Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ'

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ГАНЬСУ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ / ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ / БАДАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Яньшу

Провинция Ганьсу расположена на северо-западе Китая. Именно там проходил Великий Шелковый путь - важнейшее средство сообщения между народами Европы, Центральной и Юговосточной Азии. Через ее земли шли различные народы, привнося черты своих обычаев в общую обрядовую традицию Ганьсу. На территории провинции проживают тибетцы, монголы, уйгуры-буддисты (юйгуры или желтые уйгуры), хань. Основными религиозными верованиями являются анимизм, шаманизм, буддизм и даосизм. В Ганьсу весь полиэтнический религиозно-обрядовый комплекс бытует в синтезе. В статье представлены новейшие полевые материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FOLK RITUALS OF THE CHINESE PROVINCE OF GANSU

Traditional folk rituals of the Chinese province of Gansu Gansu Province is located in the north-west of China. It was there that the Great Silk Road passed - the most important communication between the peoples of Europe, Central and Southeast Asia. Various peoples passed through its lands, bringing the features of their customs into the general ritual tradition of Gansu. The province is home to such peoples as Tibetans, Mongols, Buddhist Uyghurs (Uyghurs or yellow Uyghurs), Han. The main religious beliefs are animism, Shamanism, Buddhism and Taoism. In Gansu, the entire multi-ethnic religious and ritual complex is represented in synthesis. The article presents the latest field materials.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ»

УДК 7.072; 398

Традиционные народные обряды

китайской провинции

Ганьсу

© Чэнь Яньшу, 2021

Аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия) E-mail: 1048080980@qq.com

Провинция Ганьсу расположена на северо-западе Китая. Именно там проходил Великий Шелковый путь — важнейшее средство сообщения между народами Европы, Центральной и Юго-восточной Азии. Через ее земли шли различные народы, привнося черты своих обычаев в общую обрядовую традицию Ганьсу. На территории провинции проживают тибетцы, монголы, уйгуры-буддисты (юйгуры или желтые уйгуры), хань. Основными религиозными верованиями являются анимизм, шаманизм, буддизм и даосизм. В Ганьсу весь полиэтнический религиозно-обрядовый комплекс бытует в синтезе. В статье представлены новейшие полевые материалы. Ключевые слова: Китай, Ганьсу, традиционная культура, народные обряды, почитание предков, Бадан

Традиционная обрядовая культура китайского народа связана со многими сторонами жизни человека: социальными и семейными отношениями, профессиональной деятельностью, представлением о загробном мире, а также они отражают представление о физическом пространстве человека, в том числе и о природных явлениях. В провинции Ганьсу оба типа

обрядов существуют в семей-но-бытовом цикле и обрядах почитания духов предков и природных явлений.

Выделяются обряды района Лонгдун — свадебные и похоронные, церемония поклонения праотцу китайского народа, мифическому императору — Фу Си — изобретателю бинарной системы Ба гуа и И цзин. Считается, что он создал слова, веревку и сети для ловли птиц и рыбы. В память о нем в городе Тяньшуй каждый год двадцать второго июня при храме открываются ярмарки, где продают съестное для подношений, благовония, поют песни, играют на народных инструментах. Читаются поэмы о Фу Си. Этот обряд празднуется с 1988 года, но он тесно связан с традиционным почитанием предков и их силы.

В Лонгдуне популярным является духовой инструмент зурна или сона. Его история насчитывает более 400 лет, и теперь он стал основным в свадебном, похоронном и других бытовых обрядах, например, во время открытия магазина в деревне — по поверьям, его звук привлекает деньги и достаток. Его меланхоличный высокий тембр, широкий диапазон, изящное мелизматическое звучание отражают специфику северо-западной музыкальной культуры. Зурна и местные народные обычаи района Лонгду-нг неразрывно связаны. На похоронных церемониях кроме зурны звучат также тибетский духовой инструмент куаньцзы, китайский струнный щипковый гуцинь и колокола.

В уезде Йондэнг похоронные обычаи говорят о связи между Буддизмом, Даосизмом и народными культами. В них используется магия для реинкарнации. Очевидно влияние учения буддизма о перевоплощении душ, адаптированное под идеи даосизма, используются даосские ритуалы, тексты из канона Дао Цзан и музыка для переселения душ. Для нее характерно звучание зурны, барабанов, колоколов.

Заметно, что в обрядах Гань-су, посвященных человеку, синтезируются традиционные культовые представления и синкретичная система взглядов Буддизма-Даосизма.

Ритуальная музыка тесно связана с религиозной жертвенной деятельностью в Гань-су. Обряды почитания природы отражаются в ритуалах подношения духам. В городе Хуэйнин проводятся «горные жертвоприношения». Они посвящены духам, владеющим богатствами недр, с целью быстрого и эффективного обнаружения ресурсов. Участники обряда приходят в горы, принося на жертвенник угощение — дикие овощи, фрукты, грибы и молодые побеги бамбука, пожаренные в масле кунжута, а также мясо животных, забитых для жертвы божествам гор. Угощение ставят на жертвенник, обращаясь с уважительными словами поклонения к духам. Обращение к духам сопровождается звучанием золотого колокола, гонга, барабанов, тарелок, муюй и человеческого голоса. Музыка в обряде делится на Инь-ян (человека двух полов), и Шигун (шамана),

43

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

44

с чем связаны лады Шан и Юй и разделение ролей. Мелодии различаются высотно: ярус инь-ян расположен ниже, Шигун — на кварту выше. Инь-ян и Шигун изображают двое мужчин, читается текст из даосской книги, исполняются песни и танцы.

Древние обряды актуальны для народа Ганьсу до сих пор. В них проявляется уважительное отношение к природе — источнику жизни человека.

В 2019 году автор статьи побывала в уезде Минь и записала обряд Бадан, связанный с переходом в новый год. На этой территории проживают хань-цы — основной народ Китая, тибетцы и цян [8]. Обряд Бадан связан с влияниями религии Бон и тибетского буддизма. Действующие лица — чуньба (Ш Е) — ведущий, хуэйчан — председатель, то-ужэнь — староста (З^А), учжэ (Щ^з) — танцоры и жители деревень.

Во время ежегодного Праздника Весны, то есть «Чунь Цзе» (в^) или китайского Нового года (в первый месяц по лунному календарю) начинается подготовка к данному ритуалу: люди зажигают факелы на полях для сбора пшеницы, и во главе с чуньба все жители поселения танцуют. Официальные ритуалы проводят с 6 по 9 число первого месяца по лунному календарю. Жители каждого поселка исполняют танец Бадан на протяжении четырех дней на всех полях для сбора и сушки пшеницы по очереди вплоть до 17 числа первого месяца календаря, когда проводится ритуал Сецзян (Ш^), которым заканчивается комплекс «Поклонения горе». Так мы видим соединение двух видов обрядов — поклонения горным духам и перехода в новый год.

О зарождении самого танца-обряда в этой местности

бытует легенда, о которой сообщил носитель традиции и знаток танца Бадан в третьем поколении, житель деревни Чжунчжай — Ян Цзинъянь. По его словам, генерал-губернатор Е Ли возглавивший войско из ста тысяч солдат и лошадей, проходя мимо горы Я Цунь уезда Минь в деревне Схуанъ-эря, трагически погиб. Для того, чтобы выразить великому предводителю свое почтение, его подчиненные превознесли генерал-губернатора, провозгласив его как духа горы Е Ли. Помимо него этими людьми был «обожествлен» другой генерал-губернатор и назван «богом Байма». Здесь проявление культа предков и почитание духов горы представлено в синтезе. Несмотря на непогоду, мороз и метель, ритуал ни разу не был приостановлен. В процессе ритуала все участники произносят «тибетские» («фаньхуа», Sr®1) слова, отчего все эти ритуалы получили название «фань» (Ш). Тексты, звучащие во время исполнения танца, поют на тибетском, ханьском языках и его местных диалектах. По этой причине танец вобрал в себя черты различных музыкальных жанров народного творчества, а также местных малых культур. Этот танец является ярким образцом народного ритуального музыкально-танцевального театрализованного действа.

Сценарий обряда таков. Происходит обращение к горным духам для защиты четырех времен года, населения и домашних животных. Дары сжигаются. Ритуал качания на качелях изображает приезд духов на праздник на небесных лошадях. Мужчины танцуют круговой танец под пение и барабан «бадангу» в национальных тибетских костюмах. Проводится обход домов. Ведущий обряда обращается

к хозяевам с пожеланием гополучия и добра. Завязывается диалог. Хозяева подносят гостям булочки момо (ЩЩ), наливают чай гуангуанча (Щ Ш^) из листьев зеленого чая, плодов финика и лонгана, подают мясные блюда. Далее избирают нового тоужэнь.

Был найден Свадебный обряд желтых уйгуров-буддистов, проживающих в Ганьсу. Он включает сватовство, дарение, сговор, подготовку и проведение торжества, проводов невесты. Родители парня посылают сваху с подарками к родителям девушки с нечетным числом лет (15, 17). От них в знак согласия она несет сто двадцать подарков. На сговоре речь идет о тратах обеих семей. После приезда гостей на свадьбу их приветствуют хозяева и дарят шелковые шарфы хада. На следующее утро расплетают двенадцать кос невесты и заплетают ей три косы замужней женщины. Происходят прощание с домом и родителями, отъезд. Во дворе дома жениха — у алтаря — молодые получают благословение от Будды [5, 6, 7]. Большое значение имеет участие мужчин и их пение, посвященное невесте.

В семейных обрядах отражается полиэтнический состав населения и мультикультур-ность региона. Объединяющим началом в них выступает культура народа хань и буддийские обычаи. Однако заметно влияние малых народов. В целом обрядовой культуре провинции Ганьсу свойственны синкретизм и синтетичность, анимизм, шаманизм, буддистско-даосский комплекс ритуалов северо-запада Китая и Тибета. Важными моментами в них являются угощение духов, чтение текстов из религиозных книг присутствие музыки, игры, слова, пения и танца.

Примечания

1 # : ЙШЖ. На тибетском.

Литература

1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 488 с.

2. Чэнь Инши, Чэнь Линцюнь. Краткая история китайской музыки. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 95 с.

3. Ван Цай. Исследование музыкальной культуры народности желтые уйгуры (юй-гуры). Пекин: Изд-во ниточ-но-переплетных книг, 2013. 125 с.

4. Административное деление Китая. https://studychinese.ru/ articles/5/64/ (дата обращения: 20.05.2021).

5. Мусульманская провинция Китая. URL: geosfera. org/aziya/kitaj/1854-gansu.

html (дата обращения: 20.05.2021).

6. Зульярова З. Желтые уйгуры. URL: https://mytashkent. uz/2020/11/07/zheltye-ujgury/ (дата обращения: 20.05.2021).

7. Как проходит китайская свадьба. URL: https:// isvadby.ru/tradicii/kitajskaya-svadba.html (дата обращения 20.05.2021).

8. http://allmystic.ru/page/6247 (дата обращения 20.05.2021).

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.