Научная статья на тему 'ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА'

ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНАТА / АВАНГАРД / ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ / КОЛОРИСТИЧНОСТЬ / ОСТИНАТНОСТЬ / ДУЭТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матюшонок Ирина Александровна

Композиторские опусы Эдисона Денисова объединяет эстетическая установка на следование законам логики и гармонии. Эти черты проявились в ранней Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1963 году в период становления авторского стиля, когда музыкальный язык композитора ориентировался на додекафонию. Автор статьи анализирует звуковой стиль произведения и дает методические рекомендации для его исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND IMAGE OF THE SONATA FOR VIOLIN AND PIANO BY E. DENISOV

Edison Denisov's composer's opuses are united by an aesthetic attitude towards following the laws of logic and harmony. These features manifested themselves in the early Sonata for violin and piano, written in 1963 during the formation of the author's style, when the composer's musical language was guided by dodecaphony. The author analyzes the sound style of the piece and gives guidelines for its performers.

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА»

Научная статья УДК 78.04

Звуковой образ Сонаты для скрипки и фортепиано Э. Денисова

Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 69-73

Матюшонок Ирина Александровна

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, pianistka83@mail.ru

Композиторские опусы Эдисона Денисова объединяет эстетическая установка на следование законам логики и гармонии. Эти черты проявились в ранней Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1963 году в период становления авторского стиля, когда музыкальный язык композитора ориентировался на додекафонию. Автор статьи анализирует звуковой стиль произведения и дает методические рекомендации для его исполнителей. Ключевые слова: соната, авангард, звуковой образ, колористич-ность, остинатность, дуэт

Для цитирования: Матюшонок И. А. Звуковой образ Сонаты для скрипки и фортепиано Э. Денисова //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 69-73

69

Original article

Sound image of the Sonata for Violin and Piano by E. Denisov

Music Education and Science. 2021. № 2 (15). Р. 69-73

Matyushonok Irina A.

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, pianistka83@mail.ru

Edison Denisov's composer's opuses are united by an aesthetic attitude towards following the laws of logic and harmony. These features manifested themselves in the early Sonata for violin and piano, written in 1963 during the formation of the author's style, when the composer's musical language was guided by dodecaphony. The author analyzes the sound style of the piece and gives guidelines for its performers. Key words: sonata, avant-garde, sound image, color, ostinateness, duet For citation: Matyushonok I. A. Sound image of Sonata for violin and piano by E. Denisov //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 69-73

© Матюшонок И. А., 2021

Одной из ярких фигур «советского авангарда» стал композитор Эдисон Денисов. Его наследие отмечено тягой к экспериментальное™, духовный мир его музыки многогранен.

Творчество композитора отмечено эстетической установкой на следование законам логики и гармонии. Он является приверженцем идеи новой красоты в современной музыке.

Обращаясь к камерно-инструментальным сочинениям Денисова, в частности, к Сонате для скрипки и фортепиано, следует упомянуть о несомненном влиянии на них музыки предшественников, например, Дмитрия Шо-70 стаковича, особенно в раннем творчестве. Рисунок мелодической линии в них четко очерченный, фактура отражает стремление к неоклассичности. Близок Денисову И. Стравинский, что особенно проявилось в тяготении к ритмической остроте на основе метрической неуравновешенности, а также в отказе от

тонально-аккордовои гармонии в пользу линеарно-полифониче-ского склада.

Еще одной яркой особенностью творческого облика Денисова является тяготение к лиризму, образам абсолютной чистоты. Отличительной чертой его стиля также является утонченность, отточенность письма.

В 1960-е годы в творчестве Эдисона Денисова ведущими были камерно-инструментальные жанры. В этот период возникла тяга композитора к прозрачности и ясности письма, к «тонким» краскам и мелодическим линиям.

Жанр сонаты в творчестве Денисова в чем-то опирается на традицию, его, например, привлекает классический тип сонатного allegro, но все это не противоречит идее индивидуализации звукового мира музыки. Подобное отчасти проявилось и в ранней Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1963 году в период становления авторского

Пример 1

стиля, когда музыкальный язык композитора ориентировался на додекафонию. Данное сочинение более традиционно, нежели другие произведения, написанные позже, когда композитор проявил тяготение к камерной музыке, к прозрачным краскам, утонченности мысли, к раскрытию тембровых возможностей каждого инструмента, склонности к изяществу музыкальной ткани, расширению тональности.

При всей индивидуальности жанра, цикл сонаты достаточно традиционен — трехчастен.

Первая часть — Allegro

moderato — насыщена движением. Среди звуковых особенностей, свойственных стилю композитора, можно выделить «стрельбу», «уколы», остроритмизованные точки в партии фортепиано уже в начале части, способствующие динамизации музыки. Партия скрипки задает четкий метр, на котором будет основана вся часть (Пример 1).

Еще один яркий звуковой развития передаются партии создают эффект загадочности,

образ музыки Денисова — это фортепиано и возвращаются этому способствуют динами-

«шорохи», «гладкие нити» в обратно. «Шорохи» погружают ка рр и штрих leggiero (При-

партии скрипки, которые в ходе слушателя в мир призрачности, мер 2).

Пример 2

71

Следует обратить внимание на параллелизм трезвучий в партии фортепиано, создающий особую звуковую колористичность, красочный объем, в основе которого — «высокая» чистота звучания. По мнению Ю. Холопова и В. Ценовой, это соноры-дубли-ровки, в которых заметно влияние Дебюсси.

Несомненно, идея остинат-ности является объединяющей в Allegro moderato. Широко представленная как в партии скрипки, так и у фортепиано уже с самого начала части, она вносит в музыку динамизм и энергию.

Обращаясь к исполнительской трактовке камерного ансамбля, необходимо указать на некоторые исполнительские сложности, связанные с метроритмом, а точнее, с постоянной сменой размера,

вносящей определенное неудобство в интерпретацию сочинения.

Вторая часть — Largo — по звучанию представляет собой спокойный, затаенный, таинственный «диалог» двух инструментов. Фортепиано открывает часть неким монологом, словно исходящим из глубины сознания. Это впечатление создается благодаря использованию басового регистра, рр, левой педали и усиливается при исполнении благодаря следованию авторской ремарке играть «очень концен-тирированно, без экспрессии» (Пример 3).

Скрипка подхватывает и продолжает этот мелодический монолог, играя также рр, с сурдиной, но более выразительно (согласно авторскому указанию). Часть компактна, ей присущ осо-

бый созерцательный колорит. Она воспринимается как прелюдия к финалу, о чем свидетельствуют отсутствие указания размера, ритмическая свобода, импровизационность в изложении материала, обилие пассажей у скрипки на фоне выдержанных аккордов в партии фортепиано. Классическая трактовка второй части как обращения к внутреннему миру человека сохранена, однако ее наполнение качественно иное. Мы слышим здесь выражение внутреннего мира современного человека, с характерной для него свободой и в то же время интенсивностью чувствования. Это подчеркнуто ритмо-интонационным разнообразием, а также с помощью эффекта напряженного вслушивания в звуковую материю, возникающую

где-то на грани ее существования (основной динамический нюанс части — pp).

Третья часть — Vivace — переключает в сферу быстрого, моторного, но при этом легкого, скер-цозного движения (Пример 4).

Созданию живописной картины здесь способствуют обилие репетиций, постоянное использование штриха staccato, что придает части тембраль-ную легкость и «остроту» звучания. Заключительный эпи-

зод — Andante molto — погружает слушателей в мир медитации, вызывая ассоциации со второй частью, которая, как уже говорилось, воспринимается как прелюдия к финалу (Пример 5).

Пример 3

72

Пример 4

Пример 5

Таким образом, создается смысловая арка, некое философ-ско-созерцательное обрамление. Так же, как во второй части, большое внимание уделяется динамическому оттенку piano. Однако в новых условиях этот нюанс создает иной образ: звучание как бы растворяется, рассеивается в зыбких прозрачных звуковых пластах.

По дискретности материала звуковой стиль пьесы близок музыке Шнитке, партия скрип-

ки здесь также сложна технически, интонационно. В ней преобладают скачки, двойные ноты, характерно отсутствие метра, обращает на себя внимание алеаторная каденция (2 часть), а также широкое использование флажолетов в третьей части. Однако Денисов акцентирует внимание на звуковой красоте музыки, что обнаруживает важный аспект творчества композитора, связанный с идеей света и чистоты.

Информация об авторе

И. А. Матюшонок — кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства

Information about the author

I. A. Matyushonok — Candidate of Art History, Senior Lecturer of the Department of Music Pedagogy and Performance

73

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 12.12.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.12.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.