Научная статья на тему 'ПАРТЕСНАЯ СЛУЖБА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ (ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ)'

ПАРТЕСНАЯ СЛУЖБА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ (ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр Первый / Александр Невский / Гавриил (Бужинский) / Феофилакт (Лопатинский) / партесное многоголосие / рукописи / Иван Протопопов / знаменный распев / Peter the Great / St. Alexander Nevsky / Gavriil Buzhinsky / Feofi lakt Lopatinsky / part-singing polyphony / manuscripts / Ivan Protopopov / znamenny chant

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

Служба святому благоверному князю Александру Невскому в древнерусских певческих источниках XVI в. была зафиксирована в краткой и пространной редакции в условиях знаменной монодии, а также в строчном многоголосии. Однако четырехголосная служба, созданная государевыми певчими дьяками в начале 20-х гг. XVIII в., полностью принадлежит Петровской эпохе, опираясь на новые тексты и напевы. В статье рассмотрена история создания службы, связанная с перенесением мощей святого Александра из Владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург в августе 1724 г., представлены нотные рукописные источники, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, проанализирован состав службы, изучены различные критерии датировки текста и музыки службы. Сделаны выводы о том, что служба была написана на текст, опубликованный в 1714 г. и, вероятно, принадлежавший епископу Феофилакту (Лопатинскому). В настоящее время, поскольку издание утрачено, певческие рукописи являются единственным источником текстов еп. Феофилакта. На основе сравнительного анализа выявлены различия в некоторых текстах песнопений (стихира на хвалитех «О, коль многия враги» и тропарь «Познай свою братию, российский Иосифе») в нотных рукописях и печатном издании 1725 г., подготовленном архимандритом Гавриилом (Бужинским). Более ранняя датировка певческих рукописей (1720) позволяет скорректировать однозначный вывод о том, что музыка службы была написана уставщиком Иваном Михайловичем Протопоповым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUR-PART SERVICE TO SAINT PRINCE ALEXANDER NEVSKY (BASED ON MATERIALS FROM THE MANUSCRIPTS OF TSAR’S SINGERS OF THE EPOCH OF PETER THE GREAT)

The service to Saint Prince Alexander Nevsky in the ancient Russian chanting sources of the 16th century was recorded in a shorter and a longer versions in the style of a znamennaya monody. However, the four-part service, created by the Tsar’s singers (Rus. певчие дьяки) in the early 1720s, belongs entirely to the epoch of Peter the Great and is based on new texts and tunes. The article discusses the history of the service associated with the transfer of the relics of St. Alexander from the Rozhdestvensky Monastery in Vladimir to St. Petersburg in August 1724, presents music manuscript sources kept at the Russian State Archive of Ancient Acts, analyses the composition of the service, studies various criteria for dating the text and music of the service. It is concluded that the service was written for a text published in 1714 and probably belonged to Bishop Feofilakt Lopatinsky. At present, since this edition has been lost, the singing manuscripts are the only source of texts by Bishop Feofilakt. Through a comparative analysis, the article reveals differences in some texts of the chants (stichera О, коль многия враги and troparion Познай свою братию, российский Иосифе) in music manuscripts and the printed edition of 1725 prepared by Archimandrite Gavriil Buzhinsky. An earlier dating of the singing manuscripts (1720) allows us to correct the unambiguous conclusion that the music for the service was written by the senior choir singer (уставщик) Ivan Mikhailovich Protopopov.

Текст научной работы на тему «ПАРТЕСНАЯ СЛУЖБА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ (ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 67-84 БОТ: 10.15382Мш^202144.67-84

Плотникова Наталья Юрьевна, д-р искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13/6;

профессор кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 п_у_р1о1шкоуа@таИ га

ОКСГО: 0000-0001-7406-7740

Партесная служба

СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи)*

Аннотация: Служба святому благоверному князю Александру Невскому в древнерусских певческих источниках XVI в. была зафиксирована в краткой и пространной редакции в условиях знаменной монодии, а также в строчном многоголосии. Однако четырехголосная служба, созданная государевыми певчими дьяками в начале 20-х гг. XVIII в., полностью принадлежит Петровской эпохе, опираясь на новые тексты и напевы. В статье рассмотрена история создания службы, связанная с перенесением мощей святого Александра из Владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург в августе 1724 г., представлены нотные рукописные источники, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, проанализирован состав службы, изучены различные критерии датировки текста и музыки службы. Сделаны выводы о том, что служба была написана на текст, опубликованный в 1714 г. и, вероятно, принадлежавший епископу Феофилакту (Лопатинскому). В настоящее время, поскольку издание утрачено, певческие рукописи являются единственным источником текстов еп. Феофилакта. На основе сравнительного анализа выявлены различия в некоторых текстах песнопений (стихира на хвалитех «О, коль многия враги» и тропарь «Познай свою братию, российский Иосифе») в нотных рукописях и печатном издании 1725 г., подготовленном архимандритом Гавриилом (Бужинским). Более ранняя датировка певческих рукописей (1720) позволяет скорректировать однозначный вывод о том, что музыка службы была написана уставщиком Иваном Михайловичем Протопоповым.

© Плотникова Н. Ю., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 67-84.

* Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».

Н. Ю. Плотникова

Ключевые слова: Петр Первый, Александр Невский, Гавриил (Бужинский),

Феофилакт (Лопатинский), партесное многоголосие, рукописи, Иван Протопопов, знаменный распев.

Прославление выдающегося полководца, святого благоверного князя Александра Невского (1220—1263) в начале 20-х гг. XVIII в., после победы России в Северной войне, — чрезвычайно важное событие для Петровской эпохи. В историческом, культурном, религиозном восприятии князя, благодаря усилиям лично Петра Первого, государственной и церковной властей, произошли серьезные изменения. Перенос мощей князя-инока, схимника, из Владимирского Рождественского монастыря в новую столицу, смена дня его почитания, иконографического образа, создание новых текстов и напевов в службе ознаменовали начало нового этапа в почитании святого в реалиях России как империи1. О том, как произошли эти перемены, в каких памятниках они нашли отражение, размышляли историки, искусствоведы, литературоведы. Музыка пока оставалась в стороне, но 800-летие со дня рождения князя — замечательный повод обратить внимание на этот вопрос.

День преставления великого князя или, как писали составители рукописей, «успения» 23 ноября 1263 г., был установлен как день его памяти на Поместном соборе 1547 г. Хронологически первые стихиры великому князю, как сообщает Н. С. Серегина, были написаны в середине XVI в. и составили краткую редакцию службы, а в конце XVI в. возникла пространная редакция, число стихир в которой доходит до 33, кроме того, они могли дополняться двумя тропарями и све-тильном2. Н. С. Серегина опубликовала свою расшифровку знаменного распева записи стихиры на хвалитех «О како возможем воспети» (на подобен «О преслав-ное чюдо», 8-го гласа), а также ряд текстов службы с переводом на русский язык3. В настоящее время Л. В. Кондрашкова полностью расшифровала один из самых полных списков службы (34 песнопения) по стихирарю «Дьячее око» середины XVII в. из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 63. Л. 604-616)4 и обнаружила службу на 23 ноября в певческой рукописи «Трезвоны» поморского письма последней трети XVIII в. в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева5. Л. В. Кондрашкова также сообщила о двух памятниках строчного многоголосия, содержащих песнопения службы на 23 ноября6.

1 Ф. Б. Шенк называет этот этап «этатизацией Александра» (см.: Ф. Б. Шенк. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000). М., 2007. С. 130).

2 Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI—XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 181—183.

3 Там же. С. 278-279, 376-383.

4 Эта служба будет опубликована в сб. статей «Рождественские беседы о духовной музыке». Сост. Владышевская Т. Ф., Кондрашкова Л. В. Вып. 3. М., 2021.

5 Кондрашкова Л. В. Служба благоверному князю Александру Невскому знаменного распева из поморских Трезвонов XVIII века в собрании ЦМиАР // Между востоком и западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве. М.: ГИИ, 2022. В печати.

6 РГБ. Ф. 228. № 38. Л. 210-219 об. (сер. — 3-я четв. XVII в., двухголосие беспометное, раздельноречие); Ф. 178. № 9440. Л. 168 об. — 175 (послед. четв. XVII в., двухголосие частично пометное, текст истинноречный).

Несмотря на то что многие древнерусские распевы стали первоисточниками для партесных песнопений ХУП—ХУШ вв., многоголосное воплощение службы Александру Невскому, созданное в начале 1720-х гг. в государевом хоре, никак не коррелирует с древнерусскими источниками. Оно полностью принадлежит Петровской эпохе, представляя князя как покровителя Санкт-Петербурга и всей Невской («Ижерской»7) земли. К задачам данной статьи относится раскрытие истории создания службы на основе анализа документов, описание нотных рукописных источников службы, рассмотрение вопроса об авторстве текста и музыки, исследование состава службы и характеристика музыкального стиля, важной чертой которого является наличие многораспевности.

Из истории создания службы. В литературе неоднократно указывается, что прославление памяти Александра Невского неразрывно связано с основанием Петербурга и его главного духовного и градообразующего центра — монастыря в честь князя-победителя, защитника православной Руси. Мощи святого должны были стать главной святыней города8. От возникновения идеи строительства монастыря в 1704 г. до дня перенесения мощей святого Александра в Санкт-Петербург прошло 20 лет, на протяжении которых Петр Первый предпринимал шаги, направленные на реализацию его замысла.

Летом 1710 г., после Полтавской победы, он сам выбрал место в устье Невы, где, как считалось, Александр разбил шведов в 1240 г. Указ Петра от 20 февраля 1712 г. дал начало строительству монастыря. 25 марта 1713 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы, была освящена первая церковь. Следующий этап можно назвать заключительным, он длился около полутора лет. Краткая канва событий такова. В феврале 1722 г. настоятель Александро-Невского монастыря архиепископ Феодосий (Яновский) посетил Владимир и вместе с архимандритом Сергием произвел освидетельствование останков князя9. 29 мая 1723 г. Петр I издал указ о перенесении мощей Александра Невского из Владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург. Он рассчитывал на то, что мощи прибудут в Петербург к 30 августа, и празднование второй годовщины заключения Ништадтского мира будет объединено с торжествами в честь Александра Невского10. В указе предписано было «в пути иметь усердное поспешение». 11 августа перенесение мощей началось, но сопровождалось трудностями, связанными с неудобством несения ковчега с балдахином весьма

7 Ижорская земля — историческое название территории, населенной народом ижо-ра в ХП—ХУШ вв., располагалась по обоим берегам Невы и юго-западному Приладожью, точных описаний границ или картографических упоминаний современников не имеет. В 1703 г. вошла в состав созданной Петром I Ингерманландской земли, а в 1708 г. — в состав Ингерман-ландской губернии, в 1710 г. преобразована в Санкт-Петербургскую губернию.

8 «Традиция небесного покровителя города, имеющая средиземноморские корни, уходящие в позднюю Античность, впоследствии получила широкое распространение в городской культуре. Подобно св. Петру в Риме, святой, "присутствующий" (гробом, останками/мощами) в "своем" городе, призван был уберечь городскую общину от любого явного или неявного несчастья» (Шенк Ф. Б. Указ. соч. С. 131).

9 Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713—1913. СПб., 1913. С. 255.

10 Он «стремился объединить память об Александре Невском с памятью о себе и о собственных исторических заслугах» (Шенк Ф. Б. Указ. соч. С. 136).

внушительных размеров, непогодой, бездорожьем и т. п. 18 августа мощи были торжественно встречены в Москве, затем процессия двигалась через Клин, Тверь, Новгород, Старую Ладогу и только 19 сентября прибыла в Шлиссельбург. Петр не хотел отказываться от своей идеи объединения празднеств, поэтому мощи были оставлены в каменной церкви Шлиссельбурга до следующей годовщины. Наконец, 30 августа 1724 г. в 5 утра Невский флот в полном составе (включая знаменитый ботик Петра) пошел по направлению к Шлиссельбургу. Царь сам встал у руля галеры, на которой прибыли мощи. «При пушечных салютах и колокольном звоне честные останки святого великого князя Невского были встречены на берегу Невы, у Монастыря, духовенством, войсками и народом»11. С берега святые мощи были перенесены в «верхнюю» церковь св. Александра Невского. Торжественное богослужение в источниках не описывается, поэтому выяснить, какие именно песнопения звучали, можно с помощью нотных рукописей.

30 августа было ознаменовано двумя важнейшими решениями Петра. Процитируем документ Св. Синода от 2 сентября: «Синодалной вице-президент преосвященный Феодосий, архиепископ великоновгородский и великолуц-кий и архимандрит александроневский, объявил словесно имянной Его Величества указ, что Его Величество Пресветлейший, Державнейший Государь Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, будучи в Троицком-Александроневском монастыре, прешедшего Августа 30-го дня, во время пре-несения мощей Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго, указал: к сочиненным ему Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому стихирам и синоксарию сочинить седалны и канон, и по сочинении всю ту службу, по обыкновению, напечатать и розослать во все государство с таким повелением, дабы повсюду, вместо преждебывшей Ему Святому, Благоверному Великому Князю Александру Невскому, Ноября 23-го числа службы, отныне праздновали Августа в 30-м числе непременно»12. Выполнение первой задачи было поручено «исправно учинить синодалному советнику, школ и типографий протектору, Троице-Сергиева монастыря архимандриту» Гавриилу (Бу-жинскому), в результате чего в 1725 г., уже после смерти Петра, вышло в свет несколько тиражей издания с полным названием «Служба Благодарственная Богу, в Троице святей славимому, на воспоминание заключенного мира между Империею Российскою и короною Свейскою. В той же день празднуется и пре-несение мощей святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго»13.

11Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. С. 269. Об особом значении «водной» символики и сопоставлении событий августа 1724 г. с перенесением мощей митрополита Филиппа в Москву патриархом Никоном в 1652 г. см.: Сморжевских-Смирнова М. Перенесение мощей Александра Невского: «водный путь» в имперском церемониале // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII (Новая серия). Тарту: Изд-во Тартуского университета, 2009. С. 38-59.

12 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV. 1724—1725 января 28. СПб., 1876. С. 188.

13 Издание упоминается у Ундольского: Ундольский В. М. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491-го по 1864-й г. Вып. 1: Очерк славяно-русской библиографии. М., 1871. (№ 1719. С. 175); впервые описано Родосским: Родосский А. [С]. Описа-

Из текста постановления Св. Синода следует, что на момент совершения первого торжественного богослужения в день перенесения мощей существовали только стихиры, а текст седальнов и канона только предстояло сочинить. Какие песнопения звучали на службе, можно выяснить, только обратившись к рукописям государевых певчих дьяков.

Нотные рукописные источники. Многоголосная служба в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского обнаружена в Архиве Оружейной палаты Российского государственного архива древних актов (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) в составе комплекта певческих партий № 3744. Рукописи предназначены для четырехголосного состава: дисканты, альты, тенора, басы. Как известно, уникальность фонда Оружейной палаты состоит в том, что комплекты рукописей включают в себя не по одному поголоснику, как обычно, а по несколько хоровых партий, представляя собой фрагменты певческой библиотеки государевых певчих. В данном случае в комплекте 14 партий: две альтовых, девять теноровых и три басовых, партии дискантов не сохранились (3744-д, н — партии альта, 3744, 3744-а, б, в, е, з, к, л, м — партии тенора, 3744-г, ж, и — партии баса). Преобладание певческих книг для тенора связано с тем, что эту партию стремились максимально усилить, так как в ней помещались мелодии знаменного, греческого и других заимствованных распевов.

Все партии комплекта представляют собой конволюты, первая часть которых содержит Службу благодарственную на победу в Северной войне и заключение Ништадтского мира. Вторая часть имеет, как правило, заголовок «М(е)с(я)ца Ноемвр!а въ КГ де(нь) / Св(я)таго бл(а)говърнаго Великаго / кн(я)зя Але^андра невскаго / на Г(о)с(по)ди воззвах Ст(и)х(и)ры Гласъ В»14. Все певческие рукописи в К листа (высота 18—19 см, ширина 15—16 см, толщина 1,2—1,8 см), объемом от 52 до 69 листов, в белой коже, в неплохой сохранности.

Кроме того, песнопения службы под названием «М(е)с(я)ца ноемвр!а въ кг де(нь) с(вя)таго / Бл(а)говърнаго Великаго Кн(я)зя Александра Невскаго» на-

ние старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. Вып. 2: 1701—1897. СПб., 1898. С. 61—62. В труде С. П. Луппова «Книга в России в первой четверти XVIII века» сообщается, что «в 1725 г. Александро-Невским монастырем было напечатано и передано в Синод для рассылки по епархиям 11 900 экз. службы Александру Невскому на сумму 1785 руб. (см.: Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973). В настоящее время в фондах Музея книги Российской государственной библиотеки находятся экземпляры, имеющие даты издания 8 июля, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 1725 г. В статье Ю. К. Бегунова указана дата 24 апреля (см.: Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // Труды Отдела древнерусской литературы. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) / отв. ред. Д. С. Лихачев. Т. XXVI: Древнерусская литература и русская культура XVIII-XX вв. М.; Л., 1971). Текст издания 1725 г. воспроизводится в современных публикациях: «Служба Благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключеннаго мира между державою Российскою и короною Свейскою» // Минея. Август. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Pravo slavnoe_Bogo sluzhenie/mineja-avgust/30#30_80

14 Данная надпись приводится по 3744-з. Л. 38. В других партиях заголовки могут отличаться небольшими деталями, в 3744-г заголовок отсутствует. Здесь и далее выносные буквы пишутся в строку, титла раскрываются в круглых скобках, предполагаемые элементы текста заключены в квадратные скобки.

ходятся в партии баса № 3750 (л. 35—49 об.). Эта особая рукопись была предназначена для самого Петра Первого, она отличается немного более крупными размерами, красотой оформления, наличием вербальных текстов на вкладках (ил. 1). В состав сборника входят также песнопения служб на взятие Шлиссельбурга (11 октября), победу над Левенгауптом под Лесной (28 сентября), Введению Пресвятой Богородицы во храм (21 ноября), великомученице Екатерине (24 ноября), апостолу Андрею Первозванному (30 ноября).

Ил. 1. Служба св. благоверному князю Александру Невскому, партия баса (фрагмент). РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3750. Л. 36 об. - 37

Состав службы Александру Невскому в названных рукописях в основном совпадает. Константный блок включает в себя 18 стихир знаменного распева, по-ющихся на Всенощном бдении: на «Господи, воззвах» и на литии — 4 стихиры и славник, на стиховне и на хвалитех — 3 стихиры и славник. Единственным исключением является второй вариант напева стихиры «Веселися, Ижерская земле» (славник на «Господи, воззвах»), который имеется только в басовой партии № 3750.

Вариативный блок, присутствующий не во всех партиях, связан с тропарем, кондаком, икосом и блаженной на Литургии. Полный состав из трех песнопений знаменного распева (тропарь, кондак, икос) зафиксирован только в четырех партиях из № 3744 и в № 3750, причем в партии альта эти песнопения отсутствуют, таким образом, образуется лишь двухголосие. Возможно, предполагалось сольное исполнение Петром партии баса. Камер-юнкер Голштейн-Готторпского герцога Ф. В. Берхгольц свидетельствует, что во время торжественной церемонии

перенесения мощей «император находился между шедшими впереди певчими»15. Как часто бывает в партесных рукописях из фонда Оружейной палаты, в службе представлена и монодия — тропарь и кондак греческого распева, еще один вариант — тропарь киевского распева, и блаженна, их запись во всех партиях одинакова.

Сводная таблица 1 дает представление о наличии и месте нахождения всех песнопений службы в рукописи № 3744.

Проблемы авторства и датировки текста и музыки службы. Для решения вопроса о датировке и авторстве музыки службы необходимо учитывать ряд факторов, в числе которых 1) маргиналии и записи в рукописях, 2) исторические документы, 3) тексты песнопений и их соотношение с печатными изданиями.

1) Ключевое значение имеет маргиналия в партии тенора «1720 Го [да] / сентября / въ 22 де[нь] пъл П А» в начале службы (№ 3744, л. 38, надпись обрезана по правому краю). Столь ранняя датировка выглядит неожиданно16, но она подтверждается основной филигранью «Герб города Амстердама» (сходный: Нгсмоой, № 366 — 1719 г.17) в этой части конволюта. Служба Благодарственная о мире датирована и атрибутирована: она написана в 1723 г. и принадлежит Ивану Михайловичу Протопопову, уставщику государевых певчих дьяков. Об этом свидетельствуют две записи в басовой партии № 3744-и: «Сии книги на собственное желание и охоту / Его императорского величества Петра / Великаго августейшаго самодержца / Всероссийскаго, сочинены и написаны вновь / собственным тщанием и трудоположением / Его величества уставщика Ивана М1/ хайловича Протопопова года» (об. передней крышки) и полистная маргиналия: «Сш / книги / сочинены / и написаны / вновь / собственным / тщанием / и прилежным / трудоположением / Его / Величества / уставщика / Jвана / Михайловича Протопопова 1723 года» (№ 3744-и, л. 1—16).

Безусловно, тексты и музыка службы на заключение Ништадтского мира были готовы уже до 30 августа 1723 г. и предназначались для исполнения на торжественном богослужении. Вряд ли Петр Первый, тщательно продумывая весь церемониал перенесения мощей, не обратил внимание на песнопения в честь Александра Невского и оставил в неприкосновенности старые тексты и напевы. Напротив, новые песнопения появились гораздо раньше, еще до окончания Северной войны. В их основу, скорее всего, легли тексты «Службы святому благоверному князю Александру Невскому», вышедшей в свет в Санкт-Петербурге тиражом 30 экз. в 1714 г. (это произошло после освящения первого храма в монастыре, возможно, уже тогда Петр задумывался о перенесении мощей). Издание это редкое, уже в середине XIX в. оно было известно только по описаниям биб-

15 Берхгольц Ф.-В., фон. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год. Ч. 4: 1724 и 1725 годы. М., 1860. С. 84.

16 Трудно объяснить дату 22 сентября, указанную в маргиналии, этот день никак не связан с памятью св. благоверного князя Александра Невского. Всенощное бдение перед праздником приходится на 22 ноября и, возможно, в данном случае присутствует ошибка писца. Можно предположить, что это песнопение или вся служба исполнялись по какому-либо другому случаю, вне связи с праздником.

17 Heawood E. Watermarks, mainly of the 17th and 18th centuries. Hilversum, 1950. С. 72.

Таблица 1

Песнопения службы св. благоверному князю Александру Невскому в рукописи РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 4.7. № 3744, 3744 а-н

Название песнопения Шифр рукописи 3744 3744-а 3744-6 3744-в 3744-г 3744-д 3744-е 3744-ж 3744-3 3744-и 3744-к 3744-л 3744-м 3744-н

На «Господи, воззвах» стихиры, глас 8 «По имени твоему тако и житие твое» 38 36 34 41 41 37 38 41 38 51 36 34 39 34

«Добр строитель и добль воин» 38 об. 36 об. 34 об. 41 об. 41 об. 37 об. 38 об. 41 об. 38 об. 51 об. 36 об. 34 об. 39 об. 34 об.

«Болшия любве никто же имать» 40 37 35 42 42 об. 38 39 42 39 52 37 35 40 35

«Моисея и Давида» 40 38 36 42 об. 43 39 40 43 40 52 об. 38 35 об. 41 36

«Слава», глас 8 «Веселися, Ижерская земле» 40 об. 38 об. 36 об. 43 43 об. 39 об. 40 об. 43 об. 40 об. 53 38 об. 36 41 об. 36 об.

На литии стихиры, глас А «Да веселится днесь новый Исраиль» 41 об. 39 об. 37 об. 44 44 об. 40 41 об. 44 об. 41 об. 54 39 об. 36 об. 42 об. 37

«Агце нами владычествуеши» 42 40 38 44 об. 45 об. 40 об. 42 45 42 54 об. 40 37 43 38

«Прелстишася фарисее» 42 40 об. 38 об. 45 46 41 об. 42 об. 45 об. 42 об. 55 40 об. 37 об. 43 об. 38 об.

«Воистинну верный и мудрый строитель» 43 41 39 45 об. 46 об. 42 43 46 43 55 об. 41 38 44 39

«Слава», глас А: «Возвеселитеся днесь российстии народи» 44 41 об. 39 об. 46 об. 47 об. 42 об. 43 об. 47 44 56 42 38 об. 45 39 об.

На стиховне стихиры, глас В «Исповедавшаго имя Иисусово» 44 об. 42 об. 40 об. 47 48 об. 43 об. 44 об. 48 44 об. 56 об. 42 об. 39 45 об. 40 об.

«Сердцем веровал еси в правду» 45 43 41 47 об. 49 44 45 48 об. 45 57 43 39 об. 46 41

«Мучеников подражатель» 45 об. 43 41 48 49 об. 44 об. 45 49 45 об. 57 об. 43 об. 39 об. 46 об. 41 об.

«Слава», глас В «Приидите, вси российстии чины» 46 43 об. 41 об. 48 об. 50 45 45 об. 49 об. 46 58 44 40 47 42

На хвалитех стихиры, глас И «О преславнаго чудесе» 47 44 об. 42 об. 49 51 46 46 об. 50 47 59 45 40 об. 48 43

Название песнопения^' Шифр рукописи 3744 3744-а 3744-6 3744-в 3744-г 3744-д 3744-е 3744-ж 3744-3 3744-и 3744-к 3744-л 3744-м 3744-н

«0 коль многия враги победил еси» 48 45 43 50 51 об. 46 об. 47 51 47 об. 60 46 41 об. 48 об. 44

«Научил еси нас премудрым делом твоим» 48 об. 46 44 50 об. 52 об. 47 об. 48 52 48 об. 60 об. 46 об. 42 49 об. 44 об.

«Слава», глас И «Подвигом добрым подвизался еси» 49 46 об. 44 об. 51 53 48 48 об. 52 об. 49 61 47 42 об. 50 45

Тропарь, глас Д «Познай свою братию, российский Иосифе» - 47 - - - 49 - 62 - 43 - -

Кондак, глас Д «Яко же сродники твои Борис и Глеб» - 48 - - - 50 - 62 об. - 43 об. - -

Икос, глас Д «Иже древле наветами вражиими» - 48 об. - - - 50 об. - 63 - 44 - -

Тропарь, глас Д «Познай свою братию, российский Иосифе» 50 49 об. 45 52 54 49 51 об. 53 об. 50 64 48 44 об. 51 46

Кондак «Якоже сродники твои Борис и Глеб» 51 49а об. 46 52 об. 55 50 52 54 об. 51 64 об. 49 45 52 47

Тропарь, ин роспев «Познай свою братию» 52 50 об. 47 53 55 об. 50 об. 52 55 52 65 50 46 53 48

Блаженна, песнь 8 «От пречестнаго корене» - 51 об. - 53 об. 56 об. 51 об. 53 об. 56 об. 54 66 51 46 об. 54 49

«Добродетелей положника» - 52 - 54 57 51 об. 54 56 об. 54 66 51 об. 47 54 об. 49

«Иже в бедах и скорбех» - 52 об. - 54 об. 57 об. 52 54 об. 57 54 об. 66 об. 52 47 об. 55 49 об.

«Сущий Пресвятый храм Богородице» - 52 об. - 55 57 об. 52 об. 55 57 об. 55 67 52 об. 47 об. 55 50

М

5 =

я

3

о и

съ

>о к

о

а *

т

ч

3 ё-

■а

лиографов18. Составление службы приписывается Феофилакту (Лопатинскому), ректору Московской духовной академии19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что 12 ноября 1722 г. в Синоде было открыто дело «по письму обер-секретаря Палехина к Синодальным певчим, оставшимся в Петербурге, о присылке в Москву "новоизданной Св. Благоверному князю Александру Невскому печатной службы". Придворный уставщик Василий Евдокимов 19 октября писал к Палехину, чтобы он выслал в Астрахань, где находился Государь, "печатную службу св. Александру Невскому, ибо немалая в ней у них обстоит нужда". 13 ноября требуемая книга была послана в Москву»20. Вероятнее всего, речь идет именно об издании Лопатинского.

Задумавшись о создании более полной службы, Петр проверил имеющееся издание и вскоре, 16 декабря, указал «к новосочиненным святому благоверному князю Александру Невскому стихирам пополнить новым сочинением канон и прочее, что во всей службе содержится, и, сочинив, напечатать потребное число без отлагательства»21. Синод поручил это архимандриту Гавриилу (Бужинскому), но он не приступил к выполнению задания, поэтому 2 сентября 1724 г. появился дублирующий указ, о котором говорилось выше. Такое промедление нетрудно объяснить. Ведь двумя днями раньше, 14 декабря, «надворный Его Император-скаго Величества уставщик Василий Евдокимов объявил в Синоде указ Его Им-ператорскаго Величества, чтобы сделать вновь и напечатать службы для викторий 27 июня, 30 августа, 28 сентября и на тезоименитство Ея Императорскаго Величества 24 ноября — мученице Екатерине, стихиры, литии и стиховны, тропари и кондаки, синаксари с литиями и величания. Святейший Синод поручил сочинить эти службы протектору школ и типографий архимандриту Гавриилу с обретающимися в Москве школьными учителями неотложно и, сочиня, внесть для апробации в Святейший Синод неукоснительно»22. Такой огромный массив — четыре службы, в том числе три викториальные: на Полтавскую победу, победу над генералом Левенгауптом и Ништадтский мир, — безусловно, требовал колоссальных затрат сил и времени.

Все исследователи признают, что Гавриил (Бужинский) лишь дополнил службу Александру Невскому, и она имеет составный характер23. При этом

18 Пекарский П.[П]. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. II. С. 319.

19 Родосский А. [С]. Описание старопечатных и церковно-славянских книг... С. 62.

20 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1873. Т. II. Ч. 2. Стб. 471.

21 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. СПб., 1872.Т. II. С. 660.

22 Описание документов и дел. Стб. 603—604.

23 Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции.; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 82; Бландов А. А. Проблема авторства благодарственной службы на воспоминание Ништадтского мира и перенесения мощей святаго благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург // Александр Невский и Ледовое побоище: Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища. СПб., 7 апреля 2012 г. / отв. ред. Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. СПб., 2014. С. 150—154. В своем доношении Синоду архимандрит Гавриил сообщал: «По. указу. велено службу. которая имеет быть отправляема купно с благодарственной о вечном мире службой, исправить, что по оному мною и учине-

Ю. К. Бегунов, не располагая текстами издания 1714 г., рассматривал Службу 1725 г., «не отделяя в ней текст, принадлежащий Феофилакту Лопатинскому, от текста, принадлежащего Гавриилу Бужинскому»24. Нотные рукописи дают возможность представить себе более раннюю версию службы.

Тексты всех 18 стихир и тропаря имеются в издании 1725 г., подготовленном Бужинским. Небольшие отличия, обнаруженные нами во второй стихире на хва-литех (в издании л. И1 об.) и тропаре (л. В об., выписан после малой вечерни), приведены в таблице 2 (выделены курсивом).

Таблица 2

Сравнение текстов песнопений в нотных рукописях и печатном издании 1725 г.

Название песнопения Текст в нотных рукописях Текст в издании 1725 г.

Стихира О, коль многия враги победил еси,

на хвалитех прехрабрый воин Иисус Христов:

(№ 2) видимыя мечем и благочестием,

невидимыя

всеоружиим Божиим, молитвою,

препоясав чресла истиною, плоть воздержанием,

оболкся в броня правды, мир отвержением мира,

восприем щит веры,

в немже возмогл еси вся стрелы

лукаваго разженныя угасити,

и тако преславный победитель

на небо возшел еси.

Тропарь Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и прими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением: сроднику твоему и наследнику и наследником твоим благоверным благоверному царю нашему Петру Императорам нашим во бранех споборствуя. на сопротивныя споборствуя25.

но» (цит. по: Соколов Р. А. Александр Невский в государственной и церковной идеологии в 1710—1720-е годы // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2014. Вып. 3. С. 21. (История и филология)).

24 Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции... С. 82. Бегунов ошибочно приписывает текстам службы Александру Невскому содержание стихир Службы Благодарственной, которые отражают реалии Северной войны, содержат неоднократные обращения к России и российским народам. В издании 1725 г. они достаточно четко разделяются, а в нотных рукописях содержатся в разных частях конволюта.

25 Возможно, этот вариант появился в печатном издании уже после кончины Петра Первого.

Текст Блаженны «От пречестнаго корене» и Богородична «Сущий пресвятый храм Богородице» в нотной рукописи взяты из шестой песни канона (ирмос л. Д! об., Богородичен л. Е!). В издании отсутствуют кондак «Якоже сродники твои Борис и Глеб» и икос «Иже древле наветами вражиими» святому князю (есть только кондак и икос из Службы Благодарственной), а также краткие песнопения блаженны «Добродетелей положника» и «Иже в бедах и скорбех». Таким образом, тексты службы Александру Невскому в рукописях государевых певчих дьяков незначительно отличаются от печатного издания, однако эти отличия подтверждают более раннее время создания певческой службы. С учетом маргиналии, эти песнопения могли исполняться уже в 1720—1723 гг. 23 ноября, а в 1724 г. — 30 августа. Неслучайно объединение ее в одном конволюте со службой Благодарственной и общий заголовок на верхней крышке переплета «Августа Л» или «Август 30», указывающий на день исполнения. В любом случае служба Александру Невскому на день его памяти 23 ноября не могла появиться после 30 августа 1724 г., так как с этого момента дата празднования изменилась.

Исходя из стилистики текста, исследователи решают вопрос его авторства не в пользу обер-иеромонаха флота. Так, Ф. Г. Спасский отмечает, что служба святому в день заключения мира со свеями «тонет в творении архиеп. Гавриила Бужинского во славу этого обстоятельства», он считает, что стихиры князю «совсем иного стиля, они проще и, главное, проникнуты духом молитвы, что отсутствует в творении Бужинского»26. Действительно, в стихирах нет явного педалирования государственных и викториальных мотивов, они смягчены мотивами жертвенной любви к своему народу: «Болшия любви никто же имать от сея, аще кто положит душу свою за други своя; сицевою люди твоя возлюбил еси, на оружие вражие за ня мужественно исходя, Богу осеняющу над главою твоею в день брани» (третья стихира на «Господи, воззвах»). Наиболее выразителен и поэтичен текст славника на «Господи, воззвах», обращенный не только к князю, но воспевающий и Россию, и «град Божий» Петербург: «Веселися, Ижерская земле, и вся Российская страна, Варяжское море, восплещи руками, Нево реко, распространи свои струи: се бо князь твой и владыко, от ига свейскаго тя свобо-дивый, торжествует во граде Божии, его же веселят речная устремления»27.

В связи с более ранней датировкой службы требует комментариев и авторство музыки. В своих работах об И. М. Протопопове я предполагала, что надпись, расположенная на обороте передней крышки, может относиться к двум частям рукописи и поэтому автором службы Александру Невскому также может считаться Протопопов. В настоящее время это утверждение можно подвергнуть сомнению, хотя нельзя совсем исключать. В 1720 г. И. М. Протопопов еще не был уставщиком, но занимал высокое положение в хоре и пользовался особым расположением царя. Трудно сказать, кто еще из государевых певчих дьяков в это время мог быть автором музыки. В документах в связи с различными службами фигурирует имя уставщика Василия Евдокимова, но о его музыкальном насле-

26 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 146.

27 Публикацию стихиры см.: Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от средних веков до современности: сб. статей / ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2004. Вып. 2. С. 30—50.

дии ничего не известно. Некие промежуточные выводы об авторстве Протопопова возможны после сравнительного анализа гармонического языка и фактуры службы Благодарственной и службы Александру Невскому. В рамках постоянного многоголосия существенная стилистическая разница не всегда обнаруживается. Помещенная в нотном примере первая стихира на «Господи, воззвах» «По имени твоему» 6-го гласа демонстрирует типичные черты стиля государевых певчих начала 20-х гг. XVIII в.: тенор, основанный на попевках знаменного роспева, умеренно подвижный бас и довольно высокий альт, доходящий до c2 и нигде не перекрещивающийся с тенором (см. Приложение). Каденционный план сдержанный: шесть из восьми крупных строчных каденций — на основном тоне d (с выписанной акциденцией на III ступени) и только две мажорные на с. Вертикальное, без мелодического наполнения альта, оформление каденций может говорить о более раннем этапе в творчестве Протопопова, если он является автором музыки.

Служба Александру Невскому является одной из знаковых для Петровской эпохи. Святой благоверный князь выходит на первое место в сонме российских святых. Его почитают как справедливого и заботящегося о своем народе властителя, мужественного полководца и воина, «благого и верного раба» Господа. Уходит смирение монаха-схимника, вырастает образ защитника русских земель, достойным продолжателем дела которого является его «сродник и наследник» Петр Первый. В бытовании текста службы было несколько спадов и подъемов, от полного изъятия из обихода до возвращения и закрепления, и поныне он включается в богослужебные книги. Музыкальное воплощение службы, скорее всего, не вышло за рамки хора государевых певчих, однако значение ее как исторического и художественного памятника Петровской эпохи очень велико.

Приложение

Стихира «По имени твоему» 6-го гласа из службы святому благоверному князю Александру Невскому

(по рукописям РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3744, 3744 а-н)

У Г г " По и Г =Р ме - ни -^ —р—г—г—£- Тво - е - - * * м. , Г Г Г - му г / г ^

1

* т Г а - Г С/Г г г г ко и -Р-Р-М жи - та - е ' Г Г Г р 1'"- тво - - е, / ^ г ? л

А ---1—'-1— 1—] 1 I 1 -С-р—Г—С-5-

^н*-Г т г Г г и бла - го - вер ... —г г ный кня г Г Г же г^Н^ч •

р А—1-р-1-Н-

Г А - лек - сан V г Г - о д - - - - ре: у { ГГ"—- — " *Т г Г р му - жест - вом бо П. .А А А -а --о—г , Р гГГ -г г г г на зем - ли

[| / 1 1 [ -н -Ми —1-1-и-ГГ 1 Г г и

§г г г и доб г г Г Г рым прав И ГГ7Ц Г г г г г г г г II" ле- - - - - ни - - - ем, г 4 г и У -1 ^ -

-1--—|__|—

Тт—?-г- ны - Г^- не же г г г Г А ± ^ А А А 4 Г Г г А А А _я г в [Г

г г г р г г Г « Г г г г г г г г У . * ? II" о

1' г Г Т г Г Г на не - бе си ' г г г т МО I' Г ° - лит - - - ва - ми

ПО - МО А 1 г г г т щест ву - е -П44гт4 г Г г г ши лю гг^^Г г Г г г г- дем тво г г г г им.

и Г 1 1 Г 1 11 1. 1 1 1 1 1 1 и 1 1 1 г Г1 1 1 1 f—

Тем п- -Г г г ГТ г г г г г г Г же --р—СР тя Г ГГ^ ^=Г=Ггтг^ " II"

и и | В

и в "—г г Г г те - бе ела * г / ^ ? [- г г ви Г Г г г Г г ма - У г ^ г г У - ГО

- -Г—С——и -1—1—1—р—1—1- И

^ Г г ГТ г г г г ' во свя - тых сво их Бо ^Г^ Ли Г [/г г -Г га по Г г Г г г г Г г чи - та - - - ем щш М

Список литературы

Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // Труды Отдела древнерусской литературы. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) / отв. ред. Д. С. Лихачев. Т. XXVI: Древнерусская литература и русская культура XVIII-XX вв. М.; Л., 1971. C. 72-84.

Берхгольц Ф.-В., фон. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год. Ч. 4: 1724 и 1725 годы. М., 1860.

Бландов А. А. Проблема авторства благодарственной службы на воспоминание Ниш-тадтского мира и перенесения мощей святаго благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург // Александр Невский и Ледовое побоище: Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища. СПб., 7 апреля 2012 г. / отв. ред. Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. СПб., 2014. С. 150-154.

Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л.: Наука (Ленинградское отд.), 1973.

Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1873. Т. II. Ч. 2.

Пекарский П.[П].Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. II.

Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от Средних веков до современности: сб. ст. / ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2004. С. 30-50. Вып. 2.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV: 1724-1725 января 28. СПб., 1876.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. СПб., 1872. Т. II.

Родосский А. [С]. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. Вып. 2: 1701-1897. СПб., 1898.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913.

Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб.: РИИИ, 1994.

Служба Благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заклю-ченнаго мира между державою Российскою и короною Свейскою // Минея. Август. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/mineja-avgust/30#30_80) (дата обращения: 07.09.2021).

Сморжевских-Смирнова М. Перенесение мощей Александра Невского: «водный путь» в имперском церемониале // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII (Новая серия). Тарту: Изд-во Тартуского университета, 2009. С. 38-59.

Соколов Р. А. Александр Невский в государственной и церковной идеологии в 1710— 1720-е годы // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2014. Вып. 3. C. 18-24. (История и филология).

Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2008.

Ундольский В. М. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491-го по 1864-й г. Вып. 1: Очерк славяно-русской библиографии. М., 1871.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2007.

Heawood E. Watermarks, mainly of the 17th and 18th centuries. Hilversum, 1950.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Natalia Plotnikova, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor, Department of Theory of Music, Tchaikovsky Moscow State Conservatory 13/6 Bolshaya Nikitskaya ul., Moscow, 125009, Russian Federation; Department of History and Theory of Music St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian federation n_y_plotnikova@mail. ru

2021. Vol. 44. P. 67-84

DOI: 10.15382/sturV202144.67-84

ORCID: 0000-0001-7406-7740

Four-Part Service to Saint Prince Alexander Nevsky (Based on Materials from the Manuscripts of Tsar's Singers of the Epoch of Peter the Great)

Abstract: The service to Saint Prince Alexander Nevsky in the ancient Russian chanting sources of the 16th century was recorded in a shorter and a longer versions in the style of a znamennaya monody. However, the four-part service, created by the Tsar's singers (Rus. певчие дьяки) in the early 1720s, belongs entirely to the epoch of Peter the Great and is based on new texts and tunes. The article discusses the history of the service associated with the transfer of the relics of St. Alexander from the Rozhdestvensky Monastery in Vladimir to St. Petersburg in August 1724, presents music manuscript sources kept at the Russian State Archive of Ancient Acts, analyses the composition of the service, studies various criteria for dating the text and music of the service. It is concluded that the service was written for a text published in 1714 and probably belonged to Bishop Feofilakt Lopatinsky. At present, since this edition has been lost, the singing manuscripts are the only source of texts by Bishop Feofilakt. Through a comparative analysis, the article reveals differences in some texts of the chants (stichera О, коль многия враги and troparion Познай свою братию, российский Иосифе) in music manuscripts and the printed edition of 1725 prepared by Archimandrite Gavriil Buzhinsky. An earlier dating of the singing manuscripts (1720) allows us to correct the unambiguous conclusion that the music for the service was written by the senior choir singer (уставщик) Ivan Mikhailovich Protopopov.

Keywords: Peter the Great, St. Alexander Nevsky, Gavriil Buzhinsky, Feofilakt Lopatinsky, part-singing polyphony, manuscripts, Ivan Protopopov, znamenny chant.

N. Plotnikova

References

Begunov Iu. (1971) "Drevnerusskie traditsii v proizvedeniiakh pervoi chetverti XVIII v. ob Alek-sandre Nevskom" [Old Russian traditions in the works of the first quarter of the 18th century about Alexander Nevsky], in D. Likhachev (ed.) Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of the Old Russian Literature], 26. Moscow; Leningrad, pp. 7284 (in Russian).

Blandov A. (2014) "Problema avtorstva blagodarstvennoi sluzhby na vospominanie Nishtadskogo mira i pereneseniia moshchei sviatago blagovernogo kniazia Aleksandra Nevskogo v Sankt-Peterburg" [The problem of authorship of the service of praise for the remembrance of the Treaty of Nystad and the transfer of the relics of St. Prince Alexander Nevsky to St. Petersburg], in Aleksandr Nevskii i Ledovoepoboishche. St. Petersburg, pp. 150-154 (in Russian).

Luppov S. (1973) Kniga v Rossii vpervoi chetvertiXVIIIveka [Book in Russia in the first quarter of the 18th century]. Leningrad (in Russian).

Plotnikova N. (2004) "Gosudarev pevchii d'iak Ivan Mikhailovich Protopopov i ego partesnye garmonizatsii" [Tsar's singer Ivan Mikhailovich Protopopov and his part-song harmonisations], in M. Aranovskii (ed.) Muzyka Rossii: ot srednikh vekov do sovremennosti [Music of Russia: from the Middle Ages to the present day], 2. Moscow, pp. 30-50 (in Russian).

Seregina N. (1994) "Pesnopeniia russkim sviatym. Po materialam rukopisnoi pevcheskoi knigi XI-XIX vv. "Stikhirar' mesiachnyi"" [Chants to Russian saints. Based on the materials of the handwritten singing book of the 11th — 19th centuries Stikhirar' mesiachnyi]. St Petersburg (in Russian).

Shenk F. (2007) Aleksandr Nevskii v russkoi kul'turnoipamiati: sviatoi, pravitel', natsionalnyigeroi (1263—2000) [Alexander Nevsky in the Russian cultural memory: saint, ruler, national hero (1263-2000)]. Moscow (in Russian).

Smorzhevskikh-Smirnova M. (2009) "Perenesenie moshchei Aleksandra Nevskogo: "vodnyi put'" v imperskom tseremoniale" [Transfer of the relics of Alexander Nevsky: the "waterway" in the imperial ceremony], in Trudy po russkoi i slavianskoi filologii. Literaturovedenie. VII (Novaia seriia). Tartu, pp. 38-59 (in Russian).

Sokolov R. (2014) "Aleksandr Nevskii v gosudarstvennoi i tserkovnoi ideologii v 1710-1720-e gody" [Alexander Nevsky in the state and church ideology of in the 1710-1720s]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia "Istoriia i filologiia", 2014, no. 3, pp. 18-24 (in Russian).

Spasskii F. (2008) Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo [Russian liturgical art]. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.