001: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-82-96:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВЛАДИСЛАВА СОКОЛОВА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ
Е. Н. Никитина,
82
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. В статье представлен творческий портрет выдающегося отечественного хорового дирижёра Владислава Геннадиевича Соколова и определены основные направления освоения его многогранного наследия. Получает раскрытие ярко выраженный творческий компонент дирижёрской деятельности Мастера и, как следствие, присущий ему артистизм и свобода исполнительских интерпретаций в концертных выступлениях. Предложены пути включения композиторского творчества Владислава Соколова в учебный репертуар класса дирижирования. Подчёркивается, что обработки народных песен — жанр, в котором соединились композиторский талант и хормейстерское мастерство В. Г. Соколова. Каждая из них уникальна, но объединяет их вокальное удобство исполнения и естественность голосоведения. В статье обозначены педагогические задачи, связанные с освоением отдельных произведений В. Г. Соколова на разных этапах обучения хоровому дирижированию. Особо подчёркивается необходимость формирования навыков самоконтроля и хормейстерского мышления обучающихся, вокально-слуховых представлений и мышечных ощущений. Среди наиболее эффективных методов и приёмов обучения выделяются наглядный показ педагога, прослушивание и видео-просмотр звучания известных хоровых коллективов с последующим анализом, выполнение творческих заданий, связанных с формированием нескольких интерпретаций одного произведения. Отдельный раздел статьи посвящён методическому наследию В. Г. Соколова. Даётся анализ книги «Работа с хором», в которой обобщён многолетний опыт его многогранной хоровой деятельности. Изучение материала, изложенного в книге, чрезвычайно полезно при подготовке вокально-хорового и исполнительского анализа осваиваемых в классе дирижирования произведений.
© Никитина Е. Н., 2019
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: творческий портрет В. Г. Соколова, композиторское творчество, этапы обучения дирижированию, работа над хоровым произведением, рефлексивные качества обучающихся, дирижёрская техника, дирижёрско-хоровые навыки, хормейстерское мышление.
Благодарности: Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры исполнительского искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Автор благодарен редакции журнала за обсуждение материалов исследования и ценные советы.
Для цитирования: Никитина Е. Н. Основные направления освоения творческого наследия Владислава Соколова в классе хорового дирижирования // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2019. Т. 7. № 4. С. 82-96. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-82-96
DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-82-96
MAIN WAYS OF VLADISLAV SOKOLOV'S HERITAGE ACQUISITION IN THE CHOIR CONDUCTION CLASS
Ekaterina N. Nikitina,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991
Abstract. The article reveals the creative portrait of the outstanding Russian choir conductor Vladislav Gennadievich Sokolov and defines main approaches of acquisition of the composer's complicated heritage. It dwells upon a highly emphasized creativeness component of Sokolov's conducting practice and -consequently - virtuosity and freedom of performing interpretation at the concerts. The article enlights inclusion of Vladislav Sokolov's composing oeuvre into the conduction classes repertoire. The author insists that adaptations of folk songs is the genre combining composer's talent and conductor's experience of V. G. Sokolov. Each of them is unique, but they are united by their vocal comfortable performance and natural voice leading. The article provides pedagogical tasks related to learning of particular works by Sokolov at various stages of choir conduction education. There is a special emphasis on the necessity to form students' self-control skills and conductor's perception, vocal and acoustic understanding and muscular feelings. Among the most effective educational methods and techniques there is a teacher's demonstrative performance, watching and listening to famous choirs followed by analysis, creative tasks related to formation of a few interpretations of one composition. Another abstract of the article is dedicated to methodical
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
Т. 7. № 4. 2019. VOL. 7. № 4. 2019.
83
heritage left by V. G. Sokolov. It contains the analysis of "Working with the choir" summarizing the master's long-term practical. The materials of the book are highly important for studying while preparing for vocal, choral and interpretative analysis of compositions learned at conduction classes.
Keywords: creative portrait of V. G. Sokolov, composer's works, stages of the choir conduction teaching, work on a choir composition, students' reflexive skills, conductor's technique, conduction and choir skills, choir conductor's thinking.
Acknowledgements: This article was prepared in the framework of researches by the Department of Performing Art of the Institute of Fine Art of Moscow Pedagogical State University (MPGU). The author is grateful to the Editorial Board for appreciated advice.
For citation: Nikitina E. N. Main ways of Vladislav Sokolov's heritage acquisition in the choir conduction class. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, no. 4, pp. 82-96 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-4-82-96
«Время точно указывает на значительность прошедшего и важность его для будущего. Слава и бессмертие не даются даром, их нужно заслужить. Владислав Геннадиевич это заслужил!»
Б. Г. Тевлин [1, с. 8]
Введение
84
Владислав Геннадиевич Соколов — выдающийся отечественный хоровой дирижёр ХХ века, чья жизнь была удивительно насыщенной и многосторонней. Организатор и бессменный руководитель замечательного Детского хора, дирижёр профессиональных, учебных и любительских хоровых коллективов; автор хоровых сочинений и обработок народных песен; педагог, общественный деятель, автор методических работ и пособий, посвя-щённых музыкальному воспитанию и проблемам хорового искусства, — таковы основные грани творческой деятельности этого одарённого человека, артиста и большого художника.
Прошло более четверти века после ухода В. Г. Соколова в мир иной, но масштаб этой личности таков, что время не властно над памятью о нём. Многочисленные ученики Соколова, гордо несущие по жизни звание «Соколовцы»; Жар-Сокол-хор, в составе которого выпускники его любимого детища — Детского хора, - всё это продолжение дела Мастера, которого ещё при жизни называли Патриархом хорового искусства.
Знакомство современных студентов, которые находятся в начале своего профессионального становления, с творческим портретом выдающегося хорового деятеля такого уровня, включение в процесс обучения его сочинений и методических работ, по мнению автора, актуально и необходимо.
Искусство дирижирования как творческая стихия Мастера
Владислав Геннадиевич Соколов — не просто хоровой дирижёр высочайшего уровня, он был настоящим артистом, которого любили и хористы, и публика. Получив первоначальное музыкальное образование в церковном хоре своего отца, он с детства впитал любовь к хоровому звучанию, а фундаментальное образование и несомненный талант стали основой последующей профессиональной многосторонней деятельности.
Все, кто прошёл хоровую школу В. Г. Соколова, отмечают его потрясающий дирижёрский аппарат, выразительный дирижёрский жест, исходящий из самой природы звука. Соколову-дирижёру была свойственна импровизационность. На концертах он мог спонтанно менять исполнительские интерпретации произведений, что всегда тепло воспринималось публикой.
Учитывая тяготение современной молодёжи к зрительному восприятию новой для них информации, думается, полезно организовать просмотр документального фильма «Поющие дирижёры» (режиссёр Л. Купер-шмидт, 1974 год), который есть в свободном доступе на просторах интернета [2]. Этот методический фильм рассказывает об особенностях профессиональной подготовки на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. В нём запечатлены рабочие фрагменты репетиционной работы выдающихся отечественных хоровых дирижёров А. В. Свешникова, В. Г. Соколова, К. Б. Птицы. Значительная часть материала освещает работу В. Г. Соколова с хором студен-
тов, показывает такие её разделы, как распевание и вокальные упражнения, репетиционный процесс и фрагменты концертных выступлений. В. Г. Соколов предстаёт во всём величии своего таланта. Надо видеть, с каким упоением поёт хор под руку мастера, чутко следуя указаниям дирижёра, который находится в родной для себя творческой стихии. Интересно наблюдать, как жест маэстро меняется в зависимости от этапа работы с хором, претерпевая трансформацию от репетиционного хормейстерского к концертному, при этом везде царит атмосфера сотворчества руководителя и певцов хора.
Композиторское творчество
В. Г. Соколова и особенности его освоения в классе хорового дирижирования
Репертуар всегда находится в зоне особого внимания педагогов-музыкантов. Не является исключением его подбор и выстраивание в обучении хоровому дирижированию, поскольку «.. .старые хрестоматии, откуда зачастую берётся репертуар, давно не отвечают полностью требованиям и представлениям сегодняшнего дня» [3, с. 173]. Отчасти соглашаясь с этим, считаем, что резервом его пополнения может стать композиторское наследие В. Г. Соколова.
Композиторское творчество — особая грань таланта Владислава Соколова, исследованию которой ещё не уделено должного внимания. Исключения составляют работы М. Садовского [4], Э. Леонова [5], Н. Авериной [6]. Анализируя созданные им оригинальные хоровые сочинения, а также многочисленные обработки и
85
переложения, авторы подчёркивают, что В. Г. Соколов продолжает традиции своих учителей — П. Чеснокова, А. Никольского, А. Александрова, Г. Дмитревского. Отсюда бережное, трепетное отношение к мелодии, изобретательное использование тембров хоровых голосов. При этом традиционные особенности русского хорового письма Владислав Геннадиевич сочетает с гармоническим языком ХХ века, использует принцип контрастного развития музыкального материала, проявляет особый интерес к выразительности звучания как такового [5, с. 412].
Обращает на себя внимание жанровое разнообразие хорового творчества Владислава Соколова: от хоровых аранжировок (с которых начался его композиторский путь), транскрипций инструментальных сочинений, переложений для хора романсов, песен, обработок народных песен до оригинальных хоровых сочинений различных жанров.
Среди его сочинений — циклы 0„ для смешанного хора: «Как сердцу 86 близка ты, родная земля» (для хора без сопровождения, 1969); «Семь хоров без сопровождения» (слова М. Садовского, 1976); «Три духовных хора» (1988); для детского хора: «Детям моей Родины» (11 хоров в сопровождении фортепиано, 1976), «Где отдыхает день» (9 пьес для хора a cappella, слова М. Садовского, 1976); транскрипции инструментальных сочинений и переложения для хора: «Идилии Новой Англии» (десять поэм) — хоровые транскрипции Э. Мак-Доуэлла на слова М. Садовского (1972), четыре фрагмента из фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки» (1984),
сочинения М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна.
Владислав Геннадиевич нередко делал обработки и переложения одного и того же материала для разных составов, что связано с его профессиональной дирижёрско-хоровой деятельностью. При этом во всех проявлениях его композиторского таланта отражалась глубина и многогранность творческой личности хорового мастера.
Характеризуя сочинения В. Г. Соколова, прежде всего отметим бережное отношение к первоисточнику (будь это переложение, транскрипция или обработка) и стремление сохранить в неприкосновенности основную идею, смысловое «зерно» музыкального материала. А фундаментальной основой для композиторского творчества служил богатейший хормейстерский опыт дирижёра.
Специального внимания в творчестве Владислава Геннадиевича заслуживают обработки народных песен разных народов и переложения, которые представляют собой высокохудожественные хоровые произведения. В них Соколов предстаёт мастером, тонко чувствующим национальный характер. Он является автором свыше трёхсот таких обработок и переложений, среди которых — обрядовые, величальные, свадебные, игровые, шуточные, плясовые, героические и протяжные лирические. Их отличают вокальное удобство исполнения и естественность голосоведения.
Отдельные обработки народных песен и переложения В. Г. Соколова широко используются в практике обучения хоровому дирижированию
и сегодня не потеряли своей актуальности. Рассмотрим более подробно те, что представлены в хрестоматии по дирижированию хором (составители Е. Красотина, В. Рюмина, Ю. Левит) и расположены в соответствии с общепринятым в практике обучения дирижированию порядком освоения размеров: 3/4, 4/4, 2/4 [7; 8].
В период, когда закладываются основы формирования дирижёрско-хоровых навыков, осваиваются движения рук в простых схемах, отрабатываются приёмы вступления и окончания звучания, формируется кисть, как главная выразительная часть руки дирижёра, учебный материал целесообразно пополнить такими произведениями как:
• «Речка» (польская народная песня) — напевная, спокойная по движению в запеве и оживлённая в припеве — предназначена для исполнения детским (женским) хором. Она написана в трёхдольном размере, характер звуковедения — лёгкое legato. Осваиваемый жест должен передавать мелодическую самостоятельность хоровых партий. Необходимость подчёркивания первых долей тактов в припеве помогает формированию ощущения дирижёрской плоскости.
• «Серая птичка» (финская народная песня) также написана для детского (женского) хора. Умеренный темп произведения позволяет обучающемуся контролировать постановку корпуса, рук, головы, следить за кистевым движением и пластичностью. Особое внимание следует уделить отработке жеста комбинированного дыхания и лёгкого legato. Работа над произведением способствует освоению четырёхдольного
размера и техники лёгкого legato, отражающей характер звуковедения.
• «Гимн ночи» (Л. Бетховен, обработка В. Г Соколова, слова К. Але-масовой) — для мужского хора. Двухдольный размер, характер звукове-дения — legato, мягкое, неторопливое движение ставят перед обучающимся новую задачу — ощущение наполненности долей. В работе над фразировкой специальное внимание уделяется выделению вторых долей во втором, четвёртом и шестом тактах, что соответствует смысловым ударениям поэтического текста.
• «Журавель» (украинская народная песня) для детского (женского) хора исполняется в быстром темпе. Двухдольный размер, отработка дирижёрского жеста non legato, меняющегося в зависимости от динамики звучания хора, составляют определённые трудности. При этом целесообразно обратить особое внимание на точность исполнения акцентов. Элементы полифонического изложения требуют чёткого разграничения функций рук и достаточно высокой скорости переключения внимания.
• «С добрым утром» (Э. Григ, слова Б. Бьёрнсона, перевод с норвежского А. Ефременкова) для детского (женского) хора — произведение, пронизанное радостным светлым характером. В нём рассказывается о весеннем утре, когда с первыми лучами солнца просыпается лес, и всё вокруг приходит в движение. Тема природы, радости жизни передаётся в поэтическом тексте, а музыка чутко следует за ним. Очень быстрый темп, шестидольный размер, яркая динамика требуют подчёркнутого энергичного жеста. Значительную труд-
87
ность представляет снятие хора комбинированным жестом на второй доле такта.
Работа над данными произведениями способствует освоению азов дирижёрской техники и неотделима от формирования хормейстерского мышления. Факторами, обеспечивающими результативность процесса обучения, становятся самонаблюдение, самоанализ и самоконтроль обучающихся. «Запуск» этих рефлексивных качеств осуществляется через наблюдение, анализ, оценку действий другого (педагога, опытных хормейстеров, присутствующих на занятиях студентов) к осознанию собственных действий [9].
Необходимо отметить, что самоконтроль, как всякий навык, развивается в процессе деятельности, которая должна быть специально организована. Психолого-педагогические исследования показывают, что осознание цели ускоряет процесс обучения и способствует лучшему усвоению знаний. Составные части само-
00 контроля — эталон и самооценка.
88 Воспитывая навык самоконтроля, преподаватель одновременно формирует эталон и развивает оценочную активность учащихся.
При этом на начальном этапе работы в качестве ориентира педагог предлагает свой исполнительский эталон. Решающее значение здесь приобретает степень доверия ученика к учителю, а также такая организация обучения, при которой предложенный образец принимается сознательно. Необходимо стимулировать активность студентов, используя различные методы обучения, благожелательно и тактично направлять их, стремясь закрепить
правильные вокально-слуховые и мышечные представления и нейтрализовать неверные.
Существенным подспорьем для обучающегося являются схемы и упражнения, направленные на формирование необходимых умений и навыков, соответствующих данному этапу обучения. Большое внимание уделяется дирижёрско-технической составляющей. Все упражнения и отработка хоровых произведений сопровождаются наглядным дирижёрским показом педагога. Среди наиболее эффективных методов и приёмов также необходимо отметить прослушивание и просмотр видео исполнения данных музыкальных образцов известными детскими и юношескими хоровыми коллективами с последующим анализом.
На следующем этапе работы, когда эталон уже принят студентом, но ещё не служит внутренним регулятором деятельности, внимание обучающегося направлено на то, чтобы ощущение звука в руке стало для него внутренним ориентиром. Цель достигнута, если учащийся при разучивании нового произведения может заранее мысленно «услышать» его эталонное звучание и выразить в дирижёрском жесте. Для этого используются все общепринятые формы работы в классе дирижирования: игра партитуры на фортепиано; пение голосов по горизонтали и вертикали; игра партитуры с выпуском хоровой партии, исполняемой голосом в разных модификациях и т. д.
Основная задача данного этапа — осознание на мышечном уровне дирижёрского процесса при активной роли самоконтроля обучающегося. Все силы направляются на то, чтобы
его осознанные действия были доведены до определённой степени совершенства и автоматизма. После каждого контрольного мероприятия (контрольный урок, зачёт, экзамен) необходим подробный анализ дирижёрских действий.
Не менее важно применение в практике обучения хоровому дирижированию обработок Владислава Соколова русских народных песен без сопровождения для хоровых коллективов разных составов. В них наиболее ярко соединились композиторский талант, хормейстерское мастерство и искренняя любовь Владислава Геннадиевича к России. Каждая песня уникальна и раскрывает индивидуальность его творческого почерка. Неслучайно им сделано несколько вариантов обработок некоторых песен, поскольку именно хормейстерское начало направляло автора на поиски новых хоровых красок и наибольшего удобства голосоведения.
Помимо бесспорных художественных аспектов, освоение русских народных песен связано с решением разнообразных технологических задач в обучении дирижированию. Рассмотрим некоторые из них.
• «Лён зеленой» — плясовая песня, в которой сопоставляются сольный запев и хоровой ответ. Двухдольный размер, куплетная форма, контрастная динамика, агогические изменения, связанные с широким звучанием запева и последующим постепенным ускорением темпа, дают определённую интерпретационную свободу, позволяющую достичь разнообразия в каждом из куплетов. Игровой характер песни, темпово-динамическое развитие требуют от дирижёра артистических ка-
честв, активной работы воображения и фантазии.
• «Я пойду ли, молоденька» — задорная плясовая песня, в которой Владислав Геннадиевич применяет звукоизобразительный приём, имитируя игру народного инструмента — гуслей. Звонко, весело звучит шеститак-товое вступление с остинатным синкопированным ритмом. Произведение требует танцевально-инструментальной манеры исполнения, штрихового разнообразия в хоровых партиях. На протяжении всей партитуры — двухдольный размер, лишь в конце произведения он меняется на трёхдольный одновременно со сменой темпа. К дирижёрским трудностям следует отнести агогические и динамические изменения, а также ферматы.
• «В вишнёвом саду» — переменный размер; упругое, плотное, но не громкое звучание альтовой партии, которая в основном выполняет поддерживающую функцию; главенствующая роль — у партии сопрано: разрабатывается тема танцевального характера с несимметричным размером, причём во второй части она проходит как бы в обращении, что подчёркивается контрастной нюансировкой и разной тесситурой.
• «Ты не стой, не стой, колодец» — хороводная песня для женского или детского хора. Витиеватая с обилием распевов тема первоначально представлена в партии сопрано на фоне выдержанной пятой ступени в альтах. Затем тема проводится каноном в обоих голосах, а уже в следующем куплете до конца обработки излагается трёхголосно. Переменный размер (2/2, 3/2), подголосоч-ная полифония, обилие смысловых цезур представляют для обучающих-
89
90
ся значительные дирижёрские трудности, требующие специальной проработки.
• «Ты рябина ли, рябинушка» — лирическая песня в умеренном темпе отличается красотой и стройностью формы. Миниатюра начинается с проникновенного унисонного запева альтовой партии, тема которого переходит к высоким голосам — сопрано. Неторопливый первый раздел партитуры, имеющий гомофон-но-гармонический склад изложения, переходит в более подвижное взволнованное подголосочное развитие (ремарка — с движением) с показом темы в каждом из четырёх голосов женского (детского) хора. После драматического полифонического раздела следует гармонический — в тихой звучности, после которого в высоком регистре вступает солистка на фоне гомофонно-гармонического изложения хора. Это — кульминационный момент произведения, и прямая речь, заложенная в тексе песни, звучит очень выразительно и проникновенно. Переменный размер, агогиче-ские изменения, ферматы, снимаемые и неснимаемые, имитационные переклички хоровых партий — задачи, которые стоят перед дирижёром. Миниатюра исполняется legato, только в конце произведения — изобразительный момент на словах «частый дождичек» — staccato в тихой звучности.
• «Повянь, повянь, бурь-погодуш-ка» — обработка лирической протяжной песни для смешанного хора, которая является хрестоматийной для хоровых дирижёров. Существует авторский вариант этой обработки и для детского (женского) хора. Широкая выразительная основная мело-
дия отражает, как представляется, необъятную ширь русской земли и любовь композитора к Родине. Медленный темп произведения, с пометкой «свободно» с небольшими агоги-ческими изменениями (немного подвижнее, замедления, очень медленно); переменный размер 3/4 и 5/4 (группировки 2+3 и 3+2); показ темы в разных голосах требуют владения в достаточной степени дирижёрско-хоровыми навыками и, одновременно, дают большие возможности для раскрытия образа.
Особую страницу в композиторском наследии В. Г. Соколова составляют произведения, в которых получают воплощение православные ценности. В 1988 году, к 1000-летию крещения Руси, им написан цикл «Три духовных хора», по-свящённый памяти отца. Необходимо отметить, что с раннего детства он впитал любовь к русской духовной музыке и первоначальное музыкальное образование получил в церковном хоре под руководством своего отца — протоиерея и регента Покровской церкви города Рыбинска Ярославской губернии. К сожалению, исполнение русской духовной музыки долгое время (с 20-х — вплоть до конца 70-х годов ХХ века) было в нашей стране практически под запретом. Цикл «Три духовных хора» создавался в период возрождения русского духовного искусства, начавшегося в 80-е годы, и впервые был опубликован Всероссийским музыкальным обществом в 1993 году в сборнике «Православные песнопения современных отечественных композиторов» (составитель А. Киселёв) [10].
Цикл состоит из песнопений: «Тебе поем», «Ныне отпущаеши»,
«Херувимская». Наибольший интерес для изучения в классе дирижирования представляет проникновенное песнопение «Тебе поем», освоение которого ставит перед дирижёром целый ряд художественных и технических задач. Масштабность произведения, сложность его формо-структуры требуют от обучающегося определённой духовной зрелости, большой душевной отдачи, а также владения основными элементами дирижёрской техники, в том числе умениями при основном медленном темпе передать тончайшие агогиче-ские изменения. Кроме того, определённую трудность представляет нюансировка, характерной особенностью которой является динамическая гибкость. В сочинении переменный размер (3/4, 4/4, 3/2), а также наличие ритмических трудностей, связанных с исполнением триолей. Таким образом, принимая во внимание целый комплекс технических сложностей, изучение данного произведения целесообразно включать в учебный репертуар на более позднем этапе обучения. Тем более что одной из качественно новых задач, стоящих перед обучающимися, становится постижение ими особенностей исполнения религиозно-духовных произведений в соответствии с традициями православного пения, в том числе с присущим ему звуковым эталоном.
Особое внимание студентов в процессе обучения дирижированию необходимо обратить и на им-провизационность, присущую Владиславу Геннадиевичу Соколову как дирижёру-интерпретатору, находящемуся в постоянном поиске наилучшего варианта исполнительской
трактовки произведения. В хормейстерской подготовке такого рода им-провизационность обладает большим педагогическим потенциалом. И в классе дирижирования целесообразно выполнение творческих заданий, связанных с формированием нескольких интерпретаций одного произведения, выделением и смещением смысловых акцентов внутри одной интерпретации. Например, выделить тот или иной голос (особенно в подголосочной полифонии), задержать аккорд или унисон, чтобы вслушаться в красоту его звучания. Такая импровизационность, некоторая «вольность» свойственны природе народно-песенного творчества.
Литературное наследие
В. Г. Соколова как теоретико-методическое основание подготовки будущих музыкантов-педагогов в классе дирижирования
На протяжении всей жизни В. Г. Соколов выступал в периодической печати со статьями, посвящён-ными различным аспектам хорового искусства, воспитания и образования. Воспоминания о корифеях русской хоровой школы Н. М. Данилине, А. В. Свешникове, Г. А. Дмитревском, творческие портреты хоровых дирижёров Г. Г. Эрнесакса, Б. А. Александрова, А. А. Юрлова представлены в разделе «Воспоминания и статьи В. Г. Соколова. Беседы о музыке, о педагогике и исполнительстве» в книге «Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве» [11]. Изучение этих материалов необходимо современным студентам для понимания базисных оснований отечественной дирижёрско-хоровой школы.
91
92
Наиболее целостно теоретико-методические основы хормейстерской работы представлены в книге Владислава Геннадиевича Соколова «Работа с хором» [12]. Значение этого труда для педагогики музыкального образования сложно переоценить. Это учебное пособие не случайно выдержало четыре издания и, по меткому выражению Б. Д. Критского, «дополняет и развивает "вечные" для хороведения темы» [13, с. 39]. Оно основано на собственном опыте практической работы Владислава Соколова и состоит из пяти глав. Каждая из них представляет собой самостоятельный очерк, где рассматриваются различные аспекты вокально-хоровой работы. Педагогическая целесообразность обращения к данной работе обусловлена необходимостью экстраполяции этого ценного теоретического материала в практические занятия в классе дирижирования. Освоение техники дирижирования неотделимо от всестороннего изучения хоровых произведений: музыкально-теоретического, вокально-хорового и исполнительского анализа; исполнения партитуры на фортепиано, максимально приближенного к хоровому звучанию; пения голосов партитуры по горизонтали и вертикали. Кроме того, необходимы знания основных закономерностей функционирования «хорового механизма» и управления хором. Охарактеризуем, хотя бы в предельно лаконичной форме, содержание каждой из глав.
Первая глава — «Понятие о хоре» — содержит основные краткие сведения о хоре, его составных частях и качествах, характеризующих хор как художественно-исполнитель-
ский коллектив. Обучение в классе дирижирования, как известно, осуществляется под рояль, хор и его звучание необходимо представлять в своём воображении. Это сложно, особенно студентам, которые никогда не пели в хоре, и данный раздел работы В. Г. Соколова даёт теоретические сведения, которые изложены доступным для начинающих освоение искусства хорового дирижирования языком.
Во второй главе — «Вокально-хоровая техника» — автор обосновывает и раскрывает необходимость постоянной и целенаправленной работы хормейстера по формированию вокально-хоровых навыков. Педагогически ценным являются предложенные Владиславом Геннадиевичем приёмы и упражнения для работы над певческим дыханием, звукообразованием и звуковедением. Особое внимание обращается на необходимость округления звука, воспитания у певцов хора единой певческой манеры и формирования навыка ансамблирования. Не менее значимы рекомендации о необходимости взаимосвязи чистого строя и правильного интонирования своей партии каждым певцом и каждой хоровой партией в хоре, а также по работе над дикционными навыками. Специальное внимание уделяется характеристике практических репетиционных методов, применение которых направлено на формирование у хористов вокально-хоровых умений и навыков. Изучение данного раздела книги способствует подготовке обучающихся к осуществлению вокально-хорового анализа осваиваемых в классе дирижирования произведений.
Третья глава книги Владислава Соколова — «Средства художественной выразительности» — посвящена характеристике значения отдельных компонентов художественного исполнения, которые определяют суть выразительного хорового исполнения. В центре внимания обучающихся оказываются основные средства музыкальной выразительности: исполнительская фразировка, мелодия, форма, фактура изложения, нюансы, темпо-ритм, фермата, цезура, характер звуковедения, тембр. Подробный анализ иллюстрируется нотными примерами, что делает его наглядным и доступным для изучения.
В следующей главе книги — «Средства и приёмы управления хором» — рассматриваются вопросы техники дирижирования на всех репетиционных этапах: от начального освоения с хором нового произведения — до его концертного исполнения. Подчёркивается необходимость владения техникой дирижирования, обусловливающей высшее мастерство хормейстера — репетитора и художника-исполнителя. В этом разделе раскрываются основные функции и элементы дирижёрского жеста, дирижёрские схемы с нотными примерами, акцентируется внимание на отдельных технических моментах (показ ферматы, динамические изменения, характер звуковедения, вспомогательные жесты).
В заключительной главе — «Репертуар и работа над хоровым произведением» — даны рекомендации по отбору предназначенных для освоения сочинений и составлению
программ концертных выступлений; обобщены методы разбора конкретного произведения и детализированной работы над ним.
Следует подчеркнуть, что в педагогической практике изучение материалов, изложенных в книге В. Г. Соколова, нередко ограничивается рассмотрением их только в курсе хороведения. На наш взгляд, более плодотворным является закрепление полученных при этом знаний и в классе дирижирования как в ходе совместного обсуждения с педагогом, так и в процессе дальнейшей самостоятельной работы студентов по освоению учебного репертуара.
Заключение
Как показывает многолетняя практика нашей работы, изучение трёх основных направлений творческого наследия столь масштабной личности, как В. Г. Соколов в классе хорового дирижирования, становится мощным мотивационным импульсом для более глубокого и многогранного освоения студентами хормейстерской деятельности и многим из них способно приоткрыть завесы некоторых тайн профессии управления хором. Освоение произведений В. Г. Соколова разной степени сложности расширяет границы учебного репертуара, а методические работы признанного хорового Мастера, благодаря доступному изложению и обобщению в них огромного опыта собственной хормейстерской деятельности, приносят будущим музыкантам-педагогам несомненную пользу.
93
94
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Тетин Б. Г. Предисловие // Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве: Статьи. Воспоминания. Беседы. Москва-Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2011. С. 5-8.
2. Поющие дирижёры. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pzpe-jzDmsk (дата обращения: 14.09.2019)
3. Павлов Л. Н. Основы дирижёрско-хорового образования в средних специальных учебных заведениях // Дирижёрско-хоровое образование: Традиции и современность: материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Клавдия Борисовича Птицы (1911-1983) / отв. ред.-сост. А. В. Антипин. М.: Научно-издательский центр Московской консерватории, 2014. С. 171-178.
4. Владислав Соколов. Дирижёр, композитор, педагог / сост. М. Садовский. М.: Музыка, 1988. 127 с.
5. Леонов Э. Ф. Многосторонний музыкант // Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве: Статьи. Воспоминания. Беседы. Москва-Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2011. С. 411-435.
6. Аверина Н. В. Обработки, переложения и транскрипции В. Г. Соколова для детского хора. Некоторые вопросы стилистики и исполнительства // Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве: Статьи. Воспоминания. Беседы. Москва-Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2011. С. 436-479.
7. Хрестоматия по дирижированию хором: в 4-х вып. Вып. 1. Изд. 2-е, исправ. и доп. / сост.: Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. М.: Музыка, 1991. 125 с.
8. Хрестоматия по дирижированию хором: в 4-х вып. Вып. 2. Изд. 2-е, исправ. и доп. / сост.: Е. А. Красотина, К. Р. Рюмина, Ю. Е. Левит. М.: Музыка, 1980. 149 с.
9. Никитина Е. Н. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода: учебное пособие. М.: Ритм, 2013. 96 с.
10. Православные песнопения современных отечественных композиторов: для хоров разных составов без сопровождения / сост. А. Киселёв; Всероссийское музыкальное общество. М.: Всероссийское музыкальное общество, 1993. 72 с.
11. Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве: статьи, воспоминания, беседы [сборник] / Акад. музыкальный колледж при Московской гос. консерватории имени П. И. Чайковского; ред.-сост. И. Ю. Мякишев, Д. Д. Семеновский. Москва-Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2011. 498 с.
12. СоколовВл. Работа с хором. М.: Музыка, 1983. 200 с.
13. Критский Б. Д. Из прошлого в будущее. Теория и практика вокально-хорового образования: Избранные статьи. К 80-летию со дня рождения / сост. Е. Д. Критская. М.: Экон-Информ, 2017. 215 с.
14. Безбородова Л. А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. 3-е изд. М.: Флинта, 2017. 214 с.
Поступила 13.10.2019; принята к публикации 25.11.2019.
Об авторе:
Никитина Екатерина Николаевна, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
(ул. Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация,
119991); кандидат педагогических наук; доцент, [email protected].
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Tevlin B. G. Predislovie [Introduction]. In: Vladislav Sokolov. Zhizn'v khorovom iskusstve: Stat'i. Vospominaniya. Besedy [Vladislav Sokolov. Life in Choral Art. Articles. Memories. Conversations]. Moscow-Rybinsk: Rybinsky Publ. house, 2011, pp. 5-8 (in Russian).
2. Poyushchie dirizhyory [Singing Conductors]. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=pzpe-jzDmsk (accessed: 14.09.2019) (in Russian).
3. Pavlov L. N. Osnovy dirizhyorsko-khorovogo obrazovaniya v srednikh special'nykh uchebnykh zavedeniyakh [Basics of Conducting and Choir Education at Specialised Secondary Educational Establishments]. In: Dirizhyorsko-khorovoe obrazovanie: Tradittsii i sovremennost' [Basics of Conducting and Choir Education: Traditions and Contemporaneity]. Materials of scientific and practical conference dedicated to 100th anniversary of Klavdiy Borisovich Ptitsa's birthday (19111983)]. Publ ed. and coll. A. V. Antipin. Moscow: Publ. centre of Moscow conservatory, 2014, pp. 171-178 (in Russian).
4. Vladislav Sokolov. Dirizhyor, kompozitor, pedagog [Vladislav Sokolov. Conductor, Composer, Teacher]. Coll. M. Sadovsky. Moscow: Muzyka, 1988. 127 p. (in Russian).
5. Leonov E. F. Mnogostoronnij muzykant [Diversified misician]. In: Vladislav Sokolov. Zhizn' v khorovom iskusstve: Stat'i. Vospominaniya. Besedy [Vladislav Sokolov. Life in Choral Art. Articles. Memories. Conversations]. Moscow-Rybinsk: Rybinsky Publ. house, 2011, pp. 411-435 (in Russian).
6. Averina N. V. Obrabotki, perelozheniya i transkriptsii V. G. Sokolova dlya detskogo khora. Nekotorye voprosy stilistiki i ispolnitel'stva [Adaptations, Transpositions and Transcriptions by V. G. Sokolov for Childern Choir. Some Stylistic and Performance Matters.]. In: Vladislav Sokolov. Zhizn' v khorovom iskusstve: Stat'i. Vospominaniya. Besedy [Vladislav Sokolov. Life in Choral Art. Articles. Memories. Conversations]. Moscow-Rybinsk: Rybinsky Publ. house, 2011, pp. 436479 (in Russian).
7. Khrestomatiyapo dirizhirovaniyu khorom [Choir Conduction Reader]. In 4 issues. Vol. 1, 2nd ed, corrected and completed. Compiled by E. A. Krasotina, K. R. Ryumina, Yu. E. Levit. Moscow: Muzyka Publ., 1991. 125 p. (in Russian).
8. Khrestomatiya po dirizhirovaniyu khorom [Choir Conduction Reader]. In 4 issues. Vol. 2, 2nd ed, corrected and completed. Compiled by E. A. Krasotina, K. R. Ryumina, Yu. E. Levit. Moscow: Muzyka Publ., 1980. 149 p. (in Russian).
9. Nikitina E. N. Khormejsterskaya podgotovka pedagoga-muzykanta v usloviyakh refleksivnogo podkhoda [Choirmastering Training of a Teacher-Musician in the Reflexive Approach Framework]: textbook. Moscow: Ritm Publ., 2013. 96 p. (in Russian).
10. Pravoslavnye pesnopeniya sovremennykh otechestvennykh kompozitorov: dlya khorov raznykh sostavov bez soprovozhdeniya [Orthodox Chants by Modern National Composers: for Various Choirs a capella]. Compiled by A. Kiselev; Russian national musical society. Moscow: Vserossijskoe muzykal'noe obshchestvo Publ., 1993. 72 p. (in Russian).
11. Vladislav Sokolov. Zhizn' v khorovom iskusstve: Stat'i. Vospominaniya. Besedy [Vladislav Sokolov. Life in Choral Art. Articles. Memories. Conversations]: digest. By Acad. Musical college
95
of Moscow state conservatory n. a. P. I. Chaikovskiy; publ. editors I. Yu. Myakishev,
D. D. Semenovsky. Moscow-Rybinsk: Rybinsky Publ. house, 2011. 498 p. (in Russian).
12. Sokolov Vl. Rabota s khorom [Working with Choir]. Moscow: Muzyka Publ., 1983. 200 p. (in Russian).
13. Kritsky B. D. Iz proshlogo v budushchee. Teoriya i praktika vokal'no-horovogo obrazovaniya: Izbrannye stat'i. K 80-letiyu so dnya rozhdeniya [From Past to Future. Theory and Practice of Vocal and Choir Education: Selected articles. By the 80th Anniversary of Birthday]. Coll. by
E. D. Kritskaya. Moscow: Ekon-Inform Publ., 2017. 215 p. (in Russian).
14. Bezborodova L. A. Dirizhirovanie [Conduction]: study guide for students of pedagogical institutes and musical colleges. 3rd ed. Moscow: Flinta Publ., 2017. 214 p. (in Russian).
Submitted 13.10.2019; revised 25.11.2019.
About the author:
Ekaterina N. Nikitina, Professor at the Department of Music Performing Art, Institute of Fine Art of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991), PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
96