Научная статья на тему '"неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве композитора'

"неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве композитора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1636
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЗАРЬ КЮИ / ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЖАНР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ / "ХРОНОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ" ПОДХОД / CéSAR CUI / CHORAL WORK / THE GENRE OF THE SACRED MUSIC / CHRONO-TYPOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лаврикова Юлия Николаевна

Хоровое творчество известного русского композитора XIX в. Ц. А. Кюи играет значительную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. В каталог хорового творчества композитора входят произведения не только разнообразные по тематическому содержанию, средствам музыкального языка, но и оригинальные по жанровостилистической ориентации, например вокальные квартеты, хоры-дуэты и др. Однако среди этого разнообразного материала встречаются и малоизвестные сочинения, относящиеся к разряду сакральной музыки, а именно: три псалма (№ 6, № 21, № 32), духовный концерт (Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»), два произведения «Ave Maria», «Мистический хор», детская музыка. Цель статьи рассмотреть в хронологической последовательности зарождение и дальнейшее развитие духовного жанра в хоровом творчестве композитора, опираясь при этом на его музыкальное и эпистолярное наследие. В центре статьи подробный анализ одного из сочинений музыканта (Псалом № 21 «Боже, Боже мой»), в котором рассматривается форма и содержание, гармония и фактура, выявляется хоровая специфика произведения. Малоизученное, вернее неизвестное, духовное наследие Ц. Кюи, обладающее своими высокими художественными достоинствами, входит в бессмертную сокровищницу отечественной хоровой культуры и представляет, несомненно, большой интерес для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Unknown" Cesar Cui: Sacral Themes in the Choral Works of the Composer

Choral works of the famous Russian composer of the 19th century César Cui play a significant role in the development of the musical Russian culture. The catalogue of choral art of the composer includes the works of various subject scope and means of musical language as well as the ones of the original genre and stylistic orientation, such as vocal quartets, duet-choruses, etc. However, among this diverse material there are the little-known compositions relevant to the genre of the sacred music, namely three psalms (No. 6, 21, 32), sacred concert (Magnificat «My soul doth magnify the Lord»), two works «Ave Maria», «Mystical choir», children's music. The byway of the Cui’s sacred music, having been urged the author to write the article, reveals its purpose to examine the emergence and further development of spiritual genre in the choral works of the composer in chronological order, being based on its musical and epistolary heritage. In the center of the article there is a detailed analysis of one of the compositions of the musician (Psalm № 21 «My God, my God»), in which the researcher examines the form and the content, the harmony and the texture, reveals the specifics of choral works. Insufficiently explored or rather unknown sacred heritage of César Cui, being in possession of its highly artistic qualities, composes the immortal treasury of national choral music and is undoubtedly of great interest to the study.

Текст научной работы на тему «"неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве композитора»

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Лаврикова Юлия Николаевна, аспирантка Р4М им. Гнесиных, ст. препод. кафедры музыки Государственного социально-гуманитарного университета [email protected]

2016. Вып. 3 (23). С. 159-164

«Неизвестный» Ц. А. Кюи:

О ДУХОВНОЙ ТЕМАТИКЕ В ХОРОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

Ю. Н. Лаврикова

Хоровое творчество известного русского композитора XIX в. Ц. А. Кюи играет значительную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. В каталог хорового творчества композитора входят произведения не только разнообразные по тематическому содержанию, средствам музыкального языка, но и оригинальные по жанрово-стилистической ориентации, например вокальные квартеты, хоры-дуэты и др. Однако среди этого разнообразного материала встречаются и малоизвестные сочинения, относящиеся к разряду сакральной музыки, а именно: три псалма (№ 6, № 21, № 32), духовный концерт (Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»), два произведения «Ave Maria», «Мистический хор», детская музыка. Цель статьи — рассмотреть в хронологической последовательности зарождение и дальнейшее развитие духовного жанра в хоровом творчестве композитора, опираясь при этом на его музыкальное и эпистолярное наследие. В центре статьи — подробный анализ одного из сочинений музыканта (Псалом № 21 «Боже, Боже мой»), в котором рассматривается форма и содержание, гармония и фактура, выявляется хоровая специфика произведения.

Малоизученное, вернее неизвестное, духовное наследие Ц. Кюи, обладающее своими высокими художественными достоинствами, входит в бессмертную сокровищницу отечественной хоровой культуры и представляет, несомненно, большой интерес для исследования.

Известный как автор многочисленных романсов, а также опер, вокально-симфонических и фортепианных произведений, Ц. Кюи является и автором хоровой музыки. Хоровое творчество Кюи не только объемно, но и жанрово своеобразно. Это многочисленные хоровые циклы a'cappella, вокальные квартеты, хоры с сопровождением, кантаты, оперные хоры, номера, входящие в вокально-симфонические произведения (хор-соло-оркестр), музыка для детей и др. Особую группу сочинений составляет духовная музыка. Малоизвестное и небольшое духовное наследие композитора представляет большой интерес для исследователя, так как этот жанр не был рассмотрен в контексте русской культуры XIX в. не только в условиях творчества композиторов «Могучей кучки», но и как самостоятельное явление. Интерес Кюи к этой области сохранился на протяжении всей его творческой жизни, пройдя свой путь от более ранних

религиозных произведений до более поздних церковных православных песнопений.

Неоднозначное и многообразное как по текстам, так и по средствам музыкального выражения, духовное творчество композитора имеет свою жанровую классификацию. В каталоге творчества числятся: три псалма (№ 6, 21, 32), духовный концерт (Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»), два сочинения «Ave Maria», «Мистический хор», детская музыка. Рассмотрим этот процесс в «хронотипологическом» плане.

Первое духовное произведение композитора появляется в начале 70-х гг., когда Кюи обращается к творчеству Данте. На основе второй части «Божественной комедии» — «Чистилище» — он создает «Мистический хор» для трех женских голосов с оркестром (ор. 6, 1871). Литературный текст произведения принадлежит знаменитому В. В. Стасову, натолкнувшему композитора на создание этого произведения. По свидетельству Ю. Келдыша, «мысль об "омузы-каливании" Данте возникает в России у совсем еще юного Владимира Стасова, который делился со своим другом А. Н. Серовым планом создания оратории по "Божественной комедии". Этот план остался неосуществленным. Как известно, мечтам Стасова о композиторской деятельности вообще не суждено было сбыться»1. Однако «частица его богатой и щедрой артистической натуры живет во многих замечательных созданиях русского искусства, написанных по его идее и внушению. В числе этих произведений можно назвать "Мистический хор" Цезаря Кюи на текст В. В. Стасова...»2

«Мистический хор» — уникальный пример, в котором композитор выступает как мастер оригинальных творческих идей и находок. В основе произведения лежит «принцип троичности»3, который Кюи перенимает из композиции «Божественной комедии» великого Данте и переносит на свое сочинение. «Принцип троичности» заложен практически во всех составляющих музыкального языка, в том числе и фактурном решении. Интересен пример взаимодействия хора и оркестра, когда Кюи разрывает фактурное пространство оркестровой партии на два регистра — нижний и верхний — и вставляет между ними хоровую партию, звучащую в среднем. В результате хор, «лавируя» между двумя крайними точками («раем» и «адом»), находится в центральном звене — «чистилище».

В конце 80-х гг. композитор впервые обращается к тексту католической молитвы и создает «Ave Maria» (ор. 34, 1886) для одного или двух голосов с женским хором в сопровождении фисгармонии или фортепиано. Свое сочинение Кюи посвящает графине де Мерси Аржанто. Хор, отличающийся художественным проникновением, наполнен чувством восхваления и благостного созерцания.

1 Келдыш Ю. Данте в русской музыке // Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. С. 348.

2 Там же.

3 Термин взят у К. Державина. Во вступительной статье к поэме Данте автор упоминает о том, что произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», где каждая часть включает по 33 песни. Песни изложены терцинами, или трехстрочными строфами (Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с ит. М. Лозинского. М., 1982).

Заметим, что у Кюи имеется еще одно произведение под таким же названием, входящее в музыкальный цикл «Два немецких хора для мужских голосов а'сарре11а» (ор. 58, 1901).

Необходимо привлечь внимание к духовным хорам, отнесенным композитором к сфере музыки. Духовно-нравственное воспитание детей в России всегда было неразрывно связано с религиозным формированием. Поэтому композитор включает в круг тем детских циклов также и тематику светлых христианских праздников, понятных миросозерцанию ребенка, например: Рождество (№ 13 «Елка» из цикла «Музыкальные картинки» — ор. 15, 1877—78), Вербное воскресенье (№ 1 «Вербочки» из цикла «Последние 17 детских песен» — ор. 97, 1915) или Светлая Пасха (№ 6 «Христос воскрес» из цикла «Музыкальные картинки» — ор. 15 и № 2 «Христос воскрес» из цикла «17 детских песен» — ор. 73, 1906).

Большое значение для творчества композитора имеет жанр, относящийся как к богослужебной, так и церковно-концертной музыке. По просьбе А. Архангельского в 1909 г. композитор создает три псалма для смешанного хора а'сарре11а, ор. 80: «Господи, да не яростию» (Пс 6), «Боже, Боже мой» (Пс 21) и «Радуйтеся праведнии» (Пс 32)4.

Интерес композитора к этому жанру нашел живой отклик в печати того периода. В газете «Новое время» № 12214 от 14 марта 1910 г. сообщалось: «До последнего времени этот светский композитор и католик не затрагивал чуждой ему области церковной музыки и в ней является новичком»5. Композитора не могли не задеть колкие замечания, и в письме к своему другу М. Керзиной он писал: «Завтра в одном духовном концерте исполняется один из моих трех псалмов, и тотчас в "Новом времени" явилась язвительная заметка, выражающая скептическое удивление, что Ц. Кюи, светский композитор и католик, взялся за духовную православную музыку»6.

Необходимо отметить, что год создания сочинений оказался для Кюи особенным: в декабре 1909 г. исполнилось 50 лет его музыкально-композиторской деятельности7.

Памятный для композитора год был не только важной юбилейной датой, но также и периодом подведения итогов его музыкальной деятельности. Спустя месяц, в январе 1910 г., Ц. Кюи писал: «Прожил я свои 75 лет хорошо, среди разнообразного труда. Но что меня ожидает впереди? Количество труда и его разнообразие поуменьшилось: муз. критика давно отпала, служебные обязанности стали много легче. Остается музыкальное творчество. Но талант? Уцелел ли он и надолго ли его хватит? А пережить себя не хотелось»8.

Сочинение псалмов, согласно заявлению автора, — процесс сложный и нелегкий. Кюи мучили сомнения: «С этими псалмами я порядочно повозился, ста-

4 Канонический текст псалмов композитор взял в синодальном переводе.

5 Кюи Ц. Избранные письма / Сост. И. Л. Гусин. Л., 1955. С. 675.

6 Там же. С. 400.

7 Празднование юбилея Кюи растянулось с 1909 по 1910 г. В письме к М. Керзиной он сообщал: «Мои чествования кончились. Я присутствовал на 3-х в Москве и на 12-ти в Петербурге» (Там же. С. 398).

8 Там же. С. 399.

раясь себя настроить на православную церковную музыку. Не знаю, удалось ли мне это»9.

Псалом 21, «Боже, Боже мой» — примечательный образец духовного жанра. Известно, что в русской культуре Псалтирь занимала особое место. Она была основой духовной жизни народа, а также «главной учебной книгой», по которой постигали словесную грамоту. Красота псалмов, привлекающая многих поэтов и музыкантов, завораживает своей духовной силой и образно-поэтической глубиной. Что характерно для творческой манеры композитора? Примечательно, что Кюи, избрав тот или иной псалом, может использовать не весь канонический текст. Будучи в этом случае своеобразным либреттистом, композитор ставит задачу создания индивидуальной композ иции. Приведем пример: Псалом 21 — пророческое сказание о Крестных страданиях Сына Божия. Глубоко и поэтично стихи псалма звучат в переводе С. С. Аверинцева:

«Боже мой, Боже мой!

зачем Ты оставил меня?

Далеки от спасения моего

слова вопля моего.

На Тебя уповали наши отцы,

уповали, и вызволял Ты их;

Я же червь, а не человек,

хулим от людей, от народа презрен!

Но Ты, Господи, не будь вдали,

сила моя, на подмогу мне поспеши!

О, услышь!»10

При рассмотрении музыкального текста Псалма 21 мы замечаем, что Кюи по-своему интерпретирует жанр духовной музыки, находит свои поэтико-стилистические приемы.

Композитор структурирует форму произведения в соответствии со строением духовного стиха. Каждый стих (или двустишие) — это один из музыкальных «блоков», которые, объединяясь, формируют двухчастную композицию с чертами варьируемой куплетной формы.

Первая, самая развернутая часть сочинения состоит из четырех «блоков» (1—20 такты). Впечатляет начальная интонация, чутко услышанная и экспонированная автором. Тихий и скорбный возглас — «Боже, Боже мой, вонми ми», — молитвенно звучащий в октаву женской группы голосов, подхватывается аккордовой статикой мужской группы. Это возглашение представляет собой четко дифференцированную «звукомассу» в духе пения с сопровождением.

Мелодический подъем хоровой линии второго блока — «Далече спасения моего» — олицетворяет образ постепенного восхождения к Свету, к Тому, на Кого «уповали наши отцы»... Трудность создания кульминации преодолевается композитором путем сгущения фактурно-гармонических средств: звучит

9 Кюи. Избранные письма. С. 400.

10Аверинцев С. Собрание сочинений. Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. К.; М., 2004. С. 388.

акустически-объемный семиголосный аккорд (DD9), создающий тяжелое эмоциональное напряжение.

Третий блок — это процесс постепенного включения хоровых голосов — «На Тя уповаша», — взывающих о спасении... Создается впечатление, словно множество соборно просящих соединяются в единый молитвенный «вопль»: «Уповаша, уповаша» (четвертый блок).

В музыкальном решении псалма содержится репризный раздел, где мы можем различить три блока, причем два последних соединены вместе. Не прекращая процесса восхождения, композитор находит новые драматургические приемы, среди них: тонально-гармонические средства (внезапный переход из d-moll в Es-dur) и быстрое возвращение в исходную тональность. Это вносит эффект некоей «оторванности», парения над миром и возвращения «на круги своя». Казалось бы, использованы известные приемы классико-романтической гармонии, подкрепленные «тембризацией», но они истолкованы как исходящие из глубины содержания текста.

Обращает на себя внимание в Псалме 21 собственно фактура хорового письма композитора. Имеется в виду соотношение слоев фактуры — тембровая «стратификация» — наличие двух самостоятельных пластов. Их метроритмическое несовпадение приводит к своеобразному «разночтению» словесного текста, наблюдаемому на протяжении всего хора. Этот прием «антифона» внутри одной хоровой массы перешел, думается, границы авторского стиля Кюи и отозвался, как эхо, в литургической музыке Рахманинова...

Большую ценность в духовно-хоровом творчестве композитора представляет Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» для дисканта соло и смешанного хора (ор. 93, 1914). В богослужебной практике относящийся ко Всенощному бдению, этот хор Кюи звучит как произведение «внелитургическое». Скорее всего, это музыка для внеклиросного исполнения, решенная в жанре духовного концерта. Композитор, сохраняя канонический текст и жанровую форму, трактует ее по-своему и придает характер торжественного, величественного песнопения. Этому способствует прежде всего тембровое решение: solo и tutti. Расширение временных рамок, яркий мелодический образ, красочная гармония, динамическое развитие — все средства направлены скорее на создание развернутого музыкального повествования концертного типа, чем тихого молитвенного песнопения.

Духовная музыка Кюи, оставаясь пока еще малоизученной областью в хоровом наследии композитора, требует особого внимания и исследования. Ее изучение поможет раскрыть художественные изыскания автора, прольет свет на некоторые вопросы творческого наследия известного русского композитора, которое таит немало черт неизвестности.

Ключевые слова: Цезарь Кюи, хоровое творчество, жанр духовной музыки, «хронотипологический» подход.

The «Unknown» César Cui: Sacral Themes in the Choral Works of the Composer

Yu. Lavrikova

Choral works of the famous Russian composer of the 19th century César Cui play a significant role in the development of the musical Russian culture. The catalogue of choral art of the composer includes the works of various subject scope and means of musical language as well as the ones of the original genre and stylistic orientation, such as vocal quartets, duet-choruses, etc. However, among this diverse material there are the little-known compositions relevant to the genre of the sacred music, namely three psalms (No. 6, 21, 32), sacred concert (Magnificat «My soul doth magnify the Lord»), two works «Ave Maria», «Mystical choir», children's music. The byway of the Cui's sacred music, having been urged the author to write the article, reveals its purpose — to examine the emergence and further development of spiritual genre in the choral works of the composer in chronological order, being based on its musical and epistolary heritage. In the center of the article there is a detailed analysis of one of the compositions of the musician (Psalm № 21 «My God, my God»), in which the researcher examines the form and the content, the harmony and the texture, reveals the specifics of choral works.

Insufficiently explored or rather unknown sacred heritage of César Cui, being in possession of its highly artistic qualities, composes the immortal treasury of national choral music and is undoubtedly of great interest to the study.

Keywords: César Cui, choral work, the genre of the sacred music, chrono-typolo-gical approach.

Список литературы

1. Аверинцев С. Собрание сочинений. Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давида. Киев; М., 2004.

2. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с ит. М. Лозинский. М., 1982.

3. Келдыш Ю. Данте в русской музыке // Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. С. 347-363.

4. Кюи Ц. Избранные письма / Сост. И. Л. Гусин. Л., 1955.

5. Псалтирь с приложениями. Клин, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.