Научная статья на тему 'Формирование «Идеи жертвенности» в отечественной музыкальной культуре'

Формирование «Идеи жертвенности» в отечественной музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / «ИДЕЯ ЖЕРТВЕННОСТИ ПОДВИГА» / ПОДВИГИ РУССКИХ ВОИНОВ / М.И. ГЛИНКА / А.П. БОРОДИН / С. ПРОКОФЬЕВ / Ю. ШАПОРИН / В. ПРИМАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоносова И. В.

В статье рассматриваются примеры музыкальных произведений отечественных авторов, тема которых связана с историческим прошлым страны, с боевыми подвигами русского народа. Цель статьи – показать преемственность музыкального воплощения патриотической темы и, в частности, «идеи жертвенности» в музыке современного автора – Владимира Примака (Норильск) с музыкой отечественной классики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование «Идеи жертвенности» в отечественной музыкальной культуре»

ФОРМИРОВАНИЕ «ИДЕИ ЖЕРТВЕННОСТИ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

© Белоносова И.В.*

Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

В статье рассматриваются примеры музыкальных произведений отечественных авторов, тема которых связана с историческим прошлым страны, с боевыми подвигами русского народа. Цель статьи - показать преемственность музыкального воплощения патриотической темы и, в частности, «идеи жертвенности» в музыке современного автора - Владимира Примака (Норильск) с музыкой отечественной классики.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, «идея жертвенности подвига», подвиги русских воинов, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, В. Примак.

Особое место среди сочинений норильского композитора В.И. Примака занимает вокально-симфоническая фреска «Чтоб стояла в веках Москва». Она была написана в течение 2009 г. в рамках краевого конкурса к празднованию 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Премьера состоялась 18 мая 2010 г. в концерте «Венок Победы», посвященном памяти погибших на полях битвы с фашистскими захватчиками советских воинов в концертном зале Красноярской филармонии.

В данном сочинении отразились, во-первых, стремление композитора выразить свое отношение к трагическим событиям военных лет; во-вторых, общероссийская тенденция к воплощению в искусстве общезначимых, нравственных проблем.

В настоящее время появились многочисленные исследования по проблемам культуры проведения праздников, в частности праздника Победы. Так, в статье А.И. Щербинина и Н.Г. Щербининой «Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому» подробно рассматривается роль наиболее значимых образов прошлого в современной коммуникации: «праздник Победы онтологичен и возвращает мышление коллективной личности к архетипу архаического Героя» [5, с. 8]. Авторы статьи, рассматривая политическую культуру современной России как знаковую систему, опираются в своем подходе на интерпретацию культуры вообще, данную Ю.М. Лотманом: «Семиотические аспекты культуры ... развиваются, скорее, по законам, напоминающим законы памяти, при которых прошедшее не уничтожается и не уходит в небытие, а, подвергаясь отбору и сложному кодированию, переходит на хранение, с тем, чтобы при определенных условиях вновь заявить о себе» [5, с. 8].

Таким событием в прошлом нашего народа является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Судьба самого композитора тесно связана с Вол-

* Заведующий кафедрой Звукорежиссеры, кандидат искусствоведения, доцент.

гоградом (Сталинградом) - городом-героем, где сложилось особое отношение к сохранению памяти погибших в Великой Отечественной Войне. Примак В. прожил в Сталинграде свыше 45 лет до отъезда в Норильск в 2002 г. В 1983 г. его баллада «Сталинград» на стихи неизвестного автора заняла 1 место в конкурсе к 40-летию победы в Сталинградской битве. В 1985 г. он создал балладу «Итальянец» на ст. М. Светлова, которая также отражает события Великой Отечественной Войны.

В основе вокально-симфонической фрески В. Примака стихотворение волгоградского поэта В. Захарова. Поэзия В. Захарова не раз привлекала к себе внимание композитора. Выбор в качестве сюжета для воспевания героического подвига народа в Великой Отечественной Войне событий далекого прошлого, встречается не столь часто среди произведений, посвященных этой теме. Обращение к названному тексту, в котором речь идет о легендарной Куликовской битве 1380 г., удаленной по времени от реалий ХХ века на более чем шесть столетий, свидетельствует об особом подходе композитора к воплощению темы героического подвига народа в Великой Отечественной Войне.

Краткий экскурс в историю формирования идеи «жертвенности подвига» позволяет глубже проникнуть в скрытые смыслы поэтического текста и понять причину востребованности именно этого сюжета и ему близкого (например, об Александре Невском) в тех случаях, когда речь идет о подвиге воинов в Великой Отечественной войне, для которых Москва была, как и в древности, символом Родины.

Представляют интерес мысли М.В. Шахматова об особенностях понимания подвига русских воинов в период Древней Руси1. Историк, анализируя древние рукописи, в которых говорится о венценосных витязях, властодерж-цах - подвижниках и поборниках правды, отмечает следующее: «существует два вида подвигов. В одном случае - это подвиги былинных богатырей, цель которых не столько в служении ближнему, сколько в естественном желании показать удаль молодецкую». Другой вид подвига, «целью, которого является служение правде, праву и справедливости - подвиг самопожертвования во имя Божие, во имя высоких убеждений, ради ближнего и отечества. Пути к нему, мы находим в страдании, очищающем и возрождающем человека».

Шахматов пишет, что «особенное развитие мысль об обязательности для представителя власти быть «подвигоположником» получила на Руси. Святая Русь, Русь многострадальная с особой любовью лелеет думу о кня-зе-подвигоположнике». Именно после татарского разорения подвиг русских князей становятся самоотверженнее и имена многих из них приобщаются к лику великомучеников. Так, князья «черниговские, тверские принимают смерть за русский народ находясь в плену у татар». Мученическая кончина за землю русскою постепенно переходит из ряда деяний, в народный идеал.

1 Шахматов М.В. (1888-1943 гг.) - русский юрист и историк, эмигрировавший из России, профессор русского юридического факультета в Праге.

Узловыми моментами в русской истории Шахматов считает «закладывание основ московской государственности, как обще-великорусской - на поле Куликовом и выход Москвы на пути великодержавия - через развалины Казанского кремля».

Шахматов, рассматривает события с точки зрения «истории идей», приводит в качестве примера слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой: «возлюбленнии отцы и братиа. Господа ради... и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу! вси бо есмы ... бра-тиа, едини внуци Адамли, род и племя едино, едино крещение едина вера христианскаа, единого Бога имеем ... Христа...; умрем в сий час за имя Его святое, и за православную веру, и за святыа церкви, и за братию нашу за все православное христианьство!» [2].

Исследователь считает, что «вся Куликовская битва велась, в противоположность битве при Калке, с определенным сознанием мученического подвига. Его сознавал не только сам князь, но и все соратующие с ним воины. Это сознание получило свое образное выражение в видении одного из воинов полка князя Владимира Андреевича. Стоя в дубраве в засаде, и видя, как «татары избивают православных, он пришел внезапно в исступление и его очам представилось, как множество бесчисленное венцов мученических сходило на головы павших в битве» [2].

Законченный вид учение о подвиге власти приобретает в московской письменности: на страницах Царственной и Степенной книг.

Шахматов приводит рассуждения из Степенной книги, в которой, прямо устанавливается причинная зависимость между княжескими подвигами и величием Москвы: «многообразными подвигами» «Российские началодержцы» не только расширили пределы царства Русского и укрепили власть, но также приблизились к Богу: они «водрузили от корени (родового древа) и от ветвей непоколебимую лествицу на небо, восходящую будто златыми «степенми» и по ней утвердили себе и «сущим по них» невозбранен восход к Богу» [2].

Таким образом, по мысли автора, исторически складывается нерасторжимое, глубоко укоренившееся в русской культуре единство понятий «Святая Русь - Родина - Москва».

Несомненно, что в своем сочинении композитор В. Примак опирался в первую очередь на традиции русской классической музыки, отразившей в своих лучших образцах ментальные черты русского народа. Имеются в виду только те произведения отечественной музыки, которые могут быть соотнесены с художественными образцами из других видов искусства и объединены освободительной тематикой. Как правило, в них отражается борьба русского народа с внешним врагом, а героями являются легендарные личности1.

1 Самсонова Т.П. утверждает, что «... ментальное лежит в основе природы композиторского творчества. Неповторима музыка Глинки и Чайковского, Грига и Шопена, Де Фальи и Равеля. Примат национальной психики, особенностей этнокультурного плана отражается в национальных школах с многовековой практикой и устойчивыми традициями» [4, с. 36].

Так, в героико-трагической опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» главный герой жертвует жизнью за царя, за его сохранность «простой смертный без промедления обязан жертвовать собственной жизнью» [3, с. 28]. В трактовке сюжета оперы М.И. Глинки отразились взгляды отечественной интеллигенции того времени о народе, одержавшем победу над армией Наполеона в «Отечественной войне» 1812 г. Об особом архетипе Царя в европейкой опере, в том числе - Отечественной, подробно рассуждает А. Парин в своей книге «Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы» [3, с. 17-70].

В основе оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» - летописные источники, в том числе «Слово о полку Игореве». Но освободительная тема воплощена по-иному. Главный герой, в облике которого подчеркивается «идеальная духовность» [3, с. 42] остается жив. Однако, в плену у хана Кончака князь Игорь, лишенный свободы, испытывает «страдания духа» (вину, стыд, раскаяние); он лишен права жить по законам, установленным в его Отечестве.

В отечественной музыке советского периода яркими примерами воплощения аналогичной тематики являются кантата С. Прокофьева «Александр Невский» и оратория Ю. Шапорина «На поле Куликовом», созданные в одно и то же время в 1938-1939 гг. перед Великой Отечественной войной. В них речь идет о победе русских в кровопролитных битвах с врагом: о сражениях Александра Невского с тевтонскими рыцарями и Дмитрия Донского с золотоордын-цами, вошедших в историю как «Ледовое побоище» и «Куликовская битва».

Для С. Прокофьева работа с режиссером С. Эйзенштейном над фильмом «Александр Невский» стала знаменательным событием, поскольку некоторые приемы характерные для киноискусства, в частности монтажный принцип драматургии, органично вошли в арсенал его стиля.

Среди важных законов киноискусства можно назвать наличие художественной идеи и особых приемов ее воплощения. Для режиссера знаковым выражением художественной идеи был мощный по энергетике лозунг: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля!»1 [5, с. 44]. Таким образом, слова ставшие символом русского воинства, произнесенные в XIII в. Александром Невским были озвучены в фильме 1939 г. События, отраженные в фильме, были актуальны в связи с обострившейся в период его создания политической ситуацией в Европе.

Представленный выше краткий экскурс в историю создания в отечественной музыке произведений, связанных с темой «героического подвига», позволяет сделать некоторые выводы относительно формулировок названий произведений.

1 В фильме и в кантате для композитора С. Прокофьева стала знаковой музыкальная тема хора «Вставайте люди русские». К такому же типу знаковых словесных формул относят знаменитую реплику защитника Москвы в Великую Отечественную войну комиссара В.Г. Клочкова, одного из 28 героев-панфиловцев, обращенную к солдатам: «Велика матушка-Россия, а отступать некуда: позади Москва» [4, с. 44]

Как правило, историческое событие - битва - в нашем сознании связывается с именем полководца, ставшего победителем в этой битве. Композиторы могут привлекать в качестве названий тот или иной компонент, обозначающий для нас конкретное историческое событие.

Например, в названиях может быть использовано имя легендарной личности - Иван Сусанин, Князь Игорь, Александр Невский. Другой вариант названия представлен Ю. Шапориным. Хотя героем Куликовских событий был Дмитрий Донской, композитор отказывается от традиции использования в заголовке имени. Скорее всего, он апеллировал к исторической памяти слушателей, назвав свое сочинение «На поле Куликовом». В этом смысле, использование в названии сочинения В. Примака целой, законченной фразы из стихотворения, призвано «оживить» в памяти слушателей события как далеких, так и недавних лет: битва на поле Куликовом завершилась победой русского войска и это событие стало «знаковым» для всего народа как символ воинской храбрости и народа, и полководца.

Список литературы:

1. Маслова Т.Я. Драматургия экранной публицистики через призму семиотики // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. - Кемерово, 2009. - С. 43-52.

2. Парин А. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. - М., 1999. - 464 с.

3. Самсонова Т.П. Понятие «архетипическое» в культурной антропологии на материале музыкальной культуры // Вестник ТГПУ - Тамбов, 2007. -Вып. 7.

4. Шахматов М. Подвиг власти (Опыт по истории государственных идеалов России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fondiv.ru.

5. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 3 (11). - С. 7-23. -Режим доступа: http://sun.tsu.ru.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПОВЕСТИ «ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ» В. РАСПУТИНА (ОПЫТ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

© Карпенко В.Е.*

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск

Статья посвящена актуальной проблеме - применению методики и инструментария музыковедческого анализа в смежных видах искусст-

* Доцент кафедры Музыкального образования, заслуженный артист России, член Союза композиторов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.