Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ИМИДЖ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Константинова А.Ю.

В статье рассмотрены возможные варианты формирования положительного имиджа произведений академической музыки в сознании молодого поколения посредством виртуальной среды. Внимание сосредоточено на группе молодежи, так как она больше остальных социально-возрастных групп подвержена влиянию социально-культурных инноваций. Современная молодежь обладает так называемым «клиповым мышлением», при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Некоторые сферы, например образование, уже включают в систему обучения новые формы для усвоения материала, учитывающие специфику данного типа мышления; культурная сфера развивается не так быстро и эффективно. Для того чтобы сформировать интерес к музыкальной классике у молодежной группы, необходимо сначала развеять миф, согласно которому классическая музыка скучна и неинтересна, создав новый имидж, максимально эффективно используя возможности виртуального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE IMAGE OF MUSICAL CLASSICS IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

The article considers possible options for the formation of a positive image of strong academic music among the younger generation. In the article, attention is focused on the group of youth, since they choose the influence of socio-cultural innovations more than other social and age groups. The modern population of youth is the so-called clip thinking, which a person perceives in fragments, significant fragments and vivid images. This way of thinking, which manifests itself in a specific form of working with visual content and hypertexts, is probably adaptive to the digital lifestyle. This article uses an approach according to which clip thinking is not something unnatural, but rather a regularity associated with the acceleration of the pace of life and the increased flow of information that you have to deal with on a daily basis. Some frameworks, for example, education, already include in the education system new forms for the restoration of material, taking into account the specifics of this type of thinking, the cultural sphere is not developing so quickly and efficiently. In order to increase interest in classical music among a youth group, it is necessary first to dispel the myth that classical music is considered boring and uninteresting by creating the new image, making the most of the virtual space. To solve this problem, it is enough to turn to the most popular media platforms on the network.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

20. Sedykh A.P., Sedykh N.V. Gastronomicheskaya kommunikatsiya kak dialog kul'tur: russkie i frantsuzy [Gastronomic communication as a dialogue of cultures: Russians and French]. Dialogi bez granits: yazyk, kul'tura, kar'era: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Dialogues without borders: language, culture, career: coll. materials of the international scientific-practical. conf.]. Belgorod, 2017, pp. 116-123. (In Russ.).

21. Elias N. O protsesse tsivilizatsii: sotsiogeneticheskie i psikhogeneticheskie issledovaniya. T. 1. Izmeneniya povedeniya v vysshikh svetskikh krugakh zapada [On the process of civilization: sociogenetic and psychogenetic studie. Vol. 1. Changes in behavior in the highest secular circles of the Wes]. Kul'turologiya [Culturology], 2001, no. 1 (17), pp. 25-77. (In Russ.).

22. Certeau M. de., Giard L. The nourishing arts. Food and culture: A reader. Ed. by C. Counihan and P. Van Esterik. New York, London, Routledge Publ., 2008, pp. 67-77. (In Eng.).

23. Hankiss E. The toothpaste of immortality: Self-construction in the consumer age. Washington D.C., Woodrow Wilson Center Press, Baltimore, The Johns Hopkins University Press, 2006. 426 p. (In Eng.).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-42-46

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Константинова Анна Юрьевна, аспирант 3-го года обучения кафедры культурологии, философии и искусствоведения, преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: anyuta.constantinova2011@ yandex.ru

В статье рассмотрены возможные варианты формирования положительного имиджа произведений академической музыки в сознании молодого поколения посредством виртуальной среды. Внимание сосредоточено на группе молодежи, так как она больше остальных социально-возрастных групп подвержена влиянию социально-культурных инноваций. Современная молодежь обладает так называемым «клиповым мышлением», при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Некоторые сферы, например образование, уже включают в систему обучения новые формы для усвоения материала, учитывающие специфику данного типа мышления; культурная сфера развивается не так быстро и эффективно. Для того чтобы сформировать интерес к музыкальной классике у молодежной группы, необходимо сначала развеять миф, согласно которому классическая музыка скучна и неинтересна, создав новый имидж, максимально эффективно используя возможности виртуального пространства.

Ключевые слова: музыкальная культура, академическая музыка, имидж, виртуальная среда.

FORMING THE IMAGE OF MUSICAL CLASSICS IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Konstantinova Anna Yuryevna, 3d Year Postgraduate of Department of Culturology, Philosophy and Art History, Instructor of Department of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: anyuta.constantinova2011@yandex.ru

The article considers possible options for the formation of a positive image of strong academic music among the younger generation. In the article, attention is focused on the group of youth, since they choose the influence of socio-cultural innovations more than other social and age groups. The modern population of youth is the so-called clip thinking, which a person perceives in fragments, significant fragments and vivid images.

This way of thinking, which manifests itself in a specific form of working with visual content and hypertexts, is probably adaptive to the digital lifestyle. This article uses an approach according to which clip thinking is not something unnatural, but rather a regularity associated with the acceleration of the pace of life and the increased flow of information that you have to deal with on a daily basis. Some frameworks, for example, education, already include in the education system new forms for the restoration of material, taking into account the specifics of this type of thinking, the cultural sphere is not developing so quickly and efficiently. In order to increase interest in classical music among a youth group, it is necessary first to dispel the myth that classical music is considered boring and uninteresting by creating the new image, making the most of the virtual space. To solve this problem, it is enough to turn to the most popular media platforms on the network.

Keywords: musical culture, academic music, image, virtual environment.

В условиях постоянно меняющегося мира изменяются и взаимоотношения человека и средств массовой информации, основной функцией которых является перенос в массовое сознание определенных фрагментов явлений, фактов и точек зрения. «Создавая "вторую реальность", - пишет Н. Б. Кириллова, - средства массовых коммуникаций моделируют наше отношение к миру, предлагают такие эмоциональные и поведенческие образцы, которые в той или иной мере управляют человеком. И таким образом оказывают огромное влияние на формирование "клиповой" формы мышления как в среде молодежи, так и в среде более старшего поколения» [3, с. 120]. Исследователи, принимая во внимание существование «клипового мышления» как явления, оценивают его по-разному: чаще как негативное, ведущее к снижению уровня мышления и познавательных процессов современных людей (прежде всего молодежи), реже - как позитивное, позволяющее более быстро и в новых форматах перерабатывать информацию. В последнем случае оно рассматривается как условие, способствующее успешности в некоторых как «классических», так и новых, деятельностях (испытание новых видов техники, компьютерный дизайн, интернет-журналистика и пр.). Этот способ мышления, проявляющийся в специфической форме работы с визуальным контентом и гипертекстами, вероятно, адаптивен «цифровому образу жизни» [8]. В данной статье использован подход, согласно которому клиповое мышление не является чем-то неестественным, скорее, закономерностью, связанной с ускорением жизненного темпа и возросшим потоком информации, с которым приходится справляться ежедневно.

В системе образования уже происходят изменения: подача информации в формате «субъ-

ект - объект» не приносит результатов, для усвоения материала требуются новые формы. Так, например, А. Р. Бухарбаева и Л. В. Сергеева предлагают использовать для обучения студентов кей-совый подход. Авторы отмечают, что подобный метод находит отклик у обучающихся, в особенности гуманитарных направлений, в частности творческих [1]. Но если в образовательную деятельность уже внедряются новые интерактивные формы представления информации, учитывающие интересы молодого поколения, то внеобра-зовательная сфера развивается не так быстро и эффективно. В статье внимание сосредоточено на группе молодежи, так как она больше остальных социально-возрастных групп подвержена влиянию социально-культурных инноваций. Проблемам досуга современной молодежи посвящены исследования З. С. Нагаевой, Д. С. Мосякина, статья Е. И. Салгановой, Л. И. Беловой, Н. А. Гафнер. О влиянии на нравственное воспитание молодежи посредством музыкального исполнительства пишет Н. Г. Панова. Роли культурно-досуговой деятельности в жизни студенческой молодежи посвящено исследование И. А. Белозеровой, Е. В. Крикун. Многие исследователи изучают территориальный аспект досуговой деятельности. Особенности досуга сельской молодежи обозначены в работе Т. Н. Яковлевой, О. В. Леоновой, Н. С. Мартышенко. Е. Ю. Исаева, И. В. Павлова, А. К. Бондаренкова, напротив, рассматривают специфику проведения молодежью досуга в городской среде. В статьях, как правило, отмечается низкий уровень культуры в молодежной среде, связанный с различными факторами, в том числе с влиянием информационных технологий. Эта связь рассмотрена в негативном свете, но, как и в случае с понятием «клиповое мышление», нельзя со всей уверенностью заявить, что современ-

ные медиатехнологии приносят только вред, как нельзя и отгородиться от естественного развития общества. Следовательно, необходимо найти способы взаимодействовать с молодой аудиторией посредством знакомых им методов, чтобы увлечь теми форматами досуга, которые они игнорируют. Другими словами, для того чтобы заинтересовать молодежь произведениями классической музыки, необходимо сформировать для нее положительный имидж, что эффективнее всего делать в рамках виртуальной среды, так как молодое поколение спешит получить максимально полную информацию за кратчайшее время. Именно поэтому в качестве досуга они предпочитают не вечерние концерты в театре, а просмотр роликов из ^кТок на ходу, во время передвижения. Основные виды их досуга так или иначе связаны с виртуальной реальностью. Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создает условия для взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. Именно доступность - основное преимущество виртуальной среды перед устаревшими для молодого поколения телевидением, газетами и радио, соответственно, его нужно использовать с максимальным охватом. На сегодняшний день уже существует определенная база, на основании которой становится возможным дальнейшее развитие музыкальной культуры в рамках виртуального пространства. Только необходимо иметь в виду, что, идя навстречу стереотипам молодежи, нужно одновременно ломать, трансформировать эти стереотипы, не опускаясь до примитивизации подлинного искусства. А значит, надо искать мостики, пути перехода от клиповости к настоящему восприятию музыки.

Федеральный проект «Цифровая культура» создан с целью «сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех» [7]. На сегодняшний день проект охватывает в основном отрасль музейного дела, разработаны специальные сервисы для цифровой культуры: дополненная реальность, голографические эффекты и так далее. Отдельно необходимо упомянуть виртуальные концертные залы, позволяющие из любой точки страны в любое время суток присоединиться к прямой трансляции или же выбрать концерт по вкусу из представленных подбо-

рок. Высокое качество изображения и звука действительно способствует расширению аудитории, однако проект направлен на тех людей, которые уже имеют потребность в просмотре предметов искусства или прослушивании классической музыки, а этого недостаточно для того, чтобы привлечь основной поток слушателей, особенно если речь идет о молодежи, проживающей в индустриальных областях страны.

Для того чтобы сформировать интерес у молодежной группы, необходимо сначала развеять миф, согласно которому классическая музыка скучна и неинтересна, создав новый имидж. Для решения этой задачи достаточно обратиться к одному из самых популярных видеохостингов в Сети —УоиТиЬе. В рамках своих каналов творческую деятельность освещают как учреждения культуры, так и музыканты-солисты. Например, на канал бразильского пианиста с псевдонимом Vinheteiro подписано 6,85 миллионов человек, а последнее опубликованное видео за 5 месяцев собрало 11 миллионов просмотров [10]. При этом аудитория все время расширяется. Визитной карточкой этого музыканта стало серьезное выражение лица, в то время как сам он выполняет какое-либо забавное действие. Тесная связь классической музыки и юмора делают его видеоролики настолько интересными, что просмотром одного или двух вряд ли можно ограничиться.

Преподносить классическую музыку с юмором умеют и российские музыканты. Создатель канала Александр Островский доход-

чиво и остроумно преподносит зрителю информацию о том, что происходит за кулисами, какие стереотипы о музыкантах - правда, а какие - нет. На канале 133 тысячи подписчиков, среди плейли-стов на разные тематики самым востребованным является шоу «Сыграй, если сможешь», в рамках которого музыканты соревнуются между собой, а также музыкальные скетчи и многое другое [9]. Легкая подача, дружественная атмосфера, неформальное общение музыкантов и слушателей создают доброжелательную обстановку. А. Островский в одном из своих интервью рассказывает, что временами получает письма от благодарных родителей, чьи дети снова взялись за инструмент после знакомства с каналом. Подготовка слушателя к восприятию классической музыки занимает много времени и сил. Однако нестандартные фор-

мы подачи музыкального материала способствуют развитию интереса к академической музыке.

Еще одним интересным примером можно назвать видеоролик, размещенный на официальном канале Омской филармонии. В 2020 году на канале появилась кавер-версия «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» на песню из популярного сериала «Ведьмак». В Интернете видео произвело настоящий фурор, на сегодняшний день оно набрало более 3 миллионов просмотров, а артистов в итоге пригласили выступить на телевидении [5]. Другим образцом преображения классической музыки является соединение Концерта № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор П. И. Чайковского и хита «We will rock you» группы «Queen», ставшего своеобразным гимном российских спортсменов. Композицию исполнил пианист Денис Мацуев, оркестром дирижировал Юрий Башмет [4]. Такие версии зачастую западают в душу слушателям, формируя таким образом желание еще раз посетить филармонию, чтобы познакомиться с другими образцами классической музыки.

Необычным способом прикоснуться к музыкальному искусству стал проект «Музей музыкальных инструментов» [6], который подготовила выпускница кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры В. Адашкевич (научный руководитель Е. Ф. Сергеева, кандидат исторических наук, доцент). Экспозиция состоит из нескольких комнат, в которых расположены различные музыкальные инструменты. У посетителя есть возможность осмотреться вокруг, «погулять» по помещению, как следует рассмотреть представляемые экспонаты. Такая форма также может поспособствовать развитию интереса молодого поколения к отрасли музыкального искусства.

Проблема формирования музыкальной культуры молодежи особенно ярко проявляется в современных городах, где на досуговую деятельность молодежи оказывают влияние специфические региональные условия развития политики, экономики, образования и культуры. В первую очередь это выражено в провинциальных городах, расположенных в отдаленных районах страны. В статье «Особенности социокультурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона» авторами подробно рассмотрены социально-культурные потребности учащейся молодежи Кузбасса. Результаты исследования показали, что желание посетить какое-либо культурное мероприятие у учащейся молодежи региона возникает при наличии достаточного количества свободного времени, а также от степени развития инфраструктуры культуры и искусства на территории, от количества учреждений культуры, их широкой специализации и охвата всех слоев населения [2].

Таким образом, привлечение юной аудитории к академическому музыкальному искусству должно быть организовано с учетом ее интересов. Учреждениям культуры необходимо активнее вести свою деятельность в социальных сетях, делая акцент на новых форматах, интересных для молодежи. Формировать потребность в классической музыке необходимо постепенно; начальным этапом привлечения может стать канал музыкального блоггера на YouTube, исполнение известной песни хором или симфоническим оркестром, музей музыки, концерты, включающие популярные композиции из фильмов или компьютерных игр. Виртуальное пространство предоставляет множество возможностей для апробирования новых концепций, привлекающих внимание молодого поколения.

Литература

1. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2020. - Т. 25, № 4. - С. 787-796.

2. Гольская А. О., Костюк Н. В., Тельманова А. С. Особенности социокультурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 58. - С. 211-219.

3. Кириллова Н. Б. Масс-среда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005. - 400 с.

4. Мацуев и Башмет объединили Первый концерт Чайковского и хит «Queen» в честь олимпийцев [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/wateh?v=QaWPQ1er6x0.

5. Омский хор: «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube. com/watch?v=_qso8zgO 1Bo.

6. Проект музея музыкальных инструментов [Электронный ресурс]. - URL: https://kuula.co/post/7KTTs/ collection/7lK41.

7. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture.

8. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. - URL: www.topos.ru/ article/7371.

9. Stradivaly [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/c/Stradivaly/featured.

10. Vinheteiro [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/c/BrasilianMusician/featured.

References

1. Bukharbaeva A.R., Sergeeva L.V. Klipovoe myshlenie pokolenia Z: metody razvitiya tvorcheskogo potentsiala studentov [Clip thinking of generation Z: methods for developing the creative potential of students]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Literary criticism. Journalism], 2020, vol. 25, no. 4, pp. 787-796. (In Russ.).

2. Golskaya A.O., Kostyuk N.V., Telmanova A.S. Osobennosti sotsiokul'turnykh potrebnostey studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy ugledobyvayushchego regiona [Features of the socio-cultural needs of students of higher educational institutions of the coal mining region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2022, no. 58, pp. 211-219. (In Russ.).

3. Kirillova N.B. Mass-sreda rossiyskoy modernizatsii [Mass environment of Russian modernization]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2005. 400 p. (In Russ.).

4. Matsuev i Bashmet ob"edinili Pervyy kontsert Chaykovskogo i khit Queen v chest' olimpiytsev [Matsuev and Bashmet combined Tchaikovsky's First Concerto and Queen's hit in honor of the Olympian]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watsh?v=QaWPQ1er6x0.

5. Omskiy khor: "Ved'maku zaplatite chekannoy monetoy" [Omsk choir: "Pay the Witcher with a minted coin"]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watsh?v=_qso8zgO1Bo.

6. Proekt muzeya muzykal'nogo iskusstva v Kuzbasse [The project of the museum of musical art in Kuzbass]. (In Russ.). Available at: https://kuula.co/post/7KTTs/collection/7lK41.

7. Federal'nyy proekt "Tsifrovaya kul'tura" [Federal project "Digital culture"]. (In Russ.). Available at: https:// culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture.

8. Frumkin K.G. Klipovoe myshlenie i sud'ba lineynogo teksta [Clip thinking and the fate of a linear text]. (In Russ.). Available at: www.topos.ru/article/7371.

9. Stradivaly. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/c/Stradivaly/featured.

10. Vinheteiro. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/c/BrasilianMusician/featured.

УДК 392: 303.02

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-46-55

СЕЗОННЫЕ ОБРЯДЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИТОМЬЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кимеева Татьяна Ивановна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tat-kimeeva@mail.ru

Абрамова Полина Валерьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: polina-glushkova@mail.ru

В статье анализируется одна из значимых проблем современности - возможности использования научной методологии при исследовании объектов культуры. В качестве объекта в настоящей статье определяется традиционная сезонная обрядность. Обращение к методологии ее изучения от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.