Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ / ЗВУКОВОЙ ЭФФЕКТ / ТЕМБР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васенина Светлана Александровна

В музыкознании вопросы звукоусиления академической музыки остаются пока малоисследованными. Однако на практике технические средства внедряются в музыкальную сферу достаточно активно. На примере концертного исполнения произведений современных композиторов можно понять специфику музыкального звучания в условиях искусственного звукоусиления, а также найти его выразительные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND REINFORCEMENT FEATURES IN CONTEMPORARY MUSIC SPHERE

Sound reinforcement in academic music is an unknown subject for music science. But in practice more and more technical equipment is applied in the music sphere. We can understand sound reinforcement specificity at the example of performing some contemporary music works.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»

© Васенина С. А., 2013

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ

МУЗЫКЕ

В музыкознании вопросы звукоусиления академической музыки остаются пока малоисследованными. Однако на практике технические средства внедряются в музыкальную сферу достаточно активно. На примере концертного исполнения произведений современных композиторов можно понять специфику музыкального звучания в условиях искусственного звукоусиления, а также найти его выразительные особенности.

Ключевые слова: современная музыка, особенности исполнения, звукоусиление, звуковой эффект, тембр

На сегодняшний день средства звуко-режиссуры органично вошли в музыкальное творчество современных композиторов. В партитуры сочинений часто включаются заранее подготовленные фонограммы, звучания музыкальных инструментов принимаются микрофонами и усиливаются при необходимости во время исполнения. Это означает, что на пути следования музыки от композитора к слушателю появляется дополнительное звено - звукорежиссер, от точности работы которого, так же как и от мастерства исполнителя, зависит конечный звуковой результат.

Среди многообразия творческих поисков авторов можно попытаться выделить несколько тенденций, встречаемых в концертной практике, когда использование аппаратуры необходимо для лучшего восприятия слушателем музыкального материала либо для создания дополнительного выразительного эффекта.

Чаще всего музыканты обращаются к искусственному звукоусилению, когда в партитуре исполняемого произведения встречаются сложно сочетаемые по динамике «музыкальные инструменты», вследствие чего звучание одного маскируется звучанием другого (например, обычный свисток и шланг, в который вдувается воздух, в сочинении Г. Дорохова, созданном для открытия ГЦСИ в Нижнем Новгороде). В этом случае относительно тихие источники звука снабжаются микрофонами или звукоснимателями. Воспринятое этими устройствами звучание усиливается и воспроизводится через громкоговорители, что способствует дости-

жению желаемого музыкального баланса между всеми инструментами.

Другой пример использования звукоусиления встречается при значительно широком динамическом диапазон всего музыкального произведения, когда эпизоды фортиссимо чередуются с гипертрофированным пианиссимо. Проблема возникает с последними: в сравнении с громкими разделами они теряются, а иногда становятся и вовсе трудно различимыми на слух. Дополнительное звукоусиление тихих фрагментов позволяет слушателю легче воспринимать всю фактуру, при этом ощущение динамического нюанса не нарушается, так как в процесс восприятия человеческим слухом громкости включены сразу несколько аспектов, а текущая интенсивность звучания является лишь одним из них.

Сложнее обстоит дело, когда в одной вертикали партитуры соседствуют такие приемы игры, как вдувание в эфу скрипки (Г. Дорохов «Три струнных квартета для одного видео», С. Попов «Соранг») и сильный удар в тарелку. Такая проблема решается благодаря работе исполнителя с микрофоном во время концерта. При тихих приемах игры музыкант приближает свой инструмент к микрофону, а в моменты форте -отдаляет, тем самым регулируя интенсивность принимаемого звучания.

В некоторых случаях взаимодействие на сцене исполнителя с микрофоном направлено на получение новых тембраль-ных оттенков музыкального инструмента либо на создание звуковых эффектов. Например, попеременное приближение и

отдаление звукового источника к капсюлю приводит к появлению амплитудной модуляции, своеобразного вибрато. Этот прием применялся московским композитором

A. Сысоевым в музыке к арт-проекту «Идеологическое дефиле» режиссера

B. Захарова (реализован в ГЦСИ в 2013 году, Нижний Новгород), когда в одном из музыкальных эпизодов исполнительница качающим движением руки подносила поющую чашу к микрофону. При этом в громкоговорителях возникало нехарактерное для данного инструмента аукающее звучание.

Еще одним выразительным приемом при звукоусилении современной академической музыки является изменение впечатления пространственности. Это достигается обработкой полученного с микрофонов звучания прибором искусственной реверберации. При этом создается эффект глубины, простора, что в свою очередь может служить общей выразительности музыки. Например, в произведении «Голос кита» Дж. Крам сам указал на необходимость применения микрофонов при исполнении. Преобразованный звуковой сигнал позволяет передать в музыке бескрайние морские глубины техническими средствами.

Изменение пространственного впечатления можно также достичь, размещая микрофон (своеобразное дополнительное ухо) в различных местах относительно музыкальных источников. Определяя точку располо-

жения микрофона, звукорежиссер решает, как это повлияет на восприятие слушателей: какой музыкальный инструмент будет звучать ближе, а какой дальше, каков будет общий план всего инструментального комплекса (если инструментов несколько), как звучание будет воспринято с тембральной точки зрения и т. д.

Описанные примеры обращения музыкантов к возможности звукоусиления их исполнения демонстрируют, насколько интересны результаты соединения композиторских приемов в современной академической музыке и средств звукорежиссуры. Однако приведенные сведения никоим образом не исчерпывают всего разнообразия соприкосновений музыкальных традиций и современных звукотехнических средств. Раскрытие этой области еще только предстоит как исследователям, так и самим музыкантам.

Литература

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.

2. Композиторы о современной композиции: хрестоматия / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 356 с.

3. Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007. 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.