Научная статья на тему 'ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖАНА АЛЕНА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОПРОСЫ СТИЛЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ'

ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖАНА АЛЕНА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОПРОСЫ СТИЛЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / ЖАН АЛЕН / СТИЛЬ / ОРГАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горохова Людмила Вячеславовна

В статье рассматриваются и комментируются характерные стилистические черты органных сочинений французского органиста и композитора Жана Ариста Алена, творчество которого мало изучено в России. Выявляются такие особенности, как импровизационность, ритмическая свобода, отсылки к старинной музыке и «восточным» звучаниям, индивидуальная трактовка формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGAN CREATIVITY OF JEAN ALAIN: ORIGINAL ARTICLE QUESTIONS OF STYLE, CONTENT AND FORM

The article examines and comments on the characteristic stylistic features of the organ works of the French organist and composer Jean Ariste Alain, whose work has been little studied in Russia. Revealed such features as improvisation, rhythmic freedom, references to ancient music and «oriental» sounds, an individual interpretation of the form.

Текст научной работы на тему «ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖАНА АЛЕНА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОПРОСЫ СТИЛЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ»

Органное творчество Жана Алена:

Научная статья

удк 786.6 вопросы стиля, содержания и формы

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Горохова Людмила Вячеславовна

№ 2 (15). С. 17-19 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки,

Нижний Новгород, Россия, milagor219@gmail.com

В статье рассматриваются и комментируются характерные стилистические черты органных сочинений французского органиста и композитора Жана Ариста Алена, творчество которого мало изучено в России. Выявляются такие особенности, как им-провизационность, ритмическая свобода, отсылки к старинной музыке и «восточным» звучаниям, индивидуальная трактовка формы.

Ключевые слова: орган, Жан Ален, стиль, органное исполнительство

Для цитирования: Горохова Л. В. Органное творчество Жана Алена: вопросы стиля, содержания и формы //Музыкальное образова- 17 ние и наука. 2021. № 2 (15). С. 17-19

Organ creativity of Jean Alain: Original article questions of style, content and form

Music Education and Science. 2021. Gorokhova Lyudmila V.

№ 2 (15). p. 17-19 Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia,

milagor219@gmail.com

The article examines and comments on the characteristic stylistic features of the organ works of the French organist and composer Jean Ariste Alain, whose work has been little studied in Russia. Revealed such features as improvisation, rhythmic freedom, references to ancient music and «oriental» sounds, an individual interpretation of the form. Key words: organ, Jean Alain, style, organ performance For citation: Gorokhova L. V. Organ creativity of Jean Alain: questions of style, content and form // Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 17-19

© Горохова Л. В., 2021

Творчество Жана Ариста Алена (1911-1940) — французского органиста и композитора — в России изучено довольно мало. Из исследований можно назвать работы Е. Д. Кривицкой и, прежде всего, раздел в учебном пособии «Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков». Между тем, сочинения Алена входят в концертный репертуар органистов и часто звучат на органных конкурсах. В западноевропейском музыкознании дело обстоит иначе — помимо разнообразных по проблематике статей, диссертаций, значимый вклад в изучение творчества композитора вносит работа Ас-18 социации Жана Алена в Ромен-матье.

Органная музыка Алена оригинальна и самобытна. На фоне грандиозных по замыслу сочинений своих современников для симфонического органа французской фирмы Кавайе-Колль опусы Алена зачастую производят впечатление настоящих миниатюр. Исключением могут послужить циклы «Сюита» и «Три танца».

За свою короткую жизнь композитор создал 23 опуса пьес и циклов для органа, включая раннюю «Фантасмагорию». Они были полностью опубликованы в трех томах издательством «Alphonse Leduc» и к 100-летию композитора переизданы «Bârenreiter».

Большинство миниатюрных сочинений ориентированы на домашний орган семьи Ален. Отец Жана, Альбер Ален, построил большой салонный орган с 42 регистрами, четырьмя мануалами и педалью. Это был один из первых инструментов после Первой мировой войны, диспозиция которого включала большое коли-

чество микстур и высокооберто-новых регистров [1].

Органная музыка Алена в основном программна и не имеет отношения к церковной практике (хотя есть три мессы для разных составов). Литургические названия пьес не определяют их содержание — «Хорал» (из «Сюиты»), «Литании» — светские по характеру. Вот как описал «Хорал» сам автор: «величественные массы, тяжелые склоны, прошитые шумами, <...> тяжелые тени, солнечный свет и ветер, ветер» [2, 13]. В «Литаниях» — одном из самых исполняемых сочинений композитора — по свидетельству своей младшей сестры Мари-Клер [2, 28] композитор использовал фрагменты своей более ранней неопубликованной пьесы «Фантасмагория». Ален комментировал «Литании» следующим образом: «Когда вы играете это, вы должны производить впечатление огненного заклинания. Это не жалоба, это непреодолимый шквал, свергающий все на своем пути. Это также одержимость: нужно донести это до людей... и милосердного Бога! Если вы не понимаете то, чего я хочу, продолжайте играть максимально быстро и ясно. Но это сложно для фраз в левой руке в конце пьесы. В реальном темпе ясность соблюсти невозможно, но ведь есть рубато, которое намного лучше, если его немного "прикрутить", чем спокойный темп, который искажает мои Литании» [3].

Важным качеством музыки Алена является импровизаци-онность. Композитор занимался импровизацией с юных лет и преуспел в ней во время обучения в консерватории (получил первую премию, так же, как по гармонии и фуге). Вероятно, с этим связано

его отношение к форме: «композиторские идеи должны заново изобретать форму» [2, 16]. Соответственно, большая часть сочинений написана в свободной форме. Встречаются традиционные жанры вариаций («Вариации на тему Клемана Жанекена», «Вариации на гимн Lucas creator», «Интродукция и вариации» и «Скерцо» из «Сюиты»), одна «Прелюдия и фуга».

Для Алена не характерно использование полифонических жанров и способов развития тематического материала, он избегает этого. Зато свойственно остинатное движение, многократное повторение фраз (особенно заметно в «Литаниях», первом из «Трех танцев»).

Существенными чертами стиля Жана Алена является гибкость и подвижность. Более того, большая ритмическая свобода связана с выразительностью определенных соотношений длительностей; можно даже говорить об «активном» рубато. Оно осуществляется как в смысле усиления, так и задержания, приостановки. Обозначения метронома могут указывать только на его границы.

В сочинениях можно наблюдать отсылки к различным стилям. Интерес Алена к старинной музыке был выражен в «Вариациях на тему Клемана Жане-кена». В действительности эта тема неизвестного автора, не Жа-некена, композитор заимствовал ее из сборника, опубликованного Пьером Аттеньяном в Париже в 1529 году [4, 508].

В пьесе «Монодия» заметно влияние идей О. Мессиана: «одноголосный напев квазигригорианского типа выдержан во втором ладу ограниченной транспозиции Мессиана» [5, 668].

Склонность к экзотическим и восточным звучаниям можно обнаружить еще в ранних сочинениях («Японские мифологии» для фортепиано). В органном творчестве она проявилась в «Двух танцах к Агни Явиште», двух фантазиях. В первом «Танце к Агни Явиште» обращение к огненному богу индусов выражено простым двухтактовым ритмом с задержанными диссонансами на остинатном басу. Второй танец более консервативен.

«Первая фантазия» создана под впечатлением поэзии Омара Хайяма. В 1940 году во время войны Ален услышал солдата, напевающего фанданго, фламенко, малагенью: «Если во мне есть музыка внутри, то это та самая музыка... Мне показалось, что я слышал свой родной язык... Какой неясный атавизм мог сформировать мой мозг?.. Я уже не удивлен, что Оливье из Рабата, где он сейчас, пишет мне, что слышит, как арабы поют темы из моей второй органной фантазии...» [3].

Как отмечает Е. Д. Кривиц-кая, «продолжая национальные традиции, Ален значительное внимание уделяет сонорной стороне своих сочинений» [5, 669]. Музыка в основном тональна, но содержит элементы модальности и целотоновые гаммы. Характерны полигармония (но еще отсутствует политональность) и выдержанные органные пункты в педали.

Исключительная чуткость необходима исполнителю в пьесах Алена. В большинстве случаев сложность заключается не в техническом плане, а в пластичности, импровизационности. Танцевальная ритмика, которой изобилуют сочинения, требует не просто скорости, но импульсивности (как например в «Литаниях»).

В музыкальном мышлении Жана Алена синтезировались самые разные стилистические направления. Подход к их реализации оригинален, во многом заметен разрыв с французской традицией, что делает твор-

чество композитора ярким и уникальным.

Список источников

1. Association Jehan Alain. URL: http://www.jehanalain.ch/EN/ index.php (дата обращения: 09.10.2021).

2. Unkenholz M. W. Jehan Alain: Selected Organ Works. Grand Forks, North Dakota, 1978. 41 p.

3. Site Ouebe Jehan Alain. URL: http://benjamin.viaud.free.fr/alain/ html/index.htm (дата обращения: 01.10.2021).

4. Beechey G. The Organ Music of Jehan Alain: 2 // The Musical Times. Vol. 115. № 1576. Jun., 1974. Р. 507-509.

5. Из истории мировой органной ig культуры XVI-XX веков. М.: Музиздат, 2008. 864 с.

Информация об авторе

Л. В. Горохова — преподаватель секции органа и клавесина

Information about the author

L. V. Gorokhova — teacher of the organ and harpsichord section

Статья поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.