Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ В СМИ'

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ В СМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL EDITING IN MASS MEDIA / SEMIOTIC TEXTURE / SEMIOTIC POLYPHONY / МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ СМИ / СЕМИОТИЧЕСКАЯ ФАКТУРА / СЕМИОТИЧЕСКОЕ МНОГОГОЛОСЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Птушко Лидия Александровна

Впервые рассматриваются функции, задачи и принципы музыкального редактирования в СМИ. Выявляется приоритет музыки, которая диктует выбор жанра, драматургию, стилистику аудио и видео средств музыкально-просветительских программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIMS AND PRINCIPALS OF MUSICAL EDITING IN MASS MEDIA

Functions; aims and principals of musical editing in mass media are examined in the article. The article reveals the priority of music which dictates the choice of genre, dramatic theory, audio and video stylistics of musical educational programs

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ В СМИ»

©птушко л. а., 2013

ЗАДА ЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ В СМИ

Впервые рассматриваются функции, задачи и принципы музыкального редактирования в СМИ. Выявляется приоритет музыки, которая диктует выбор жанра, драматургию, стилистику аудио- и видеосредств музыкально-просветительских программ.

Ключевые слова: музыкальное редактирование в СМИ, семиотическая фактура, семиотическое многоголосье

Цель работы музыкального редактора — журналиста СМИ — музыкальное просветительство: рассказ о художественном событии языком слова, звука, видеоряда ради приобщения широкого слушателя к сокровищам академической музыки1. Для достижения этой цели музыкальному редактору необходимо овладеть определенным комплексом профессиональных навыков. Первое — максимальным знанием музыкального искусства, пониманием его семантики: эстетических и этических возможностей, ясным представлением истории эволюции музыкальных стилей и жанров, пониманием художественных особенностей творчества композиторов, запечатленных в исполнительских интерпретациях. И, желательно, владеть техническими навыками звукозаписи и монтажа.

Подчеркнем, что профессионализм редактора в музыкальной сфере связан с прогрессирующим характером его музыкального опыта — не механическим накоплением знаний и впечатлений, но постоянным художественным отбором наилучших образцов музыки разных направлений и стилей (академической, фольклорной, джаза, рока, масскуль-туры, формирование библиотеки «интершумов»), оттачивающим художественный вкус музыканта. Второе необходимое условие работы музыкального журналиста-редактора — практическое овладение формами и методами журналистской коммуникации всех видов СМИ. Названные объективные требования — профессиональная основа деятельности музыкального журналиста-редактора и стартовая площадка дальнейшего пути, формирующего индивидуальный художественный стиль музыканта2.

Как и любое творчество, деятельность музыкального редактора индивидуальна и неповторима. Она напрямую зависит от глубины

и богатства духовного мира личности — знаний не только художественной культуры, включающей литературу, поэзию, театр, живопись, экранные и пластические искусства, но и от общей культуры, в первую очередь ее гуманитарной сферы — эстетики и философии, социологии и психологии, семиотики искусства. Именно широкая система знаний и интересов способна обеспечить необходимый семантический потенциал музыканта и дать «искру» его творчеству.

Определяющим мастерство музыкального журналиста-редактора становится тот момент творчества, когда возникает таинство синтеза музыки и другого «слова» в новом художественно-публицистическом образе, рожденном в пространстве широко разветвленных ассоциативных связей и параллелей. Иными словами, в процессе творчества музыкальный редактор-журналист выступает одновременно и как соавтор замысла — сценарист, драматург, режиссер программ, и как исполнитель-интерпретатор, воплощающий художественную идею сочинения, транспонируя музыкальный образ в иную семиотическую среду — в аудио и видео текст. И, конечно, чем шире художественный и жизненный опыт музыканта, тем точнее и ярче он способен представить музыкальные образы в своих художественно-публицистических произведениях.

Рычагом, направляющим журналистско-редакторское творчество, становится конкретная просветительская задача, которая диктует жанровый формат программы наиболее соответствующий характеру музыкального события и социально-психологическим особенностям адресата.

Каждый из названных аспектов просветительской деятельности музыкального журналиста-редактора (жанровый, социальный,

психологический, культурологический, исторический) когда-то станет предметом специальных исследований в отечественной науке.

Здесь же речь пойдет о главном в практике музыкального редактора — о функциональных особенностях музыкального ряда при взаимодействии с другими средствами информационно-художественной выразительности теле и радиопрограмм, которые формируют методологию музыкального редактирования.

Иными словами, основной вопрос, который встает перед музыкальным журналистом-редактором: какова роль музыки в определенном жанре, в конкретной программе?

Придерживаясь типологии, принятой в художественной журналистике, мы условно подразделяем жанры журналистской коммуникации по содержательно-целевому принципу, отражающему цель высказывания и адресата, к которому оно обращено: «о чем?», «зачем?» и «для кого?».

В этой типологии мы исходим из трех главных коммуникативных задач музыкального просветительства: информировать — этому служат анонс, корреспонденция, репортаж; анализировать и оценивать (критическая заметка, рецензия, комментарий, аналитический обзор) и эстетически воспитывать, создавая художественно-публицистические произведения (очерк, эссе, творческий портрет, фантазия, сказка, памфлет, фельетон, радио и телефильм и др.).

Даже в немузыкальных программах, где роль музыки «фоновая», ее задачи разнообразны и весомы: яркие звуковые «заставки», «отбивки», музыкальные «репризы», которые не только структурируют форму, но и создают определенное настроение, акцентируют идею и выражают то, что словом невыразимо.

Во всех жанрах музыкальной журналистики роль музыки первична и многогранна. И не только потому, что семантически музыка в них «главное действующее лицо», а в силу природной повышенной эмоциональной выразительности, она невольно выходит на первый план, превосходя прочие языковые системы. Музыка самодостаточна, а потому ее «перевод» или соединение с другими текстами всегда сопряжено с некоторым семантическим и семиотическим сопротивлением материала.

Известно, что по своей генетической сути (гносеологический и аксиологический аспекты) каждая семиотическая система обладает своей мерой идеального и конкретного. Так, слово вербальное, как аудио- и аудиовизуальное, со свойственной им большей конкретикой значений, невольно «заземляет» музыку, локализуя многомерную символику ее смыслов определенной однозначностью. И задача музыкального журналиста-редактора, понимающего разность выразительных возможностей названных языковых систем, уметь играть на столь различных семиотических «ма-нуалах», создавая гармоничный художественно-публицистический образ.

Если же сравнить названное семиотическое многоголосье с видами музыкальной фактуры, то соотношение музыкального, вербального и визуального «голосов» в теле и радиопрограммах можно уподобить, в определенных случаях, гомофонному соподчинению (рельеф-фон), а чаще — полифоническому диалогу, контрапунктическому противостоянию или же имитационному усилению художественного воздействия одного из семиотических голосов. При этом содержательные функции семиотических рядов подвижны и переменчивы — каждый сюжетный ход требует своей палитры аудио и видеокрасок, акцентуации того или иного «голоса», что ведет к частой модификации и смене семиотической фактуры.

В отличие от нехудожественных видов журналистики (политической, экономической и пр.) музыкальная журналистика — явление эстетическое, поскольку сам предмет информационного освещения художественный, он требует адекватного эстетического отклика. И музыкальная журналистика, ориентированная на общие эстетические закономерности, в первую очередь, опирается на музыкально-драматургические приемы и формы. Более того, музыка стремится втянуть в музыкально-эстетическую сферу и другие семиотические «голоса»: вербальный, аудио и визуальный, ожидая от них (по принципу художественной комплементарности) близкие ей по стилю метафоры, символы и другие резонансные приемы художественной выразительности. Они подчиняются ее эмоционально-образному строю (тональности), ее драматургии, экс-

прессии, темпо-ритму, тембральным особенностям произведения.

При этом объем музыкального звучания в эфирных программах, конечно, различен: самые высокие образцы музыкальной классики требуют от журналиста-редактора жанров, максимально представляющих звучание музыки, которые позволяют слушателю (зрителю) ощутить эффект присутствия на концерте и прочувствовать ее всепокоряющую красоту и духовную силу.

Так, например, в максимально репрезентирующих музыкальное событие радио и телетрансляциях концертов и спектаклей (прямых и в записи) участие музыкального редактора обычно малозаметно, но крайне важно. Он отвечает за грамотное преподнесение и оформление трансляции, предварительную аннотацию или анонс события, за его титров-ку. Все это требует определенных профессиональных и музыкальных знаний, в частности, биографических сведений о композиторе, истории создания и исполнения произведений, возможно, и музыкального комментария, интервью с автором, с исполнителями и слушателями, с экспертами (критиками, авторитетными музыкантами). Масштабное информационное сопровождение музыкальной трансляции не может обойтись без тщательного отбора материала и его драматургической вы-строенности.

Таким образом, трансляция музыкального события, благодаря редакторской поддержке (информационному вступлению и заключению, просветительским «антрактам», обыгрывающим разговорным словом музыкальное «ядро»), превращается из механической ретрансляции в целостную просветительскую программу, адаптирующую произведение в ином коммуникативном пространстве, для многотысячного круга слушателей. Иначе говоря, музыкальное редактирование, неотделимое от журналистской практики, ответственной за точность информации, здесь приобретает черты режиссуры, отвечающей за драматургическое единство события.

И в небольших по формату информаци-онно-музыкалъных жанрах музыка сохраняет свое лидерство, хотя и звучит фрагментарно, а слово, стремящееся к афористичности и художественной выразительности, обычно выпол-

няет функцию «гомофонного» сопровождения, как и в трансляции — самом масштабном жанре музыкальной просветительства. Оно призвано подчеркнуть значимость события, констатировать фактологию и уточнять его содержательную сторону, просвещать публику, приоткрывая некоторые тайны музыкальной выразительности.

В наиболее распространенных аналитических жанрах музыка (звучащая достаточно продолжительно, хотя и фрагментарно) всегда является семантическим рельефом и сопровождается объективной аргументацией журналиста, весомыми комментариями, оценочными замечаниями и экспертными мнениями, подчеркивающими значимость данного художественного явления. Эти обзоры позволяют максимально емко представлять музыкальное событие. Названные жанры требуют от журналиста-редактора высокого литературного мастерства, афористичного выразительного слова, которое «золотыми крупинками» обрамляет и связывает музыкальные эпизоды программы. Кроме того, необходимо и особое «чувство формы» программы, применение музыкально-драматургических приемов, учитывающих психологию восприятия музыки и слова, способных удерживать внимание публики и направлять ее эмоциональную реакцию.

И, наконец, в художественно-публицистических жанрах музыка — образное «ядро», дает мощный импульс творческой импровизации. Она обрастает дополнительными художественными «подголосками»: поэтическими метафорами, аллюзиями, ассоциативной игрой знаков видеоряда и слова, расставляющих свои художественные и смысловые акценты. И когда образный синтез семантических «голосов» в журналистско-редакторской импровизации на музыкальную тему достигает высокого эстетического уровня, то можно говорить о рождении качественно иного, художественно самостоятельного произведения.

Итак, музыка диктует выбор жанров теле- и радиожурналистики, она требует своего продолжения в звучащем слове радиопрограмм: одаривает его выразительными художественными и драматургическими приемами, вступает с ним в семиотический диалог.

В семиотическом «трехголосье» телевизионных жанров роль аудиослова по сравнению с семиотическим двухголосьем радиопрограмм сокращается, оно отходит на дальний план, уступая место видеоряду, как наиболее яркому, динамичному и суггестивно действенному средству. Однако даже видеоряд не может соперничать с музыкой по богатству тончайших оттенков художественных образов, по диапазону и силе эмоциональной выразительности (представьте любой фильм Э. Рязанова или А. Тарковского без музыкального ряда — останется сценарный «скелет», лишенный душевной силы).

В музыкально-визуальном «диалоге» музыка создает «стерео» образ, сотканный из приемов и средств, активизирующих интеллектуальный, эмоционально выразительный и изобразительный уровни восприятия, которым лишь частично резонируют предметные эмоционально «плоскостные» знаки видеоряда. Однако при условии ассоциативного, метафорического мышления журналиста-редактора, при его стремлении к символическому осмыслению визуальных средств, способности использовать эффекты синопсии и синестезии (перевода звука в цвет и пространственную форму) диалог музыки и видеоряда становится не только информативным, но и художественно емким: возникают эмоциональные имитации, образные контрапункты, музыкально-визуальные переклички образов.

Подтверждением тому служит один из дипломных телефильмов, созданный на кафедре музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории, «Память времени» (композитора и музыкального журналиста-редактора О. Шайдулиной, 2005). Автору удалось пронзительно точно очертить драму разрыва духовной связи поколений, забвения истории страны, нынешнего сиротства ее защитников. В интровертном пространстве ассоциативных параллелей музыки и кадра (имитационном диалоге) пульсирует боль отзывчивой души, рождается конфликтно-медитативная драматургия, сотканная из острых сопоставлений образов-символов: время, мир, война, детство, тишина, забвение, не требуя словесного комментария.

Стремление журналиста-редактора бережно и полно передать уникальный образный

строй каждого музыкального творения подсказывает верный вектор просветителю: как кадром и аудиословом точнее воссоздавать стиль музыки, ее образ. Так, например, «пост-людийный» стиль музыки В. Сильвестрова породил медитативно-лирическую драматургию и «графичный» строй средств видеоочерка о его творчестве («Неутраченная красота», О. Платоновой, 2010). А «русский стиль» Г. Свиридова потребовал лирико-эпического размышления о судьбе российской культуры в видеофильме «Светлый гость» (В. Александрова, 2008). Очерк о творчестве композитора Н. Саниной, по-своему претворившей музыкальные заветы Д. Д. Шостаковича, предстал в жанре оригинального «двойного портрета», включающего черты имитационно-полифонической драматургии («Учитель», Н. Дзюбо, 2008). А история становления профессиональной фортепианной школы, кафедры специального фортепиано Нижегородской консерватории, в формировании которой участвовали выдающиеся пианисты: Г. Нейгауз, Я. Флиер, Г. Гинзбург, Я. Зак, Б. Маранц, И. Кац, И. Фридман и др., гармонично воплотилась в серию портретных очерков, объединенных эпической повествовательной драматургией с лирическими музыкальными рефренами. Список подобных стилевых резонансов музыки и другого «слова» можно множить, подчеркивая естественность применения в теле и радиопрограммах музыкальных форм (крещендирующей, диминуи-рующей, волновой, рондальной, вариантной, сонатной) и универсальных музыкально-драматургических приемов, благодаря которым просветительский материал способен наполняться художественным объемом и символической глубиной.

Иначе говоря, музыкальный редактор-журналист при создании просветительских работ исходит из приоритета музыки. Он опирается на ее художественные закономерности, поскольку музыка определяет не только жанровую сторону журналистского повествования, но, главное — внутреннюю структуру художественно-публицистических жанров: их драматургию, стилистику всех средств выразительности, эмоциональную окраску, композиционный темпо-ритм, тембр аудиослова, палитру кадра, семиотическую фактуру и пр.

Примечания

1 Под просветительством мы подразумеваем коммуникативный акт музыкально-словесного информирования — ознакомления (вербального, аудио, визуального), включающего в себя познавательную, оценочную, пропагандистскую, популяризаторскую, распространительную формы и виды деятельности.

2 Мы не согласны с трактовкой редактирования как узкой сферы «распространения, кото-

рая к творчеству в привычном понимании слова отношения не имеет, в отличие от ознакомления и оценки...». См.: Т. А. Курышева. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. М., 2007. С. 18-19. Так, скорее, определяется поле деятельности корректора, а не художественного редактора. Здесь же предполагается творческое мастерство, «высший пилотаж», базирующийся на всестороннем знании и обобщении практического опыта музыкальной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.