Научная статья на тему 'Из истории формирования жанров в русской музыке'

Из истории формирования жанров в русской музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7628
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ЖАНР / ИСТОРИЯ / ВОКАЛИЗМ / MUSIC / CULTURE / GENRE / HISTORY / VOCALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашина О. С.

В статье рассматриваются понятия «музыкальный жанр», «история музыки». Дано обоснование периодизации истории русского музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE RUSSIAN MUSIC GENRES FORMATION

The concepts «musical genre» and «music history» are considered in the article. The substantiation of periodization of the Russian musical art history is given.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования жанров в русской музыке»

УДК 8-1-9 О.С. Пашина

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

В статье рассматриваются понятия «музыкальный жанр», «история музыки». Дано обоснование периодизации истории русского музыкального искусства.

Ключевые слова: музыка, культура, жанр, история, вокализм.

O.S. Pashina

FROM THE HISTORY OF THE RUSSIAN MUSIC GENRES FORMATION

The concepts «musical genre» and «music history» are considered in the article. The substantiation of periodization of the Russian musical art history is given.

Keywords: music, culture, genre, history, vocalism.

Музыкальное искусство занимает особое место среди других видов искусства, являясь наиболее массовым, активно воздействующим на эмоции и чувства людей. Эти свойства музыки обусловили и пристальное внимание к ней философов, эстетиков, математиков, физиологов, психологов, акустиков и т.д. Известно, что именно на примере музыки античные философы, начиная с Пифагора, формулировали законы гармонии искусства, исследовали характер его воздействия на человека.

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы музыки (ее выразительные средства или ее музыкальный язык) - это мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр и т.д.

Музыка формируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (полифония, гомофония). Применяют и подразделение музыки на роды и виды, т.е. жанры.

Музыкальный жанр (франц. genre, от лат. genus - род, вид) - многозначное понятие, характеризующее «исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a также с особенностями содержания и формы» [20].

На первых этапах истории музыки жанр выступал как традиционный художественный канон, в рамках которого композиторская индивидуальность не проявлялась. Канонизация норм музицирования всецело диктовалась определенными общественными функциями музыки (например, культовыми, церемониальными). В прикладной музыке сформировались первичные жанры: песня, танец, марш, особенности которых зависели от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях.

С течением времени понятие «жанр» стало применяться более широко и обобщенно, обозначая тот или иной вид художественного творчества по различным признакам. Этим обусловлено существование множества жанровых классификаций: по характеру тематики (комический, трагический и т.п.), истокам сюжета (исторический, сказочный и т.п.), по составу исполнителей (вокальный, инструментальный и т.д.), назначению (этюд, танец и т.п.).

Понятие «история музыки» множественно по своим слагаемым. Немаловажную роль при определении сущности тех или иных музыкальных явлений играет общественная функция музыкального искусства в жизни государства, состояние музыкального просвещения и образования, степень развития

исполнительской культуры и научной мысли о музыке, уровень эстетического восприятия музыкального искусства отдельными социальными группами.

Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной музыке. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции общества развивается профессиональная музыка, возникают и сменяют друг друга различные школы, художественные направления, стили, в которых по-разному осуществляется отображение духовной жизни людей.

Русская музыка - важнейшая часть русской культуры, одна из ведущих славянских культур. Она ярко отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта. В то же время русская музыка - великая страница мировой культуры, важнейшее звено в общей цепи исторического развития музыкального мышления, в рождении и смене стилевых течений в европейском музыкальном искусстве. Ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным, а имело всегда глубокое международное значение. И к моменту ее классического расцвета сама широта интернациональных связей стала яркой национальной чертой русской музыки, обеспечившей не только ее мировое признание, но и главенствующую роль во всемирном прогрессе музыкальной культуры.

Периодизация истории русского музыкального искусства, как и всякая другая периодизация художественной деятельности человека, имеет в своей основе закономерности развития общественной жизни - смену общественно-экономических формаций. Этот исходный момент определяет крупные поворотные этапы в развитии культуры, объясняет принципиальные изменения условий для ее развития, сущность ее общей идейной направленности. Однако при периодизации столь сложной области, как искусство, необходимо одновременно учитывать и те имманентные, внутренние закономерности, которые вытекают из специфики его собственного развития.

При периодизации истории музыкального искусства большую помощь оказывает введенное Б. Асафьевым в его теории интонации понятие «переинтонирование», определяющее сущность процесса обновления музыкального смысла или, как пишет Асафьев, «перестройку звукомышления» [1]. Процесс переинтонирования протекает сложно, порой многоступенчато, синтезируя в себе традиции и новаторство.

Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племен, населявших территорию Древней Руси до образования в IX веке первого русского государства (Киевская Русь).

Важно подчеркнуть также связи русской музыки с музыкальной культурой Закавказья. Исследователи утверждают, что восприятие русскими композиторами различных видов фольклора кавказских народностей и многогранное преломление его в их музыкальном творчестве сыграло немалую роль в развитии стиля русской музыки классического периода и, в частности, в формировании особенностей русского романтизма.

Особенно большое место занимают разнообразные связи Древней Руси с Византией, как в период складывания древнерусского государства, так и особенно после принятия Русью христианства. А Византия «впитывала» в себя элементы разнородных культур, как древних (сирийская, иудейская, персидская), так и более молодых (германские и славянские племена).

Историк М.Н. Тихомиров пишет, что «...история славян и история России, трактуемая в отрыве от истории Востока, от истории Западной Европы, от истории Византийской империи и Средиземноморья, всегда будет представляться несколько неясной и случайной» [21].

Музыка в ее различных формах играла большую роль в жизни славянских племен. Особенно отмечается любовь славян к пению, их называют «песнелюбцами». Песни были у славян спутниками трудов и повседневного быта, существовали и разнообразные инструменты.

Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах. Песенная культура древних славян была представлена двумя основными видами песенного творчества: песнями календарными, обусловленными в своем содержании сменами времен года и формами земледельческого труда, и песнями семейно-бытовыми, сопровождавшими жизнь человека от рождения до могилы. Содержание этих песен отражает в себе языческий характер верования славян.

В семейно-бытовых песнях особое внимание следует обратить на жанр плачей, причитаний. В этом жанре «.сокрыты некоторые будущие ростки лирических песен, родившихся как жанр уже в значительно более поздний период» [19].

Боевые песни славянских дружин послужили основой для героического русского эпоса (его расцвет пришелся на Х-Х1 вв.), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин). К большим достижениям

национального народного творчества принадлежат лирические протяжные и исторические песни, распространившиеся в Х^-^Н веках.

Песенная культура древних славян в обеих своих разновидностях прочно вошла в интонационный строй русской классической музыки. Она является не только памятником определенной эпохи, но и первоисточником музыки более позднего времени, вплоть до наших дней. Художественная музыкальная практика XIX века показывает, что древние славянские напевы выступают в творчестве композиторов не только в качестве тематизма хоровых и сольных номеров опер, симфонических или камерных произведений, но нередко включаются отдельными элементами в диалогические сцены и речитативы.

Главными носителями фольклорной традиции и профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальные инструменты включали гусли, трубы, сопели, бубны, гудки.

С принятием христианства (988 г.) развивается церковная музыка - единственный вид письменного профессионального музыкального искусства Древней Руси. Церковные песнопения записывались особыми знаками над строчками текста - знаменами (крюками), поэтому и само древнерусское церковное пение получило название знаменного (крюкового) распева. В Русской православной церкви могла звучать только вокальная музыка, музыкальные инструменты не допускались. Пение было одноголосным, все певцы пели в унисон; многоголосие проникает в профессиональную музыку только в XVI веке, хотя в народной оно появилось значительно раньше.

М.В. Бражников в статье «Русское церковное пение XN-XVШ веков» излагает различные воззрения на интонационный генезис знаменного пения: «На происхождение русской культовой музыки и русской крюковой нотации существуют различные точки зрения, которые в основном могут быть сведены к следующим трем положениям, утверждающим, что русская церковная музыка и нотации:

1) византийского происхождения, причем их дальнейшее развитие все время остается в зависимости от Византии и византийской музыки;

2) византийские по происхождению и форме первоначально, но ставшие русскими в процессе своего дальнейшего многовекового развития;

3) полностью исконно русского происхождения» [8].

В настоящее время большинство исследователей придерживается второй из изложенных точек зрения, то есть, не отрицая значения византийских форм в начальный период развития на Руси христианства, связывает его дальнейшее развитие с характерно славянскими, народными чертами.

«Большой подъем всей русской культуры начинается с конца XIV века, после исторической битвы 1380 года на Куликовом поле» [9].

Несмотря на то, что церковное искусство было каноническим, традиционным, все же оно постепенно менялось. В XVI веке создание мелодий стало рассматриваться уже не только как выполнение религиозного долга, но и как выражение творческой личности распевщика (автора напева). Именно в это время, наряду с сохранением общности с другими славянскими народами, развиваются типично русские ярко национальные особенности музыкальной выразительности, проявившиеся, прежде всего, в создании нового типа мелоса -мелоса протяжной песенности («русское бельканто»), сложившегося в практике лирической и исторической народной песни и одновременно оказавшего воздействие на усиление кантиленного начала в знаменном пении. В отличие от безымянного искусства раннего Средневековья история сохранила нам некоторые имена знаменитых распевщиков этого времени: братьев Роговых, Федора Крестьянина.

Что касается светской музыки, то в XV-XVI веках в музыкальный быт московских князей и царей все больше стали проникать традиции Западной Европы: появляется орган, позже клавикорды.

Развивается ратная музыка.

В XVII веке в русской музыке возникают новые жанры, все еще связанные с церковным ритуалом, с религиозными текстами, но отражающие совсем иной взгляд на искусство. Таков партесный (многоголосный) концерт, исполнявшийся как торжественное завершение праздничного богослужения. Само слово «концерт» здесь уже близко к современному пониманию - это музыка, которую слушают ради нее самой, а не как элемент церковного обряда. Некоторые концерты мастеров XVII века (например, Титова В.) удивляют изобретательностью и мастерством.

Широкое распространение получил кант - трехголосная песня на стихотворный текст, отдаленный предок русского романса. Канты звучали повсеместно: и в боярских палатах, и в домах горожан. Поначалу они создавались на тексты религиозно-философского содержания (так называемые псалмы), но затем в них проникает иная тематика: государственно-политическая (виватные и панегирические канты), любовная, шуточная и др.

Реформы Петра I подготовили почву для утверждения в России новых форм музыкальной жизни, заимствованных в Западной Европе. Наблюдается оживление светского искусства. Возникают инструментальные капеллы при дворе, а также в домах вельмож, помещиков, развивается любительское музицирование (популярность приобретают клавироподобные гусли и клавесин).

В XVIII столетии музыкальное искусство развивается столь же стремительно, как и литература. От музыки начала столетия, продолжавшей непосредственно традиции XVII века, до последних его десятилетий шел непрерывный и интенсивный процесс качественного обогащения музыкального мышления, музыкального языка, всех жанровых форм художественного творчества при одновременном усилении социальной функции музыкального искусства в жизни народа.

Б. Асафьев писал, что «.XVIII век - важнейшая эпоха в русской музыке с точки зрения становления и развития в ней многообразных связей с другими национальными культурами, в первую очередь с итальянской и французской» [3].

А.С. Рабинович в своем исследовании «Русская опера до Глинки» подчеркивал большую роль русской оперы как ведущего жанра эпохи. Также автор указывает на «два основных пути в становлении национального языка русской музыки этого периода: 1) обработка отечественного материала на основе использования приемов классической музыкальной техники и 2) модификация материала зарубежной классики через приближение ее к слуховому восприятию русского общества» [18]. Отмечая же многообразие различных стилевых направлений в русском оперном искусстве XVIII века и их глубокие связи с русской национальной песенной культурой и с иными национально-интонационными истоками (итальянскими, французскими, австрийскими), автор указывает на многосоставность русского оперного стиля этой эпохи.

XVIII столетие осмысливается исследователями как эпоха становления русской национальной композиторской школы, сыгравшей значительную роль для развития искусства XIX века.

С середины XVIII века появляется новый жанр камерно-вокальной лирики - «российские песни», автором которых в конце XVIII века выступили Ф. Дубянский, О. Козловский. Развитию инструментальных жанров способствовало творчество Д. Бортнянского и И. Хандошкина - основоположника русской скрипичной школы. Д. Бортнянский и М. Березовский явились создателями русского хорового концерта.

Большую роль в развитии музыкальной культуры сыграла реформа армии. В военных оркестрах сформировались речеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. Широко развивается особый род «приветственных», или «панегирических», кантов. Новые формы музицирования получают широкое распространение среди элиты государства.

Вкус к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества, вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Главная и ведущая роль принадлежала тем простым, «обиходным» песенным жанрам, которые ближе и теснее всего были связаны с повседневной жизнью широких народных масс, отражая их обыкновенные житейские нужды, скорби и радости. Это могла быть лирическая, шуточная или иронически-насмешливая песня.

В целом XVIII век Асафьев образно определяет как «век метаморфоз русской песни и песенности, очень изысканных и творчески изобретательных» [3].

В музыке этого периода стилевые тенденции развивались сложно, без четкой последовательности и смены друг друга. Классицистские, сентименталистские, предромантические и реалистические черты часто сосуществовали одновременно в творчестве одного и того же композитора.

Последние десятилетия XVIII века заложили прочный фундамент для развития всех основных жанров, получивших широкое развитие в период расцвета русской музыкальной классики: оперы, русской симфонической и камерно-инструментальной музыки, хоровой музыки. Также в этот период зародился русский романс. В музыке к драматическим произведениям, в различного рода дивертисментах можно усмотреть истоки русского музыкально-хореографического искусства.

На протяжении двух первых десятилетий XIX века продолжается формирование русской национальной композиторской школы. Этот процесс идет одновременно в разных направлениях: в области новых творческих завоеваний, в различных музыкальных жанрах, активного обогащения выразительных средств, в развитии музыкально-критической и эстетической мысли.

В русской музыке появились романтические тенденции. Отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам.

Принципиально новый этап развития русской музыки в XIX веке связан с творчеством М. Глинки -основоположника национальной музыкальной классики. Он «поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры» [17]. К классическим образцам принадлежат его оперы, симфонические, камерно-

инструментальные и вокальные произведения. Творчество Глинки стимулировало развитие исполнительского искусства.

Младшим современником и последователем Глинки был А. Даргомыжский. В его творчестве нашли преломление тенденции критического реализма 1840-1860-х годов.

Общественный подъем 1850-1860-х годов отразился и в музыкальной культуре: более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального музыкального образования. В 1859 году по инициативе А. Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей основано Русское музыкальное общество в Петербурге (в 1860 г. - его отделение в Москве, затем и в других городах),

открываются Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В Петербурге Г. Ломакиным и М.

Балакиревым была создана Бесплатная музыкальная школа (1862).

Демократические идеи этой эпохи нашли воплощение в деятельности композиторов Могучей кучки -творческого содружества русских композиторов, сложившегося в конце 50- начале 60-х гг. XIX века. «Кучкисты» выступили против академической рутины, боролись за народность, реализм, национальное направление в русской музыке. Развивая художественные традиции М. Глинки, А. Даргомыжского, западноевропейских композиторов-романтиков, члены Могучей кучки создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Придавая большое значение русской народной песне и фольклору других народов, они широко использовали их в своем творчестве. К середине 1870-х годов Могучая кучка как единая, сплоченная группа перестала существовать, но ее эстетические принципы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской музыкальной культуры.

В музыке XIX века центральным жанром продолжала оставаться опера.

Классический период русского балета связан с творчеством П. Чайковского. Впервые балетная

музыка стала не простым сопровождением танца, а выражением драматического сюжета.

Во второй половине XIX века в творчестве П. Чайковского и А. Бородина родилась классическая русская симфония. Большая роль отводилась программному симфонизму (например, сюита «Шехеразада»

Н. Римского-Корсакова, увертюра «Ромео и Джульетта» П. Чайковского и др.). К лучшим образцам в камерно-инструментальном жанре принадлежат ансамбли П. Чайковского и А. Бородина, в камерновокальном - романсы «кучкистов» и П. Чайковского. Высокие достижения наблюдаются в области фортепианной музыки.

На рубеже XIX-XX веков через все русское искусство, и в частности через музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое общественное устройство. Атмосфера того времени отразилась в творчестве А. Скрябина и С. Рахманинова. Идеи, связанные с революционным подъемом начала XX века, нашли воплощение в творчестве других композиторов, в частности в операх «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова. Прямым же выражением революционных надежд и стремлений была русская революционная песня.

В конце XIX века происходит переакцентировка роли музыкальных жанров. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план, уступая место симфонической и камерной музыке. В симфоническом жанре сближаются традиции «кучкистов» и П. Чайковского (симфонии Глазунова А., Рахманинова С., Танеева С.), возникает новый тип симфонической поэмы («Поэма экстаза» и «Прометей» А. Скрябина).

Расцветает хоровая культура («Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. Танеева, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и «Колокола» Рахманинова С., а также сочинения Гречанинова А., Кастальского А.).

Во втором десятилетии XX века складывается творчество И. Стравинского (балеты «Петрушка» и «Весна священная», поставленные в Париже во время Русских сезонов, привлекли внимание всей Европы) и С. Прокофьева (Скифская сюита, балет «Про шута.», фортепианные произведения), где утверждаются новаторские стилевые и жанровые принципы.

Октябрьская революция 1917 года выдвинула новые задачи перед деятелями музыкальной культуры. «Двери оперных театров и концертных залов широко раскрылись перед массой новых слушателей, неискушенных в восприятии художественных ценностей прошлого. Приобщение трудящихся к основам музыкальной культуры стало одной из государственных задач. Открывалось множество музыкальных школ, рабочих факультетов при консерваториях, разного рода кружков самодеятельности. Начали зарождаться новые формы музыкальной жизни» [11]. Музыка завершала митинги и торжественные заседания, входила как необходимый элемент в выступления агитбригад. Концерт-митинг - одна из самых популярных форм общественной жизни того времени.

В первые годы после Октябрьской революции примечательным для советской музыки было стремление выразить в искусстве дух революционной эпохи. Интенсивно развивался жанр массовой песни, в котором работали как самодеятельные авторы («По долинам и по взгорьям», «Смело мы в бой пойдем»), так и композиторы-профессионалы («Марш Буденного» Покрасса Дм., «Красная Армия всех сильней» Покрасса С.).

Музыкальное творчество 1920-х годов отмечено поисками новых средств в области музыкального языка, драматургии, формы, способных выразить актуальное содержание. Стремление отразить в музыке пафос индустриализации привело к усилению элементов конструктивизма и ослаблению связи с классической традицией.

Для музыкального театра присуща тенденция приблизить оперу к драматическому спектаклю, к представлению плакатно-митингового характера.

В спорах о путях и перспективах развития советской музыки сталкивались разные группировки. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), созданная в 1923 году, ратуя за идейную перестройку и демократизацию советской музыки на основе массовой песни, в то же время проявляла нетерпимость ко всем иным направлениям. РАПМ противостояла Ассоциация современной музыки (АСМ). Созданная в 1924 году и объединявшая композиторов разных поколений, она выступала за высокий профессионализм, пропагандировала произведения советских, а также современных зарубежных композиторов.

В 1930-е годы появляются значительные произведения в оперном жанре. Новые принципы оперной драматургии, глубину психологических характеристик, остроту драматического конфликта продемонстрировала опера «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (1932). Получили распространения произведения, основанные на интонациях и формах массовой песни, например, опера «Тихий Дон» И. Дзержинского (1935).

Авторы балетов обратились к остродраматическим сюжетам, к классической литературе: «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1932, 1934). К высочайшим образцам мировой балетной музыки принадлежит «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1936).

Советский симфонизм продолжает и развивает традиции мирового симфонизма с его значительностью идей, философским осмыслением жизни (симфонии Мясковского Н., Шостаковича Д.). Достигает расцвета жанр инструментального концерта (фортепианные и скрипичные концерты Прокофьева С., Шостаковича Д., Хачатуряна А., Кабалевского Д.). Появляется интерес к кантатно-ораториальному жанру (классическим образцом явилась кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, созданная в 1939 г. на основе музыки к кинофильму).

В годы Великой Отечественной войны определяющей темой музыкального искусства стала героическая борьба советского народа с врагом. Символом единения советских людей явилась песня «Священная война» А. Александрова. Именно жанр песни выходит на первый план в этот трудный период.

Патриотическая направленность творчества вызвала интерес к отечественной истории, литературе (опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Иван Грозный» Прокофьева С.; оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина Ю.).

В начале 1960-х годов в советскую музыку пришло новое поколение композиторов: С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Слонимский, Б. Чайковский, А. Шнитке, Р. Щедрин, К. Караев, Г. Канчели. В 1960-1970-х годах существенно пополнился арсенал выразительных средств советской музыки за счет освоения серийной техники, алеаторики, сонорики. Усиливается интерес к фольклорным жанрам, к новым принципам их обработки.

Разнообразна по тематике и жанрам театральная музыка. Наряду с многоактной оперой («Мертвые души» Щедрина Р.) развиваются жанры монооперы и камерной оперы («Дневник Анны Франк» Фрида Г., «Шинель»). Возникает жанр рок-оперы («Орфей и Эвридика» Журбина А., «Юнона и Авось» Рыбникова А.).

Обновление жанра симфонии происходит во многом благодаря введению в симфоническую музыку вокала и поэтического слова (Шостакович Д.), а также ее сближению с инструментальным концертом или камерно-инструментальным ансамблем.

Развивается жанр концерта для оркестра («Звоны» Щедрина Р.).

Для музыки 1980-х годов характерны углубленное осмысление действительности, обращение к актуальным проблемам современной жизни (войны и мира, защиты человеческой духовности). Это проявилось прежде всего в симфонической музыке, где наблюдается многообразие драматургических и композиционных решений.

В 80-х годах XX века возобладала романтическая тенденция. В театральной и программносимфонической музыке композиторы часто обращаются к отечественной истории, классической литературе, особенно к творчеству Ф. Достоевского (симфоническая поэма «Подросток» Чайковского Б.) и М. Булгакова (оперы «Бег» Сидельникова Н., «Мастер и Маргарита» Петрова А.). Возникают новые формы синтеза музыки с другими видами искусства, возрастает роль музыки в спектакле и кино.

90-е годы для деятелей культуры стали временем глубоких переживаний, когда распались привычные взаимосвязи, а установление новых уже оказалось делом невозможным.

Доминирующей стилистической тенденцией становится неоромантизм, в меньшем масштабе неоэкспрессионизм и необарокко.

Переходит в новое качество и полистилистика. Теперь исследователи определяют ее как «новую моностилистику» [12], которая по-прежнему оперирует множественными элементами, но воплощает художественный замысел в иных по сравнению с полистилистикой формах.

Литература

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

2. Асафьев, Б.В. О русской песенности / Б.В. Асафьев // Избр. тр.: в 4 т. - М., 1952-1955.

3. Асафьев, Б.В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского / Б.В. Асафьев // Избр. тр.: в 4 т. - М., 1952-1955.

4. Афанасьев, С.Г. Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук / С.Г. Афанасьев. - М., 2006.

5. Беседы о музыке / сост. О. Очаковская - М.: Музыка, 1996. - Вып. 1. - 100 с.

6. Бирюкова, Е. Современная музыка и современность / Е. Бирюкова // Музыкальная акад. - 1996. -

№ 3, 4.

7. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства: моногр. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. - 648 с.

8. Бражников, М. Русское церковное пение XII-XVIII веков / М. Бражников// Musica Antiqua Europae orien-talis. - Bydgoszcz, 1966. Acta scientifica. Congressus I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Воронин, Н.Н. Древняя Русь: история - искусство / Н.Н. Воронин // Вопр. истории. - 1967. - № 2.

10. Грубер, Р.И. История музыкальной культуры. - Т. 1, ч. 1 / Р.И. Грубер. - М., 1941.

11. История музыки: учеб. пособие / авт.-сост.: И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2004. - 84 с.

12. История русской музыки: в 10 т. Т. 1. Древняя Русь. XI-XVII века. - М., 1980.

13. История современной отечественной музыки: учеб. пособие / ред.-сост. Е. Долинская. - М.: Музыка,

2001. - 656 с.

14. Келдыш, Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш. - М., 1965.

15. Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом.

Т.1 / Т.Н. Ливанова. - М., 1952.

16. Музыкальное искусство: из глубины столетий в век XXI // мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Томск, 2005.

17. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособие. - 2-е изд. / Е.М. Орлова. - М.: Музыка, 1979. - 383 с.

18. Рабинович, А.С. Русская опера до Глинки / А.С. Рабинович. - М., 1948.

19. Рубцов, Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен / Ф.А. Рубцов. - Л., 1964.

20. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А.Н. Сохор. - М., 1968.

21. Тихомиров, М.Н. Русская культура X-XVIII веков / М.Н. Тихомиров. - М., 1968.

22. Холопова, В. Понятие «музыка» / В. Холопова // Музыкальная акад. - 2003. - № 4.

'--------♦------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.