Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА'

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИФОНИЧНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ухина Татьяна Викторовна, Межевникова Ольга Петровна

Цель исследования - раскрытие особенностей работы сознания под влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые формируют виртуальное мышление. Человек с помощью компьютерных технологий создает новый уровень бытия, претендующий на реальность, который влияет на процесс получения, переработки, сохранения и передачи информации, что приводит к изменению сознания. В статье описан процесс трансформации сознания в виртуальной реальности под влиянием таких характерных черт сетевого мышления, как символизм, гипертекстуальность, распределенность, полифоничность и другие. Авторы попытались представить работу мышления в контексте виртуализации современного общества, которая проявляется в экономике, культуре, образовании и различных социальных взаимодействиях. Особенность статьи заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса виртуализации сознания, так как изучение процесса изменения сознания требует подключения философии, психологии, социологии и других смежных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF KNOWLEDGE AND TRANSFORMATION OF CONSCIOUSNESS IN THE ERA OF THE INTERNET

The purpose of the research is to reveal the features of consciousness work under the influence of information and communication technologies, which form virtual thinking. Man with the help of computer technology creates a new level of being, claiming reality, which affects the process of receiving, processing, saving and transmitting information, which leads to a change in consciousness. The article describes the process of transformation of consciousness in virtual reality under the influence of such characteristic features of network thinking as symbolism, hypertextuality, distribution, polyphony and others. The authors have tried to present the work of thinking in the context of virtualization of modern society, which is manifested in the economy, culture, education and various social interactions. The peculiarity of the article lies in the interdisciplinary consideration of the virtualization of consciousness, as the study of the process of consciousness change requires the connection of philosophy, psychology, sociology and other related sciences.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE AND CIVILIZATION

УДК 165:004.946

DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1 -84-92

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА

УХИНА Татьяна Викторовна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, РФ; кандидат экономических наук, доцент; e-mail: 3332221@mail.ru МЕЖЕВНИКОВА Ольга Петровна

Ташкентский государственный технический университет (Узбекистан, Ташкент); старший преподаватель; e-mail: olgamejevnikova@mail.ru

Аннотация. Цель исследования - раскрытие особенностей работы сознания под влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые формируют виртуальное мышление. Человек с помощью компьютерных технологий создает новый уровень бытия, претендующий на реальность, который влияет на процесс получения, переработки, сохранения и передачи информации, что приводит к изменению сознания. В статье описан процесс трансформации сознания в виртуальной реальности под влиянием таких характерных черт сетевого мышления, как символизм, гипертекстуальность, распределенность, полифоничность и другие. Авторы попытались представить работу мышления в контексте виртуализации современного общества, которая проявляется в экономике, культуре, образовании и различных социальных взаимодействиях. Особенность статьи заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса виртуализации сознания, так как изучение процесса изменения сознания требует подключения философии, психологии, социологии и других смежных наук.

Ключевые слова: виртуальная реальность, сознание, познание, информационно-коммуникационные технологии, полифоничность, гипертекст, клиповое мышление, Интернет.

Для цитирования: Ухина Т.В., Межевникова О.П. Процесс познания и трансформация сознания в эпоху интернета // Сервис plus. 2022. Т.16. №1. С. 84-94. DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1-84-92.

Статья поступила в редакцию: 28.02.2022.

Статья принята к публикации: 15.03.2022.

Процесс познания и трансформация сознания в эпоху интернета

THE PROCESS OF KNOWLEDGE AND TRANSFORMATION OF CONSCIOUSNESS IN THE ERA OF THE INTERNET

UKHINA Tatyana Viktorovna

"Russian State University of Tourism and Service" (Moscow, Russian Federation); D. in Economics, Associate Professor; e-mail: 3332221@mail.ru

MEJEVNIKOVA Olga Petrovna

Tashkent State Technical University (Uzbekistan, Tashkent); senior lecturer; e-mail: olgamejevnikova@mail.ru

Abstract. The purpose of the research is to reveal the features of consciousness work under the influence of information and communication technologies, which form virtual thinking. Man with the help of computer technology creates a new level of being, claiming reality, which affects the process of receiving, processing, saving and transmitting information, which leads to a change in consciousness. The article describes the process of transformation of consciousness in virtual reality under the influence of such characteristic features of network thinking as symbolism, hypertextuality, distribution, polyphony and others. The authors have tried to present the work of thinking in the context of virtualization of modern society, which is manifested in the economy, culture, education and various social interactions. The peculiarity of the article lies in the interdisciplinary consideration of the virtualization of consciousness, as the study of the process of consciousness change requires the connection of philosophy, psychology, sociology and other related sciences.

Keywords: virtual reality, consciousness, cognition, information and communication technologies, polyphonicity, hypertext, clip thinking, Internet

For citation: Ukhina T.V., Mejevnikova O.P. (2022). The process of knowledge and transformation of consciousness in the era of the internet. Service plus, 16(1), Pp.84-92. DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1 -84-92 (In Russ.).

Submitted: 2022/02/28.

Accepted: 2022/03/15.

Большинство современных философов признаёт, что окружающий нас мир существует сам по себе и является объективной реальностью. Он существует независимо от нашей воли и сознания. Независимость существования вещей от нашей воли и сознания подразумевает продолжение существования окружающего мира и без нас. Такая реальность мира является сутью повседневной окружающей действительности, в которой мы существуем. Иными словами, это всё то, что нас окружает в реальном мире, что воспринимается нашими органами чувств и отражается нашим сознанием. Но объективная реальность мира может быть непознанной полностью, поскольку каждый человек живёт в своём мире, созданном на основе его собственных мироощущений, миропонимания и личного опыта. Эта мысль отражает концепцию субъективного идеализма.

Представления о виртуальной реальности были заложены ещё в античной философии. Так, идеализм Платона заключался в том, что в окружающая нас действительность — это всего лишь иллюзия, недоступная познанию. Метафизические рассуждения Аристотеля в определённой степени это доказывают. Аристотель, изучавший начала и причины всего сущего, высказывал мнение о том, что материя сама по себе не познаётся: она, с одной стороны, воспринимается чувствами, а с другой -постигается умом. Аристотель в отыскании истины указывает на обманчивость чувственного восприятия и отмечает следующее: «... даже каждому отдельному человеку, когда он воспринимает чувствами, одно и то же кажется не всегда одним и тем же. Так вот, какие из этих представлений истинны, какие ложны - это не ясно, ибо одни нисколько не более истинны, чем другие» [1, 106]. Рассуждая об истине, Аристотель указывает на то, что воспринимаемое органами чувств не тождественно представляемым образам, которые формируются в нашем мозге. «... восприятие того, что свойственно воспринимать тому или иному отдельному чувству, конечно, не обманчиво, но представление не то же самое, что восприятие»

[1, 107]. Следовательно, воспринимаемый нами окружающий мир может быть частично изменён нашим мозгом, нашим сознанием, и тогда мы можем говорить, что объективная действительность в нашем мозге создаёт виртуальные образы. Эти виртуальные образы и представления накладываются на повседневную реальность, встраиваются в наше поведение и психическую деятельность.

Шотландский философ Д. Юм утверждал, что существует значительная разница между реальным восприятием и состоянием, когда человек вызывает это ощущение в своей памяти или предвосхищает его в воображении. Говоря о воображении, он пишет: «нет ничего свободнее воображения человека; пусть оно и не может выйти за пределы первоначального запаса идей, доставляемых внутренними и внешними чувствами, зато оно обладает способностью безгранично смешивать, соединять, отделять друг от друга и делить эти идеи со всем разнообразием, на какое только способны фантазия и вымысел» [2, 88]. Далее Юм указывает на то, что воображение распоряжается нашими идеями, что оно может смешивать и разнообразить их, выдумывать фиктивные объекты со всеми подробностями или ставить их перед нашими глазами в том виде, в каком они могли бы существовать в действительности. Таким образом, ощущение виртуальной реальности зависит от развития воображения у того или иного человека. И человек, погружённый в виртуальный мир, забывает о своих биологических и социальных потребностях, ему никто не нужен, а созданный в его воображении виртуальный мир он считает идеальным.

Иной является позиция диалектического материализма, согласно которой не признаётся душа, а признаётся объективное реальное бытие, которое существует независимо от сознания, ощущения и опыта. Причём сознание есть отражение бытия, а материя — это то, что, действуя на органы чувств, производит ощущение. Таким образом, материя, с точки зрения диалектического материализма, есть объективная реальность, данная нам всего лишь

Процесс познания и трансформация сознания в эпоху интернета

в ощущении. Многие представители новейшей философии также соотносят понятия философского материализма (бытие, материя, сознание, развитие, вещество) с такими понятиями информационного общества, как объективная, субъективная и виртуальная реальность. Они делают вывод о том, что теория материи, разработанная в диалектическом материализме, применима к дальнейшему развитию в условиях информационного общества [3, 173].

Таким образом, сегодня в эпоху развития информационного общества в качестве альтернативы существования объективной (физической) реальности формируется искусственно созданное виртуальное пространство, которое обретает онтологический статус, поскольку в виртуальном мире человек существует в виде образов и знаков [4, 38], а также идёт становление и развитие новой социальной реальности - виртуального сетевого общества, то есть происходит постепенное перемещение индивидуального и общественного сознания в «цифровую ноосферу» [5, 69].

Перед нами стоит задача проследить, как трансформируется сознание в виртуальной реальности и как происходит процесс познания.

Человечество обособило свое бытие от факторов реальности, а Интернет стал одним из важнейших инструментов этого обособления. На рубеже ХХ-ХХ1 веков благодаря Интернету появился новый тип сознания - виртуальное сознание.

Интернет в виде глобального информационного пространства, включающего в себя множество сетевых сообществ, акторами которых являются виртуальные личности, с неизбежностью формирует и новый тип коммуникации, новый тип языка и новый тип мышления, который разные исследователи называют то сетевым мышлением, то виртуальным мышлением [6, 65]. Возник и новый язык - язык интернет-коммуникации. Это язык символов, знаков, коммуникативных формул, смайликов, специфических обозначений, сокращений и прочего виртуального сленга. В традиционном понимании мышление тесно

связано с языком. Вполне обоснованно можно формулировать тезис о том, что изменение языка как материального бытия мышления, не могло не трансформировать и само человеческое мышление.

С помощью компьютерных технологий создается новый уровень символического бытия, в который погружается человек в процессе семиотического контакта с машинным интерфейсом. Это становится возможным благодаря самым разнообразным устройствам и механизмам ввода и вывода информации. Семиотические эффекты, возникающие при использовании этих средств, активно воздействуют на работу нашего сознания, с одной стороны, развивая все нарастающую потребность присутствия в виртуальном пространстве, с другой, - они помогают выстраивать внутри поля технологического пространства такие проекции бытия, которые претендуют на свойства подлинной реальности. На этом основании можно присвоить своеобразный онтологический статус этим проекциям. Следующий уровень семиотической организации — это сетевые технологии и в частности - сеть Интернет. Глобальная сеть представлена и как вполне материальный носитель информации, а также как обширная совокупность знаков и символов, составляющих основу гипертекстуального содержания Интернета. Все, что находится внутри сети, состоит из символов кода, над кодом расположен текст. Тексты могут образовывать поле смыслов, содержать в себе интерактивные компоненты, рисунки, фотографии.

Интерактивные компоненты могут содержать мультимедийные вставки, анимацию. В широком семиотическом понимании тексты внутри глобальной сети имеют ветвящуюся структуру. Таким образом, вся сеть Интернет — это ничто иное, как новая универсальная форма существования текстов, в самых различных модификациях и интерпретациях.

Таким образом, виртуальное мышление не только текстовое, но и гипертекстовое. Гипертекстуальность - эта особенность электронных текстов, которые являются формой информационного обмена в глобальном

информационном пространстве. Суть гипертекста в том, что он, прежде всего, содержит систему ссылок на свои собственные и чужие тексты. Это означает, что носитель информации - гипертекст - является не «закрытым», а принципиально «открытым» текстом, который часто приводит к соединению разрозненных частей в потоке информации. Гиперссылки обеспечивают возможность структурировать информацию «ломтями», связанными и, в то же время, относительно независимыми друг от друга. Гипертекст представляет собой крайне расплывчатую и вместе с тем широко используемую концепцию. Гипертекстом называют Интернет, энциклопедию, справочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты. Гипертекст может рассматриваться в качестве средства коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом [7, 5]. Усвоение всей суммы знаний становится невозможным, более того, жесткое структурирование такого знания становится труднодостижимой задачей. Знание организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания. В этих условиях субъект нуждается во вспомогательных средствах, именно поэтому в настоящее время гипертекст как способ коммуникации и организации знания включает в себя само знание (текст), компьютер и программное обеспечение. В этом предельно общем смысле можно согласиться с С.И. Ореховым, который утверждает, что «в целом культуру, человеческое знание ... можно представить единым гигантским гипертекстом» [8, 153] и «виртуальная реальность, которая воспроизводится при помощи Internet, -пантекстуальна» [8, 143]. Пользователь в процессе работы так или иначе путешествует по ссылкам, связанным определенным смыслом, идеей. На эту же сущностную характеристику

указывает У. Эко: «Гипертекст — это многомерная сеть, в которой каждая точка или узел самостоятельно и без малейшего труда увязывается с любой точкой или узлом текста» [9, 276]. Для нашего исследования важно, что текст строится из других текстов в процессе постоянного установления новых связей и такие связи позволяют осуществлять коммуникативный акт в направлениях, определяемых сознательным выбором человека.

При длительной работе может нарастать смысловая избыточность в форме дублирования текстов и в их количественном росте. Смыслы при этом могут размываться, смешиваться, уходить на задний план, становиться «информационным шумом», рождаться и умирать. М.Ю. Опенков дает более узкое определение гипертекста: «Гипертекст - нелинейная сетевая форма организации текстового материала, где текст членится на фрагменты с явно указанными для них переходами и связями. Допускается переход от одного фрагмента к нескольким другим. Текстовой материал теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые текстовые фрагменты (указывая для них связи с уже имеющимися), не разрушая структуру. Гипертекст - способ представления именно не структурированного, свободно наращиваемого знания» [10, 218].

Гипертекстуальность характеризуется, как предельная искусственность, отсутствие телесности. Виртуальная реальность сама, являясь результатом человеческой деятельности и сознания, существенно влияет на процесс его формирования, по-новому расставляет акценты в его составляющих, приводя к существенным изменениям и деформациям. Под влиянием виртуальной реальности происходят структурные сдвиги в рамках сознания.

Сетевое мышление тесно связано с такой характеристикой сознания виртуальной личности, как полифоничность. Полифоничность - новый феномен сознания виртуальной личности, отличающийся от монологичности текста и диалогичности «живых» обсуждений. Полифоничность связана со множественностью

Процесс познания и трансформация сознания в эпоху интернета

интерпретаций информационных контентов и с интерактивностью коммуникативного процесса в информационном пространстве. Другим основанием полифоничности является распределенность сознания виртуальной личности в информационном пространстве, о которой упоминалось в предыдущем параграфе. Виртуальная личность, благодаря анонимности, имеет возможность одновременного занятия разных виртуально пространственных и личностных позиций, т.е. может одновременно участвовать в разных форумах, порой отстаивая разные, в том числе и противоположные тезисы. Крайним выражением этого эффекта распределенности сознания виртуальной личности является «расщепление» виртуальной личности, «расщепление» ее сознания и мышления.

«К характерным чертам виртуального мышления следует также отнести его «месседжевый» характер, мозаичность и клиповую природу. Наиболее массовым средством передачи информации через информационный канал является

коммуникационное сообщение» [6, 66]. Оно представляет собой процесс виртуального общения в виде отдельных небольших сообщений, что и позволило Курбатову предположить, что и виртуальное мышление часто носит отрывочный, «месседжевый» характер.

Также характерной чертой виртуального мира, порожденного интернетом в том числе, является его клиповость. Новостная клиповая картина мира часто включает различные представления и взгляды на одну и ту же ситуацию, преднамеренную и непреднамеренную дезинформацию, манипуляцию массовым сознанием. «Клиповое мышление — это мышление потребителя, пользователя дозированной информации, которая мозаично препарирована, молекулярно выделена и доступной простой форме подана» [11, 60]. Такое восприятие информации, представленной в средствах массовой информации, на сайтах в интернете, не дает целостности, системности и глубины мышления.

Понятие клиповое мышление вошло в науку в конце прошлого века. Слово «клип», в первую очередь, ассоциируется с музыкальными роликами. Часто они обладают бессмысленным сюжетом, даже близко не совпадающим с текстом песни. Слово «clip» в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма. Клипы часто не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Профессор Гиренок Ф. понятие клипового мышления заимствовал из массовой культуры, и оно закрепилось в научном творчестве, став предметом обсуждений. Так, К.Г. Фрумкин смог выделить пять основных причин [12], благодаря которым люди стали мыслить урывками:

1. Рост темпа жизни, а с ним - объема информации. Для многих проблемно выделять основное, заниматься отбором и анализом сведений.

2. Потребность беспрерывного обновления информации. Это увеличило ее объем и скорость возникновения актуальных новостей.

3. Разнообразие информации.

4. Потребность экономии времени.

5. Рост диалогичности среди разных слоев общества.

Под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Виртуальное сознание воспринимает информацию в оторванном от контекста социокультурной реальности коллажном - «клиповом» виде. Этому есть множество причин, на одну из которых указал американский футуролог Э. Тоффлер -значительное увеличение количества информации: «... На личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [13, 234]. Вот почему Интернет становится не столько способом получения нужной информации, сколько способом

фильтрации лишней. Гиперссылка оказывается не просто путем, а ограниченным туннелем, проходя по которому, пользователь не сталкивается с лишними образами. Правда, человек теряет способность к глубокому усвоению информации - эта способность попросту оказывается невостребованной. Память, как механизм защиты и выживания, теряет свое значение и заменяется «электронной» -круглосуточная возможность сетевого соединения дает доступ к любому знанию в любой момент времени. Делает ли это нас более уязвимыми в условиях техногенной цивилизации? На данный вопрос нельзя ответить однозначно. Впрочем, появляется необходимость в развитии такой способности как логика поиска информации.

Клиповое мышление характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью. В экстремальных ситуациях, требующих высокой скорости обработки большого массива разрозненной информации и оперативного принятия решений, клиповое мышление обеспечивает эффективное поведение с точки зрения адаптации и выживания [14]. Однако человек перестает воспринимать картину мира как целостную, неделимую. С появлением клипового мышления мы все чаще видим разрозненные предметы, силимся соединить их в единый паззл, но зачастую терпим неудачу. Мелькание новых образов не дает сосредоточиться, начать анализировать. Картинка ускользает из памяти, на ее место тут же приходит другая. Однако можно выделить достоинства клипового мышления:

- быстрота реакции;

- способность решать несколько задач одновременно;

- защита мозга от перегрузки информацией;

- желание охватить как можно больше информации.

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов:

- снижена способность к анализу информации;

- снижена способность к концентрации внимания;

- снижена эффективность обучения и усвоения знаний;

- усилена подверженность чужому влиянию и манипуляциям;

- снижено чувство сопереживания;

- приводит к упрощению в решении задач и принятии решений [15, 7].

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Такой профиль мышления ведет к тому, что человеческий мозг в известной степени теряет способность к системному и углубленному мышлению и познанию. Кстати, физиологи подчеркивают, что при постоянной работе в интернете в основном задействуются те области головного мозга, которые отвечают за краткосрочную память, принятие быстрых решений и эффективные оперативные действия, в то время как стратегические ресурсы человеческого мозга находятся в угнетенном состоянии и не востребованы, а значит, деградируют.

Подводя итог, следует отметить, что, вступая во взаимодействие с виртуальной реальностью, будь то интернет, компьютерные игры, социальные сети или системы симуляции, человек, чувствуя иначе, отходит от привычного способа мышления, а следовательно, и действует иначе. Чтобы определить, как сильно воздействует виртуальная реальность на сознание, необходимо задать вопрос о том, насколько она реальна для человека, где для сознания заканчивается действие реального мира и начинается воздействие мира виртуального.

Проследив процесс трансформации сознания и изменение мышления под влиянием характерных черт виртуального мира, необходимо отметить, что человек создал виртуальное пространство как инструмент, но преодолев функции «средства», оно стало «средой» - платформой жизнедеятельности и социально-культурной активности. И, если раньше человеку приходилось «работать» с виртуальным пространством, то, пройдя путь

90 2022 Vol.16 lss.1 SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

RSUTS publisher

Процесс познания и трансформация сознания в эпоху интернета

адаптации, он постепенно начинает чувствовать себя в нем все более свободно и непринужденно, - человек и компьютер говорят сегодня на одном языке и практически не нуждаются в посредниках.

Механизмом адаптации стала «виртуализация сознания», которая повлекла некоторые существенные изменения в самой сути человеческого мышления.

Список источников

1. Аристотель. Метафизика. М.: Издательство АСТ, 2019. - 448с.

2. Юм Д. О человеческой природе. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017.- 320 с.

3. Орлов С. В. Материализм, диалектика и информационная парадигма философского мышления // Новые идеи в философии. 2017. №4 (25). С. 173-182.

4. Соловьева Л. Н. Человек в глобальном виртуальном пространстве: философское измерение // Общество: философия, история, культура. 2016. №2. С. 38-40.

5. Девтеров И. В. Человек и машина: нейрофилософия и новые антиномии // Знание. 2015. №11-1. С. 6973.

6. Курбатов В.И. Символическое виртуальное сетевое мышление: новая эпоха, или эпоха новостей. // Гуманитарий юга России. №2, 2013. С 64-69.

7. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2000. 20 с.

8. Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Моногр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 184 с.

9. Эко У. От Интернета к Гутенбергу / Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2000. - 279с.

10. Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция // Когнитивная эволюция и творчество: сб. ст. / отв. ред. И.П. Меркулов. М., 1995. С. 205-224.

11. Крупенникова Л.Ш., Курбатов В.И. Виртуальная личность: Net-мышление, сетевой психотип и Интернет-фобии. // Инженерный вестник Дона. №3, 2014. С. 56-62.

12. Фадеев A. Клиповое мышление: зло или благо? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadeev.su/myshlenie/klipovoe-myshlenie.html (дата обращения: 28.11.2021).

13. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784с.

14. Клиповое мышление, как фактор развития познавательных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://push-zverosoh.edumsko.ru/activity/methodics/post/293454 (дата обращения: 02.12.2021).

15. Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. С. 6-8.

References

1. Aristotle (2019). Metafizika [Metaphysics]. M.: Izdatel'stvo AST [In Russian].

2. Hume, D (2017). O chelovecheskoy prirode [On human nature]. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus. [In Russian].

3. Orlov, SV (2017). Materializm, dialektika i informatsionnaya paradigma filosofskogo myshleniya [Materialism, dialectics and information paradigm of philosophical thinking]. Novyye idei v filosofii. No 4 (25) [In Russian].

4. Solovieva, LN (2016). Chelovek v global'nom virtual'nom prostranstve: filosofskoye izmereniye [Man in the global virtual space: philosophical dimension]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. No. 2 [In Russian].

5. Devterov, IV (2015). Chelovek i mashina: neyrofilosofiya i novyye antinomii [Man and machine: neurophilosophy and new antinomies]. Znaniye. No. 11-1. [In Russian].

6. Kurbatov, VI (2013). Simvolicheskoye virtual'noye setevoye myshleniye: novaya epokha, i epokha novostey [Symbolic virtual networked thinking: a new era, or the era of news]. Gumanitariy yuga Rossii. No. 2. [In Russian].

7. Cooper, IR (2000). Gipertekst kak sposob kommunikatsii [Hypertext as a way of communication]. M.: Institut sotsiologii RAN [In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Orekhov, SI (2002). Поиск виртуальной реальности [Search for virtual reality] monograph. Omsk: Publishing house OmGPU [In Russian].

9. Eco, U. (2000). Ot Interneta k Gutenbergu [From the Internet to Gutenberg]. Obshchestvo i kniga: ot Gutenberga do Interneta. M.: Traditsiya [In Russian].

10. Openkov, MYu (1995). Razvitiye vizual'nogo myshleniya i komp'yuternaya revolyutsiya [The development of visual thinking and the computer revolution]. Kognitivnaya evolyutsiya i tvorchestvo. Moskva [In Russian].

11. Krupennikov, LSh. & Kurbatov, Vi (2014). Virtual'naya lichnost': Net-myshleniye, setevoy psikhotip i Internet-fobii [Virtual personality: Net thinking, network psychotype and Internet phobias]. Inzhenernyy vestnik Dona. No. 3 [In Russian].

12. Fadeev, A. (2020). Klipovoye myshleniye: zlo ili blago? [Clip thinking: evil or good?] Retrieved from: https://fadeev.su/myshlenie/klipovoe-myshlenie.html posiv 28.11.2021 [In Russian].

13. Toffler, E. (1999). Tret'ya volna [The third wave]. M.: OOO «Firma «Izdatel'stvo ACT» [In Russian].

14. Klipovoye myshleniye, kak faktor razvitiya poznavatel'nykh tekhnologiy [Clip thinking as a factor in the development of cognitive technologies]. Retrieved from: https://push-zverosoh.edumsko.ru/activity/methodics/post/293454 posiv 02.12.2021. [In Russian].

15. Kutuzova, NV (2018). «Klipovoye myshleniye» kak massovoye poverkhnostnoye vospriyatiye informatsii ["Clip thinking" as a mass superficial perception of information]. Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii. Kazan': Molodoy uchenyy [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.