Искусствоведение список научных статей
-
АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ КОНЦЕРТОВ А.ВИВАЛЬДИ НА ДОМРЕ: К ПРОБЛЕМЕ СТИЛЯ
Статья посвящена проблеме переложения скрипичного произведения для домры. На примере анализа концерта Вивальди из цикла «Гармоническое вдохновение» («L'Еstro armonico») раскрыты характерные возможности и специфические приемы игры на домре, их штриховые отличия от скрипки.
2009 / Ненашева Татьяна АнатольевнаВАК -
ХОРОВАЯ КАНТАТА ПЕТРА ЭБЕНА "ГОРЬКАЯ ЗЕМЛЯ"
Анализируя кантату, автор акцентирует свое внимание на специфике произведения, которая заключена в исполнительском составе (хор и орган) и музыкальном языке, сочетающем в себе атональное мышление с интонациями чешского фольклора.
2009 / Родионова Ирина АндреевнаВАК -
ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД EE СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922)
В статье рассмотрен процесс становлении Московской скрипичной школы второй половины XIX века, обозначена роль Ф.Лауба, Г.Венявского, Л.Ауэра, И.Гржимали, В.Безекирского, творческие принципы которых предопределили смешение различных традиций (русских, чешских, австрийских, немецких) и послужили...
2009 / Суханова Татьяна БорисовнаВАК -
ПРАЗДНИЧНЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА
В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича концепции советской праздничной мифологии: отчасти следуя за мировоззренческой композиторской эволюцией, она демонстрирует разные метаморфозы праздника: от его прямого изображения (Вторая, Третья симфонии) к созданию сложных...
2009 / Кудрявцева Татьяна ЕвгеньевнаВАК -
К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ТЕХНИКИ
В статье рассмотрен феномен композиторской техники в музыке ХХ века, проанализирован понятийно-терминологический аппарат в области теории композиции, а также на примере Второго концерта для оркестра Р.Щедрина «Звоны» обозначена проблема миксотехники.
2009 / Полковникова Татьяна ВалерьевнаВАК -
ЯЗЫК ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
В статье рассмотрены основные типовые формулы эпических жанров: формулы зачинов с наличием топонимов (гидронимов), величальные формулы исходов - слав (нередко с «зааминиванием» или «заговариванием на закреп»), формулы обращения (общения друг с другом) героев и др. Проанализированы характерные...
2009 / Татаринова Татьяна ЛеонидовнаВАК -
ОПЕРА "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА
Статья посвящена новой опере Р.Щедрина «Боярыня Морозова» (2006). Автор анализирует это произведение с позиций претворенных в нем жанровых архетипов. Среди них особое внимание обращается на традиции русской оперы и русской литургической драмы, а также на пассионы И.С.Баха.
2009 / Тихонова Мария МихайловнаВАК -
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДМШ В РОССИИ ХХ ВЕКА
В статье проанализированы проблемы деятельности ДМШ, обозначены системные причины кризиса общего музыкального образования, вскрыты противоречия между декларируемыми и реальными целями, реализуемыми ДМШ.
2009 / Акопян Диана СергеевнаВАК -
ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Осмысливая собственный практический опыт работы в условиях театрального училища, автор статьи делает вывод об эффективности метода «резонаторных ощущений», разработанного В.П.Морозовым, при решении проблемы координации слуха и голоса у начинающих певцов-актеров и предлагает ряд методических...
2009 / Янышева Полина ИгоревнаВАК -
ВАЛТОРНА В ТРИО ОР.49 И.БРАМСА
Трио Брамса для фортепиано, скрипки и валторны ор.49 проанализировано с позиции выявления в нем звуковой характеристики валторны. Показано, что инструмент трактован композитором лирически и в то же время его традиционное звучание обогащено множеством вновь открытых тёплых тонов инструмента,...
2009 / Смирнов Максим ВладимировичВАК -
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕСНИ Ф.ШУБЕРТА "БАРКАРОЛА" И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Автор детально рассматривает различные смысловые пласты «Баркаролы» Ф.Шуберта, выявляя в ней выразительные и философские аспекты, а также дает характеристику двух вариантов исполнительской интерпретации произведения певцами В.Казаровой и С.Лемешевым.
2009 / Скачкова Наталья ВикторовнаВАК -
О ПРИНЦИПАХ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
В центре внимания статьи - феномен хоровой театрализации как один из способов интерпретации хорового сочинения. На примере произведений С.Стразова «Ожидание» и Э.Фертельмейстера «Песни сердца» выявляются такие принципы театрализации, как наличие сюжета, реальность и линейность времени, в котором...
2009 / Супруненко Галина ВладимировнаВАК -
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ГОДЫ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)
Статья посвящена проблемам методического обеспечения музыкального образования в системе начального и среднего образования в Китае в период антияпонской войны 1937-1945 годов в городе Чунцин. Определены основные задачи, поставленные государством перед учителями, дан обзор творческой деятельности...
2021 / Ван Цзе -
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЬ ЯОЦЗИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
Статья посвящена деятельности профессора Линь Яоцзи, чья педагогическая система сформировалась в диалоге различных методических установок, принятых в Китае и за рубежом. На примере концепции Линь Яоцзи автор рассматривает специфические особенности обучения игре на скрипке в Китае.
2021 / Жэнь Синьянь -
ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА: БИОГРАФИЯ МЕЖДУ МИФОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ
Возможно ли рассматривать творчество Тамары де Лемпицка в контексте истории русского искусства XX века? На этот вопрос достаточно сложно ответить, так как она приложила серьезные усилия к тому, чтобы трансформировать реальные обстоятельства своей жизни. Интерпретация собственной жизни как идеала...
2021 / Булычева Елена Ивановна -
МАРИО ПАЧИ (МЭЙ БАЙЧИ) - ДИРИЖЕР ШАНХАЙСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (1919-1942)
Статья посвящена изучению жизни и творчества итальянского дирижера Марио Пачи, известного в Китае под именем Мэй Байчи. Он был значимой фигурой в истории Шанхайского симфонического оркестра. Под его руководством оркестр стал одним из самых известных и успешных профессиональных музыкальных...
2021 / Лу Луин -
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ
В данной статье впервые предпринимается попытка сбора, структурирования, публичного освещения сведений о жизни и творчестве заслуженной артистки РФ, доцента Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, руководителя творческой студии «Эвридика» Светланы Никитичны...
2021 / Скрипников Кирилл Игоревич -
ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ РОССИИ
В статье рассматриваются духовные и светские музыкальные произведения, основой которых стал образ и воинский подвиг выдающегося русского полководца А. Невского. Богослужебная музыка включает Величание, Стихиру на литии, Тропарь, Кондак и Акафист святому князю Александру Невскому. Светские...
2021 / Трегулова Наталья Петровна -
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ЗВУКОЗАПИСИ СОЧИНЕНИЙ С. В. РАХМАНИНОВА (МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПИАНО КАК ФЕНОМЕН)
Недостатки первых звукозаписей позволили появиться интересному музыкальному феномену конца XIX - начала XX веков - фиксированию исполнения на перфоленту пианолы. В статье на примере записей музыки С. В. Рахманинова рассматриваются особенности такого звукового носителя.
2021 / Васенина Светлана Александровна -
ВОЛНЫ МАРТЕНО В ФИЛЬМЕ "КОНЕЦ СВЕТА" АБЕЛЯ ГАНСА С МУЗЫКОЙ АРТЮРА ОНЕГГЕРА: К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ
Знамение Апокалипсиса - такова роль волн Мартено в музыке к кинофильму А. Ганса «Конец света». Тембровая «находка» А. Онеггера не только спровоцировала интерес кинематографистов и академических композиторов к электронным инструментам, но и стала в 1930-1940-е годы одним из множества маленьких шагов ...
2021 / Платонова Олеся Александровна