Научная статья на тему 'ЗАБЫТАЯ РУССКАЯ ХОРОВАЯ КЛАССИКА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА'

ЗАБЫТАЯ РУССКАЯ ХОРОВАЯ КЛАССИКА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
501
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ХОРОВАЯ КЛАССИКА / ДЕТСКИЙ ХОР / РЕПЕРТУАР / КЮИ / ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ / РЕБИКОВ / АРЕНСКИЙ / ГРЕЧАНИНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светозарова Елена Дмитриевна

В последние годы в детском хоровом исполнительстве утвердилась мода на современную музыку. Произведения русских композиторов XIX - начала XX века почти не поются. В статье поднимается вопрос о причинах забвения хоровой классики. Одна из них состоит в том, что огромная часть произведений для детского хора не переиздавалась с дореволюционных времен. Другая - в малой степени освещенности темы в специальной литературе. Данная статья ставит своей целью расширить представление руководителей хоровых коллективов о русской хоровой классике для детей, осветить несколько забытых страниц ее развития и тем самым способствовать расширению и обогащению репертуара для детского хора. Автор останавливает внимание на творчестве нескольких композиторов, целенаправленно писавших музыку для детей: Кюи, Ипполитова-Иванова, Ребикова, Аренского и Гречанинова; дает обзор хорового творчества для детей данных композиторов, представляет сведения о произведениях, которые в силу отмеченных выше причин оказались практически не известны в наше время. В конце статьи анонсируется новая серия изданий нот под названием «Русская хоровая классика детям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORGOTTEN RUSSIAN CHORAL CLASSICS FOR CHILDREN’S CHOIR

Lately, modern music became an established trend in children’s choral singing. The works of Russian composers of the 19th and early 20th centuries are almost never performed. This article studies the reasons behind the oblivion of the choral classics. One of these reasons is that a huge part of the works for the children’s choir have not been republished since pre-revolutionary times. Another one is a poor coverage of this topic in special literature. This article aims to expand the recognition of the Russian choral classics for children by the leaders of children’s choirs, to highlight several forgotten pages of its development and thereby to contribute to the enhancement of the repertoire for the children’s choir. The author draws attention to the work of several composers who purposefully wrote music for children - Cui, IppolitovIvanov, Rebikov, Arensky and Grechaninov, gives an overview of their choral works for children, presents information about works that, for the reasons noted above, turned out to be practically unknown in our time. At the end of the article, a new series of music editions is announced under the title «Russian Choral Classics for Children».

Текст научной работы на тему «ЗАБЫТАЯ РУССКАЯ ХОРОВАЯ КЛАССИКА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА»

УДК 78.087.68(=161.1):78.071.2-053.2

Е. Д. Светозарова Забытая русская хоровая классика для детского хора

В последние годы в детском хоровом исполнительстве утвердилась мода на современную музыку. Произведения русских композиторов XIX - начала XX века почти не поются. В статье поднимается вопрос о причинах забвения хоровой классики. Одна из них состоит в том, что огромная часть произведений для детского хора не переиздавалась с дореволюционных времен. Другая - в малой степени освещенности темы в специальной литературе. Данная статья ставит своей целью расширить представление руководителей хоровых коллективов о русской хоровой классике для детей, осветить несколько забытых страниц ее развития и тем самым способствовать расширению и обогащению репертуара для детского хора. Автор останавливает внимание на творчестве нескольких композиторов, целенаправленно писавших музыку для детей: Кюи, Ипполитова-Иванова, Ребикова, Аренского и Гречанинова; дает обзор хорового творчества для детей данных композиторов, представляет сведения о произведениях, которые в силу отмеченных выше причин оказались практически не известны в наше время. В конце статьи анонсируется новая серия изданий нот под названием «Русская хоровая классика детям».

Ключевые слова: русская хоровая классика, детский хор, репертуар, Кюи, Ипполитов-Иванов, Ребиков, Аренский, Гречанинов.

Elena D. Svetozarova Forgotten Russian choral classics for children's choir

Lately, modern music became an established trend in children's choral singing. The works of Russian composers of the 19th and early 20th centuries are almost never performed. This article studies the reasons behind the oblivion of the choral classics. One of these reasons is that a huge part of the works for the children's choir have not been republished since pre-revolutionary times. Another one is a poor coverage of this topic in special literature. This article aims to expand the recognition of the Russian choral classics for children by the leaders of children's choirs, to highlight several forgotten pages of its development and thereby to contribute to the enhancement of the repertoire for the children's choir. The author draws attention to the work of several composers who purposefully wrote music for children - Cui, Ippolitov-Ivanov, Rebikov, Arensky and Grechaninov, gives an overview of their choral works for children, presents information about works that, for the reasons noted above, turned out to be practically unknown in our time. At the end of the article, a new series of music editions is announced under the title «Russian Choral Classics for Children».

Keywords: Russian choral classics, children's choir, repertoire, Cui, Ippolitov-Ivanov, Rebikov, Arensky, Grechaninov.

Проблема репертуара всегда была одной из ключевых в воспитании детского хорового коллектива. Известно, что от того, что поет хор,

в значительной мере зависит то, как он поет. Наше время не является исключением. Вопросы - на какой музыке воспитывать хор, где найти произведения, соответствующие его уровню, как составить программу для концерта или конкурсного выступления - знакомы руководителю любого хора.

В последнее время в хоровом исполнительстве утвердилась мода на современную музыку. Программы конкурсов, фестивалей, олимпиад на восемьдесят, а то и более процентов состоят из музыки современной, причем чаще всего - западной. Русская классика почти не поется. Создается впечатление, что руководители хоров либо стесняются, либо боятся петь хоровую классику, либо просто не знают ее.

Каждый руководитель детского хора понимает, что если в программе нет современной пьесы (желательно к тому же с какими-то неожиданными эффектами), то рассчитывать на призовое место даже при хорошем пении трудно. Но беда не столько в засилии современной музыки, сколько в ее качестве. Проблема в том, что наряду с действительно талантливо и изобретательно написанными произведениями современных композиторов, часто звучат хоровые пьесы, насыщенные гармоническими нагромождениями и несуразностями, а также различного рода «эффектами» наподобие шепота, свиста, выкриков, по сути прикрывающими убожество музыки. Само по себе это направление в хоровом искусстве, наверное, допустимо. Но оно вытесняет из репертуара классику, которая так необходима в воспитании юных исполнителей. Еще хуже то, что иногда в погоне за модой руководитель хора сам «осовременивает» какое-либо сочинение примитивными эффектами, выводя на первый план развлекательное начало. Вызывает также удивление то, что программы часто наполнены различного рода переложениями романсов, песен и инструментальных сочинений, выполненных далеко не всегда на высоком художественном уровне. Встает вопрос: почему в стране, славящейся богатой хоровой культурой, поется так много посредственной музыки? Почему так часто звучат переложения, когда в свое время великие русские композиторы, настоящие мастера своего дела, подарили детям прекрасный хоровой репертуар, создав большое количество интересных и талантливых пьес, написанных специально для детей? Почему же огромный пласт детской хоровой музыки оказался малодоступным для руководителей хоров и учителей музыки? Прежде всего, дело в том, что огромная часть произведений для детского хора, созданных в XIX - начале XX в., которые мы называем русской хоровой классикой, не переиздавались с дореволюционных времен. А те прекрасные сборники 1930-1970 гг.1,

в которых печаталось хоровая классика для детей, уже давно стали библиографической редкостью. Следовательно, найти ее можно либо в крупных библиотеках, либо в богатых частных собраниях. Но и в том, и в другом случае нужно знать конкретно, что является предметом поиска. А знаний этих не хватает. В программу курса хоровой литературы, который читается на дирижерско-хоровых отделениях консерваторий, музыкальных училищ и колледжей, не входит знакомство с произведениями русских композиторов для детского хора. В результате этого молодые руководители хоров не знают даже имен тех композиторов, которые плодотворно работали над созданием хорового репертуара для детей.

Существенной преградой для знакомства с этим материалом является также то, что тема хоровой музыки для детей мало освещена и в специальной литературе. Непосредственно этой теме посвящена собственно только одна работа - «Книга о русской музыке для детей» О. М. Томпаковой (1965), в которой автор в лаконичной форме дает сведения о наиболее известных русских композиторах, которые писали для детей. В монографиях, в которых обстоятельно рассказывается о творчестве композитора в целом, его деятельность в области музыки для детского хора либо не упоминается вовсе, либо освещается очень кратко. Лишь в некоторых трудах детские вокально-хоровые циклы разбираются относительно подробно. Среди них книги А. Ф. Назарова «Цезарь Антонович Кюи» (1989) и М. К. Михайлова «А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества» (1985). Исключение составляет капитальный труд Ю. И. Паи-сова «Александр Гречанинов: Жизнь и творчество» (2004) - книга, в которой автор рассматривает этот аспект творчества композитора не менее глубоко и серьезно, чем другие сферы его трудов, тем самым давая понять, что это отнюдь не второстепенная область его деятельности.

Хоровая музыка для детей является важной составляющей русской музыки, одной из больших ветвей русского хорового наследия, наряду с такими как духовная музыка, кантатно-ораториальная классика, светская музыка a' cappella, обработки народных песен. Данный вид хоровой музыки имеет характерные особенности, обусловленные тем, что музыка эта, рассчитанная на восприятие и исполнение детьми, предполагает простоту и непритязательность как содержания, так и музыкального языка. Однако в России он оказался тесно связанным с общим ходом развития русской музыкальной культуры и формировался в значительной степени талантом великих русских композиторов, определивших все это направление. При том, что творчество каждого из них оригинально, опора на высокую поэзию, метод воплощения по-

этических текстов и особенности приемов хорового письма позволяют говорить об определенной стилистической общности внутри данной ветви музыкального искусства. Адресованная детям хоровая музыка XIX - начала XX в. - это достояние именно русской музыкальной культуры. Ни в одной из европейских стран ни по объему, ни по художественному уровню ничего подобного не было.

Как уже говорилось, в наше время в работе с детскими хоровыми коллективами русской классике отводится незначительное место, большая часть этой музыки оказалась незаслуженно забыта. Данная статья ставит своей целью, расширить представление руководителей хоровых коллективов о русской хоровой классике для детей и осветить несколько забытых страниц ее развития.

Имя Цезаря Антоновича Кюи хорошо известно всем музыкантам, однако не все знают, что Кюи написал огромное количество вокально-хоровой музыки для детей. Остановимся на тех произведениях, которые в силу отмеченных выше причин оказались практически забытыми. В 1879 г. был издан первый из циклов Кюи, адресованных детям, - «13 музыкальных картинок» (ор. 15). Обращает на себя внимание название цикла, в котором передана его суть: каждая из пьес написана исключительно зримо и содержит яркий, великолепно вылепленный законченный образ. Музыка Кюи - тонкого интерпретатора лирической поэзии - великолепно отражает тексты замечательных русских поэтов: Е. Баратынского, А. Плещеева, А. Фета. Пьесы этого цикла различны по содержанию и образному строю. В нем уже присутствуют те жанровые разновидности, которые в дальнейшем станут основными в хоровой музыке для детей: пьесы в романсовом стиле, посвященные образам природы, бытовые зарисовки, сценки, пьески-шутки, связанные с забавными образами зверей. Несмотря на то, что эта музыка была предназначена в первую очередь для того, чтобы взрослые исполняли ее детям либо в домашней обстановке, либо на различных утренниках, многие из пьес могут исполняться и самими детьми. Этим циклом Кюи открывает новую страницу в истории русской хоровой музыки для детей, возвышает ее до уровня других хоровых жанров.

В этом же стиле и так же для одного голоса с сопровождением фортепиано, написаны позднее, уже в начале XX в., пьесы в сборниках: «17 детских песен» (ор. 73), «Еще 17 детских песен» (ор. 78), «Последние 17 детских песен» (ор. 97). Большая их часть - это прекрасный музыкальный материал для воспитания детей младшего возраста, способствующий развитию в детях музыкальности и приобретению певческих навыков.

Особое внимание учителей и руководителей детских хоровых коллективов следует обратить на сборник «13 хоров» (ор 85) - подлинный кладезь для музыкального воспитания детей. В отличие от перечисленных выше изданий, в него вошли хоры для двух- четырехголосного состава исполнителей. Все пьесы в нем отличаются, как всегда у Кюи, ярким, пластичным мелодизмом, выразительной гармонией, удобным голосоведением и великолепным балансом между хором и партией фортепиано. В этом сборнике содержится много пьес, являющихся воплощением романтически одухотворенной, чистой, утонченной пейзажной лирики, то есть той музыки, которая так необходима детям в наш стремительный век. Те же слова могут быть отнесены и к последнему циклу Кюи «Семь дуэтов-хориков для детских или женских голосов» (ор. 101), впервые изданному полностью в новой серии «Русская хоровая классика детям» (СПб.: «Композитор», 2022), о которой речь пойдет в конце статьи.

Давая общую характеристику пьесам Кюи, необходимо обратить внимание на то, что все они, адресованные и совсем маленьким детям, и детям постарше, написаны с чутким пониманием духовного мира и интересов ребенка, и, несмотря на то, что они создавались сто и более лет тому назад, они действуют на юные души и сейчас, потому что через музыку дети соприкасаются с заложенными в стихах «вечными» темами.

Очень большой вклад в детскую хоровую литературу внес Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Некоторые из его хоров получили распространение благодаря тому, что были напечатаны на протяжении XX в. в различных сборниках, но значительная часть их известна только узкому кругу музыкантов. Поэтому музыка этого мастера хорового письма звучит в концертах реже, чем она того достойна.

Хоры Ипполитова-Иванова, написанные исключительно удобно с точки зрения голосоведения, мелодичные, великолепно выстроенные по форме, являются прекрасным материалом для вокального воспитания детей и для приобретения ими навыков пения в хоре. Его пьесы отличаются яркой образностью и выразительностью музыкального языка. Во многих хорах важную роль играет изобразительное начало, которое чаще всего содержится в партии фортепиано, как правило, весьма развитой, выполняющей очень важную функцию углубления и «дорисовывания» образа. Но при этом партия рояля нигде не заслоняет хоровые голоса, в чем проявляется мастерство композитора.

Хочется привлечь внимание к сборнику «Десять двухголосных хоров» (ор. 16), опубликованному в 1896 г. Произведения разнообразны

по содержанию, жанрам и по степени сложности. Это поэтичные пьесы в стиле лирического хорового романса («Горные вершины», «Ноктюрн», «Цветы»), бытовая зарисовка в народно-эпическом складе («Крестьянская пирушка») и хоры, в которых изображен причудливый мир фантастических образов («Русалки» и «Эльфы»).

Не меньшую ценность составляют хоры, вошедшие в цикл «Пять стихотворений Ал. Майкова» (ор. 32) и «Пятнадцать детских хоров» (ор. 51).

Известно, что Ипполитов-Иванов охотно писал торжественные кантаты для церемоний, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или юбилейных дат. Он был убежден, что в мероприятиях такого рода обязательно должны участвовать дети, поэтому несколько кантат создано для детского хора. Все они написаны в лучших традициях данного жанра. Особое внимание следует обратить на юбилейные кантаты, которые вполне могут войти в обиход в наши дни. Это кантата «Памяти А. С. Пушкина» (ор. 26), созданная к 100-летию со дня рождения Пушкина; кантата «Песня гусляра» (ор. 47), памяти Гоголя; лирическая «Кантата памяти Жуковского» (ор. 35).

Еще в меньшей степени известна руководителям хоров детская хоровая музыка Владимира Ивановича Ребикова. В советское время были изданы лишь считанные его пьесы, в то время как композитор написал в общей сложности около 400 миниатюр для детского хора. Столь активная работа в области детской музыки была связана с его преподавательской деятельностью в Кишиневе, а затем в Москве. Прежде всего, следует обратить внимание на уникальное издание «Классное пение» (1902-1903). Оно состоит из семи выпусков, каждый из которых включает в себя по 25 пьес. Само название «Классное пение» указывает на то, что пьесы были предназначены для пения на уроках. Они явно преследуют педагогические цели, помогая развитию у детей музыкального слуха, но не на упражнениях, как на уроках сольфеджио, а на музыкальном материале самого высокого художественного уровня. Все семь выпусков «Классного пения» написаны для одноголосного пения с сопровождением фортепиано и рассчитаны на детей младшего возраста. Большая часть этих миниатюр, всегда содержащих какую-либо мелодическую или гармоническую находку, своего рода «изюминку», являются подлинными жемчужинами, способными украсить любой концерт. В них проявился талант Ребикова и как композитора, и как педагога. В таком же стиле выдержаны и другие его сборники: «Песенки» (1901) и «Детские песенки» (1907).

Нельзя не упомянуть также созданные Ребиковым несколько сборников хоров а'сарре11а: «Детский мир» (1900), «Школьные песни» (1901),

«Детский отдых» (1901), «Дни детства» (1902). Во всех этих пьесах видно прекрасное владение техникой письма для трехголосного детского хора а'сарреИа.

Антон Степанович Аренский написал не очень много пьес для детского хора, но вклад его весьма существенен. Большинству руководителей детских хоровых коллективов хорошо известны его «Шесть песен для детей» (1902), нередко входящие в репертуар младшей группы хора, но мало кто знает о том, что в 1905 г. он создал весьма интересный цикл под названием «Цветник». Эта оригинальная музыкальная композиция написана в стиле лирических пасторалей XVIII в. Она состоит из восьми номеров и предназначена для исполнения трехголосным хором и солистами в сопровождении фортепиано. Пастораль представляет собой идиллическую картину из жизни цветов. Сюжет этого цикла незамысловат: к собравшемуся кружку цветов подходят по очереди те или иные растения; каждое представляет себя и просит разрешения примкнуть к ним (соло), в ответ на что цветы (хор) либо приглашают гостя, либо гонят его прочь. Стиль изложения отличается утонченностью, изысканностью и изяществом, свойственными жанру пасторали. Музыкальный материал цикла, в котором композитор проявил великолепное понимание возможностей детского хора, относительно несложен для пения и вполне может быть исполнен детьми восьми-девяти лет. Сама же встреча с настоящей музыкой, созданной выдающимся музыкантом, не только доставит детям радость, но и принесет им большую пользу. Это произведение, помимо красоты и выразительности музыки, привлекательно тем, что в его исполнение можно легко ввести элемент театрализации, которая так нравится детям.

Колоссальный вклад в создание репертуара для детского хора внес Александр Тихонович Гречанинов. Стимулом для этого послужила его работа в музыкальной школе сестер Гнесиных. В общей сложности он написал 14 опусов, включающих в себя более 80 пьес. По сравнению с другими композиторами, на протяжении XX в. музыки Гречанинова было издано не так мало, но тем не менее в программах детских хоров и его произведения исполняются крайне редко.

Значительная часть хоровых пьес Гречанинова написана на народные тексты и, соответственно, выдержана в фольклорном стиле. Тексты, выбранные Гречаниновым, как правило, забавные, шуточные, во многих пьесах присутствует игровое начало. Это циклы: «Ай - дуду!» (ор. 31), «Петушок» (ор. 39), «Пчелка» (ор. 66), «Жаворонок» (ор. 67) «Ладушки» (ор. 96). В них Гречанинов выступает как продолжатель направ-

ления, заданного А. К. Лядовым в его трех тетрадях «Детские песни на народные слова» (ор. 14, 18, 22).

В других хорах Гречанинов предстает как лирик, развивающий линию хорового романса. Большая часть этих пьес связана с изображением картин природы. В них важную роль играет изобразительное начало. Таковы пьесы, входящие в циклы «Ручеек» (ор. 40), «В деревне» (ор. 45), а также «Два хора» (ор. 90) и «Три детских хора» (ор.105).

Особую страницу творчества Гречанинова для детей составляют три цикла - «Снежинки» (ор. 47), «Курочка рябка» (ор. 85) и «Тропинка» (ор. 89). Они написаны для голоса с фортепиано, но некоторые из них вполне могут исполняться унисонным хором. В этих пьесах, более сложных по музыкальному языку, сказывается временное увлечение композитора искусством Серебряного века. Поэтическую основу их в основном составляют стихи Бальмонта, Брюсова, Блока, Городецкого, рисующие фантастические образы, не лишенные романтической символики.

Говоря о детских хорах Гречанинова, нельзя не сказать о чрезвычайно важной роли в них фортепиано. Во многих пьесах материал, звучащий на рояле, - это самостоятельная, порою виртуозная партия, способствующая созданию выразительного и изобразительного эффекта, а пианист является полноправным участником «музыкального действа».

Названными именами и сборниками, конечно, не исчерпывается то богатство созданной специально для детей музыки, которым располагали учителя и руководители хоров в России XIX в. Большой вклад в создание репертуара для детского хора внесли и менее известные композиторы. Некоторые из них, например, М. И. Бернард, А. И. Рожнов, К. К. Альбрехт, Н. Я. Афанасьев в 1860-70-е гг. стояли у истоков нового жанра, прокладывали ему дорогу. В 1890-е гг. и в начале XX столетия параллельно с такими «столпами» в области детской хоровой музыки, как Кюи, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Чесноков, Глиэр, активно работали над созданием детского хорового репертуара А. А. Копылов, М. В. Анцев, С. В. Панченко, М. А. Слонов, А. Н. Корещенко, Н. С. Пото-ловский. В значительной степени благодаря их деятельности этот жанр достиг подлинного расцвета. Они оставили ценное наследие в области хоровой музыки для детей, но история распорядилась так, что многие из этих имен практически ничего не говорят хоровикам XXI в.

Упомянутые композиторы были талантливыми музыкантами, получившими прекрасное образование. Почти все они работали с детским хором, преподавали в различных учебных заведениях, и, следова-

тельно, писали с пониманием психологии детей и с профессиональным подходом к технике хорового письма. В большой части созданных ими произведений чувствуется талант и мастерство, которые проявляются, однако, не в нарочитом усложнении музыкального материала, а, напротив, в простоте и удобстве для пения. Отличительной же чертой музыки, порожденной прекрасными стихами русских поэтов, является естественность, чистота и искренность - свойства музыки, и в наши дни играющие огромную воспитательную роль. Можно только сожалеть о том, что эта музыка почти неизвестна.

Для того, чтобы восполнить этот пробел автором данной статьи задумана серия нотных сборников под названием «Русская хоровая классика детям», которая является продолжением ставшей уже хорошо известной хоровикам «Антологии русской светской хоровой музыки a cappella XIX - начала XX вв.» (Санкт-Петербург, 2013-2021, автор-составитель Е. Д. Светозарова). Серия уже начала издаваться. Она ставит своей целью привлечь внимание руководителей детских хоров к русской классике, к произведениям русских композиторов, которые в силу разных причин оказались в наше время забытыми, которые помогут воплотить в учебной работе и концертной практике принцип воспитания детей на добротной классической музыке. Эта серия должна способствовать популяризации русской хоровой классики для детей и оказать реальную помощь хормейстерам в расширении и обогащении репертуара для детского хора и сольного пения. Отличительная черта этой серии состоит в том, что каждый выпуск, посвященный одному из композиторов, позволяет составить достаточно полное представление об одной из сторон его творчества. Первые выпуски содержат детскую хоровую музыку Ц. Кюи, В. Ребикова, М. Ипполитова-Иванова, А. Арен-ского. Дальнейшие выпуски предполагает также возрождение забытых имен.

Примечания

1 А. Гречанинов «Избранные произведения для детей» (М., 1969), Р. Глиэр «Избранные хоры» (М., 1960), П. Чесноков «Произведения для женского хора» (М., 1967), а также и сборники, включающие в себя произведения разных композиторов, такие, как, например, «Детские хоры русских композиторов» (М., 1945), «Хоровые произведения русских композиторов» (М., 1937).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.