Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 115-151 БОТ: 10.15382МшгУ202039Л15-151
Белогубова Юлия Вячеславовна,
аспирант кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
ОИСГО: 0000-0001-5247-8282
Соловьева Валерия Станиславовна, старший преподаватель кафедры церковно-певческого обихода ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 [email protected] ОИСГО: 0000-0002-2982-3524
Свято-Сергиевский храм подворья московского Иоанно-Предтеченского монастыря:
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
и репертуара (на материале рукописей конца XIX — первой трети XX века)
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию богослужебно-пев-ческой практики конца XIX — первой трети XX века подмосковного храма в честь прп. Сергия Радонежского в городе Долгопрудном, являющимся в прошлом подворьем московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Анализируется рукописное собрание, найденное в храме села Виноградово, нотный материал которого был основой певческого репертуара Свято-Сергиевского храма от времени его основания до закрытия в 1935 г. В статье рассматривается проблема происхождения данного собрания, его датировка и время бытования рукописей. Особое внимание уделено его репертуарному составу. Атрибуция нотного материала позволила выявить два стилистических пласта и провести систематизацию песнопений по нескольким параметрам.
Ключевые слова: храм прп. Сергия в г. Долгопрудном, подворье Иоанно-Пред-теченского монастыря, рукописное собрание, церковное пение до революции, атрибуция песнопений, церковно-певческая практика в годы репрессий.
История Свято-Сергиевского хуторского храма берет свое начало с конца XIX в., когда по просьбе игуменьи Московского Ивановского монастыря Сергии (Смирновой) в 1887 г. были выделены земли для ведения сельского хозяйства. На хутор были отправлены монахини и послушницы (точное число неизвестно) Иоанно-Предтеченского монастыря. Вскоре началось строительство храма
Ю. В. Белогубова, В. С. Соловьева
в честь преподобного Сергия Радонежского, и уже в 1891 г. состоялось его освящение. Службы в храме совершались вплоть до 1935 г., когда он был закрыт в череде суровых событий того времени — его постигла такая же судьба, что и сотни других храмов России. История храма богата повествованиями об исповедниках, служивших в нем1, о трудах подвизавшихся здесь монахинь, о множестве послушаний, которые они несли, среди которых было, несомненно, певческое. После закрытия храма его имущество, в том числе и ноты, было передано в церковь Владимирской иконы Божией Матери в соседнее село Виноградово схиар-химандритом Иларионом2.
Рукописное собрание Свято-Сергиевского храма было найдено совсем недавно — 29 апреля 2018 г. Описание этого события составила регент левого клироса Ивановского монастыря монахиня Тавифа (Исаева)3, которая непосредственно присутствовала при обретении рукописей. Состояние самих нот можно оценить как ветхое, многие нотные страницы сильно потрепаны на краях, листы от времени пожелтели. Церковные ноты, находившиеся «под спудом» на протяжении более 80 лет, оказались буквально погруженными в пыль, а часть их была покрыта плесенью, поэтому потребовалось некоторое время на специализированную очистку найденного рукописного собрания. Владельческие надписи на обложках некоторых нотных сборников подтверждают их принадлежность Московскому Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Датировка рукописного собрания
Некоторые записи, обнаруженные на листах рукописей, дают основание определить время бытования рукописей в Свято-Сергиевском храме: с конца XIX в. (не позднее 1894 г.) до первой трети XX в. (условно — 1935 г., когда храм был закрыт). Ниже приведем и опишем эти свидетельства.
В собрании был обнаружен лист с написанным от руки (с осо-
1 В Свято-Сергиевском храме служили будущие священномученики — протоиерей Владимир Смирнов и иерей Алексей Скворцов. Они были расстреляны на Бутовском полигоне, а впоследствии причислены к лику святых. В 1923 г., когда храм вновь остался без священника, сюда был приглашен схиархимандрит Иларион (Удодов), в военные годы он был хранителем великой святыни Русской Православной Церкви — главы преподобного Сергия Радонежского (см.: Баталов Л. А., Головкова Л. А., монахиня Феонилла (Харченко). Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: Страницы истории. М., 2018. С. 67-88).
2 Там же. С. 63.
3 Белогубова Ю. В. Богослужебно-певческая практика храма в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном на рубеже XIX — XX столетий: дипл. работа / науч. рук. Е. Б. Резниченко, науч. конс. В. С. Соловьева. М.: ПСТГУ, 2019. С. 28.
бенностями дореформенной орфографии) текстом тропаря Боголюбской иконе Божией Матери. В этом тропаре упоминается имя императора Александра III4.
Обратим внимание, что впоследствии имя императора Александра Александровича было зачеркнуто и над ним карандашом написано, по всей видимости, имя его преемника — императора Николая II5. Принимая во внимание годы правления первого из императоров, можно условно определить нижнюю границу времени бытования рукописей — не позднее года окончания его правления (1894), однако это не исключает того факта, что по данной рукописи пели и ранее, т. е. в 80-е гг. XIX в., пока Александр III находился у власти.
Другим доказательством того, что партитуры и певческие партии создавались в конце XIX в. и что процесс записи нотного текста шел на протяжении не одного десятилетия, является наличие конкретных дат на обложке одного из сборников. Так, сборник «Бассъ» помечен 1899 г. Нетрудно заметить, что последняя цифра года корректировалась во времени — ранее была написана цифра «5», очевидно, позднее она была исправлена на «9». Можно предположить, что 1895 г. был началом составления данного сборника, а 1899 г. — окончанием работы над ним. Заметим также, что между цифрами года написана дата (которая, впрочем, тоже исправлена), сообщающая месяц и день — 5/0XI (пятое ноября, а ранее — 5 сентября). Возможно, это еще более точное указание времени, когда составление данной партии было завершено.
Еще одно подтверждение употребления нот с кон. XIX в. — изложение нотного текста в сопрановом, альтовом, теноровом ключах. Как известно, нотация в этих ключах существовала до 20-х гг. ХХ столетия, а может быть, и позднее6. Традиция публиковать церковную музыку в певческих ключах была устойчивой — все Обиходы, Праздники,
4 Время правления: 1881—1894 гг.
5 Время правления: 1894—1917 гг.
6 Запись в названных ключах была характерна для записи партесного многоголосия с момента появления этого стиля в русской богослужебной музыке, т. е. с последней четверти XVII в. (см.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория: дис. ... д-ра иск. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015. С. 204).
Ирмологии и другие церковные книги обычно издавались в ключах. Хотя бывали исключения — в 1893 г. под редакцией С. В. Смоленского были изданы «Главнейшие песнопения Всенощного бдения и Литургии...», где все песнопения Обихода были изложены в скрипичном и басовом ключах7.
Косвенным свидетельством о времени бытования изучаемого нами нотного собрания послужил не относящийся к нему напрямую некий документ, напоминающий Ведомость финансового характера (это могла быть запись о пожертвованиях либо смета, ведомость о жалованьи и т. п.). Этот лист по непонятной причине был помещен среди нот данного рукописного собрания, что позволяет предполагать, что он в некоторой мере отражает текущие дела в хозяйстве храма. Для нас этот документ важен тем, что в нем содержится дата — ноябрь 1897 г.
Нашу датировку нотной коллекции (с конца 1880-х гг.) подтверждает также наличие типографского знака на нотных тетрадях, относящегося к известному в XIX в. бумажному магазину Жукова. Магазин располагался на углу Никольской улицы и Красной площади и просуществовал до начала 1890-х. Затем на его месте было построено ныне существующее здание ГУМа.
Особенности рукописного собрания.
Проблемы атрибуции песнопений
Рассматриваемое рукописное собрание включает в себя неоднородный материал: это и репертуарные сборники, и отдельные нотные страницы с песнопениями, и нотные рукописи некоторых чинопоследований. Помимо перечисленного материала были обнаружены переписанные от руки богослужебные тексты некоторых тропарей, стихир и песнопений других жанров.
7 Данное переложение С. В. Смоленского было издано в трех выпусках: 1) Песнопения Божественной Литургии; 2) Последования благодарственнаго молебнаго пения и панихиды; 3) Песнопения Всенощного бдения.
Следует отметить присутствующую в рукописном собрании разрозненность: множество песнопений записано на отдельных листах, не скрепленных в сборник.
В единственный во всем собрании сброшюрованный сборник обиходных песнопений вошли мо-литвословия Литургии и Всенощного бдения. Однако песнопения в нем не систематизированы в порядке следования их в соответствующих чинопоследованиях. Возможно, это связано с тем, что новые партитуры появлялись в сборнике по мере пополнения репертуара на клиросе, ноты переписывались и вклеивались в сборник. Описанная черта нотного собрания нисколько не умаляет ценности рукописного материала, а, напротив, достаточно ярко и наглядно иллюстрирует процесс накопления певческого репертуара в то время. Не менее важно и то, что рассматриваемый сборник ярко иллюстрирует репертуарные тенденции данного собрания.
Приведем репертуарный состав сборника (с сохранением особенностей орфографии оригинала):
№ 1. «Херувимская Бортнянскаго № 7» № 2. «В память вечную» Г. Я. Ломакина № 3. «Достойно есть. Же дур» № 4. «Хвалите имя Господне вос.» № 5. «Ектения Киевская. А моль» № 6. Херувимская песнь «Разореная» № 7. «Хвалите имя» А. Г. Маренича
Содержание данного сборника наглядно свидетельствует о том, что репертуар храма включал в себя как обиходные песнопения, так и авторские сочинения. Наличие двух стилевых пластов в певческом обиходе храма — общая тенденция, характерная для отечественного церковного пения того времени и сохраняемая в большинстве приходских и монастырских храмов по сей день.
Вторая особенность, которая тоже заметна при изучении данного сборника, — это неточности в атрибуции некоторых песнопений. Действительно, забегая вперед, следует отметить, что эта проблема охватывает значительную часть материала данного рукописного собрания. Затрудняет атрибуцию почти полное отсутствие четырехголосных партитур — песнопения изложены в сборниках отдельных хоровых партий («Бассъ», «Теноръ» и проч.) и, как было отмечено выше,
на отдельных нотных листах. В названиях некоторых песнопений даны только инициалы: «А. Из.», «Н. С.». При рассмотрении певческого материала встретилось немало сочинений, названия которых ограничены указанием тональности, причем, как правило, в русской транскрипции: Херувимские «Цедурная», «Де-дурная»; Достойно есть «Же-дур»; Ектении «Еф-дур», «А-моль», Ныне отпущаеши «Бе дур».
Приведем ниже примеры атрибутированных песнопений собрания.
Напев Ектении «А-моль» (с пометкой: За Государя) адресует нас к известному киевскому напеву:
А V----Г Г .. _.. _ —р-— / Г/ ^ ----- —<^-^ е./. __
вл/йл л г' ^ /Г г г -^/У?
. —--——-«- ■л"'___
^ СЬ. л-- Г г г?» --
- Ь- У -^---¡1
«Дедурная» Херувимская есть не что иное, как знаменитое сочинение Д. С. Бортнянского8:
В ряде песнопений мы обнаружили несоответствие их названий тем наименованиям, которые закреплены в певческой практике. Например, Достойно есть, имеющее в рукописи уточнение «Харьковское», представляет собой песнопение, называемое в обиходных сборниках «Киевским роспевом»9.
8 Херувимская песнь № 7.
9 В современных сборниках оно до сих пор именуется так же (см.: Достойно есть, О Тебе радуется / сост. Ю. В. Лавданская, Е. Б. Резниченко. М. Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1991. С. 31).
Схожая картина наблюдается при атрибуции Херувимской, названной в рукописном собрании «Разореная». Этот обиходный напев звучит по сей день в обиходной певческой практике многих храмов с иным наименованием:
е 1 3 /1 (г- с /г/г е//*/.*<ГЛлТЛ '> -г —, е, *,—'
Гс---^ ' :—'—-г-#-5=-#— —5=-3- —9- -£2-
■М _________&&& /УУ.
--г^- - --+-
л-" с- у -- ; » ¡?- < --^- Т0-
---- г—9—-— ---Н"— —-с-[?- - —1— - —г— 1* г г-
===== -Р— Хг /ту -С- — -Г - —5- --.у -
__ | _
Напев Херувимской песни опубликован в Синодальном обиходе10, а также в «Спутнике псаломщика»11, где эта Херувимская названа «Софрониевской». Именно с таким названием песнопение укоренилось в практике и вошло в ряд
10 Обиход нотнаго пения употребительных церковных напевов. Ч. 2: Божественная Литургия. М.: Синодальная типография, 1909. С. 22 об.
11 Спутник псаломщика: песнопения годичнаго круга богослужений с требоисправления-ми. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Синодальная типография, 1914. С. 158.
сборников обиходных литургических песнопений более поздних изданий Синодального и придворного обиходов12.
К1--ЛШ, ТдЙ-НЩ^ ТДЙ-НЦ) ШВ _.рЛ " — — И- ф{,
«Обиход нотнаго пения. Ч. 2. Божественная Литургия» (Москва, 1909 г.)
При сравнении напевов Софрониевской Херувимской песни из «Спутника псаломщика» и песнопения из найденного рукописного собрания можно отметить некоторые мелодические и ритмические отличия между ними в сторону большей простоты и строгости в четырехголосной монастырской партитуре.
Содержатся в собрании песнопения, которые распеты на какой-либо оригинальный образец. К ним следует отнести Херувимскую «На Приидите праздно-любцы» и «Херувимскую на Трипеснец» (в последнем случае сохранилась только партия баса). Происхождение этих песнопений пока не поддается определению, но по характерным ходам баса и узнаваемым гармоническим оборотам мы можем предположить, что песнопения относятся к обиходному пласту данного собрания.
Пример:
12 Например в Синодальном издании «Круг церковных песнопений обычнаго напева московской епархии». Ч. 4: Божественная Литургия. М.: Синодальная типография, 1915. С. 143.
Репертуарные особенности нотного рукописного собрания
Рукописное собрание Свято-Сергиевского храма содержит достаточно широкий круг песнопений различных чинопоследований: Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого, Литургии Преждеосвященных Даров, Всенощного бдения, Великопостных часов, Панихиды и проч. Однако не все песнопения представлены полными четырехголосными партитурами, многие из них найдены нами в сборниках отдельных партий — «Дискант», «Тенор», «Бас». Это обстоятельство затрудняло определение происхождения песнопений.
В результате проведенной частичной атрибуции песнопений нами были выявлены два стилевых пласта в репертуаре храма — обиходный и авторский, об этом уже шла речь выше. Обиходный пласт репертуара представлен большей частью киевским, греческим роспевами, традиционными напевами Херувимских, Милости мира, Достойно есть.
Многие обиходные песнопения, бытовавшие в начале ХХ в. и содержащиеся в данном собрании, доныне «живут» в клиросной практике: Милость мира киевского роспева, Милость мира «Владимирская», Достойно есть «Входное», Херувимская «Софрониевская», Херувимская «Греческая» (в обиходных сборниках она идет под фамилией Дворецкого), «Достойно и праведно» на литургии Василия Великого киевского роспева, сугубая ектения «Киевская», «О Тебе радуется» греческого роспева. К ним мы можем отнести и некоторые песнопения Великого Поста: «Да исправится молитва моя» греческого роспева, традиционные напевы тропарей часов и «Во Царствии Твоем».
Перечислим далее обиходные песнопения, встречающиеся на страницах рукописного собрания13: Херувимская песнь
• Херувимская «Разореная»
• Херувимская Дворецкого (Греческая)
• Херувимская песнь «Звенигородская»
• Херувимская песнь «Столбовая»
13 В список вошли те нотные образцы, на которых стояли пометы, географические уточнения и фамилии сочинителей.
/л
Песнопения Евхаристического канона
• «Милость мира С. М. Виктора» № 614 (Симоновская)
• Милость мира «Киевское»
• Достойно «Харьковское»
• Достойно есть «Входное»
• Милость мира «Невская»
• О тебе радуется (без уточнений)
Ектении
• Сугубая ектения «Киевская»
• Ектения «Пешношская»
• Ектения «Скитского напева»
Песнопения Великого поста
• Тропари часов, блаженны
• «Благословлю Господа», «Хлеб Небесный» и «Да исполнятся»
Отдельные песнопения
• Высшую небес «Саровской пустыни»
• Пречистый храм Спасов «Симоновское»
• Ныне отпущаеши «Симоновское»
В качестве примера обиходных песнопений приведем иллюстрацию рукописной страницы песнопения «Достойно есть» с уточнением «Входное»:
14 Иеромонах Виктор, в миру Василий Парфеньевич Высоцкий (1791—1871), служил в Си-моновом монастыре в Москве. В теноровом сборнике находится Херувимская песнь с указанием авторства: «Соч. Викторова» и подписью в правом верхнем углу: «Симоновская».
Единственным песнопением, которое именуется в рукописях «Обиходным», является «Милость мира». Усложняет поиск первоисточника напева то, что мы располагаем только партией баса. Анализ данной партии позволяет предположить, что песнопение имеет отношение к напеву Ниловой пустыни:
Перед нами яркий пример сохранения преемственности в практике обиходного церковного пения, которая помогает ощутить наше единство с певчими того времени и, конечно, удивительную связь эпох.
Среди композиторских сочинений, записанных на страницах найденного рукописного собрания, нам встретилось множество как известных, так и малоизвестных произведений конца XVIII — XIX в. Немало имен представителей
Синодального хора (Москва) и Придворной певческой капеллы (Петербург). Перечислим встретившиеся нам фамилии композиторов: Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский, Н. А. Римский-Корсаков, Г. Я. Ломакин, Н. М. Потулов, Д. А. Птицын15, Ф. Г. Таболовский16, С. В. Смоленский, М. А. Виноградов, М. П. Строкин, П. М. Воротников17, П. И. Турчанинов, Н. Соколов, М. М. Ала-бушев18, Н. И. Соколов, Г. А. Маренич19, А. Маслов, Васильев20, Травин21.
Встречаются такие указания на авторство: «соч. Великаго князя Константина Константиновича», «иер. Виктор», он же «С. М. Виктор» (имеется в виду Симонова монастыря иеромонах Виктор), «иер. Виссарион», «преосвящ. Александр».
Из песнопений, которые на сегодняшний день удалось атрибутировать, наибольшим образом представлены сочинения Д. С. Бортнянского, Г. Я. Ломакина, меньше песнопений М. М. Алабушева, П. И. Турчанинова, Н. И. Соколова, иеромонаха Виктора (Высоцкого), Н. М. Потулова, М. П. Строкина, П. М. Воротникова.
Ниже приведены атрибутированные песнопения, систематизированные по жанрам, с учетом не только авторских, но и обиходных образцов.
«Трисвятое» М. М. Алабушев
«Единородный Сыне» Д. С. Бортнянский П. И. Турчанинов
«Херувимская песнь» «Софрониевская» (в нотах «Разореная») «Греческая» (на полях пометка: Дворецкого) «Соч. Викторова» (на полях пометка: Симоновская) Д. С. Бортнянский, № 6 (в нотах — «Волторная») Д. С. Бортнянский, № 7 (в нотах — «Дедурная») Г. Я. Ломакин, № 4 Г. Я. Ломакин, № 5
«Верую» Д. С. Бортнянский
«Милость мира» «Невская» «Владимирская» «Обиходное» (напев Ниловой пустыни) С. М. Виктор23, № 6 Н. И. Соколов, № 1
На Литургии Василия Великого «Достойно и праведно есть» киевского роспева
15 Д. А. Птицын — регент Синодального хора в 1840-х гг.
16 Являлся регентом Синодального хора до 1830 г.
17С 1843—1848 гг. — учитель пения в Придворной певческой капелле.
18 Ученик Г. Я. Ломакина. Являлся также его помощником в капелле Д. Н. Шереметева. Руководил в середине 1870-х хором А. И. Нешумова.
19 Композитор, родился в 1836 г. Профессор Петербургской консерватории по классу сольфеджио. Автор сочинений для церковного хора.
20 Предположительно, имеется в виду В. П. Васильев (1882—?), выпускник Синодального училища.
21 Сведений о композиторе не найдено.
22 Иеромонах Виктор (Высоцкий).
«Достойно есть» «Входное» обиходное киевского роспева (в нотах именуется «Харьковскаго»)24
Ектении Сугубая «Киевская» «А моль» (Киевская) «Пешношская» Н. М. Потулов
«Ныне отпущаеши» М. П. Строкин
«Да исправится» Греческого роспева в гарм. С. В. Смоленского
«Разбойника благоразумнаго» П.М. Воротников
Ексапостиларий Пасхи Обиходного напева
«Плотию уснув»
Задостойник Пасхи Д. С. Бортнянский
Великое славословие Г. Я. Ломакин
Кондак Покрову Божией Матери Д. С. Бортнянский
Тропари часов, блаженны Обиходного напева
«Благословлю Господа», Обиходного напева
«Хлеб Небесный»,
«Да исполнятся»
На основании приведенного свода молитвословий мы сделали вывод о количественном преобладании таких песнопений Литургии, как Херувимская песнь, Милость мира, среди которых присутствуют обиходные и авторские образцы примерно в равном количественном соотношении.
К дополнительным выводам нас подвела систематизация атрибутированных песнопений по соответствующим чинопоследованиям24. Эта работа позволила проанализировать, каким был репертуарный состав песнопений в рамках определенных чинопоследований.
Песнопения Божественной Литургии
1. Трисвятое — М. М. Алабушева
2. Единородный Сыне — Д. С. Бортнянского, П. И. Турчанинова
3. Херувимская песнь — Д. С. Бортнянского № 6 и № 7, Г. Я. Ломакина № 4 и № 5, «Разореная» (Софрониевская), «Греческая» (на полях пометка: Дворецкого), «Соч. Викторова» (на полях пометка: Симоновская)
4. Милость мира — «Невская», «Владимирская», «Обиходное» (напев Нило-вой пустыни), С. М. Виктора № 6, Н. И. Соколова № 1
5. На Литургии Василия Великого — «Достойно и праведно есть» киевского роспева
6. Достойно есть — «Входное» обиходное, киевского роспева
7. Ектении — Сугубая киевская, «А моль» (киевская), Н. М. Потулова, «Пешношская»
23 Мы рискнули предположить, что обозначение «Харьковская» было связано с географией рукописи, с которой делалась копия для храма Св. Сергия Радонежского.
24 См. Приложение III.
Песнопения Всенощного бдения
1. Ныне отпущаеши М. П. Строкина
2. Великое славословие Г. Я. Ломакина
Песнопения Великого поста и Страстной седмицы
1. Да исправится — греческого роспева в гарм. С. В. Смоленского
2. Разбойника благоразумнаго — П. М. Воротникова
Пасхальные песнопения
1. Ексапостиларий Пасхи — Обиходного напева
2. Задостойник Пасхи — Д. С. Бортнянского
Другие песнопения
1. Кондак Покрову Божией Матери — Д. С. Бортнянского
Чинопоследование Погребения монахинь
1. Стихи 17 кафизмы с припевами — обиходного напева
2. Прокимен — обиходного напева
3. Аллилуиа — обиходного напева
4. Опев Евангелия — обиходного напева
Чинопоследование Панихиды
1. Кондак «Со святыми» — обиходного напева
2. Икос «Сам един еси» — (происхождение неизвестно)
Систематизация репертуара с точки зрения принадлежности песнопений к тому или иному чинопоследованию позволила убедиться в том, что рукописное собрание включает в себя песнопения почти всех суточных служб и, конечно, Литургии. Такой анализ позволил в некоторой мере рассмотреть стилевой спектр песнопений внутри одного чинопоследования. Анализируя состав песнопений внутри одного чинопоследования, мы можем говорить о количественном балансе между обиходными и авторскими песнопениями Литургии, это относится прежде всего к Херувимским и Милости мира.
Таким образом, исходя из представленного материала и результатов проведенных систематизаций молитвословий, мы можем с уверенностью сказать, что и обиходные, и композиторские песнопения абсолютно равноправно бытовали в контексте певческой традиции храма. Обе стилевые составляющие церковно-певческого репертуара сосуществовали в практике как Сергиевского храма, так и в практиках многих российских церквей, что мы можем наблюдать и в настоящее время.
Остается множество важных и интересных вопросов, связанных с данным рукописным собранием, ответы на которые еще предстоит найти. Пока остается загадкой, когда и кем переписывались ноты, поскольку никаких пометок о времени создания нот мы не обнаружили, за исключением обложки басовой партии с указанием года. Как мы уже писали, скорее всего указан год заверше-
ния сборника. Чрезвычайно интересен вопрос о том, как пополнялся репертуар, а именно каким образом на монастырском клиросе появлялись новые ноты для переписывания. Важной проблемой, требующей дальнейшего рассмотрения, становится определение репертуарных предпочтений в выборе песнопений, что могло бы привести к ответу на такой вопрос: что же являлось основой обихода Сергиевского храма? Ответить на него было бы возможно при наличии косвенных источников (летописных свидетельств), которые пока что не удалось обнаружить.
Выводы
Данная рукопись, несомненно, представляет огромную ценность. С одной стороны, это интереснейший материал для исследования монастырской певческой культуры конца XIX—первой трети XX в., в некоторой мере раскрывающейся нам через изучение особенностей нотного собрания одного-единственного храма. С другой стороны, перед нами певческое наследие, которое во многом сохраняется до сего дня и «живет» в современной нам богослужебно-певческой практике.
Но помимо этого найденные в Свято-Сергиевском храме рукописи содержат свидетельство о певческой составляющей богослужений после революции. Данное рукописное собрание помогает представить, каким было клиросное служение в тяжелейшие годы гонений на Церковь. Нет сомнений, что в эти годы в Свято-Сергиевском храме звучали песнопения из местного устоявшегося репертуара, и тем самым клирошане сохраняли его столь долго, как могли. Именно благодаря этому рукописи и дошли до нас. В тех обстоятельствах, в которых жила тогда Русская Православная Церковь, речь шла, прежде всего, о максимальном сохранении накопленного веками церковного опыта, традиций храмового служения и конечно же богослужебного пения. Клиросное пение в годы гонений — это несомненный подвиг православных людей, которые своим служением сохраняли драгоценное церковное предание: «Церковное пение того времени было сопротивлением и попыткой сколь можно удержать, не выдать церковное достояние... Тогда надо было удерживать всё, удерживать некий общий образ церковного пения»25.
25 Рахманова М. П. Церковь пела, а значит, сопротивлялась // Православие и современность. Саратов, 2010. № 15 (31). С. 9.
Приложение 1
Фрагменты рукописного собрания Свято-Сергиевского храма подворья Московского Иоанно-Предтеченского монастыря (г. Долгопрудный)26
26 Наиболее полный состав собрания см.: Белогубова Ю. В. Богослужебно-певческая практика храма в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном на рубеже Х1Х—ХХ столетий. Выпускная квалификационная работа. Приложение I / науч. рук. Е. Б. Рез-ниченко, науч. консультант В. С. Соловьева. ПСТГУ, 2019.
™- =1 -
» —^-*—■— Г-5-- -*— -'-*- - -&-1 !-
-тэт- .у у лЦ-. | -^-1
Г ---7-
* * * г--- к— ■*-г —*-
- г 1 в -7-7-7- — —з-
\//<г —я- г > -^- .Г/'/Г —г-„-«г- _1
с \ Л ^- -г—%- * -ё-й—1* —--„-
\ ч \ \ \ ✓ —^— : с -- " - - —/-п-?- / -тй— _ — тг
\ V V ч ч л - 'Л" у///' Рг--7 —;-- /г/ /с/ . -г'// — /Л"
x N. 1* л „ < ^ Л -* -5- ✓ * ^ * —5 * / — г ■• —Г—- -в-г-
-- • 'Р /
V > /Л/ . '/и' , , </</ .( .-Л Г . г.-
ш
- -/ о А' Ш__Л-з— —F"—гтг^шаГ--—-Ï,-- —
^ / • ' —* ••• * ; jw W ^ ^ W U1 Ц
^S^EEEE^ÖEEEte 1----г-|--r-»-fe-,-' , -..... Ь —U, _i - ' - »
E--^^-Гг y -j—1-V—* 1/—V Vv e4 %üB ev\ (u\ t lu енв- --1—-/-^-----~7-H-Г '---
—f- +— ^U ûaua t • ßü tu/ü Ъо WiaÄi Í/ aw — ' Л ________________ / ___, -Л--/->--------- л / 1--=---• \ Ú
—..... > ~.....-% *.....V /f" \U W 1
IpJ^Ykl^ ¿Я—^ =ï=i с Wi - " (VWA ^ w емхя/ -^_L. ' Ti
ем 7 'Í г : гМ/ • "Г-IV- -f-.-t
г -f— Шф VW- ' ' / KL 0W. ^ .. : f - t, г -1- r —^=1
ML EzdEEEEEdE "¿À)*о ^ —И-Ь Г'-^ --р-г р i ■ \4 л . brt--
ЛЮ - 4=—f - L V- Ub Y^iWw -pr—b M------y г г; г г, » \
-Ь Wr Ць--Ç--J- гщ^ о f \ VbAm i V- Ч i .1 \ il vâ к.
Приложение 2
Перечень песнопений рукописного собрания хуторского храма прп. Сергия при Иоанно-Предтеченском монастыре27
Сборник хоровой партии «Теноръ»
Песнопения Литургии, Всенощного бдения (одно), некоторые песнопения Великого поста, а также Великого повечерия Рождества Христова.
№ 1 «Единородный» — 28
№ 2 «Слава Бортнянскаго» (Единородный Сыне Д. С. Бортнянского) № 3 «Единородный Царицына» — № 7 «Херувимская Дедурная» (Д. С. Бортнянский, № 7) № 8 «Херувимская Волторная» (Д. С. Бортнянский, № 6) № 9 «Херувимская Цедурная» -
№ 11 «Херувимская С.Г. Ламакина» (Г. Я. Ломакин, № 5) № 12 «Херувимская Васильева» — № 13 «Херувимская Ламакина» № 4 (Г. Я. Ломакин) № 15 «Херувимская» — № 18 «Милость Мира» — № 23 «Милость мира А. И.» —
№ 24 «Милость мира С. М. Виктора» № 6 (иеромонаха Виктора) № 25 «Милость Таболовскаго» — № 27 «Харькавскаго» —
27 Сюда вошли только избранные сборники, более полный перечень см.: Белогубова Ю. В. Богослужебно-певческая практика храма в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Долгопрудном на рубеже Х1Х—ХХ столетий. Выпускная квалификационная работа. Приложение II / науч. рук. Е. Б. Резниченко, науч. консультант В. С. Соловьева. ПСТГУ, 2019.
28 « — » — авторство не установлено / происхождение не подтверждено.
№ 31 «Отче Птицына» — № 32 «Чашу спасения» — № 33 «В память вечную» — № 34 «Заступнице Усердная» — № 35 «Кондак Успению Пресвятыя Богородицы» — «Милость мира Травина» —
№ 63 «Единородный Г. Турчанинова» (П. И. Турчанинов) № 64 «Тебе поем» —
№ 65 «Милость мира Н. С.» (Н. А. Соколов)
«Трипеснтцы на 22 день. Рождеству Христову» —
«Генваря 4-й день на повечерии» —
«Слава Царицынская» (Единородный Сыне) —
«Господи спаси благочестивыя» —
«Славословие Великое соч. Г. Ламакина»
«На литургии Василия Великого» (Киевское)
«О тебе радуется» —
«Литургия преждеосвященная» —
«Да исправится» —
«Ныне силы» —
«Вкусите и видите» —
«Благословлю Господа» и «Хлеб небесный» —
В этом же сборнике подклеены нотные листочки для 2-го дисканта:
«Великопостная ектения» (пометка: Великая) —
«Следующая ектения» —
«После Ныне Силы», После «Отче наш» —
«Благословлю Господа» (Обиходного напева)
«Хлеб Небесный» (Обиходного напева)
«Да исполнятся» (Обиходного напева)
«Великая» —
«Чашу спасения» —
«Ектения Киевская» —
«Крепость моя» —
«Тебе поем» —
Последнее фото — оборот обложки задней стороны этого сборника. На ней есть пометка — «Нотные книги Ивановского М[онастыря]»:
Ю. В. Белогубова, В. С. Соловьева. Свято-Сергиевский храм подворья... Сборник хоровой партии «Басъ»
Песнопения Великого поста, Литургии и отдельные песнопения других чинопоследований.
В партитуре есть оглавление.
№ 1 «Ектении Великопостныя» + 29
№ 2 «Часы 3-й, 6-й, 9-й. Воцарствии твоем» +
№ 3 «Ныне силы небесныя. Соч. Бортнянскаго» +
№ 4 «Благословлю Господа»
№ 5 «Богородице Дево»
№ 6 «Не отврати лица. Дал еси достояние»
№ 7 «Господи сил»
№ 8 «Господи прежде»
№ 9 «Явишася источницы»
№ 10 «Сеченое сечется. В Велик. Четверток на Утрени. Канон»
№ 11 «К тебе утреннюю в Великий Пяток на Утрени»
№ 12 «Славно бо прославися»
№ 13 «Воскресни Боже. Хор»
№ 14 «Милость мира Василия Великаго»
№ 15 «Ектения Пешношская» +
№ 16 «Ектения Потулова» +
№ 17 «Ектения Киевская А моль» +
№ 18 «Херувимская Ломакина»
№ 19 «Милость мира Турчанинова»
№ 20 «Херувимская песнь. Звенигородская» +
№ 21 «Ныне силы небесныя. Преосвящ. Александра» +
29 «+» — в собрании ноты есть, остальные номера даны по оглавлению.
147
№ 22 «Заступнице усердная» № 23 «Отче наш»
№ 24 «Ектения. Еф-дур» (пометка: Иванова) +
№ 25 «Херувимская Разореная»
№ 26 «Преславная днесь»
№ 27 «Господи спаси — Алабушева» +
№ 28 «Господи спаси — Киевское» +
№ 29 «Ектения Скитскаго напева» +
№ 30 «Екения Уральская» +
№ 31 «Милость мира Владимирская» +
№ 32 «Возбранный Воеводо»
№ 33 «Днесь Владыка твари»
№ 34 «Освящается небо и земля» +
№ 35 «Высшую небес (Саровской пустыни)» +
№ 36 «В молитвах неусыпающую — Виктора»
№ 37 «В молитвах неусыпающую — Киевскаго роспева» +
№ 38 «Херувимская Греческая» +
№ 39 «Херувимская песнь- На трипеснцы» +
№ 40 «Херувимская песнь на Приидите празднолюбцы» (в оглавлении не приводится) +
№ 41 «Хвали душе моя Господа» (в оглавлении не приводится)
Приложение 3
Рукописи отдельных песнопений30
1. «Милость мира Невская» (пометка: Alto)
2. «Милость мира Невская» (пометка: Soprano)
3. «Ныне отпущаеши» (четырехголосная партитура. Пометка: Собора (неразборчивая подпись) Бе дур) —
4. «На облачении Да возрадуется» (партия в сопрановом ключе)
5. «Богослужение. Достойно входное. Сопрано 1» (Обиход)
6. «Буди имя» (в сопрановом ключе)—
7. «Верую Бортнянскаго» (басовая партия)
8. «Похвала» (которая поется на патриаршем богослужении)
9. «Во Царствии Твоем» (партия альта)
10. «Душе моя» (партия альта)
3-х голосная партитура:
11. «Пречистый храм Спасов. Иер. Виктора» (трехголосная партитура с divisi в партии 2 сопрано)
30 Названия приводятся с сохранением орфографии оригинала.
148
4-х голосные партитуры:
12. «Херувимская песнь» — «соч. Великаго Князя Константина
13. «Господи спаси благочестивыя» (пометка: Сербскаго роспева)
14. «Достойно и праведно» (партитура более позднего происхождения — в скрипичном и басовом ключах. Киевский роспев)
В собрании также есть рукописные богослужебные тексты:
1. «Днесь Христос входит во град Вифанию...»
2. Стихиры на стиховне Богородице «Боголюбивая», гл. 8-й
3. «Тропарь глас 1» иконе Божией Матери «Боголюбивая»
4. «Кондак глас 3» — Филарету Милостивому, «Взысканию погибших Пр. Богор. Февраля 5 д.»
5. «Тропарь глас 5» иконе Богородицы «Утоли моя печали», «Тропарь глас 4» Филарету Милостивому
6. «Тропарь глас 4-й Священномученику Ермогену Патриарху Московскому и всея России Чудотворцу», «Тропарь Александре Римской, Никомидийской императрице»
7. «На стиховне стихиры глас 8-й». Это стихиры иконе Божией Матери «Боголюбивая» + Величание
8. «На Господи воззвах глас 4» иконе Божией Матери «Боголюбивая» и Величание
Список литературы
Баталов Л. А., Головкова Л. А., монахиня Феонилла (Харченко). Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: Страницы истории. М.: Лето, 2018.
Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
Давиденко Д. Г. История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XIX- начала XX века. М.: Лето, 2018.
Мишин Владислав, иерей. Не люблю властвовать над людьми: Жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова), хранителя главы преподобного Сергия. М.: Новости, 2011.
Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода: на примере московской традиции: дис. ... канд. иск. М., 1999.
Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория: дис. ... д-ра иск. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015.
Рахманова М. П. Церковь пела, а значит, сопротивлялась // Православие и современность. Саратов, 2010. № 15 (31). С. 9.
Рождественская Н. Н., Тарасова К. В., Кондратьев В. А., монахиня Тавифа (Исаева), инокиня Софрония (АдваховаЛ Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов: Жизнеописание. История храмов и школ, связанных с жизнью и деятельностью свя-щенномученика Владимира. М.: Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, 2017.
Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья: Германия 1940-60-х годов: дис. ... канд. иск. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2018.
Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программа / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Нотные издания
Бахметев Н. И. Обиход нотнаго Церковнаго пения при Высочайшем дворе употребляемый. Ч. 2: Божественная Литургия. СПб.: Придворная Певческая Капелла, 1869.
Круг церковных песнопений обычнаго напева московской епархии. Ч. 4: Божественная Литургия. М.: Синодальная типография, 1915.
Обиход нотнаго пения употребительных церковных напевов. Ч. 2: Божественная Литургия. М.: Синодальная типография, 1909.
Спутник псаломщика: песнопения годичнаго круга богослужений с требоисправления-ми. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Синодальная типография, 1914.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2020. Vol. 38. P. 115-151
DOI: 10.15382/sturV202039.115-151
Julia Belogubova, Graduate Student, Department of Music History and Theory, Faculty of Church Singing, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation Juliya_97-97@mqil. ru ORCID: 0000-0001-5247-8282
Valeria Solovyeva, Senior Lecturer, Department of Church Singing, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation Alexsol70@mail. ru ORCID: 0000-0002-2982-3524
St. Sergius Church of the house of Moscow
Ioanno-Predtechensky Monastery: Features of Liturgical and Singing Practice and Repertoire (Based on Manuscripts of the Late 19th — First Third of the 20th Centuries)
Ju. Belogubova, V. Solovyeva
Abstract: This article is devoted to the study of liturgical and singing practice of the late 19th — first third of the 20th centuries of St. Sergius of Radonezh church (Dolgoprudny, Moscow Region), which used to be property (Rus. подворье) of Ioanno-Predtechensky
Monastery, Moscow. The article studies the manuscript collection discovered in the church of the village of Vinogradovo, whose note material was a foundation of the repertoire of St. Sergius church from its opening to the closure in 1935. The article studies the origin of this collection, its dating and the time of use of the MSs. Particular attention is paid to its repertoire inventory. The attribution of the musical material revealed two stylistic strata and helped to systematise the chants according to several parameters.
Keywords: church of St. Sergius in Dolgoprudny, property of Ioanno-Predtechensky Monastery, manuscript collection, pre-Revolution church singing, attribution of hymns, church singing practice during years of repression.
References
Batalov L., Golovkova L., nun Feonilla (Kharchenko) (eds) (2018) Moskovskii Ioanno-Predtechenskii zhenskii monastyr'. Stranitsy istorii [Ioanno-Predtechensky Monastery of Moscow. Pages of history]. Moscow (in Russian).
Davidenko D. (2018) Istoriia Moskovskogo Ivanovskogo devichego monastyria v dokumentakh XIX — nachala XXveka. [History of Moscow Ivanovsky Monastery in documents of the 19th — early 20th centuries]. Moscow (in Russian).
Gardner I. (1982) Bogosluzhebnoe penie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Liturgical singing of the Russian Orthodox church], vol. 2. New York (in Russian).
Mishin V., priest (2011) Ne liubliu vlastvovat'nad liud'mi. Zhizneopisanie startsa skhiarkhimandrita Ilariona (Udodova), khranitelia glavy prepodobnogo Sergiia ["I don't like to govern people. Biography of the Elder Ilarion (Udodov), the keeper of St. Sergius' head]. Moscow (in Russian).
Potemkina N. (1999) Problemy izucheniia polnogo kruga pesnopenii sovremennogo tserkovnogo obikhoda: a primere moskovskoi traditsii [Problems of study the full circle of pymns of modern church obikhod: With Moscow tradition as an example]. Moscow (in Russian).
Plotnikova N. (2015) Russkoe partesnoe mnogogolosie kontsa XVII — serediny XVIII veka: istochnikovedenie, istoriia, teoriia [Russian partsong polyphony of the end 17th — mid — 18th centuries: Study of sources, history, theory]. Moscow (in Russian).
The Church sang, and therefore resisted // Orthodoxy and modernity. Saratov, 2010. No. 15 (31). P. 9.
Rozhdestvenskaia N., Tarasova K., Kondrat'ev V., nun Tavifa (Isaeva), nun Sofroniia (Advakhova) (eds) (2017) Sviashchennomuchenik Vladimir Alekseevich Smirnov. Zhizneopisanie. Istoriia khramov i shkol, sviazannykh s zhizn'iu i deiatel'nost'iu sviashchennomuchenika Vladimira [Hieromartyr Vladimir Alekseevich Smirnov. Biography. History of churches and schools related to the life and work of Holy Martyr Vladimir]. Moscow (in Russian).
Sadikova E. (2018) Bogosluzhebno-pevcheskoe iskusstvo russkogo zarubezh'ia: Germaniia 1940-60kh godov [Liturgical art of singing of Russian emigration: Germany of the 1940s and 60s]. Moscow (in Russian).
Zvereva S., Naumov A., Rakhmanova M. (eds) (2004) Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh. Sinodal'nyi khor i uchilishche tserkovnogopeniia: Kontserty. Periodika. Programma [Russian spiritual music in documents and materials. Synodal choir and school of church singing: Concerts. Periodical. Programme], vol. 2, book 2. Moscow (in Russian).