Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОСОПОГРАФИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОСОПОГРАФИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОПОГРАФИЯ / М.-И. ГУЗИКОВ / РЕКОНСТРУКЦИЯ БИОГРАФИИ / ДЕРЕВЯННО-СОЛОМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ИСТОРИЯ КСИЛОФОНА / МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильин Филипп Сергеевич

В процессе реконструкции биографии Михаила-Иосифа Гузикова - «изобретателя» четырехрядного ксилофона и первого «исполнителя-виртуоза» - были проанализированы и систематизированы биографии связанных с ним людей. В итоге, сложилась следующая типологизация: 1) создание просопографии ксилофонистов: М.-И. Гузикова, его учеников, подражателей и других независимых артистов; и 2) публикация комментированных материалов к биографии М.-И. Гузикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF THE METHOD PROSOPOGRAPHY IN THE STUDY OF THE HISTORY OF PERCUSSION INSTRUMENTS

In the process of reconstructing the biography of Mikhail-Joseph Guzikov - the «inventor» of the four-row xylophone and the first «virtuoso performer» - the biographies of people associated with him were analyzed and systematized. As a result, the following typologization has developed: 1) creation of a prosopography of xylophonists: M.-I. Guzikov, his students, imitators and other independent artists; and 2) publication of commented materials for the biography of M.-I. Guzikov

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОСОПОГРАФИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Перспективность метода просопографии в

Научная статья

удк 78.01 исследованиях истории ударных инструментов

Музыкальное образование и наука. 2021. Ильин Филипп Сергеевич

№ 2 (15). с 47-50 Московская высшая школа социальных и экономических наук

«Шанинка», Москва, Россия, shludov@mail.ru

В процессе реконструкции биографии Михаила-Иосифа Гузикова — «изобретателя» четырехрядного ксилофона и первого «исполнителя-виртуоза» — были проанализированы и систематизированы биографии связанных с ним людей. В итоге, сложилась следующая типологизация: 1) создание просопографии ксилофонистов: М.-И. Гузикова, его учеников, подражателей и других независимых артистов; и 2) публикация комментированных материалов к биографии М.-И. Гузикова.

Ключевые слова: Просопография, М.-И. Гузиков, реконструкция биографии, деревянно-соломенный инструмент, история ксилофона, материалы к биографии, биографический словарь 47 Для цитирования: Ильин Ф. С. Перспективность метода просопографии в исследованиях истории ударных инструментов // Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 47-50

The prospects of the method prosopography in Original article the study of the history of percussion instruments

Music Education and Science. 2021. Ilyin Philip S.

№ 2 (15). p. 47-50 Moscow Higher School of Social and Economic Sciences

«Shaninka», Moscow, Russia, shludov@mail.ru

In the process of reconstructing the biography of Mikhail-Joseph Guzikov — the «inventor» of the four-row xylophone and the first «virtuoso performer» — the biographies of people associated with him were analyzed and systematized. As a result, the following typologization has developed: 1) creation of a prosopography of xylophonists: M.-I. Guzikov, his students, imitators and other independent artists; and 2) publication of commented materials for the biography of M.-I. Guzikov.

Key words: Prosopography, M.-I. Guzikov, biography reconstruction, wooden-straw instrument, xylophone history, materials for biography, biographical dictionary

For citation: Ilyin F. S. The prospects of the method prosopography in studies of the history of percussion instruments //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 47-50

© Ильин Ф. С., 2021

Существует «дефицит личности» [1, 17] — очень точно сформулированный тезис проблематики, разрабатываемой по теме исполнительского искусства на ударных инструментах.

В музыкальной истории так сложилось, что приходится констатировать — ретроспективно о применении ударных инструментов известно больше, чем о личностях создававших, совершенствовавших и игравших на них.

История персоналий, как правило, ограничивается XX-XXI вв. и только в особых случаях выходит за их рамки. Нынешние музыканты ударной группы счи-48 тают нахождение своих инструментов в оркестровом быте столь же врожденным, как струнных или духовых. То есть, перефразируя слова Ивана Васильевича Липаева, они a priori усвоили роли в оркестре [2, 208].

Мы отчасти склоны согласиться с тем, что в России индивидуальную, как, собственно, и коллективную, историю ударных инструментов постигла та же учесть, что и весь биографический жанр, то есть «низведение <...> до второстепенного уровня» [3, 7]. Но схожая ситуация прослеживается и у заграничных коллег, пользующихся до сих пор «Энциклопедией перкуссии» под редакцией Джона Бека, 1995 года, как наиболее полным источником [4].

Просопография (переводится с греческого языка как «пишу о людях» [5, 191]), хотя и имеет «статус специальной исторической дисциплины» [6, 48], существующей с целью создания «динамических "коллективных биографий"» [7, 96], понимается [8, 55] и применяется [7, 96] исследователями довольно ши-

роко, однако практически не востребована и обходится стороной в музыковедении.

Поэтому последние два года были посвящены попыткам изучения жизненного и творческого пути, а точнее его воссозданию, одной из самых загадочных личностей в истории исполнительского искусства первой половины XIX века — Михаила-Иосифа Гузикова: создателя так называемого «деревянно-соломенного инструмента» (более известного как четырехрядный ксилофон) и «первого виртуоза» на нем.

За это время была собрана огромная источниковая база — свыше тысячи документов, так или иначе связанных с именем М.-И. Гузикова. Из них были отобраны только прижизненные свидетельства, давшие относительно полную картину гастрольного тура музыканта — с 1834 по 1837 гг.1

В процессе работы постепенно выделились две основные проблемы:

1. Верификация «подлинности» повторяющейся истории о происхождении М.-И. Гузикова.

2. Наличие в источниках огромного количества различных типов антропонимов, несущих в себе информацию, которую требуется отождествить с определенным индивидом [5, 195].

В данной статье не будет затрагиваться вопрос раннего периода жизни артиста, так как он лишь косвенно связан с заявленной темой. Однако стоит отметить, что поставленные задачи и изложенный метод их разрешения должны, постепенно, привести к главной цели — восстановлению биографии «конкретного исторического агента [М.-И. Гузикова]».

Первоначально целенаправленного составления какого бы то ни было просопографического списка не происходило. По обыкновению, при переводе источника информация об идентифицированных лицах помещалась в сноски, а имена неизвестных личностей чаще всего подчеркивались или выделялись отдельным цветом. Но закономерно, что впоследствии количество неизвестных превысило число известных, учитывая тот факт, что требуется очень много времени для распознавания одного варианта неизвестного имени, и еще больше, если существует несколько вариантов его написания [5, 195].

Положение усугубляется ошибками, связанными с методом поиска, который можно описать двумя способами: либо как backtracking (поиск с возвратом), либо же как метод рекурсии, который повсеместно сопровождает биографические исследования, и более того, подразумевает (имплицитен) и свойственен (имманентен) им.

По окончании операции с много раз апробированным методом, остается часто не заметным факт того, что «сам-известный» не становится гораздо узнаваемым, поскольку происходит увеличение плотности феномена в темпоральный промежуток «бы-тия-под-взглядом», а не приближение к его сущности. Именно «бытие-под-взглядом» экстраполируется на всю динамику личности при описании ее психологического портрета; за именем собственным как бы закрепляются некие внутренние качества, что заставляет совершенно забыть о злополучной «биографической иллюзии» Пьера Бурдье [9]. В действие вступает и исто-

рическое домысливание (интерпретация) или гештальт (по Анкерсмиту [1, 101]), который по сути своей является обманчиво-верным предположением.

Таким образом, чтобы «вернуться к человеку» необходимо создавать перечни лиц с корпусом сведений [8, 59], пополняя последние все новыми фактами из разнообразных источников для «формирования комплекса биографических данных о значительной части» [28, 59-60], в нашем случае, исполнителей на деревянно-соломенном инструменте (ксилофоне), и возможно, впоследствии, остальных исполнителей на других ударных инструментах. Составление подобной базы данных дало бы «возможность нового — иного — видения прошлого» [7, 97] ударных инструментов и привело бы к изданию нескольких тематических (биографических) словарей с приложением документальных материалов.

Первый список всех найденных антропонимов, расположенных в алфавитном порядке с предполагаемыми вариантами написания имени, уже начал складываться. В него был включен минимум сведений, а известные отделены от неизвестных для того, чтобы стало понятно, какие лакуны придется заполнять.

Далее этот список потребовалось разделить на два, ориентируясь на критерии социального статуса и профессии: в новом размещались деятели артистического искусства, в первом оставались все остальные. Поскольку представителей официально-административных институтов не так много, было решено не убирать их из перечня творческих лиц — писателей-журналистов, критиков, художников и др.

По возможности, описывались отношения между известными и неизвестными или же зависимости их друг от друга, в случае нахождения такого аргумента в источнике. Это могли быть, например, положительные события: организация совместного выступления, приглашение на концерт; или же негативные: смерть, кража.

На основании проделанной работы планируется из второго списка составить третий — узкопрофильный, выделив исключительно исполнителей на деревянно-соломенном инструменте (ксилофон) и подготовить отдельным биографическим словарем: «Просопография М.-И. Гузикова, его учеников, подражателей и других независимых артистов».

Кроме того, необходимо подготовить издание материалов к биографии М.-И. Гузикова, которое видится нам созданным по принципу «Переписки А. С. Пушкина» в 2-х томах 1982 года с некоторыми корректировками.

Разделы должны быть расположены в хронологическом порядке с синопсисом, вводящим читателя в курс событий конкретного периода жизни музыканта. Следом разделы разбиваются на пункты с указанием места действия и примерными временными рамками. Они, соответственно, делятся на подпункты, озаглавленные именем автора материала, следующего после биографической заметки, взятой из одного из двух вышеописанных списков. Непосредственно после текста материала предполагается историко-литературный комментарий с указанием на первую публикацию и ссылками на источники [10].

Исходя из всего вышесказанного, хочется выразить надежду,

что публикация данной статьи и описанные задачи обратят внимание исследователей музыки на просопографический метод и как поспособствуют преодолению описанной Пьером Бурдье «биографической иллюзии» [9], так и развеют иллюзию того, что музыканты-ударники сохраняют память о своих изобретателях и исполнителях, что по факту совершенно не так.

Примечание

1 Статья, резюмирующая промежуточные итоги, готовится к публикации в сборнике Х Международной научно-практической конференции «Культура Беларуси: реалии современности», 2021 год. 4Q

Список источников

1. Логунова Л. Ю. Биографический метод в исследовании личности: методология и архитектоника // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 1. С. 17-22. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/biograficheskiy-metod-v-issledovanii-lichnosti-metodologiya-i-arhitektonika (дата обращения: 01.09.2021).

2. Липаев И. В. Оркестровые музыканты: (Ист. и быт. очерки). СПб.: ред. Рус. муз. газ., 1904. 212 с. URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003722125 (дата обращения: 01.09.2021).

3. Соколов А. С. Биография в истории: проблемы и перспективы // Ретроспектива: всемирная история глазами молодых исследователей. 2005. № 1. С. 4-11. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17262610 (дата обращения: 01.09.2021).

4. Encyclopedia of percussion / ed. by John H. Beck. p. cm. //

Garland Reference Library of the Humanities. Vol. 947. 1995.

5. Проскурякова М. Е. Просопо-графические базы данных как инструмент работы с массовыми источниками в современной историографии // Петербургский исторический журнал. 2016. № 3 (11). С. 190-198. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27188550 (дата обращения: 01.09.2021).

6. Синельникова Г. А. Преодоление «биографической иллюзии»: о методологических основаниях «новой биографической исто-

рии» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С. 48-51. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=43904436 (дата обращения: 01.09.2021).

7. Юмашева Ю. Ю. Историография просопографии // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 39. С. 95-127. URL: https://elar.urfu. ru/handle/10995/24050 (дата обращения: 01.09.2021).

8. Кистерев С. Н. Перспективы просопографии // Вестник

«Альянс-Архео». Вып. 22. 2017. С. 54-62. URL: https://www. academia.edu/35540050/Вестник_ АЛЬЯНС_АРХЕО_Вып_22_pdf (дата обращения: 01.09.2021).

9. Мещеркина Е. Ю. Памяти П. Бурдье. Биографическая иллюзия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002. Т. 1. № 1. С. 75-83. URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/biograficheskaya-illyuziya (дата обращения: 01.09.2021).

10. Переписка А. С. Пушкина. В 2-х т. / сост. и коммент. В. Э. Вацуро и др. М.: Худож. лит., 1982.

50

Статья поступила в редакцию 06.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 06.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.