Диакон Алексий Дмитриевич Попов
«Благоверный князь Александр Невский: службы, посвященные святому»
БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: СЛУЖБЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СВЯТОМУ
Диакон Алексий Дмитриевич Попов,
клирик Преображенского храма мкр. Саввино
г.о. Балашиха
Аннотация. Настоящий текст представляет собой доклад, произнесенный на епархиальной конференции «По стопам святого благоверного князя Александра Невского» в Просветительском центре при Богоявленском соборе г. Ногинска, приуроченной к 800-летию со дня рождения праведного мужа. Автор обращает внимание на существующие службы благоверному князю Александру и на их различия, а также - на акафист. Рассказывается кратко история создания богослужебных текстов святому и их различие между собой. Также отмечается о его почитании в разных достоинствах.
Ключевые слова: благоверный князь Александр Невский, богослужебные тексты, акафисты, литургика, история Русской Православной Церкви, перенесение святых мощей, Богородицерождественский монастырь, Александро-Невская Лавра, Минея.
THE HOLY PRINCE ALEXANDER NEVSKY: SERVICES DEDICATED TO THE BLESSED
Deacon Alexiy (Aleksey) Dmitrievich Popov,
Clergyman of the Transfiguration Church, md. of Savvino,
Balashikha
Abstract. This text is a report delivered at the diocesan conference «In the Footsteps of the Holy Prince Alexander Nevsky» at the Educational Center at the Epiphany Cathedral in Noginsk, dedicated to the 800th anniversary of the birth of the righteous man. The author draws attention to the existing services to the blessed Prince Alexander and their differences, as well as to the akathist. The story of the creation of liturgical texts to the saint and their difference between each other is briefly told. It is also noted about his veneration in various virtues. Keywords: Blessed Prince Alexander Nevsky, liturgical texts, akathists, liturgics, history of the Russian Orthodox Church, transfer of holy relics, the Theotokos of the Nativity Monastery, Alexander Nevsky Lavra, Minea.
вятой благоверный князь Александр Невский - яркая фигура для светской и церковной историй. Но важно не только житийное и научное описание этого праведного мужа и полководца, но и его церковное прославление через богослужебные тексты. В нашем распоряжении есть две службы - на преставление и перенесение его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году - и акафист.
Служба на преставление. Служба была написана по одной версии - неким настоятелем Богородицерождественского Владимирского монастыря архимандритом Викентием [6, с. 145], по иной версии - монахом Владимирским Михаилом [4, с. 542],
№ 1 (12), 2022
которого далее мы еще упомянем. Вероятнее всего ее написал в 1540 году боярин Михаил (по другой версии - Василий) Тучков, в иночестве носивший имя Илия [6, с.145]. Дополнения в тексте, по одной из версий, делал настоятель Богородицерож-дественского монастыря города Владимира архимандрит Иона (Думин; 1584-1588) [4, с. 542].
Первый канон святому Александру составил автор богослужебных текстов благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских некий «монах Владимирский Михаил» [6, с. 157], который был не самостоятельным автором, а брал понравившиеся обороты и вставлял уже в свои тексты. Так, например, упомянутый канон списан им с гимнографических творений преподобного Феофана [6, с. 148].
Особо стоит уделить внимание замечанию русского церковного писателя-эмигранта Феодосия Георгиевича Спасского (1897-1979), который пишет, что монах Михаил составил новый канон святым Петру и Февронии Муромским именно со своего составного канона благоверному Александру Невскому, так как многие соединенные обороты дословно повторяются в двух текстах [6, с. 160]. Тем же Феодосием Георгиевичем отмечается неоднократное обращение поздних гимнографов к службе святого князя: он утверждает, что первая стихира преподобному Зосиме Соловецкому на «Господи, воззвах» [6, с. 189], списана со стихиры из службы святому Александру.
В 1610 году в «Минее» появилась служба благоверному Александру Невскому с пометкой: «Аще благословит настоятель, творим полиелей» [4, с. 542]. В 1637 году в новой праздничной «Минее» была помещена та же службой, но с дополнением -было вставлено особое величание святому, где он прославлялся как преподобный [4, с. 542].
В середине XIX столетия архимандритом (впоследствии - епископ) Кириллом (Наумовым) текст службы святому Александру был переработан и исправлен. Особенно бросается в глаза то, что вместо «града Владимира» исправитель поставил «град святаго Петра». В 1860 году Святейший Синод благословил петь исправленную службу [5, с. 131-132]. Однако при ее рассмотрении в «Зеленой Минеи», изданной в 2002 году, можно заметить, что везде пишется первоначальный вариант (т.е. «град Владимир»).
Служба на перенесение мощей. Второе празднование святому - 12 сентября -совершается благодаря императору Петру I. 30 августа 1724 года был освящен верхний храм Александро-Невской Лавры и принесены в Петербург из Владимира мощи благоверного князя. Этот день был выбран неслучайно: 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, завершивший Северную войну победой Российского государства. Параллельно с новым днем памяти святому, в тот же день император Петр Великий постановил совершать «Службу на воспоминание мира со свеями», которую составил епископ Рязанский Гавриил (Бужинский) [6, с. 64]. В тот же день совершается память святителя Александра, патриарха Константинопольского (+340) - Небесного покровителя благоверного князя [6, с. 12].
Служба святому Александру в день перенесения его мощей была практически заимствована с дня его преставления: взяты практически все стихиры, канон на утрени сделан единый из двух существующих [6, с. 64-65]. Однако есть в этой службе и новые тексты: вторая стихира и стихира на «Славе» на «Господи, воззвах», четыре стихир со «Славой», седален по первом стихословии, кондак и икос и хвалительные стихиры [6, с. 66], а также светилен. В них святой прославляется как благоверный
ЛИТУРГИКА, ГОМИЛЕТИКА, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ Диакон Алексий Дмитриевич Попов
«Благоверный князь Александр Невский: службы, посвященные святому»
князь, а не как преподобный. Это вполне логично: в том же году Святейший Синод постановил изображать на иконах святого Александра не в монашеских одеждах, как раньше, а в княжеских [4, с. 543]. Ф.Г. Спасский отмечает, что благодарственная служба «на воспоминание мира со свеями» своим высокопарным слогом и чрезмерным восхвалением императора закрывает собой параллельно совершавшуюся службу праведному князю [6, с. 320].
Текст благодарственной службы «на воспоминание мира со свеями» в соединении со службой святому Александру был напечатан в так называемых «Зеленых Минеях», изданных в начале XXI столетия [2, с. 244-271].
Разница двух служб. При прочтении первой и второй служб святому Александру видны различия. В первой мы замечаем частое употребление мирского имени праведного мужа, но без подчеркивания того, что он прославляется именно как «благоверный князь» (больше подчеркивается, что он «блаженный»). Во второй ярко выражено, что славословие совершается именно праведному правителю. В первой службе есть обращение к святому по монашескому имени - «Алексий» (например, третья стихира на литии пятого гласа - «Богоприятне и преподобне Алексие...»), перед чтением Евангелия на утрени указано возглашать преподобнические прокимен «Честна пред Господем...» и читать сорок третье зачало из Евангелия от Матфея. Во второй службе святой прославляется только как благоверный князь. Первая служба особенно показывает благоверного как борца против латинизма и поборника благочестия.
Акафист. В 1852 году архимандритом (впоследствии - епископом) Кириллом (Наумовым) был написан акафист благоверному князю Александру Невскому с прибавлением молитвы, читаемой около раки с мощами святого в Александро-Невской Лавре. Несмотря на одобрение Цензурного комитета, Святейший Синод вернул рукопись акафиста для доработки и исправления ошибок. В 1853 году тот же Святейший Синод, получив исправленный богослужебный текст, благословил печатать и распространять акафист святому Александру [5, с. 129-131].
Текст акафиста соответствует переписанной в XVIII столетии службе - более святой воспевается не как монах, а как военачальник и защитник Русской земли с именем до принятия пострига: «Избранному воеводе земли Российския, светлому украшению Церкве Православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому.» [1, с. 400] И только кратко, в десятом икосе, упоминается о принятии святым незадолго до кончины монашества: «Радуйся, обетами иночества святое житие свое увенчавый» [1, с. 408]. В двенадцатом икосе так же кратко призывается как примером, живущим в иночестве: «Радуйся, иноком, яко инок, полезное примером жизни своея наставление преподаваяй» [1, с. 410].
Во всем тексте акафиста ни разу не упоминается святой с именем в постриге или в лике преподобного.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акафистник. - М.: Даниловский благовестник, 2001. - 608 с.
2. Минея август. Ч.3. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. - 384 с.
№ 1 (12), 2022
3. Минея ноябрь. Ч.2. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. - 576 с.
4. Назаренко А.В., Квилидзе Н.В. Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. Том I. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С.541-544.
5. Попов А.В. Православные русские акафисты. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. - 656 с.
6. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. - 544 с.