Научная статья на тему 'Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова'

Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
568
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Ф. ЛЬВОВ / НИКОЛАЙ I / ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА / Г. Я. ЛОМАКИН / БИОГРАФИЯ / ХРОНОЛОГИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА / ОБИХОД / АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ / A. F. LVOV / G. Y. LOMAKIN / COURT CHAPEL / CHRONOLOGY OF SPIRITUAL AND MUSICAL CREATIVITY / OBIKHOD / SOURCE CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлинова Варвара Петровна

Статья содержит предпринятый впервые опыт построения хронологии духовномузыкального творчества А. Ф. Львова на основе анализа прижизненных изданий его духовных сочинений. Кроме того, осуществлена корректировка сроков работы Придворной певческой капеллы над обиходными переложениями под руководством Львова на базе их первых публикаций. В статье освещены и другие спорные вопросы биографии А. Ф. Львова: актуальная еще с начала XX в. проблема определения даты и места его рождения, времени и обстоятельств вступления Львова в должность директора Придворной певческой капеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the Chronology of Life and Spiritual Musical Legacy of A. F. Lvov

This article deals with controversial issues of biography and spiritual musical legacy of Alexei Fedorovich Lvov, head of the Court Chapel. There still exist uncertainties in the biography of this prominent Russian spiritual composer of the mid 19th century. In the relevant scientific literature, there are two variants of the year and place of birth of the composer, as well as two variants of the date when Lvov became director of the Court Chapel. Based on the published genealogy, as well as on epistolary, archival and other materials, the article confirms the accuracy of information given in the autobiographical Notes by Lvov. Main attention is paid to the spiritual and musical legacy of A. F. Lvov. The composer rarely indicated the date of his works. In tracing the chronology of his spiritual musical works, we draw on the analysis of Lvov’s lifetime editions. The composer published three collections of his spiritual works and a harmonisation (third collection, according to the author of the article). The study of these works together with an analysis of selected publications has allowed us to establish the approximate time of creation of all spiritual works of Lvov, published within his lifetime. The article specifi es the time of the second edition of the author's collection based on biographical facts and series of published works. The third collection is marked by a fundamental structural change. For the first time in his work, and perhaps for the first time in Russia, Lvov formed the collection of spiritual works on the basis of the order of Sunday services, starting with the Vigil, supplemented by some genre groups (concerts, Lenten hymns, etc.). The structure of this collection corresponds to the well-known posthumous publication of spiritual musical works of Lvov. Another moot point is the period of work of the Court Chapel on the harmonisation of obikhod (Russ. обиход). The scientific literature provides contradictory data with regard to this issue. The clarification is based on the material of the first publications of the harmonisation carried out by the Court Chapel under Lvov’s guidance.

Текст научной работы на тему «Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Павлинова Варвара Петровна, канд. искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, доцент кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13, стр. 1 [email protected]

2017. Вып. 27. С. 51-68

Проблемы хронологии жизни

И ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

А. Ф. Львова

В. П. Павлинова

Статья содержит предпринятый впервые опыт построения хронологии духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова на основе анализа прижизненных изданий его духовных сочинений. Кроме того, осуществлена корректировка сроков работы Придворной певческой капеллы над обиходными переложениями под руководством Львова на базе их первых публикаций. В статье освещены и другие спорные вопросы биографии А. Ф. Львова: актуальная еще с начала XX в. проблема определения даты и места его рождения, времени и обстоятельств вступления Львова в должность директора Придворной певческой капеллы.

Алексей Федорович Львов — выдающийся русский скрипач, композитор, хормейстер, музыкальный деятель, четверть века возглавлявший Придворную певческую капеллу. Имя Львова весьма весомо в истории русского церковного пения. И хотя плоды его деятельности как духовного композитора, реформатора певческого Обихода, духовно-музыкального цензора всегда (и до Октябрьской революции, и после) вызывали разное к себе отношение, невозможно оспорить тот факт, что в судьбах русской церковной музыки середины XIX столетия Львов был одной из заметных фигур.

Вместе с тем в его творческой биографии до сих пор много неясного, что и послужило поводом к написанию настоящей статьи.

Среди разночтений, например, две версии года и места рождения Алексея Федоровича. В большинстве источников значится 25 мая 1798 г., Ревель (ныне Таллин). Дату подтверждают автобиографические «Записки»1, могильная плита в Пожайском монастыре близ Ковно, где покоится Алексей Федорович, и С. В. Смоленский, близко знавший семью Львова. Однако в ряде случаев, начиная с изданного при жизни композитора биографического очерка2, пересказывающего ранний вариант его автобиографии3, указывается иная дата — 25 мая

1 См.: Львов А. Ф. Записки // Русский архив. М., 1884. Кн. 2. С. 225.

2 Журнал «Музыкальный свет». 1855. № 9 и 11.

3 Львов А. Ф. Артистическая жизнь моя до 56 лет. Рукопись (КР РИИИ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. 12. Л. 64-76 об.

1799 г. Эту дату повторяет весьма авторитетное издание — «Родословный сборник русских дворянских фамилий» В. В. Руммеля и В. В. Голубцова (СПб., 1886. Т. 1. С. 578—579), который впервые дает и иное место рождения — имение Фалль близ Ревеля (ныне пос. Кейла-Йоа)4. Где истина?

Судя по некоторым опубликованным, а также рукописным архивным материалам последняя версия даты рождения Львова была распространена на рубеже Х1Х—ХХ вв., что отразила, в частности, юбилейная статья прот. М. Г. Лисицына об Алексее Федоровиче5. Реакцией на данную статью и стало свидетельство С. В. Смоленского, который 30 мая 1899 г. направил К. П. Победоносцеву своего рода отчет: «Я, близкий к семье Львовых, отпраздновал семейно, потихоньку столетие рождения А. Ф. Львова еще в прошлом году, так как несомненно и доказательно известно, что покойный композитор родился 25 мая 1798, а не 99 года. Скажу по правде и то, что, близясь к 25 мая прошлого года, я и Орлов6, уговорившись устроить более широкое памятование, сами забыли о том за сутолокою экзаменов и нашей повседневной работы. Поэтому заупокойной обедней и панихидой, да домашним поминовением ограничилось у нас все, тем более потому, что не хотелось обоим нам второй раз подводить Придворную капеллу, проспавшую и 25-летие со дня смерти, и 100-летие со дня рождения того человека, который отдал Капелле все свои силы, весь свой труд и составил, конечно, лучшую славу Капеллы. По вышеуказанному, несомненно удостоверяю, что в нынешнем году 25 мая мы не поминали А. Ф. Львова каким-либо особым образом»7.

«Несомненно и доказательно известно...». Но должны быть какие-то документы. Еще в 2008 г. в ходе написания А. С. Савенковой дипломной работы о А. Ф. Львове мы столкнулись с этой проблемой и безрезультатно запрашивали Государственный архив Эстонии. Ответ был обретен в другом источнике — книге «Род Львовых», содержащей публикацию родословной семьи с XV в. Информация, почерпнутая из нее, сняла вопросы. Отец композитора, Федор Петрович Львов, имел 16 детей (от двух браков). Первые шесть лет его супружества с Надеждой Ильиничной Березиной (первая жена) дети рождались каждый год. Алексей Федорович (25.05.1798) был третьим сыном. За ним следовали Владимир Федорович (03.07.1799), Анна Федоровна (30.06.1800), Николай Федорович (11.06.1801), Василий Федорович родился в 1803 г.8 Если допустить ошибку в дате рождения Алексея, ее автоматически надо распространить еще на трех членов семьи, что маловероятно. А факт, что Алексей был именно третьим сыном Фе-

4 В упомянутом выше биографическом очерке, как и в раннем варианте автобиографии, стоит Ревель.

5 См.: Лисицын М. Г. А. Ф. Львов (р. 1799, 1' 1870 г.) // С.- Петербургский духовный вестник. 1899. № 22. С. 255-258.

6 Орлов Василий Сергеевич, выдающийся русский хормейстер. С 1886 г. был дирижером Синодального хора, с 1901 г. — директор Московского синодального училища.

7 Смоленский С. В. Письмо К. П. Победоносцеву // С. В. Смоленский и его корреспонденты / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. Кн. 1 / М. П. Рахманова, подг. текста, вступ. ст., коммент. М., 2006. С. 669-670.

8 См.: Львова А. П., Бочарёва И. А. Род Львовых. Торжок, 2004. С. 95-103.

дора Петровича, подтверждают его ранние служебные документы, именующие будущего директора Придворной капеллы по офицерской традиции «Львов 3й».

И все же, как могла возникнуть вторая версия, поддерживавшаяся самим автором? Возможно, путаница возникла в каких-то официальных бумагах, из-за чего Алексею Федоровичу в годы службы в Капелле приходилось указывать эту дату. Хотя в «Записках», написание которых он завершил, уже отошедши от дел, в конце 1860-х гг. (опубликованы в 1884 г. московским журналом «Русский архив»: Кн. 2. С. 225-260; Кн. 3. С. 65-114), стоит 1798 г.

Местом своего рождения Алексей Федорович всегда указывал Ревель. Но существуют еще и воспоминания его мачехи Елизаветы Николаевны Львовой (изданы в 1880 г. в Петербурге в журнале «Русская старина»: Т. 27 (март). С. 635-650; Т. 28 (июнь). С. 337-356; Т. 28 (август). С. 794-801). В них, сообщая разные случаи из жизни Алексея Федоровича и отсчитывая его возраст, кстати тоже от 1799 г., Елизавета Николаевна упоминает имение Фалль. Вот текст, который мог стать причиной возникшей проблемы: «В 1833 году Государь Николай Павлович с Императрицею посетили поместье графа Бенкендорфа Фалль, близ Ревеля. Надобно же так случиться, что А. Ф. Львов приехал в Ревель именно 25-го мая, в день своего рождения, на место, где он родился, через 34 года. Мне жаль было, что А. Ф. Львов не сказал об этом графу; это событие, конечно, заняло бы и Царя по милостивому его расположению к А. Ф. Львову»9. Может явиться соблазн интерпретировать слова автора воспоминаний так, что местом рождения Львова и было имение Фалль. Однако строительство этого имения, а точнее, замка, для которого, кстати, А. Ф. Львов спроектировал по просьбе графа очень изящный подвесной мост оригинальной конструкции10, было начато А. Х. Бенкендорфом лишь в 1828 г. на месте, приобретенной им в 1827 г. старой мельничной мызы. А значит, родиться в имении Фалль Алексей Федорович не мог.

Еще одно устойчивое разночтение касается времени начала работы А. Ф. Львова в должности директора Придворной певческой капеллы. Большинство научных и справочных изданий называют 2 января 1837 г., дату высочайшего указа, то есть спустя более двух недель после кончины предшествующего директора Капеллы, Федора Петровича Львова. Вместе с тем сам Алексей Федорович, и эту версию поддерживает ряд источников, исчислял свое директорство с 1836 г. Восстановить реальную последовательность событий позволяют документы архивных хранилищ Петербурга. 3 декабря 1836 г. тяжело больной Федор Петрович и Алексей Федорович одновременно получили от Министра Императорского Двора князя Волконского сходные послания за №№ 3466 и 3467. Цитируем письмо, адресованное отцу: «Господину Директору Певческой Капеллы. По всеподданнейшему докладу моему письма сына Вашего Превосходительства, флигель-адъютанта полковника Львова, Государь Император Высочайше повелеть соизволил: поручить ему, под Вашим руководством, исправ-

9 Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок Елизаветы Николаевны Львовой // Русская старина. СПб., 1880. Т. 28. С. 639.

10 О нем император отозвался известной фразой: «Это Львов свой смычок перекинул с берега на берег» (Там же).

ление должности Директора Придворной Певческой Капеллы, до совершенного Вашего выздоровления»11.

Следовательно, руководство Капеллой было передано еще при жизни Федора Петровича. По тексту письма, инициатива исходила от Львовых, видимо от согласованного решения отца и сына. Хотя, возможно, оно было подсказано и свыше. Капелла не могла не функционировать. Но важные нюансы: слова «под Вашим руководством» и «до совершенного Вашего выздоровления» говорят о временном характере этой меры. Жизнь, однако, распорядилась иначе. В фондах Кабинета рукописей Российского института истории искусства хранится акварельный портрет Ф. П. Львова работы П. Ф. Соколова с ценными надписями на его обратной стороне. Самая ранняя гласит (сохраняем орфографию): «14го Декабря 1836го года скончался Директор Придворной певческой Капеллы Тайный Советник и Кавалер Федор Петрович Львов на 84 году от рождения». Ниже более мелко, но той же каллиграфически четкой рукой: «3гоДекабря 1836 г. Высочайше объявлено исправлять должность Директора Придворной певческой Капеллы Флигель адъютанту полковнику Львову». И сделанная позже приписка скорописью: «за болезнию родителя». Дальше таким же, не до конца разборчивым почерком, в котором узнается почерк писем Львова, информация об указе 2 января 1837 г., потом о высочайшем утверждении Алексея Федоровича в должности директора 21 февраля 1849 г., с указанием номера предписания. То есть основные вехи должностной биографии руководителя Капеллы. А выше над всем этим позднейшая наклейка: «Федор Петрович Львов — директор Придворной Певческой Капеллы, тайный советник и кавалер. Уступил эту должность своему сыну Алексею Федоровичу Львову 3 декабря 1836 г. с Высочайшего на то соизволения. Скончался 14 Декабря 1836г. на 84м году от рождения»11. Семейная некогда реликвия сегодня стала историческим документом.

Самый обширный блок вопросов связан с хронологией духовно-музыкального творчества Львова, включая редакцию церковного обихода, создававшуюся под его руководством сотрудниками Придворной певческой капеллы.

В автобиографических «Записках» Алексей Федорович крайне редко фиксирует свое внимание на времени создания им духовных сочинений. В их полном собрании, изданном А. Б. Гутхейлем после смерти композитора (1887), песнопения расположены не по хронологии создания, но, как это вошло тогда в практику, соответственно структуре церковных чинопоследований, а также отдельными жанровыми группам. В результате сколько-нибудь ясного представления о хронологии духовного творчества Львова до последнего времени не существовало.

Задача ликвидации этой лакуны (она возникла перед автором настоящего очерка во время работы над статьей об Алексее Федоровиче для «Православной

11 ОР НРБ. Ф. 816. Оп. 3. Ед. 2552. Л. 2.

12 КР РИИИ. Ф. 3. Оп. 5. Ед. 77. Благодарим руководство Российского института истории искусства, Кабинета рукописей института, а также А. В. Горячева за предоставленную возможность использовать данный архивный материал.

энциклопедии»13) побудила обратиться прежде всего к прижизненным изданиям духовной музыки Львова. Этот путь оказался непростым, так как в XIX в. широко практиковались публикации без указания года. Но, как правило, фиксировались типография или гравировальня, а также номер доски, что все же дает некоторую информацию. Наиболее объективная — дата цензурного разрешения на публикацию.

К счастью, А. Ф. Львов, будучи директором Капеллы, на протяжении 4050-х гг. XIX в. достаточно интенсивно и регулярно себя издавал. Первоначально это были большей частью издания как бы пробные, «для себя» (по крайней мере складывается такое впечатление), без указания не только года, но и цензурного разрешения. Но они были.

Важный вопрос — хронологические границы духовного творчества композитора. На основании «Записок» Алексея Федоровича можно сделать заключение, что он обратился к церковной музыке в середине 1830-х гг., еще до назначения на высокую должность директора Капеллы. И это подтверждается изданием. Его упоминает Л. М. Золотницкая: «Псалмы Давида, положенные на музыку А. Львовым. СПб., 1834»14. Сборник, по свидетельству исследовательницы, включал три псалма (№ 5, 51 и 54), то есть это должны были быть духовные концерты. Напомним, осенью 1833 г. Львов создал гимн «Боже, царя храни», названный первоначально «Молитвой русского народа». Гимн был широко принят не только в России, но и международной общественностью. Следовательно, лишь после этого Алексей Федорович решается на публикацию (а возможно, и создание) своих первых опытов духовной музыки.

Последние духовные сочинения Львова относятся к 1866/67 г., о чем автор сообщает в «Записках». Это «Ныне силы небесныя» (песнопение, замещающее «Херувимскую» в чинопоследовании литургии Преждеосвященных Даров) и «Херувимская песнь» (с древнего напева).

Итак, более 30 лет духовного творчества.

Нельзя не отметить, однако, что информация о трех псалмах, изданных в 1834 г., заключает в себе некоторую загадку. Среди духовных концертов, публиковавшихся Львовым позже и включенных в полное собрание его духовных сочинений, есть действительно известный концерт на слова пятого псалма Давида («Глаголы моя внуши, Господи»). Но никаких следов хоровых сочинений Львова на тексты 51-го и 54-го псалмов обнаружить не удалось. Невозможно идентифицировать, не имея перед глазами нот, и концерт «Глаголы моя внуши, Господи» с концертом издания 1834 г. К тому же, по личному свидетельству Львова (автобиографическая рукопись 1855 г.), из множества сочинений, написанных им при жизни отца, сохранились лишь «три фантазии для скрипки, из коих две напечатаны впоследствии в Германии, и народный Гимн; все прочие, как не заслуживающие особого внимания, остались неизданными и потом уничтожены (курсив

13 См.: ПавлиноваВ. П. Львов А. Ф. // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 724726.

14 См.: Золотницкая Л. М. А. Ф. Львов // Россия — Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. научных трудов. СПб., 1994. С. 151.

мой. — В. п.)»15. Не исключено, что тираж 1834 г., если он был, взыскательный автор тоже мог уничтожить.

Что же касается концерта «Глаголы моя внуши, Господи», он значил для Львова весьма много. Вместе с еще одним духовным концертом, «Возлюблю, Тя, Господи» (на текст 17-го псалма), они и были теми загадочными «псалмами», или мотетами, за которые Алексей Федорович, как сам свидетельствует, получил звание почетного члена сразу двух музыкальных академий — Святой Цецилии в Риме и Берлинской академии пения. Из «Записок» Львова известно, что в 1840 г., находясь в Берлине, он демонстрировал их Спонтини, заслужив его благосклонный отзыв (рукопись концертов на двух языках, русском и латинском, с автографом Спонтини ныне хранится в КР РИИИ). Следовательно, это ранние концерты, время создания которых должно быть отнесено к периоду между 1837-1840 гг.

Тогда же, в самом начале руководства А. Ф. Львовым Придворной певческой Капеллой, появились и его первые дошедшие до нас литургийные песнопения. На особые обстоятельства их возникновения, как и на особое участие Львова — директора Капеллы — в жизни императорской семьи, проливают свет мемуары королевы Вюртембергской, великой княгини Ольги Николаевны, одной из дочерей Николая I. Рассказывая о пребывании императора с семьей в Москве в 1837 г., Ольга Николаевна вспоминает установленную тогда Николаем I практику семейного литургического пения в домашней часовне, «которое выдумал Папа, с тех пор, как узнал от Филарета [митрополита Московского], что Петр Великий пел в хоре. <...> Папа, Саша [будущий Александр II], Мэри [старшая дочь Николая I Мария Николаевна] и Адини [Александра Николаевна, младшая дочь], у которой было прекрасное сопрано, <...> и еще некоторые, пели всю обедню. Алексей Львов сочинил для них песнопения, между ними "Отче наш" и чудесную "Херувимскую", специально для Адини»16. Весьма вероятно, что среди этих песнопений Львова было и его первое «Достойно есть». Все они потом вошли в репертуар Капеллы. Любовь к «Отче наш» Львова Николай I сохранил до конца своих дней. А вот судьба «Херувимской» сложилась непросто. Объясняет это как раз история ее создания. В 1844 г. жизнь Александры Николаевны, любимицы всей семьи, трагически оборвалась, что стало для императора тяжелейшим ударом. И Алексей Федорович, который относился к Александре Николаевне с особенной нежностью17, опубликованную уже «Херувимскую» капитально перерабатывает, сохранив без существенных изменений лишь раздел «Яко да Царя».

Интересен (исторически и психологически) путь вхождения Львова-композитора, директора ППК, в пространство капелльских изданий. Он делал это очень осторожно. Начал с упомянутой «Херувимской» ^-ёиг). В 1840 г. Алексей Федорович включил ее наряду с «Херувимскими» Бортнянского в пред-

15 Львов А. Ф. Артистическая жизнь моя до 56 лет. Л. 70.

16 Сон юности: записки дочери Императора Николая I великой княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской (отрывки) // Николай Первый и его время: том 2 / Б. Н. Тапа-сова, сост., вступ. ст. и коммент. М., 2000. С. 180. Благодарим М. П. Рахманову, сообщившую об источнике.

17 В качестве свадебного подарка ей он написал свою первую оперу «Бьянка и Гвалтьеро».

ставительное двухтомное издание, которое называлось «Партитурное собрание 4-голосных и 3-голосных мелких духовных песней, употребляемых на Литургии и других Церковных службах при высочайшем Дворе. Музыка Бортнянского и других сочинителей». «Собрание» состояло в основном из сочинений Д. С. Бор-тнянского и единичных песнопений М. С. Березовского, Б. Галуппи, С. Г. Грибо-вича, Ф. Ф. Макарова18. В 1845 г. Львов предпринял его расширенное переиздание, осуществив расширение исключительно за счет включения еще нескольких собственных сочинений. Кроме «Херувимской» в сборник вошли его «Достойно есть», «Отче наш», «Вечери Твоея тайныя».

Любопытно, что Львов при этом сменил типографию. «Партитурное собрание» 1840 г. было подготовлено и опубликовано металлографией М. Аниковича с цензурным разрешением флигель-адъютанта Львова (1839). К слову, в 1842 г. той же металлографией с тем же цензором были опубликованы две литургии прот. П. И. Турчанинова, что свидетельствует об устойчивом сотрудничестве в начале 1840-х гг. Вместе с тем «Партитурное собрание» 1845 г. (точно повторившее название и структуру издания 1840 г.) вышло уже силами не Аниковича, а двух других литографий: Ф. Гаазе и П. Резелиуса. Отдел редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева МГК им. П. И. Чайковского располагает экземпляром, изданным Резелиусом19. В РГБ хранится абсолютно идентичный экземпляр, с тех же досок, но с указанием на титульном листе литографии Гаазе20. Параллелизм говорит, скорее всего, о значительном тираже, с которым одна типография не справлялась (по свидетельству Г. М. Малининой, такая практика имела место), а смена издателей, по-видимому, — о возникших проблемах. По крайней мере с 1847 г. (это демонстрирует множество изданий) Львов уже стабильно пользовался услугами гравировальни и печатни А. Ершова.

История со сменой типографий оказалась информативной. Дело в том, что в Отделе редких изданий и рукописей МГК имеется целый ряд песнопений Львова (отдельными публикациями или в форме конвалюта), выпущенных в свет металлографией Аниковича без указания как даты, так и цензурного разрешения. Кроме все той же «Херувимской» G-dur21, «Отче наш»22, «Вечери Твоея тайныя»23, четырехголосных концертов «Глаголы моя внуши, Господи»24 и «Возлюблю Тя, Господи»25, это еще два двухорных песнопения: «Господи, во цвете лица Твое-

18 По недоразумению, «Херувимская» Львова, единственная у композитора на тот момент и публикуемая в будущих Собраниях духовных сочинений композитора под № 1, здесь опубликована под № 8, так как следует сразу за «Херувимской» № 7 Бортнянского (см.: Коллекция духовных произведений русских композиторов ХУШ-ХХ веков: Каталог. Вып. 4 / Г. М. Ма-линина, сост. : М., 2011. С. 281).

19 ИН XVII — 507.

20 Шифр МЗ р-1/583. В каталоге Отдела нотных изданий РГБ «Херувимская» Львова в этом издании не значится, по причине всего лишь утраты в данном экземпляре страниц, хотя окончание «Херувимской» в нем сохранилось.

21 ИН 8587 (б-ка КН).

22 Тот же.

23 ИН Х-41772.

24 Тот же.

25 Тот же.

го» (причастен на день Преображения Господня)26и «Благословен грядый во имя Господне»27. Напрашивается вывод, что и эти сочинения, прошедшие через металлографию Аниковича, были написаны композитором до 1845 г., когда деловые отношения с издателем прервались.

Следующий этап духовно-музыкальных публикаций Львова ознаменован его многолетним сотрудничеством с Ершовым. Силами этой типографии, в частности, выходили в свет Обиход, Ирмологий и прочие издания Капеллы, готовившиеся под руководством Львова. В том числе в 1847 г. типографией Ершова было напечатано «Пение и порядок при некоторых церковных службах на особенные случаи», сборник, в котором Львов опубликовал свои переложения для Пения на Божественной литургии, совершаемой Архиереем, где впервые для себя ввел опыты неметризованного музыкального текста.

Начиная с 1847 г. Алексей Федорович издает с помощью Ершова все свои духовно-музыкальные произведения, включая публиковавшиеся ранее.

Это был рубежный момент в жизни Львова как главы Придворной капеллы. В 1846 г., исполняя желание Николая I, Капелла приступила к многолетней работе над четырехголосной редакцией церковного Обихода и других богослужебных певческих книг. Львов возглавил эту работу, что вылилось в так называемую реформу Львова, связанную с повсеместным насаждением переложений Капеллы. В том же 1846 г. Алексей Федорович добился полной централизации в своих руках цензурного контроля над публикацией любых духовно-музыкальных сочинений (Высочайший указ № 20325 от 23 августа 1846 г.). Таким образом, на него распространялись исключительные права, предоставленные ранее, в 1816 г., Д. С. Бортнянскому.

Как удалось установить, с 1847 г. Львов предпринял последовательно по крайней мере три авторских издания собрания своих духовно-музыкальных сочинений, каждое следующее, соответственно, с введением новых песнопений.

Первое называлось «Духовно-музыкальные сочинения А. Львова: для смешанного хора с переложением для фортепиано». Сборник не имеет даты, но благодаря фиксации цензурных разрешений датируется 1847-1849 гг. Его экземплярами располагают Отдел редких изданий и рукописей Московской государственной консерватории28 и Отдел нотных изданий Российской национальной библиотеки29. В обеих книгах раздельная пагинация. Это свидетельствует о том, что песнопения продавались (а возможно, сначала и издавались соответственно датам цензурных разрешений) в розницу, чему подтверждение находим в тех же каталогах нотных хранилищ. Экземпляр МГК имеет рукописное оглавление, включающее 33 номера. Такое количество достигнуто за счет расписанного Пения на Божественной Литургии, совершаемой Архиереем, которое впоследствии будет публиковаться под одним номером. Данный экземпляр принадлежал Синодальному хору, о чем есть владельческая надпись. Экземпляр, хранящийся в РНБ, имеет на титульном листе авторский автограф с дарственной надписью:

26 ИН 8586 ((б-ка КН); X-41772.

27 Те же.

28 ИН X-41258.

29 Шифр М Б3/22.

«Михаилу Ивановичу Глинке в память искренней дружбы и уважения к высокому его таланту от А. Ф. Львова 28 января 1849».

Можно с большой долей вероятности предположить, что это издание включило все написанные до 1849 г. духовные сочинения Львова. Кроме песнопений, упоминавшихся выше, в него вошли: «Милость мира» (ярославского напева), «Хвалите имя Господне», «Взбранной воеводе» киевского напева (все они имеют цензурное разрешение 1847 года), концерт «Услыши, Господи» (дата создания 1847 г., что указано автором в «Записках»), вновь написанные «Свыше проро-цы» и «Да возрадуется душа твоя» для Божественной литургии, совершаемой Архиереем (цензурное разрешение 1849), а также вариант «Свыше пророцы» и «Да возрадуется душа твоя» из ранее созданного «Пения на Божественной Литургии...» в трехголосном изложении (со значительным упрощением последнего песнопения).

Любопытнейшая дарственная надпись Глинке свидетельствует, что подарок был сделан сразу по выходе сборника из печати — дополнительное подтверждение внимания автора к адресату (вопреки сложившемуся убеждению о враждебности их отношений). Но дата надписи дает еще и дополнительную информацию, позволяющую отнести время создания песнопений с цензурным разрешением 1849 года к 1848 году, так как очевидно, что в январе 1849 г. мог протекать только процесс их издания.

Структуру сборник имеет смешанную, однако не случайную. В нем ясно прочитывается идея объединения песнопений соответственно богослужебным чинам, а также отдельным жанровым группам в следующем порядке: Литургия, концерты, Всенощное бдение, Пение на Божественной Литургии, совершаемой Архиереем.

Второе собрание («Духовные сочинения: для смешанного хора с переложением для фортепиано») вышло в 1855 г. В издании год вновь не указан, поэтому разные каталоги дают различную предположительную датировку. Отдел редких изданий и рукописей МГК предлагает широкий временной диапазон (18251855), основываясь на годах царствования Николая I, имя которого фигурирует в соответствующих песнопениях сборника. Каталог Отдела нотных изданий Российской национальной библиотеки указывает предположительно 1854 год (по причине, видимо, кончины Николая I, последовавшей 18 февраля 1855 г.). Однако, опираясь на биографические и исторические факты, можно достаточно точно датировать это издание 1855 годом. Дело в том, что в собрание вошли в числе прочего 10 новых Великопостных песнопений, сочиненных Львовым по заказу херсонского епископа Иннокентия: «Всечестное воздержание», «Прииде пост», «Постимся постом приятным», «Постящеся, братие», «Желающе Боже-ственныя Пасхи», «Пречистому Твоему образу», «Предложив тайную пост трапезу», «Вскую унываеши», «Предстояще Кресту», «Уязвенную мою душу». Заказ по времени почти совпал с кончиной Николая I. Алексей Федорович вспоминает в «Записках» необычную обстановку разучивания новых песнопений придворными певчими в траурные дни прощания с государем. Описывает он и трогательные обстоятельства их первого публичного исполнения вскоре после похорон императора. Оно состоялось во дворце по инициативе великой княгини

Ольги Николаевны, присутствовали вдовствующая императрица и другие члены царствующего дома. В тот вечер Львов увидел императрицу близко впервые после постигшего ее горя и был поражен происшедшей в ней переменой30.

Датировать издание позже 1855 г. невозможно ввиду упоминаний в нем царствующего Николая I.

Общая структура этого собрания отличается большей свободой относительно издания конца 1840-х гг. Сборник составляют 38 номеров (Пение на Божественной Литургии, совершаемой Архиереем, идет здесь, что сохранится и впоследствии, под одним № 17). В том числе есть два сочинения, созданные, исходя из текста «Записок», вскоре после смерти Николая I, то есть еще позже, чем Великопостные песни: песнопение Страстной субботы «Да молчит всякая плоть» и прощальный гимн девиц Царскосельского духовного училища «День торжественный» на слова Г. Малышева с аккомпанементом фортепиано или арфы. Уникальная особенность данного собрания — включение в него нескольких светских хоров, специально написанных к разным событиям петербургских женских учебных заведений. Кроме уже упомянутого хора это Прощальный гимн девиц Патриотического института «Покидая невозвратно нашу пристань», а также Трио и хор, посвященный девицам женских учебных заведений «Мы тобою как звездою». В собрание вошли также «Достойно есть» № 2, сочиненное, по свидетельству автора, осенью 1849 г., пятиголосный концерт «Приклони, Господи, ухо Твое», написанный летом 1850 г., и песнопения, о времени создания которых нет никаких биографических уточнений: «Взбранной воеводе победительная» № 2, «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Тебе одеющегося светом яко ризою» (стихира на стиховне в Великий Пяток), «Слава во вышних Богу» (стихира на Рождество Христово, киевского напева), «Да исправится молитва моя» № 1 (киевского напева31), а также вариант «Милости мира» ярославского напева для мужского состава (два тенора, два баса). Включение этих песнопений впервые в данный сборник дает основание предположительно датировать их первой половиной 1850-х гг.

ОР МГК располагает двумя экземплярами этого собрания32. В обоих печатное оглавление дополнено от руки следующей записью (одним и тем же почерком): № 39 «Херувимская песнь» № 2. Согласно авторским «Запискам», она была сочинена в 1857 г. Само песнопение содержится лишь в одном из экземпляров, естественно с отдельной пагинацией. Есть в сборниках и дарственные надписи. В первом случае: «Милому брату Федору на память от Алексея. 9 Июня 1857». Заметим, что в экземпляре, хранящемся в РНБ33, никаких указаний на № 39 нет.

Третье собрание («44 Мелкие духовно-музыкальные сочинения А. Львова») вышло в свет все в той же печатне Ершова предположительно между 1861 и 1866 гг. Его экземпляр хранится в ВМОМК им. М. И. Глинки34.

30 См.: Львов. Записки. С. 107-108, а также Львова. Указ. соч. С. 215-216.

31 Реально в песнопении использован греческий напев. Подобная ошибка характерна для середины XIX в.

32 ИН ГУ-17258 и 8605.

33 Шифр М 4/116.

34 Б-ка Яв. 3907/10989.

В собрании упоминается Александр II, но еще нет самых последних песнопений. Список сочинений, издававшихся ранее, дополнили: «Благослови душе моя Господа» (греческого напева), написанное, как свидетельствуют «Записки», осенью 1849 г., «Отче наш» № 2, «Виждь мою скорбь и болезнь», «Приидите всемирное Успение празднуем», «Виждь твоя пребеззаконная дела», «Призри на ны всепетая Богородице», «Архангельский глас», «Да исправится молитва моя» № 2 для трио с хором, «Исполла эти деспота». Три последние по тексту «Записок» созданы весной и летом 1861 г. Можно предположить, что и издание было предпринято тогда же или несколько позже. В июне 1861 г. Львов покинул пост директора Придворной певческой капеллы. Представляется вероятным, что публикация могла быть осуществлена на границе этого события, в результате которого всемогущий Львов неизбежно утратил большую часть своего влияния. Примечательно указание на титульном листе сборника: «Собственность издателя».

Этот вариант собрания особенно значим тем, что в нем впервые среди авторских сборников духовных сочинений Львова (а возможно, и впервые в русской практике публикаций собраний авторских духовных сочинений!) порядок песнопений организован логикой дневного богослужебного круга, начиная с Всенощного бдения, и дополнен отдельными жанровыми группами (песни великопостные, концерты, песни на разные случаи). Его структура будет в 1887 г. точно повторена Гутхейлем в посмертном издании духовно-музыкального наследия Львова, лишь с прибавлением в конце отсутствующих в «Мелких духовно-музыкальных сочинениях» четырех номеров: это «Херувимская песнь» № 1 в переложении для женского хора, «Милость мира» ярославского напева для двух теноров и двух басов (из собрания 1855 г.), а также последние песнопения, созданные Львовым в 1866/67 г. — «Ныне силы небесныя» и «Херувимскую песнь» (с древнего напева). В «Мелких духовно-музыкальных сочинениях», так же как и в издании Гутхейля, из сборника исчезает двухорное «Благословен грядый во имя Господне».

Ниже приведена примерная хронография духовно-музыкального наследия Львова (см. табл.). Известные даты создания или первого цензурного разрешения даны в круглых скобках, предполагаемые — в квадратных скобках.

Блок перечисленных сочинений дополняют аранжировки Львова для женского хора, опубликованные автором особо. Это четыре книги под общим названием «Собрание церковно-музыкальных сочинений разных авторов, переложенных для женских голосов директором Придворной певческой капеллы А. Львовым». Издание отражает попечительство Львова, директора Капеллы, в отношении ряда женских учебных заведений и прежде всего школ Женского Патриотического Общества, с которым его связывало многолетнее благотворительное сотрудничество.

Первые две книги были опубликованы в 1851 г. литографией Ершова. Их содержание (Кн. 1: № 1-26; Кн. 2: № 1-24) составляют аранжировки капелльских переложений (в основном великопостных и также праздничных песнопений — кн. 1), а также авторских духовных сочинений Бортнянского и самого Львова, дополненные (по одному) произведениями Макарова («Ангел вопияше») и Гри-

Годы Песнопения Всенощного бдения Песнопения Литургии Песнопения Великого поста и Страстной седмицы Концерты Песнопения на разные случаи

До 1840 «Херувимская песнь» № 1 (1837) «Отче наш» № 1 (1837) «Достойно есть» № 1 [1837] «Глаголы моя внуши, Господи» «Возлюблю Тя, Господи»

До 1845 «Благословен грядый во имя Господне» «Вечери Твоея тайныя» [1845] «Господи, во цвете лица Твоего» (причастен на день Преображения Господня)

До 1849 «Хвалите имя Господне» «Взбранной воеводе» № 1 (киевского напева) «Благослови душе моя Господа» (греческого напева)(1849) «Милость мира» (ярославского напева) Пение на Божественной литургии, совершаемой Архиереем (1847) «Достойно есть» № 3 (напева, употребляемого при архиерейском служении) (1847) «Свыше пророцы» № 2 (1848) «Да возрадуется душа твоя» № 2 (1848) «Достойно есть» № 2 (1849) Ирмосы в Неделю Ваий (из Сокращеного ирмология знаменного роспева)(1847) «Услыши, Господи» (1847)

До 1855 «Свете тихий» «Ныне отпущаеши» «Взбранной воеводе» №2 «Отче наш» №2 «Тебе одеюгцегося светом яко ризою» (стихира на стиховне в Великий Пяток) «Да исправится молитва моя» № 1 «Да молчит всякая плоть»(1855) «Приклони,Господи, ухо Твое»(1850) «Слава во вышних Богу» (стихира на Рождество Христово, киевского напева)

Годы Песнопения Всенощного бдения Песнопения Литургии Песнопения Великого поста и Страстной седмицы Концерты Песнопения на разные случаи

«Всечестное воздержание» (1855) «Прииде пост» (1855) «Постимся постом приятным» (1855) «Постягцеся, братие» (1855) «Желающе Божествен-ныя Пасхи» (1855) «Пречистому Твоему образу» (1855) «Предложив тайную пост трапезу» (1855) «Векую унываеши» (1855) «Предстояще Кресту» (1855) «Уязвенную мою душу» (1855)

До 1865 «Херувимская песнь» №2 (1857) «Исполла эти деспота» (1861) «Да исправится молитва моя»№ 2 (1861) «Приидите всемирное Успение празднуем» «Виждь мою скорбь и болезнь» «Виждь твоя пребез-законная дела» «Призри на ны всепе-тая Богородице» «Архангельский глас» (1861)

1866/67 «Херувимскую песнь» (с древнего напева) «Ныне силы небесныя»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

td Я Я

s

к

о

Я

>о о К

о 1=

*

S lc К s

S

ï=

я

о >о л

бовича («Плотию уснув» греческого роспева) (Кн. 2)35. Остальные книги имеют сходную логику организации. Значительно более скромные по масштабам (Кн. 3: № 1-5; Кн. 4: № 1-13), они были изданы в 1864 г. без указания типографии и с авторством (в кн. 4) уже «бывшего директора Придворной певческой капеллы А. Львова»36.

Кроме того, в 1858 г. в приложении к публикации своего теоретического труда «О свободном или несимметричном ритме» Львов поместил принадлежащее ему по стилю переложение ирмоса в Неделю Ваий из «Сокращенного ирмология знаменного роспева», изданного Капеллой в 1847 г.37

Таковы прижизненные издания духовных сочинений и переложений Львова.

Еще один вопрос, требующий разъяснения, — хронология публикаций (а значит, и времени создания) капелльских переложений под руководством Львова. Существующие в научной литературе разночтения вызваны переизданиями, осуществлявшимися в ряде случаев ежегодно. К тому же из текста «Автобиографических записок» Гавриила Якимовича Ломакина, включившегося в эту работу в 1848 г., можно сделать вывод, что подготовка новых изданий продолжалась до конца 1850-х гг.38

Но обратимся к документам. В мае 1857 г. А. Ф. Львов передал в Императорскую Публичную библиотеку полное собрание капелльских переложений в 12 книгах. Свой дар он сопроводил письмом директору библиотеки барону М. А. Корфу, в котором описал как историю создания переложений, так и содержание всех книг39. В настоящее время в Отделе нот Российской национальной библиотеки оно хранится как «[Собрание церковно-музыкальных сочинений], положенных на 4 голоса под руководством директора Придворной певческой капеллы А. Львова» и представлено 2-12 томами (так значится в каталоге)40. Структура собрания точно соответствует описанию Львова. Первые два тома — это «Обиход нотного церковного пения при высочайшем дворе употребляемого.» в двух частях. В имеющемся в библиотеке втором томе (он включает песнопения Литургии) нет никаких типографских указаний на дату. РНБ предположительно датирует его 1846 г. (опираясь, видимо, на «Записки» Львова и на информацию о том, что с песнопений Литургии была начата работа над Обиходом). Напомним, в августе 1846 г. Львов получил высочайшее предписание заняться переложением на четыре голоса годового Круга песнопений. А первый результат — «Обиход в двух частях, краткий Ирмологий в одной части и еще книгу особенных служений»41 — он преподнес императору в напечатанном виде (об этом свидетельствуют «Записки») в феврале 1848 г. В РНБ, естественно, хранятся и другие варианты издания львовского Обихода. Наиболее интересен вариант в четырех

35 ОР МГК ИН 8603.

36 ОР МГК ИН 217 (б-ка Одоевского) и БГ2899.

37 См. об этом: Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996. С. 64-66.

38 См.: Ломакин Г. Я. Автобиографические записки // Русская старина. СПб., 1886.

39 ОР РНБ. Ф. 380. Ед. 518.

40 Шифр М 980 — 4/Л. 891 (2-12).

41 Львов. Указ. соч. С. 83.

частях, собравший под общим заголовком «Обиход» все четыре упомянутые выше книги42. Он ценен, в частности, наличием дат. Две его первые части, составляющие собственно Обиход, датированы 1848 г., а «Сокращенный ирмоло-гий знаменного напева с издания, напечатанного по благословению святейшего синода в 1833-м году...» — 1847 г. В РГБ также имеется экземпляр капельского «Сокращенного ирмология знаменного напева.» 1847 г.43, что важно, так как в научной литературе указываются и 1848, и 1849 гг.

Вернемся к рассмотрению «[Собрания церковно-музыкальных сочинений]». Его третий том содержит «Пение и порядок при некоторых церковных службах на особые случаи» с цензурным разрешением 1847 г. (здесь впервые было опубликовано Пение на Божественной литургии, совершаемой Архиереем, Львова). Четвертый том — «Октоих нотного пения знаменного напева.» датирован 1849 г. Пятый том представляет собой упомянутый выше «Сокращенный ирмо-логий знаменного напева.», но издания 1848 г. Шестой — «Ирмосы воскресные, господским, богородичным и иным нарочитым праздникам греческого напева по высочайшему повелению государя императора Николая Павловича», датирован 1850 г. Седьмой том содержит «Ирмосы вся Великие четыредесятницы и Страстные седмицы (из Триоди постной) сокращенного греческого напева.», издание 1852 г. Восьмой том называется «Продолжение ирмосов греческого напева, по высочайшему повелению.» и имеет дату 1851 г. Девятый том включает «Воскресные утренние антифоны греческого напева.», датирован 1850 г. В десятом томе представлена «Утреня [по содержанию это Всенощное бдение] греческого напева, по высочайшему повелению.»44, год издания опять же 1850. Наконец, одиннадцатый и двенадцатый тома содержат выше упоминавшееся «Собрание церковно-музыкальных сочинений разных авторов, переложенных для женских голосов директором Придворной певческой капеллы А. Львовым», изданное в 1851 г., первая и вторая книги соответственно.

Хронологическая свобода формирования данного собрания — вопрос отдельный. Но даты его изданий ясно очерчивают временные границы выхода в свет капелльских переложений: 1847-1852.

Еще в 1850 г. Львов, об этом он пишет в «Записках», заметил в Николае I некоторое охлаждение интереса к данной работе, вызванное, как объясняет Алексей Федорович, интригами, то есть доходившими до императора критическими отзывами. Известно, в частности, что святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, один из наиболее авторитетных членов Священного Синода, не поддерживал начинания Капеллы. Не исключено, что из-за этого работа над изданием новых переложений в 1852 г. пресеклась. В упомянутом выше письме Корфу Алексей Федорович сообщает, что переложением греческих напевов он счел возложенное на него «Высочайшее поручение» оконченным.

Хотя на самом деле в планы входило охватить стилем капелльских переложений не только греческий, но и все остальные, в том числе местные, распевы,

42 Шифр М 270 — 3/Л — 89. Этот вариант и должен был видеть император.

43 Шифр МЗ р-1/30.

44 Приходится нередко сталкиваться с тем, что в середине XIX в. существовала практика понятие Утреня распространять на все Всенощное бдение.

для чего их образцы свозились в Капеллу со всех епархий. В связи с чем труды Ломакина, возможно, продолжались и после 1852 г. Но данный проект встретил очень серьезное сопротивление. Сохранилось, к примеру, письмо к Львову святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого (от 14 марта 1855 г.). На пожелание Алексея Федоровича приехать в Киев и лично услышать пение монахов Киево-Печерской Лавры для «правильной» гармонизации ее распева святитель ответил твердо: «Что касается до пения Церковного Киево-Печерской Лавры, я полагаю оставить сию древность неприкосновенной без всякой перемены <...>. Пение сие с умилением слушали, слушают и будут слушать многие тысячи богомольцев. Нотная книга представлена мною [Синоду] во исправление указа его, а отнюдь не с желанием делать изменения какие бы они ни были в [плане] улучшения. И я в течение моего служения в Киеве стараюсь крепко сохранить все уставы и обычаи Св. Лавры, и молю Бога, чтоб и преемники мои сохранили их неприкосновенными»45.

Последним начинанием Львова в области капелльских гармонизаций была подготовка по просьбе миссионера архиепископа Нила (Исаковича)46 объемного собрания обиходных напевов на монгольском языке для новокрещенных бурят. Судя по «Запискам», эта работа заняла зиму 1861/62 г.

Ключевые слова: А. Ф. Львов, Николай I, Придворная певческая капелла, Г. Я. Ломакин, биография, хронология духовно-музыкального творчества, обиход, анализ публикаций.

Список сокращений

Б-ка Яв. — Библиотека Б. Л. Яворского БРЭ — Большая российская энциклопедия

ВМОМК — Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки

ИН — инвентарный номер

КН — Великий князь Константин Николаевич

КР РИИИ — Кабинет рукописей Российского института истории искусства МГК — Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского ОР — Отдел редких изданий и рукописей

ОР РНБ — Отдел рукописей Российской национальной библиотеки

ППК — Придворная певческая капелла

РГБ — Российская государственная библиотека

РНБ — Российская национальная библиотека

45 ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 3. Ед. 2552. Л. 47, 47 об.

46 Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский (1799-1874), известен своей миссионерской деятельностью, расцветом которой были годы служения на Иркутской кафедре (1838-1853).

Список литературы

Золотницкая Л. М. А. Ф. Львов // Россия — Европа: Контакты музыкальных культур: Сб.

научных трудов. СПб., 1994. С. 116-155. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVШ—XX веков: Каталог.

Вып. 3 / Г. М. Малинина, сост., М., 2012. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVШ—XX веков: Каталог.

Вып. 4 / / Г. М. Малинина, сост. М., 2014. Лисицын М. Г. А. Ф. Львов (р. 1799, f 1870 г.) // С.-Петербургский духовный вестник. 1899. № 22. С. 255-258.

Ломакин Г. Я. Автобиографические записки // Русская старина. СПб., 1886. Т. 49. Кн. 3.

С. 645-666; Т. 50. Кн. 5. С. 301-326. Кн. 6. С. 676-689; Т. 51. Кн. 8. С. 467-485. Львов А. Ф. Записки // Русский архив. М., 1884. Кн. 2. С. 225-260; Кн. 3. С. 65-114. Львов А. Ф. // Большая российская энциклопедия. М., 2000. Т. 18. С. 184. Львова А. П., Бочарёва И. А. Род Львовых. Торжок, 2004.

Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок Елизаветы Николаевны Львовой // Русская старина. СПб., 1880. Т. 27. Кн. 3. С. 635-650; Т. 28. Кн. 6. С. 337-356. Кн. 8. С. 794-801.

Павлинова В. П. Львов А. Ф. // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 724-726. Песнопения русской православной церкви: Каталог. Ч. I: Сборники песнопений разных композиторов и песнопения без указания автора / Российская государственная библиотека; А. А. Семенюк, сост. М., 2003. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века. Дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК, 1996. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1.

Смоленский С. В. Письмо К. П. Победоносцеву // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. Кн. 1. М., 2006. С. 669-670.

St. Tikhon's University Review. Varvara Pavlinova,

Series V: Problems of History Candidate of Science in Art Criticism,

and Theory of Christian Art. Associated Professor

2017. Vol. 27. P. 51—68 Moscow State Tchaikovsky Conservatoire,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 13/1 Bol'shaia Nikitskaia, Moscow 125009, Russian Federation [email protected]

Problems of the Chronology of Life and Spiritual Musical Legacy of A. F. Lvov

V. Pavlinova

This article deals with controversial issues of biography and spiritual musical legacy of Alexei Fedorovich Lvov, head of the Court Chapel. There still exist uncertainties in the biography of this prominent Russian spiritual composer of the mid - 19th century. In the relevant scientific literature, there are two variants of the year and place of birth

67

of the composer, as well as two variants of the date when Lvov became director of the Court Chapel. Based on the published genealogy, as well as on epistolary, archival and other materials, the article confirms the accuracy of information given in the autobiographical Notes by Lvov. Main attention is paid to the spiritual and musical legacy of A. F. Lvov. The composer rarely indicated the date of his works. In tracing the chronology of his spiritual musical works, we draw on the analysis of Lvov's lifetime editions. The composer published three collections of his spiritual works and a harmonisation (third collection, according to the author of the article). The study of these works together with an analysis of selected publications has allowed us to establish the approximate time of creation of all spiritual works of Lvov, published within his lifetime. The article specifies the time of the second edition of the author's collection based on biographical facts and series of published works. The third collection is marked by a fundamental structural change. For the first time in his work, and perhaps for the first time in Russia, Lvov formed the collection of spiritual works on the basis of the order of Sunday services, starting with the Vigil, supplemented by some genre groups (concerts, Lenten hymns, etc.). The structure of this collection corresponds to the well-known posthumous publication of spiritual musical works of Lvov. Another moot point is the period of work of the Court Chapel on the harmonisation of obikhod (Russ. обиход). The scientific literature provides contradictory data with regard to this issue. The clarification is based on the material of the first publications of the harmonisation carried out by the Court Chapel under Lvov's guidance.

Keywords: A. F. Lvov, G. Y. Lomakin, Court Chapel, chronology of spiritual and musical creativity, obikhod, source criticism.

References

Zolotnitskaja L. M., "A. F. L'vov", in: Ros-sia — Evropa: Kontakty muzykal'nykh kul'tur, St. Petersburg, 1994, 151.

Kollektsia dukhovnykh proizvedenii russkikh kompozinorov 1—20 vv. Katalog, Moscow, 3, 2011, 4, 2012.

"L'vov A. F.", in: Bol'shaja Rossiiskaja Entsi-klopedja, Moscow, 18, 2000, 184.

L'vova A. P., Bochariova I. A., Rod L'vovykh, Torzhok, 2004.

Pavlinova V. L'vov A. E, in: Pravoslavnaja en-tziklopedja, Moscow, 41, 2016, 724-726.

Pesnopenija russkoi pravoslavnoi tserkvi: Katalog, Moscow, 2003.

Smolensky S., "Pis'mo K. P. Pobedonjstsevu", in: Russkaja dukhovnaja muzyka v dokumen-takh I materialakh, Moscow, VI-1, 2006, 669-670.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.