Искусствоведение список научных статей
-
ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО А. ХАЧАТУРЯНА: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В статье представлены история создания и исполнительский анализ одного из ранних камерно-ансамблевых сочинений А. Хачатуряна - Трио для скрипки, кларнета и фортепиано. Авторы обращают внимание на претворение композитором фольклорных элементов армянской музыки, в том числе в его трактовке звучания...
2020 / Зимина Екатерина Андреевна, Григорян Вардуи Дерениковна -
СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Б. А. ЧАЙКОВСКОГО: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В данной статье автор рассматривает вопросы, возникающие в процессе работы над исполнительской интерпретацией Сонаты для скрипки и фортепиано Б. А. Чайковского. Большое внимание уделено анализу выразительных средств, используемых композитором для создания образного строя произведения (соотношение...
2020 / Кечемаева Евгения Алексеевна -
ЗВУКОВОЙ МИР СОНАТЫ № 3 ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ
В статье рассматривается специфика трактовки жанра сонаты в творчестве Альфреда Шнитке на примере Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано (1994). В данном сочинении наблюдается постепенный переход от полистилистики к собственному авторскому языку. Музыка Сонаты наделена глубинным философским смыслом;...
2020 / Матюшонок Ирина Александровна -
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассматривается начальный этап развития профессионального народно-певческого образования в России. Приводятся сведения о наиболее выдающихся личностях, способствующих его становлению
2020 / Сережина Диана Алексеевна -
КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОМАНСА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОМАНСА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье рассматриваются причины зарождения и развития конкурсов исполнителей русского романса в постсоветский период, характеризуется сформировавшееся конкурсное движение как фактор популяризации, сохранения и развития русской романсовой культуры, обозначаются возможные перспективы в исследовании...
2020 / Шабордина Ирина Васильевна -
ЖАНР ПЕРФОРМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ ДМИТРИЯ КУРЛЯНДСКОГО
В статье рассматриваются сочинения Дмитрия Курляндского, написанные в жанре перформанса: «Буйство весны» и «Карты несуществующих городов. Арглтон» с точки зрения идейного замысла и структуры
2020 / Кожевникова Анастасия Романовна -
ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СМЫЧКОВОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
Статья содержит обзор современного состояния армянского исполнительства на струнных смычковых инструментах. Авторы дают краткую характеристику деятельности ведущих музыкантов ХХ-XXI вв. и приходят к выводу о сохранении элементов армянской традиции в глубоком осознании национальной идентичности,...
2020 / Зимина Екатерина Андреевна, Григорян Вардуи Дерениковна -
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ
Хэнань - одна из провинций Китая является для автора статьи родиной: звучание местных песен, традиционных инструментов, танцы и представления народной драмы были ее первыми музыкальными впечатлениями. Поскольку песенное наследие провинции ни в китайской, ни в русскоязычной музыковедческой...
2020 / Ню Цзюньи -
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ В АСПЕКТАХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТИ
Данная статья посвящена изучению народной музыки китайской провинции Ганьсу. Опираясь на данные этнографических экспедиций, автор выявил особенности обрядов и жанров традиционного музыкального искусства региона. Определено, что детерминирующими факторами формирования культуры провинции стали...
2020 / Чэнь Яньшу -
О ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА КАЛИННИКОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)
В статье рассматривается реализация принципов Нового направления в творчестве Виктора Калинникова, приводится анализ его духовных сочинений, отмечается связь между деятельностью композитора в Синодальном училище и сочинением им духовной музыки
2020 / Шалагин Павел Александрович -
ЧАРЛЗ ГРИФФС: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
Статья посвящена личности и творчеству выдающегося американского композитора начала ХХ века - Чарлза Гриффса (1885-1920), оставившего внушительное наследие преимущественно в камерно-инструментальных и камерно-вокальных жанрах. В статье творчество композитора рассматривается в богатом контексте...
2020 / Горячева Яна Владимировна -
ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ПЕТРА ЭБЕНА В ОРГАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Статья посвящена восприятию органных сочинений композитора П. Эбена в России. В её основе лежит исследование, проведенное в ходе научной стажировки в СПбГУ осенью 2019 г. (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент М. П. Мищенко), а также материалы РГБ и беседы с органистами
2020 / Громадко Ондржей -
СОТРУДНИКИ ГОРЬКОВСКОЙ (НИЖЕГОРОДСКОЙ) КОНСЕРВАТОРИИ - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
Статья посвящена памяти сотрудников Горьковской консерватории, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Опираясь на опубликованные архивные данные, биографические очерки и мемуары, автор приводит сведения о военном периоде жизни преподавателей и работников музыкального вуза
2020 / Артемьева Елена Владимировна -
ЖАН ФИЛИПП РАМО И ЕГО НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
В данной статье освещается разносторонняя творческая деятельность Жана Филиппа Рамо - французского композитора, музыкального теоретика, органиста, скрипача, клавесиниста, автора оперно-балетной и инструментальной музыки, создателя нового клавирного инструментального стиля.
2019 / Сайгушкина Ольга Павловна -
ОБ ИСТОЧНИКАХ ЛИБРЕТТО ОПЕРЫ Э. ХУМПЕРДИНКА "КОРОЛЕВСКИЕ ДЕТИ"
Статья посвящена изучению источников либретто сказочной оперы немецкого композитора Э. Хумпердинка «Королевские дети». В статье рассматриваются параллели со сказками братьев Гримм, литературными жанрами, а также творчеством Р. Вагнера, оказавшим существенное влияние на либреттиста «Королевских...
2019 / Дьячкова Марина Александровна -
РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ "ПАРАД" ЭРИКА САТИ
В статье рассматривается жанр мюзик-холла и рэгтайма в балете «Парад» Э. Сати. Анализируется первоисточник рэгтайма и внесенные в него изменения. Сравнивается работа с рэгтаймом Э. Сати и И. Стравинского.
2019 / Михайлова Екатерина Алексеевна -
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРЫ "БРУНДИБАР" Г. КРАСЫ: НА ГРАНИЦЕ ЭТИКИ
Статья посвящена вопросам этики, которые возникают в процессе исследования оперы Г. Красы «Брундибар», поставленной в концентрационном лагере Терезиенштадт в 1943-1944 годах. Этические проблемы рассматриваются с точки зрения содержания, истории, педагогики и исполнения произведения.
2019 / Федусова Алина Алексеевна -
АРХАИКА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ. AФРИКАНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ЖОЛИВЕ
В данной статье рассматривается значение архаической музыки древней Африки в творчестве французского композитора XX века Андре Жоливе. Определяется, как диалог с древней культурой повлиял на композиторскую эстетику и насколько глубоко мир древней культуры проник в философию композитора.
2019 / Рогозин Егор Александрович -
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)
Статья посвящена научным музыкальным журналам города Чунцин периода антияпонской войны (1937-1945). Несмотря на военное время, журналы издавались большими тиражами, публиковались материалы разного характера: сочинения современных композиторов, интервью с деятелями искусства, научные статьи,...
2019 / У Вэй -
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО
В статье рассматриваются некоторые образно-стилистические и жанровые черты 24 прелюдий и фуг С. Слонимского. Особые акценты сделаны на претворении в цикле особенностей театрального мышления композитора, связях сочинения с одноименными циклами И. С. Баха, Д. Шостаковича.
2019 / Максименко Светлана Борисовна