Научная статья на тему 'Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века'

Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОГРАФИЯ / РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ / РУССКИЕ СВЯТЫЕ / ПОЧИТАНИЕ / СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / РЕСТАВРАЦИЯ / ICONOGRAPHY / RUSSIAN ICONOGRAPHY / RUSSIAN SAINTS / THE VENERATION OF THE HOLY BLESSED GRAND PRINCE ALEXANDER NEVSKY / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коломникова Елена Николаевна

В статье описываются результаты изучения формирования иконографии святого князя Александра Невского в XVI XX вв. в связи с реставрацией печатной иконы святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF VENERATION OF THE HOLY GREAT PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN ICONOGRAPHY OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article describes the results of studying the formation of the iconography of the Holy Prince Alexander Nevsky in the XVI-XX centuries in connection with the restoration of a printed icon of the Saint

Текст научной работы на тему «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

удК 246.5

ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ИКОНОГРАФИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Коломникова Елена Николаевна, выпускник факультета церковных искусств, библиотекарь, Омская духовная семинария, г. Омск

В статье описываются результаты изучения формирования иконографии святого князя Александра Невского в XVI - XX вв. в связи с реставрацией печатной иконы святого.

Ключевые слова: Иконография, русская иконопись, русские святые, почитание, святой благоверный великий князь Александр Невский, реставрация

THE TRADITION OF VENERATION OF THE HOLY GREAT PRINCE ALEXANDER NEVSKY IN ICONOGRAPHY OF THE BEGINNING

OF THE XX CENTURY

Elena Nikolaevna Kolomnikova, graduate of the faculty of Church arts, Omsk theological Seminary, librarian, Omsk

The article describes the results of studying the formation of the iconography of the Holy Prince Alexander Nevsky in the XVI-XX centuries in connection with the restoration of a printed icon of the Saint. Keywords: Iconography, Russian iconography, Russian saints, the veneration of the Holy blessed Grand Prince Alexander Nevsky, restoration

11

I вятой благоверный великий князь Александр Невский является одним из 1ж наиболее известных святых Русской Православной Церкви, традиция по-ts читания которого была заложена практически с момента его кончины в XIII веке. И вот уже на протяжении восьми столетий русский православный народ продолжает обращаться к нему с молитвой о заступничестве перед лицом врага видимого и невидимого, причем не только в общей соборной молитве. Сколь много людей, как известных в истории России, так и простых обывателей, были названы в честь великого князя Александра Невского, который вместе с тем становился их небесным покровителем. Об этом свидетельствует распространённость имени и количество икон святого благоверного князя Александра Невского, обыкновенно бытовавшее на территории России во все времена ее истории.

Одна из таких икон конца XIX - начала XX вв. попала в реставрационную мастерскую Омской духовной семинарии, что собственно послужило поводом для изучения ее иконографии для качественного проведения восстановительных работ и научных изысканий. Эта икона была передана на реставрацию прихо-

t)k 282 ACr^ftA'AGY^^

жанкой одного из Омских приходов, так как имела незначительные повреждения изображения в частях личного письма (лик и рука святого) и более значительные в части изображения одежд (латы, мантия), отсутствовала надпись с именем святого (рис. 1).

Сложно утверждать, что эти царапины были сделаны намеренно с целью как-то оскорбить традиции православных верующих, что часто совершалось в советский период. Но и исключать подобное нельзя. Поскольку сама прихожанка получила эту икону по наследству уже в таком качестве, не зная ее истории. По своему внешнему виду, материалам, из которых изготовлена, она была атрибутированна как печатная икона, выполненная способом хромолитографии на жести.

Из истории известно, что такие иконы массово выпускались в конце XIX - начале XX вв. на «фабриках француза А. Жако и Ко и немца В. Бонакера в Москве», которые наряду с иконными изображениями на том же оборудовании изготавливали различные жестяные упаковки для чая, кондитерских изделий и др. [6].

Один из православных авторов пишет о таких расхожих иконах следующее: «Подобная продукция по внешним качествам, до зрительного обмана, напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов, на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. К 1901 г. жестяными дешевыми иконами был наполнен иконный рынок страны» [8].

Последнее утверждение, впрочем, не умаляет ценности самих образов, созданных таким способом, новаторским для конца XIX - начала XX вв., и ценности тех образцов этого периода в истории церковного искусства, которые дошли до нас, и несмотря на свое качество, все же свидетельствуют об этой истории и мастерах, создававших их. Поэтому и такие артефакты воспринимаются как некоторые раритеты и достойны восстановления.

Для передачи смысла изображенного немаловажно понимание иконографии образа в целом и его деталей. Поэтому параллельно с реставрационными работами шло ее изучение: того, как представлен образ святого князя в церковном искусстве, как он менялся. Как показывает история, образ этого святого был широко распространен и знаком иконописцам. А традиция его почитания, заложенная еще в XIII веке, отражалась в иконографии вместе с происходившими с течением времени изменениями, особенностями, вплоть до XX века.

Исследователи отмечают, что местное почитание Александра Невского началось практически сразу после его кончины, о чем свидетельствует составление аги-ографически стилизованной биографии князя - «Повести о житии Александра Ярос-лавича Невского» - монахами монастыря Рождества Богородицы во Владимире. [4, с. 542]. Решающую роль в этом, вероятнее всего, сыграло одно из событий, описанных житием, а именно чудо при гробе Александра Невского с разрешительной грамотой. Согласно источнику, рука уже почившего князя вдруг разжалась и приняла из рук митрополита Кирилла свиток с молитвой. Это и другие многочисленные чудеса, последовавшие от мощей князя и засвидетельствованные монахами Рождественского монастыря в «Слове похвальном Александру» [5], послужили одним из поводов к канонизации и, несомненно, являлись свидетельством святости великого князя. Обретение нетленных его мощей при участии правнука Дмитрия Донского произошло еще задолго до этого, в 1380 г., накануне Куликовской битвы, победа в которой по

2020 (8)

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

вере русского народа, во многом состоялась благодаря помощи и заступничеству великого полководца святого князя Александра Невского. Именно тогда почитание его сугубо монахами монастыря во Владимире, где покоилось его тело, переросло в почитание простым людом данной местности, обращавшихся к святому с просьбами заступничества и исцеления.

Соборное же прославление Александра Невского состоялось в 1547 г. при царе Иване Грозном и митрополите Макарии. Тогда же была составлена служба, канон святому, акафист, появились иконы. Показательно, что в первое столетие его общецерковного почитания святому князю Александру Невскому по канону было присвоено величание преподобного, ибо почил он, будучи в схиме с именем Алексий, приняв ее перед самой кончиной, уже на смертном одре. Такое желание великого полководца и воителя было в духе традиции, его на склоне лет выражали многие русские правители. Но вместе с тем оно свидетельствовало о его прижизненном постоянном стремлении к исполнению воли Божией на своем нелегком поприще правителя русских земель.

Исследователь М. Хитров пишет об этом так: «Схима, по словам одного жизне-описателя ... - изволение святого сердца его, во всю жизнь преуспевавшего в стремлении к Богу, это было венцом его постоянного верного, разумного служения Богу» [9, С. 182]. И даже в проводимой им политике решающего выбора между Западом, с его возможной римской религиозной экспансией, и Востоком, требующим, хоть и тяжелого, но только даннического подчинения, проявилась мудрость великого князя, его смирение и терпение, стремление идти путями Божьими. Потому и назван он был благоверным.

Подтверждением служат и слова акафиста святому Александру Невскому, который, как отмечают исследователи, в равной мере «прославляет его воинские доблести и подвиг кротости, терпения и смирения» [2, с. 14]. Иными словами, великий князь Александр Невский хотя и не отличился иноческими подвигами, но еще при жизни проявлял многие качества инока, а после смерти стал небесным ходатаем за Русь. Такое восприятие его русским народом как всеобщего заступника неслучайно: еще при жизни он был словно покровитель, господин и родитель для всех, потому и рыдали при его смертном одре провожавшие в последний путь бояре, а весь народ в ответ на слова митрополита Кирилла о том, что «зашло солнце земли русской», воскликнул: «Погибаем!» [9, с. 182]. Но не оставил святой благоверный князь своих подданных, и, как продолжает автор М. Хитров, с кончиной «началась бессмертная жизнь имени его» [9, с. 182].

Почитание святого Александра Невского одновременно как преподобного и как великого князя-воителя отразилось в иконографии, которая представляет два варианта образа этого святого, появившихся в истории церковного искусства практически в одно время, после его канонизации в XVI веке.

Одна из первых икон, изображавших святого Александра Невского в схиме Алексия, как преподобного, в монашеских одеждах (мантии и куколе), - икона-таблетка из собора святой Софии в Новгороде «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский», не случайно представляющих его наравне с другими преподобными (рис. 2). «Он часть воинства небесного и несет молитвенный подвиг за земное Отечество ... теперь его главное оружие - молитва», - пишет об этой иконе И. Ятова [10]. Здесь он изображен «в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне,

на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите» [4, с. 544]. Также в монашеском облачении святой Александр Невский изображен на фреске середины XVI в. северо-западного столпа Благовещенского собора Московского кремля. Как отмечают исследователи, эта же иконография характерна еще для ряда икон конца XVI в. и расшитых лицевых покровов [4, с. 544]. Все они, вероятно, традиционно выполнены по канону, закрепленному в сводном иконописном подлиннике, предписывающем изображать святого Александра Невского следующим образом: «брада аки Козмина, в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат, сам телом плечист» [1, с. 317].

По-иному повелевает писать облачение князя Новгородский иконописный подлинник: « ... аки Георгий - киноварь, испод - лазорь» [1, с. 317]. Такая княжеская иконография святого отражена отчасти также в монументальной живописи и в книжной миниатюре XVI века. Так, в росписи Архангельского собора Московского кремля он изображен в богато расшитой шубе, княжеской шапке, с крестом в правой руке (рис. 3). Известный Лицевой летописный свод представляет целую серию иллюстраций, где Александр Невский в похожем княжеском одеянии или в шапке, плаще и доспехах в батальных сценах, повествующих о борьбе со шведами и немецкими рыцарями (рис. 4). Московская икона середины XVI века, называемая «Воинствующая церковь», содержит изображение великого князя верхом на коне, в шлеме и броне.

В XVII веке существовали параллельно и продолжали развиваться обе линии иконографии. Подтверждение этому - интересный артефакт, содержащий сразу два типа иконографии - житийная икона святого Александра Невского с 36 клеймами, датируемая концом XVI - началом XVII вв., хранящаяся в пределе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на рву (храм Василия Блаженного) (рис. 5). Особенность этой иконы в том, что в среднике она представляет образ святого в монашеском облачении, вокруг которого расположены 2 ряда клейм, из которых 12 посвящены событиям жизни великого князя, остальные описывают посмертные чудеса его. При этом клейма представляют его соответствующим образом: то правителем и воином, то преподобным, заступником небесным.

На ситуацию с иконографией святого Александра Невского значительно повлияли события, связанные с эпохой Петра I и проводимой им внешней и внутренней политикой. По словам А. Карпова, он «увидел в Александре Невском своего предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море, поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город» [2, с. 16]. Для этого в его честь был построен монастырь, получивший в дальнейшем название Александро-Невской Лавры, куда в 1724 г. были перенесены мощи святого благоверного князя. В этих церемониях царь участвовал лично, неся раку с мощами святого. Впоследствии была составлена особая праздничная служба на этот день, а в величание святого князя было добавлено слово «великий». Глубоко символичным было то, что царь Петр повелел сделать это в день подписания мирного договора со шведами в пользу России, связав тем самым имя Александра Невского с заключением Ништадтского мира и указав на участие (покровительство и заступничество) святого воина в этих событиях. В результате святой князь Алек-

2020 (8)

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

сандр Невский, по сути, был «признан предшественником Петра I, покровителем новой столицы, империи», а его «почитанию был придан государственный характер» [7, с. 143].

Соответственно на государственном уровне решался и вопрос об иконографии святого: указом Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. было предписано изображать Александра Невского только в великокняжеских одеждах, а не в монашеском облачении. Став господствующим, княжеский тип иконографии продолжал развиваться и видоизменяться в русле общих перемен, известных в истории иконописи. Изображения святого Александра Невского стали приобретать более светский характер, напоминать академическую живопись, появлялись новые детали, которые акцентировали внимание именно на почитании святого князя как представителя власти царского рода, заступника императорской фамилии. Характерными чертами иконографии начиная с XVIII века и вплоть до начала XX века стали княжеские одежды: плащ, броня или латы, царская корона или шапка из горностаевого меха, горностаевая мантия. Последние особо подчеркивали принадлежность к правящему роду. Кроме того, атрибутами иконографии стали меч или крест в руках князя, знамя с изображением Спаса Нерукотворного (рис. 6).

Все это регалии святого воинства Христова, небесных защитников и победителей. Очень часто фигуру святого Александра Невского стали располагать на фоне Невы, Петропавловской крепости или палат Петербурга, а в XIX веке - пейзажа Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря (рис. 7). Вероятно, как продолжение развития традиции изображений в книжной миниатюре, представляющей, в основном, жизнь и подвиги святого Александра Невского, появлялись иконы с образом великого князя верхом на коне, часто с мечом в руках (рис. 8).

21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден святого Александра Невского, который представлял собой крест на ленте, в середине которого находилось изображение святого князя в красной мантии, синем кафтане, верхом на белом коне. Как отмечает исследователь Ю.К. Бегунов, подобное изображение было «данью новой иконографической традиции, соединяющей в себе светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской европейской» [1, с. 320]. В это же время появляются иконы с образом великого князя в рыцарских латах. (Рис. 9). Такая традиция зачастую сочеталась с элементами барокко и классицизма, процветающими в этот период. Но в дальнейшем, как показывает история церковного искусства, эта особенность не прижилась в иконографии святого Александра Невского, и его стали по-прежнему изображать в римских доспехах.

Стоит отметить, что старая владимирская «монашеская» иконография не исчезла совсем. Исследователь Ю.К. Бегунов отмечает, что она продолжала существовать у старообрядцев, и приводит примеры икон мстерских мастеров XIX века, и старообрядческую икону из Гатчины [1, с. 323].

Выбор святого Александра Невского Петром I в качестве покровителя северной столицы и империи заложил основы для особого его почитания всей правящей династией. Об этом свидетельствуют дальнейшие события: учреждение при Екатерина I ордена, изготовление серебряной гробницы для мощей святого при Елизавете, строительство Троицкого собора при Екатерина II. А три российских императора носили имя святого князя. С одной стороны, как пишет А. Карпов, почитание святого Александра Невского приобрело политический оттенок [2, с. 19]. Но в то же время,

к концу XIX века в целом сложился его образ как национального героя, сделавшего правильный выбор в трудный и решающий для Родины период истории, боровшегося за мир и процветание на ее территории.

Этот же образ, его понимание сохраняется и на протяжении XX века, особенно в годы тяжелейшей экспансии с запада. Так, сразу после начала Первой мировой войны вновь акцентируется внимание на победах святого князя Александра Невского на Чудском озере, его борьбе с немецкими рыцарями. А в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что это уже был период советского атеистического государства, правящие круги снова обращаются к образу великого князя для поддержания духа патриотизма и героизма. Это стремление прослеживается в политике советского государства: снимают фильмы о князе Александре Невском, пишут картины, в Красной армии учреждают орден Александра Невского, его именем называют эскадрилью.

Заметных изменений в иконографии последнего периода не наблюдается. В дореволюционное время святого князя по-прежнему изображают преимущественно в великокняжеском виде, изредка встречаются иконы в монашеском облачении. Советское же искусство представляет Александра Невского в манере светской живописи. Это не иконы, а картины. Одним из первых примеров икон святого благоверного князя, написанных в возрождающейся традиции русской иконописи, стали работы монахини Иулиании (М.Н. Соколовой), созданные ею в 1970-х гг. «в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии» [5]. Эта икона-таблетка представляет сразу великокняжеский и преподобниче-ский изводы в их классическом виде (рис. 10).

Рассмотренная таким образом линия развития иконографии святого благоверного великого князя Александра Невского позволила понять, как он складывался, что означают отдельные его элементы, оценить их важность для создания цельного образа святого князя как воина-правителя и небесного покровителя русской земли. При этом более ясным становится, почему иконы святого Александра Невского были столь распространены, а образ его популярен, на протяжении XIX века и в начале XX века, особенно в годы великих экспансий. Как раз этим временем датируется и попавший в реставрационную мастерскую артефакт, как свидетельство описанных выше событий в истории России и линии развития церковного искусства.

Реставрация артефакта происходила с учетом выявленных особенностей изображения, их значимости для иконографии этого образа. Поскольку данная печатная икона была выполнена на жести на специальном оборудовании, восстановить ее по той же технологии невозможно. Но опыт проведения реставрационных работ предусматривает возможность корректировки утрат в традиционной технике темперной живописи, что и было проделано. Сначала были восстановлены утраты в части до-личного письма (одежды, плащ и доспехи), с учетом подбора цвета и оттенка краски оригинала. Затем, таким же образом шло восстановление утрат в части лика святого князя и его рук. После реставрации изображения на соответствующем месте в соответствии с каноном была сделана надпись с именем святого благоверного князя Александра Невского, ранее полностью утраченная. При проведении описанных работ проводилась постоянная оценка и корректировка с аналогичным изображением такой же печатной иконы, найденным на ресурсах Интернета.

2020 (8)

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

список источников и литературы:

1. Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Не в силе Бог, но в правде: Святой благоверный князь Александр Невский. Церковно-исторический сборник. / Сост. - Е.А. Смирнова. - М.: Сибирская благозвонница, 2007. - 336 с. - С. 315-323.

2. Карпов А. Ю. Великий князь Александр Невский / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 329 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. Биогр.; вып. 5).

3. Квливидзе Н.В. Александр Ярославич Невский. Иконография // Православная энциклопедия: под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Т± А-А-лексий Студит.- 752 с. - С. 543-544.

4. Назаренко А.В. Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия: под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Т± А-Алексий Студит.-752 с. - С. 541-543.

5. Николай, еп. Балашихинский. Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии // Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/ days/p-blagovernyj-knjaz-aleksandr-nevskij-v-pamjatnikah-ikonografii(дата обращения 20 марта 2020 г.)

6. Нерукотворные образы. История одного бизнес-проекта // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.magpack.ru/win/news/23_06_14.html(дата обращения 20 марта 2020 г.)

7. Сказание о благоверном великом князе Александре Невском: литературно-художественное издание. - М.: РИЦ «Классика», 2019. - 176 с., цв. ил.

8. Стародубцев О.В. Печатные иконы: История и современность // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/printicons. ^т(дата обращения 20 марта 2020 г.)

9. Хитров М. Святой благоверный великой князь Александр Ярославич Невский: Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. - Репринт. изд.: М.: Типография И.Д. Сытина, 1893 г. - М.: Издательство «Панорама», 1991. - 278 с.

10. Ятова И. Как изображают святого князя Александра Невского на иконах // Электронный ресурс. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2F pravoslavie.wiki%2Fikona-svjatogo-aleksandra-nevskogo.html (дата обращения 20 марта 2020 г.)

Рецензент: доктор философских наук, профессор П.Л. Зайцев, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

№ 1, 2020 (8)

¿У7

V о

» ) I /

$

щи

Ш

I • Г1

КлУу'

¿Ш&

№ М:

¡-У»]

Г, "VI 11/.1

I

МЛ ЧУ"

; иАя

т

Ж Л V. Я

Ж

о

ш>

Тт^'Яг®

ШШ

Рис.1. Икона св. благоверного князя Александра Невского до реставрации (конец XIX в. - начало XX в., печатная икона, фабрика Жако)

<Ът ИСТОРИЧЕСКОГО артефакта к молельному образу

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Рис. 3. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Рис. 5. Икона св. Александра Невского с житием, Государственный Исторический музей, Москва, конец XVI в. - начало XVII в.

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Рис. 6. Уральская икона, конец XIX в.

№ 1, 2020 (8)

Рис. 7. Святой князь Александр Невский. Санкт-Петербург. Вторая половина XIX века.

Рис. 8. Икона св. Александра Невского, Поморский край, XVIII в.

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Рис. 9. Икона святого князя Александра Невского, конец XVIII в.

№ 1, 2020 (8)

Рис. 10. Икона св. князя Александра Невского, монахиня Иулиания, 1970-е годы а) преподобнический извод; б) великокняжеский извод

<ът исторического артефакта к молельному образу

Коломникова Елена Николаевна «Традиция почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в иконографии начала XX века»

Рис. 11. Икона св. благоверного князя Александра Невского после реставрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.