Научная статья на тему 'ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ В КИТАЙ:ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ДИАЛОГА ДВУХ ТРАДИЦИЙ'

ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ В КИТАЙ:ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ДИАЛОГА ДВУХ ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Юй

В статье на основе исторического контекста исследуются основные тенденции взаимодействия западной и восточной музыкальных культур сквозь призму появления специальных музыкальных и педагогических институций. Особое внимание уделено освещению развития церковных школ и музыкальных коллективов на первом этапе диалога традиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERVASION OF FOREIGN MUSIC IN CHINA: THE FIRST STAGES OF THE DIALOGUE BETWEEN THE TWO TRADITIONS

Based on the historical context, the article examines the main trends in the interaction of Western and Eastern musical cultures through the prism of the emergence of special musical and pedagogical institutions. Particular attention is paid to highlighting the development of church schools and musical groups at the first stage of the dialogue of traditions

Текст научной работы на тему «ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ В КИТАЙ:ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ДИАЛОГА ДВУХ ТРАДИЦИЙ»

Научная статья УДК 78.01

Проникновение зарубежной музыки в Китай: первые этапы диалога двух традиций

Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 61-63

Чжан Юй

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, 3120114857@qq.com

В статье на основе исторического контекста исследуются основные тенденции взаимодействия западной и восточной музыкальных культур сквозь призму появления специальных музыкальных и педагогических институций. Особое внимание уделено освещению развития церковных школ и музыкальных коллективов на первом этапе диалога традиций.

Ключевые слова: Китай, диалог культур, китайская музыка, музыкальное образование

Для цитирования: Чжан Юй. Проникновение зарубежной музыки в Китай: первые этапы диалога двух традиций //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 61-63

61

Original article

Pervasion of foreign music in China: the first stages of the dialogue between the two traditions

Music Education and Science. 2021. № 2 (15). Р. 61-63

Zhang Yu

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, 3120114857@qq.com

Based on the historical context, the article examines the main trends in the interaction of Western and Eastern musical cultures through the prism of the emergence of special musical and pedagogical institutions. Particular attention is paid to highlighting the development of church schools and musical groups at the first stage of the dialogue of traditions.

Key words: China, dialogue of cultures, Chinese music, music education For citation: Zhang Yu. Pervasion offoreign music in China: the first stages of the dialogue between the two traditions //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 61-63

© Чжан Юй, 2021

Влияние западной музыки на китайскую проявилось одновременно с взаимным интересом западной и китайской культуры в целом. Важным этапом формирования связи между культурами Китая и Запада стало такое историческое событие, как создание Великого Шелкового пути. С тех пор как Турция вторглась в Константинополь в 1453 году, морской путь из Западной Европы на Восток был заблокирован, и жители Запада открыли новые пути сообщения с Востоком для непрерывной торговли и других видов деятельности. После того, как португальцы получили право на жительство в Макао в 1535 62 году, это еще более значительно стимулировало культурный обмен между Востоком и Западом. Все больше и больше бизнесменов и миссионеров начали приезжать в Китай, сыграв важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом. В свою очередь миссионеры, прибывшие в Китай, также поддавались влиянию традиций китайской культуры. Появление миссионеров построило своеобразный «мост» для распространения западной культуры на Восток и в Китай.

Западная музыка стала известна в Китае с начала XVII века. В январе 1601 года религиозный деятель Маттео Риччи (1552-1610) во второй раз приехал в Китай и подарил клавесин императору Ванли. Этот инструмент был очень популярен в то время в западных странах. Мат-тео также попросил императора оставаться в Китае для проповеди. К концу XVII века Китай вступил в эру Канси, и сам Канси проявлял большой интерес к музыкальным инструментам, что способствовало дальнейшему распространению западных му-

зыкальных инструментов в Китае. В этот период Русская православная церковь также начала появляться в Китае, а в 1727 году в Пекине был построен первый православный храм. Более того, император Цяньлун, находившийся у власти в то время, был поклонником западной музыки, но император Цяньлун использовал ее больше как средство развлечения. Чтобы способствовать более широкому распространению этого вида музыки, все религиозные деятели доводили до людей правила нотации своей страны в устной или письменной форме. Христианство придавало большое значение проповеди в Китае, уделяя особое внимание повышению уровня знаний верующих, расширению сферы влияния, развитию большего числа местных миссионеров в Китае и созданию множества миссионерских школ. В этих церковных школах основное внимание уделялось содержанию преподавания музыки. Не менее важным было учение содержания музыки и религиозного учения, а также освоение научных знаний. Музыкальные курсы делились на факультативные и обязательные, а вокальное исполнение и игра на инструментах — это то, что должен был освоить каждый ученик. В церковной школе было создано много оркестров и хоров. Члены этих коллективов должны были обладать знаниями теории музыки. Именно эти ученики, набранные миссионерскими школами, стали основой музыкального образования в ранних китайских школах, многие преподаватели также пришли из этих школ, например, композитор Чжай Си-сянь, окончившая Шанхайскую Цинсинь школу для девочек, а также преподаватель игры на

фортепиано Ли Хуэйфан из китайской и западной школы для девочек. Обе внесли большой вклад в развитие старинной музыки в Китае, поэтому церковная музыкальная школа играет очень важную роль.

Из-за различий в китайской и западной культурах масштабы распространения церковных школ были относительно ограничены, но они по-прежнему были основным местом распространения западной музыки в Китае. Большое количество передовых людей в Китае были вдохновлены подобной моделью школы, и сегодня она остается образцом для подражания. Анализ данных показывает, что к 1899 году в Китае насчитывалось около 2 000 миссионерских школ, общее количество учеников превышало 40 000, и около 10% учеников были учениками средней школы. Основным содержанием преподавания во всех этих организациях была музыка миссионерской школы, что положительно повлияло на распространение западной музыки.

После опиумной войны (после 1860) западные страны подписали ряд неравноправных договоров с Китаем и получили множество привилегий с точки зрения прав на торговые порты и концессионных прав. Этим жителям концессий было разрешено осуществлять различную торговую деятельность. В процессе распространения западной музыки в Китае очень позитивную роль сыграли творческие коллективы под названием «Shanghai Public Band», основанная в 1879 году в Шанхае, Xiren Aimei Band, основанная в 1866 году, и Симфонический оркестр, созданный в 1874 года. Характерна деятельность группы Xiren Aimei Band:

основные помещения, необходимые для группы, были относительно хорошими, кроме того, у них была специально построенная площадка для выступлений — театр Lanxin. Непрерывное развитие и прогресс общества привели к значительному увеличению числа концессий; вместе с тем у людей возникла потребность в высоком уровне музыкального исполнительства, поэтому были созданы более специализированные группы. Дирижером новообразованного публичного оркестра с 1881 по 1899 год был испанский скрипач Мельхиор Вера. Для коллективов на этой сцене предоставлялся широкий выбор площадок для выступлений. Им приходилось не только аккомпанировать другим группам, но и самостоятельно проводить концерты в парках и других местах. С 1901 по 1906

год оркестром дирижировал итальянец Варанша, впоследствии к коллективу присоединились многие выдающиеся музыканты (к примеру, немец Рудольф Бу-кер (1866-1952). Присоединение к оркестру итальянского музыканта Марио Парчи (1878-1946) привело к тому, что публичный оркестр добился огромной славы и сменил свое название на более формальное и локализованное: «Шанхайское муниципальное промышленное бюро». С ноября 1863 по 1906 год таможенным и налоговым департаментом Китая руководил немец Херд, являвшийся большим поклонником музыки. Он купил большое количество нот и инструментов в Великобритании и собрал множество китайцев, основав группу Херд, в которой в качестве руководителя работал немецкий музыкант Бигл, а в качестве его

помощника — португалец Энн-нас.

Буржуазная реформа 1898 года в Китае пошатнула китайскую политическую традицию, которая длилась тысячи лет. Несмотря на то, что эта реформа и закончилась неудачей, она открыла занавес для модернизации национального образования. Подъем общественного настроения способствовал укреплению просветительской миссии китайской музыки.

Появление Музыкальной Школы в начале XX века ознаменовало новый этап в истории современной китайской музыки, который представлен новым поколением просветителей: Шэнь 63 Сингуном, Ли Шутуном и Цзэн Чжитаем. Благодаря их совместным усилиям китайская музыка приобрела много ценного от влияния западной культуры.

Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.