Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ЖЕНСКОГО ХОРА'

СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ЖЕНСКОГО ХОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1132
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / ЖЕНСКИЙ ХОР / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА / КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екимов Сергей Викторович, Копытина Сабина Булатовна

Цель статьи - помочь хормейстерам грамотно и профессионально составить актуальный репертуар женского хора. Задачи: освещение современных направлений и ключевых жанров в хоровом искусстве, объяснение ценности и важности исполнения музыки композиторов-современников как отечественных, так и зарубежных. На примерах хоровых произведений обращается внимание на различные техники и приемы хорового письма композиторов XX-XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN REPERTOIRE OF THE WOMEN’S CHOIR

The purpose of this article is to help choir directors to put together the current repertoire of a female choir competently and professionally. The aims of the work are to highlight contemporary trends and key genres in choral art, to explain the value and importance of performing music by contemporary composers, both domestic and foreign. Using examples of choral works, the author draws attention to various methods and techniques of choral writing by composers of the 20th and 21st centuries.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ЖЕНСКОГО ХОРА»

УДК 78.087.682:78.087.5

С. В. Екимов, С. Б. Копытина Современный репертуар женского хора

Цель статьи - помочь хормейстерам грамотно и профессионально составить актуальный репертуар женского хора. Задачи: освещение современных направлений и ключевых жанров в хоровом искусстве, объяснение ценности и важности исполнения музыки композиторов-современников как отечественных, так и зарубежных. На примерах хоровых произведений обращается внимание на различные техники и приемы хорового письма композиторов XX-XXI вв.

Ключевые слова: современный репертуар, женский хор, хоровое исполнительство, концертная программа, конкурсная программа.

Sergey V. Ekimov, Sabina B. Kopytina The modern repertoire of the women's choir

The purpose of this article is to help choir directors to put together the current repertoire of a female choir competently and professionally. The aims of the work are to highlight contemporary trends and key genres in choral art, to explain the value and importance of performing music by contemporary composers, both domestic and foreign. Using examples of choral works, the author draws attention to various methods and techniques of choral writing by composers of the 20th and 21st centuries.

Key words: contemporary repertoire, female choir, choral performance, concert program, competition program.

Одним из главных вопросов, регулярно возникающих перед каждым хормейстером, был и остается выбор репертуара. Причем совершенно неважно, каким хором он руководит: детским, самодеятельным, профессиональным или учебным, однородным или смешанным.

Подобрать репертуар для смешанного хора несколько проще, чем для однородных составов. И это понятно - композиторами всех эпох много больше написано музыки именно для смешанного хора. Поэтому, имея большой исполнительский и педагогический опыт работы с однородным коллективом, хочется поделиться своими мыслями и предположениями в направлении репертуарной политики. В статье будет рассматриваться современный репертуар женского хора на примере коллектива, с которым нам довелось работать с 2000 г., а хормейстеру и соавтору статьи Сабине Копытиной - около пяти лет. Речь идет о Женском хоре Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.

Женский хор был основан в 1967 г. У истоков коллектива стояли В. Дашковский и Т. Мынбаев, в разные годы хором руководили Б. Аба-

льян, Д. Смирнов, Ф. Меликов, а с 2002 г. его возглавляет композитор и дирижер С. Екимов.

Коллектив девятнадцать раз удостаивался Гран-при (Таллин, Братислава, Москва, Санкт-Петербург), а также становился лауреатом различных международных конкурсов и фестивалей. Сегодня он выступает на лучших концертных площадках города как с сольными концертами, так и в сопровождении ведущих оркестров страны.

В репертуар хора входит музыка всех времен и стран: сокровища эпохи Возрождения, русская и западноевропейская классика, романтические сочинения, шедевры духовной музыки, популярные мелодии и обработки народных песен, а также мировые премьеры современных композиторов, многие из которых написаны специально для нашего коллектива.

Женский хор является постоянным участником многочисленных музыкальных фестивалей, проходящих в России и за рубежом: он гастролировал в Австрии, Франции, Чехии, Словакии, Швеции, Латвии, Эстонии, Польше, Беларуси, на Украине, давал концерты во многих городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Петрозаводске, Сыктывкаре).

С коллективом выступали Д. Хворостовский и М. Кабалье, композиторы А. Пахмутова, Э. Артемьев, И. Крутой, звезды эстрады И. Кобзон, Н. Басков и многие другие.

Хор записал пять компакт-дисков: «Петербургский альбом», «Юрий Фалик. Собрание сочинений для хора», «Дмитрий Смирнов. Собрание сочинений для женского хора», «Пасхальные песнопения и русские народные песни» и «Рождественские песнопения и колядки» (два последних изданы во Франции).

Хоровая культура - явление сложное и многогранное. Берущее начало из глубокой древности, хоровое исполнительство динамично развивалось на протяжении многих веков, находило и продолжает находить новые формы выразительности и способы воздействия на слушателя. Правильно подобранный репертуар является одним из важнейших условий для успешной деятельности коллектива. Сочетая в себе идейную, художественную, воспитательную и образовательную ценности, репертуар также способствует росту хора в целом и каждого его артиста.

Чтобы в современных условиях коллектив был конкурентоспособным, репертуар должен охватывать музыку разных эпох - от Возрождения до современности, и включать множество жанров. Сюда входит русская и зарубежная классика, духовные песнопения, хоры из опер, патриотические произведения, переложения инструментальных сочинений и романсов для хора, обработки народных песен разных стран, а также эстрадные и джазовые композиции в аранжировках для хора. Но особенно важное место в репертуаре хорового коллектива отводится

современной музыке. Молодые студенты-исполнители, учебные, студенческие и профессиональные коллективы должны двигаться в ногу со временем и изучать тенденции современного музыкального языка.

Хоровая музыка XX-XXI в. является особым периодом музыкального творчества, который, однако, вбирает общие тенденции развития всех искусств. Поиск новых форм, композиционных приемов и средств выразительности в XX в. привел к появлению бесчисленного множества новых направлений, которые рождались «одно за другим: фовизм, футуризм, кубизм, кубофутуризм, абстракционизм, лучизм, суперматизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, заумь, атонализм, двенадцатито-новость и додекафония - преобразования охватывают все сферы творчества...»1. Среди новых музыкальных композиционных техник к вышеупомянутым следует добавить серийность, пуантилизм, алеаторику, со-нористику, минимализм, кластерную технику и многое другое.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению конкретных произведений, необходимо дать определение женскому хору. Итак, женский хор - это коллектив, состоящий исключительно из женских голосов, а именно сопрано и альтов2.

По количеству голосов произведения для однородного женского хора можно разделить на одноголосные (унисонные) и многоголосные. Также могут встречаться divisi, что приводит к расслоению фактуры и кластерному звучанию хора. Такой прием особенно часто используется композиторами прошлого и нынешнего столетий.

Сочинения пишутся для разных исполнительских составов: без сопровождения инструментов (о cappella) и в сопровождении, в качестве которого чаще всего выступает фортепиано, но также могут использоваться орган, инструментальные ансамбли и оркестр.

Все эти формы устройства женского хора, которые несут в себе важные художественные и учебные задачи, необходимы в концертной практике творческого коллектива.

Одним из широко востребованных сегодня направлений является духовная музыка. В репертуаре хора обязательно должны быть представлены сочинения различных композиторских школ эпохи Возрождения (К. Феста, Дж. П. да Палестрина, О. Лассо, Т. Л. де Виктория, Т. Морли, К. Монтеверди), а также западноевропейская романтическая музыка (И. Брамс, Дж. Верди и др.). Любую программу украсят переложения для женского хора и фортепиано романсов и песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Малера, духовная музыка Ф. Пуленка. Безусловный интерес вызывают сочинения К. Пендерецкого (Sanctus и Benedictus из Мессы), псалмы А. Пярта, хоровая музыка Б. Бриттена и многое другое.

Конечно, специфика русского хора и тембральные особенности голосов в большей степени подходят для исполнения русской духовной

музыки. Погружаясь в историю православной традиции, мы вспоминаем, что она была особенно тесно связана с церковным пением и уходит корнями в знаменный распев.

В качестве примера обращения к этой традиции рассмотрим гармонизацию С. Екимова «Стихиры Литии на Рождество Христово». Основанная на подлинном знаменном распеве архаичная мелодия сначала излагается хоровым унисоном (это является труднейшим в хоровом пении), затем появляется двух- и трехголосие. Лишь в коде автор позволяет себе использовать кластерную технику и «расслоить» последний аккорд на пять голосов, что придает ощущение света и предвкушения рождественской радости.

С середины XVII в. в России утверждается новый стиль хорового многоголосия - партес. Одним из образцов, вошедших в постоянный репертуар Женского хора, является Партесный концерт в четырех частях, посвященный пасхальной тематике. Расшифровки подлинных старинных произведений были выполнены специально для нашего коллектива выпускницей дирижерско-хорового отдела музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова Екатериной Смирновой (ныне - заведующей кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории). Этой музыкой хорошо открывать концерт, давая и хору, и слушателям настроиться на серьезный, проникновенный, духовный лад.

По-прежнему востребована авторская русская духовная музыка Д. Бортнянского, А. Кастальского, П. Чеснокова. Произведения этих композиторов всегда прекрасно звучат, особенно в храмовой акустике. Так, например, Литургия Святого Иоанна Златоуста А. Кастальского была написана именно для женского хора a cappella. Данное сочинение является одним из лучших образцов литургии для однородного состава, а отдельные его фрагменты вместе с эпизодами из op. 9 П. Чеснокова поистине можно отнести к шедеврам духовной музыки для женского хора.

В XX в. духовная музыка России по известным причинам не могла развиваться так же интенсивно, как раньше. Но постепенно она все же выходила из тени, и сначала в завуалированных формах с середины 1960-х гг., а затем и открыто в 1980-х гг. она расцвела и достигла того, что можно назвать «духовным Ренессансом»3.

Свое продолжение духовная музыка получает во внелитургических жанрах. Характерными для таких произведений является свободное построение, не связанное с богослужением, большой выбор средств музыкальной выразительности, гибкий подход к составу исполнителей и текстовой основы. В данном контексте можно вспомнить сочинения петербургских композиторов: «Молитвословия» Ю. Фалика, «Видя разбойник» С. Слонимского, «Три православных песнопения» Г. Белова, Хоровой концерт «Стихи покаянные» В. Римши, «Ангелов творче» И. Во-

робьева, Концерт «Тебе поем» Д. Смирнова, «Свете тихий - Песни Пресвятой Богородице» и «Херувимскую» А. Кнайфеля, духовные концерты и циклы В. Фадеева, «Три духовных хора» В. Полякова, «Богородице Дево» и фрагменты из Симфонии молитв «Рече Господь» С. Екимова и др. Духовная музыка этих композиторов, по-своему любопытна, порой сложна интонационно и ритмически, однако, не теряет мелодичности и концертной эффектности (а в данном случае мы говорим исключительно о концертном исполнении этих сочинений).

Обратим внимание на использование divisi современными композиторами. Так, В. Римша в произведении «Рече Господь ко Каину» из концерта «Стихи покаянные» использует пятиголосный женский хор, который благодаря расщеплению голосов становится шестиголосным. И. Воробьев же в сочинении «Ангелов Творче» использует восьмиго-лосный хор, в котором каждая партия делится на четыре голоса. Divisi в этом случае обусловлены стремлением композитора наполнить хоровую фактуру, позволяют организовать гармоническую основу произведения, которая строится на выдержанных интервалах и аккордах. Также благодаря этому приему достигается большая ритмическая дифференциация и полиритмия.

Нередко композиторы пишут сочинения для двух хоров. В произведении «Отче наш» из цикла «Три духовных хора на православные тексты» В. Полякова благодаря делению на хоры создается стереофонический эффект, который усиливается за счет особой расстановки исполнителей: два хора стоят в один ряд полукругом так, чтобы сопрано обоих хоров располагались по краям, а альты находились в центре.

Хочется отдельно отметить духовные сочинения А. Пярта, композитора, прошедшего в своем творчестве путь, полный стилистических перерождений: от авангарда до собственного уникального стиля, основанного на приеме tintinnabuli. Его псалмы «Peace upon you, Jerusalem» («Мир тебе, Иерусалим») и «Zwei Beter» («Двое молящихся») поражают философской глубиной, проникновенностью и силой истинной веры, но контрастны по характеру высказывания. Псалом «Мир тебе, Иерусалим» написан в светлых тонах с использованием фанфарных мотивов, контрастной динамики, точных ритмических структур. Другой же псалом, «Двое молящихся», с первых интонаций погружает в атмосферу медитации и философского размышления.

Современные композиторы продолжают в своих произведениях обращаться к латинским текстам. Здесь хотелось бы обратить внимание на труднейшие сочинения Г. Корчмара для женского хора: Credo, Stabat Mater, Angus Dei и др. Наличие солистов и большое количество голосов в хоре, подголосочная полифония, плотная фактура, широкий диапазон и сложные тесситурные условия, непростые интонационные

обороты, хроматика, скачки и виртуозные ритмические структуры - все это доставляет немало сложностей при разучивании. Мелодика здесь берет начало в инструментальной интонации. В концертном исполнении сочинение производит колоссальный эффект, всегда пользуясь успехом у публики.

Любую программу украсит редко исполняемый цикл Брамса «Три духовных хора» ор. 37, а также классика XX в.: «A Ceremony of Carols» Б. Бриттена с арфой или «Литания к черной Рокамадурской Богоматери» Ф. Пуленка с органом.

В качестве предварительного вывода скажем, что в современном репертуаре женского хора русские и зарубежные духовные сочинения по-прежнему должны занимать значимое место. С одной стороны, эта музыка не теряет актуальности, появляются новые фестивали и конкурсы, посвященные исключительно духовной традиции (Международный фестиваль церковной музыки «Хайнувка», Белосток, Польша; Международный фестиваль православной музыки «CREDO», Таллин, Эстония; Международный хоровой фестиваль-конкурс духовной музыки «Петровские дни», Санкт-Петербург, Россия). Но не стоит также забывать, что исполнение этой музыки приносит очищение, удовольствие, нравственно и культурно воспитывает как исполнителей, так и слушателей.

Помимо духовной музыки, в репертуар женского хора обязательно должны входить светские произведения: «Без поры да без времени» и маленькая кантата для трех солисток, женского хора и фортепиано «Природа и любовь» П. Чайковского, «Шесть хоров» для детских или женских голосов и фортепиано С. Рахманинова, хоровые миниатюры и циклы Ц. Кюи, М. Ипполитова-Иванова, хоры с сопровождением П. Чеснокова, А. Гречанинова и др. Особый интерес здесь представляют сочинения петербургских композиторов Ю. Фалика, С. Слонимского, Д. Смирнова, Е. Петрова, А. Радвиловича, Г. Корчмара, А. Королева и многих других.

Хоровое наследие Юрия Фалика огромно - пять томов музыки a cappella, среди которых можно найти произведения для женского состава: светские хоры и циклы на стихи В. Маяковского, В. Солоухина, Н. Заболоцкого, Н. Клюева, А. Тарковского, Д. Вааранди, Ю. Лийва. Уникальный творческий язык художника отличают яркие мелодии инструментального характера, блестящая «хоровая инструментовка», терпкие гармонические созвучия и политональные наслоения, богатство и изощренность ритма. Все это позволяет слушателю узнать музыку Ю. Фалика буквально с первых тактов.

Хоровые циклы «Эстонские акварели» сюита для женского хора без сопровождения и «Четыре русские песни» на стихи Николая Клюева для женского хора a cappella являются наиболее популярными сочине-

ниями для женского хора. Наш коллектив десять лет назад записал авторский альбом Юрия Фалика, куда вошли все его хоровые сочинения, написанные для женского хора. Ритмическая острота, инструментальные штрихи, порой, лихие темпы, политональные наслоения, большое количество голосов и в то же время уникальный номер «Лицо», написанный для альтовой партии в унисон - все это далеко не полная палитра хоровых красок Мастера, чья музыка всегда с удовольствием и интересом воспринимается как исполнителями, так и слушателями.

Творчество Дмитрия Смирнова обладает совершенно особым шармом, эстетикой звукописи. Характерным приемом композитора является имитация храмовой акустики с помощью расслоения фактуры и «зависания» голосов на отдельных слогах. Он умело пользуется современными приемами хорового письма - алеаторикой, пуантилизмом, сонористикой. Но главное в его опусах - это «окутанная» гармонией мелодика, идущая прежде всего от яркого литературного источника. Так, для женского хора написаны концерт «Благовещение» на стихи П. Яворова, кантата «Полночные стихи» на стихи А. Ахматовой и один из новых циклов «Два хора на стихи В. Набокова»: «Ты войдешь и молча сядешь» и «О ночь, я твой!».

К женскому хору в своем творчестве также обращается Александр Радвилович, основатель и руководитель Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути». Сфера его интересов обращена к новациям современного искусства, а творчество отличается нестандартным и весьма изобретательным поиском новых средств выразительности, необычайностью музыкальных образов. Среди хоровых сочинений композитора выделим Секвенцию памяти Лучано Берио для женского хора, струнного оркестра и ударных; антиутопию «Большой Брат» для баритона, баса-профундо, двух чтецов и оркестра на тексты Дж. Ору-элла, Е. Замятина, О. Хаксли и Г. Гессе, а также отдельные произведения для женского хора a cappella.

В своих сочинениях для хора А. Радвилович часто обращается к сонорной технике письма. Например, в шуточном произведении «Под дождем» благодаря этому приему создается имитация начинающегося дождя. Звукоподражание есть и в сочинении «Лесная музыка»: композитор погружает слушателя в атмосферу таинственности леса с помощью свиста, щелчков пальцами, специально подобранных буквенных и слоговых сочетаний, имитирующих трели птиц, порывы ветра, хруст веток, шум деревьев, взмахи крыльев... Автор также применяет элементы музыкального театра, где дирижер является одним из действующих лиц той или иной истории, что требует немало артистизма и погружения в материал, как в его пьесе для женского хора «Про Нильса и Мартина».

Любопытнейшее сочинение одного из самых харизматичных и оригинальных петербургских композиторов - Анатолия Королева «Солнце. Луна. Звезды. То, что проходит мимо» вызывает неподдельный интерес. Уже само название говорит о необычности сочинения и своеобразии его звучания. Текстовая основа - это фрагмент из «Записок у изголовья» Сей-Сенагон. Написанное в начале «нулевых», оно не потеряло своей актуальности и современности и всегда с огромным успехом принимается как российской, так и зарубежной публикой. Написанная в стиле минимализма, партитура захватывает с первых звуков мелодекламации хора и не отпускает до последних звуков хорового унисона.

Сочинение для женского хора есть и у одного из самых ярких композиторов XX в. - Альфреда Шнитке. Его «Голоса природы», созданные для кинофильма Михаила Ромма «И все-таки я верю...», написаны для десяти женских голосов и вибрафона. Как из крошечного зерна вырастает могучее дерево, так же все это произведение рождается из унисонного звучания. Тембр вибрафона создает особую, волшебную атмосферу, он окунает в глубокое и объемное звуковое пространство. Постепенно из хорового унисона вырастают интервалы, и с помощью микрополифонического развития достигается мощная кульминация, после которой звучание истаивает и словно растворяется во Вселенной.

При составлении репертуара для хорового коллектива не стоит забывать об изобилии светской хоровой музыки, которую сочиняют современные зарубежные композиторы.

Так, произведения для хора занимают особое место в творчестве эстонского композитора Вельо Тормиса. Хотя он не ограничивался работой с данным исполнительским составом, в хоровом письме он достиг невероятного мастерства. Его сочинения отличают ясная образность, живописность и тонкий психологизм. В особенности эти характеристики подходят циклу «Осенние пейзажи» на слова В. Луйк. Чутко реагируя на заключенные в стихах образы осени, В. Тормис стремится воплотить эти краски в хоровой фактуре. Композитор чутко относится к гармоническому языку, создает свой неповторимый почерк.

Особое место в репертуаре Женского хора занимает номер «Вереск» из вышеупомянутого цикла. Отличительной чертой этой миниатюры является широкий спектр контрастов: стремительное движение от начального piano до fortissimo уже в третьем такте; сопоставление образов «скорбно-лилового отчаянного вереска» и «пламенеющей земли» в лучах заката; разнообразие хоровых фактур - от унисонов до кластерных аккордов, охватывающих до двух с половиной октав.

В середине прошлого века музыку для женского хора писал еще один замечательный композитор шведского происхождения - Арне Меллнас. Его произведение «Aglepta» («Волшебство»), написанное

на текст старинного шведского заклинания, основано на приемах мелодекламации и технике ограниченной алеаторики. Несмотря на то, что эта техника получила широкое распространение во второй половине XX в., принцип исполнительской свободы и импровизаци-онности, совмещенный с относительной нотной фиксацией, по сути своей глубоко архаичен и как ничто другое раскрывает оригинальный текст4.

Композитор вводит цифровую систему обозначения исполнительских приемов, где 1 - шепот, 2 - говор, 3 - пение на индивидуальной высоте, 4 - использование максимально высоких и низких звуков, 5 - индивидуальный выбор длины каждого слога, 6 - постепенное угасание звука. Интонационно все скрепляет либо выдержанный тон в одной из партий, либо краткая зацикленная попевка. При этом в сочинении присутствуют эпизоды более традиционного классического звучания хора. Описанные приемы требуют от исполнителей тщательной работы и могут вызывать значительные трудности, однако самым важным, в конечном счете, остается не освоение техники, а формирование целостного художественного образа. Данное сочинение до сих пор не теряет актуальности, звучит очень современно и вносит яркость в любую концертную программу.

Неотъемлемой частью хорового репертуара является музыка с инструментальным сопровождением. Для женского состава написаны отдельные хоры, кантаты, хоровые сцены из опер Ж. Бизе, Ж. Оффенбаха, Дж. Верди, А. Даргомыжского, П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского; симфоническая музыка Ф. Листа, К. Дебюсси, Г. Холста; музыка из кинофильмов И. Дунаевского, А. Зацепина, А. Петрова, Э. Артемьева и проч.

Интерес вызывает кантата Л. Десятникова «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» для ансамбля солистов и камерного оркестра, написанная на народные слова в обработке Б. Шергина. Здесь в диалог вступают сферы фольклора и академической музыки, что очень характерно для эпохи постмодерна: «Доминирующим принципом становится принцип диалогичности, а скорее, полифоничности культурных традиций»5.

Музыкальная ткань насквозь пронизана приемами из народной музыки, и это ставит определенные задачи перед исполнителями. От хора здесь требуется пение открытым, стилизованным под фольклорное звучание голосом, а также исполнение спадов, «подъездов», сло-вообрывов и недопеваний конечных слогов. Все это композитор сочетает с симфоническим оркестром, в который добавлена электрогитара. Сама история звучит из уст сказительницы, партию которой неоднократно блестяще исполняла народная артистка России С. Крючкова.

После ухода из жизни величайшего музыканта современности, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, из-под моего пера появилась композиция памяти М. Ростроповича «Miserere» для виолончели и женского хора. Монологи виолончели на фоне выдержанных «органных педалей» хора, эффектная подвижная, даже, можно сказать, виртуозная средняя часть и медитативный финал с участием солистки сопрано - все это раскрывает многогранные возможности современного хорового коллектива. Эта развернутая, почти пятнадцатиминутная пьеса может быть запоминающейся частью отделения концерта, безусловно при привлечении профессионального инструменталиста, так как он исполняет в этой композиции лидирующую роль.

Одной из приоритетных задач руководителей коллектива является патриотическое воспитание. Поэтому концертный репертуар любого хора должен включать произведения патриотического содержания, воспевающих любовь к Родине, Отечеству, рядовой и воинской славе России. Исполнение песен военных лет в современных хоровых аранжировках - неотъемлемая часть любой программы в канун Дня Победы, самого главного праздника страны. Женский хор музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова вот уже десять лет именно 9-го мая дает концерт в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, где в сопровождении русского Концертного оркестра под управлением Владимира Попова и Сергея Екимова звучат лучшие песни советских композиторов о великой Победе: И. Дунаевского, А. Новикова, А. Александрова, В. Соловьева-Седого, Я. Френкеля, Д. Тухманова, В. Баснера, М. Блантера, М. Таривердиева, А. Пахмутовой.

Еще одним важным направлением современной музыкальной культуры стала хоровая театрализация: «Включение театрализации в хоровое исполнение является, с одной стороны, отражением характерных тенденций в развитии современной музыкальной культуры, в том числе музыкального исполнительства, с другой стороны - важной составляющей полихудожественного подхода в музыкальном воспитании участников хоровых коллективов»6. Первым опытом Женского хора в этом направлении стала работа над сочинением петербургского композитора и хорового дирижера О. Юргенштейна «Испанская серенада». За этим последовала сценическая постановка русской народной песни в обработке С. Екимова «На горе-то калина» и «Aglepta» А. Мел-лнаса. Благодаря расширению зрительных и аудиальных способов воздействия на публику, артистам и дирижеру представляется возможность более точно и красочно передать художественно-исполнительскую концепцию произведения. Конечно, важно понимать, что коллектив должен обладать высоким профессиональным уровнем, чтобы выполнение двигательных задач не сказалось на качестве пения.

Еще раз возвращаясь к жанру песни, отметим, что современные аранжировки популярных мелодий, песен и романсов для хора a cappella или с сопровождением всегда украшают концертную программу, для гала-концертов такой материал порой просто незаменим.

В заключение обратим внимание на то, что большинство приведенных примеров хоровых сочинений для женского хора входят в многотомное издание из репертуара Женского хора музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, которое сейчас выпускается в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург». В свет уже вышел первый том - «Ангелов творче», духовные сочинения на православные тексты. На подходе второй том с сочинениями на латинские тексты - «Credo in unum Deum». В третьем томе с броским названием «Я - композитор!» будут опубликованы светские хоровые сочинения; в четвертом томе -сочинения для женского хора Р. Щедрина, А. Шнитке, К. Пендерецкого, А. Пярта, А. Меллнаса, В. Тормиса, Р. Твардовского и Э. Эшенвалдса. Пятый том будет включать романсы и песни от западноевропейских романтиков до музыки из мюзиклов Л. Бернстайна, популярных песен А. Петрова, В. Гаврилина, Я. Дубравина и др. в переложении для женского хора с фортепиано. Отдельный том планируется посвятить аранжировкам песен военных лет. И, наконец, венчать издание будет сборник обработок русских народных песен. Мы убеждены, что подобный проект издательства «Композитор. Санкт-Петербург» не только покажет красочную палитру современной хоровой музыки для женского хора, но и расширит репертуарные рамки, обогатит концертные и учебные программы студенческих и профессиональных хоровых коллективов.

Примеры конкурсных программ

Категория: молодежные хоры

1. Д. Смирнов «Люблю тебя» фрагмент из концерта «Благовещение» на стихи П. Яворова;

2. А. Алябьев «Соловей» переложение для солистки и женского хора С. Екимова;

3. Русская народная песня «Ты река ль, моя реченька», обр. С. Екимова;

4. В. Тормис «Kanarbik» (Вереск) фрагмент из цикла «Осенние пейзажи».

Категория: духовная музыка

1. Партесный концерт, расшифровка Е. Смирновой;

2. С. Рахманинов «Богородице Дево» фрагмент из Всенощного бдения (переложение для женского хора);

3. В. Поляков. «Отче наш» из цикла «Три духовных хора на православные тексты»;

4. К. Пендерецкий. «Sanctus» фрагмент из Мессы.

Категория: современная музыка

1. А. Пярт «Zwei Beter»;

2. А. Меллнас «Aglepta» (Волшебство);

3. Ю. Фалик «Избяная» из цикла «Четыре русские песни» на ст. Н. Клюева.

Категория: православная музыка

1. Г. Ломакин «Вкусите и видите» (обр. С. Екимова);

2. П. Чесноков «Благослови душе», «Господи спаси...Трисвятое» (фрагменты из op.9);

3. Ю. Фалик «От святыя иконы» из «Литургических песнопений»;

4. С. Екимов «Хвалите имя Господне» фрагмент из симфонии молитв «Рече Господь».

Программа концерта «Всегда молодые» к 50-летию коллектива

Программа концерта Женского хора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.

Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал, 22 ноября 2017 г.

1-е отделение

Сергей Екимов (род. 1974)

- Гимн музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, сл. В. Полякова;

- Стихира Литии на Рождество Христово, гармонизация С. Екимова.

Владимир Поляков (род. 1970)

- «Отче наш» из цикла «Три духовных хора на православные тексты» (посвящается А. Рыбалко и Женскому хору Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова).

Сергей Екимов (род. 1974)

- «Parvus albus cygnus moriens» («Маленький белый умирающий лебедь»), композиция для виолончели, органа и женского хора (посвящается Е. Кривицкой).

Арне Меллнас (1933-2002)

- «Aglepta» (Волшебство), сценическая постановка О. Гребеневой.

Григорий Корчмар (род. 1947)

- «Бизе» из цикла «Я - композитор», сл. И. Северянина.

Игорь Стравинский (1882-1971)

- Четыре русские народные песни (Подблюдные):

• «У спаса в Чигисах»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Овсень»;

• «Щука»;

• «Пузище».

Дмитрий Смирнов (род. 1952)

- «Люблю тебя» из концерта для женского хора «Благовещение», сл. П. Яво-рова;

- Русская народная песня в свободной обработке С. Екимова

«На горе-то калина», сценическая постановка О. Гребеневой (2017 г.).

2-е отделение

Роберт Шуман (1810-1856)

- Два романса ор. 90 в переложении для женского хора и фортепиано Анатолия Рыбалко:

- «Реквием»;

- «Тяжелый вечер».

Андрей Эшпай (1925-2015)

- «Песня о криницах», сл. В. Карпенко, аранжировка С. Екимова.

Александра Пахмутова (род. 1929)

- «Хорошие девчата» из кинофильма «Девчата», сл. М. Матусовского.

Игорь Крутой (род. 1954)

- «Музыка», сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева, аранжировка для солиста, женского хора и инструментального ансамбля С. Екимова.

Андрей Петров(1930-2006)

«Я шагаю по Москве» из кинофильма «Я шагаю по Москве», сл. А. Шпаликова, аранжировка для женского хора и инструментального ансамбля С. Еки-мова.

Яков Дубравин (род. 1939)

- «Люблю», сл. В. Гина, хоровая аранжировка С. Екимова;

- «Москва - Ленинград», сл. В. Гина, хоровая аранжировка С. Екимова;

- «Мой Петербург», сл. О. Чупрова хоровая аранжировка С. Екимова.

Примечания

1 Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: учебное пособие. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 58.

2 Романовский Н. В. Хоровой словарь. 4-е изд., доп. М.: Музыка, 2000. С. 65.

3 Труханова А. Г. Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века (опыт типологического исследования): монография. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. С. 4.

4 Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007. С. 412.

5 Денисова З. М. Отечественная музыкальная культура последней трети XX века в контексте постмодернизма // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 05 (59) Ч. 1. С. 62.

6 Пичугина Л. Н., Богданова Т. С. Актуальные проблемы современного хорового исполнительства: хоровая театрализация // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.