УДК 7.072; 398
Традиционные народные обряды
китайской провинции
Ганьсу
© Чэнь Яньшу, 2021
Аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия) E-mail: [email protected]
Провинция Ганьсу расположена на северо-западе Китая. Именно там проходил Великий Шелковый путь — важнейшее средство сообщения между народами Европы, Центральной и Юго-восточной Азии. Через ее земли шли различные народы, привнося черты своих обычаев в общую обрядовую традицию Ганьсу. На территории провинции проживают тибетцы, монголы, уйгуры-буддисты (юйгуры или желтые уйгуры), хань. Основными религиозными верованиями являются анимизм, шаманизм, буддизм и даосизм. В Ганьсу весь полиэтнический религиозно-обрядовый комплекс бытует в синтезе. В статье представлены новейшие полевые материалы. Ключевые слова: Китай, Ганьсу, традиционная культура, народные обряды, почитание предков, Бадан
Традиционная обрядовая культура китайского народа связана со многими сторонами жизни человека: социальными и семейными отношениями, профессиональной деятельностью, представлением о загробном мире, а также они отражают представление о физическом пространстве человека, в том числе и о природных явлениях. В провинции Ганьсу оба типа
обрядов существуют в семей-но-бытовом цикле и обрядах почитания духов предков и природных явлений.
Выделяются обряды района Лонгдун — свадебные и похоронные, церемония поклонения праотцу китайского народа, мифическому императору — Фу Си — изобретателю бинарной системы Ба гуа и И цзин. Считается, что он создал слова, веревку и сети для ловли птиц и рыбы. В память о нем в городе Тяньшуй каждый год двадцать второго июня при храме открываются ярмарки, где продают съестное для подношений, благовония, поют песни, играют на народных инструментах. Читаются поэмы о Фу Си. Этот обряд празднуется с 1988 года, но он тесно связан с традиционным почитанием предков и их силы.
В Лонгдуне популярным является духовой инструмент зурна или сона. Его история насчитывает более 400 лет, и теперь он стал основным в свадебном, похоронном и других бытовых обрядах, например, во время открытия магазина в деревне — по поверьям, его звук привлекает деньги и достаток. Его меланхоличный высокий тембр, широкий диапазон, изящное мелизматическое звучание отражают специфику северо-западной музыкальной культуры. Зурна и местные народные обычаи района Лонгду-нг неразрывно связаны. На похоронных церемониях кроме зурны звучат также тибетский духовой инструмент куаньцзы, китайский струнный щипковый гуцинь и колокола.
В уезде Йондэнг похоронные обычаи говорят о связи между Буддизмом, Даосизмом и народными культами. В них используется магия для реинкарнации. Очевидно влияние учения буддизма о перевоплощении душ, адаптированное под идеи даосизма, используются даосские ритуалы, тексты из канона Дао Цзан и музыка для переселения душ. Для нее характерно звучание зурны, барабанов, колоколов.
Заметно, что в обрядах Гань-су, посвященных человеку, синтезируются традиционные культовые представления и синкретичная система взглядов Буддизма-Даосизма.
Ритуальная музыка тесно связана с религиозной жертвенной деятельностью в Гань-су. Обряды почитания природы отражаются в ритуалах подношения духам. В городе Хуэйнин проводятся «горные жертвоприношения». Они посвящены духам, владеющим богатствами недр, с целью быстрого и эффективного обнаружения ресурсов. Участники обряда приходят в горы, принося на жертвенник угощение — дикие овощи, фрукты, грибы и молодые побеги бамбука, пожаренные в масле кунжута, а также мясо животных, забитых для жертвы божествам гор. Угощение ставят на жертвенник, обращаясь с уважительными словами поклонения к духам. Обращение к духам сопровождается звучанием золотого колокола, гонга, барабанов, тарелок, муюй и человеческого голоса. Музыка в обряде делится на Инь-ян (человека двух полов), и Шигун (шамана),
43
МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
44
с чем связаны лады Шан и Юй и разделение ролей. Мелодии различаются высотно: ярус инь-ян расположен ниже, Шигун — на кварту выше. Инь-ян и Шигун изображают двое мужчин, читается текст из даосской книги, исполняются песни и танцы.
Древние обряды актуальны для народа Ганьсу до сих пор. В них проявляется уважительное отношение к природе — источнику жизни человека.
В 2019 году автор статьи побывала в уезде Минь и записала обряд Бадан, связанный с переходом в новый год. На этой территории проживают хань-цы — основной народ Китая, тибетцы и цян [8]. Обряд Бадан связан с влияниями религии Бон и тибетского буддизма. Действующие лица — чуньба (Ш Е) — ведущий, хуэйчан — председатель, то-ужэнь — староста (З^А), учжэ (Щ^з) — танцоры и жители деревень.
Во время ежегодного Праздника Весны, то есть «Чунь Цзе» (в^) или китайского Нового года (в первый месяц по лунному календарю) начинается подготовка к данному ритуалу: люди зажигают факелы на полях для сбора пшеницы, и во главе с чуньба все жители поселения танцуют. Официальные ритуалы проводят с 6 по 9 число первого месяца по лунному календарю. Жители каждого поселка исполняют танец Бадан на протяжении четырех дней на всех полях для сбора и сушки пшеницы по очереди вплоть до 17 числа первого месяца календаря, когда проводится ритуал Сецзян (Ш^), которым заканчивается комплекс «Поклонения горе». Так мы видим соединение двух видов обрядов — поклонения горным духам и перехода в новый год.
О зарождении самого танца-обряда в этой местности
бытует легенда, о которой сообщил носитель традиции и знаток танца Бадан в третьем поколении, житель деревни Чжунчжай — Ян Цзинъянь. По его словам, генерал-губернатор Е Ли возглавивший войско из ста тысяч солдат и лошадей, проходя мимо горы Я Цунь уезда Минь в деревне Схуанъ-эря, трагически погиб. Для того, чтобы выразить великому предводителю свое почтение, его подчиненные превознесли генерал-губернатора, провозгласив его как духа горы Е Ли. Помимо него этими людьми был «обожествлен» другой генерал-губернатор и назван «богом Байма». Здесь проявление культа предков и почитание духов горы представлено в синтезе. Несмотря на непогоду, мороз и метель, ритуал ни разу не был приостановлен. В процессе ритуала все участники произносят «тибетские» («фаньхуа», Sr®1) слова, отчего все эти ритуалы получили название «фань» (Ш). Тексты, звучащие во время исполнения танца, поют на тибетском, ханьском языках и его местных диалектах. По этой причине танец вобрал в себя черты различных музыкальных жанров народного творчества, а также местных малых культур. Этот танец является ярким образцом народного ритуального музыкально-танцевального театрализованного действа.
Сценарий обряда таков. Происходит обращение к горным духам для защиты четырех времен года, населения и домашних животных. Дары сжигаются. Ритуал качания на качелях изображает приезд духов на праздник на небесных лошадях. Мужчины танцуют круговой танец под пение и барабан «бадангу» в национальных тибетских костюмах. Проводится обход домов. Ведущий обряда обращается
к хозяевам с пожеланием гополучия и добра. Завязывается диалог. Хозяева подносят гостям булочки момо (ЩЩ), наливают чай гуангуанча (Щ Ш^) из листьев зеленого чая, плодов финика и лонгана, подают мясные блюда. Далее избирают нового тоужэнь.
Был найден Свадебный обряд желтых уйгуров-буддистов, проживающих в Ганьсу. Он включает сватовство, дарение, сговор, подготовку и проведение торжества, проводов невесты. Родители парня посылают сваху с подарками к родителям девушки с нечетным числом лет (15, 17). От них в знак согласия она несет сто двадцать подарков. На сговоре речь идет о тратах обеих семей. После приезда гостей на свадьбу их приветствуют хозяева и дарят шелковые шарфы хада. На следующее утро расплетают двенадцать кос невесты и заплетают ей три косы замужней женщины. Происходят прощание с домом и родителями, отъезд. Во дворе дома жениха — у алтаря — молодые получают благословение от Будды [5, 6, 7]. Большое значение имеет участие мужчин и их пение, посвященное невесте.
В семейных обрядах отражается полиэтнический состав населения и мультикультур-ность региона. Объединяющим началом в них выступает культура народа хань и буддийские обычаи. Однако заметно влияние малых народов. В целом обрядовой культуре провинции Ганьсу свойственны синкретизм и синтетичность, анимизм, шаманизм, буддистско-даосский комплекс ритуалов северо-запада Китая и Тибета. Важными моментами в них являются угощение духов, чтение текстов из религиозных книг присутствие музыки, игры, слова, пения и танца.
Примечания
1 # : ЙШЖ. На тибетском.
Литература
1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 488 с.
2. Чэнь Инши, Чэнь Линцюнь. Краткая история китайской музыки. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 95 с.
3. Ван Цай. Исследование музыкальной культуры народности желтые уйгуры (юй-гуры). Пекин: Изд-во ниточ-но-переплетных книг, 2013. 125 с.
4. Административное деление Китая. https://studychinese.ru/ articles/5/64/ (дата обращения: 20.05.2021).
5. Мусульманская провинция Китая. URL: geosfera. org/aziya/kitaj/1854-gansu.
html (дата обращения: 20.05.2021).
6. Зульярова З. Желтые уйгуры. URL: https://mytashkent. uz/2020/11/07/zheltye-ujgury/ (дата обращения: 20.05.2021).
7. Как проходит китайская свадьба. URL: https:// isvadby.ru/tradicii/kitajskaya-svadba.html (дата обращения 20.05.2021).
8. http://allmystic.ru/page/6247 (дата обращения 20.05.2021).
45