Научная статья на тему 'ЧЕРТЫ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д.БАТИНА "ПЕСНИ ГАГАКУ"'

ЧЕРТЫ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д.БАТИНА "ПЕСНИ ГАГАКУ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ / БАТИН / ЖАНР / СЮИТА / ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жесткова Елена Сергеевна

Работа посвящена выявлению жанровой специфики хорового концерта современного композитора Д.Батина «Песни Гагаку». Автор анализирует сложный жанровый сплав произведения, находя в нем элементы классического хорового концерта, сонатно-симфонического цикла, сюиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHORAL CONCERTO IN SONGS GAGAKU BY D.BATIN

is devoted to revealing of genre specificity of the choral concerto by modern composer D.Batin, Songs Gagaku. The author reveals a complex genre nature of this composition, finding elements of such musical types as a classical choral concerto, a symphonic cycle, a suite in it.

Текст научной работы на тему «ЧЕРТЫ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д.БАТИНА "ПЕСНИ ГАГАКУ"»

Примечания

1 «Произнести музыку» - Интервью Бориса Филановского с Александром Кнайфелем //Музыкальный альманах «Ars nova». 2005. №3.

2 Там же.

3 Вот одна из них: при вступлении piano scordato (dietro le scene) — quasi неистребимый, взыскуемый continuum; звучание почти предельно далекое, еле слышное, как «тень», отзвук, возникающие как возможный ответ на смиренное, вопрошающее, любовное вслушивание...с. 4.

4 В Евангелии от Марка сказано, что Христа распяли в третьем часу, "в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого", когда он испустил дух.

5 Строка из стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер».

6 Строка из стихотворения Ф. Тютчева «Так в жизни есть мгновения...».

7 Последний пророк Ветхого Завета Иоанн Предтеча проповедовал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3.11).

© 2009 г. Е.СЖесткова

ЧЕРТЫ ХОРОВОГО КОНЦЕРТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д.БАТИНА «ПЕСНИ ГАГАКУ»

Работа посвящена выявлению жанровой специфики хорового концерта современного композитора Д.Батина «Песни Гагаку». Автор анализирует сложный жанровый сплав произведения, находя в нем элементы классического хорового концерта, сонатно-симфонического цикла, сюиты. Ключевые слова: хоровой концерт, Батин, жанр, сюита, цикл.

Жанр хорового концерта является неиссякаемым источником вдохновения современных композиторов, побуждает к поиску новых идей и представляет собой пример синтеза классических и современных традиций. В настоящей статье рассматриваются основные черты хорового концерта как жанра, его исторические особенности, эволюция, а также их преломление в произведении Д.Батина «Песни Гагаку». Актуальность исследования заключается в попытке выявления и изучения современных тенденций развития жанра хорового концерта.

Понятие концерт представлено в научной литературе достаточно широко. В буквальном переводе с латинского - это состязание голосов. В Большой Российской Энциклопедии находим: «Музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения».1

Как название музыкального сочинения слово концерт появилось в Италии на рубеже XVI - XVII веков в вокально-полифонической церковной музыке, что способствовало развитию в XVIII и XIX веках концертов для разных инструментов. Важными предпосылками его возникновения были многохорность и сопоставление хоров, солистов и инструментов у представителей венецианской школы. С введением партесного пения к концу XVII века эта форма стала развиваться и нашла широкое применение в русской церковной музыке в многоголосных произведениях для хора a cappella (В.Титов, Ф.Редриков, Н.Бавыкин и др.)

В середине XVIII столетия центральным жанром становится классический духовный концерт, в котором нашли отражение философское осмысление бытия, высокая духовность, нравственное, морализующее начало (М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский). В научной литературе принято выделять следующие особенности данного типа концерта:

1) черты сонатно-симфонического цикла;

2) контрастное сопоставление 3-х и 4-х частного строения;

3) чередование tutti и soli;

4) сложность тематического развития;

5) гомофонно-гармоническая фактура с фугой в финале.

Хоровой концерт как самостоятельный жанр, просуществовал недолго - до начала XIX века, но к концу XIX началу XX веков вновь появился в творчестве П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.А.Архангельского и др. Произведения этого периода менее масштабны, теряется значимость жанра, видны лишь далекие отголоски классического хорового концерта.

Попытки возрождения жанра отмечены и в произведениях композиторов XX -начала XXI веков: Г.Свиридова, В.Н.Салманова, С.Слонимского, Н.Сидельникова, А.Шнитке, Р.Щедрина, Ю.Фалика, В.Калистратова, А.Ларина.

Опираясь на формы классических жанров, современные авторы создают все новые и новые произведения, соединяя их с ныне бытующими, тем самым, синтезируя их. Яркий тому пример хоровой концерт молодого пермского композитора, выпускника Нижегородской консерватории Дмитрия Батина.

Проанализируем жанровую природу произведения. «Песни Гагаку» - это хоровой концерт для сопрано, чтеца, хора, флейты и арфы. Произведение состоит из 7 частей («В долине Касуга», «Интерлюдия», «Вот так же быстро промелькнул и ты...», «Померанцы», «Интерлюдия», «Все горюю о тебе», «Последняя песня»), соотнесенных друг с другом тонально и контрастирующих между собой. Музыкальный язык концерта не сложен, но привлекает изысканными гармониями, любопытными тембровыми решениями и изобретательными хоровыми находками. В этом произведении используются оригинальные тексты японских поэтов классиков Ямабэ Акахито, Отомо-но Якомоти, Мурасаки-сикибу, Отомо-но Яканонти, Идзуми-сикубу, Отомо Саканоэ, Яманоуэ-но Окура, Осикоти-но Ми-пунэ.

При всей своей структурной простоте данное произведение является противоречивым в вопросе определения жанра. Сам композитор называет его концертом - соревнованием, концертом - действом.

Между классическим хоровым концертом и «Песнями Гагаку» наблюдается определенное сходство, если рассматривать произведение с точки зрения классических форм -трехчастным сонатно-симфоническим циклом:

- вступление медитативного плана (1 номер - в темпе Andante)

- I часть (3 номер - в темпе Con moto в трехчастной куплетной форме)

- II часть (4 номер - в темпе Largo)

- III часть (6 номер - в темпе Allegro)

- Кода (7 номер - в темпе Moderato)

- 2 и 5 номера выполняют роль интерлюдии и имеют значение связок между частями.

В классическую форму хорового концерта вполне вписывается драматургия «Песен Гагаку» : номера объединены одной мыслью - одинокая любовь; цикл выдержан в одной тональности; наблюдаем арочный принцип построения формы.

Однако в отличие от классического концерта у Батина отсутствует чередование tut-ti-soli и наличие фуги в финале. Сравительный анализ формы классического хорового концерта и «Песен Гагаку» позволяет выявить более яркие черты сюитности в произведении Д. Батина, а не классического концерта. В связи с этим, данное сочинение можно назвать концертной сюитой, так как в нем присутствуют главные приметы сюитного жанра: цикличность построения, картинная изобразительность, контрастность частей, объединенных общей художественной идеей.

Нужно отметить, что в своем произведении Дмитрий Батин использует много интересных приемов, которые не встречались ранее у других композиторов: соединение текстов двух поэтов в одном номере в качестве диалога двух людей (солист и чтец). Элементы хорового театра, которые задумал композитор, тоже своеобразны. При внешней статичности хор играет большую роль в действе, передавая чувства и мысли солистки, тем самым, добавляя яркости и эмоциональности исполнению. Восточная тематика, переме-

жаясь с классической европейской музыкой, придает ей некую новизну и неповторимость. Музыкальное воплощение стихов отличается поразительным разнообразием форм, лада, гармонии, типа мелодии, хорового письма. Интересные гармонии, тембровые решения очень просты, но, в то же время, глубоки, как и смысл, который таится в японских пятистишиях.

Итак, хоровой концерт, как жанр с многовековой историей многомерен, многослоен и полифоничен. Создавая его, композитор отталкивается от громадного опыта предшествующего развития. Следуя основным направлениям современной музыки, произведение Д. Батина является синтезом нескольких жанров и представляет собой богатый материал для исследования. Обладая чертами, присущими сюите, хоровому концерту, театру, вопрос определения жанра «Песен Гагаку» остается открытым и требует дальнейшего рассмотрения.

Примечания

1 Большая Российская Энциклопедия. М.: Директ Медиа Паблишинг, 2006.

© 2009 г. А.Рашкович

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ В СЕРБСКОЙ И РУССКОЙ ЦЕРКОВНЫХ ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В качестве основы для сравнения бытования греческого распева в церковной певческой традиции Сербии и России автор избирает ирмосы Великого канона. Автор анализирует лад и структуру напевов. Ключевые слова: греческий распев, церковная певческая традиция, Сербия, Россия, ирмос

В Сербии в настоящий момент бытуют три распева. Самый значительный из них -сербский распев - звучит почти во всех храмах страны. В подворье русской православной церкви в Белграде, в храме св. Живоначальной Троицы можно услышать знаменный распев и новое русское осмогласие. Греческий распев поется в пяти монастырях: Ковиль, Жича, Суково, Св. Стефана и Святой Стефан Пиперски. Греческий распев часто называют византийским, хотя первые расшифрованные рукописи датированы второй половиной XV века (уже после падения Царьграда в 1453 г.). В Сербии оба названия используются как синонимы.

Способ пения греческого распева в Сербии соответствует традициям Греции, унаследованным от Византии: пение по невмам строго одноголосно с исоном (выдержанным звуком в нижнем голосе, который сравнивают с золотым фоном на иконах). Невменная нотация принята в Греции в 1814 году в результате деятельности архимандрита Хрисанта (1770-1846). Но язык является другим: в Сербии под мелодии греческого распева подстраивается церковнославянский текст (принятие которого произошло в 1713 году). Поскольку количество слогов и ударения не совпадают, мелодии приходилось расширять или сокращать. Так начался сложный процесс приспособления византийской (греческой) мелодии к старославянскому тексту.

Рассмотрим греческий распев в сербской традиции на примере ирмосов Великого канона св. Андрея Критского. Невменная запись этих ирмосов напечатана в сборнике «Псалтикийна утрена» - учебном пособии для семинарий в Софии и Пловдиве. Эту запись (общую для всех балканских православных народов) мы сравнивали с греческой записью из Ирмология Петра Византийского. Выяснилось, что выбор и порядок невм значительно различается в началах и серединах ирмосов, но достаточно схож в их окончаниях (сербская версия более сложна ритмически и содержит новую завершающую интонацию - нисходящий ход на терцию). Деление на строки не совпадает, не совпадают и мелодические акценты (что связано с различными текстовыми ударениями в греческом и старославян-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.