Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРА ПЕТЕРБУРГСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ - ДЕТЯМ'

ВОПРОСЫ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРА ПЕТЕРБУРГСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ - ДЕТЯМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
402
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВАЯ МУЗЫКА / ДЕТСКИЙ ХОР / РЕПЕРТУАР / СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яруцкая Лариса Николаевна

Проблема репертуара в хоре всегда является объектом серьезного исследования. Наряду с вокальным звучанием хора, его слаженным ансамблем, репертуар отражает индивидуальность коллектива, способствует его профессиональному росту. Если вокальный звук, певческое мастерство - яркий признак индивидуальности, мастерства хормейстера, то репертуар - «лицо» творческого коллектива. Работа, связанная с вопросом выбора репертуара, требует от руководителей коллектива исследовательских качеств, широкого знания в вопросах современных тенденций исполнительства. Это особенно важно, так как мы переживаем ощутимый взлет хорового исполнительства в нашей стране. Все больше коллективов обнаруживают высокий потенциал, профессиональный подход в работе с хоровыми коллективами и ансамблями. Молодые специалисты, недавние выпускники, с огромным интересом и энтузиазмом организуют свои коллективы, которые становятся своеобразной «творческой лабораторией». Особый рост ярко выражен в детском хоровом исполнительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THE CHILDREN’S CHOIR REPERTOIRE PETERSBURG COMPOSERS FOR CHILDREN

The problem of the repertoire in the choir is always the object of serious research. Along with the vocal sound of the choir, its well-coordinated ensemble, the repertoire reflects the individuality of the collective and contributes to its professional growth. If the vocal sound, singing skill is a bright sign of the individuality, skill of the choirmaster, then the repertoire is the «face» of the creative team. Work related to the issue of choosing a repertoire requires research skills from the leaders of the collective, broad knowledge of modern trends in performance. This is especially important, since we are experiencing a tangible rise in choral performance in our country. More and more collectives are discovering high potential, a professional approach in working with choral collectives and ensembles. Young specialists, recent graduates, with great interest and enthusiasm organize their teams, which become a kind of «creative laboratory». A particular growth is clearly expressed in children’s choral performance.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕПЕРТУАРА ДЕТСКОГО ХОРА ПЕТЕРБУРГСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ - ДЕТЯМ»

УДК 784.96-053.2:378.016

Л. Н. Яруцкая

Вопросы репертуара детского хора Петербургские композиторы - детям

Проблема репертуара в хоре всегда является объектом серьезного исследования. Наряду с вокальным звучанием хора, его слаженным ансамблем, репертуар отражает индивидуальность коллектива, способствует его профессиональному росту. Если вокальный звук, певческое мастерство - яркий признак индивидуальности, мастерства хормейстера, то репертуар - «лицо» творческого коллектива.

Работа, связанная с вопросом выбора репертуара, требует от руководителей коллектива исследовательских качеств, широкого знания в вопросах современных тенденций исполнительства. Это особенно важно, так как мы переживаем ощутимый взлет хорового исполнительства в нашей стране. Все больше коллективов обнаруживают высокий потенциал, профессиональный подход в работе с хоровыми коллективами и ансамблями. Молодые специалисты, недавние выпускники, с огромным интересом и энтузиазмом организуют свои коллективы, которые становятся своеобразной «творческой лабораторией». Особый рост ярко выражен в детском хоровом исполнительстве.

Ключевые слова: хоровая музыка, детский хор, репертуар, Союз композиторов Санкт-Петербурга

Larisa N. Yarutskaya

Questions of the children's choir repertoire Petersburg composers for children

The problem of the repertoire in the choir is always the object of serious research. Along with the vocal sound of the choir, its well-coordinated ensemble, the repertoire reflects the individuality of the collective and contributes to its professional growth. If the vocal sound, singing skill is a bright sign of the individuality, skill of the choirmaster, then the repertoire is the «face» of the creative team.

Work related to the issue of choosing a repertoire requires research skills from the leaders of the collective, broad knowledge of modern trends in performance. This is especially important, since we are experiencing a tangible rise in choral performance in our country. More and more collectives are discovering high potential, a professional approach in working with choral collectives and ensembles. Young specialists, recent graduates, with great interest and enthusiasm organize their teams, which become a kind of «creative laboratory». A particular growth is clearly expressed in children's choral performance.

Keywords: choral music, children's choir, repertoire, the Union of Composers of St. Petersburg

Детское хоровое исполнительство и педагогика в сегодняшние дни -одно из ярчайших и стремительно развивающихся музыкальных явлений. После масштабного обрушения системы музыкального воспитания детей в целом в конце прошлого столетия, полностью изменившем взгляды музыкальных педагогов, деятелей культуры и искусства, наступила пора воз-

рождения русских певческих традиций, определившая вектор развития музыкальной педагогики и исполнительства1. Репертуар детского хора какие-то тридцать лет назад был практически диаметрально противоположным существующим современным тенденциям. Программы детских хоровых коллективов конца ХХ в. состояли в основном из песенного репертуара с небольшим вкраплением русской классики (определенной ее части, которая состояла из произведений, написанных на светский текст), простейших обработок народных песен, которые представляли собой двух- трехголосную гармонизацию известных мелодий.

Сегодняшний репертуар коллектива не только «творческое лицо» хора, но и показатель эрудированности, методической целеустремленности педагогов. Детские хоровые коллективы в настоящее время подчас являют собой высокопрофессиональные исполнительские коллективы, которым подвластны музыкальные произведения любой сложности, содержащие в основе своей сложнейшие композиторские приемы - новаторские открытия в области ритма, лада, расширенный спектр средств музыкальной выразительности. Для современного хорового языка характерны новые звукосочетания и созвучия, свободная хроматика, применение различных звуковых приемов (алеаторика2, сонорика3, пуантилизм4 и т. д.). Большую роль в репертуаре современного хора играют произведения, интерпретация которых напрямую связана с театрализацией, затронувшая в свою очередь все сферы хорового искусства. Огромную популярность набирает жанр «хорового театра». Все вышесказанное представлено сегодня и в детском исполнительском искусстве.

Отечественная композиторская школа все больше и больше обращается к детской музыке, авторы сочиняют как самостоятельные произведения, так и развернутые циклы, концерты, сочетающие в себе все вышесказанные приемы и задачи. Среди этого многообразия хотелось бы предложить подробную характеристику авторов - представителей петербургской композиторской школы и их детской музыки, которая занимает сейчас безусловно лидирующие позиции в современной исполнительской культуре. Сочинения композиторов Я. Дубравина, С. Слонимского, Ю. Фалика, В. Плешака, С. Екимова, С. Плешака, С. Баневича, В. Полякова и многих других прочно входят в репертуар практически всех детских хоровых коллективов, работающих на всей территории нашей страны и принадлежащим к различным образовательным формам.

Оплотом сохранения, поддержания и развития традиций петербургской композиторской школы является организация, существующая с 1932 г., а именно Союз композиторов Санкт-Петербурга (Ленинграда) -одна из старейших и значительных по интеллектуальному потенциалу творческих организаций России. Союз возник вместе с появившимся Союзом композиторов России (СССР). На протяжении всей истории де-

ятельности организации во главе ее стояли выдающиеся мастера, имена которых широко известны как в нашей стране, так и далеко за ее пределами - И. Дунаевский, В. Щербачев, В. Богданов-Березовский, Д. Шостакович, М. Чулаки, В. Соловьев-Седой, А. Петров. Сегодня Союз возглавляет композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Г. Корчмар5. Деятельность Союза многогранна и динамична. Ежегодно, помимо концертов, которые организует и проводит Союз, проходят крупнейшие фестивали современной музыки, которые направлены и на пропаганду детской музыки, поддержку детского исполнительского творчества. Международный музыкальный фестиваль «Земля детей», ежегодно проводимый в лучших залах Санкт-Петербурга уже более 30 лет в дни осенних каникул, является своеобразной петербургской традицией и радует горожан парадом концертов с участием юных исполнителей. В программе фестиваля звучат как произведения, ставшие классикой российской музыки, так и премьеры сочинений петербургских авторов, написанные для детей. Одной из главных особенностей «Земли детей» является творческое единение профессиональных музыкантов с юными композиторами и исполнителями, которые встречаются вместе на одной сцене в концертах и мастер-классах, выставках и спектаклях. Более полувека старейший и авторитетнейший фестиваль «Петербургская музыкальная весна», посвященный современному музыкальному искусству, проводит концерты, которые включают в себя и детскую хоровую музыку.

Скажем несколько слов о выдающихся современных композиторах Санкт-Петербурга. Предложенная информация поможет руководителям детских хоровых коллективов и педагогам более полно ориентироваться в богатейшем музыкальном наследии, которое представлено петербургской традицией или петербургской композиторской школой.

Сергей Слонимский (1932-2020) Один из крупнейших отечественных композиторов. Автор симфоний, опер, балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Сергей Михайлович Слонимский - автор многочисленных хоровых сочинений, входящих в репертуар ведущих хоровых коллективов России. Детская хоровая музыка композитора представлена произведениями для детей любого возраста - от самых маленьких исполнителей до опытных музыкантов, наделенных профессиональными навыками и умеющих сочетать при пении элементы театрализации. Все произведения композитора объединяет яркость и выразительность музыкальных образов. Очаровательны песни-картинки для самых маленьких, представленные в циклах композитора. Особенностью этих произведений является оригинальное сопровождение, включающее в себя использование различных шумовых инструментов

для исполнения самими детьми, что безусловно доставит огромное удовольствие юным музыкантам.

• «Лесные музыканты» - цикл песен для детского хора, детских инструментов и фортепиано.

• «Дом нот» - песенки для детского хора, детских инструментов и фортепиано на слова Г. Ляховицкой.

• «Пять английских песенок» - цикл песен для младшего детского хора и фортепиано.

• «Утренняя песенка» (хоровая шутка). Для детского хора и малого барабана на слова С. Слонимского.

• Хоровая музыка для старших детей представлена рядом сочинений, написанных как в классической вокальной традиции на стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, так и с использованием современных исполнительских приемов.

• «Последние дни Магаданского лета» - для женского или детского хора на слова В. Александрова.

• «Тучка золотая» - для детского хора и фортепиано на слова М. Лермонтова.

• «Зимняя дорога» - для детского хора и фортепиано на слова А. Пушкина.

• «Петербургская звезда» - песня для солиста и женского (детского) хора и фортепиано на слова Б. Березовского

• «Два хора» на слова М. Введенского

Юрий Фалик (1936-2009)

Несмотря на то, что уже более десяти лет с нами нет Юрия Фалика, на сегодняшний день это один из самых широко исполняемых хоровых композиторов России. Среди его сочинений множество произведений, написанных в различных жанрах и для различных составов исполнителей. Все же центральное место в творчестве композитора принадлежит хоровой музыке. У Фалика есть несколько произведений, написанных им специально для детского хора:

• Майская песенка на стихи В. Маяковского

• Два хора на стихи С. Маршака

• Птичий спор на стихи И. Резниковой.

В стремительно развивающемся музыкально-исполнительском мире, когда в репертуар детских хоров входят труднейшие партитуры, хоровая музыка Юрия Александровича, написанная для женского хора - репертуарный кладезь для хормейстера. Пейзажные зарисовки, духовная музыка приобретут в исполнении детей особую краску. Среди них:

• «Вышло солнце из-за леса» - фрагмент из «Триптиха» на стихи В. Солоухина.

• «Оттепель» из цикла «Два зимних пейзажа» на стихи Н. Заболотского.

• «От святыя иконы» - фрагмент из «Литургических песнопений».

• «Два молитвословия» для женского хора.

• «Вечер» - фрагмент из «Книги канцон».

• «Флейта» - фрагмент из цикла «Четыре хора на стихи А. Тарковского».

• «Четыре русские песни» на стихи Н. Клюева»

Вадим Биберган (1937)

Музыка Вадима Бибергана богата жанровым многообразием. В композиторском портфеле автора много инструментальной музыки, музыки к кино и театру. Много лет преподавая на кафедре русских народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры, Вадим Давидович написал много произведений для оркестра народных инструментов. В жанре детской хоровой музыке автор представлен кантатой для детского хора и фортепиано «Красный кораблик», которая также существует в версии с оркестром.

Владислав Успенский (1937-2004)

Композитор работал в сфере как симфонических жанров, так и эстрадной песни, вокально-эстрадной и киномузыки. В хоровом жанре композитором написано три монументальных сочинениях начала 90-х гг.: «Всенощное бдение»; «Божественная литургия»; «На исход души». Обратился композитор и к детской музыке, которая представлена песнями для детей дошкольного и младшего школьного возраста на стихи А. Фаткина: «Первый снег», «Морской рюкзак», «Елка живет во дворе», «Помогаем», «Гнездо».

Борис Тищенко (1939-2010)

Среди сочинений Б. Тищенко - симфонии, «Реквием» на стихи А. Ахматовой; «Requiem Aeterna», посвященный памяти принцессы Таиланда Гальяни Вадхана, инструментальная музыка, балеты, опера и оперетта. Также им написано несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella. В творческом багаже Тищенко музыка к театральным постановкам и кинофильмам. различные оркестровки, редакции, реконструкции. В жанре детской музыки у композитора есть ряд вокальных произведений в сопровождении фортепиано. Среди них:

• «Время» на слова П. Б. Шелли (перевод К. Чемена).

• «Рождественский романс» на слова И. Бродского.

• «Свистеть» на слова М. Д. Андай (перевод Р. Фиша).

• «Дядюшка Пал» на слова Ш. Петефи (перевод С. Маршака).

• «Тучка» на слова М. Лермонтова.

• «На постриженье немилой».

• «Олень» на слова О. Ямоти (перевод А. Глускиной).

Геннадий Белов (1939)

Один из крупнейших и самобытных петербургских композиторов. Автор нескольких опер, оратории, кантат, инструментальных сочинений. Среди многочисленных хоровых сочинений композитора ряд интереснейших хоровых концертов, обработки народных песен. Особой нитью в творчестве композитора проходит жанр духовной музыки для хора, которая может быть исполнена детским хором. Например, «Ангел вопияше» из цикла «Три православных песнопения».

Яков Дубравин (1939)

На протяжении шестидесяти лет является профессором Санкт-Петербургского государственного института культуры. Автор большого количества эстрадных песен, входящих в репертуар звезд советской и российской эстрады. В творческом портфеле композитора много музыки, адресованной детям: маленьким, постарше, подросткам... Шесть кантат для детского хора: «Пионер - значит первый», «Красный, желтый, зеленый», «Хлеб остается хлебом», «О земной красоте», «Наша пришла пора», «Пристань детства». Хоровые циклы на стихи Александра Кушнера, Бориса Заходера, Вольта Суслова, Михаила Пляцков-ского; несколько вокальных циклов: «Напомни», «Ты откуда, музыка?», «Увлеченные», «Всех побеждает спорт», «Страна Читалия» (или песни героев любимых книг). Сегодня Яков Дубравин один из самых востребованных, самых исполняемых композиторов в жанре музыки для детей. Сочинения Дубравина поют, дети их любят и восторженно встречают. Детская музыка Дубравина издана и представлена в различных сборниках и хрестоматиях. Среди них:

• «Дружба, родина, любовь». Для детского хора и фортепиано. На стихи В. Гина.

• «Женский хор поет о любви». Аранжировки С. Екимова.

• «Ищу в природе красоту». Женские хоры.

• «Нам нравятся каникулы». Для старшего детского хора.

• «Огонек добра». Две песни для детского хора и фортепиано. На стихи В. Гина.

• «Огромный дом». Песни и хоры для детей.

• «О чем мечтают дети на планете». Песня для детского хора и фортепиано на стихи В. Гина.

• «Синеглазая речка». Для младшего и среднего детского хора.

• «Хоры для детей» a cappella.

Сборники песен:

• «Внуки Победы». Для голоса и фортепиано (гитары).

• «Все начинается со школьного звонка». Для голоса и фортепиано.

• «Мой любимый город». Песни и романсы для голоса и фортепиано (гитары).

• «Дни моей любви». Песни и романсы для голоса и фортепиано (гитары).

• «Ленинград и Победа». Песни для голоса и фортепиано (гитары).

• «Мне город протянул ладони площадей...». Песни и романсы для голоса и фортепиано (гитары).

• «Мой Петербург». Песня для голоса в сопровождении фортепиано.

• «Музыка в лесу». Песни для детей младшего возраста.

• «Петербургский вальс». Для голоса и фортепиано.

• «Признание». Пять песен на стихи А. Чепурова. Для голоса и фортепиано (гитары).

• «Страна Читалия». Музыкальные портреты литературных героев.

• «Брысь! Или истории кота Филофея». Мюзикл для детей.

Сергей Баневич (1941)

Композитор, чье имя известно во всей нашей стране прежде всего благодаря хоровой музыке для детей, однако среди его сочинений представлены многочисленные жанры: оперы, камерные оперы, опера-балет, балет-фантазия, мюзиклы, оперетты, вокальные циклы, сочинения для оркестра, музыка к кино- и телефильмам. Также Сергей Баневич - автор инструментальных сочинений, музыки к драматическим, кукольным, телевизионным и радиоспектаклям. Одной из ярчайших работ композитора является концерт для хора и фортепиано: «Благослови зверей и детей», на стихи С. Черного, созданный для детского хора Телевидения и Радио Санкт-Петербурга, под управлением Станислава Грибкова. Потрясающий мелодический язык, красота гармоний и инструментального сопровождения - все это околдовывают чуткие детские сердца. Украшением репертуара детского хора станут:

• «Земля детей». Музыкальный спектакль для детей на стихи Т. Калининой.

• «Опера про кашку, кошку и молоко» на стихи Т. Калининой.

• «Храбрый заяц». Опера для детей по мотивам «Аленушкиных сказок» Д. Мамина-Сибиряка.

• «Пять миниатюр для голоса (детского хора) и фортепиано на стихи О. Сердобольского.

• Из радиопостановки «Гуслина консерватория» на слова В. Суслова.

• «Песня Незнайки», «Песня синеглазки», «Я - портниха!».

• На слова Е. Руженцева - «Чудесная пушка». Музыка С. Баневича и В. Витлина, «Веселые гости», «Мастер дятел».

• На слова Л. Барбас - «Песенка про Вову-растеряшку», «Тропинка».

• На слова Р. Коротковой - «Смелые утята», «У лесной дорожки», «Голубая лодочка».

• На слова Т. Калининой - «Доброта», «Лети, мой корабль, лети!», «На тихой дудочке любви», «Созвездие».

• «Мамин день» на слова М. Садовского.

• «Волшебный городок» на слова В. Шумилина.

• «Котик Рыжик» на слова Н. Светохиной.

• «Песня и танец «Свинки-машинистки» на слова К. Чуковского.

• «Спасибо» на слова А. Фаткина.

Александр Кнайфель (1943)

Композитор, обладающий своим неповторимым почерком, основанным на минимализме. Написал музыку более чем к сорока художественным и художественно-публицистическим фильмам. Среди сочинений композитора: вокально-инструментальные, театральные сочинения, музыка для детей, сочинения для театра и большое количество хоровой музыки на стихи русских поэтов, как a cappella, так и с сопровождением. В последние десятилетия композитор много работает в жанре духовной музыки. Довольно часто композитор использует детский хор в крупных вокально-инструментальных сочинениях. Среди которых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Петроградские воробьи», сюита-фантасмагория для оркестра двенадцати, с участием хора мальчиков.

• «Бог», ода Гавриила Державина для двух хоров (смешанного и детского).

• «Свете Тихий». Версия для женского или детского хора.

• «Восьмая глава», Сап^шт canticorum для храма, хоров (детского, смешанного, мужского и женского) и виолончели.

Виктор Плешак (1946)

Один из учеников класса Бориса Тищенко, композитор обладающим огромным творческим багажом, популярностью и любовью исполнителей и слушателей. Автор около 1000 песен, более 100 сочинений для театра, в том числе опер, балетов, мюзиклов, обширного списка сочинений практически во всех жанрах академической и эстрадной музыки. В последнее десятилетие композитор ежегодно сочиняет в жанре оратории для различных составов. Музыка для детей композитора самобытна и раз-нопланова, принадлежит к различным жанрам - от песни до оратории.

Кантатно-ораториальные произведения:

• «Время не ждет», кантата для детского хора и эстрадно-симфонического оркестра.

• «Пионер Ленинграда», кантата для солистов, детского хора и эстрадно-симфонического оркестра.

• «Моему городу», для баса, меццо-сопрано, смешанного и детского хора в сопровождении большого симфонического оркестра.

• «Петербурга сиятельный сын», песенная кантата для детского хора и фортепиано.

• «Цветы», кантата для детского хора и большого фортепианного секстета на стихи русских поэтов.

• «Времена года», кантата для детского хора и фортепианного секстета.

• «Сотворение мира», оратория для чтеца, детского хора и фортепианного секстета.

• «Ленинградки», оратория для оркестра, женского и детского хоров, баритона и чтеца.

Такие песни как «Неповторимый Петербург», «Экипаж - одна семья» на стихи Ю. Погорельского (и многие другие) входят в репертуар огромного количества хоровых коллективов и вокальных ансамблей.

Григорий Корчмар (1947)

Автор свыше 190 сочинений в различных жанрах, в том числе: опер, симфоний, симфониетты, инструментальных концертов, одночастных симфонических сочинений, произведений кантатно-ораториального жанра, камерных вокальных и инструментальных сочинений, музыки для детей и юношества. Григорий Корчмар - автор многочисленных транскрипций музыки других авторов для разнообразных исполнительских составов. Произведения для детского хора автора изысканы, содержат яркие динамичные образы. Среди них:

• «Акварели». Пять стихотворений на стихи С. Есенина.

• «Забавные истории». Три стихотворения С. Маршака для детского хора и фортепиано.

Дмитрий Смирнов (1952)

Композитор, хоровой дирижер, преподаватель. Среди его сочинений инструментальная музыка, кино и теле музыка, музыка к драматическим спектаклям, оперы. Хоровая музыка Дмитрия Смирнова разнообразна -это хоровые циклы и хоровые концерты, духовная музыка, как на православные, так и на латинские тексты. «„Это музыкант", - говорят о нем хо-ровики; такое «звание», самое лестное и желанное для профессионала, превышающее громкие государственные титулы, принадлежит Дмитрию Смирнову давно и прочно»6. Детская хоровая музыка представлена двумя концертами для хора:

• Три песни на стихи Ф. Г. Лорки для детского хора а cappella.

• «Тебе поем». Концерт для женского или детского хора в 5 частях на тексты из православных богослужений.

Оба сочинения написаны и посвящены Детскому хору Телевидения и Радио Санкт-Петербурга под управлением заслуженного деятеля искусств, профессора С. Ф. Грибкова.

Александр Радвилович (1955)

Композитор, основатель и художественный руководитель Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути». Будучи выпускником класса С. Слонимского, А. Радвилович избрал непопулярный путь новой, авангардной музыки. Среди сочинений композитора - симфонии, симфоническая поэма, много инструментальной музыки, музыка для детей и ряд хоровых произведений для женского и смешанного хоров. Украшением репертуара детского хора безусловно станут произведения автора, в которых использованы соноритстичекие приемы, красочные образы и игровые элементы:

• «Лесная музыка».

• «Про Нильса и диких гусей».

Леонид Резетдинов (1961)

Один из ярчайших композиторов Санкт-Петербурга. Автор опер и балетов, симфонической и камерно-инструментальной музыки, музыки к ряду кинофильмов и спектаклей. Произведения Леонида Фиатовича исполняются ведущими коллективами и исполнителями. Сочинения для детей представляет собой яркие самобытные музыкальные картины, в которых исключительно важно по мнению автора сохранить озорную атмосферу детства, несмотря на сложность музыкального языка и исполнительских приемов. Это:

• «Веселые глазки», сюита для детского хора на стихи С. Черного.

• «А Вы знаете?» сюита для детского хора на стихи Д. Хармса.

• «На Воскресение Спаса Нерукотворного». Для детского хора а cappella на стихи Василия Тредиаковского.

Сергей Плешак (1970)

Известнейший композитор, продолжатель династии композиторской семьи, главным направлением творчества которого уже многие годы является создание хоровой музыки для детей. Это и хоровые миниатюры, хоровые циклы, сюиты, кантаты, музыка для детского музыкального театра, оперы, оперетты, мюзиклы. Детская музыка петербургского композитора Сергея Плешака настолько известна и популярна, что не требует какого-то особенного представления. Прошло более чем два десятилетия, как произведения молодого автора ворвались на концертные площадки, до сих пор остаются едва ли не самыми популярными. Уникальность композиторского дара Сергея Плешака в высшей степени превосходна во всем - в том, как он видит и слышит музыку, как выбирает стихи, скрупулезно подбирая новые образы, соединяя их с музыкальной идеей. Как удивительно точно рождается в его голове простая искренняя мелодия нового творения, которая находит свое продолжение в гармоническом решении.

Произведения для детского музыкального театра:

• «Адам и Ева», мини-мюзикл для солистов, детского хора и фортепиано, либретто Н. Голя.

• «Про Иосифа», одноактная опера-мюзикл по мотивам Ветхого завета и романа Т. Манна «Иосиф и его братья», либретто С. Плешака.

• «Подай костыль, Григорий!», одноактная опера-мюзикл по мотивам рассказа Д. Рубиной «Все тот же сон», либретто Н. Голя.

• «Как Шлемиль в Варшаву ходил», одноактная опера-мюзикл по мотивам рассказов И. Башевиса-Зингера, либретто Н. Голя.

• «Маленький Принц», одноактная опера-мюзикл по мотивам сказки С. Экзюпери, либретто Л. Борухзон.

• «Ловкач Тоди», одноактная опера-мюзикл по мотивам рассказов И. Башевиса-Зингера, либретто Н. Голя.

• «Сказки дядюшки Римуса», одноактная опера-мюзикл по мотивам сказок Дж. Харриса, либретто Н. Голя.

• «Рай для простака», одноактная опера-мюзикл по мотивам рассказов И. Башевиса-Зингера, либретто Н. Голя.

• «Соломон и мотылек», одноактная опера-мюзикл по мотивам сказки Р. Киплинга «Мотылек, который топнул ногой», либретто Н. Голя.

• «Потоп», одноактная опера-мюзикл по мотивам Ветхого завета и рассказа И. Башевиса-Зингера, «Почему Ной выбрал голубя», либретто Н. Голя.

• «Снежная королева», одноактная опера-мюзикл по мотивам одноименной сказки Г. Андерсена, либретто Н. Голя.

• «Колдунья», одноактная опера-мюзикл по мотивам одноименной пьесы А. Гольдфадена, либретто Н. Голя.

• «Белоснежка и семь гномов», одноактная опера-мюзикл по мотивам одноименной сказки братьев Гримм, либретто Н. Голя.

• «Золушка», одноактная опера-мюзикл по мотивам одноименной сказки Ш. Перро, либретто Н. Голя.

• «Людвиг и Тутта», одноактный мюзикл по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.», либретто Н. Голя.

• «Разыскивается принцесса», одноактный мюзикл по мотивам сказок Г. Андерсена, либретто Евгения Пальцева.

Произведения a cappella:

• «Хор кукушек на могиле барокко».

• «Херувимская песнь».

• Месса.

• «Quid est veritas» (Что есть истина?»), концерт-мотет на тексты латинских крылатых изречений.

• «4 духовных хора»: «Богородице Дево», «Достойно есть», «Тебе поем», «Отче наш».

• «Смутные сны», стихи Г. Поженяна.

• «Белая ночь», стихи Сергея и Полины Плешак.

Хоровые произведения с сопровождением:

• «Ненависть и любовь к дождю», диптих для женского (детского) хора, солистов и фортепиано на стихи С. Плешака.

• «Волхвы забудут адрес твой» на стихи Иосифа Бродского.

• «Ветер» на стихи Аркадия Краснорецкого.

• «Во саду ли, в огороде», фантазия на народную тему в версии для хора и фортепиано и для хора, рояля, двух гобоев, вибрафона и ударных.

• «Улетели журавли» на стихи Елены Благининой.

• «В холодную пору» на стихи Иосифа Бродского.

• «Плач Богородицы» духовный концерт для женского хора и виолончели.

• «Осенний маскарад» на стихи Олега Сердобольского.

• «Звери печальные и веселые», кантата для детского хора, чтеца и фортепиано, либретто автора.

• «Маленькая песенная симфония с топаньем, хлопаньем и лаем» или Цикл детских песен на стихи Олега Сердобольского.

• «Кот лета», стихи Б. Заходера для солистов, детского хора, флейты, ксилофона и фортепиано.

• «Вторая песенная симфония (с поворотами головы)» на стихи Олега Сердобольского.

• «Пушка. Белка. Шоколад», сюита на стихи Олега Сердобольского.

• «Две песни» на стихи Олега Сердобольского.

• «Песня о Царском Селе», стихи Н. Метелева.

• «Семь песен» на стихи Олега Сердобольского.

• «Шесть песен» на стихи Олега Сердобольского.

• «Три песни» на стихи Олега Сердобольского.

Владимир Поляков (1970)

Композитор, поэт, хоровой дирижер. В репертуаре автора большое количество сочинений для хора. Особой стороной творчества В. Полякова является детская хоровая музыка, которая представлена как песенками для самых маленьких, так и развернутыми сочинениями для детей старшего возраста. Произведения автора отличают красота мелодий, выразительное голосоведение, эмоциональность, чуткое отношение к литературному тексту.

Сочинения для женского/детского хора a cappella:

• «Концерт для женского хора на духовные тексты».

• «Три зарисовки в русском стиле», на стихи И. Бунина для женского хора.

• «Во поле березка стояла», свободная обработка русской народной песни для женского хора.

• «Ой, то не вечер», свободная обработка русской народной песни.

• «Три духовных хора на православные тексты» для женского хора.

• «Песенки». Размышления для двухголосного женского хора на стихи Анны Ахматовой.

• «Два хора», на стихи М. Лермонтова.

• «Богородице Дево, радуйся».

• «Детская месса» (Filii Messa).

Сочинения для женского/детского хора с сопровождением:

• «Stabat Mater», кантата для женского хора и фортепиано.

• «Messa-Credo».

• «Мистер Кук Барла-Барла», на стихи Н. Заболоцкого для детского хора и фортепиано.

• «Слезы утри», обработка польской народной песни-сказки для детского хора и фортепиано.

• «Рождение», на стихи С. Есенина.

• «Сон лисенка», на слова Т. Собакина для детского хора и фортепиано.

• «Колыбельная», на слова А. Блока для детского хора и фортепиано.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Ave Maria» для двухголосного женского (детского) хора с фортепиано или вокального дуэта.

• «Отче Святый» для детского хора и фортепиано.

• «Пошла млада за водой», обработка русской народной песни для детского хора и фортепиано.

• «Ноченька», обработка русской народной песни для детского хора и фортепиано.

• «Коляда-маляда», слова народные для детского хора и фортепиано.

Евгений Петров (1973)

Известнейший современный композитор, преподаватель Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, член художественного совета международного музыкального фестиваля «Земля детей», лауреат ряда композиторских конкурсов. Творчество композитора охватывает различные жанры. Среди его сочинений - инструментальная опера, симфония, инструментальная музыка. В жанре хоровой музыки им написаны ряд интереснейших произведений для женского хора и произведений для детей:

• «У берегов», концерт для женского хора a cappella на стихи русских поэтов.

• «Псалом Давида №28» для женского хора a cappella.

• «Богородичные антифоны» для женского хора a cappella.

• «Голос далекой звезды» для женского/детского хора a cappella.

Две русские народные песни для детского (женского) хора a cappella

на народные тексты:

• «Во кузнице» и «Вдоль да по речке».

• «Дождик» на стихи Альбины Шульгиной для детского хора и фортепиано.

• «Два хора» на стихи А. Усачева.

Сергей Екимов (1974)

На сегодняшний день один из востребованных хоровых композиторов. Автор хоровых и оркестровых сочинений, инструментальных и вокальных ансамблей, духовной и светской музыки a cappella, вокальных циклов, фортепианных и хоровых пьес для детей, музыки к спектаклям, обработок для хора русских народных песен, романсов и эстрадных песен. Хоровые сочинения и обработки Екимова регулярно исполняются во многих городах России и за рубежом. Многие хоровые сочинения Сергея Екимова входят в репертуар ведущих хоровых коллективов России, записаны на CD, звучат по радио и телевидению, издаются в России и за рубежом. В жанре детской вокальной музыки композитор Екимов представлен ярко и самобытно. Концерт «Марфушины песни» на протяжении многих лет является одним из самых популярных произведений для детей, который исполняется уже не только в сопровождении фортепиано, но и оркестра. Огромной радостью для автора данной статьи является то, что ряд сочинений написан и посвящен детскому хору «Перезвоны», с которым композитора связывает уже многолетняя творческая дружба. Из произведений можно выделить:

• «Молитвы преподобному Сергию Радонежскому», концерт для солирующего альта, детского (женского) хора.

• «Три романса на стихи М. Лермонтова» для женского хора и фортепиано.

• «Pater Noster» для детского хора a cappella.

• «Agnus Dei» для солистки, детского хора, органа, фортепиано и 4-х ударных.

• «Magnificat» для женского и смешанного хоров, хора мальчиков, органа, фортепиано и ударных.

• «Miserere» (памяти М. Ростроповича) для женского хора и виолончели.

• «Два католических песнопения» для женского хора a capella.

• «Элегическая музыка памяти Ю. А. Фалика» для сопрано, женского хора, струнных и ударных.

• «Voce mea ad Dominum clamavi» для сопрано, женского хора, шести контрабасов, чембало и ударных.

• «Ave Maris Stella» духовный гимн для двух солисток, женского хора и симфонического оркестра.

• «Два псалма для женского хора a cappella».

• «Песнь на реках Вавилона» псалом №136, авторская версия для женского хора a cappella.

• «Брысь!» для детского хора a cappella.

• «Музыкальный дождик», на стихи В. Данько, пьеса-шутка для детского хора a cappella.

• «Три песни» для детского хора и фортепиано.

• «С днем рождения, школа!» стихи Б. Кудрявцева для двух солистов, детского хора и большого симфонического оркестра.

• «Дети Кронштадта», на стихи Г. Доросс для солистки, детского хора и фортепиано.

• «Марфушины песенки» для детского хора и фортепиано.

• «Две молитвы», на стихи Г. Нарекаци для детского хора a cappella.

• «Музыка стихов» сюита для двух чтецов, детского хора и фортепиано на слова Архиепископа Питирима (Павла Волочкова).

Аранжировки и обработки авторских сочинений других композиторов:

• Г. Свиридов Шесть фрагментов из кантаты «Отчалившая Русь» и «Роман» из Музыкальных иллюстраций к повести «Метель» для солистки, женского хора, органа, фортепиано, ударных и трубы.

• В. Гаврилин «Город спит» для женского хора и фортепиано.

• В. Соловьев-Седой «Вечер на Рейде» для женского хора и фортепиано.

• Н. Богословский «Темная ночь» для женского хора и фортепиано.

• М. Таривердиев «Песня о далекой Родине» для женского хора и фортепиано.

• А. Петров «На кургане» для женского хора и фортепиано.

• И. Матвиенко сл. А. Шаганова «Песня про коня» для женского хора.

• В. Соловьев-Седой сл. М. Матусовского «Подмосковные вечера» для женского хора.

• А. Петров сл. А. Шпаликова «Я шагаю по Москве» для женского хора и фортепиано.

• Я. Дубравин «Женский хор поет о любви», 16 песен и романсов в аранжировках С. Екимова для женского хора, фортепиано и инструментального ансамбля.

Обработки (свободные обработки) народных песен:

• «Ты река ль моя, реченька» для женского хора a cappella.

• «На горе-то калина» для женского хора a cappella.

• «Колокольчик» для женского хора a cappella.

• «Волга-реченька» для женского хора a cappella.

Примечания

1 Яруцкая Л. Н. Актуальные вопросы деятельности современного дирижера-хормейстера: организация коллектива, вокально-хоровая работ, подготовка к фестивалям и конкурсам / Л. Н. Яруцкая. СПб.: СПбГУПТД, 2020.

2 Сонорика - музыка звучностей. В широком смысле слова понимается как система тембро-красочных средств выразительности и гармонии.

3 Алеаторика (лат. «жребий»). В музыке это техника композиции, предполагающая незакрепленность, мобильность музыкального текста.

4 Пуантилизм - прием композиторского письма «точками». Специфика такова, что музыкальная мысли излагается с помощью изолированных звуков, окруженных пазами и коротких (2-3 звука) мотивов.

5 Союз композиторов Санкт-Петербурга. URL: http://www.ceo.spb.ru/rus/music/ petrov.a/about.shtml (дата обращения 22.12.2021).

6 Гладкова О. И. «Дмитрий Смирнов: музыкант и личность» / О. И. Гладкова // Русское самосознание: Философско-исторический журнал. 2002, № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.