Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ АРИСТИДА КАВАЙЕ-КОЛЛЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОРГАНОСТРОЕНИИ'

НАСЛЕДИЕ АРИСТИДА КАВАЙЕ-КОЛЛЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОРГАНОСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / АРИСТИД КАВАЙЕ-КОЛЛЬ / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ЦИФРОВОЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бардин Андрей Анатольевич

В 2021 году исполнилось 210 лет со дня рождения великого французского органостроителя Аристида Кавайе-Колля (1811-1899) и 120 лет с момента установки органа работы А. Кавайе-Колля в Большом зале Московской консерватории. В статье рассматривается, как традиции этого выдающегося мастера претворяются в современных цифровых органах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGACY OF ARISTIDE CAVAILLE-COLL IN ELECTRONIC ORGAN BUILDING

In 2021, 210 years have passed since the birth of the great French organ builder Aristide Cavaille-Coll (1811-1899) and 120 years since the installation of the organ by A. Cavaille-Coll in the Great Hall of the Moscow Conservatory. In the article, we consider how the traditions of this outstanding master are being implemented in modern digital organs

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ АРИСТИДА КАВАЙЕ-КОЛЛЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОРГАНОСТРОЕНИИ»

Научная статья УДК 786.6

Наследие Аристида Кавайе-Колля в электронном органостроении

Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 7-11

Бардин Андрей Анатольевич

Красноярская краевая филармония, Красноярск, Россия, andrei_bardin@mail.ru

В 2021 году исполнилось 210 лет со дня рождения великого французского органостроителя Аристида Кавайе-Колля (1811-1899) и 120 лет с момента установки органа работы А. Кавайе-Колля в Большом зале Московской консерватории. В статье рассматривается, как традиции этого выдающегося мастера претворяются в современных цифровых органах.

Ключевые слова: орган, Аристид Кавайе-Колль, Московская консерватория, цифровой орган

Для цитирования: Бардин А. А. Органное образование в США // Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 7-11

7

Original article

The legacy of Aristide Cavaille-Coll in electronic organ building

Music Education and Science. 2021. № 2 (15). Р. 7-11

Bardin Andrey A.

Krasnoyarsk Regional Philharmonic Society, Krasnoyarsk, Russia, andrei_bardin@mail.ru

In 2021, 210 years have passed since the birth of the great French organ builder Aristide Cavaille-Coll (1811-1899) and 120 years since the installation of the organ by A. Cavaille-Coll in the Great Hall of the Moscow Conservatory. In the article, we consider how the traditions of this outstanding master are being implemented in modern digital organs.

Key words: organ, Aristide Cavaille-Coll, Moscow Conservatory, digital organ

For citation: Bardin A. A. The legacy of Aristide Cavaille-Coll in electronic organ building //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 7-11

© Бардин А. А., 2021

В 2021 году исполнилось 120 лет с момента установки органа работы Аристида Кавайе-Кол-ля в Большом зале Московской консерватории и 210 лет самому органостроителю, который вошел в историю как крупнейший французский органный мастер XIX века. Альберт Швейцер в своей знаменитой статье «Немецкое и французское органо-строительное и органное искусство» пишет о нем так: «Этот человек был больше, чем великим органостроителем: он был, как Зильберманн, гением органо-строения. Я не могу его забыть, как сейчас вижу его в шапочке, с прекрасными ясными глазами, в 8 которых вмещается столько ума и преданности своему искусству!» [1, 28].

Кавайе-Колль явился создателем нового типа инструмента — французского романтического органа, сопоставимого по богатству красок и динамической мощи с большим симфоническим оркестром, который стал его звуковым идеалом и наградил именем «симфонического органа». По сравнению с французским классическим органом у нового инструмента уменьшается количество аликвотных регистров и микстур, возрастает удельный вес лабиальных 8- и 4-футовых регистров, что воплощает характерную для органной эстетики XIX века концепцию господствующего основного тона, опять же продиктованную звучанием симфонического оркестра и, конечно, фортепиано. По-прежнему велика роль язычковых регистров, которые могут выполнять функции как сольных оркестровых голосов, так и «банды» медных духовых инструментов. Мастер создает новые регистры высокого дав-

ления — Flute harmonique, Flute octaviante, Trompette harmonique, вводит в употребление пришедшие из испанского органостро-ения горизонтально расположенные язычковые трубы, но, в отличие от испанских органов, не на фасаде. Использует колористические тремолирующие регистры — Unda maris, Voix celeste, встречающиеся и в диспозициях органов других школ, но в инструментах Кавайе-Кол-ля они звучат так волшебно, что становятся почти визитной карточкой французского романтического органа. Английскому влиянию французский симфонический орган обязан появлением в нем пневматической машины Чарльза Баркера, облегчающей нажатие клавиш, и швеллерного механизма, нередко для нескольких мануалов. Технические новации А. Кавайе-Колля резюмирует в своих «Воспоминаниях» Луи Вьерн: «...изобретение пневматического тракта в виде подъемных мехов с различным давлением, усовершенствование и применение машины Баркера для тяги, изобретение комбинаций в виде педальных рычагов, изобретение гармонических регистров, вычисление зависимости пропорций труб, акустические эксперименты над звуком, различные улучшения механики — вот, чем остался папаша Кавайе-Колль в памяти потомков.» [2, 161].

В поздний период творчества под влиянием выдающихся французских органистов и композиторов — Ш.-М. Видо-ра, А. Гильмана, К. Сен-Сан-са — мастер возвращает в диспозиции органов микстуры барочного типа. Вероятно, это было одним из факторов, побудивших А. Швейцера в уже упомянутой

работе утверждать, что именно органы работы Кавайе-Колля в большей степени, нежели немецкие романтические органы, подходят для исполнения баховской музыки [1, 28, 42]. Безусловно, согласимся и с заключением Е. Д. Кривицкой: «В последних органах Кавайе-Колля намечается синтез двух типов инструмента — барочного и романтического, и именно здесь закладывается идея современного синтетического органа, создатели которого стремятся построить инструмент для музыки всех эпох и стилей» [2, 162]. На путях реализации этой идеи, таким образом, происходит встреча современного электронного органостроения и наследия А. Кавайе-Колля — не только как яркого представителя своей эпохи и национальной школы, но и как мастера, мечтавшего об универсальном органе.

Еще при жизни прославленного французского органострои-теля, в 1897 году, американский изобретатель Таддеус Кэхилл запатентовал идею телармони-ума — одного из первых электромузыкальных инструментов, который стал прообразом электронных органов. Кэхилл создал три таких инструмента. Первый из них, Mark I, законченный в 1901 году, имел массу 7 тонн. Консоль его напоминала органную и, судя по сохранившимся фотографиям, насчитывала два мануала и небольшую педальную клавиатуру (Илл. 1). Второй образец, Mark II, построенный в 1906 году и названный создателем «динамофоном», весил уже 200 тонн и стоил порядка 200 000 долларов. Электрические сигналы звуковых частот создавались в нем с помощью 145 динамо-машин и воспроизводились рупорными громкоговорителями

или передавались по телефонной сети. 26 сентября 1906 года состоялся дебют этого инструмента в Нью-Йорке — играли на нем два исполнителя, репертуар включал в себя сочинения Баха, Россини, Шопена, Грига и других авторов. В 1910 году Т. Кэ-хилл создает телармониум Mark III, столь же внушительных масштабов, как и его предшественник. В феврале 1912 года инструмент был продемонстрирован в Карнеги-Холле, но мода на детище Кэхилла уже прошла и через два года его компания объявила о банкротстве. Записей телармо-ниума не сохранилось, а первую модель брат изобретателя, Артур Кэхилл, хранил еще несколько десятилетий после смерти Тад-деуса в 1934 году и в итоге сдал на металлолом [3].

Идея формирования звукового сигнала с помощью электромеханического генератора переменного тока, так называемого «фонического» или «тон-колеса», впервые использованная Кэхиллом в телармониуме, было подхвачена американским инженером Лоуренсом Хаммондом и реализована в ставшем знаменитым «органе Хаммонда», появившемся на свет в 1935 году. Первоначально компания Хаммонда продавала новый инструмент церквям в качестве недорогой альтернативы духовым органам, но свое настоящее предназначение орган Хаммонда обрел в джазе и рок-музыке.

Первый электронный орган был построен в 1939 году основателем компании «Allen Organ Company» (США) Джеромом Марковицем, в течение многих лет работавшим над усовершенствованием воспроизведения звука органа с помощью использования схемы генератора на ос-

Илл. 1. Консоль телармониума, 1897 г.

www.winona.msus.edu

нове радиоламп. Основанная в 1958 году фирма «Rodgers Organ Company» (США) в том же году представила первый твердотельный транзисторный церковный орган — Opus 1. Через десять лет, в 1968 году, была создана компания «Johannus Orgelbouw» (Нидерланды), являющаяся сегодня наряду с вышеупомянутыми фирмами одним из мировых лидеров электронного органо-строения. В современных электронных органах используется цифровая технология сэмплирования, в основе которой лежат записи звукоизвлечения настоящих труб духового органа. Естественно, производители цифровых органов стремятся наполнить свои библиотеки сэмплов звучанием исторических, знаковых духовых органов, являющихся шедеврами органостро-ительного искусства, и инструменты Аристида Кавайе-Колля, безусловно, являются одними из самых притягательных.

Современные цифровые органы фирмы «Роджерс» предлагают на выбор исполнителя

четыре традиционных варианта звучания инструмента, среди которых — французский романтический орган, то есть в первую очередь, орган А. Кавайе-Колля. Почетное место в диспозициях цифровых органов «Йоханнус» занимают регистры, связанные в нашем представлении с новациями великого французского мастера — Flute harmonique, Trompette harmonique. Нельзя не отметить, что в носящем имя голландского органиста Фейке Асма концертном зале этой фирмы в городе Эде (Нидерланды) дизайн консоли цифрового инструмента «Monarke» выполнен в стилистике некоторых кафедр органов Кавайе-Колля с округлыми панелями для регистровых рукоятей — как, например, в парижской церкви Святого Сюльпиция или базилике Святого Сердца; диспозиция и звучание этого инструмента также моделируют французский романтический орган (Илл. 2).

Особо хочется остановиться на реализации звучания одного из шедевров А. Кавайе-Колля в

9

новом цифровом органе Johan-10 nus Live III, который, на наш взгляд, в полной мере воплощает концепцию «универсального инструмента», характерную для электронного органостроения [4, 27]. Johannus Live III — первый цифровой орган, сделанный на базе динамической, то есть изменяемой, диспозиции. В памяти инструмента хранится до пяти различных реплик духовых органов, и исполнитель уже может выбрать не стиль звучания, а конкретный инструмент — например, работы Готфрида Зиль-берманна в Придворной церкви Дрездена (III/P/47, 1750), Арпа Шнитгера в церкви святого Люд-гера, Норден (III/P/46, 1686), династии Бэтц в Кафедральном соборе Утрехта (III/P/49, 1568), «Зауэр» в церкви святого Михаэля, Лейпциг (III/P/46, 1904) или «Кавайе-Колль» в парижском храме Нотр-Дам д'Отей (III/P/52, 1884). Заострим внимание на последнем из представленных инструментов.

Первый орган для этой церкви был построен Кавайе-Коллем в 1877 году, имел 3 мануала, педаль и 45 регистров, но в 1878

году он был перенесен в Большой праздничный зал Дворца Трокадеро, предназначенного для Всемирных выставок в Париже, что потребовало дополнительных работ — увеличения количества регистров и установки четвертого мануала. После этого приходской священник Пьер Ламазу заказал у Кавайе-Колля новый инструмент, работа над которым была начата в 1884 году и закончена через год (опус 105). Орган имел 32 регистра, распределенных между двумя 54-нот-ными мануалами и 30-нотной педальной клавиатурой. На его освящении в 1885 году играли Шарль-Мари Видор и Анри Да-лье. В 1912 году инструмент был отремонтирован преемником Ка-вайе-Колля Шарлем Мютеном. В 1937-1938 годах масштабная реконструкция была проведена французским мастером Жоржем Глотоном-Дебьерром, работавшим ранее в мастерской Ка-вайе-Колля. В результате работ был добавлен позитив со швеллером, количество регистров увеличилось до 53-х, установлена новая консоль и электропневматическая трактура. В качестве

консультантов этой реконструкции выступили Луи Вьерн и Аль-бер Ален. Менее масштабные работы проводились в 1962-1963, 1983-1984 и 2000 годах. Последняя реконструкция была произведена в 2015-2018 гг. французским мастером Дени Лакорром. Диспозиция органа претерпела некоторые изменения, количество регистров возросло до 55-ти. Подверглась реконструкции воздухонагнетательная система, инструмент был оснащен цифровыми регистровой и игровой трактурами, историческая консоль была сохранена [5] (Илл. 3).

Надо полагать, сэмплы для Johannus Live III записывались до начала этой реконструкции, так как цифровой орган предлагает нам диспозицию, которую прототип имел до нее, что, на наш взгляд, только увеличивает ценность подобной реплики. Процитируем аннотацию к этому электронному инструменту: «Время от времени мы испытываем непреодолимую тягу к технологическому прогрессу. Да, мы никогда не достигнем акустического великолепия настоящего духового органа... Но почему бы нам не развивать технологии в этом направлении, дабы максимально приблизиться к этому славному инструменту — духовому органу, почему бы не принести пользу и наслаждение каждому органисту, который разделяет нашу любовь к этому классическому духовому инструменту?» Особую ценность Johannus Live III может представлять для учебного процесса как инструмент, позволяющий, не выходя из класса, мысленно перемещаться от одного исторического органа к другому, погружаясь в стилистику различных органостроительных школ. Это

прекрасная возможность исполнять и французскую органную музыку XIX-XX столетий в максимально достоверном для цифрового органа звучании, слушая которое нельзя не прийти к мысли, что «папаша Кавайе-Колль» наверняка бы остался доволен работой нидерландских создателей Johannus Live III (Илл. 4).

Список источников

1. Швейцер А. Немецкое и французское органостроительное и органное искусство. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. 69 с.

2. Кривицкая Е. Д. История французской органной музыки. Очерки. М.: Композитор, 2010. 344 с.

3. Williston J. Thaddeus Cahill's Tele-harmonium // Synthmuseum.com. URL: https://www.synthmuseum. com/magazine/0102jw.html (дата обращения: 10.04.2021).

4. Воинова М. В. Электронные органы // Орган. 2009. № 1. С.26-28.

5. Notre-Dame d'Auteuil // The organs of Paris. URL: https://www. organsparisaz2.vhhil.nl/ND%20 Auteuil.htm (дата обращения: 10.04.2021).

Информация об авторе

А. А. Бардин — солист-органист, лауреат и обладатель специальных призов международных конкурсов органистов

Information about the author

A. A. Bardin — soloist-organist, laureate and winner of special prizes at international organist competitions

Илл. 3. Орган А. Кавайе-Колля в церкви Notre-Dame d'Auteuil, Париж

www.organsparisaz2.vhhil.nl

11

Илл. 4. Johannus Live III

www.johannus.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 15.07.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 13.07.2021; approved after reviewing 15.07.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.