Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ'

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИИ ТВ И РАДИОПРОГРАММ / ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ФАКТУРА МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Птушко Лидия Александровна

Инновационная система обучения музыкальных журналистов, разработанная в Нижегородской консерватории, базируется на профессиональном знании музыкальных форм, жанров, принципов музыкальной драматургии, необходимых при создании музыкально-просветительских ТВ и радиопрограмм. В данной статье рассматриваются драматургические типы (драматический, эпический, лирический) и принципы взаимодействия музыкального и внемузыкальных семантических рядов. В музыкально-прикладном искусстве автор выявляет общелогические законы композиции музыкальных произведений (сонатность, вариантность, рондальность, симфонизм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF MUSICAL DRAMATURGY IN THE COURSE OF MUSICAL JOURNALISTS TRAINING

Questions of musical dramaturgy in the course of musical journalists training (by L.A.Ptushko). Innovational system of musical journalists training, developed by the Nizhny Novgorod conservatory is based on professional knowledge of musical forms, genres, principals of musical dramaturgy necessary for creations of musical educational TV and radio programs. Dramaturgy types (dramatic, epic, lyrical) and principals of interaction of musical and extra musical semantic lines are in the focus of attention in this article. The author finds common logical compositional laws for musical works (variability, symphonism, principle of sonata and rondo creation).

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ»

коммуникации, в которые включен индивид, различные способы получения информации и уровни ее переработки, медиареальность выступает сегодня одним из значимых каналов освоения мира реального. Создание медиаобразовательных проектов, расширяющих коммуникативную компетентность студентов, способствует умению выявлять систему субъективных фильтров разного коммуникативного уровня в текстах, созданных на основе визуального образа.

Литература

1. Франкастель П. Фигура и место: Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. - СПб.: Наука, 2005.

2. Flusser V. Universum der technischen Bilder. - Gottingen: European Photography, 1992.

3. Базен А. Что такое кино. - М.: Искусство, 1972.

4. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М.: Искусство, 1974.

5. Клер Р. Размышления о киноискусстве. - М.: Искусство, 1958.

6. Теплиц Е. История киноискусства. - М.: Прогресс, 1968. Т. 1-2.

7. Саппак В., Шитова В. Семь лет в театре. - М.: Искусство, 1968.

8. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

9. Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. - М., 1984.

© 2010 г. Птушко Л.А.

ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

Инновационная система обучения музыкальных журналистов, разработанная в Нижегородской консерватории, базируется на профессиональном знании музыкальных форм, жанров, принципов музыкальной драматургии, необходимых при создании музыкально-просветительских ТВ и радиопрограмм. В данной статье рассматриваются драматургические типы (драматический, эпический, лирический) и принципы взаимодействия музыкального и внемузыкальных семантических рядов. В музыкально-прикладном искусстве автор выявляет общелогические законы композиции музыкальных произведений (сонатность, вариантность, рондальность, симфонизм).

Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкальная драматургии ТВ и радиопрограмм, драматургическая фактура музыкально-просветительских аудиовизуальных текстов.

«Основы музыкальной драматургии ТВ и радио музыкальных программ» -теоретический и практический курс для музыкальных журналистов. Он разработан в Нижегородской консерватории на кафедре прикладного музыковедения. Необходимость разработки названного курса вызвана тем, что хотя каждая музыкальная программа ТВ и радиожурналистики имеет свою драматургию, теоретического и методического осмысления этой творческой практики нет. Научно-методический пробел объясняется новизной направления. Пока нет ни государственной концепции, ни института музыкального просветительства, ни систем и методов обучения просветителей. Многое нам приходится постигать эмпирическим путем, адаптируя виды журналистики (пресс, интернет, ТВ, радио), их жанры применительно к музыкальному искусству. Главным героем всегда выступает музыка, она диктует свои «правила игры» в построении журналистских работ. И потому именно музыкант, профессионально подготовленный в области истории музыки, теории и

истории ее форм, способен применить специальные знания в различных формах музыкальной журналистики.

Творчество музыкальных журналистов отличает не только информационная точность, но, главное, эстетическая ценность текстов о музыке, стремление отразить ее силу и глубину в вербальной, аудио и визуальной художественной речи, структурируя ее согласно законам музыкальной композиции. Среди них главное место занимают приемы музыкальной драматургии, связанные с определенными музыкальными формами. Первоочередная задача журналиста как слушателя - расшифровать смысл взаимодействия музыкальных образов, охватив произведение в его художественной целостности. А далее, согласно особенностям музыкального стиля произведений, выстроить информационно-художественную версию события, направив ее в русло музыкального просветительства.

Известно, что музыка сублимировала универсальные законы художественного мышления в трех видах драматургии: конфликтной (драматической), контрастной (эпической), лирической (монологической). И при всей условности этих подразделений, множестве их образных оттенков и взаимодействий в каждом конкретном художественном произведении, опора на принятую типологию оправдывает себя и в музыке, и в журналистском «слове» о музыке.

Заметим, что отечественное искусствознание исследует проблему музыкальной драматургии весьма основательно: на уровне логики музыкальных композиций (Е.Назайкинский), как основу художественного воздействия музыки (В.Медушевский) и ее восприятия (Л.Выготский), как эстетический феномен (А.Лосев), как цель и метод анализа произведений различных жанров, стилевых направлений. Сложно даже перечислить главные музыковедческие труды - их множество, начиная с работ Б.Асафьева, И.Соллертинского, Л.Мазеля и В.Цуккермана, Д.Житомирского и В.Бобровского и др. Появились новые разделы в психологии и социологии; семиотика и герменевтика стремятся проникнуть в суть творчества, исследуя, в первую очередь, драматургию, в частности, музыкальных сочинений. Эти знания - база теории и практики музыкальных журналистов, поскольку музыкальная логика руководит не только собственно музыкальной, но и внемузыкальной (вербальной и визуальной) семантикой музыкально-прикладного творчества.

Журналисты, считая музыкальное просветительство формой общественной музыкальной педагогики, режиссируют свои произведения с определенной «профетической» (преобразующей) целью, привлекая читателей, слушателей и зрителей к духовному сотворчеству. Один пример из сотен программ, созданных студентами-журналистами ННГК. Молодая журналистка обратилась к исполнительским интерпретациям классического романса «Я помню чудное мгновенье». Она не только напомнила радиослушателям о прекрасной музыке, живущей более 150 лет, но и приоткрыла некоторые страницы жизни творцов этого шедевра, красоту и силу нежных чувств, поэзию любви А.С.Пушкина и А.Керн, М.И.Глинки и Е.Керн. Нетленный художественный образ обрел значение драматургического лейтмотива радионовеллы, соединив сквозной линией развития музыкальные, поэтические и биографические темы в единую лирическую композицию, стал метафорой порыва к счастью, воплощением живого чувства, возвышенного до прекрасной мечты, которая притягивает и согревает души многих людей.

Общелогические принципы композиции музыкальных произведений позволяют переносить их в музыкально-прикладное творчество, опираясь на метод функционального подобия (В. Бобровский), говорить о сонатности, вариантности, рондальности и симфонизме в драматургии художественных текстов о музыке. Так, в музыкальных программах ТВ и радио, созданных студентами-журналистами, разнообразно представлены, в частности, эпические художественные формы. Обычно они связаны с экскурсом в историю музыкального творчества. Например, в телеочерке «Музыка - жизнь» (Ю. Александровой) о 60-летней деятельности фортепианной кафедры Нижегородской консерватории дан видеовариант музыкальной летописи. В ней эскизно очерчены творческие облики Н.Полуэктовой, Г.Нейгауза, Я.Флиера, Г.Гинзбурга, Б.Маранц, И.Каца и многих других известных пианистов

- основателей консерваторской фортепианной школы. А музыка Шопена и Скрябина, которая сквозной лирической линией ностальгических воспоминаний соединяет сотни контрастных кадров калейдоскопичного видеоряда, вносит проникновенный личностный тон в беспристрастную хронику и становится ведущим эмоциональным голосом рондообразной формы-процесса, формируя лирико-эпическую драматургию фильма.

Обобщенно говоря о специфике взаимодействия музыкального ряда с внемузыкальными семантическими голосами в их вертикальном «срезе», не разделяя аудио-и видеопрограммы, подчеркнем, что их смысловое взаимодействие в информационно-художественном творчестве также подчиняется музыкальным закономерностям. Вертикальное соотношение музыкального и внемузыкальных драматургических «голосов» зависит, прежде всего, от их смысловой значимости, силы контраста (или конфликта), который можно уподобить взаимодействию голосов музыкальной фактуры. Так, при содержательной равнозначности музыкальной и внемузыкальных образных линий можно говорить о подобии полифоническому контрапункту или полифонической имитации, а при подчиненности одного из содержательных рядов другому - о гомофонном их сопряжении как ведущего «рельефа» и сопровождающего его «фона». Функционально драматургические «голоса» (музыкальный, вербальный и визуальный) весьма подвижны и переменны в своем главенстве, что создает неисчерпаемые возможности для содержательной режиссуры, поскольку каждый элемент семантических «голосов» несет свою символику, а их сопряжение вызывает широкий многовариантный спектр жизненных и художественных ассоциаций. Однако для начинающего журналиста такое богатство образных вариантов драматургической фактуры оказывается, как правило, серьезным испытанием и часто ведет к хаосу случайных сопряжений, спонтанному взаимодействию «голосов». Или толкает в другую крайность - к боязни эксперимента, схематизму и содержательной бедности художественного текста. Верный путь подсказывает музыкальный опыт, знание драматургических законов, в частности, музыкального театра, выявляя общие подходы, драматургические аналогии аудиовизуальных художественных композиций. Музыкальный журналист, как и композитор, стремится избегать тавтологии, дублирования содержания музыки другими художественными «голосами» (если, конечно, это не является специальным, образно необходимым приемом), чтобы не обесценить музыку банальной иллюстративностью, сужающей диапазон образных ассоциаций. Журналисты, прибегая к метафорам и символам, заложенным в музыке, слове и видеоряде, руководствуясь мнемоническим методом, создают ассоциативное смысловое «поле», в котором драматургические «голоса» исполняют монологи, сплетаются в композиционных диалогах и ансамблях. Например, в драматургии телеочерка «Учитель», рассказывающего о творческой судьбе известного нижегородского композитора Н.В.Саниной, применен полифонический прием «зеркального отражения». Импульсом для оригинальной драматургической «имитации», как бы двойного, отраженного друг в друге, музыкального портрета, стала созвучность образно-звуковых миров творчества Н.В.Саниной и Д.Д.Шостаковича. Конечно, идея творческой резонансности, давшая композиционную опору фильму, возникла не случайно: Д.Д.Шостакович на протяжении 12 последних лет жизни был духовным наставником молодого композитора. И для того, чтобы создать невидимую реальность «виртуального» разговора, звучащего сквозь годы, тележурналист обратился к смысловым перекличкам музыкальных образов и эпизодов видеоряда, к специальным приемам видеомонтажа (наложениям, параллельным и вертикальным наплывам). Стержень драматургии - диалог героев в письмах стал отражением радостей и «горестей, о которых не знал никто...», соединивших композиторов. В медитативных монологах-раздумьях, как и в музыкальной лирике Н.Саниной, представленной в фильме, живет не только возвышенная красота, но и затаенная боль, и гротеск - акцентируются те образные сферы творчества, которые резонируют музыке Шостаковича, и возникает драматургическое «эхо» времен, пространств и духовных миров.

В процессе освоения методов и форм музыкальной журналистики студенты ННГК заново постигают способность музыки творить чувства, пропуская их через эстетический фильтр, режиссировать эмоции, «гармонизовать» их и благодаря музыкальной драматургии направлять в нужное ассоциативное русло. Именно музыка задает темпо-ритм аудио и видео монтажу, заставляет выбрать точный литературный стиль. Музыка определяет эмоциональную краску повествования или представления, его тональность, образные «модуляции» и «отклонения», расставляет смысловые акценты, выстраивая психологическую линию сценария, определяет степень контрастов и глубину конфликтов образных линий, границы эпизодов и разделов, кульминации и репризы - всю динамику развертывания сюжета, симфонизм содержания и формы. Иначе говоря, концепционная и структурно-композиционная сферы произведений аудио и визуальной музыкальной журналистики строятся по драматургическим законам классической музыки. И благодаря этому сила их эстетического воздействия многократно возрастает, поднимая музыкальную журналистику на уровень художественного творчества.

© 2010 г. Семенов Е.Е.

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье анализируются изменения технологической составляющей современного информационного пространства, их воздействие на актуальные социально-культурные процессы. Утверждается, что инновационные технологии являются многовекторным фактором, обусловливающим не только кризис социальности и культурной идентичности, но и сохранение традиционных культурных коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникационный процесс, интернет-коммуникация, информационное пространство, информационная революция, информационно-коммуникативные технологии, культурная идентичность.

Глобальная компьютерная сеть Интернет стала символом информационной эпохи, определив собой социальное ускорение на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Новая коммуникативная технология изменила социальную организацию общества, оказала влияние на все сферы активности, модифицировав в том числе и характер коммуникации. Интернет стал слоем нашей повседневной реальности, у пользователей компьютерных сетей возник целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, связанных с этим информационным пространством и становлением форм социальной активности, что в большей степени относится к молодому поколению.

На протяжении истории человечества технологии были предвестниками радикальных социальных перемен, будили творческий потенциал общества, определяли этапы цивилизационного развития. Технологическая инновация, как справедливо заметил Э.Тоффлер, - это не просто сочетание и перестановка машин и технологий. «Новые технологии не только предполагают или требуют вносить изменения в технику, они предполагают новые решения социальных, философских, даже личных проблем. Они изменяют все интеллектуальное окружение человека и его мировоззрение» [ 1, 42].

Интернет-коммуникация стала фундаментом для сложнейших трансформаций, которые характеризуют социальный процесс, в том числе и сферу культуры. Новый культурный контекст складывается под воздействием информационной революции, в результате чего претерпевают глубокую трансформацию формы пространственно-временной организации социальных связей и отношений, когда начинает обретать очертания мир без границ. Складывается представление, что «пространство частной и публичной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.