Искусствоведение список научных статей
-
ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ
Провинция Ганьсу расположена на северо-западе Китая. Именно там проходил Великий Шелковый путь - важнейшее средство сообщения между народами Европы, Центральной и Юговосточной Азии. Через ее земли шли различные народы, привнося черты своих обычаев в общую обрядовую традицию Ганьсу. На территории...
2021 / Чэнь Яньшу -
ОРГАН СКВОЗЬ ПРИЗМУ 800-ЛЕТИЯ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
В статье рассматривается развитие органного искусства в Нижнем Новгороде (Горьком), начиная с середины XIX века и до настоящего времени. Автор характеризует все органы, установленные в различных организациях города, выявляет значимые с точки зрения развития концертного органного исполнительства...
2021 / Скульская Заряна Александровна -
НАСЛЕДИЕ АРИСТИДА КАВАЙЕ-КОЛЛЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОРГАНОСТРОЕНИИ
В 2021 году исполнилось 210 лет со дня рождения великого французского органостроителя Аристида Кавайе-Колля (1811-1899) и 120 лет с момента установки органа работы А. Кавайе-Колля в Большом зале Московской консерватории. В статье рассматривается, как традиции этого выдающегося мастера претворяются...
2021 / Бардин Андрей Анатольевич -
АУТЕНТИЗМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОРГАНА
Статья посвящена поиску ответа на вопрос: являются ли современные музыкальные инструменты «вершиной» их долгого становления, «лучше» ли они и «совершеннее» ли своих старинных прототипов? Ответ автор ищет в истории развития органа, органостроения и в детальном рассмотрении сохранившихся исторических ...
2021 / Глазкова Юлия Витальевна -
ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖАНА АЛЕНА: НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОПРОСЫ СТИЛЯ, СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ
В статье рассматриваются и комментируются характерные стилистические черты органных сочинений французского органиста и композитора Жана Ариста Алена, творчество которого мало изучено в России. Выявляются такие особенности, как импровизационность, ритмическая свобода, отсылки к старинной музыке и...
2021 / Горохова Людмила Вячеславовна -
ЖАН ЛАНГЛЕ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОРГАННЫХ СОЧИНЕНИЙ С. ФРАНКА
В статье на основе биографического и аналитического подходов выявляются исполнительские особенности французского композитора и органиста Жана Лангле, которые базируются на двух принципах: бережном отношении к авторскому тексту в области регистровых, динамических и агогических указаний и поисках...
2021 / Бестужева Ольга Сергеевна -
ВЕЛИКИЕ ОРГАНИСТЫ-ИМПРОВИЗАТОРЫ: ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ
На примере творческой деятельности композитора, органиста и дирижера Георга Фридриха Генделя автор рассматривает феномен импровизации. Импровизация определяется в статье как разновидность разработки тематического материала, представляющего особую ценность, то есть его сохранение и отшлифовку, что...
2021 / Золотовский Вячеслав Павлович -
ОРГАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США
В статье анализируется опыт обучения автора в американском университете. Акцентируется внимание на особенностях обучения игре на органе в американских вузах, проблеме трудоустройства выпускников.
2021 / Новоселов Александр Евгеньевич -
ЭДУАРД ГАНСЛИК О СОДЕРЖАНИИ В МУЗЫКЕ: ДИАЛОГ КРИТИКИ И НАУКИ
Актуальной с научной точки зрения является история музыкальной критики. При этом наиболее интересной частью этой проблемы является обращение к музыкальному содержанию, вопросам вербализации звуковых образов, вкупе с поисками критериев соответствия замысла композитора многочисленным художественным...
2021 / Бурцев Михаил Юрьевич -
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ YOUTUBE: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В статье рассматриваются особенности репрезентации классической музыки в YouTube, обозначаются проблемы, которые появились при переходе музыкального искусства в интернет-среду, а также анализируются новые возможности, недоступные в доцифровую эпоху. Среди них - свобода творчества и выбора...
2021 / Василенко Ольга Александровна -
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОСОПОГРАФИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В процессе реконструкции биографии Михаила-Иосифа Гузикова - «изобретателя» четырехрядного ксилофона и первого «исполнителя-виртуоза» - были проанализированы и систематизированы биографии связанных с ним людей. В итоге, сложилась следующая типологизация: 1) создание просопографии ксилофонистов:...
2021 / Ильин Филипп Сергеевич -
ПРОБЛЕМА ФИНАЛА "ХОВАНЩИНЫ" В ЗЕРКАЛЕ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ МОДЕСТА МУСОРГСКОГО
Опера Модеста Мусоргского «Хованщина» - один самых неоднозначных, противоречивых и окутанных многочисленными тайнами шедевров. Оставшаяся на момент смерти композитора в виде беспорядочного и эскизного клавира, музыкальная драма и на сегодняшний день вызывает у ее исследователей массу неразрешенных...
2021 / Кадыков Николай Сергеевич -
"ДЕГЕНЕРАТИВНАЯ МУЗЫКА": К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ
В музыковедении есть явления, не только содержание которых не поддается однозначному толкованию, но и означающий их термин оказывается недостаточно точным. В центре внимания автора статьи - феномен «дегенеративной музыки» Третьего рейха, требующий терминологического обновления. Выявлены следующие...
2021 / Федусова Алина Алексеевна -
ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ В КИТАЙ:ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ДИАЛОГА ДВУХ ТРАДИЦИЙ
В статье на основе исторического контекста исследуются основные тенденции взаимодействия западной и восточной музыкальных культур сквозь призму появления специальных музыкальных и педагогических институций. Особое внимание уделено освещению развития церковных школ и музыкальных коллективов на...
2021 / Чжан Юй -
ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО С. М. СЛОНИМСКОГО КАК ЖАНРОВЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
В статье рассматривается воплощение С. М. Слонимским жанра dramma per musica в «Гамлете» и «Короле Лир», а также затронуты другие произведения, имеющие точки соприкосновения с первой моделью оперного жанра. Для современного исторического и теоретического музыкознания Dramma per musica представляет...
2021 / Яшенков Иван Александрович -
ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА
Композиторские опусы Эдисона Денисова объединяет эстетическая установка на следование законам логики и гармонии. Эти черты проявились в ранней Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1963 году в период становления авторского стиля, когда музыкальный язык композитора ориентировался на...
2021 / Матюшонок Ирина Александровна -
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА А. В. НЕЖДАНОВОЙ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ-СОВРЕМЕННИКОВ
В статье автор рассматривает вопрос влияния искусства Народной артистки СССР, солистки Большого театра Антонины Васильевны Неждановой на творчество современных ей композиторов; характеризует профессиональную позицию певицы по отношению к авторам музыки как сотворчество, показывает ценность и...
2021 / Конасова Дарья Дмитриевна -
ВСПОМИНАЯ МАРГАРИТУ АЛЕКСАНДРОВНУ САМОРУКОВУ
Статья посвящена личности дирижера, профессора Горьковской (Нижегородской) консерватории М. А. Саморуковой. Обращаясь к эпистолярным источникам - переписке с Н. С. Рабиновичем, Н. Я. Чайкиным, Л. М. Гинзбургом, а также основываясь на личных воспоминаниях, автор статьи описывает профессиональные и...
2021 / Костылева Ольга Михайловна -
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАНТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Профессиональное обучение музыканта в современной России сопряжено с большими трудностями. Путь от ученика до профессионального исполнителя занимает более десяти лет, на протяжении которых и обучающиеся, и педагоги нередко сталкиваются с многочисленными проблемами, вызванными несовершенством...
2021 / Сорокина Яна Юрьевна -
К ВОПРОСУ О КОНВЕНЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
В статье на примере понятия «транскрипция» подвергается сомнению вопрос объективности научного знания применительно к музыкальному искусству, рассматриваются исторический и функциональный аспекты становления понятийно-терминологического аппарата, что неизбежно влияет на изменение смыслового поля...
2021 / Суслов Евгений Сергеевич