Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ YOUTUBE: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ YOUTUBE: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTUBE / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Василенко Ольга Александровна

В статье рассматриваются особенности репрезентации классической музыки в YouTube, обозначаются проблемы, которые появились при переходе музыкального искусства в интернет-среду, а также анализируются новые возможности, недоступные в доцифровую эпоху. Среди них - свобода творчества и выбора репертуара, продвижение без помощи агентов и продюсерских центров, относительно низкие затраты на производство контента, и, самое главное, - доступ к огромной аудитории по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL MUSIC IN THE MEDIA SPACE OF YOUTUBE: PROBLEMS AND NEW OPPORTUNITIES

The article discusses the features of the representation of classical music in YouTube. The article identifies the problems that appeared during the transition of musical art to the Internet environment, as well as analyzes new opportunities that were not available in the pre-digital era. Among them are freedom of creativity and choice of repertoire, promotion without the help of agents and production centers, relatively low costs for the production of content, and, most importantly, access to a huge audience around the world.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ YOUTUBE: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Научная статья УДК 78.05

Классическая музыка в медиапространстве YouTube: проблемы и новые возможности

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Василенко Ольга Александровна

№ 2 (15). С. 42-46 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки,

Нижний Новгород, Россия, vasilenko-o@list.ru

В статье рассматриваются особенности репрезентации классической музыки в УоиТиЬе, обозначаются проблемы, которые появились при переходе музыкального искусства в интернет-среду, а также анализируются новые возможности, недоступные в доциф-ровую эпоху. Среди них — свобода творчества и выбора репертуара, продвижение без помощи агентов и продюсерских центров, относительно низкие затраты на производство контента, и, самое главное, — доступ к огромной аудитории по всему миру. Ключевые слова: УоиТиЬе, музыкальная педагогика, классическая музыка, цифровая среда

42 Для цитирования: Василенко О. А. Классическая музыка в медиа-

пространстве УоиТиЬе: проблемы и новые возможности // Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 42-46

Classical music in the media space of YouTube: Original article problems and new opportunities

Music Education and Science. 2021. Vasilenko Olga A.

№ 2 (15). p. 42-46 Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia,

vasilenko-o@list.ru

The article discusses the features of the representation of classical music in YouTube. The article identifies the problems that appeared during the transition of musical art to the Internet environment, as well as analyzes new opportunities that were not available in the pre-digital era. Among them are freedom of creativity and choice of repertoire, promotion without the help of agents and production centers, relatively low costs for the production of content, and, most importantly, access to a huge audience around the world.

Key words: YouTube, music pedagogy, classical music, digital environment

For citation: Vasilenko O. A. Classical music in the media space of YouTube: problems and new opportunities //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 42-46

© Василенко О. А., 2021

В 1936 году немецкий философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин в известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» поднял вопрос о преображении музыки класси-ко-академической традиции в условиях появления звукозаписи и возможности трансляции в эфир радио и телевидения. Утрата привычной «ауры» сосредоточенного восприятия живого исполнения и превращение музыки в повседневный фон вселяла опасение, что «подлинность» искусства будет утрачена. Последующие десятилетия, однако, показали, что техническая воспроизводимость музыки имеет немало преимуществ. В записи музыка классико-академической традиции зазвучала для огромной аудитории. Техника почти стерла социальные и географические границы между слушателями. Совершенствование систем звукозаписи и звуковоспроизведения привело к появлению домашних меломанов, для которых тишина комнаты стала более комфортным местом восприятия музыки, чем концертный зал, полный посторонних шумов. Безупречное выверенное «воспроизведение», сбалансированное по общему акустическому звучанию, для многих оказалось значительно приятнее, чем живое звучание, качество которого определяется большим числом условий (профессионализмом исполнителей, сыгранностью, наличием репетиций, удачной акустикой зала и т. п.). При этом живая музыка никуда не исчезла. Напротив, число ее поклонников заметно увеличилось.

В начале XXI века медиа-индустрия конвертировала музыку в цифровые форматы, а новым

местом ее трансляции стал интернет. Огромный пласт всевозможных записей, в том числе редких, оказался в свободном и чаще всего бесплатном доступе. Вместе с невероятной ценностью такой свободы пришли и новые проблемы, требующие своего разрешения. Доступность, как известно, нивелирует ценность. Как это ни парадоксально, найти хорошую запись того или иного произведения стало даже сложнее, поскольку поисковые системы могли в одной и той же выдаче предложить как высококлассное исполнение, так и совершенно любительские записи, не различая качество музыки. У композиторов появились несуществующие произведения по типу «Реквиема по мечте» В. А. Моцарта. Отдельной проблемой стало нарушение авторских прав на композиции и исполнение. Издатели и музыканты начали терять доходы от продажи записей на носителях, трансляций на телевидении и даже публику в концертных залах, поскольку все более обширная аудитория перешла на общение с классической музыкой и ее любителями в интернете. Чтобы найти выход из этой ситуации индустрии пришлось пересмотреть всю систему работы. И этот процесс продолжается до сих пор.

Видеохостинг YouTube стал одной из тех площадок, где за последние 10 лет сформировались новые формы взаимодействия с аудиторией любителей классической музыки. Разумеется, поначалу не все складывалось хорошо. Например, известный польский пианист К. Циммерман в своем интервью отмечал, что из-за YouTube у него начались проблемы с развитием испол-

нительской карьеры. Большое количество его выступлений, выложенное на хостинге, привело к отказам звукозаписывающих студий работать с ним: какой смысл делать дорогостоящие записи на CD-носителях, если продать тираж будет почти невозможно. Большинство слушателей предпочтут бесплатное видео.

Вместе с тем YouTube начал создавать совсем другие истории. Истории успеха, невозможные в предшествующую эпоху, когда известностью исполнителя заправляли руководители концертных организаций и музыкальные издатели. Украинская пианистка Валентина Лисица могла остаться одной из многочисленных ис- 43 полнительниц, которая выиграла престижный конкурс и поначалу приглашалась для выступлений в концертных залах, однако очень быстро была забыта продюсерами. «Выкладывать записи на YouTube я начала, в общем-то, от отчаяния, — говорила Валентина в интервью, — потому что для артиста нет ничего более страшного, чем не иметь своей публики» [1]. Свой канал она создала в 2007 году и неожиданно люди по всему миру начали делиться ее записями, а поисковый алгоритм услужливо предлагал их другим пользователям. Сегодня ее канал имеет более полумиллиона подписчиков, а самое популярное видео уже набрало 53 миллиона просмотров. Наличие собственной обширной аудитории во всех частях мира привлекло концертных продюсеров. Сейчас В. Лисица дает до 80 концертов в год. Студии звукозаписи также не остались в стороне: контракт с пианисткой заключила известная немецкая фирма «Decca». На этом примере мы можем наблюдать совершенно новый способ

построения исполнительской карьеры, когда аудитория создается внутри растущего интернет-сообщества, а уже потом привлекается на живые концертные выступления и покупает записи.

YouTube, таким образом, вернул исполнителям давно утраченную возможность непосредственного общения музыканта с публикой без посредников в лице представителей большой индустрии: концертных организаций, продюсерских центров, телевидения, звукозаписывающих студий, музыкальных изданий и критиков. Здесь аудитория выбирает любимых исполнителей, исходя из собственного пред-44 ставления о прекрасном, и делает их популярными. Чем больше просмотров, комментариев, подписок, тем чаще видео канала попадает в поисковые выдачи и рекомендуется другим пользователям.

Однако у внимания аудитории есть и обратная сторона: музыкант должен быть готов наряду с восторженными отзывами услышать совершенно нелицеприятную критику, поданную в грубой и неотредактированной форме. Также есть большая вероятность того, что исполнитель начнет потакать вкусам онлайн-публики, делая упор на эффектность, виртуозность, выбирая самые популярные произведения. Другим фактором зависимости являются поисковые алгоритмы YouTube и инструменты монетизации. В целом, инструменты монетизации (получение создателем канала дохода от рекламы в видеороликах) стали еще одним фактором, существенно повысившим качество видеоконтента. Благодаря этому появилась возможность окупать затраты на качественные записи, развивать свой канал.

Также в последние годы в конкурентной борьбе за продвижение каналов имеет значение платная реклама, хотя в мире классической музыки это пока не особенно заметно. С нарушением авторских прав на исполнение видеохостинг также систематически и успешно борется, что дает преимущество всем создателям собственного исполнительского контента.

В последние десять лет мы наблюдаем как на YouTube формируются новые очень востребованные форматы репрезентации классической музыки. Прямые трансляции (стриминг) из концертных залов и оперных театров становятся приметой меняющегося мира. Посмотреть балет в Мариинском театре или посетить концерт симфонического оркестра Берлинской филармонии стало возможно из любой точки мира, где есть интернет. Изначально звучали опасения, что бесплатные прямые трансляции снизят количество аудитории в концертных залах и оперных театрах, однако в реальности наблюдается обратный эффект. Трансляции подогревают интерес к коллективам и концертным залам. Если слушатель видит высококачественное выступление онлайн, он при любой возможности пойдет на живой концерт, ведь его атмосферу никакая запись передать по-прежнему не сможет. Окупить хотя бы частично прямую трансляцию можно не только при помощи монетизации, но также привлекая средства спонсорской поддержки от аудитории (донаты). Для этого используются разнообразные электронные сервисы: Patreon, PayPal, Boosty.to, Donationalerts. Также есть возможность запуска платной трансляции, стоимость

которой за счет большого количества аудитории бывает очень доступной по сравнению с реальным концертом.

Современные театры и концертные организации в борьбе за интерес аудитории создают собственные УоиТиЬе-каналы. Например, канал Мариинского театра — это большой спектр разнообразного высококачественного контента, который освещает разноплановую жизнь коллектива: промо-ролики спектаклей, концертов, фестивалей, интервью с артистами, фрагменты репетиций, отдельные номера из опер, балетов, концертов. Такой подход создает для аудитории поклонников обширное культурное пространство с возможностью высказать свое мнение, поддержать артиста или, напротив, высказать критические замечания. Непосредственная обратная связь с публикой — это еще одно бесценное приобретение современной формы репрезентации классической музыки. В комментариях под видео можно не только прочитать мнение аудитории, но и увидеть живые дискуссии между слушателями, что дополнительно оживляет процесс восприятия, позволяет установить связи между любителями.

YouTube позволяет по-новому взглянуть на такое явление музыкального исполнительства, как дети-вундеркинды. В традиционном сценарии юный виртуоз Елисей Мысин, который в 6 лет стал финалистом телевизионного конкурса «Синяя птица», после громкой победы мог надолго уйти в тень, но YouTube-канал, созданный его родителями, позволяет поддерживать интерес к творчеству пианиста. На канале Елисея более 200 тысяч подписчиков и несмотря на то, что в

комментариях, в основном, высказываются взрослые, его исполнение вдохновляет многих сверстников заниматься музыкой. Надо сказать, что преподаватель очень разумно подходит к выбору репертуара. Произведения, которые исполняет Елисей, органично слушаются в детском исполнении, но при этом представляют достаточные технические и музыкальные трудности: «Детский альбом» Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига, юношеские концерты Моцарта, «Детский уголок» Дебюсси, Багатели Бетховена. На канале можно проследить творческое развитие Елисея с самых первых выступлений, послушать его собственные сочинения, посмотреть, как он проводит досуг. Исполнительское обаяние мальчика и его природная музыкальность очень нравятся слушателям. Отсюда огромное количество восторженных отзывов под каждым видео. И вновь наличие большой онлайн-аудитории привлекает слушателей на публичные выступления артиста. Практически каждый год Елисей играет на больших концертах со звездами, его приглашают в разные города России.

Музыковед, представляющий музыкальное произведение, — эта практика, кажется, почти исчезла из взрослых концертов, оставаясь уделом детских абонементов. При этом потребность в грамотном и профессиональном анализе произведений классического наследия никуда не исчезла. Есть немало слушателей, которым очень интересно узнать историю произведения, понять его драматургию и оценить стилистические тонкости. Музыкальный лекторий Con Spirito, который ведет моло-

дой музыкант и журналист Ляля Кандаурова, полностью отвечает этим потребностям. Команда канала подошла к созданию контента очень профессионально. Одно произведение представлено в двух роликах. Один из них — великолепная запись, выполненная специально для канала профессиональными коллективами и солистами в очень красивой локации. Например, у посетителя канала есть возможность услышать Литургию Иоанна Златоуста С. В. Рахманинова, исполненную Хором мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Или насладиться великолепной игрой Бориса Адрианова (Виолончельная сюита И. С. Баха), записанной в стенах особняка Мяснико-ва. Второй ролик — собственно и есть рассказ Л. Кандауровой о произведении. Он составлен очень грамотно и интересно, но самое ценное в нем — внимание к стилистическим деталям сочинения, каждая из которых в процессе повествования иллюстрируется небольшим отрывком из исполнения. Вставки музыки делают рассказ по-настоящему содержательным и позволяют слушателю обратить внимание на интересные нюансы композиции, проследить общую драматургию. После лекции слушать запись произведения полностью становится вдвойне интересно.

Столь ценный в культурном отношении формат уже оценили более 60 тысяч подписчиков канала Con Spirito. Учитывая, что популярной классики здесь практически нет, это достаточно широкая аудитория.

Музыкальная критика — особый жанр журналистики, который по-новому представляется

в видеоформате. Вадим Журавлев — человек, влюбленный в оперу, профессиональный критик, который всю жизнь писал о ней, участвовал в репертуарной политике Большого театра и Дома музыки, успел разочароваться в традиционных формах журналистики. Работать в журнале или газете — значит, зависеть от политики редакции и зачастую не иметь возможности высказать собственное мнение или заявить о проблемах в индустрии. «Блогерство, — замечает критик, — идеальная журналистика, где нет рамок, редакторов, сроков». Его Ютуб-канал «Сумерки богов» всего за три года смог собрать аудиторию из 45 30 тысяч подписчиков, а общее количество просмотров роликов превысило 5 миллионов. На канале все очень просто: автор зачитывает текст собственной рецензии на спектакль, оперный фестиваль, обзор новых постановок, просветительскую лекцию или интервью с певцом. И, как показывает практика, этого достаточно, чтобы быть интересным. Для многих любителей оперы, наблюдающих современные проблемы вокруг этого жанра, его передачи — настоящая «отдушина». В интервью критик замечает: «На наших глазах все покупается и продается. Покупаются залы, оркестры, пресса, мы видим, как на черное говорят — белое. Молодых девочек, у которых нет даже полноценной программы для сольного концерта, подают в качестве "великих примадонн современности", из каждого утюга играют одни и те же музыканты. Они дают по триста концертов в год, и это не может быть не халтурой. Но об этом никто не пишет» [2]. Слоган канала: «Для всех, кому не-

безразлична судьба музыкального театра» приглашает действительно заинтересованную аудиторию, которая увеличивается с каждым днем.

Таким образом, видеохостинг YouTube представляется перспективной площадкой для репрезентации классической музыки. Производство и продвижение контента здесь имеет несравнимые преимущества по привлечению аудитории, что ведет к развитию исполнительского искусства, музыковедения, музыкальной журналистики. Музыка классико-академической традиции отличается немалым запасом прочности, чтобы, бла-46 годаря современным средствам

коммуникации, звучать и становиться все более интересной для слушателя.

Список источников

1. Мамченкова О. Классическая революционерка: интервью с пианисткой Валентиной Лисицей // Корреспондент. 2013. № 11. 22 марта. URL: https://korrespondent net/showbiz/music/1532794-kor-respondent-klassicheskaya-revoly-ucionerka-intervyu-s-pianist-koj-valentinoj-lisicej-poko-rivshej-mir (дата обращения: 10.09.2021).

2. Елькин С. Вадим Журавлев: «Опера — прекрасное искусство!» // Российско-американский онлайн-журнал «Therek-

lama». 2019. 4 октября. URL: https://thereklama.com/vadim-zhuravlev-opera-prekrasnoye-iskusstvo/ (дата обращения: 10.09.2021).

Информация об авторе

О. А. Василенко — ведущий концертмейстер кафедры медных духовых и ударных инструментов, преподаватель кафедры педагогики и методики музыкального образования

Information about the author

O. A. Vasilenko — leading concert-master of the Department of Brass and Percussion Instruments, teacher of the Department of Pedagogy and Methods of Music Education

Статья поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.