Научная статья на тему 'Классическая музыка в режиссерском решении сцен голливудского кинематографа'

Классическая музыка в режиссерском решении сцен голливудского кинематографа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1228
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
FILM MUSIC / CLASSICAL MUSIC / HOLLYWOOD FILMS / КИНОМУЗЫКА / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ГОЛЛИВУДСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонтьев Сергей Анатольевич

Рассмотрен вопрос использования классической музыки в художественном решении сцен, которым пользуются режиссеры современного голливудского кинематографа. Публикация освещает решение практической творческой задачи, связанной с выбором кинокомпозитором и режиссером того или иного музыкального фрагмента классической музыки для определенной сцены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL MUSIC IN DIRECTOR’S DECISION FOR THE SCENES IN HOLLYWOOD FILMS

The research focused on the relationship of using classical music in the context of screenplay, as well as on the degree of unity between the musical and the visual components. The publication highlights the solution, associated with the selection of classical music movements by the film composer and the director for a particular scene.

Текст научной работы на тему «Классическая музыка в режиссерском решении сцен голливудского кинематографа»

Leontiev Sergei Anatolievitch, postgraduate student, Music Theory Department Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine E-mail: sergei.leontyev@gmail.com

CLASSICAL MUSIC IN DIRECTOR'S DECISION FOR THE SCENES IN HOLLYWOOD FILMS

Abstract: The research focused on the relationship of using classical music in the context of screenplay, as well as on the degree of unity between the musical and the visual components. The publication highlights the solution, associated with the selection of classical music movements by the film composer and the director for a particular scene.

Keywords: film music, classical music, Hollywood films.

Леонтьев Сергей Анатольевич, аспирант кафедры теории музыки Национальная музыкальная академия имени П.И. Чайковского

E-mail: sergei.leontyev@gmail.com

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В РЕЖИССЕРСКОМ РЕШЕНИИ СЦЕН ГОЛЛИВУДСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Аннотация: Рассмотрен вопрос использования классической музыки в художественном решении сцен, которым пользуются режиссеры современного голливудского кинематографа. Публикация освещает решение практической творческой задачи, связанной с выбором кинокомпозитором и режиссером того или иного музыкального фрагмента классической музыки для определенной сцены.

Ключевые слова: киномузыка, классическая музыка, голливудский кинематограф.

Как известно, появление в начале ХХ века переросла из второстепенного и вспомогательно-

кинематографа как нового синтетического вида го фактора в отдельное явление, аккумулировав-

искусства, сочетающего в себе эстетические шее в себе достижения музыкальной культуры.

свойства театра, литературы, изобразительного Именно от музыкального ряда в значительной

искусства и музыки на основе присущих только степени зависят художественные качества гото-

ему выразительных средств, главными из которых вой продукции - фильма. В современном кине-

являются фотографическая природа киноизобра- матографе, среди других средств, музыка явля-

жения и монтаж, - стало важной вехой в станов- ется равноправным участником художественной

лении современной художественной культуры. драматургии и часто становится ключом к рас-

Весьма значимым элементом в данном синтезе вы- крытию общего замысла кинематографического

ступает музыка, которая, по мнению известного произведения.

голливудского композитора Бернарда Херрман- В данной статье мы рассмотрим случай ис-

на, является в кино «жизненной необходимостью пользования музыки, изначально не предназначав-

и живой силой» [10, 122]. Киномузыка уже давно шейся для фильмов. Одним из приёмов, которым

активно пользуются режиссеры в кино, является использование классической музыки в качестве полноценного атрибута сцены или отдельного, не зависящего от кадра, саундтрека. Как будет показано, этот приём позволяет эффективно решать ряд актуальных творческих задач.

Цель: данной публикации - попытка проследить закономерность использования произведений классической музыки, как одного из художественных приемов, в контексте кинокартины, а также проанализировать степень единства музыки и визуального ряда на примере современного игрового кинематографа.

В ходе работы был изучен материал в форме видеозаписей кинолент, в которых использовалась классическая музыка, а также ряд исследований, посвященных классической музыке в кино. Среди них, особого внимания заслуживает статья К. Рычкова «Классическая музыка в голливудском кино» [1], а также работа С. Уварова «Музыка в фильмах Стэнли Кубрика» [2], в которых представлен весьма детальный обзор классических произведений, использованных в тех или иных голливудских фильмах. Однако, актуальность данного исследования заключается не столько в описании предметного поля, которое за более чем сто лет существования кинематографа стало достаточно широким, сколько в освещении практического вопроса использования классической музыки в современном игровом кинематографе. Публикация также освещает решение определенной творческой задачи, связанной с выбором кинокомпозитором и режиссером того или иного музыкального фрагмента классической музыки для определенной сцены.

Анализ значительного количества современных художественных фильмов показывает, что использование классической музыки является, скорее, особым художественным приемом, нежели каким-либо закономерным явлением. Вместе с тем, поскольку многие классические произведения укоренились в сознании нескольких поко-

лений слушателей, а соответственно, и зрителей, это позволяет режиссерам использовать данный приём для решения ряда творческих задач, таких, как углубление образа героя, отражение психологической атмосферы фильма, обобщение исторической эпохи, на фоне которой разворачиваются события. В современной библиографии по киномузыке имеются обзорные работы по этой теме. Например, достаточно обширный список музыкальных произведений, которые звучат в кино, можно найти в книге редактора радио Classic FM Дарена Хенли «The Classic FM: Handy Guide to Everything You Ever Wanted to Know About Classical Music» [8, 253]. Среди известных кинолент, которые значатся в этом списке, следует отметить наиболее показательные фильмы, такие, как «Апокалипсис сегодня», в котором звучит «Полет валькирий» Рихарда Вагнера во время атаки американской воздушной кавалерии вьетнамских деревень; «Заводной апельсин» с музыкой Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена - любимой музыкой главного героя; «Побег из Шоушенка», где в одной из сцен главный герой находит в тюрьме пластинку с записью оперы «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и включает её через ретранслятор; «Одиннадцать друзей Оушена», в котором под оркестрованный вариант музыки «Лунный свет» Клода Дебюсси происходит развязка фильма, или «Фрэнки и Джонни», где в финальной сцене тот же фрагмент звучит из динамиков нью-йоркского радио для двух главных героев.

Следует отметить и культовый научно-фантастический фильм «2001: Космическая Одиссея» Стенли Кубрика, в котором режиссер также использовал классическою музыку, скрупулёзно подойдя к цитированию классических произведений. В фильме повествуется альтернативная версия происхождения человечества, его связь с инопланетной жизнью, и связанных с ней серии космических экспедиций. В кинокартине звучат фрагменты симфонической поэмы Рихарда Штра-

уса «Так говорил Заратустра», вальсов Иоганна Штрауса, а также балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Кроме этого, режиссер в фильме использовал музыку известного венгерского композитора Дьёрдя Лигети, с которым впоследствии произошел конфликт в связи с авторскими правами.

Фильм «Молчание ягнят» Джонатана Демми является, бесспорно, одним из шедевров жанра «триллер». Кинолента повествует о убийце-каннибале Ганнибале Лектере, помогающем ФБР раскрыть загадочные убийства. Оригинальный саундтрек к фильму написал известный голливудский композитор Говард Шор, однако в одной из кульминационных сцен из колонок магнитофона, находящегося в изоляторе Ганнибала Лектера звучат «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, открывающиеся изящной французской Арией, которая представляет собой сарабанду менуэтного типа.

С точки зрения драматургии, использование данного произведения в контексте фильма - это весьма выразительный приём, поскольку музыка в такой сцене выполняет двойственную функцию. С одной стороны, в начале сцены спокойная, изысканная, интеллектуальная музыка не предвещает драматического поворота событий. С другой - служит средством аудиовизуального контрапункта далее, когда злодей-протагонист, освободившись от наручников, жестоко расправляется с полицейскими. На фоне разворачивающейся кровавой расправы продолжает звучать Ария из цикла вариаций И. С. Баха, которая явственно контрастирует с событиями на экране, усиливая эмоциональное напряжение сцены. В момент, когда подкрепление обнаруживает изуродованные тела полицейских, безмятежная музыка Баха сменяется драматичной оркестровой музыкой Говарда Шора, возвращая зрителя в атмосферу триллера. В приведенном примере классическая музыка служит контрапунктом видеоряда в развитии и усилении драмы, а также приемом для детализации образа героя (в дан-

ном случае добавления эстетских черт к образу убийцы-психопата).

Сцена из фильма «Залечь на дно в Брюгге» ("In Bruges") известного режиссера, драматурга и сценариста Мартина Макдонаха демонстрирует скрытую смысловую связь между классическим произведением и драматической ситуацией в кадре. Фильм повествует историю о двух киллерах (один из которых во время задания случайно убил мальчика), прячущихся в бельгийском городе Брюгге. Тяжелые мысли и трагические переживания главного героя - Рэя, подкрепляет песня австрийского композитора Франца Шуберта «Шарманщик» из цикла «Зимний путь».

Песня «Шарманщик» завершает вокальный цикл Шуберта, по сути, являясь кульминационной точкой наивысшей степени эмоциональной интенсивности, выражая душевную усталость и равнодушие человека к собственной судьбе. В фильме песня усиливает ощущение отчаяния главного героя в связи с невозможностью вернуть жизнь мальчика, которого он случайно убил, и его дальнейшее решение покончить жизнь самоубийством. Простые, лаконичные средства - бурдон-ный бас в аккомпанементе, напоминающий игру шарманки и повторяющаяся попевка, основанная на концентрических опеваниях, заложенных в мелодической линии, производят сильнейший художественный эффект песни как самостоятельного жанра, так и в контексте киноткани данного фильма. Следует отдельно отметить органичность использования данной песни в рамках саундтрека в целом. Композитор Картер Беруэлл применяет подобный лаконизм музыкального повествования, используя камерный состав для сопровождения фильма: флейта, кларнет, фагот, ударная установка, перкуссия, гитара, арфа, фортепиано, альт, виолончель и контрабас.

В жанре исторических фильмов стоит отметить отдельную группу, которую составляют биографические фильмы, посвященные композиторам или музыкантам. Среди них «Амадей»

(1984), «Бессмертная возлюбленная» (1994), «Паганини: скрипач дьявола» (2013), «Переписывая Бетховена» (2006), «Король танцует» (2000) и другие. В подобных кинолентах музыка часто используется как внутрикадровая, когда главный герой или оркестр исполняют музыку в определенной сцене, хотя бывают и исключения. Так, в фильме «Бессмертная возлюбленная» преобладает внутрикадровая музыка, но в некоторых сценах режиссер Б. Роуз использует несколько иной подход, прибегая к использованию музыки Бетховена как закадровой. В одной из драматичных сцен фильма, где происходит захват Вены армией Наполеона режиссер использует музыку из Героической симфонии Бетховена, которую композитор сначала посвятил Наполеону Бонапарту, но вскоре разочаровавшись, зачеркнул посвящение. Сцена фильма описывает бегство горожан из Вены, наступление войск и бесчинства солдат. Напряженная закадровая музыка здесь выступает средством драматургического обобщения, подчеркивая общее настроение всей сцены

в целом, и эмоциональное потрясение венского общества в частности. Фактически, музыка Бетховена в этих сценах выполняет роль киномузыки в классическом её понимании, углубляя содержание видеоряда.

Приведенный анализ позволяет заключить, что классическая музыка в современном кинематографе - это особый художественный прием, который может успешно выполнять различные выразительные функции, начиная с дополнения образа главного героя и заканчивая обобщением глобальных событий. Классическая музыка способна значительно усилить художественный эффект всего фильма, добавив определенные, скрытые смыслы. При этом, роль композитора, который работает над таким фильмом, не преуменьшается, а скорее наоборот: владея глубокими знаниями о музыкальном наследии прошлого, кинокомпозитор имеет возможность повлиять на выбор режиссером такого музыкального фрагмента классической музыки, который обогатит фильм как в образно-эмоциональном, так и в историческом наполнении.

References:

1. Ryichkov K. Classical music in Hollywood cinema. - 2012. Nauchnyiy vestnik Moskovskoy konserva-torii, Retrieved from URL:http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/rychkov.pdf

2. Uvarov S. Classical music in Stanley Kubrick's films. Musiqi Dunyasi, - 2012. Retrieved from URL: http://www.musigi-dunya.az/new/read_magazine.asp?id=1453

3. Altman R. Silent film sound. - New York: Columbia University Press.- 2007. - 528 p.

4. Becce G. Kinothek. Neue Filmmusik. Berlin-Lichterfelde / Leipzig: Schlesinger'sche Buch- und Musikalienhandlung Robert Lienau. - 1929.

5. Davis R. Complete Guide to Film Scoring.- Boston: Berklee Press.- 2010. - 410 p.

6. Henley D. The Classic FM: Handy guide to everything you ever wanted to know about classical music. London: Elliott & Thompson Limited.- 2015. - 304 p.

7. Johnson E. Bernard Herrmann - Hollywood's Music-Dramatist - Rickmansworth, UK: Triad Press -Bibliographical Series - No. 6. - 1977.- 59 p.

8. Smith S. C. A heart at fires center: the life and music of Bernard Herrmann. Berkeley: University of California Press.- 2002. - 458 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.