Научная статья на тему 'О богослужебном пении московского Данилова монастыря'

О богослужебном пении московского Данилова монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ТРАДИЦИЯ / ОБИХОД / КАНОНАРХ / ПЕНИЕ "НА ГЛАС" / ПЕНИЕ "НА ПОДОБЕН" / DANIEL MONASTERY / CHURCH SINGING / TRADITION / OBIHOD / CANONARH / GLAS / PODOBEN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варапаева Ирина Михайловна

В данной статье проводится анализ церковно-певческой традиции Московского Данилова монастыря. На основании обширного нотного материала автор предлагает репертуарно-стилевую характеристику современной монастырской певческой практики. Источниками данного исследования послужили как праздничные службы святому князю Даниилу Акафист и службы в дни празднования его памяти, так и общая практика музыкального оформления богослужений в интерпретации хоровых коллективов монастыря. Особенный интерес представляет описание традиционного пения «на глас» и «на подобен». Также рассматривается проблема соотношения композиторского творчества и церковной традиции. Автор сообщает о жанрах церковных песнопений, связанных с именем св. Даниила Московского, использованных отечественными композиторами. В конце статьи делается вывод о значении певческой деятельности Свято-Данилова монастыря для отечественной музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the liturgical singing of the Moscow Danilov Monastery

This article represents the analysis of church-singing tradition of Moscow Daniel monastery. Basing on wide manuscript material the author gives repertoire-stylistic characteristics of modern monastery singing practice. Special festive services to St. Daniel Akafist and services connected with celebrating of Daniel’s dates, became the main sources for this research as well as common practice of music outline of God services in monastery choral interpretation. The description of traditional singing «na glas» and «na podoben» can cause special interest. Also here is examined a problem of correlation between composers creative work and church tradition. The author tells about genres of church singing connected with the name of St. Daniel that were used by russian composers. At the end of the article one can find a conclusion about the importance of singing practice of Saint-Daniel monastery for Russian musical culture.

Текст научной работы на тему «О богослужебном пении московского Данилова монастыря»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Варапаева Ирина Михайловна, аспирант Российской академии музыки им. Гнесиных

ivara93@yandex.ru

2015. Вып. 3 (19). С. 179-186

О БОГОСЛУЖЕБНОМ ПЕНИИ

Московского Данилова монастыря

И. М. Варапаева

В данной статье проводится анализ церковно-певческой традиции Московского Данилова монастыря. На основании обширного нотного материала автор предлагает репертуарно-стилевую характеристику современной монастырской певческой практики. Источниками данного исследования послужили как праздничные службы святому князю Даниилу — Акафист и службы в дни празднования его памяти, так и общая практика музыкального оформления богослужений в интерпретации хоровых коллективов монастыря. Особенный интерес представляет описание традиционного пения «на глас» и «на подобен». Также рассматривается проблема соотношения композиторского творчества и церковной традиции. Автор сообщает о жанрах церковных песнопений, связанных с именем св. Даниила Московского, использованных отечественными композиторами. В конце статьи делается вывод о значении певческой деятельности Свято-Данилова монастыря для отечественной музыкальной культуры.

Основанный в 80-е г. XIII в. сыном благоверного князя Александра Невского — Даниилом Московским — Данилов монастырь и в наши дни является значимым духовным и культурным центром столицы.

Как и другие обители Москвы, Данилов монастырь переживал периоды подъема и упадка, однако к сер. XIX в. его значение возросло беспрецедентно — он расцвел, став одним из духовно-просветительских центров всероссийского значения. Примечательно, что Данилов монастырь в годы гонений на Русскую Церковь закрылся последним из всех обителей города (в 1930 г.), а вновь открылся — первым (в 1983 г.). В настоящее время на его территории находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Отдел внешних церковных связей, Центр духовного развития молодежи и детей. Вот почему монастырь и сейчас играет огромную роль в культурной жизни Москвы и России в целом.

Изучая отечественную монастырскую культуру последнего столетия, нельзя не обратить внимания на то, чтб является средоточием жизни иноческой обители, а именно — на церковное богослужение. Монастырские службы всегда отличались от служб в приходских храмах своей продолжительностью, размеренностью, молитвенным и вместе с тем торжественным пением. Молитвенный дух в Даниловом монастыре всегда был очень высоким, и стройное благочестивое пение играло в этом не последнюю роль.

Однако именно богослужебное пение, духовно насыщавшее и украшавшее монастырскую жизнь, осталось практически вне сферы изучения и описания. Это связано, возможно, с тем, что церковное пение, являющееся неотъемлемой частью богослужения и молитвы, — это и самая важная, и вместе с тем сокровенная, таинственная сторона жизни монастыря.

При фактическом отсутствии научных исследований особое значение приобретает музыковедческая работа С. З. Трубачева. Его статья «Традиции и преемственность в пении и колокольном звоне московского Свято-Данилова монастыря», увидевшая свет в период возрождения монастыря, содержит немало ценных положений. Так, автор отмечает: «Один из древнейших монастырей России, Данилов монастырь — хранитель многих церковных традиций в богослужении и церковном искусстве — в архитектуре, иконописи, церковном пении и звоне»1. Диакон Сергий Трубачев в своей статье подробно излагает свои мысли о возрождении и сохранении музыкальных традиций, оказавших влияние на певческую культуру Данилова монастыря. «Многоголосный стиль церковного пения, сложившийся в Даниловом монастыре, опирался не на концертные образцы, а на традиции монастырского многоголосия, утвердившиеся еще в Киево-Печерских братствах»2, — пишет о. Сергий (Трубачев). Важна мысль автора о том, что богослужебное пение в Даниловом монастыре сохранило уставные особенности монастырского пения, которое отличает его от клиросного пения приходских храмов3.

Следует отметить, что упомянутая статья С. З. Трубачева является и по сей день единственной работой, посвященной исследованию певческой традиции Данилова монастыря. Единственным альтернативным источником истории богослужебного пения Даниловской обители могут быть названы лишь воспоминания прихожан монастыря, повествующие об особенностях богослужебного пения в обители в период 1910—1920-х гг. В своей статье «Воспоминания о московском церковном пении» архимандрит Даниил (Сарычев), насельник монастыря, исполнявший послушание канонарха, так повествует о том, как и что пели в обители:

«На первом месте в нашем монастырском пении была церковность, и пению нашему по благоговейности равных не было. Оно было одновременно и торжественным, и умягчало сердца молящихся. В пении должна быть внутренняя молитва, тогда оно будет духовным, и будет пробуждать к молитве. Службы у нас в монастыре были длинными, особенно под большие праздники: все кафизмы вычитывались, стихиры пелись полностью, служба длилась с полшестого и кончалась в половине одиннадцатого. Но мы не уставали, не хотелось уходить из храма»4.

1 Трубачев С. О церковном пении и колокольном звоне московского Данилова монастыря // Избранное: статьи и исследования. М., 2005. С. 584.

2 Там же. С. 588.

3 Там же. С. 593.

4Даниил (Сарычев), иером. Воспоминания о московском церковном пении (URL: http:// www.seminaria.ru/chsing/dan_vosp.htm).

В книге первого настоятеля вновь открывшегося монастыря архиепископа Евлогия (Смирнова) «Это было чудо Божие» рассказывается о хорах, пении и колокольном звоне в возрождающейся обители: «В репертуаре мы не ориентировались на нотное пение, а делали акцент на знаменный роспев, которым исполняли воскресные Богородичные догматики и тропари Богородичны по великом славословии. Вначале такое пение шло трудно, казалось громоздким, все-таки крюки, но потом, когда втянулись в музыку прошлых веков, несущую в себе молитву души, чувствующей Бога, стало легче»5.

Представляет интерес также книга «Сокровенная память души», в которой звонарь Данилова монастыря М. И. Макаров кратко повествует о хорах обители. «При владыке Феодоре к двум большим хорам — мужскому и женскому — добавился новый, также большой и хороший хор — детский... Впоследствии многие из детского монастырского хора стали хорошими певцами», — вспоминает Михаил Иванович6.

Революция 1917 г., приход к власти большевиков и события, сопутствовавшие этому, имели трагические последствия в истории обители князя Даниила: монастырь был упразднен после 1930 г., а монашеская жизнь в обители была прервана более чем на 50 лет. Таким образом, произошел пагубный разрыв культурных связей, была нарушена преемственность развития традиций богослужебного пения. В последние десятилетия, благодаря снятию цензурных ограничений, а также изменению положения Русской Православной Церкви в обществе, наблюдается значительный интерес к отечественной церковной музыке — как в творчестве современных композиторов, так и в музыковедческих исследованиях. Однако прерванная традиция церковного пения, восстанавливаясь постепенно, сталкивается с новыми задачами и проблемами.

Современное богослужебное пение привлекает все больше внимания музыкантов и простых прихожан, а для многих церковные песнопения становятся немаловажным фактором воцерковления. Человек, впервые приходящий в церковь, зачастую не отдает себе отчет в богословском наполнении происходящего в стенах храма, однако он, безусловно, способен эстетически воспринимать красоту храмового убранства и церковного пения: он видит все благолепие и красоту храма Божьего и слушает богослужебные песнопения. Вспомним удивительный сюжет из древнерусской истории, когда красота службы стала одним из серьезных аргументов в пользу принятия христианства князем Владимиром! Одновременно существует и тонкая грань между стремлением к красоте и строгостью богослужебного устава, которую недопустимо переходить исполнителям богослужебного пения.

При возрождении Даниловой обители за основу богослужебной жизни был принят Устав Троице-Сергиевой Лавры. Однако в литургическую, богослужебную и вместе с тем певческую традицию Лавры были внесены черты, носящие отпечаток своеобразия «обители святого князя Даниила». Сопоставляя Троицкую традицию с практикой Данилова монастыря, следует обратить особое

5 Евлогий (Смирнов), архиеп. Это было чудо Божие. М., 2000. С. 119.

6 Макаров М. И. Сокровенная память души. М., 2007. С. 157.

внимание на службы, посвященные основателю обители — благоверному князю Даниилу, на содержание праздничных и будничных служб, состав входящих в них песнопений, манеру исполнения певческого репертуара.

Напевы из службы преподобному Даниилу Московскому составлены по образцу службы преподобному Сергию Радонежскому, и, что немаловажно, службы этим великим русским святым составил митрополит Платон (Левшин). Тексты очень похожи, а «подобны», указанные к стихирам, часто совпадают и являются идентичными. Примером тому может служить пение стихиры на литии («Препо-добне отче...») — текст один и тот же.

В службе митрополита Платона, которая ныне берется за основу богослужения в дни памяти святого князя Даниила, преобладает пение «на подобен». Тот или иной подобен указан автором практически ко всем стихирам («Все отлож-ше», «Дал еси знамение», «О преславнаго чудесе»).

За праздничными богослужениями в обители князя Даниила сегодня поет хор высокого профессионального уровня, в состав которого входят шестнадцать певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Регент хора — Георгий Леонидович Сафонов, подобно другим регентам церковных хоров, таким как регент подворья Троице-Сергиевой Лавры В. А. Горбик, регент Сретенского монастыря Н. С. Жила, регент храма «Всех скорбящих радосте» на Ордынке А. А. Пузаков, — стремится исполнять произведения, созданные как для богослужения, так и для концертного исполнения. Творчеству этих мастеров свойственно глубочайшее сочетание слова и звука — слова, которое не потеряется в пучине музыкальных знаков, и звука, который поможет донести глубокий смысл текста до разума и сердец молящихся и слушателей. В этом смысле, наряду с хорошим образованием и профессиональными навыками участников хорового коллектива, огромное значение приобретает духовность самих певчих. Хор уже двадцать пять лет трудится в храмах обители, украшая своим пением каждое богослужение. Певчие хора стали друг для друга близкими по духу, что не может не отразиться и на характере исполнения богослужебных песнопений.

Исследуя современную певческую практику Данилова монастыря (период — от открытия в 1983 г. по сегодняшний день), мы уделили большое внимание именно службам благоверному князю Даниилу Московскому. Уже несколько лет это праздничное богослужение совершается в двух храмах и имеет различные репертуарные установки. В храме Отцов Семи Вселенских соборов исполняется гласовое пение, тогда как в Троицком соборе стихиры поют «на подобен». В одно и то же время в двух храмах обители поются одни и те же песнопения, но в различном музыкальном изложении. Такая вариативность репертуара свидетельствует о возможности использования разных певческих стилей в стенах одной обители.

Кроме праздничных служб в честь князя Даниила, которые бывают два раза в год, ежедневно утром в Покровском храме совершается Акафист благоверному князю, а в воскресные дни во время вечернего богослужения Акафист совершается в Троицком соборе монастыря. Акафист составлен в 1918 г. епископом Фео-дором (Поздеевским) совместно с архимандритом Германом (Ряшенцевым),

впоследствии также епископом. Как известно, оба архиерея ныне канонизированы Церковью7.

Акафист начинается с кондака на подобен «Повеленное тайно». Далее весь акафист не читается, а пропевается на свой, Даниловский, напев. Сейчас невозможно назвать автора этого простого напева, появившегося в 1984 г. стараниями певчих и регента. По словам регента, «потрудились вместе».

В конце акафиста обычно звучит «Похвала обители преподобного Даниила» авторства С. З. Трубачева. Эта же «Похвала» часто исполняется после причастного стиха на Божественной литургии. В этом кратком, но емком песнопении заключен глубокий духовный смысл: в нем прославляется древняя Москва и ее духовная колыбель — обитель князя Даниила: «Радуйся, славнейший граде Москва, ликуй обитель Даниилова». «Похвала» — это и тесная связь времен, связь прошлого и настоящего: «Се бо ныне, якоже в древняя лета, инок множества на месте святем молятся.».

Произведение о. Сергия (Трубачева), отличающееся особой торжественностью, величавостью, одухотворенностью, оказывается, несомненно, одним из знаковых в его творчестве. Эта хвалебная песнь исполнена света, изливающегося на «славнейший град» и обитель, света, преисполняющего радостью сердца молящихся. «Похвала обители» начинается словами «Радуйся. ликуй.», что сближает ее с акафистом. Это хоровое произведение является определенным символом монастырского пения; оно не случайно включается в репертуар всех концертов праздничного мужского хора Данилова монастыря.

Какова же традиция, бережно поддерживаемая в Даниловом монастыре?

Надо отметить, что в Даниловом монастыре принят Синодальный обиход (Всенощное бдение и Божественная литургия), изданный под редакцией А. Д. Кастальского в нач. XX в. Но наряду с Синодальным обиходом уже несколько лет существует своя, не похожая на другие традиция, отражающаяся в разножанровом пении. В частности, это проявляется в исполнении стихир на протяжении всего богослужения. Пение стихир на «Господи, воззвах», по словам регента Данилова монастыря Г. Л. Сафонова, заключается в совмещении разных напевов. Стихиры «на стиховне» и «на хвалитех» исполняются «на подобен», или используется тот или иной авторский вариант. Что касается славников, догматиков и стихир на литии, то они поются по сей день на знаменный роспев. Кроме того, в Даниловой обители бытует известная древнерусская монастырская традиция пения с канонархом, благодаря которой молящиеся имеют возможность лучше вникнуть в содержание богослужебного текста. Следует заметить, что состояние богослужебного пения в настоящее время представляет особую проблему, требующую сугубого исследовательского внимания.

В ситуации, связанной с композиторским творчеством, необходимо четкое разграничение пения, являющегося неотъемлемой частью церковного богослу-

7 Архиепископ Феодор (Поздеевский) канонизирован Собором Русской Православной Церкви за границей в 1981 г. как священномученик и исповедник. Епископ Герман (Ряшен-цев) — новомученик, в 2001 г. был канонизирован Священным Синодом Русской Православной Церкви и его имя было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Российских.

жения, и духовной музыки, написанной на богослужебные тексты. Последняя может иметь звучание, характерное для произведений, исполняемых в концертной обстановке и на различных светских мероприятиях.

Изучение традиций и проникновение в тайны церковно-певческого искусства дарит композиторам возможность воплощать в своих духовных сочинениях символы русской православной культуры. В ХХ—ХХ1 вв. духовная музыка, возрождая и сохраняя жанровые традиции православного певческого искусства, начала развиваться и обновляться как «живое искусство». И для нас ценно то, что личность св. благоверного князя Даниила Московского, несмотря на огромную историческую дистанцию (более 700 лет), оказалась близкой нашему времени.

Современная певческая практика в обители князя Даниила, имеющая прочные традиции и преемственные связи с прошлым, являет собой обширное поле деятельности и представляет в некотором отношении образец толкования современных музыкально-богослужебных установок. Этот факт нашел свое отражение в разных богослужебных жанрах авторского творчества. Обращаясь к богослужебным текстам, современные композиторы прибегают к таким жанрам, как тропарь, кондак и стихира.

Обратим внимание и на событие, произошедшее в 2003 г., — торжественный юбилей, посвященный 700-летию преставления князя Даниила (1303). В течение года в рамках празднования этого события проходил ряд мероприятий.

Русская Православная Церковь и широкая общественность чествовали святого князя Даниила, являющегося образцом государственного деятеля и одновременно подвижником благочестия. Программа торжества включала в себя научные и церковные конференции и симпозиумы, выставки и презентации, культурные, просветительские и образовательные мероприятия, имевшие широкий общественный резонанс.

С марта по апрель 2003 г. проходил Всероссийский конкурс — Фестиваль духовной хоровой музыки под названием «Музыкальное приношение благоверному князю Даниилу Московскому». Фестиваль был организован при поддержке Союза композиторов России, Фонда им. П. И. Чайковского и Московского Данилова монастыря. В нем приняли участие многие современные композиторы: В. Агафонников, Г. Дмитриев, В. Довгань, В. Кикта, А. Киселев, А. Микита, В. Ульянич и другие. Они представили на конкурс богослужебные и духовные сочинения, в частности произведения, посвященные благоверному князю Даниилу Московскому. В основу композиций, написанных этими авторами, были положены канонические тексты из службы преподобному князю Даниилу. Это такие произведения, как тропарь князю «Явился еси в стране нашей...», (глас 3) Г. Агафонникова, стихира князю «Приидите, празднолюб-ных собори...», (глас 6) Г. Дмитриева, тропарь князю «Явился еси в стране нашей.», (глас 3) В. Довганя, тропарь князю «Княжения твоего славу отложив.», (глас 4) и кондак из акафиста «Избранный чудотворец и предивный угодник Христов.» А. Киселева. По условиям конкурса к участию в нем допускались сочинения, посвященные не только князю Даниилу: это, например, «Богородице Дево, радуйся.» А. Микиты, «Святый Боже.» В. Ульянича, «Благослови, душе моя, Господа» Г. Белова.

Изучая церковно-певческую традицию Данилова монастыря, можно с уверенностью констатировать, что эта обитель обладает своей сложившейся во времени культурой богослужебного пения, соединяющей, с одной стороны, элементы традиции, следы прошлого, с другой — черты современности, приметы настоящего времени. Прошлое, историческая составляющая традиции богослужебного пения, выражается в сохранении богослужебно-уставных закономерностей и соответствующей практики. Настоящее представлено в новых обработках традиционных песнопений и в образцах творчества современных композиторов, в основе которых лежит богослужебный текст. Многие авторские произведения, разные по жанру и художественной манере, обогащают интонационный мир современного богослужения.

Пытаясь охарактеризовать современное состояние богослужебного пения в Даниловом монастыре, мы затронули только часть актуальных на сегодняшний день проблем. Среди них: состояние богослужебного пения в его различных «ипостасях» — праздничной и будничной; необходимость фиксации этой деятельности в аудиовизуальных документах (CD, DVD); необходимость публикации как архивных, так и образовательно-педагогических материалов (издания сборников музыкальной литературы).

Подводя итог сказанному, можно подчеркнуть разнонаправленные векторы развития певческого искусства в современной жизни Данилова монастыря: это, прежде всего, стремление к сохранению многовековой традиции церковного пения, которое органично соединяется с живым, неподдельным интересом к истории церковно-певческого искусства и творчеству композиторов, в том числе и ныне живущих.

Не будет преувеличением сказать, что Данилов монастырь продолжает оставаться «первым на Москве» с точки зрения того вклада, который он вносит в развитие духовно-музыкальной культуры нашего Отечества.

Ключевые слова: Данилов монастырь, церковное пение, традиция, обиход, канонарх, пение «на глас», пение «на подобен».

About the liturgical singing of the Moscow Danilov monastery

I. Varapaeva

This article represents the analysis of church-singing tradition of Moscow Daniel monastery. Basing on wide manuscript material the author gives repertoire-stylistic characteristics of modern monastery singing practice. Special festive services to St. Daniel — Akafist and services connected with celebrating of Daniel's dates, became

the main sources for this research as well as common practice of music outline of God services in monastery choral interpretation. The description of traditional singing «na glas» and «na podoben» can cause special interest. Also here is examined a problem of correlation between composers creative work and church tradition. The author tells about genres of church singing connected with the name of St. Daniel that were used by russian composers. At the end of the article one can find a conclusion about the importance of singing practice of Saint-Daniel monastery for Russian musical culture.

Keywords: Daniel monastery, church singing, tradition, obihod, canonarh, glas, podoben.

Список литературы

1. Даниил (Сарычев), иером. Воспоминания о московском церковном пении (URL: http:// www.seminaria.ru/chsing/dan_vo sp.htm).

2. Евлогий (Смирнов), архиеп. Это было чудо Божие. М., 2000.

3. Макаров М. И. Сокровенная память души. М., 2007.

4. Трубачев С. О церковном пении и колокольном звоне московского Данилова монастыря // Избранное: статьи и исследования. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.