№ 1 (10), 2021
пдю оватого ш штцп hsegkopo
УДК 246.5
-94--4-fgl" 'У--
ЧЕРТЫ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
Коломникова Елена Николаевна,
преподаватель факультета церковных искусств, Омская духовная семинария
Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты развития иконографии святого благоверного князя Александра Невского в церковном искусстве, презентация его образа в светском искусстве XVIII - начала XX века и его отражение в работах советских художников.
Ключевые слова: иконография, русская иконопись, русские святые, святой благоверный великий князь Александр Невский, советское искусство, академический стиль, плакат.
FEATURES OF THE ICONOGRAPHY OF THE FAITHRUL ST. PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN SOVIET ART
Kolomnikova Elena Nikolaevna,
Lecturer at the Faculty of Church Arts, Omsk Theological Seminary
Abstract. The article examines the main stages in the development of the iconography of the Faithful St. Prince Alexander Nevsky in church art, the presentation of his image in secular art of the 18th - early 20th centuries, and its reflection in the works of Soviet artists.
Keywords: iconography, Russian icon painting, Russian saints, the Faithful Saint Prince Alexander Nevsky, Soviet art, academic style, poster.
Jin
11 браз святого благоверного великого князя Александра Невского наряду 11 с другими подобными ему по величию и значимости для Отечества лич-U ностями, такими как равноапостольный князь Владимир, князья Борис и Глеб, преподобный Сергий Радонежский, проходит через всю русскую историю. Он мог немного изменяться, приобретать большее или меньшее значение в определенные ее периоды, но никогда не предавался забвению. Даже в годы насаждения атеизма и повсеместного истребления памяти о православных святынях наследие святого Александра Невского подспудно продолжало жить в традициях патриотического отношения и любви к своему Отечеству, народу. Не зря во время лихолетья и вражеских экспансий именно к его образу обращались главы советского государства, чтобы поддержать дух воинства на передовой и в тылу.
Традиция почитания святого князя Александра Невского зародилась еще в XIII веке почти сразу после его кончины. Поначалу она носила местный характер
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
и не выходила за пределы монастыря Рождества Богородицы во Владимире, где находились его останки, монахи которого особо чтили святого князя, что отражено в составленной ими агиографически стилизованной биографии «Повести о житии Александра Ярославича Невского» [6, с. 542]. А в 1380 г. накануне Куликовской битвы произошло обретение его нетленных мощей при участии правнука Дмитрия Донского. Победа же в этом сражении, по убеждению русского народа, состоялась во многом благодаря небесной помощи и ходатайству князя Александра Невского, при жизни бывшего великим полководцем и мудрым правителем. Именно тогда почитание его сугубо монахами монастыря во Владимире переросло в почитание простым людом данной местности, обращавшихся к святому с просьбами заступничества и исцеления. Последовавшие многочисленные чудеса от мощей князя, засвидетельствованные монахами Рождественского монастыря в «Слове похвальном Александру» [7], являлись доказательством святости великого князя и послужили одним из поводов к его канонизации в 1547 г. при царе Иване Грозном. Тогда при митрополите Макарии состоялось соборное прославление князя Александра Невского по канону как преподобного, так как перед самой кончиной уже на смертном одре он принял схиму с именем Алексий. Ему была составлена служба, канон, акафист, появились первые иконы.
Традиция почитания святого Александра Невского и как преподобного, и как великого князя-воителя отразилась в иконографии, которая представляет два варианта образа этого святого. Памятники церковного искусства свидетельствуют о том, что они практически одновременно появились в истории после его канонизации в XVI веке и изменялись вместе с происходившими с течением времени переменами в истории и культуре России. Одними из значимых примеров изображений святого Александра Невского как преподобного являются икона-таблетка из собора святой Софии в Новгороде «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский», фреска середины XVI в. северо-западного столпа Благовещенского собора Московского Кремля, расшитые лицевые покровы XVI в. [6, с. 544] (рис. 1).
Канон, по которому они выполнены, закреплен в сводном иконописном подлиннике, предписывающем изображать святого Александра Невского следующим образом: «Брада аки Козмина, в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат, сам телом плечист» [цит. по: 1, с. 317].
Княжеская иконография святого Александра Невского ярко представлена в книжной миниатюре XVI века. Так, в известном Лицевом летописном своде содержится целая серия иллюстраций, где Александр Невский изображен в княжеском одеянии в палатах или в шапке, плаще и доспехах в батальных сценах, повествующих о борьбе со шведами и немецкими рыцарями. Подобным образом он представлен и на некоторых монументальных памятниках XVI века: в росписи Архангельского собора Московского Кремля святой князь показан в богато расшитой шубе, княжеской шапке, с крестом в правой руке, а на московской иконе середины XVI века, называемой «Воинствующая церковь», верхом на коне, в шлеме и броне (рис. 2). Такой тип иконографии ближе к описанию облачения, подобного у святого Георгия Победоносца, которое предписывает писать другой источник - Новгородский иконописный подлинник: «...аки Георгий - киноварь, испод - лазорь» [цит. по: там же].
Я*6
О
шЛ7шР<Ъ
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
Рис. 1. «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский», икона XVI в.
№ 1 (10), 2021
Рис. 2. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
Обе линии иконографии продолжали существовать и параллельно развиваться вплоть до XVIII века, когда в ситуацию вмешались события, связанные с эпохой Петра I. Как пишет исследователь А. Карпов, царь «увидел в Александре Невском своего предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море, поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город» [3, с. 16]. Основав в нем монастырь и перенеся мощи святого князя в день заключения Ништадского мира, Петр I однозначно указал на участие заступника в этом событии, и его «почитанию был придан государственный характер» [8, с. 143]. Образ святого князя Александра Невского надолго вошел в светскую и духовную жизнь императорской фамилии, став своеобразным покровителем царского рода как основы Российской империи, потому уже более строго, официально на государственном уровне стал решаться вопрос иконографии этого образа. Так, Святейший Синод указом от 15 июня 1724 г. предписал изображать Александра Невского только в великокняжеских одеждах, в монашеском же облачении более представлять его не следовало. В дальнейшем княжеский тип иконографии развивался и видоизменялся в русле общих перемен, происходивших в русском церковном искусстве. Изображения святого Александра Невского XVIII - XIX веков писались в более светской манере, напоминали академическую живопись. Кроме стилистических особенностей, иконография святого князя приобрела некоторые характерные черты, которые сохранились вплоть до начала XX века: плащ, броня или римские латы, царская корона или шапка с горностаевым мехом, под стать ей мантия, отороченная тем же мехом. Среди атрибутов образу Александра Невского практически всегда сопутствовали меч или крест в руках князя, знамя с изображением Спаса Нерукотворного. Очень часто фигуру святого располагали на фоне Невы, Петропавловской крепости или палат Петербурга либо пейзажа Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря (рис. 3). Помимо фронтальных изображений, бытовали иконы с образом великого князя верхом на коне и часто с мечом в руках, которые, вероятнее всего, продолжали традицию его изображений в книжной миниатюре, представляющей жизнь и подвиги святого Александра Невского.
Несмотря на официальные запреты, «монашеский» тип иконографии не исчез совсем и, как отмечает исследователь Ю.К. Бегунов, продолжал существовать у старообрядцев. Примеры тому - иконы мстерских мастеров XIX века [1, с. 323].
Кроме распространенных фронтальных изображений святого Александра Невского, встречались такие, на которых он представлен в «трехчетвертном повороте с молебно вытянутыми руками» [4, с. 281]. Такие изображения святых в молитвенной позе, обращенные к Христу, Богоматери, Троице или чтимому иконному образу, которые помещались на облаках или в небесном сегменте, были характерны для русского церковного искусства XVI-XVIII веков (рис. 4). Представляя святого Александра Невского как заступника и молитвенника за русскую землю и народ, такие иконы чаще всего опирались на «преподобнический» тип его иконографии. Но уже в XVIII-XIX веках подобные черты моления (положение тела, устремленный вверх взгляд, жесты рук) стали встречаться и на иконах «княжеского» типа (рис. 5).
Развиваясь в русле общих изменений в русской иконописи периода упадка и отхода от классических традиций «рублевской эпохи», нарастания живоподо-бия, а затем и вовсе перехода к академической манере изображений, иконогра-
Рис. 3. Святой князь Александр Невский. Рис. 4. Икона святого князя Александра Санкт-Петербург. Вторая половина XIX в. Невского. XVII в.
Рис. 5б. Икона святого князя Александра Невского. Перв. треть XIX в.
Рис. 5а. Икона святого князя Александра Невского. Вторая половина XVIII в.
№ 1 (10), 2021
л1 ЧрУ
^^ НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
фия святого Александра Невского все же сохранила «типологическое сходство с обликом князя, созданным в искусстве XVI столетия» [4, с. 283]. Хотя такие иконы уже трудно было назвать иконными образами, и по манере исполнения они стали очень близки образам, созданным в светской живописи и монументальном искусстве. Во многом это объясняется тем, что и те, и другие создавались мастерами, прошедшими академическую школу и участвующими в украшении церковного интерьера. Как отмечает исследователь А.А. Карев, «очертания темы Святой Руси в исторической живописи сопровождались поисками адекватных форм ее воплощения» [2, с. 295]. В этих поисках обе манеры, светская и церковная, сходились в некоторых точках, пересекались, представляя в образе Александра Невского и святого, и историческую личность. Так, например, уже на мозаике, созданной Ломоносовым, при передаче образа князя под стать изображению правящего воителя, императора просматривается явный намек на изображение нимба вокруг его головы (рис. 6). На картине Г.И. Угрюмова, представляющей торжественный въезд Александра Невского в Псков после победы над немцами, образ князя написан во вполне академической манере (рис. 7). Более того, он словно по заказу напоминает молодой «образ любимого внука императрицы» [2, с. 293]. Но вместе с тем на этом полотне заметны и черты церковной иконографии образа князя: как и на иконах,
Рис. 6. Александр Невский, мозаика ломоносовской мастерской. 1757-1758 гг.
Рис. 7. Угрюмов Г.И. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков. 1793 г.
Рис. 8. Васнецов В.М. Святой князь Александр Невский. 1885-1893 гг.
здесь присутствуют его атрибуты: княжеское одеяние, меч, а вдалеке стяги с образом Спаса Нерукотворного. Под композиционным решением в виде представленным вдалеке псковским трехглавым храмом искусствовед А.А. Карев усматривает покровительство Святой Троицы над князем Александром, переданное таким образом автором-живописцем [2, с. 293]. Подобную же линию иконографии продолжает в XIX веке художник Ф.А. Моллер, создавая серию работ об Александре Невском в монументальной живописи. Каждая из них демонстрирует определенный сюжет из житийного цикла о святом князе: о видении перед сражением святых покровителей Бориса и Глеба, о походе в орду и отказе от языческого поклонения, о победе над шведами и немцами. Все вместе они словно следуют за изображениями клейм известных ранее житийных икон святого князя Александра Невского, но в своей манере передают традиционные сказания. Подобная же работа в изображении избранных сюжетов была несколько позже проделана другим художником Г.И. Семирадским при росписи Храма Христа Спасителя. Конец XIX - начало XX века вообще был периодом, изобилующим на строительство и благоу-крашение соборов и церквей. А образ святого князя Александра Невского оставался одним из любимых, традиционных, поэтому, как правило, присутствовал в живописи каждого храма. В периоды же нестабильности, лихолетья и возможных вражеских экспансий, каковыми и были эти переходные между столетиями годы, к нему как к воителю и небесному заступнику за Отечество и народ все больше обращались в молитве и почитании. Соответствующим образом, в духе времени передавался художниками, трудившимися над росписями храмов, образ святого князя. У В.М. Васнецова он «всецело предан молитве» и «погружен в глубокую думу... как печаль о непростой доле народа русского, постоянно нуждающегося в защите от врагов и небесном покровительстве» [2, с. 304] (рис. 8).
№ 1 (10), 2021
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского
в советском искусстве»
Хотя в изображении князя присутствуют свойственные классической церковной иконографии атрибуты (нимб, княжеские одежды, плащ и кольчуга, крест, меч и стяг со святым образом в руках), общий облик, взгляд, излишняя орнаментальность и фольклорность напоминают скорее богатырей из сказки, красочно воплощенных в творчестве Васнецова. Несколько иначе, но тоже в своей собственной манере отображен образ Святого Александра Невского в работах М.В. Нестерова. Его «князь в молении» повторяет традиционные черты этого иконографического типа: молитвенная поза и сложение рук, крест, предстояние перед иконой Богородицы (рис. 9). В определенной мере основную композицию традиционной иконографии повторяет и другая его работа - роспись «Христос во славе с предстоящими святым Александром Невским и святым Георгием Победоносцем», в чем-то напоминая икону Спаса Смоленского с припадающими святыми князьями. Не раз обращался к образу князя Александра известный художник Н.К. Рерих, представляя его в разные годы XX века в свойственной ему стилизации, в которой все же видно воспевание великого полководца и правителя.
В целом, к концу XIX - началу XX в. в русском обществе сформировался и прочно укрепился образ святого Александра Невского как национального героя, радеющего за мир и процветание в своем Отечестве, сделавшего правильный выбор в трудный и неспокойный для Руси период истории. Это понимание сохраняется на протяжении XX века, несмотря на значительный период антирелигиозной политики в атеистическом советском государстве, и особенно актуализируется в годы тяжелейшей экспансии с запада. Еще до начала Второй мировой войны и в ее ожидании, в условиях опасности нападения со стороны немецкого государства вновь акцентируется внимание на победах святого князя Александра Невского на Чудском озере, его борьбе с немецкими рыцарями. В это время специально по заказу верхов СССР снимают фильм об Александре Невском. А в годы Великой Отечественной войны правящие круги снова обращаются к образу великого князя для поддержания духа героизма и патриотизма: пишут картины, ему посвященные, в Красной армии учреждают орден Александра Невского, его именем называют эскадрилью.
Призванные поддержать определенный дух в зрителях, картины советских художников на темы борьбы с западными захватчиками вполне реалистичны и полны психологизма. Они изображают батальные сцены, где передается ненависть к врагам, отвага и накал боя. Такими предстают русские воины в картинах В.А. Серова («Ледовое побоище», «Торжественный въезд Александра Невского в Псков») (рис. 10, рис. 11). Образ князя на этих работах прописан соответственно эпохе: в академическом стиле, согласно историческому жанру. Они выглядят как некая реконструкция древних сказаний о былых событиях и как реконструкция, должны были опираться на какие-то образцы и примеры, созданные или описанные ранее. Вторая из указанных работ напоминает и в определенной степени повторяет картину Г.И. Угрюмова. Среди традиционных атрибутов образа святого князя здесь присутствуют княжеские одежды с латами и красным плащом, меч, стяги со святыми изображениями позади его фигуры. Другим значительным произведением советского периода, написанным в годы войны, была центральная часть триптиха «Александр Невский», созданного П.Д. Кориным (рис. 12). Она настолько емко и ярко представляла образ князя как защитника и не ломимого «ратоборца», что в дальнейшем даже была превращена в
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
Рис. 10. Серов В.А. Ледовое побоище. 1942 г.
Рис. 11. Серов В.А. Торжественный въезд Александра Невского в Псков. 1945 г.
Рис. 12. Корин П.Д. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942 г.
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
действенный плакат. Об истоках этого произведения искусствовед А.А. Карев пишет следующее: «Центральная часть самым уместным образом вобрала в себя разнообразные художественные традиции в области иконы, монументальной живописи, парадного портрета» [2, с. 309]. В отличие от предыдущих панорамных произведений, представляющих исторические события, где образ князя - лишь часть общего повествования, эта картина целиком посвящена его личности, а образ занимает всю центральную область, потому здесь хорошо видны атрибуты княжеской иконографии: стальные латы, плащ и меч. А позади, хотя и не в руках князя, как на иконах, а лишь частично, представлен стяг с ликом Спаса Нерукотворного. Подобный же ход этот автор повторил значительно позже, в 50-х годах, в другой своей работе - мозаике, созданной для станции метро, которая должна была воспевать победы советского народа в войне с западными захватчиками (рис. 13). Образ Александра Невского, воплощенный в мозаичной технике, содержит в себе все те же черты: на этот раз представляет ратника, восседающего на коне, позади которого все также развевается стяг с образом Спаса, хотя и в полусвернутом виде, значительную часть золотого, традиционно иконного, фона занимает храм. Обнаруживая некоторые явные соответствия с церковной иконографией святого князя Александра Невского, произведения светских художников советского периода все же формируют свой характерный облик великого князя. Он похож на былинного героя, богатыря: в кольчуге или латах, обязательно в красном плаще и в отличие от церковной иконографии не в великокняжеской шапке или короне (в поздних вариантах иконографии под западным влиянием), а в русском боевом шлеме. Такой образ прочно укрепился в советском искусстве 40-50-х гг. и в дальнейшем вызывал точные ассоциации у зрителей в связи с образом Александра Невского.
Занимая столь значительное место среди художественных образов светского искусства военного времени и сразу после войны в связи с победой, образ святого князя в последующие мирные годы постепенно уступает место другим, более актуальным для периода восстановления страны примерам самоотверженного труда, ответственности и т.д. Но он никогда не предавался забвению и вновь актуализируется в 80-е годы в связи с «нарастающей значимостью празднования Дня Победы» и «патриотическими настроениями по поводу ожидания празднования тысячелетия Крещения Руси» [2, с. 312]. В целом 80-90-е годы - это была уже другая эпоха, хотя еще Советского государства, но связанная с возрастанием интереса к вековым русским традициям, православию, его культуре, поэтому созданное художником С.Н. Присекиным полотно «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» было как своевременное прекрасно воспринято в академических кругах и поддержано на правящем уровне (рис. 14). Сам автор презентовал свою работу следующим образом: «На Руси защита ее рубежей, ее достоинства - обязательная мужская работа, ратный труд, поэтому на картине изображена не бойня, скорее молитва». Более того, он подчеркивает, что «иконописной пластикой... пытался проиллюстрировать основной девиз картины, начертанный на щите дружинника Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде» [2, с. 313]. Соответственно такой объявленной программе картины представлен князь Александр Невский: верхом на боевом коне, в латах, с развевающимся красным плащом, с мечом в руках и под великокняжескими стягами. Так автор сохраняет основную атрибутику традиционного образа. Она же четко прослеживается и в мозаичном произведении другого
Рис. 13. Корин П.Д. Александр Невский, мозаика для станции метро в Москве.
1951-1952 гг.
Рис. 14. Присекин С.Н. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! 1983 г.
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
автора того же времени А.К. Быстрова в монументальной работе, оформившего одну из станций метро в тогдашнем Ленинграде - «Площадь Александра Невского» (рис. 15). Исследователю русской исторической живописи Н.А. Яковлевой здесь видятся «традиции русской иконы» [цит. по: 2, с. 313]. Они просматриваются в княжеском боевом облачении князя, наличии основных атрибутов, присутствии стягов с иконными изображениями Спаса и святого Георгия Победоносца.
Кроме произведений светского направления, в советские годы последнего периода, когда стало возможным обращение к православным корням, их изучение, были созданы иконописные работы новых мастеров в русле возрождающейся традиции церковного искусства. Одним из первых таких примеров образа святого благоверного князя Александра Невского, написанных в рамках русской школы иконописи, стали иконы монахини Иулиании (М.Н. Соколовой). Они были созданы ею в 1970-х гг. «в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии» [5] и представляли собой так называемую икону-таблетку, которая представляла сразу великокняжеский и преподобнический изводы в их классическом виде (рис. 16). Заметных изменений в церковной иконографии образа святого князя в последний период не наблюдается.
Кроме академического искусства советского периода, образ святого князя Александра Невского широко использовался, особенно в годы Великой Отечественной войны, на агитационных плакатах. Этот вопрос достоин отдельного рассмотрения и, возможно, дальнейшего детального изучения. Пропаганда различных идей и настроений средствами изобразительного искусства всегда широко применялась правящими кругами для формирования определенного общественного мнения, поддержания некоего духа. Различные плакаты, листовки, открытки получили свое распространение еще в начале XX века и затем как наиболее доходчивый для простого народа вид искусства прочно вошли в советскую культуру. В годы войны они наряду с кинофильмами, произведениями художественной литературы широко использовались для поднятия духа советских солдат, а также для поддержания находящихся в тылу и осажденных врагом. Обращаясь к памяти предыдущих поколений, историческому прошлому, художники этого жанра часто использовали в своих рисунках образы знаменитых полководцев и воителей прошлого. Среди них наиболее часто на таких произведениях встречался образ князя Александра Невского. Возможно, еще и потому, что обстоятельства его жизни и дела имели непосредственное отношение к немецкой вражеской экспансии, от которой не в первый раз терпело беды русское государство и с которой он успешно боролся в свое время. Такие параллели современных боев русских солдат с немецкими фашистскими захватчиками и сражений дружин князя Александра Невского с тевтонскими рыцарями проводили создатели плакатов на языке искусства. Хорошо известны их работы в этом направлении: В.А. Серова «Били, бьем и будем бить» (рис.17), Кукрыниксов «Бьемся мы здорово, бьемся отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева» (рис. 18), В.С. Иванова и О.К. Буровой «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет» (рис. 19), И.М. Тоидзе «Во имя Родины: вперед, богатыри!» и другие. «Для бойцов и командиров Красной армии образ Александра Невского стал символом отмщения ненавистному и безжалостному врагу», - пишет исследователь М.Ю. Мягков [5, с. 400]. На произведениях этого особого жанра советского искусства вполне узнаваем все тот же сформировавшийся в его рамках образ князя
Рис. 15. Быстрое А.К. Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями. Мозаика для станции метро в Санкт-Петербурге. 1990 г.
Александра Невского, напоминающего русского богатыря: в доспехах или кольчуге, плаще, боевом шлеме, обязательно с мечом в руках, иногда верхом на коне. Здесь нет только стягов с изображением Спаса, которые, вероятно, все же не совсем соответствовали требованиям агитационного произведения советских художников атеистического государства. Зато на некоторых примерах присутствует щит в руках князя, на щитах же в действительности традиционно часто встречались, как своего рода защита, символические священные изображения. Показателен в связи с церковной иконографией один из названных плакатов - рисунок Кукрыниксов. На нем наряду с князем Александром Невским изображены полководец царской эпохи Суворов и один из вождей советского времени Чапаев, которые словно ведут в бой советских солдат, находясь над ними, возглавляя и защищая. В способе такого изображения, передаваемой им идее просматривается параллель с заступничеством небесных покровителей-воинов, традиционно представленных на иконах. В качестве примера достаточно вспомнить житийную икону святого князя Александра Невского, одно из клейм которой описывает сюжет с покровительством святых князей Бориса и Глеба, помогавших по преданию молодому князю в битве с врагом. Вероятно, не целенаправленно, но все же исходя из общего понимания культуры, традиционных ценностей, хранившихся и передававшихся с понятиями любви к Родине, ответственности за нее, защиты, эти символы и способы выражения были использованы в работах советских авторов.
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
Рис. 16. Монахиня Иулиания. Икона св. князя Александра Невского. 1970-е гг.: а) преподобнический извод; б) великокняжеский извод
ВИЛИ к БЬЕМ
И БУДЕМ ВИПЬ
Рис. 17. Серов В.А. Били, бьем и будем бить. Плакат. 1941 г.
штш
омской православной духовной семинарии
Is S
rfj "^fti
Рис. 18. Рисунок Кукрыниксов. Бьемся мы здорово, бьемся отчаянно -внуки Суворова, дети Чапаева. 1941 г.
Рис. 19. Иванов В.С., Бурова О.К. Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. 1942 г.
№ 1 (10), 2021
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Коломникова Елена Николаевна «Черты иконографии образа святого благоверного князя Александра Невского в советском искусстве»
Вот так подспудно в работах советских художников как академического направления, так и в произведениях других жанров проявлялись черты иконографии князя Александра Невского, некогда сформировавшейся в русле православного церковного искусства. Создавая свои полотна, мозаики, рисунки, авторы так или иначе опирались на прошлый опыт, потому в их работах часто видны параллели и заимствования. Кроме того, они обращались в создании своих произведений к одноименным сюжетам, сохраняя и продолжая традицию их изображения, поэтому стало возможным проследить определенную линию развития иконографии святого князя Александра Невского от первых образов церковного искусства к его представленности в искусстве светского направления и заметить некоторые сохранившиеся по традиции черты его иконографии в искусстве советских художников. И хотя в целом это был свой особый образ национального героя, в котором прежде всего воспевались патриотизм и самоотверженность, отвага и доблесть воина, в нем все же символически были представлены черты христианского образа небесного защитника, покровителя русской земли и народа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Не в силе Бог, но в правде: Святой благоверный князь Александр Невский. Церковно-исторический сборник. / Сост. Е.А. Смирнова. - М.: Сибирская благозвонница, 2007. - 336 с. - С. 315-323.
2. Карев А.А. Образ Александра Невского в русской живописи ХУШ-ХХ веков. // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Ред. Торкунов А.В. - М.: Архитек-тура-С, 2014. - 536 с. - С. 285-314.
3. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 329 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. Биогр.; вып. 5).
4. Квливидзе Н.В. Иконография Александра Невского. // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Ред. Торкунов А.В. - М.: Архитектура-С, 2014. - 536 с. -С. 267-284.
5. Мягков М.Ю., Асташин Н.А. Образ Александра Невского накануне и в годы Великой Отечественной войны. // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Ред. Торкунов А.В. - М.: Архитектура-С, 2014. - 536 с. - С. 383-406.
6. Назаренко А.В. Александр Ярославич Невский. // Православная энциклопедия: под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Т. I. А-Алексий Студит. - 752 с. - С. 541-543.
7. Николай, еп. Балашихинский. Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии / https://azbyka.ru/days/p-blagovernyj-knjaz-aleksandr-nevskij-v-pamjatnikah-ikonografii (дата обращения: 20.08.2020).
8. Сказание о благоверном великом князе Александре Невском: литературно-художественное издание. - М.: РИЦ «Классика», 2019. - 176 с., цв. ил.
Рецензент: магистр теологии, иерей Андрей Анатольевич Денисов, Омская духовная семинария.