Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-эстетическая культура / музицирование / культурно-досуговая деятельность / музей / молодежь / musical-esthetic culture / music making / culture-leisure activity / museum / youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Р. Камалова

В молодости происходит формирование досугового капитала (навыки, вкусы, интересы), который служит фундаментом для выбора видов досуга в течение всей жизни. Учитывая, что музыка присутствует во всех сферах жизни человека и обладает важными функциями (гедонистическая, рекреационная, воспитательная, образовательная и т. д.), в работе с молодежью необходимо сохранить актуальность элитарной классической музыки, так как в настоящее время существует проблема различения продуктов высокой музыкальной культуры от массовой. Одним из путей решения этой проблемы мы считаем вовлечение молодежи в музыкально-эстетическую деятельность, которая наилучшим способом реализуется в досуговое время в музейном пространстве. Таким образом, целью работы является выявление эффективных решений в работе с молодой аудиторией для привлечения их в мир высокого (элитарного) искусства. Вовлечение в мир активных творческих практик, основанных на образцах высокого искусства, обусловлено формированием современного культурного молодого человека, для которого вне зависимости от выбранной профессии наличие творческих (креативных) способностей – это некий «бонус» для реализации дальнейшей трудовой деятельности, подразумевающий генерацию новых идей, инновационных подходов в решении задач, сотрудничество. В результате проектной практики – технологии, которая благодаря своим характеристикам (интегративность, поэтапность) способствует реализации творческих способностей личности в музейном пространстве, – реализуется проект, особенностью которого является сотрудничество и сотворчество между студентами-немузыкантами и молодыми музыкантами-исполнителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MUSICAL-ESTHETIC ACTIVITY IN DEVELOPING THE CULTURE OF LEISURE AMONG THE YOUTH

During the young age, the leisure capital (skills, tastes, interests) is formed, which serves as a foundation for choosing leisure activities throughout life. Given that music is present in all spheres of human life and has important functions (hedonistic, recreational, educational, etc.), it is necessary to maintain the relevance of elite classical music while working with young people, since currently there is a problem of distinguishing products of high musical culture from those of mass culture. One of the ways to solve this problem is to involve young people in musical and aesthetic activities, which are best implemented during leisure time in a museum space. Thus, the work objective is to find effective solutions to involve young people into the world of high (elite) art. Involvement into the world of active creative practices based on the samples of high art is due to the formation of a modern cultural young person who, regardless of the chosen profession, possesses creative abilities as a bonus for further implementation of labor activity, implying generation of new ideas, innovative approaches, and cooperation. As a result of the project practice – the technology that, due to its characteristics (integrative, step-by-step nature), contributes to the realization of creative abilities of a personality in the museum space, – a project is implemented, the feature of which is cooperation and co-creation between students non-musicians and young performing musicians.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ»

УДК 379.8+ 78.073

Kamalova G.R., teacher, Department of Musical Art, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: gulnurrk88@mail.ru

ROLE OF MUSICAL-ESTHETIC ACTIVITY IN DEVELOPING THE CULTURE OF LEISURE AMONG THE YOUTH. During the young age, the leisure capital (skills, tastes, interests) is formed, which serves as a foundation for choosing leisure activities throughout life. Given that music is present in all spheres of human life and has important functions (hedonistic, recreational, educational, etc.), it is necessary to maintain the relevance of elite classical music while working with young people, since currently there is a problem of distinguishing products of high musical culture from those of mass culture. One of the ways to solve this problem is to involve young people in musical and aesthetic activities, which are best implemented during leisure time in a museum space. Thus, the work objective is to find effective solutions to involve young people into the world of high (elite) art. Involvement into the world of active creative practices based on the samples of high art is due to the formation of a modern cultural young person who, regardless of the chosen profession, possesses creative abilities as a bonus for further implementation of labor activity, implying generation of new ideas, innovative approaches, and cooperation. As a result of the project practice - the technology that, due to its characteristics (integrative, step-by-step nature), contributes to the realization of creative abilities of a personality in the museum space, - a project is implemented, the feature of which is cooperation and co-creation between students non-musicians and young performing musicians.

Key words: musical-esthetic culture, music making, culture-leisure activity, museum, youth.

Г.Р. Камалоеа, преп., Казанский государственный институт культуры, г. Казань, E-mail: gulnurrk88@mail.ru

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

В молодости происходит формирование досугового капитала (навыки, вкусы, интересы), который служит фундаментом для выбора видов досуга в течение всей жизни. Учитывая, что музыка присутствует во всех сферах жизни человека и обладает важными функциями (гедонистическая, рекреационная, воспитательная, образовательная и т. д.), в работе с молодежью необходимо сохранить актуальность элитарной классической музыки, так как в настоящее время существует проблема различения продуктов высокой музыкальной культуры от массовой. Одним из путей решения этой проблемы мы считаем вовлечение молодежи в музыкально-эстетическую деятельность, которая наилучшим способом реализуется в досуговое время в музейном пространстве. Таким образом, целью работы является выявление эффективных решений в работе с молодой аудиторией для привлечения их в мир высокого (элитарного) искусства. Вовлечение в мир активных творческих практик, основанных на образцах высокого искусства, обусловлено формированием современного культурного молодого человека, для которого вне зависимости от выбранной профессии наличие творческих (креативных) способностей - это некий «бонус» для реализации дальнейшей трудовой деятельности, подразумевающий генерацию новых идей, инновационных подходов в решении задач, сотрудничество. В результате проектной практики - технологии, которая благодаря своим характеристикам (интегративность, поэтапность) способствует реализации творческих способностей личности в музейном пространстве, - реализуется проект, особенностью которого является сотрудничество и сотворчество между студентами-немузыкантами и молодыми музыкантами-исполнителями.

Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура, музицирование, культурно-досуговая деятельность, музей, молодежь.

Творческий процесс в любой сфере способствует духовному росту самореализации, саморазвитию личности. Высокая ценность организации работы по вовлечению граждан в активные творческие практики подтверждается нормативно-правовыми актами. Так, в России Национальный проект «Культура» [1] предусматривает участие как можно большего количества людей в творческой деятельности. Государство ставит задачу достичь непрерывности образования и самосовершенствование личности в течение всей жизни - это одна из задач Национального проекта «Образование» [2]. В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы - от образования на всю жизнь к образованию в течение жизни. Также одним из ярких нововведений последних десятилетий является компетентностный подход. По мнению Марко Рикманна, преимущество компетентностной учебной программы в образовании заключается в том, что учащиеся могут развивать не только предметные, но и общие компетенции, позволяющие им в будущем справляться с важнейшими задачами в частной и профессиональной сферах. Например, в России в рамках компетентностного подхода стратегической целью вуза является реализация процесса формирования общекультурных, общепрофессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности («способность применять знания, умения, личные качества для успешной деятельности» [3]). Не исключая высокого потенциала образовательного и воспитательного пространства вуза, мы считаем, что для реализации данных компетенций большими возможностями обладает сфера досуга. Таким образом, в нашей работе с помощью решения задач: рассмотрения текущего состояния музыкально-эстетического развития молодой аудитории, определения их музыкально-эстетических интересов и потребностей, а также выяснения причин низкой потребности в классическом музыкальном искусстве среди молодежи, доказывается выбор досугового времени для музыкально-эстетического развития и определяются наиболее эффективные куль-турно-досуговые технологии, актуальные для музыкально-эстетического развития молодежи, реализуемые в практической деятельности, - культур-но-досуговый проект, направленный на привлечение молодежи в мир высокого (элитарного) искусства.

Культурно-досуговый проект осуществляется на музейных площадках г Казани; его цель - организация и вовлечение в музыкально-эстетическую деятельность подрастающего поколения и, соответственно, повышение общей культуры личности. Необходимо отметить, что данный проект изначально был адресован детской и подростковой публике с целью развития их музыкально-эстетической культуры, но далее, в связи с интересом со стороны аудитории 18+, в проекте стабильно участвует молодежная группа (студенты специальности «Химическая технология», в составе 47 человек), которые, согласно первично проведенному опросу, ранее не имели опыта творческих практик (музицирования на фортепиано). Работа с данной группой осуществлялась с помощью сотрудни-

чества студентов-музыкантов Казанского государственного института культуры (12 человек), для которых данный проект стал дополнительной возможностью осуществления музыкально-просветительской, педагогической практики, необходимой для гармонично развитого современного выпускника творческого вуза. В музейном проекте автором (ГР. Камаловой) был сделан акцент на выработке у молодых музыкантов умения коммуницировать с аудиторией не-музыкантов. Компонентами этого умения являются следующие: умение получать обратную связь с целью понимания потребностей, запросов публики, в соответствии с чем выстраивать дальнейшую творческую работу с ними; умение реализовывать музыкально-теоретические знания (элементарное обучение публики музыкальной грамоте - знакомство с нотами, с фортепианной клавиатурой, совместное исполнение простых мелодий); владение культурой речи (обработка подобранного материала, «обкатка» на репетициях для своих сверстников-музыкантов, учет их пожеланий, замечаний).

В процессе работы использовались методы: анализ правовой, научной, практической литературы в области искусства и культуры, способствующий определению необходимости организации деятельности по музыкально-эстетическому развитию современной молодежи; интервью-беседа для выявления интересов и потребностей в области музыкального искусства, а также потребности в занятиях творческими практиками; анкетирование с целью сбора информации от студентов 4-го курса вуза по специальности «Химическая технология» (47 человек).

При решении проблем текущего состояния музыкально-эстетического развития молодой аудитории необходимо отметить, что в настоящее время в области музыкального искусства появилась трудность в определении продуктов массовой и элитарной музыкальной культуры. Данная проблема в первую очередь вызвана техническим прогрессом (развитием теле-, видео-, аудиосредств), а также желанием удовлетворить потребности современного потребителя. При рассмотрении взаимодействия элитарной и массовой культуры для нашей работы интересна позиция российского исследователя В.А. Подорога [4]. Он выделяет три пласта массовой культуры: культуру труда (все, что определяется сохранением человеческих усилий во времени и пространстве); культуру памяти (эту культуру можно охарактеризовать как «высокую»); культуру досуга (с точки зрения автора, основные пласты представлены развлекательной, массовой культурой). Ученый отмечает, что современная массовая культура или культура развлечений постепенно подчиняет себе высокую культуру. Продукты высокой культуры вынуждены приспосабливаться к пожеланиям масс. По мнению В.А. Подорога, то, что мы называем массовой культурой, - это не культура, а среда, в которой одни культуры живут, другие трансформируются, а третьи начинают быстро развиваться. При этом мировая культура в ближайшем будущем, по мнению автора, станет глобальным медиа [4]. Таким образом, мы считаем, что процесс вовлечения молодежи в мир высокого искусства должен основываться на

современных, доступных механизмах в области культуры и искусства и стать неотъемлемой частью жизни молодого культурного человека, которую наилучшим образом возможно реализовать в досуговое время. На теоретическом уровне к общепринятому определению человека культурного как человека просвещенного, образованного, имеющего определенные особенности, которые отличают его от других, такие как грамотная речь, хорошие манеры, эстетический вкус, мы считаем необходимым добавить вовлеченность в активный творческий процесс и, соответственно, способность получать удовольствие от общения с образцами высокого искусства (в частности, музыкального).

Изучив большое количество определений, мы определяем досуг как составную часть свободного времени, предоставляющую возможности для удовлетворения жизненных ценностей и потребностей. В работе с молодежью необходимо учитывать такие виды досуга, как структурированный и неструктурированный. Все молодые люди до некоторой степени вовлечены в неструктурированный досуг (например, просмотр телевизора, интернет-сайтов, общение со сверстниками и др.). Если на мероприятии присутствует высокая доля девиантных сверстников и лиц, влияющих на участников, то неструктурированные досуговые занятия могут стать идеальной ситуацией для инициирования, поддержания и укоренения антисоциального поведения [5]. Структурированный досуг (в отличие от неструктурированного) характеризуется устойчивыми занятиями личности, которые увлекают участника деятельности и направлены на самосовершенствование, духовный рост, поднятие самооценки, реализацию чувства достижения и, как результат деятельности, совершенство исполнения [6]. Для нас важным условием в процессе организации структурированного досуга является связь с компетентными взрослыми и сверстниками, благодаря которой реализуется формирование интересов, совершенствование существующих навыков и создание возможностей в рамках социальной системы, где молодой человек чувствует себя компетентным и принятым [5].

Для определения музыкально-эстетических интересов и потребностей, а также выяснения причин низкой потребности в классическом музыкальном искусстве среди молодежи необходимо обосновать важность вовлечения молодых людей в процесс творчества.

Выбор творческих практик на основе музыкально-эстетического искусства обусловлен уникальными свойствами музыки: музыкальные практики на инструменте оказывают влияние на интеллект. Специалисты в области музыкальной психологии, изучающие вопросы влияния музыкального искусства на личность, считают, что музыке следует придавать такое же значение, как и изучению иностранных языков. Она способствует повышению самооценки, укреплению уверенности в себе [7]. Опираясь на опыт работы с разными категориями людей, мы считаем, что регулярные музыкальные практики, результатом которых является публичное выступление, прививают чувство самоуважения и уверенности в себе. В случае занятий активными музыкальными практиками в более старшем возрасте (например, молодежь и далее), по мнению специалистов, музыка помогает мозгу организовывать информацию и обеспечивать самовыражение [8]. Соответственно, в организации музыкально-эстетической деятельности одной из приоритетных задач является создание системы структурированных занятий, которые увлекали бы аудиторию (учитывали их интересы и потребности) и были направлены на получение музыкально-эстетического опыта на основе образцов элитарной (высокой) музыкальной культуры. Для определения содержания проекта мы с помощью метода «интервью-беседа» выявили основные причины того, что отталкивает молодую публику от изучения классической музыки: длительность музыкального произведения. В связи с быстрым темпом жизни молодому человеку очень трудно сконцентрировать свое внимание на большом музыкальном произведении (например, четырехчастной сонате, симфонии). Для них наиболее приемлема концентрация в районе трех минут, которая идеально подходит для современной поп-мелодии; ритм и участие ударных инструментов. Для молодых людей, которые весьма подвижны, мобильны и любят танцевать, классическая музыка достаточно скучна, так как в ней нет непрерывного ритма, подчеркнутого ударными инструментами: «...очень важно, чтобы музыка была ритмична, я даже стараюсь ходить в ее темпе, это поднимает мне настроение, дает заряд перед учебой, так как я постоянно слушаю музыку в наушниках» (мнение респондента - участника проекта); отсутствие зрительского участия. Одно из главных отличий эстрадного концерта от классического - это зрительское участие. В классическом концерте людям не разрешается подпевать или постукивать ногой в такт музыке, аплодисменты после блестяще выполненного пассажа музыканта вызовут у большинства сидящей аудитории неодобрительный взгляд; отсутствие практики игры на инструменте. В школах практически отсутствуют музыкальные программы, предполагающие активное музицирование. Однако молодые люди отмечают, что для посещения любого классического концерта требуется предварительная подготовка, так как, чтобы наслаждаться музыкой, необходимо понимать структуру, содержание данного вида искусства.

Рассмотрев причины отсутствия интереса к классическому музыкальному искусству, при организации музыкально-эстетической деятельности в работе мы сделали акцент на мотивировании к активным творческим практикам (музицирование), используя следующие принципы: Пошаговое введение аудитории в мир музыкально-эстетической деятельности. В данном принципе мы опираемся на собственный опыт (ПР Камалова - автор проекта, реализующий свою практическую деятельность в начальном, среднем и высшем звене музыкального

образования г Казани, а также в досуговом музицировании для людей, не имеющих ранее опыта музыкальных практик), рекомендующий пошагово, постепенно с помощью всевозможных досуговых программ (в российской системе государственных культурно-досуговых учреждений, «Домов творчества», частных музыкальных школ и др.) вернуться к творческому процессу согласно убеждению, что творческие способности есть у каждого, и творчество подобно мышце, которую можно укрепить упражнениями, практикой и тренировками. Создание творческой атмосферы, предполагающее свободное от стресса пространство, так как творчество происходит тогда, когда человек расслаблен (т. е. не пребывает в состоянии стресса). Чтобы стимулировать творчество, необходимо воображение, фантазия, требующие активной работы подсознательного ума в свободной от стресса среде. Сотворчество ровесников - одним из ярких признаков молодежной субкультуры является референтность ровесников. Соответственно, опыт группы сверстников будет более предпочтительным и может выступать в качестве нормативного образца [9]. В рамках данной работы мы рассмотрели общекультурные компетенции высшего образования по специальностям 53.05.01 Искусство концертного исполнительства [10], а также 18.03.01 Химическая технология [11] (студенты данного направления являлись респондентами-участниками музейного проекта), которые наилучшим образом реализуются в среде досуга с помощью культурно-досуговой деятельности. Так, одной из общих компетенций является «способность к самоорганизации и самообразованию» (для группы музыкантов эта компетенция выразилась в подготовке к музыкально-эстетической деятельности, реализуемой вне образовательного плана, для студентов-химиков - в добровольном систематическом посещении музейного проекта и выполнении творческих заданий), а также «способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм», проявления уважения «к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре» (для музыкантов - это расширение музыкального репертуара, для студентов-химиков - знакомство с мировой музыкально-эстетической культурой). В реализации совместной работы активное участие принимали студенты-музыканты Казанского государственного института культуры, которые не только знакомили публику с произведениями разных направлений элитарной музыкальной культуры (классика, джаз, народные композиции), но и активно контактировали с публикой (задавали и отвечали на вопросы, касающиеся музыкальных интересов, потребностей; рассказывали о своем творческом пути; знакомили с инструментами; совместно с ведущим (ПР. Камаловой) осуществляли краткие мастер-классы игры на инструменте и т. д.).

Учитывая интересы, потребности молодой аудитории, сложившиеся трудности в области массовой и элитарной музыкальной культуры, в каждом мероприятии проекта использовались технологии культурно-досуговой деятельности: образовательные (знания и навыки в области музыкального, художественного, литературного искусства), коммуникативные (общение со сверстниками-музыкантами, с художниками, сотрудниками музея), рекреационные технологии (приемы импрессивного и экспрессивного метода музыкотерапии: «творческая медитация», подразумевающая прослушивание в середине мероприятия музыкальных произведений, направленных на снятие напряжения, усталости, а также на проявление творчества в виде зарисовок образов, впечатлений, вызванных музыкальным произведением (например, П.И. Чайковский «Времена года», прелюдии К. Дебюсси, сюита Э. Прига «Пер Пюнт», Бах-Пуно «Ave Maria», Ф. Шуберт «Ave Maria» и т.д.)).

Для постепенного ввода личности в мир искусства использовались следующие этапы.

Этап-импульс. Цель: вызвать положительную эстетическую реакцию публики, вовлечь в мир музыкального, художественного искусства, с помощью музейной среды и ведущего метода проекта - синтеза искусств. Мы опирались на позицию корейских специалистов в области искусства, считающих, что культур-но-досуговые учреждения (например, музеи, художественные галереи) должны стать центрами притяжения художественного образования, а включение образовательных программ способствует популяризации и углублению понимания искусства. Специалисты поясняют, что в данном контексте под образованием взрослых они подразумевают мотивирование, т. е. пробуждение желания к занятиям, наслаждению искусством [12]. Для создания благоприятной творческой атмосферы в работе мы часто использовали формат «концерт-презентация». Данная форма культурно-досуговой деятельности способствует более тесному знакомству зрителей с искусством, тем самым мы стремимся вызвать импульсы (эстетическую реакцию), осознание необходимости в посещении наших мероприятий, а впоследствии - мотивацию к творческим практикам.

Этап творческой адаптации. Целью является вхождение в мир музыкально-эстетических ценностей с помощью вовлечения аудитории в элементарные творческие практики (музицирование). Для реализации данного этапа в контексте мероприятий проекта мы провели опрос студентов-химиков (47 человек). В результате на вопрос: «Хотели бы Вы научиться играть на музыкальном инструменте?» 60,6% ответили «да», 39,4% - «нет». Далее у молодых людей, ответивших «да», мы уточнили: «Если да, то с какой целью?». На этот вопрос 47,6% респондентов ответили «для получения дополнительного навыка, в целях саморазвития, самообразования», 43% - «для того, чтобы научиться играть любимые популярные мелодии», 10,3% - «для музицирования на фортепиано как средства расслабления, восстановления эмоционального состояния». Для реализации

данного этапа в контексте мероприятий музейного проекта были введены теоретически-практические практики, способствующие получению базовых знаний и умений игры на фортепиано, а именно мобильные приложения, позволяющие обучить базовым умениям, навыкам игры на фортепиано, с последующим закреплением в виде домашнего задания и проверкой студентами-музыкантами.

В результате применения принципов и этапов работы с молодежью все участники-респонденты (47 человек) научились исполнять в мобильном приложении «piano keyboard» элементарные мелодии: «С днем рождения тебя», «В лесу родилась елочка», «Гимн России» и т.д. Благодаря доступности технической связи участники проекта могли обратиться за консультацией, выслать варианты работы и получить комментарии и рекомендации автора проекта (ГР Камаловой) и студентов-музыкантов. Также в результате музейного проекта образовалась группа участников, проявивших интерес к занятиям музыкальной деятельностью (музицирование на фортепиано), в составе 7 человек. Соответственно, опираясь на молодежные интересы и предпочтения в музицировании, подбирался музыкальный репертуар, формы проведения занятий, например, ансамблевая форма, которая стала очень востребованной. Индивидуальная форма занятий получила популярность в работе с людьми, которым интересно было музицирование для оздоровления (снятия усталости, напряжения). Мнение респондента из группы: «Для меня каждый поход в музей на занятие - это своего рода отдушина. Я полностью погружаюсь в творчество. Я очень люблю народные мелодии и всегда хотела научиться их исполнять. Вместе с педагогом каждую мелодию мы не только играем, но и пропеваем, что доставляет огромное удовольствие, что ты можешь петь и играть одновременно».

В заключение работы резюмируем: проведенный анализ нормативно-правовых документов, научной, практической литературы в области культуры и искусства подтвердил необходимость организации музыкально-эстетической деятельности для вовлечения современной молодежи в мир высокого искусства, основываясь на принципах доступности (каждый желающий может посетить мероприятия проекта, вне зависимости от степени музыкальной образован-

Библиографический список

ности), преемственности (с учетом возрастных особенностей использование форм, методов, средств, способствующих постепенному вхождению личности в мир искусства), открытости (использование разнообразных форм коммуникации с молодежью с помощью сотрудничества и сотворчества ровесников-музыкантов), системности (структурированность мероприятий культурно-досугового проекта способствует выстраиванию долгосрочных отношений между молодежью и культурно-досуговым учреждением, развитию культуры досуга и вовлечению в процесс творческих практик (любительское музицирование на фортепиано), необходимых современному культурному человеку). Анализ мнений молодежи выявил причины низкого спроса на классическую музыку, что определило место организации работы (музейное пространство, специфика которого - погружение в мир искусства) и формат деятельности - создание проекта на основе разнообразных технологий культурно-досуговой деятельности (воспитательная, рекреационная, образовательная, культуротворческая и т. д.) и современных технических средств (мобильные приложения). Анализ успешных практик в области арт-менеджмента способствовал подбору наиболее эффективных форм культурно-досуговой деятельности для проведения мероприятий («концерт-беседа», «концерт-презентация») и выстраиванию этапов проекта (прохождение личности через этап-импульс, этап творческой адаптации). Таким образом, примененная проектная практика - организация культурно-досугового проекта в музейном пространстве - является эффективной практической деятельностью, способствующей вовлечению молодежи в мир высокого искусства и развитию культуры досуга. Эффективность проекта подтверждается результатами: все его участники получили базовые знания, умения, навыки в области музыкального искусства, способствующие реализовывать творческие практики (музицирование на фортепиано) в досуговое время; посещение музейных площадок г. Казани в рамках проекта способствовало погружению участников в мир национального искусства, а также в результате беседы с сотрудниками музеев многие участники проекта стали регулярно участвовать в других мероприятиях данных культур-но-досуговых площадок.

1. Национальный проект «Культура» 2019-2024. Available at: https://www.mkrf.ru

2. Национальный проект «Образование» 2019-2024. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

3. Rieckmann M., Hericks N. Competence-based Education and its Contributions to Quality Enhancement in Higher Education. International Consortium for Educational Development (ICED) and HELTASA Joint Conference. Cape Town, South Africa, 2016. Available at: https://www.researchgate.net/publication/310753942_Competence-based_Education_and_ its_Contributions_to_Quality_Enhancement_in_Higher_Education

4. Kuznetsova E.V., Goryacheva O.N., Patenko G.R. Phenomenon of Mass Culture: Problems and Controversies. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015; Vol 6, № 4 S2. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281498763_Phenomenon_of_Mass_Culture_Problems_and_Controversies

5. Joseph L. Mahoney, Haêkan Stattin. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of Adolescence. 2000; № 23 (2):113 - 27. Available at: https://www.researchgate.net/publication/12487270_Leisure_activities_and_adolescent_antisocial_behavior_The_role_of_structure_and_social_context

6. Лашук И.В., Котляров И.В. Поведенческие стратегии потребителей культурной продукции: ценности, интересы, типология. Минск: Белоруская навука, 2017.

7. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2016.

8. Уильямсон В. Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. Москва: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016.

9. Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю. Социология культуры: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства. Available at: http://fgosvo.ru/news/7/2023

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология. Available at: http:// fgosvo.ru/news/6/2000

12. Ли Се Унг. Арт-менеджментXXI века. Москва: Политическая энциклопедия, 2018.

References

1. Nacional'nyjproekt «Kul'tura» 2019-2024. Available at: https://www.mkrf.ru

2. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» 2019-2024. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

3. Rieckmann M., Hericks N. Competence-based Education and its Contributions to Quality Enhancement in Higher Education. International Consortium for Educational Development (ICED) and HELTASA Joint Conference. Cape Town, South Africa, 2016. Available at: https://www.researchgate.net/publication/310753942_Competence-based_Education_and_ its_Contributions_to_Quality_Enhancement_in_Higher_Education

4. Kuznetsova E.V., Goryacheva O.N., Patenko G.R. Phenomenon of Mass Culture: Problems and Controversies. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015; Vol 6, № 4 S2. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281498763_Phenomenon_of_Mass_Culture_Problems_and_Controversies

5. Joseph L. Mahoney, Haêkan Stattin. Leisure activities and adolescent antisocial behavior: The role of structure and social context. Journal of Adolescence. 2000; № 23 (2):113- 27. Available at: https://www.researchgate.net/publication/12487270_Leisure_activities_and_adolescent_antisocial_behavior_The_role_of_structure_and_social_context

6. Lashuk I.V., Kotlyarov I.V. Povedencheskie strategiipotrebitelejkul'turnojprodukcii: cennosti, interesy, tipologiya. Minsk: Beloruskaya navuka, 2017.

7. Toropova A.V. Muzykal'naya psihologiya i psihologiya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2016.

8. Uil'yamson V. My - 'eto muzyka. Kak muzyka vliyaet na nash mozg, zdorov'e i zhizn' v celom. Moskva: OOO «Mann, Ivanov i Ferber», 2016.

9. Narhova E.N., Narhov D.Yu. Sociologiya kultury: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2019.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 53.05.01 Iskusstvo koncertnogo ispolnitel'stva. Available at: http://fgosvo.ru/ news/7/2023

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 18.03.01 Himicheskaya tehnologiya. Available at: http://fgosvo.ru/ news/6/2000

12. Li Se Ung. Art-menedzhmentXXI veka. Moskva: Politicheskaya 'enciklopediya, 2018.

Статья поступила в редакцию 29.04.22

УДК 373.1, 371.64

Kashirgov A.Kh., teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasian Institute for Advanced Training of Employees

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: ipknir@gmail.com

APPLICATION OF PERSON-ORIENTED STRATEGIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS TO IMPROVE THE CULTURE OF PROFESSIONAL THINKING. The article actualizes a problem of improving the culture of professional thinking of police officers using the resources of additional professional education. The goal is to substantiate the possibility of using personality-oriented strategies for advanced training to improve the quality under study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.