенностью культуры США с присущими ей открытостью и демократизмом является то, что она во многом формируется выходцами из других стран и содержит в себе элементы различных национальных культур и традиций, представляя собой некий интернациональный сплав. Ханс Циммер в этом плане не является исключением. Он родился в 1957 г. в Германии, во Франкфурте-на-Майне, где провел детские годы и брал первые уроки игры на фортепиано. Затем последовал переезд в Лондон, сотрудничество с поп-группой The Buggies и кинокомпозитором Стенли

Майерсом. Поворотным моментом в его карьере является приглашение американского кинорежиссера Барри Левинсона, работавшего в 1988 г. над созданием фильма «Человек дождя». За музыку к этому фильму Циммер впервые был номинирован на премию «Оскар» американской Академии кинематографических искусств и наук за лучший оригинальный саундтрек. С этого времени он остается в Лос-Анджелесе, где совместно с продюсером Джеем Рифкиным основывает компанию по производству музыки к фильмам Media Ventures, в настоящее время именуемую Remote Control Productions. После серии успешных работ Циммер удостаивается премии «Оскар» за музыку к анимационному фильму «Король Лев». Сотрудничество с такими известными кинорежиссерами, как Терренс Малик, Ридли Скотт, Гор Вербински, Гай Ричи, Кристофер Нолан и Рон Ховард, принесло композитору около 50 наград и 70 номинаций, в числе которых, помимо «Оскара», «Золотой глобус», «Грэмми», «Сатурн», премия Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA и многие другие. Вместе с Циммером в его студии работают и другие композиторы: Гарри Грегсон-Уильямс, Стив Яблонски, Марк Манчина, Джон Пауэлл и многие другие. Во многом своей композиторской карьерой они обязаны именно Циммеру. В чем же причина успешной деятельности голливудского кинокомпозитора, столь популярного в современном мире кино?

Одной из примечательных особенностей подхода Ханса Циммера к сочинению музыки к кино является психологическая точность передачи эмоционального состояния. В своем интервью композитор говорит о том, как в ходе длительного общения с режиссером и съемочной группой, пребывания на съемочной площадке у него создается определенный психологический настрой, круг образов, в результате чего рождаются и музыкальные темы. Обратимся к его первой американской работе — фильму «Человек дождя». Этот фильм демонстрирует способность Циммера к точной передаче в музыке закадрового содержания. Он характеризует мир главного героя, обладающего феноменальными математическими способностями, но страдающего аутизмом, с помощью причудливых экзотических ритмов и тембров, напоминающих звучание этнических духовых инструментов. С гармо-

нической и мелодической точки зрения тема проста и непритязательна, как и поведение главного героя: она звучит в натуральном миноре с опорой на основные звуки тональности с обилием «чистых» интервалов, квинт и октав, словно четкое математическое построение. Таким образом, композитор создает музыкальный контрапункт к картинке на экране, где мы видим городскую повседневность, и дает понять, насколько далек от окружающего мира главный герой. «Персонаж Дастина Хо-ффмана (Рэймонд) фактически не знает, где он, он не от мира сего. Он мог бы быть с Марса. Так почему бы не сочинить собственно world music1 несуществующего мира?» [2] — говорит композитор в одном из интервью.

Другой пример оригинального с психологической точки зрения музыкального решения мы находим в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000). Здесь для изображения величественного и помпезного Рима Циммер прибегает уже к вагнеровскому стилю с масштабным звучанием большого симфонического оркестра. Весьма интересна его музыкальная трактовка сцены битвы римских легионов с германцами. Сам композитор описывает это следующим образом. В результате долгих бесед с режиссером, знакомством с римской архитектурой и литературой он «представил, насколько строгим, цивилизованным и величественным был Рим... и вдруг вся эта цивилизованность и благородство показались мне воздвигнутыми на крови и жестокости трудами рабов» [3]. Ив итоге в основу этого боевого эпизода композитор решил положить вальс как носитель высокой культуры и просвещения, сделав его при этом «кровавым, варварским и бесчеловечным». Музыка этого эпизода полна характерных для батальных сцен приемов: напряженное звучание струнной группы, фанфарные возгласы медных инструментов, острый синкопированный ритм и акценты на сильные доли. По существу, от вальса мы слышим только неотвратимую трехдольность музыкального размера, но именно эта ритмическая формула придает музыке ощущение стремительности, что умножает эффект напряженного действия, которое мы видим на экране. Обращение к вальсу в этом случае является, скорее, психологической установкой композитора, которая помогает ему воплотить в музыке необходимое состояние. Позже в интервью он говорил, что «при

работе над таким фильмом, как «Гладиатор», нет смысла избегать риска и безрассудства» [3]. Однако, как оказалось, этот интуитивный выбор был неслучайным, хотя и внезапным, на первый взгляд. Известный отечественный ученый Ю. М. Лотман дал следующую характеристику этому танцевальному жанру: «...Вальс противопоставляется классическим танцам как романтический; страстный, безумный, опасный и близкий к природе, он противостоит этикетным танцам старого времени» [1,с. 95].

Следует сказать о внимании Ханса Циммера к тембрам и поиску характерных звучаний. Такая потребность возникает часто в связи с поиском музыкальной характеристики исторических или этнических сюжетов. В этом отношении вышеописанный фильм «Гладиатор» не менее интересен. Для точной характеристики событий, происходивших около 2000 лет назад, и воссоздания атмосферы той эпохи Циммер использовал инструмент с 2000-летней историей: это армянский дудук. Для этого он пригласил в свою студию известного мирового исполнителя на дудуке Дживана Гаспаряна.

Еще один выдающийся исполнитель, задействованный в создании музыки к «Гладиатору», — австралийская певица Лиза Джер-рард, участник группы Dead Can Dance, стиль которой преимущественно близок к содержанию понятия world music. Циммер отмечает эмоциональную силу и глубину звучания ее голоса наравне с большой музыкальной чуткостью и артистизмом. Эти качества послужили поводом также и к совместной композиции, в итоге в финальных титрах фильма заявлено имя не только Циммера, но и Джеррард в качестве композитора. В дальнейшем ее голос записывался при создании Циммером музыки к таким фильмам, как «Миссия невыполнима-2», «Черный ястреб», «Слезы солнца». В еще одной исторической киноленте «Последний самурай» мы слышим японскую флейту шаку-хачи. Использование Циммером этнических тембров призвано не просто внести национальный или экзотический колорит, а подчеркнуть важность, зачастую сакральность данного момента. Например, сцены воспоми-

нания о доме и гибели главного героя в фильме «Гладиатор». Также прием сопоставления этнических тембров с классическим звучанием симфонического оркестра или электронными тембрами используется композитором для показа личностного и внеличностного начал («Гладиатор») или столкновения культур («Черный ястреб», «Последний самурай»), В киноиндустрии композитор является далеко не единственным человеком, ответственным за создание музыки. Помимо него существует целый штат сотрудников: звукорежиссеры, аранжировщики, саунд-дизайнеры, музыкальные редакторы, ассистенты. Кроме этого, композитор поставлен в жесткие стилистические и временные рамки. Тем не менее, его роль очень велика, ведь именно он создает не просто музыкальную тему, а ту смысловую музыкальную основу, которая впоследствии составит звуковую, и по большей части, эмоциональную сторону фильма. В этом отношении Ханс Циммер является интересным автором, работающим с подлинным композиторским вдохновением, находящим индивидуальный подход к каждому фильму и проникающим в самую суть режиссерского замысла.

Примечания 1 Термин world music применяется для обозначения музыки народов мира, другим словом, этническая музыка.

Литература

1. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХУШ— начало XIX века). 2-е изд., доп. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 415 с.

2. Ханс Циммер. «Человек дождя» [Электронный ресурс] // КиноМузыка online. — Электронный журнал. URL: http://filmmusicmag.ru/index.php/2012/07/19/ 0551 (дата обращения: 03.03.2013).

3. Hans Zimmer — making of GLADIATOR Soundtrack [Electronic resource], URL: http://youtu.be/mg824E6K7nI (access date: 03.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.