Научная статья на тему 'ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ РОССИИ'

ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ / КАНТАТА "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ" / ТРОПАРЬ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ / ВЕЛИЧАНИЕ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ / ГАЛИНА ЛИФАНОВА / ДИЛОГИЯ "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трегулова Наталья Петровна

В статье рассматриваются духовные и светские музыкальные произведения, основой которых стал образ и воинский подвиг выдающегося русского полководца А. Невского. Богослужебная музыка включает Величание, Стихиру на литии, Тропарь, Кондак и Акафист святому князю Александру Невскому. Светские произведения представлены кантатой С. С. Прокофьева «Александр Невский» и одноименной дилогией для голоса и фортепиано, созданной современным композитором из Беларуси Г. Ю. Лифановой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ALEXANDER NEVSKY IN SECULAR AND SACRED MUSIC OF RUSSIA

The article examines spiritual and secular musical works, the basis of which was the image and military feat of the outstanding Russian commander A. Nevsky. Liturgical music includes Glorification, Stichera, Troparion, Kontakion and Akathist to the holy prince Alexander Nevsky. Secular works are represented by S. Prokofiev's cantata «Aleksander Nevsky» and the eponymous dilogy for voice and piano, created by the contemporary composer from Belarus G. Yu. Lifanova

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ РОССИИ»

мировое музыкальное пространство:

наблюдения и открытия

Образ Александра Невского в светской и духовной музыке

УДК 783.1 (470+571) России

© Трегулова Наталья Петровна, 2021

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, доцент Саранской духовной семинарии (Саранск, Россия) E-mail: natali-tregulova@yandex.ru

В статье рассматриваются духовные и светские музыкальные произведения, основой которых стал образ и воинский подвиг выдающегося русского полководца А. Невского. Богослужебная музыка включает Величание, Стихиру на литии, Тропарь, Кондак и Акафист святому князю Александру Невскому. Светские произведения представлены кантатой С. С. Прокофьева «Александр Невский» и одноименной дилогией для голоса и фортепиано, созданной современным композитором из Беларуси Г. Ю. Лифановой. Ключевые слова: Александр Невский, Сергей Прокофьев, кантата «Александр Невский», тропарь Александру Невскому, Величание Александру Невскому, Галина Лифанова, дилогия «Александр Невский»

История России хранит немало имен выдающихся политических деятелей, полководцев, защитников рубежей нашей страны. Среди них — Александр Невский, дальновидный политик и великий полководец средневековой Руси, одержавший ряд ключевых побед в сражениях со шведскими, литовскими и немец-

кими захватчиками. Память об Александре Невском хранится в веках и в то же время ярко проявляется в современной истории и культуре нашего государства. Его именем названы улицы во многих городах, в том числе в г. Саранске; описание его жизни и подвига сохранилось не только в летописных сводах Древней Руси — ему посвящены труды историков и книги писателей последующих исторических периодов. Данная тематика представляет большой интерес для науки, о чем свидетельствуют научные конференции (чтения), которые проводятся в разных регионах и городах России. К примеру, в Пскове, освобожденном великим полководцем от немецких захватчиков в 1242 году, начиная с 2009 г. ежегодно проводятся Александро-Невские чтения, которые в 2013-м обрели статус Международных [1]. Чтения организуются совместно Администрацией Пскова и Псковской области, Воинского храма Александра Невского, а также рядом городских учреждений образования и культуры. В рамках школьных образовательных программ проводятся уроки патриотического воспитания на примере образа Александра Невского, в том числе уроки музыки.

Цель данной статьи — обзор музыкальных произведений, созданных в различных жанрах духовной и светской музыки и посвященных Александру Невскому. В связи с этим ставятся задачи:

1) представить духовные произведения, где воспевается святой благоверный князь Александр Невский;

2) рассмотреть две части кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский», воссоздающие образ великого русского полководца;

3) проанализировать дилогию «Александр Невский» современного композитора из Беларуси Г. Ю. Лифановой. Дилогия существует лишь в видеозаписи и не опубликована ни в одном нотном издании. Рукописный текст первой части дилогии для нашего последующего анализа был предоставлен автором музыки, Галиной Юрьевной Лифановой.

В рамках православной религии Александр Невский рассматривается как легенда земли русской, государственный деятель, который был не только выдающимся полководцем, но и дальновидным дипломатом, использовавшим политический альянс с Золотой Ордой для защиты православия от экспансии католической веры. Прижизненные заслуги Александра Невского позволили церкви канонизировать его на Московском соборе 1547 года. Память святого благоверного князя отмечается пять дней в году: в день смерти (преставления) 23 ноября; в день перенесения мощей 30 августа; на Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая; на Соборе Новгородских святых (третья неделя Пятидесятницы); на Соборе Владимирских святых 23 июня. Ему посвящены такие духовные произведения, как хор «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому», исполняемый на утренних праздничных службах перед Евангелием, Стихира на

31

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

32

литии, Тропарь, Кондак и Акафист святому князю Александру Невскому. Величание — это краткое песнопение торжественного характера, ритуальное восхваление святого; Стихира представляет собой богослужебный текст строфической формы, где освещается событие дня; небольшие молитвословия Тропарь, Кондак и Акафист исполняются в праздник или день прославления святого. Отметим также, что канонический напев величания Александру Невскому, приведенный в Примере 1, един для всех русских церквей; на этот же напев поются величания всем святым.

В 1939 году Сергей Прокофьев создал кантату «Александр Невский» для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра — яркий пример историко-героического эпоса. Основой для кантаты послужила музыка композитора к одноименному фильму С. Эйзенштейна о великом полководце, выпущенном годом ранее, в 1938. Часть поэтических текстов для вокальных эпизодов была написана поэтом В. А. Лугов-ским, остальные сочинил Прокофьев. Колоссальный успех фильма Эйзенштейна побудил композитора объединить инструментальные и вокальные фрагменты в кантату. Это оказалось непростой задачей, так как необходимо было создать масштабный вокально-симфонический цикл из разрозненных эпизодов к фильму. Следуя законам музыкальной драматургии, композитор выстроил семь частей кантаты в следующем порядке: 1) «Русь под игом монгольским»; 2) «Песня об Александре Невском»; 3) «Крестоносцы во Пскове»; 4) «Вставайте, люди русские»; 5) «Ледовое побоище»; 6) «Мертвое поле»; 7) «Въезд Александра во Псков». Каждая из частей содер-

Пример 1. Величание Александру Невскому

жит завершенный в смысловом отношении эпизод, но все они объединены единой сюжетной линией — это борьба русского народа с иноземными захватчиками. Некоторые современники композитора считали, что «кан-татная версия впечатляет в десять раз больше, чем музыка самого фильма» (цит. по: [2, 454]).

Две части цикла непосредственно связаны с образом русского полководца — «Песня об Александре Невском» и «Въезд Александра во Псков». Хор второй части воспевает Александра Невского, который к тому времени уже одержал победу над шведами на реке Неве и был назван Невским. Мелодия этого хора выполняет важную роль — она «служит в кантате "темой России", выражением ее непобедимой мощи» [3, 420]. Так подчеркивается неразрывная связь Александра, сына земли русской, со своим отечеством. Не случайно основная тема близка сказовым напевам с присущей им диатонической ладовой основой, размеренной метроритмикой и преобладанием поступенного мелодического движения. Но Прокофьев привнес сюда и элементы своего композиторского стиля: равномерное чеканное биение восьмых долей в партии оркестра и широкие октавные ходы, не свойственные древним напевам (Пример 2).

В финальной части кантаты — «Въезд Александра во Псков», наряду с вновь возникшим тематизмом четвертой и

пятой частей, появляется мелодия «Песни об Александре Невском». Фактически, «финал кантаты перебрасывает арку ко II части, повторяя ее экспозиционный раздел» [4, 286]. Как и во второй части, эта тема выводит на первый план образ великого русского полководца, сумевшего отразить атаку врага. Согласно логике драматургического развития, тема проходит «в блестящем хоровом звучании — под торжественный звон колоколов» [3, 423]. Ей сопутствует плясовая праздничная тема «Веселися, пой, мать родная Русь». Победа войска великого князя Александра — это победа всей Руси.

Приведем еще один пример музыкального воплощения русского историко-героическо-го эпоса, который относится к современному периоду. В 2013 году композитор из Беларуси Галина Юрьевна Лифанова написала музыкальную дилогию «Александр Невский» для голоса и фортепиано. Произведение было создано по просьбе О. Ба-кунович, ведущей литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности», которая занималась организацией вечера, посвященного Александру Невскому. Дилогия состоит из двух частей: в первой части — «А и было дело на Неве-реке» — композитор использовала текст из кантаты Прокофьева; в основе второй части — «Ледовое побоище» — лежит отрывок из одноименной поэмы К. М. Симонова. Произведение не издавалось

ТРЕГУЛОВА Н. П. ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ РОССИИ

в печатном варианте, и на сегодняшний день существует лишь рукописный вариант первой части. Автор дилогии, самостоятельно исполняющая свои произведения, неоднократно выступала с ним на сцене. В 2015 году Лифанова совместно с поэтом Олегом Ярославцевым (творческий псевдоним И. Г. Папко) создала литературно-музыкальную композицию духовно-патриотической направленности «Роза и пламя», куда вошла дилогия «Александр Невский».

Произведение начинается медленным вступлением, стилистически перекликающимся со старинными русскими былинными напевами (Пример 3). В мелодии вступления присутствует и доля песенности, о чем свидетельствуют распевы и широкие интервальные ходы во второй части периода.

Музыкально-поэтические строфы вступления складываются в пятитактовые структуры, которые вкупе с переменным размером создают атмосферу неспешно развертывающегося повествования. Несмотря на использование элементов былинного эпоса во вступительной части, ее мелодия не является точным копированием эпических напевов. Словно следуя принципу Прокофьева в период его работы над кантатой, Ли-фанова старается представить музыку «не в том виде, в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы ее сейчас воображаем» (цит. по: [2, 454]).

После ферматы темп ускоряется, мажорный лад уступает место минорному, и беспокойное биение долей размера 5/8, сменившего размеренный двухдольный метр, знаменует переход музыкального повествования в новую фазу — воспоминание о битве с тевтонскими рыцарями (Пример 4).

Пример 2. «Песня об Александре Невском»

Пример 3. Дилогия «Александр Невский», часть 1, вступление

Пример 4. Дилогия «Александр Невский», первая тема части 1

Попевочный принцип строения мелодии, логично вытекающий из структуры поэтического текста, оттеняет взволнованность рассказа и символизирует решимость воинов Александра Невского отстоять русские земли.

Первая часть представляет собой простую трехчастную форму АВА, где вторая тема звучит более распевно за счет появления размера 3/4, а затем

6/8. Подчеркнем, что эти размеры, по сути, различаются лишь внутренней группировкой длительностей. После инструментального проигрыша вновь звучит первая тема, но уже на кварту выше — в ре миноре, который в завершающих тактах переходит в одноименный мажор с двухтактовой имитацией колокольного звона, собирающего людей на битву. Возвраще-

33

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

34

ние темы вступления снимает предыдущее напряжение музыкального повествования. На этот раз звучит лишь начальная строфа — «А и было дело на Неве-реке», которая становится структурным и смысловым обрамлением основной части, за счет чего форма приобретает дополнительные черты трех-частности.

Во второй части дилогии, представляющей собой рассказ о битве с рыцарями-крестоносцами, использован отрывок из поэмы К. М. Симонова «Ледовое побоище». К сожалению, второй части дилогии пока нет в нотной записи, поэтому мы ориентировались на аудиозапись авторского исполнения. По жанровым признакам эта часть близка историческим балладам. Следуя за поэтическим текстом Симонова, композитор воспроизводит куплетную форму как основную. Тем не менее, в этой части присутствуют три повторяющиеся темы, каждая из которых является смысловым продолжением и одновременно

развитием предшествующей. Эта группировка трех последовательно звучащих тем, разделенная инструментальными проигрышами, сохраняется на протяжении всей части. Оживленный темп и равномерно-монотонная пульсация метрических долей аккомпанемента передают напряжение сцены сражения русского полководца с иноземными захватчиками. Образ полководца показан здесь в неразрывной связи с образами русских воинов, защищавших родное отечество. Вторая часть завершается повтором третьей темы на слова Симонова:

«И князь, едва остыв от свалки, Из-под руки уже следил, Как беглецов остаток жалкий К ливонским землям уходил».

Ледовое побоище и уверенная победа над тевтонскими рыцарями сделали имя Александра Невского своеобразным патриотическим символом Российского государства. Тема любви к Родине и ее защиты, связанная

с образами выдающихся полководцев, русских святых праведных воинов, всегда будет служить источником творческих идей для деятелей культуры и искусства. На основе этой тематики создавались и будут создаваться произведения, несущие заряд высокой духовности и неослабевающего интереса к истории России, полной примеров подлинного мужества и любви к Родине.

Литература

1. Александро-Невские чтения. URL: https://pskov.pobeda. ru/page/aleksandro-nevskie-ctenia (дата обращения: 22.11.2020).

2. Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М.: Молодая гвардия, 2009. 703 с.

3. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Советский композитор, 1973. Изд. 2-е. 663 с.

4. Современная отечественная музыкальная литература: 1917-1985. М.: Музыка, 2005. Вып. 1. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.