Искусствоведение список научных статей
-
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)
Статья посвящена научным музыкальным журналам города Чунцин периода антияпонской войны (1937-1945). Несмотря на военное время, журналы издавались большими тиражами, публиковались материалы разного характера: сочинения современных композиторов, интервью с деятелями искусства, научные статьи,...
2019 / У Вэй -
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ И СТИЛИСТИКЕ 24 ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ С. СЛОНИМСКОГО
В статье рассматриваются некоторые образно-стилистические и жанровые черты 24 прелюдий и фуг С. Слонимского. Особые акценты сделаны на претворении в цикле особенностей театрального мышления композитора, связях сочинения с одноименными циклами И. С. Баха, Д. Шостаковича.
2019 / Максименко Светлана Борисовна -
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. П. СТРАЗОВА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА
В статье рассматриваются произведения для детских хоров нижегородского композитора С. П. Стразова, созданные в 70-е годы ХХ века. На данном материале особенно ярко проявились черты его композиторского стиля зрелого периода.
2019 / Стразова Надежда Станиславовна -
К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПАСТУШЬИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В Нижегородской области до настоящего времени бытуют традиционные пастушьи инструменты - ударные (барабанка), духовые (рожок, жалейка). Сохранением их уникальных тембровых характеристик может стать семплирование на современных программно-аппаратных студийных аудио-комплексах (DAW).
2019 / Харлов Андрей Владимирович -
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО Г. Л. КАТУАРА: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Фортепианные сочинения и транскрипции талантливого композитора, теоретика и педагога Георгия Львовича Катуара долгое время оставались известными лишь узкому кругу профессиональных музыкантов. До настоящего времени его музыка чрезвычайно редко исполняется в концертах и не заняла должного места в...
2019 / Виноградова Ольга Семеновна -
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОФЕССОРА А. Г. СКАВРОНСКОГО О СВОИХ НАСТАВНИКАХ
В статье приводятся воспоминания народного артиста России, лауреата международных конкурсов, профессора кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Алексея Григорьевича Скавронского о своих учителях - А. Б. Гольденвейзере, Г. Р. Гинзбурге, Я. В. Флиере, М. И. Гринберг, Б. М. Берлине.
2019 / Хитёв Святослав Евгеньевич -
КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
В статье рассматривается ряд актуальных вопросов камерно-ансамблевого исполнительства, касающихся роли внутреннего слуха в ансамблевой деятельности, функциональной организации партий, согласованности звучностей с учетом специфики состава инструментов, корректности отношения ансамблистов к...
2019 / Гинзбург Виктор Львович -
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОКАЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА ФОРТЕПИАНО
В статье показана взаимосвязь теоретических положений и практики фортепианного «пения» путем анализа интонационной структуры мелодии с опорой на слуховое представление о протяженном звуке.
2019 / Смирнов Сергей Владимирович -
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЬ ЯОЦЗИ
В статье приводится ряд музыкально-эстетических и методических положений крупнейшего скрипичного педагога Китая второй половины XX века Линь Яоцзи, являющегося в определенной степени продолжателем традиций советской скрипичной школы (воспринятых им в годы обучения в СССР у профессора Ю. И....
2019 / Жэнь Синьянь, Суханова Татьяна Борисовна -
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ
В статье определена роль ансамблевого исполнительства в развитии личности и музыкальных навыков учеников младших классов ДМШ, раскрыты критерии отбора репертуара, даны методические рекомендации при работе над произведениями.
2019 / Перешеина Марина Юрьевна -
ФАНТАЗИИ МОЦАРТА: ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ
В статье рассматривается проблема исполнительской интерпретации клавирных сочинений Моцарта, написанных в жанре фантазии. Авторы группируют задачи пианиста следующим образом: выбор динамических оттенков с учетом акустических особенностей клавишных инструментов рассматриваемой эпохи, использование...
2019 / Сивухина Екатерина Анатольевна, Лю Фан -
ПУШКИНСКИЕ РОМАНСЫ ГЛИНКИ (ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ)
Статья посвящена исполнительскому анализу десяти романсов М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. Объектом внимания авторов становится образная сфера произведений, рассмотренная с позиции соотношения поэтического первоисточника и его музыкального прочтения. Большое внимание в статье уделено...
2019 / Гарькушова Татьяна Юрьевна, Гринес Ольга Вячеславовна -
ГРАНИ ЭМАНСИПАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ФРАНЦИИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Статья посвящена гендерным аспектам музыкальной культуры Франции начала XX века в историко-культурном контексте эпохи. Предметом исследования являются проявления эмансипации в музыкальном творчестве Франции 20-30-х годов XX века и творчество таких представителей «женской музыки», как Надя и Лили...
2019 / Волкова Наталия Юрьевна -
СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА А. ХИНАСТЕРЫ
Цель данной публикации - ввести в русскоязычный научный обиход творческое наследие аргентинского композитора ХХ века Альберто Хинастеры. Авторы обобщают и кратко излагают его биографические данные, выявляют жанровые и стилевые особенности музыки, доказывают, что истоком композиторской самобытности...
2019 / Брахман Евгений Семенович, Кононец Елена Сергеевна -
ЖАНР СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО В ТВОРЧЕСТВЕ А. ЭШПАЯ (НА ПРИМЕРЕ СОНАТЫ № 2)
В статье рассматриваются особенности трактовки жанра сонаты в творчестве Андрея Эшпая на примере его Сонаты № 2 для скрипки и фортепиано (1970). Классические сонатные принципы этого одночастного сочинения сочетаются с элементами романтической поэмности и концертности. На эту традиционную основу...
2019 / Матюшонок Ирина Александровна -
"INTROITUS" С. ГУБАЙДУЛИНОЙ: ПРОЛОГ К СТРАСТЯМ ИЛИ ВСТУПЛЕНИЕ В ВЕЧНОСТЬ?
Известный как первый из концертов в триаде «Introitus»-«Offertorium»-«Detto-II» фортепианный «Introitus» трактуется как символическое «Вступление» в мир инструментальной мессы. В этом контексте «Introitus» стоит несколько особняком, что объясняется вступительным характером части Introit. Кроме...
2019 / Москвина Ольга Александровна -
БАЯН В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА НИКОЛАЯ ПОПОВА
Статья посвящена трактовке выразительных возможностей баяна в мультимедийном творчестве современного композитора Николая Попова. Автор раскрывает специфику сценического существования музыканта в мультимедийной среде, описывает приемы взаимодействия исполнителя с аудио- и видеосоставляющими...
2019 / Пеунов Венедикт Владимирович -
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БАЯННОГО (АККОРДЕОННОГО) ИСКУССТВА КНР: В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАНТАМИ
В статье рассматривается картина современного аккордеонного искусства Китая. Автор приходит к пониманию его проблем и перспектив через опрос ведущих исполнителей и педагогов-аккордеонистов страны. Обобщение полученных данных позволяет сделать выводы относительно тех задач, которые сегодня стоят...
2019 / Чжао Мин -
О РОЛИ ШАНХАЯ В СТАНОВЛЕНИИ КИТАЙСКОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
В статье впервые исследуется роль Шанхая в распространении джаза в культуре Китая, в зарождении и становлении китайской джазовой школы в 20-е годы XX века. Поскольку из портовых городов Китая Шанхай с середины XIX века развивался при наибольшем влиянии европейской и американской культуры, именно...
2019 / Чжао Ифэй -
"КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" - ОТ ФИЛЬМА К БАЛЕТУ
Статья посвящена истории создания балета «Красный женский отряд». Это произведение, созданное в тяжелое военное время, сегодня стало для китайцев символом силы духа, национального единства и человеческой стойкости. История создания фильма, его переработки в балет и дальнейшего сценического...
2019 / Чэнь Синьхэн